Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СБОРНИК С. Д. КРЖИЖАНОВСКОГО «ЧЕМ ЛЮДИ МЕРТВЫ»: ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ

Работа №69536

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы148
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
265
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
II. «Квадратурин» и «Комната радости»: проблема пространства 11
III. Рассказы «Безработное эхо», «Товарищ Брук» и «Фантом»: проблема
подобия и двойничества 32
IV. Рассказы «Чудак» и «Мост через Стикс»: проблема смерти 73
V. «Автобиография трупа» и «Книжная закладка»: проблема слова 99
VI. Заключение 138
VII. Библиография 145

Литературное наследие Сигизмунда Доминиковича Кржижановского (1887 - 1950) долгое время оставалось неизвестным: при жизни художественные произведения писателя почти не публиковались. Поэт, переводчик и историк литературы В. Г. Перельмутер первым обратился к изучению биографии и творчества Кржижановского в 80-е годы XX века. Разбирая архив поэта Г. А. Шенгели, он заинтересовался записью: «Сегодня, 28 декабря 1950 года, умер Сигизмунд Доминикович Кржижановский, писатель-фантаст, «прозеванный гений», равный по дарованию Э. По и А. Грину. „»1. Он же в 2001 году начал издание собрания сочинений писателя, благодаря чему в значительной мере к концу XX - началу XXI века возрос читательский и исследовательский интерес к творчеству Кржижановского.
Несмотря на то что знакомство с произведениями писателя как специалистов-филологов, так и широкой читательской аудитории началось сравнительно недавно, изучение его творчества в настоящий момент представляет собой уже отдельную, самостоятельную сферу литературоведческих исследований. Свидетельством несомненного интереса к наследию Кржижановского является и количество защищенных диссертаций, посвященных самым разным аспектам творчества писателя, и периодические публикации статей о Кржижановском в канадском журнале «Toronto Slavic Quarterly», составившие уже своего рода научную традицию.
Одним из ключевых исследований является статья В. Н. Топорова «“Минус”-пространство Сигизмунда Кржижановского» 1992 года. В ней формулируется определение созданного писателем мифа об особом типе пространства: «...« минус »-пространство есть попросту означает, что пространства нет или что есть нечто противоположное ему, свернувшееся в нуль и отрицающее это пространство» ; «... оно <пространство> не только вовне, но и то здесь, то там прорастает изнутри и как бы соблазняет, подталкивает к принятию мысли об онтологичности «минус»-явлений, о бытии небытия, «нетов», «минусов», страшных фантомов, отрицающих жизнь и ее пространство, свободу и, значит, человека, если только он не согласен рабствовать небытию». Данная работа повлекла за собой целый ряд научных публикаций о специфике пространства художественного мира Кржижановского.
Еще одно направление литературоведческих исследований составили попытки вписать творчество Кржижановского в литературный контекст, обозначить традиции, имевшие особенное влияние на формирование писателя, установить принадлежность его к тому или иному литературному течению начала XX века или, наоборот, утвердить его самобытность в этом отношении . Важным также представляется стремление литературоведов определить философскую основу прозы Кржижановского. Кроме того, имеется ряд работ по поэтике, в которых конструируется модель художественного мира и описываются черты стиля прозаика (специфика зрительного восприятия, мотивная структура, топика, риторическая организация текста, характеристика жанра ). Затрагивается в научной литературе и тема творчества, а также связанный с ней вопрос об эстетических взглядах Кржижановского.
Очевидно, что сегодняшний этап в изучении творчества Кржижановского есть начальный этап, на котором рассмотренными оказались либо некоторые частные проблемы (биография писателя, некоторые особенности отдельных произведений, различные элементы композиции и стиля и т. п.), либо историко-литературный, философский, идеологический или социальный контекст, на фоне которого существует художественное наследие писателя. Вопрос же о поэтике творчества Кржижановского остается открытым, поскольку подразумевает не столько описание отдельных приемов, используемых автором, сколько определение функций этих приемов в совокупности и участие их в формировании интерпретационного потенциала текста.
