Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема пространства и времени в современной философии науки

Работа №182992

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4630 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
1. Пространство и время как философские основания науки 10
2. Методологический аспект проблемы пространства и времени в философии науки 19
3. Логико-гносеологический аспект проблемы пространства и времени в философии науки 27
4. Онтологический аспект проблемы пространства и времени в философии науки 34
5. Социокультурный аспект проблемы пространства и времени в философии науки 44
Заключение 53
Список использованной литературы 55


В современном обществе наука тесно входит во все сферы жизни человека, начиная от образовательного процесса и заканчивая общественными явлениями, которые касаются и повседневной жизни людей. С течением стремительного развития прогресса наука становится путеводной звездой на пути к будущему, при этом, однако, возникают и сопутствующие риски. Так, например, У. Бэк создает концепцию «общества риска», где технический прогресс тесно связан с возможными глобальными проблемами и катастрофами, затрагивающими как природную, так и социальную сферу . В данном плане науку так же важно рассматривать с позиции возможной угрозы помимо общей пользы для человеческого развития.
Современная философия науки стала важным направлением в последние десятилетия. Она представляет собой критическое исследование философских основ науки с целью расширения и понимания ее теоретических и эпистемических возможностей. Современная философия науки является инструментом критического анализа теоретических знаний, полученных в различных сферах науки. Она ставит задачу исследовать и оценивать философские предпосылки, лежащие в основе научных теорий и гипотез, чтобы понимать, как они повлияли на процесс их формирования и следственно, на степень их достоверности. Современная философия науки помогает нам лучше понимать теоретические достижения, а также их потенциальные ограничения. Наука имеет огромное значение для развития человечества и общества в целом. Наука дает нам широкий круг знаний об окружающем мире, которые могут быть использованы как для практических, так и для теоретических целей. Современная философия науки помогает нам понять, как это фундаментальное знание создается и формируется, а также в чем заключаются его определенные ограничения. Так же научные открытия и достижения часто имеют важные последствия для человечества, в том числе для морали, общественной практики и политических решений. Философия науки помогает нам осознать, какие социальные и этические проблемы могут возникнуть из-за научных открытий и их возможного применения.
Рассматривая данный вопрос, необходимо изначально понять, что представляет из себя наука и философия науки в наше время. «Наука - это особый социальный институт, сообщество ученых, главное назначение которого - познание мира, природы, общества и человека, адекватное воспроизведение действительности и ее причинно-следственных связей, законов и закономерностей, а также производство, распространение и применение нового научного знания, развитие технонауки, междисциплинарной области исследования науки и техники» . В отличие от предмета классической философии науки - теории научного познания (эпистемология) - предмет современной философии науки понимается более широко. Главная цель современной философии науки - разработка модели реальной науки как особой подсистемы культуры, социально-когнитивной деятельности, имеющей не только познавательный, но и другие важные аспекты научной деятельности (онтологический, социальный, культурно-исторический, аксиологический, инновационный). Еще одним принципиальным отличием современной философии науки от классической является то, что при построении общей модели науки она сознательно опирается на эмпирический материал реальной истории науки, его содержание и эволюцию . Философия науки постепенно выходит из концепции рассмотрения науки как отделённого от остальных сфер института. В настоящее время её предмет - а это рассмотрение научного знания и его функционирования - пронизывает широкий спектр сфер возможных исследований, касаясь и более повседневных вещей, например, наука и технический прогресс в целом часто становятся предметом отображения и в массовой культуре, показывая, насколько плотно научная сфера вошла в жизнь каждого современного человека.
Пространство и время являются базисом исследования научно-философских проблем в связи со своей фундаментальной природой. Пространство и время являются основополагающими понятиями в физике и математике. В ранней философии науки, эти понятия рассматривались в контексте теоретических оснований науки, и с течением времени стали одними из самых значимых философских тем. Пространство и время были объединены в единую математическую концепцию пространства-времени, описываемую в теории относительности А. Эйнштейна. Концепция пространства-времени предлагает философскую основу для понимания многих фундаментальных вопросов в физике, таких как световой конус, инертность, относительность описаний различных точек пространства. Более того, пространство и время играют ключевую роль в фундаментальных теориях нашей вселенной. Они присутствуют в теории относительности А. Эйнштейна, теории квантовой механики, теории струн, и многих других. Кроме того, многие эксперименты, проводимые в современной науке, требуют точных измерений времени и пространства, и это позволяет уточнять научные теории и модели. Пространство и время имеют определенные философские последствия. Например, они определяют, как происходят перемещения и взаимодействия объектов в пространстве и времени, и объясняют многие явления и процессы в нашей вселенной. Кроме того, пространство и время помогают понять основу культурных и социальных концепций, таких как дистанция, территория, движение и время. Наконец, пространство и время являются ключевыми концепциями в философии науки с точки зрения эпистемологии, то есть, с точки зрения того, как знание трактуется и описывается. Возможности измерения и описания пространства и времени определяют, как наш разум формирует и интерпретирует знания о нашем мире.
