Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Работа №181677

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 глава. Феминизм как социокультурная основа гендерных исследований 10
1.1. Развитие феминизма как социально-политического движения в странах Европы и
Америки 10
1.2. Распространение практик и теорий феминизма в России 19
2 глава. Становление проблематики гендерных исследований 33
2.1. Способы конструирования гендера в Европе и Америке в ХХ веке 33
2.2. Периоды развития гендерных исследований в Европе, США и России 42
3 глава. Современные гендерные исследования культуры 51
3.1. Категориальный аппарат современных гендерных исследований 52
3.2. Проблема гендерной методологии в науках о культуре 62
Заключение 71
Список использованной литературы 73

Актуальность темы исследования определяется необходимостью серьезной научной рефлексии методологических оснований гендерных исследований современной культуры.
Социальные, экономические и политические преобразования, произошедшие в течение XIX - XX вв., внесли значительные изменения в полоролевые взаимоотношения во всех областях культуры, обусловили появление женщин в профессиональной и образовательной сферах, возникновение новых форм брака, изменение статуса женщины в обществе, трансформацию социокультурных стереотипов маскулинности и феминности. Актуализация интереса к полу с очевидностью проявляется и в сфере частной жизни, и в искусстве, и в науке.
Изучение взаимоотношений мужчин и женщин, различия социальных ролей, идентичности и сексуальности привело к возникновению гендерных исследований, в рамках которых изыскатели дифференцируют понятия «пол» и «гендер». Понимание гендера как социального статуса и системы отношений, на основании которой общество делится по признаку пола в рамках определенной культуры, позволило применить гендерный подход к исследованию различных форм и явлений культуры.
Научный интерес к гендерным различиям связан со значительными изменениями, происходящими в современной культуре, трансформацией ролей мужчины и женщины на современном этапе развития общества; проблемы социального пола являются сегодня исключительно актуальными.
Г ендерные исследования, находящиеся в процессе институциализации, в настоящее время являются одним из перспективных направлений российских гуманитарных наук. Развитие гендерных исследований на современном этапе рассматривается в качестве условия демократизации и гуманизации как общества, так и института науки. Являясь по своей природе интегративным направлением современного социального знания, заимствуя исследовательские приемы социологии, политологии, психологии, лингвистики, литературоведения и других наук, гендерные исследования дают возможность по-иному взглянуть на известные культурные факты, способствуют более полной и точной их интерпретации с учетом гендерной специфики.
В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных явлений и процессов используется очень широко. В ходе гендерных исследований чаще всего рассматриваются роли, нормы, ценности, черты характера, которые общество предписывает женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы для того, чтобы охарактеризовать традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.
Понятие о том, что гендер включает социокультурное разделение между мужчинами и женщинами, устоялось в различных культурных практиках, которые, включаясь в повседневную жизнь, укрепляют мнение о естественности главенствующего положения мужчины в культуре и социуме. Использование гендерного подхода применительно к исследованию культуры помогает обнаружению и анализу иерархического разделения между мужчинами и женщинами, прочно вошедшего в современную жизнь и укоренившегося в социальных институтах. Применение гендерного подхода в науках о культуре (культурологии, антропологии, истории и др.) также позволяет изучить установки, стереотипы, формы дискриминации, предрассудки, социальное восприятие, связанные с понятиями мужского и женского.
Настоящая дипломная работа, с одной стороны, находится в русле современной гендерной проблематики, с другой - с учетом современного состояния гендерных исследований, должна наметить перспективы и характер исследований конкретных форм культуры.
Степень научной разработанности проблемы. Цель и задачи дипломного исследования определили обращение к источникам и источниковедческой литературе: к монографиям, научным статьям, посвященным исследованию гендера в области социально-гуманитарных наук, включающих в себя историю, социологию, психологию и психоанализ, лингвистику, этнологию и антропологию, литературоведение, дисциплины философского цикла, политологию, экономику, культурологию; к исследованиям в области гендерной методологии и гендерного анализа в различных областях российской науки. Кроме того, с целью изучения истории гендерных исследований в работе использованы архивные документы, декреты, указы, материалы съездов.
Социально-гуманитарные науки явились наиболее благоприятной сферой для развития гендерных исследований.
Проблема пола всегда была широко представлена в российской исторической науке, несмотря на то, что гендерные исследования вошли в неё несколько позже, чем в другие дисциплины гуманитарного цикла. Российских историков интересовали вопросы, связанные с положением женщины в социуме и её участием в общественных движениях и благотворительной деятельности, изменением статуса и положения женщины в российском обществе, замужеством и разводом в жизни горожанки, эмансипацией женщины и её экономической независимостью, жизнью русской крестьянки, женским счастьем, межконфессиональными браками, появлением «женских исследований» в отечественной историографии (С.Г. Айвазова, Н. Бошковска, В.А. Веременко, Л.Н. Денисова, Н.В. Досина, Н.Л. Пушкарева, О.Д. Шемякина).