Объектом изучения в настоящей диссертации является сборник С. Д. Кржижановского «Чем люди мертвы» , составленный писателем предположительно в 1933 году для публикации, но так и не опубликованный при его жизни. Предмет исследования - особенности поэтики включенных в сборник рассказов, а также самого сборника как единого художественного феномена. Ограничение материала исследования одним сборником из 9-ти рассказов («Чудак», «Квадратурин», «Комната радости», «Безработное эхо», «Товарищ Брук», «Мост через Стикс», «Автобиография трупа», «Фантом», «Книжная закладка») вызвано, с одной стороны, относительно небольшим объемом магистерской диссертации, а с другой стороны, тем фактом, что сборник представляет собой художественное единство, организация которого отвечает авторской интенции и таким образом отчасти демонстрирует специфику художественного метода автора. Существенным в этом отношении оказывается тот факт, что сборник был составлен из произведений, написанных в период с 1922 по 1933 годы, при этом в нем прослеживаются связи между всеми рассказами и наблюдается одинаковый принцип организации текста. Представляется, что в случае с Кржижановским это наблюдение не лишено оснований: еще В. Г. Перельмутер в комментариях ко второму тому собрания сочинений Кржижановского отмечал, что «имеет смысл обратить особое внимание на ее <книги «Чем люди мертвы»> композицию, выстроенную весьма жестко и последовательно, с более отчетливо прослеживаемой системой внутренних связей и перекличек, чем, например, в «Сказках для вундеркиндов» (1922¬1927) и даже в «Чужой теме» (1928-1931)».
Необходимость проведения именно поэтологического анализа сборника с привлечением дополнительных источников (филологических работ писателя, его статей для «Словаря литературоведческих терминов», переписки, заметок) связана с тем обстоятельством, что для творчества Кржижановского характерна высокая степень авторской рефлексии над природой языка и литературы. Об этом свидетельствуют его разыскания в области литературоведения и эстетики: «Поэтика заглавий», «Философема о театре», «Комедиография Шекспира», «Фрагменты о Шекспире», «Искусство эпиграфа», «Лермонтов читает „Онегина“» и многие другие. Кржижановский, безусловно, был знаком с работами ранних формалистов , которые или повлияли на него, или просто были созвучны его собственным взглядам на художественный текст как на продуманную, урегулированную и при этом семантически нагруженную форму. В одном из писем 1927 года, адресованном Анне Бовшек, Кржижановский, раскрывая свою писательскую заинтересованность в читательском восприятии именно формальных особенностей его произведений, пишет следующее: «Чтений в Коктебеле было немного, но моих, пожалуй, слишком много: три. Споров по поводу их было довольно много, но, как всегда, все видели только «проблему», забывая о форме, оказывавшуюся у меня всегда какой-то невидимкой». Всё это, в конечном итоге, может говорить об особой работе Кржижановского над формой, которая, в свою очередь, определена его эстетическими установками. Попыткой их прояснить в связи со спецификой творчества писателя, а именно - с модернистским характером отношений между действительной и художественной реальностями, и обосновано предпринимаемое исследование проблем композиции сборника рассказов «Чем люди мертвы». В творчестве данного автора часто используются своеобразные модели создания текста, наличием которых и объясняется некоторый схематизм и однообразность его произведений. Такого рода схемы работают на нескольких уровнях: на сюжетном, на тематическом, на персонажном, на уровне организации времени и пространства, на мотивном уровне, образном, стилистическом, в системе заглавий, играющих далеко не последнюю роль для Кржижановского. Однако подробное описание этих схем требует тщательного поэтологического анализа как отдельных рассказов, так и сборника в целом.