Одной из наиболее важных задач философии является объяснение того, как различные объекты взаимодействуют друг с другом. Пространство и время предоставляют человеку необходимую рамку для осмысления и классификации окружающего мира. Вводя категории пространства и времени, мы можем классифицировать физические явления и делать выводы о том, как объекты взаимодействуют друг с другом в пространстве и времени. Более того, пространство и время являются важным фактором в образовании нашего естественного мировоззрения. Пространство и время также играют важную роль в формировании сознания человека. Они помогают нам понимать наши отношения с окружающим миром и друг с другом. Кроме того, пространство и время позволяют нам расширять наши представления о мире, создавая более сложные и точные физические модели. С другой стороны, понимание пространства и времени может быть искажено стереотипами и обретать культурную специфику.
Философия и естествознание обращаются к концепциям пространства и времени с древности, пытаясь объяснить их с физической и философской точки зрения. Осмысление этих фундаментальных научно-философских категорий позволит понять современное состояние научной картины мира и заглянуть в её будущее. С одной стороны, пространство и время выступают научными категориями, на основе которых строятся исследования, работы, теории в естествознании. Изменение представлений об этих категориях сопровождает крупнейшие научные революции и знаменует перестройку всего научного здания. С другой стороны, пространство и время являются в определенном смысле мировоззренческими универсалиями, на фундаменте которых выстраивается культура эпох, народов. Мировоззренческие универсалии, в свою очередь, выступают в качестве предельных оснований культуры. Пространство и время являются ключевыми понятиями философии, отражающими человеческое понимание мира. Они представляют собой мировоззренческие универсалии, т.е. фундаментальные идеи, лежащие в основе нашего мировоззрения. Пространство и время воспринимаются человеком не только как объекты внешнего мира, но и как основа для нашего понимания места и времени в этом мире. Пространство и время являются ключевыми мировоззренческими универсалиями, которые занимают важное место в философии. В контексте философии, пространство и время рассматриваются как фундаментальные понятия, которые играют роль в понимании природы человека, общества и Вселенной в целом. Пространство и время также являются объектом культурных и исторических интерпретаций, которые формируются в контексте социокультурных и политических процессов. Более того, они играют роль в понимании эстетических, моральных и религиозных проблем, что свидетельствует о значимости этих понятий для человеческой жизни и культуры.
Пространство и время влияют на производство научного знания и на социокультурную реальность. В рамках философско-онтологического подхода понятия пространства и времени выражают факт объективно-реального существования пространства и времени как фундаментальных свойств действительности, как атрибутивных свойств бытия. Специфика использования термина «пространство-время» определяется, прежде всего, необходимостью теоретического выражения свойств взаимосвязи пространства и времени. Пространство и время играют ключевую роль в нашем понимании мира. Современное научное знание в значительной степени определяется тем, как мы интерпретируем пространство и время, и как мы используем это знание для объяснения и понимания физических феноменов.
Использование написание пространства-времени через дефис в данной работе обуславливается тем, что оно будет рассмотрено через взаимосвязь, как единое целое.
Степень разработанности темы:
Специфика постановки проблемы пространства и времени в современной эпистемологии рассматривается в трудах таких философов и ученых, как Грюнбаум А., Князев В. Н.
На примере философии физики это осмысляется в работах Липкина А. И., Панченко А. И., Эрекаева В. Д., Гейзенберга В., Казютинского В. В.
Пространство и время как философские основания науки рассматриваются такими авторами, как Черникова И. В., Севальников А. Ю.
Социокультурный аспект философских оснований науки рассматривается в трудах таких мыслителей, как Меньчиков Г. П., Визгин И. П.
Пространство и время как мировоззренческие универсалии рассматриваются Степиным В.С.
