Введение 3
1 Правовые основы российско-китайских отношений в 90-е годы ХХ века - начале XXI века 11
1.1 Формирование правовой базы двусторонних отношений в 90-е годы ХХ века 11
1.2 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией
и Китайской Народной Республикой 2001 года 23
2 Внешнеполитическое сотрудничество России и Китая в контексте формирования
современной модели международных отношений 39
2.1 Анализ российско-китайского взаимодействия по актуальной международной
проблематике современности 39
2.2 Региональное взаимодействие России и КНР в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества 55
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 79
Распад Советского Союза ознаменовал собой крах биполярной системы международных отношений. Одновременно с исчезновением одного из полюсов силы на политической карте мира появляется ряд новых государств. Среди них - Российская Федерация - молодое государство, ставшее основным правопреемником Советского Союза с правом обладания ядерным оружием и правом постоянного членства в Совете Безопасности ООН. На первоначальных этапах своего становления в качестве самостоятельного государства перед Россией встает ряд сложных задач внешнеполитического характера: определение внешнеполитического курса страны, правильное и грамотное определение приоритетных направлений развития внешней политики, установление в соответствии с этими направлениями контактов с другими государствами и развития дальнейших двусторонних и многосторонних отношений.
При обсуждении данных вопросов в научной и политической среде конца ХХ века развернулась острая дискуссия относительно того, какой должна быть политика России в отношении Китая. Должно ли китайское направление стать приоритетным в российской внешней политике, в каких рамках и по каким направлениям должно развиваться российско-китайское сотрудничество, насколько реальна для России “китайская угроза”?
В поисках ответа на данные вопросы представители науки и общественно-политические деятели высказывали разнообразные и порой даже прямо противоположные мнения, начиная от оценки Китая как наиболее надежного и приоритетного партнера и заканчивая прогнозированием в скором будущем прямого конфликтного противоборства между Россией и Китаем .
Тем не менее, несмотря на значительные научные и общественные дискуссии, политическая реальность конца ХХ века сложилась так, что позиции России и Китая по многим внешнеполитическим вопросам начали сближаться.
Новым этапом в развитии российско-китайских отношений стало подписание в 2001 году Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Данный договор стал базовым документом, определяющим основы российско-китайского партнерства в начале XXI века.
Как происходило формирование правовой базы двусторонних отношений между Россией и Китаем в последнее десятилетие ХХ века? Каково значение подписанного в 2001 году Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве и в каких направлениях данный договор “реализовал себя” в первое десятилетие ХХ1 века? Как на практике проявила себя выбранная сторонами концепция стратегического партнерства в политической сфере взаимодействия сторон? Эти и многие другие, не менее сложные и спорные вопросы позволяют очертить тот круг проблем, которые указывают на актуальность выбранной темы исследования.
Объектом настоящего исследования являются отношения России и Китая в 90-е годы ХХ века - первом десятилетии XXI века; предметом - внешнеполитическое взаимодействие России и Китая в указанный временной промежуток в качестве стратегических партнеров.
Хронологические рамки исследования: 90-е годы ХХ века - первое десятилетие XXI века. С учетом указанных хронологических рамок в работе исследуются становление и развитие российско-китайского стратегического партнерства в период времени, начиная с распада Советского Союза и образования нового государства - Российской Федерации, и заканчивая первым десятилетием XXI века, когда китайская экономика становится второй в мире. Изучение российско-китайского стратегического партнерства именно в данных временных рамках позволяет сконцентрироваться на особенностях взаимоотношений двух государств в конкретный исторический период. При этом целенаправленно не берется слишком большой временной промежуток истории, поскольку это может привести лишь к поверхностному изучению проблемы. Кроме того, охватываемый период времени позволяет проследить динамику российско-китайских отношений в условиях формирования нового миропорядка, выявить основные проблемы исполнения сторонами тех договорных обязательств, которые были приняты ими в 90-е годы ХХ века - начале XXI века.