Литература модерна, в эстетику которого вписывается и творчество Кржижановского, устанавливает новый по сравнению с предшествующей литературой характер отношений между текстом и миром: в процессе усвоения и освоения литературных конвенций, в процессе их накопления, для литературы становится приемлемым постепенный отказ от каких-либо попыток приблизить художественную реальность к реальности действительной, жизненной. Литература отказывается от стратегии, которую представители рецептивной эстетики обозначили термином «идентификация» (стремление текста убедить читателя в реальности художественной иллюзии, заставить его самоотождествиться с персонажами, пережить вымышленный мир художественного произведения как реальную, насущную действительность). Автору нет нужды убеждать своего читателя в том, что рассказанная история есть история о действительном мире, поскольку достижение эстетического эффекта лежит теперь не в области стремления читателя перенять опыт героев, вжиться в художественный мир текста. В этом же ключе можно рассматривать и уход от антропоцентризма в культуре начала XX века, о котором писал Ортега - и - Гассет : в произведениях Кржижановского нередко предпринимается попытка представить точку зрения на мир не человека, но слова («Якоби и якобы»), например, или пальцев («Сбежавшие пальцы»), мысли («Жизнеописание одной мысли») и т. п. Литература, можно сказать, замыкается в самой себе, начинает играть со своими же собственными категориями, выработанными в процессе художественного освоения ею действительности. Она становится игрой конвенциями, условностями, приемами. И удовольствие от чтения в связи с этим также переносится в другую сферу - в сферу разгадывания этого нового литературного кода, расшифровки языка самоописания литературы.
Таким образом, целью предпринимаемого исследования является определение особенностей поэтики Кржижановского и специфики его творчества. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. поэтологический анализ 9 рассказов, входящих в состав сборника «Чем люди мертвы»,
2. выявление особенностей структуры сборника,
3. описание моделей-схем, применяемых автором на разных композиционных уровнях, и определение функции их использования.
Разделение текстов на четыре группы, каждой из которых отводится отдельная глава, обусловлено их (текстов) тематической соотнесенностью друг с другом. Так, особую связь рассказов «Квадратурны» и «Комната радости» отмечал в комментариях к последнему В. Г. Перельмутер: «В композиции книги эта новелла [«Комната радости» - В. В.] - несомненно, «парная» к предыдущей [«Квадратурин» - В. В.]. Попытка оптимистической антитезы» ; в них рассматривается проблема существования человека в пространстве (гл. «“Квадратурин” и “Комната радости”: проблема пространства»). Рассказы «Безработное эхо», «Товарищ Брук» и «Фантом» представляют собой вариации на тему самоидентификации субъекта в мире, в котором вопрос о подлинности в крайней степени проблематизирован (гл. «“Безработное эхо”, “Товарищ Брук” и “Фантом”: проблемы подобия и двойничества»). Главные персонажи текстов «Мост через Стикс» и «Чудак» раскрывают свое восприятие смерти в философском ключе (гл. «“Чудак”, “Мост через Стикс”: проблема смерти»). В рассказах «Автобиография трупа» и «Книжная закладка» поднимается языковая проблема, связанная с авторитетом слова и его влиянием на сознание человека (гл. «“Автобиография трупа” и “Книжная закладка”: проблема слова»).
Работа представляет собой опыт герменевтического прочтения, который подразумевает использование разных методологических стратегий анализа текста, выбор которых определяется спецификой материала: структуралистских, сравнительно-типологических, мотивно-тематических и историко-литературных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сборник С. Д. Кржижановского «Чем люди мертвы» представляет собой композиционное и тематическое единство - макротекст, поэтику которого можно определить как «поэтику дубля», основанную на повторном использовании одной и той же художественной модели-схемы . Эта схема формируется из компонентов разных текстовых уровней: сюжет, хронотоп, мотив, риторика, интертекст, заглавие, ономастика, наррация.