Отсюда вытекает проблема дипломной работы, а именно появление проблем в философии науки, связанных с непосредственной сферой отображения пространства- времени в различных областях исследования философии науки.
Объект: современная философия науки.
Предмет: проблема пространства и времени.
Цель: выявить специфику постановки проблемы пространства и времени в
современной философии науки.
В связи с целью работы перед нами встают следующие задачи, а именно:
1. Определить теоретико-методологические основания исследования проблемы пространства и времени в современной эпистемологии.
2. Выявить методологическую проблематику пространства и времени в современной философии науки.
3. Выявить специфику постановки проблемы пространства и времени в логико-гносеологическом аспекте философских оснований науки.
4. Проанализировать специфику постановки проблемы пространства и времени в контексте онтологических оснований науки в современной эпистемологии.
5. Рассмотреть социокультурный аспект проблемы пространства и времени в современной эпистемологии.
В данной исследовательской работе используются следующие методы:
1) Категориальный анализ;
2) Проблемный анализ;
3) Общенаучные методы: анализ и синтез;
4) Герменевтический анализ;
5) Компаративный анализ.
Метод категориального анализа необходим в работе для исследования эволюции ключевых понятий темы: пространство, время, философская проблема, наука, философия науки и т.д. Проблемный анализ ориентирован на особенности исследования постановки проблемы пространства и времени как философской проблемы. Применение общенаучных методов в работе обеспечивает структурную целостность исследования. Герменевтический метод необходим для анализа и интерпретации философской и научной литературы и выявления специфики постановки ключевой проблемы темы: проблемы пространства и времени. Компаративный анализ использоваться в работе для сравнения способов постановки и осмысления ключевой проблемы пространства и времени в классическом, неклассическом и современном постнеклассическом типе научной рациональности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящем исследовании мы задаемся целью рефлексивно осмыслить специфику постановки проблемы пространства и времени в современной эпистемологии. Поэтому первоначально нам было важно осмыслить взаимосвязь философии и науки в определении категорий пространства и времени. Философия науки в наши дни представляет собой взаимосвязанную систему исследований естественных, технических и гуманитарных наук, использующую методологические и эпистемологические аспекты. Она стремится отвечать на вопросы о том, как мы получаем знания об окружающей нас вселенной, как мы их организуем и какие методы мы используем, чтобы описать ее. В поле рассмотрения философии науки попадает широкий ряд проблем, таких как, например, смена философских парадигм, интерпретация физических теорий, поиск источника научного знания и его достоверности. Концепции пространства и времени в современной эпистемологии в призме этих проблем показывают специфику производства научного знания сегодня и актуализируют современное состояние науки в общественном мире. Поэтому постановку вопроса о том, чем являются пространство и время в современной науке, как именно они срабатывают при производстве научного знания, необходимо ставить в контексте осмысления философских оснований наук: методологии, гносеологии, онтологии. Помимо этого, мы обозначили поле исследования философии науки в современном мире, влияния науки на формирование мировоззрения, важность категорий пространства и времени в областях философского и научного знания. Для современного научного дискурса и эпистемологической проблематики пространство и время выступают системообразующими понятиями, они являются фундаментом научной картины мира.
Проблема пространства и времени в методологическом аспекте ставится в контексте смены научных парадигм: от классической к неклассической, далее к постнеклассической. Эволюция методологических основ научных исследований проходит путь от естественнонаучной концептуализации пространства и времени к пространственно-временному континууму как к единому целому в области саморазвивающихся систем постнеклассической научности. Категории пространства и времени меняли основания методологических научных исследований на протяжении развития науки и философии.
Обращаясь к логико-гносеологическому аспекту проблемы пространства и времени, мы определили возникновение поля эпистемологического исследования проблем пространства и времени, а так же обратились к исследованию вопроса того, какие существуют научные подходы к взгляду на влияние пространственно-временных отношений, на окружающий мир и способ их познания. В логико-гносеологическом аспекте проблема пространства и времени осмысляется в контексте категориального анализа пространства и времени. Ключевую роль здесь играет философская рефлексия этих понятий. Их значение поставляется философией вплоть до настоящего времени. С одной стороны, философские концепции пространства и времени задают широкое гносеологическое поле для организации научных теорий. С другой стороны, получение новых научных фактов способствует трансформации значений этих категорий и в философских основаниях науки.