Актуальность выбранной темы, хронологические рамки, объект и предмет исследования позволяет сформулировать цель данной работы. Целью настоящего исследования является комплексное изучение взаимодействия России и Китая в 90-х годах ХХ века - первом десятилетии XXI века на уровне стратегического внешнеполитического партнерства двух государств по следующим направлениям: формирование двусторонней правовой базы и её роль в развитии российско-китайских отношений конца ХХ - начала XXI века; региональное взаимодействие России и Китая, как стратегических партнеров, в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества; взаимодействие сторон на мировой арене по актуальной международной проблематике рубежа ХХ - XXI веков.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) подбор и изучение источников по теме исследования, в том числе анализ международных нормативно-правовых актов и документов двустороннего характера, работа со статистическими данными, материалами информационных агентств, газет, иных периодических изданий, заявлениями официальных представителей государств;
2) анализ факторов, оказавших влияние на развитие российско-китайских отношений в 1990-е годы ХХ века;
3) сравнительно-правовое и формально-юридическое исследование
нормативно-правовых актов (двусторонних деклараций, договоров), заключенных между Россией и Китаем в изучаемый период времени;
4) определение позиций России и Китая по актуальной международной проблематике рубежа ХХ-XXI веков;
5) изучение деятельности России и Китая, как стратегических партнеров, в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества;
6) подведение итогов, определение перспектив изучения данной проблематики в будущем.
Для решения поставленных задач в ходе написания выпускной квалификационной работы использовались различные методы исследования, в том числе общенаучные методы, такие как, анализ, синтез, системный, структурно-функциональный, сравнительный методы. Кроме того, в методологию исследования вошли также методы, применяемые в других (смежных) науках (например, специально юридические методы анализа нормативно-правовых актов), а также частно-научные методы изучения международных отношений (историко-описательный, контент-анализ, ивент-анализ и другие). Выбор конкретных методов познания определялся в зависимости от задач, стоящих на каждом из этапов исследования.
При написании работы был задействован широкий круг различных источников, который можно разделить на несколько групп:
1. Двусторонние договоры и соглашения между Россией и Китаем. Ключевым в рамках данной группы источников стал базовый Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, заключенный между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в 2001 году . Детальный анализ данного договора позволил определить сущностные характеристики и особенности российско-китайского стратегического партнерства, а также выявить основные направления развития двусторонних отношений на ближайшую перспективу. В ходе исследования начального этапа формирования правовой базы двусторонних отношений после распада Советского Союза (в 90-е годы ХХ века) были также изучены такие ключевые соглашения между Россией и Китаем, как Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой , Совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка 1997 года и другие .
2. В качестве отдельной группы источников, имеющих нормативно-правовую природу, можно выделить многосторонние договоры и соглашения. В рамках настоящего исследования были изучены такие многосторонние соглашения, как Декларация о создании Шанхайской Организации Сотрудничества ; Душанбинская декларация глав государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан ; Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества и другие.
3. Другой важной группой источников стали официальные отчеты Организации Объединенных Наций. Среди них особое место занимают отчеты о пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН . Подробное изложение выступлений участников пленарных заседаний, в том числе представителей Китая и России, позволило детально проанализировать позиции двух государств по актуальной международной проблематике начала XXI века, сопоставить эти позиции, выявить частоту их совпадений, проанализировать встречающиеся расхождения в позициях и причины таких расхождений.
4. Следующая группа источников, позволивших в полной мере охарактеризовать специфику стратегического партнерства между Россией и Китаем, включает в себя совместные заявления руководителей России и Китая по вопросам двустороннего партнерства, выступления и интервью официальных лиц государств. Входящие в данную группу источники отражают содержание и результаты проведенных сторонами переговоров, достижения в области развития двустороннего партнерства, проблемы, возникшие в ходе встреч официальных лиц государств и так далее .
5. Нельзя не отметить еще одну группу источников, имеющих важное значение при изучении выбранной проблематики, - это статьи официальных лиц государств. Среди данной группы источников особое значение имеет статья заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.П. Лосюкова “Большой Договор. Большие перспективы” (2001 год) , в которой раскрывается значение заключенного между Россией и Китаем базового Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, а также даются прогнозы дальнейшего развития отношений между двумя стратегическими партнерами на основе положений данного договора. Для понимания ключевых изменений во внешнеполитическом курсе России на рубеже ХХ - XXI веков важное значение имеет статья Президента Российской Федерации В.В. Путина «Россия: новые восточные перспективы» (2000 год), в которой озвучена позиция главы государства по вопросам развития Азиатско-тихоокеанского региона, а также представлен особый взгляд на Россию как «своеобразный интеграционный узел, связывающий Азию, Европу и Америку» .
Помимо представленных групп источников, для изучения выбранной проблематики был привлечен также широкий круг научных работ российских и зарубежных исследователей, выводы и оценки которых послужили ориентирами в ходе проведения настоящего исследования.
В российской науке различные аспекты современного взаимодействия Москвы и Пекина на международной арене нашли свое отражение в работах таких авторов, как А.В. Лукин, А.Д. Воскресенский, Ю.М. Галенович, Р.А. Медведев, Г.В. Зиновьев, И.А. Рогачев, В. Скосырев, Е.Ф. Троицкий, А.П. Девятов и других.