Ядро схемы составляет сюжет, разнообразные варианты которого возводятся к одному инварианту - к презентации идеи, в итоге разоблачаемой. Так, в рассказе «Чудак» представлена идея смертоносного отказа от чувственной природы в пользу разума во имя постижения истины, в «Квадратурине» - идея бесконечного расширения пространства, в «Комнате радости» - идея коллективного счастья, в рассказе «Безработное эхо» - идея сотрудничества писателя и современности, в рассказе «Товарищ Брук» - идея тождественности вещи и человека, в рассказе «Мост через Стикс» - идея победы смерти над жизнью, в «Автобиографии трупа» - идея господства книги над миром, в «Фантоме» - идея фантомизма, победы небытия над бытием. Финальный текст «Книжная закладка» с точки зрения организации сюжета устроен более сложным образом, поскольку он дублирует структуру всего сборника, большой смысл которого обнаруживается в утверждении жизни: в данном рассказе, в отличие от всех предыдущих, происходит не разоблачение того, «чем люди мертвы», но утверждение витальной силы творчества, деавтоматизирующего восприятие действительности, расподобляющего объекты реальности через обнаружение множественной природы языковых знаков, дарующего читателю свободу от мнений и идей. С сюжетным уровнем связана также проблематизация со бытия внутри повествуемого мира: так, все происшествия фантастического характера, описанные в сборнике, остаются по - настоящему незамеченными окружающими героя людьми, то есть неспособными нарушить норму этого мира (разрастание комнаты в коммунальной квартире, оживление мертворожденного трупа, замена человека брюками). Данная сюжетная особенность обуславливает формирование единого для всего сборника хронотопа обыденности, внутри которого невозможны кардинальные изменения: здесь становятся привычными война и смерть («Чудак», «Мост через Стикс»), абсурд, двойничество («Товарищ Брук») и уничтожение свободы личности («Безработное эхо», «Комната радости»), одиночество, влечение к смерти («Фантом»), бегство от реальности в фикциональный мир текста («Автобиография трупа»), лишенные смысла книги, идеологическое насилие, убийство Творца («Книжная закладка»). Маркерами хронотопа обыденности становятся:
• лексемы «скучливый» (435), «привычный» (449, 507), «обыкновенный» (487), «как всегда» (487), «скука» (515);
• образы заполонивших пространство предметов, в описании которых используется олицетворение, подчеркивающее эквивалентность человека и вещи (крайнее проявление ее можно наблюдать в рассказе «Товарищ Брук»);
• образ точно расчисленного времени (часы, календари), не знающего случайности и внезапности;
• ограниченность и замкнутость пространства, оборачивающаяся губительной для человека беспредельностью.
Помимо олицетворения, ведущим приемом в изображении окружающей действительности становится синекдоха (подмена целого частью), создающая эффект фрагментарности, дробности художественного мира: например, в рассказе «Комната радости» («Жена подняла глаза от шелкового узора, спрашивая ими» (461)), в рассказе «Товарищ Брук» («когда все уши квартиры втиснутся в подушки» (494)), в «Фантоме» («Слева - мучительно шевелящиеся лопатки студента, наклонившего пунцовые уши навстречу вопросам экзаменатора» (545)) и т. п. Фрагментарность, в свою очередь, связана с одним из центральных в творчестве Крижановского мотивов - с мотивом зрения , представленного в двух вариантах: острота зрения и его отсутствие, слепота. Так, невозможность различить предметы и явления, провоцирующая возникновение героев-двойников, обусловлена отсутствием целенаправленного взгляда на мир и обращенности к нему, которое маркируется в тексте повтором наречия «мимо»: «Но мы пока шли мимо» (434), «Но мы еще раз проходили мимо» (434), «Смотрит мимо» (458), «И я шел, с трудом разгибая инъецированные ноги, - дальше и дальше - мимо множеств мимо» (557) и т. д. Острота зрения, наоборот, служит проникновению в суть вещей, поиску истины, критическому взгляду на окружающую действительность. Способность ясно видеть и пристально вглядываться становится здесь метафизической категорией и определяет внутренний потенциал человека. Однако в поле внешнего и внутреннего зрения попадают разнообразные явления, идеи и вещи, отбор которых человек должен производить самостоятельно. Так, большинство идей оказывается для него губительно («Мост через Стикс», «Фантом», «Квадратурин», «Чудак», «Комната радости», «Автобиография трупа»).