Включение гендерного подхода в социологию представлено в работах, показывающих социокультурный аспект процессов половой социализации, моделей маскулинности и феминности и исследующих такие гендерные характеристики личности, как гендерная идентичность, стереотипы и установки, связанные с типичными моделями поведения обоих полов (Э. Гидденс, Н. Смелзер, С. Бем, М. Киммел, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клецина, И.С. Кон, A.A. Темкина).
Центральную роль в исследовании женской психологии сыграл психоанализ. Труды 3. Фрейда оказали большое влияние на всю культуру в целом и подтвердили стереотипное представление о женщине как о «неполноценном человеке». Теоретическое обоснование полового диморфизма, исследование процессов формирования установок, изучение психологии лидерства, а также психофизиологии мужчины и женщины представлено в работах Б.Г. Ананьева, В.Е. Кагана, Е.П. Ильина, Т.В. Бендас.
Исследованию «женского языка» на уровне текста литературных произведений и выявлению женской литературной традиции, изучению женских образов в литературе и феномена «женского чтения» посвящены труды O.P. Демидовой, H.JI. Пушкаревой, С.Р. Охотниковой, К. Бинсвангер.
Легитимация гендерного подхода и гендерных исследований позволяет использовать категорию «гендер» для переосмысления дисциплин философского цикла (C.B. Рассадин, И.А. Жеребкина, Г.А. Брандт, O.A. Воронина, A.A. Костикова).
В рамках российских и зарубежных гендерных исследований существуют работы, посвященные участию женщин в политическом процессе на уровне государства, на уровне мировой политики, роли женщин - лидеров в политических структурах; подобные исследования восполняют пробелы в академической политологии (С.Г. Айвазова, Е.А. Здравомыслова, A.A. Темкина, Г.Г. Силласте).
Одной из основных тем гендерных исследований становится изучение вопроса, связанного с изменением социально-экономического статуса женщин в условиях рыночных реформ, а также с разделением домашнего труда, с выявлением дискриминации женщин в профессиональной сфере (Дж. С. Милль, М. Киммел, Н.М. Римашевская, С.Ю. Рощин, Р.П. Колосова).
Применение гендерного подхода в культурологии позволяет изучить культуру различных эпох, включая современную, с точки зрения «феминного» и «маскулинного», рассмотреть гендерные субкультуры, выявить андрогинную природу живописи, исследовать гендерные отношения в национальном сообществе, а также другие аспекты культуры (А.Р. Усманова, Т.А. Клименкова, Е.В. Тараканова, К.С. Шаров).
Необходимо отметить работы, обращенные к разработке методологии гендерного подхода в различных сферах науки. Зарубежные ученые первыми обратили внимание на существование проблемы неравенства полов и предложили практические рекомендации по методике внедрения гендерного подхода в исследование различных сфер жизни. Изучение опыта зарубежных ученых в области гендерных исследований также позволило российским исследователям применить гендерный подход к анализу различных областей и сфер науки (С.Г. Айвазова, A.B. Белова, Т.О. Ржаницына, A.B. Смирнова, ЛЪ. Штылева).
В сфере культурологической науки предпринята попытка выявить методологию гендерного анализа в области самих гендерных исследований, эксплицировать возможность использования «гендера» для анализа культурных изменений социальной направленности, однако на практике это выразилось лишь в постановке гендерной проблематики, в разработке теоретического инструментария, в обозначении методологических проблем, связанных с использованием гендерного подхода к исследованию явлений культуры (H.A. Усачева, Т.А. Чебанюк).
Одну из основных ролей в разработке теории и методологии гендерных исследований в России играют научные изыскания, проводимые на базе центров гендерных исследований. Центры гендерных исследований изначально создавались с целью объединить усилия исследователей, ведущих индивидуальную работу в русле гендерной проблематики. Организация данных центров позволила ученым не только установить связи, но и проводить комплексные исследовательские и образовательные проекты, организовывать летние школы и вести просветительскую работу. Спектр вопросов, решаемых центрами, очень разнообразен: развитие гендерного образовании, проведение гендерной экспертизы законодательства и социальной политики государства, семейные проблемы, изучение гендерной проблематики в области социологии и социальной теории, история женского движения, проблемы насилия. Несмотря на большое количество работ, созданных в русле гендерных исследований, следует отметить неравное соотношение между многочисленными работами, посвященными анализу гендерных аспектов отдельных явлений культуры, описанию частных методик исследований, и работами, где было бы осуществлено теоретическое осмысление и обобщение целей и задач гендерного анализа, специфики методологии гендерных исследований, статуса и перспектив современных гендерных исследований, в том числе, в сфере культурологии. Настоящее дипломное исследование призвано отчасти заполнить этот пробел.