В онтологическом аспекте проблема пространства и времени эволюционирует из состояния метафизического каркаса производства научного знания в новое онтологическое поле понимания вселенной как единого целого, которое строится с учетом эмпирического потенциала теоретических изысканий современной науки. Процессы нашей реальности происходят непосредственно в пространстве с течением времени, формируя прямую взаимосвязь с окружающей действительностью, что учитывается в неклассической парадигме (квантово-релятивистской) и постнеклассической парадигме (эволюционно-синергетической). Одной из проблем пространства-времени в онтологическом аспекте в современной философии физики выявилась необходимость создания теории всего, которая могла бы стать объединяющим каркасом господствующих представлений об устройстве мира, как едином целом.
Эпистемологическая проблематика пространства и времени не может не выстраиваться сегодня вне зависимости от социокультурного аспекта философских оснований науки: наука ограничивается историческим контекстом, нормами морали, представлениями о человеке, социокультурными пространственно-временными границами. Современный общественный и культурный мир трансформируется в постоянной динамике, его неотъемлемыми частями становятся виртуальная и цифровая реальность, социотехнические системы, социальные технологии. Это расширяет и усложняет предметную область современной науки. При этом современное состояние научного института оказывает влияние на современную социокультурную реальность, современный общественный мир. Привычными становятся научные изобретения, специальная научная техника, научные термины, которые входят в повседневный обиход человека.
Таким образом, мы выявили специфику постановки проблемы пространства и времени в современной философии науки. Она заключается в конструировании целостного методологического пространства, преодолении дисциплинарной дифференциации, формировании категориального каркаса научного исследования во взаимодействии философских концепций и науки, в установлении широких социокультурных границ науки.



1. Анисов, А.М. О понятиях направленности и необратимости времени // Синергетика времени. - М. : Репроникс, 2007. - С. 171-195.
2. Аристотель, Метафизика / Аристотель; перевод с греческого П. Д. Первова и В. В. Розанова. - М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 232 с.
3. Ахундов, М. Д., Баженов Л. Б. Пространство / Энциклопедия эпистемологии и
философии науки. - URL:
https://gufo.me/dict/epistemology encyclopedia/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82 %D 1%80%D0%B0%D0%BD%D 1%81%D 1 %82%D0%B2%D0%BE
4. Бек, У. Общество риска. На пути к Другому модерну другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; Послесл. А. Филиппова. М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.
5. Быстрова, А. Н. Философия в процессе осмысления пространства и времени / Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2011. - № 25. - С. 10.
6. Вернадский, В. И. Проблема времени в современной науке / Известия Академии наук СССР. VII серия. Отделение математических и естественных наук. - 1932. - № 4. - С. 511-541.
7. Визгин, В. П. Социокультурные аспекты стандартной модели в физике элементарных частиц и истории ее создания // Эпистемология и философия науки. - 2020. - Т. 57. № 3. - С. 160-175.
8. Вышинский, В.А. К вопросу о пространстве и времени // Sciences of Europe. - 2020. - №51-2 (51).
9. Гайденко, П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в
европейской философии и науке / П. П. Гайденко. - М. : Прогресс-Традиция, 2006. - 464 с.
10. Гайденко, П. П. Понимание времени. Статья вторая: понятие времени в
философии науки конца XIX - начала XX в. А. Эйнштейн // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 167-178.
11. Гайденко, П. П. Понимание времени. Статья первая: понятие времени в философии науки конца XIX начала XX века. Э. Мах, А. Пуанкаре // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1. - С. 174-184.
12. Гейзенберг, В. Избранные труды / В. Гейзенберг; пер. с нем. Ю. А. Данилова и А. А. Сазыкина. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 616 с.
13. Гейзенберг, В. Физика и философия. Часть и целое / В. Гейзенберг: под ред. А. Акчурина, Э. П. Андреева. - М. : «Наука», 1989 - 132 с.
14. Гейзенберг, В. Шаги за горизонт / В. Гейзенберг; пер. с нем.; сост. А. В. Ахутин; общ. ред. и вступ. Ст. Н. Ф. Овчинникова. - М. : Прогресс, 1987. - 368 с.
15. Грюнбаум, А. Философские проблемы пространства и времени / А. Грюнбаум; пер. с англ. / А. Грюнбаум; под ред. Ю.Б. Молчанова. - М. : Издательство «Прогресс», 1969. - 591 с... 71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