С данным мотивом тесно переплетается мотив слова, которое предстает у Кржижановского самостоятельным, живым, действующим субъектом: «.и прямо перед вами странствующее в машинописной каретке - из фраз в фразы - слово, человеческое слово» (486), «.и дальнейший текст ныряет под всклокоченные волосы спящего.» (544), «Другой раз мне удалось
вскользнуть под тощее одеяло к наборщику, умиравшему от свинцового отравления. Да, кх... алфавит, из пересыпей которого вы мастерите свои молитвенники и политграмоты, в достаточной мере ядовит» (505), «по шершавой и грязной бумаге, ломая шеренги строк, торопились серые - солдатского сукна - буквы» (569). Возникающие здесь отрицательные коннотации вызваны тем, что именно в слове (устном или письменном) выражены опасные для жизни идеи: они проникают в сознание героев или в ходе разговора («Мост через Стикс», «Чудак», «Фантом», «Безработное эхо»), или через письменный текст («Чудак», «Фантом», «Автобиография трупа», «Комната радости»). В конечном итоге, опасным является сам язык, во власти которого оказывается любая вербализованная мысль. Более того, устройство языка таково, что он сам провоцирует возникновение смертоносных идей. Во-первых, обманчиво слово, чаще всего обладающее несколькими значениями: так возникает, например, образ Фифки, принадлежности фантома (муляжа роженицы) и создателя фантомизма (философии фикций, небытия). Во-вторых, фонетическое и графическое сходство слов провоцирует уподобление их денотатов: брюки замещают Брука, строится мост через Стикс и Тинц знакомится с обитательницей тин, Фифка оказывается двойником Склифского. В-третьих, явление лексической антонимии приучает носителя языка к выполнению определенной логической операции при построении мысли - к постоянным, излишним оппозициям и их переворачиванию: в частности, жаба («Мост через Стикс»), излагая свои идеи, часто прибегает к данному приему («.если мне будет разрешено сослаться на Гегеля, который считает, что некоторые народы, например ваш, имеют бытие, но обделены историей, внеисторичны, то почему бы мне, происходящей из древнего рода стиксовых жаб, даже при выключенности из бытия (ставлю Гегеля на голову) не рассказать своей истории.» (499)). На обнаружение лживой природы языка работают всевозможные примеры языковой игры, каламбуры, которыми изобилуют рассказы Кржижановского: разрушение фразеологизма или речевого штампа, столкновение прямого и
переносного значений, демонстрация звуковых и графических подобий слов. Борьба со словом, осуществляемая внутри слова, позволяет обнаружить в творчестве писателя представление об ином, отличном от повседневного, бытии языка, помнящего о своем божественном происхождении. Экспликации данного представления посвящен последний рассказ сборника, «Книжная закладка», в котором за счет введения интертекстуальной связи с пушкинским «Пророком» создается образ истинного поэта, обретшего божественное слово: «И вырвал грешный мой язык, / И празднословный и лукавый, / И жало мудрыя змеи / В уста замершие мои / Вложил десницею кровавой» .
Наличие интертекста в рассказах сборника является характерной чертой его поэтики. Интертекстуальная насыщенность (Достоевский, Гоголь, Пушкин, Белый, Гофман, Аристофан, Баратынский, Державин, Новалис, По, Вудворд; Гегель, Кант, Файхингер, Фрейд, Энезидем, Монтень и др.) обусловлена, с одной стороны, причастностью большинства героев Кржижановского книжной культуре, из которой они черпают губительные для сознания идеи, а с другой - специфической функцией реминисценций и аллюзий на художественные произведения, которая заключается в разоблачении этих идей. Так, например, память о глобальном смысле пушкинской трагедии «Пир во время чумы» обнаруживает несостоятельность «чудака» как нового культурного героя. Возникающие в «Автобиографии трупа» лексические маркеры присутствия двух хрестоматийных литературных типов - маленького человека (ср.: «А тут - как закачался на дрогах, так и повезут тебя, так и повезут с ухаба на ухаб, сквозь весны и зимы, из десятилетий в десятилетия, неоплаканного [выделено мною. - В.В. ], ненужного» (515) и «Ну, добро бы он под концом-то хоть исправился, что-нибудь бы смягчил, поместил бы, например, хоть после того пункта, как ему бумажки на голову сыпали: что вот, дескать, при всем этом он был добродетелен, хороший гражданин, такого обхождения от своих товарищей
не заслуживал, послушествовал старшим (тут бы пример можно какой- нибудь), никому зла не желал, верил в бога и умер (если ему хочется, чтобы он уж непременно умер) — оплаканный» [выделено мною. - В.В.]) и лишнего человека («Лишние пусть уйдут» (520) и повесть И. С. Тургенева «Дневник лишнего человека») - позволяют определить преемственность персонажа Кржижановского по отношению к предшествующей традиции, и при этом идентифицировать его как нового литературного героя - героя сознания, по страдавшего от ужасов войны и революции и не находящего спасения, подобно своим предшественникам, в погибающей вместе с ним культуре. С данным обстоятельством связана и проблема мотивировки фантастического в рассказах «Фантом», «Мост через Стикс», «Квадратурин»: непосредственные указания и намеки на сумасшествие, лихорадку, белую горячку или сон героев лишний раз подчеркивают, что Фифка, жаба и расползающееся пространство суть порождения болезненного сознания, сформированного временем, философией, литературой.