На основе трудов А.Д. Воскресенского «Китай и Россия в Евразии: историческая динамика политических взаимовлияний» , «Китай и Россия: теория и история межгосударственных отношений» , работ Ю.М. Галеновича «Великое возрождение» «Великой нации Китая» и Россия» , «Россия-Китай: шесть договоров» , имеющих высокую научно-методологическую ценность, были проанализированы концептуальные основы внешнеполитических курсов России и Китая на рубеже ХХ - XXI веков с учетом национальных интересов каждой из сторон.
Работы таких отечественных ученых - специалистов в области международных отношений, как Г.В. Зиновьева «Китай и сверхдержавы» , А.В. Лукина «Медведь наблюдает за драконом» , С. Лузянина «Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» позволили проследить эволюцию российско- китайских отношений на рубеже ХХ - XXI веков, выявить основные причины углубления сотрудничества между двумя государствами, а также факторы, способствовавшие выходу двусторонних отношений на уровень стратегического партнерства.
Среди отечественной литературы отдельно следует отметить работу И.А. Рогачева «Российско-китайские отношения в конце ХХ - начале XXI века» . Будучи Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Китайской Народной Республике с 1992 по 2005 год, И.А. Рогачев сумел наиболее детально с учетом своего собственного профессионального опыта раскрыть особенности развития российско-китайских отношений на рубеже ХХ - XXI веков, показать работу внешнеполитического ведомства, и в частности, российского посольства в Китае, по продвижению идеи особой значимости восточного направления для российской внешней политики.
В зарубежной литературе особый интерес с точки зрения освещения вопросов международного сотрудничества России и КНР представляют работы таких исследователей, как Лю Гучан, А. Голштейн , А. Кохэн, П. Тайлер, Р Аллисон, Е. Румер.
Так, в работах Аллисона раскрываются ключевые моменты региональной политики России и Китая в Центральной Азии, в том числе в рамках действующей в данном регионе Шанхайской Организации Сотрудничества . Критическая оценка и анализ российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года со стороны зарубежных исследователей получили своё отражение в работах А. Кохэна и П.Тайлера .
Среди научных трудов зарубежных авторов, посвященных исследуемой тематике, следует также выделить работу Е. Румера «Центральная Азия: взгляд из Вашингтона, Москвы и Пекина» . Данный труд Е. Румера позволяет в полной мере понять специфику поведения России и Китая в отношении такого стратегически важного для каждой из сторон региона, как Центральная Азия, выявить наличие совпадающих интересов России и Китая, что является одним из ключевых факторов в интенсификации российско- китайского сотрудничества, в том числе на уровне стратегического внешнеполитического партнерства.
Кроме того, в ходе изучения отдельных аспектов российско-китайского стратегического партнерства, имеющего своё проявление на различных уровнях взаимодействия (глобальном, региональном, двустороннем), были использованы материалы информационных и аналитических центров, периодических изданий, интернет- ресурсов, таких как «Российская газета», «Независимая газета», «Информационное агентство REGNUM», отечественных журналов «Проблемы Дальнего Востока», «Международные процессы», «Рго et Contra», «Азия и Африка сегодня» и других.
Следует отметить, что в рамках данного исследования на основе обобщения существующих научных подходов к изучению российско-китайского взаимодействия, была предпринята попытка детального анализа нормативно-правовой базы двусторонних отношений с использованием междисциплинарного подхода, то есть с применением наряду со специальными методами изучения международных отношений, также юридических методов исследования документов (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.). Кроме того, в настоящей работе выявлены, описаны и детально проанализированы особенности российско-китайского взаимодействия на региональном уровне (в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества) в изучаемый период времени, а также соотнесены позиции сторон по актуальной международной проблематике конца ХХ - начала XXI веков. Таким образом, в работе изложено комплексное представление о российско-китайском внешнеполитическом стратегическом партнерстве на различных уровнях его проявления на рубеже XX-XXI веков.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, а также список использованных источников. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются цели и задачи работы, дается характеристика источников и краткий обзор литературы. Глава первая посвящена анализу нормативно-правовой базы российско-китайских отношений на рубеже XX-XXI веков. Особое внимание уделяется постатейному анализу Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года. В главе второй раскрыты вопросы внешнеполитического сотрудничества России и Китая в контексте формирования новой системы международных отношений, представлен анализ соотносимости позиций России и Китая по актуальной международной проблематике, а также раскрыты особенности регионального взаимодействия двух стран в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. В заключении делаются общие выводы по итогам проведенного исследования, обобщается изложенный материал. В списке использованных источников приведен перечень специальной, научной и учебной литературы, а также других материалов, использованных при написании данной работы.