Таким образом, объектом исследования выступают науки о культуре, предметом исследования - гендерный подход в исследованиях культуры.
Цель исследования - выявить специфику гендерного подхода в исследованиях культуры, выявить эвристическую и методологическую ценность гендерного подхода в науках о культуре.
В соответствии с целью сформулированы основные задачи исследования:
• обратившись к истории «женского вопроса» в культуре Европы, Америки и России, обобщить, систематизировать и проблематизировать материал по истории гендерных исследований в современной науке;
• изучить становление и современное состояние гендерной проблематики в западной и российской гуманитаристике;
• рассмотреть «классические» концепции гендерных исследований, выявить их место в становлении гендерного подхода в современных исследованиях культуры;
• рассмотреть содержание понятийного аппарата гендерных исследований: базовых категорий «гендер», «гендерные исследования», «гендерная система», «гендерная идентичность», «феминность», «маскулинность» и др. в западной и российской гуманитаристике;
• обобщить и систематизировать материал по применению гендерного подхода в науках: истории, философии, лингвистике, социологии, психологии, культурологии;
• выявить специфику гендерного подхода в культурологии;
• обозначить возможность и перспективы применения гендерного подхода к анализу культуры.
Решение этих задач предполагает и постановку более узких научных проблем, нашедших свое отражение в структуре и содержании работы.
Теоретико-методологические основы исследования. Поставленные в работе задачи решались с использованием общенаучных методов исследования: описательного, сравнительно-исторического и типологического, дающих возможность рассмотреть в синхроническом и диахроническом аспектах историю развития «женского вопроса» в странах Европы, США и России, выявить её закономерности, обобщить материал по гендерным исследованиям и применению гендерного подхода в различных науках (истории, философии, лингвистике, социологии, психологии, культурологии), систематизировать изученные источники, научную литературу, а также выявить специфику гендерного подхода в культурологии.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы отечественных (С.Г. Айвазова, О.М. Здравомыслова, Е.П. Ильин, И.С. Кон, И.С. Клецина, Н.Л. Пушкарева и др.) и зарубежных ученых (М. Мид, С. Бем, 3. Фрейд, Р. Столлер, М. Киммелл, С. де Бовуар, Б. Фридан, Э. Гидденс, К. Уэст и др.), разрабатывающих проблемы пола в психологии, педагогике, социологии, истории, антропологии и других наук.
Научная новизна работы обусловлена:
• обращением к актуальной теоретико-методологической проблеме современной гуманитарной науки;
• новым уровнем анализа и обобщения уже имеющихся научных данных об объекте и предмете исследования;
• раскрытием специфики гендерного подхода в современных исследованиях культуры.
Положения, выносимые на защиту:
• в формировании проблематики гендерных исследований, устойчивого интереса к гендерной теме в различных сферах научного знания, расширении гендерных исследований до междисциплинарной области исследования значимую роль сыграли как женские движения, так и движения за права различных социальных и этнических групп, сексуальных меньшинств;
• актуальность гендерных исследований в различных областях научного знания обусловлена, в первую очередь современными социально-культурными изменениями, необходимостью анализа и учета этих изменений, без чего невозможно принятие практических решений в области политики, экономики, образования;
• в рамках гендерных исследований как междисциплинарного научного знания формируется среда, благоприятствующая синтезу универсальных методов и приемов, сложившихся в других науках, для более полного изучения явлений культуры. Таким образом, гендерный подход является не столько специфическим исследовательским методом, сколько стратегией, комплексом приемов и процедур, используемых в науке с целью изучения принципов организации жизни и деятельности людей.
Апробация исследования. По теме дипломной работы опубликована статья «Основные теоретико-методологические подходы к гендерным исследованиям», в которой нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав (включающих в себя 6 параграфов), заключения, списка использованных литературных (75) и интернет-источников (49). Общий объем работы составляет 81 страница.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обратившись к истории феминизма в культуре Европы, США, а также России, рассмотрев материал по истории западных и российских гендерных исследований мы пришли к выводу о том, что женские движения, а также движения за права различных социальных и этнических групп, сексуальных меньшинств сыграли значимую роль в формировании проблематики гендерных исследований и устойчивого интереса к гендерной теме в различных сферах научного знания, расширении гендерных исследований до междисциплинарной области исследования. Западный феминизм явился толчком для распространения практик и теорий феминизма в России (однако женское движение не носило массового характера и не имело чётко обозначенных этапов) и обозначил его специфику, проявившуюся в ограниченных («скромных») амбициях женщин: стремлению к большей социальной активности, а не к равноправию полов.