Важную роль в поэтике сборника играют названия текстов и имена персонажей, которые работают на разоблачение представленных идей: так, например, созвучие имени «Тинц» и существительного «тина» свидетельствует о том, что высказываемые жабой идеи принадлежат инженеру, во власти которого спроектировать мост так, чтобы смерть победила жизнь. Семантически нагруженным является также название самого сборника, отсылающего к названию рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и вступающего с ним в полемику, не в тематическом, но в эстетическом отношении. В то время как текст Толстого задает читателю направление интерпретации, поскольку в нем эксплицирована в слове основа витальной силы человека - любовь и Бог, сборник Кржижановского, в названии которого разрушается и название рассказа Толстого, и библеизм «Не хлебом единым жив человек», оставляет читателю интерпретационный простор. По сути он дает тот же ответ на вопрос о метафизической причине жизни человека и той энергии, которая эту жизнь поддерживает, но совершенно иным, противоположным толстовскому, способом. Последовательно поднимая и разрабатывая все опасные для его героев проблемы (пространство, подобие, смерть, слово), Кржижановский апофатически определяет то, что спасает жизнь: отсутствие в его текстах любви, веры в Бога и самого Бога есть то, «чем люди мертвы». И это значимое отсутствие, смысловая лакуна, которую должен заполнить читатель, возникает благодаря художественной форме - ключевым в его поэтике компонентам. Использование одной и той же структурной схемы в каждом из текстов продиктовано, в свою очередь, их тематическим содержанием: подобие, царящее в этом художественном мире и заданное множественной природой языка, остраняется методом его дублирования, последовательным умножением эффекта однообразия сюжета, мотивики, принципов функционирования интертекста, названий, имен, примеров языковой игры. За счет последней, в том числе, актуализируется смысл спрятанного в название сборника библейского изречения, вторую часть которого культура отбросила: «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа живет человек» (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8: ст. 3). К божественному слову стремится слово художественное, преодолевающее свои «празднословие и лукавство» в художественной форме, герменевтическое прочтение которой есть задача читателя: «Закладке часто приходилось дожидаться меня, как и в те, отдуманные, годы, то у той, то у другой темы; мы размышляли и грезили, препинались нет о нет, свершая медленный, с роздыхами, путь - со ступени на ступень, с абзаца на абзац, вслед образам, завязям смыслов, экспозициям и концовкам ловца тем».» (610).



1. Кржижановский С. Д. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. СПб., 2001.
2. Кржижановский С. Д. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. СПб., 2001.
3. Кржижановский С. Д. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. СПб., 2003.
4. Кржижановский С. Д. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. СПб., 2006.
5. Кржижановский С. Д. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. СПб., 2010.
6. Аристофан. Комедии; Фрагменты. (Сер. «Литературные памятники»). М., 2008.
7. Белый А. Петербург. М., 1981.
8. Блок А. А. Собр. соч.: в 20 т. Т. 2. М., 1997.
9. Вудворд В. Вздор. М., 1927.
10. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 30 т. Т. 1. Л., 1972.
11. Достоевский Ф. М. Полное собр. соч.: В 30 т. Т. 6. Л., 1973.
12. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 тт. Т. 8. Л., 1973.
13. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 15. Л., 1976.
14. Кальдерон П. Драмы: В 2 кн. М., 1989.
15. Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. М., 1959.
16. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 тт. Т. 25. М., 1937.
17. Физиолог. СПб., 1996.
18. Шекспир У! Гамлет, принц Датский: трагедия в 5 действиях / пер. с англ.
Н. А. Полевого. СПб., 1887.
II. Научная литература:
1. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Л., 1979, с. 57-59.
2. Виролайнен М. Н. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. СПб., 2003.