Настоящая работа посвящена вопросам российско-китайского взаимодействия на уровне внешнеполитического стратегического партнерства в 1991-2010 годах. В рамках исследования были изучены вопросы становления и развития правовой базы российско- китайских отношений конца ХХ - начала XXI века, проведен детальный анализ базового Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, заключенного между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в 2001 году. Анализ развития идеи стратегического партнерства между Россией и Китаем осуществлялся, прежде всего, через призму нормативно-правовых актов международного характера, двусторонних
соглашений, а также заявлений официальных представителей государств.
Весь спектр рассмотренных в работе вопросов и проблем можно разделить на три основные группы.
1. В работе рассмотрены вопросы формирования и развития правовой базы двусторонних отношений в 90-е годы ХХ века - начале XXI века. В рамках данной части исследования можно отметить следующие основные моменты.
После распада Советского Союза на первоначальном этапе строительства молодого государства внешнеполитический курс России имел явный уклон в сторону Запада, чему способствовал ряд факторов: приверженность западному направлению политической элиты государства, в том числе главы государства, главы внешнеполитического ведомства; неопределенность внешнеполитической стратегии России на восточном направлении в связи со сменой политического режима в стране , сменой идеологии; боязнь «китайской угрозы» и другие. Однако уже к середине 90-х годов ХХ века российское руководство начинает уделять всё больше внимания восточному направлению, рассматривавшемуся в качестве противовеса западному направлению, на котором отношения со странами Запада не всегда были гладкими и стабильными, а сама Россия зачастую так и не воспринималась в качестве равноправного партнера по диалогу.
Прагматичный подход обеих стран позволил в достаточно быстрые сроки нормализовать двусторонние отношения между Россией и Китаем и поставить их на рельсы планомерного развития. На протяжении 90-х годов ХХ века сторонами был подписан ряд важных документов (Декларация об основах взаимоотношений 1992 года, Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка 1997 года и другие). Однако все эти документы носили в большей степени декларативный, необязывающий характер.
Новый уровень развития российско-китайских отношений, достигнутый к началу 74
XXI века, требовал соответствующего развития правовой базы, а именно разработки и подписания сторонами крупномасштабного основополагающего документа. Таким документом стал подписанный между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в 2001 году Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, официально закрепивший принятую сторонами в качестве основы своих взаимоотношений концепцию стратегического внешнеполитического партнерства.
Итак, что же понимается под стратегическим партнерством? Какие сущностные характеристики данной категории нашли свое отражение в актах двустороннего характера, заключенных между Россией и Китаем в конце ХХ - начале XXI века?
Во-первых, по своему характеру российско-китайские отношения, выстраиваемые на уровне стратегического партнерства, должны быть конструктивными и партнерскими. Иными словами, стороны должны относиться друг к другу не как к противнику или союзнику, а как к партнеру, и действовать так, чтобы двусторонние отношения постоянно находились в развитии, совершенствовались, то есть были конструктивными.
Во-вторых, это должны быть межгосударственные отношения, построенные на долгосрочной основе, ориентированные на длительный период времени.
В-третьих, сущность партнерства между Россией и Китаем должна определяться соотношением национальных интересов. Речь идет о согласовании интересов обоих партнеров и выработке на этой основе общих целей и задач, что ни в коем случае не исключает и не затрагивает самостоятельность как России, так и Китая при формировании и осуществлении своей внешней политики.
2. В рамках второй группы вопросов был представлен анализ российско- китайского взаимодействия по актуальной международной проблематике современности. Учитывая проанализированный материал, следует отметить, что двустороннее сотрудничество России и Китая в рассматриваемый период времени конца ХХ - начала XXI века в рамках Организации Объединенных Наций характеризуется близостью позиций двух стран по основополагающим пунктам глобальной «повестки дня», в частности, по таким вопросам, как роль ООН и ее Совета Безопасности в современном мире, проблемы суверенитета и территориальной целостности государств, вопросы обеспечения международной безопасности, контроль над ядерным оружием, вопросы региональной безопасности и другие.
3. И, наконец, третий содержательный блок позволил более детально рассмотреть вопросы региональное взаимодействие России и КНР в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана в 2001 году В ее 75
состав вошли шесть государств - Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. До создания Шанхайской Организации Сотрудничества все эти страны, за исключением Узбекистана, были участницами так называемой "шанхайской пятерки", выросшей по существу из механизма двусторонних советско-китайских пограничных переговоров, начатых еще в феврале 1964 года, что естественным образом предопределило особую роль России и Китая в ШОС.