В России специфика становления и институциализации современных женских и гендерных исследований заключается в том, что возникновение и развитие новой научной отрасли происходило по западному образцу, т.е. многие российские ученые ставили перед собой такие же исследовательские задачи, что и их коллеги на Западе, работавшие в направлении «women's studies». Одной из причин вторичности проблематики российских исследований, многочисленных заимствований, и даже калькирования, оказывается зависимость исследователя от поддержки западных благотворительных фондов, финансировавших значительное число гендерных проектов в России. В качестве другой причины рассматривается отечественная традиция изучения «женской темы»: научные изыскания контролировались в советское время государством и велись в рамках идеологии, унифицирующей половые различия. Появление гендерных исследований позволило изучать не только проблемы феминности, но также маскулинности и сексуальности, включая опыт меньшинств.
Обобщив материал по применению гендерного подхода в социально-гуманитарных науках, было выявлено, что актуальность гендерных исследований в различных областях научного знания связана, в первую очередь, с современными социально-культурными изменениями, обусловившими появление женщин во многих сферах и актуализировавшими интерес к полу, с необходимостью анализа и учета этих изменений для принятия практических решений в области политики, экономики, образования.
Изучив становление и современное состояние гендерной проблематики в западной и российской гуманитаристике, приходим к выводу о том, что гендерные исследования, являясь междисциплинарным научным знанием, формируют среду, благоприятствующую синтезу универсальных методов и приемов, сложившихся в других науках, для более полного изучения явлений культуры, что дает возможность рассматривать гендерный подход не столько специфическим исследовательским методом, сколько стратегией, комплексом приемов и процедур, используемых в науке с целью изучения принципов организации жизни и деятельности людей.
Масштаб и количество исследований по гендерной тематике с очевидностью указывают на то, что к сегодняшнему дню гендерный подход прочно укоренился в науке и помогает не просто описать разницу в статусах, ролях, установках, стереотипах и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но проанализировать власть и доминирование, утверждаемые в обществе через гендерные роли и отношения.
Систематическое применение гендерного подхода в культурологических исследованиях существенно дополнило бы наше представление о культуре. Являясь социально-культурным конструктом, гендер детерминирует феминность и маскулинность как культурно обусловленные категории; применение гендерного подхода к исследованию культуры позволит более детально изучить существующую в формах культуры гендерную асимметрию, которая являясь одним из факторов формирования культуры, андроцентричной по своей природе, определяет творческий процесс и восприятие форм культуры. Восприятие культуры, таким образом, основывается на дифференциации по признаку пола.
Проведенное исследование открывает перспективу дальнейших изысканий по гендерной проблематике, а программное использование гендерного подхода, в свою очередь, помогло бы выявить различное соотношение «мужского» и «женского» в культуре разных эпох и этносов, увидеть полоролевые стереотипы, характерные для той или иной культуры, проанализировать специфику форм культуры, связанных с гендерными стереотипами.


Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное»; СПб., 22-23 октября 2005 г. - 464 с.
2. Айвазова, С.Г. Основы методики распознавания и оценки дискриминации женщин на рынке труда / С.Г. Айвазова. - Издание второе, дополненное и переработанное. - М.: Эслан, 2007. - 112 с.
3. Айвазова, С.Г. Российские выборы: гендерное прочтение / С.Г. Айвазова. - М., 2008. - 177 с.
4. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и
А.Р. Усмановой. - Мн., 2000. - 384 с.
5. Астафьев, Я.У. Экономика любви: формирование гендерных стереотипов / Я.У. Астафьев // Соц. Исследования. - 2002. - № 11. - С. 68 - 89.
6. Батлер, Д. Гендерное беспокойство // Д. Батлер // Антология гендерной теории. Сб. статей / Сост. Е.И. Гапова, А.Р Усманова. - Минск, 2000. - С. 297-346.
7. Бебель, А. Женщина и социализм / А. Бебель. - М., 1959. - 346 с.
8. Бем, C.JI. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем; пер. с англ. - М., 2004. - 336 с.
9. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб., 2008. - 431 с.
10. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания // П. Бергер, Т. Лукман .— М.: "Медиум", 1995. - 323 с.
11. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-320 с.
12. Бовуар, С. де. Второй пол. Т. 1 - 2 / С. Бовуар; пер. с франц. / Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832 с.
13. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): пер. с англ. - М.: Вече, ACT, 1999. - 544 с.
14. Брандт, Г.А. Современный феминизм: переворот в историко- философской антропологической традиции Западной Европы // Адам и Ева. Альманах гендерной истории / Под ред. Л.П. Репиной. - М.: ИВИ РАН, 2003. - № 6. - С. 148-198.
15. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - 708 с.
..124


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