3. Вукас Д. Г. Коммунальная квартира как гетеротопия // Literature. 2015. Vol. 57. S. 209. URL:http://www.literatura.flf.vu.lt/wp-content/uploads/2015/11/Literatura 57 5 198 210.pdf(дата обращения: 31. 05. 2016).
4. Воробьева Е. И. Сигизмунд Кржижановский в контексте русского символизма // Русская литература ХХ века: итоги столетия. СПб., 2001. С. 10-16.
5. Горошников В. В. «Евангелие от молчания» и «Silentium от Кржижановского» в повести «Клуб убийц букв» // Ярослав. пед. вестн. Ярославль, 2005. № 1(42). С. 14-20.
6. Горошников В. В. Экзистенциальные параметры поэтики С. Кржижановского // Культура. Литература. Язык. Ярославль, 2005. Ч. 1. С.161-166.
7. Делекторская И. Б. Мотивы памятника и карнавала в прозе С. Д. Кржижановского // Изв. Акад. наук. Сер.: Лит. и яз. М., 2009. Т 68, № 1. С. 28-37.
8. Делекторская И. Теория карнавала в повести С. Д. Кржижановского «Клуб убийц букв»: к постановке проблемы // Toronto Slavic Quarterly. 2007. № 19. URL:http://sites.utoronto.ca/tsq/20/delektorskaya20.shtml(дата обращения: 20.11.2015).
9. Делекторская И. Б. Эстетические воззрения Сигизмунда Кржижановского: (От шекспироведения к философии искусства): автореф. дис. канд. наук. М., 2000.
10. Дзюбинская Н. Шутовской «мезальянс» у Достоевского и Андрея Белого // Лит. учеба. 1980. №4. С. 176-183.
11. Долгополов Л .К. Роман А. Белого " Петербург" и философско - исторические идеи Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1976. Т. 2. С. 217-22.
12. Долинин А. Пушкин и Англия. М., 2007.
13.Заварницына Н. М. Кризис гуманизма в осмыслении С. Кржижановского // Динамика культуры в обществе социальных инноваций: Материалы Всерос. науч. конф. Самара, 2011. С. 414-417.
14. Кузьмина Е. О. Жанр литературной сказки в творчестве С. Кржижановского // Актуальные вопросы филологических наук. Чита, 2011. С. 9-12.
15. Лавров А. В. Достоевский в творческом сознании Андрея Белого (1900-е годы) // Андрей Белый. Проблемы творчества. М., 1988. С. 131-150.
16. Ливская Е. В. Метафизика бытия в новеллистике С. Д. Кржижановского // Вестн. Моск. гос. гуманит. ун-та = Sholokhov Moscow state Humanitarian univ. Филол. науки. М., 2007. № 3. С. 28-32.
17. Ливская Е. В. Философско - эстетические искания в прозе С. Д. Кржижановского: дис. канд. наук. М., 2009.
18. Лунина И. В. Мотив боли в новеллах С. Д. Кржижановского // Филологическое обеспечение профессиональной деятельности. Барнаул, 2006. С. 315-317.
19. Калмыкова В. Архаика Сигизмунда Кржижановского: «поперек времени» // Toronto Slavic Quarterly. 2007. № 19. URL:http://sites.utoronto.ca/tsq/ 19/kalmykova19.shtml(дата обращения: 20.11.2015).
20. Калмыкова В. "Быт" и "бытие" у Сигизмунда Кржижановского: социологическая эстетика. Эстетическая социология // Toronto Slavic Quarterly. 2007. № 21. URL:http: / / sites.utoronto.ca/tsq/21/kalmykova21.shtml(дата обращения: 20.11.2015).
21. Мансков А. А. Дефекты зрения в художественном мире С. Д. Кржижановского // Филология и человек. Барнаул, 2010. № 2. С. 79¬89.
22. Мансков А. А. Проявления европейского топоса в новелле С. Д. Кржижановского «Соната "Deaths door"» // Философия и культура. Барнаул, 2006. Вып. 3. C. 76-81.
23. Мансков А. А. Творчество С. Д. Кржижановского в контексте русского модернизма // Диалог культур. Барнаул, 2009. № 8. С. 72-78.
24. Мансков А. А. Топос легкого дыхания в новелле С. Д. Кржижановского «Соната "Deaths door"» // Филологический анализ текста. Барнаул, 2007. Вып. 6. C. 43-52.
25. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.: В 50 т. Т 1. М., 1955.
26. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.
27. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
28. Перельмутер В. Сигизмунд Кржижановский. Собрание сочинений в 5 томах. Что дальше? // Toronto Slavic Quarterly. 2007. № 19. URL:http://sites.utoronto.ca/tsq/ 19/perelmutter19.shtml#top(дата обращения: 20.11.2015).
29. Петрученко. О. Латинско-русский словарь. Москва, 1914.
30. Подина Л. В. С. Д. Кржижановский - новеллист // Художественный язык литературы 20-х годов ХХ века. Самара, 2001. С. 169 - 176.
31. Подина Л. В. Пространство и время в художественном мире Сигизмунда Кржижановского: автореф. дис. канд. наук. Самара, 2002.
32. Подопригора М. Г. Ф.М. Достоевский и Андрей Белый: творческий диалог //Вопросы традиций и новаторства: Тезисы докладов внутривуз. науч. конф. Ставрополь, 1995. С. 35-40.
33. Семенов А. Н. Пространство прозы С. Д. Кржижановского // Гуманит. науки Югории. Ханты-Мансийск, 2004. Вып. 3. С. 83 - 102.
34. Синицкая А. В. Метафора как хронотоп: (К вопр. о поэтике Сигизмунда Кржижановского) // Вестн. Самар. гос. ун-та. Гуманит. выпуск. Философия. Социол. История. Литературоведение. Унив. жизнь. Самара, 2003. № 1. С. 85 - 96.
35. Синицкая А. В. Пространственность и метафорический сюжет: (На материале произв. С. Кржижановского и К. Вагинова): дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2004.
36. Синицкая А. В. Эмблема как пространственная форма в тексте: (К проблеме метафорического сюжета) // Телескоп. Самара, 2002. № 6. С. 186 - 203.
37. Сипард Л. От «Бесов» к «Петербургу»: между полюсами юродства и плутовства // Studies in 20th century Russian prose. Stockholm, 1982.
38. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996.
39. Соловьев С. М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского. М., 1979, с. 219-232.
40. Солонин Ю.Н., Аркан Ю.Л. Философия фикционализма ГансаФайхингера: опыт ретроспекции и оценки // Размышления о философии наперекрестке второго и третьего тысячелетий. Вып. 11. СПб., 2002.
41. Топоров В. Н. «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского // Кржижановский С. Д. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. СПб., 2013. С. 354-497.
42. Трубецкова Е. Г. "Авторы - вторы - воры": судьба писателя в прозе С. Кржижановского// Фединские чтения. Саратов, 2010. Вып. 4. С. 181-189.
43. Трубецкова Е. Г. Мир как «дочка зрения»: опыты «остранения» Сигизмунда Кржижановского // Известия Саратовского университета.Новая серия. Серия «Филология. Журналистика». Выпуск № 4. Т. 13. 2013. С. 61-66.
44. Трубецкова Е. Г. Эстетика зрения в прозе Сигизмунда Кржижановского // Культура в фокусе знака. Тверь, 2010. С. 231-243.
45. Федоров Ф. П. Кржижановский и западный романтизм // Материалы конференции, посвященной 110-летию со дня рождения академика Виктора Максимовича Жирмунского. СПб., 2001. С. 240-245.
46. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
47. Фрейд З. Мы и смерть. По ту сторону принципа наслаждения. Рязанцев С. Танатология - наука о смерти. СПб., 1994.
48. Фуко М. Другие пространства // Фуко М. Интеллектуалы и власть: избранные политические выступления и интервью. М., 2006. Ч. 3.
49. Ханинова Р. М. Мотив сновидения в новеллистике С. Д. Кржижановского // Русское литературоведение на современном этапе. М., 2009. С. 394-397.
Ханинова Р. М. Офтальмологическая топофилия в новелле С. Кржижановского: («Грайи», «Четки», «В зрачке») // Восток - Запад: пространство русской литературы и фольклора. Волгоград, 2006. С. 436-444.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