Для России и Китая «шанхайская пятерка», институционализированная в последующем в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, на начало ХХ1 века становится по сути основным инструментом согласования российской и китайской политики в Центральной Азии.
При этом следует отметить, что изменение формата действия «шанхайской пятерки» и создания на её основе международной организации были продиктованы рядом обстоятельств, которые Россия и Китай, видевшие в друг друге к началу ХХ1 века вполне реальных стратегических партнеров, рассматривали в качестве потенциальных угроз своим национальным интересам. К таким обстоятельствам относились наметившаяся после распада Советского Союза тенденция к формированию однополюсного порядка в мире во главе с США, расширение НАТО на Восток, присутствие США и НАТО в Центральной Азии, а также рост исламизации, контрабанда наркотиков и необходимость борьбы с вооруженными бандами и терроризмом.
Нельзя не отметить, что особая заинтересованность России и Китая в создании особой организации, обеспечивающей региональную безопасность, была продиктована не только внешними обстоятельствами, но и собственными национальными интересами обоих государств, которые оказались во многом совпадающими. В их числе - необходимость обеспечения территориальной целостности и национального единства (при наличии сепаратистских тенденций в обоих государствах), решение пограничных проблем (в том числе между Россией и Китаем), принятие жестких мер по противодействию транснациональной преступности и установлению социальной стабильности и безопасности, а также особая экономическая заинтересованность обоих государств в сотрудничестве.
Таким образом, уже в самом начале ХХ1 века, действуя в качестве стратегических партнеров, Россия и Китай совместными усилиями добились создания на базе “шанхайской пятерки” новой международной межправительственной организации - ШОС, - ставшей одним из ключевых международных форумов, используемых Россией и Китаем для реализации своих целей и решения общих задач.
На сегодняшний день Россия и Китай представляют собой два сильнейших игрока внутри Шанхайской Организации Сотрудничества. ШОС опирается на совпадающие интересы России и Китая в Центральной Азии. При таких обстоятельствах можно предположить, что пока интересы обеих стран, выступающих в качестве стратегических партнеров, будут совпадать, будет продолжаться и процесс развития и расширения Шанхайской Организации Сотрудничества.
4. Подводя итоги, необходимо отметить, что еще в начале 90-х годов ХХ века возможные пути внешнеполитического сотрудничества России и Китая были весьма размыты. Перед руководством государства стояла непростая задача: сделать однозначный выбор в пользу Запада или Востока, либо же выработать свой путь внешнеполитического развития в условиях нового миропорядка. Однако уже со середины 90-х годов ХХ века между Россией и Китаем стали выстраиваться отношения нового уровня, получившие своё юридическое закрепление в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года.
Сегодня прошло уже 15 лет с момента подписания данного базового договора. Несмотря на то, что многие его положения на момент подписания были выражены в сугубо декларативной форме, следует отметить, что данный договор нельзя назвать “пустым” или “недействующим”. В первое десятилетие XXI века России и Китаю удалось достичь значительных успехов в развитии двусторонних отношений на уровне стратегического партнерства. Об этом свидетельствует схожесть позиций, которые занимают государства в рамках ООН, тесное сотрудничество двух стран на региональном уровне, в том числе в Шанхайской Организации Сотрудничества.
Хотя нельзя не отметить, что в процессе взаимодействия между Россией и Китаем возникают и определенные трудности. Конечно, Китай — это сложный партнер. Трудности в двусторонних отношениях возникают прежде всего из -за того, что каждая из сторон стремится защищать и отстаивать свои национальные интересы, исходя из собственного представления о них.
России и сегодня, и в будущем придется иметь дело с Китаем. Китаю и сегодня, и в будущем придется иметь дело с Россией. Партнера всегда необходимо воспринимать таким, каков он на самом деле. Коренные жизненно важные национальные интересы России и Китая требуют соблюдения трех главных принципов в отношениях друг с другом: мир, самостоятельность, равноправие. Основываясь на данных принципах, России и Китаю уже к началу ХХ1 века удалось вывести свои отношения на уровень стратегического партнерства. При этом как показало первое десятилетие ХХ1 века, не существует объективных причин для возникновения противостояния или конфронтации 77
между нашими странами, для взаимного недоверия и взаимной неприязни.
Дальнейшее развитие стратегического партнерства между Россией и Китаем во многом будет зависеть от того, как будет развиваться современная система международных отношений, какие вызовы она будет бросать мировому сообществу, какие приоритеты будет расставлять перед собой Россия и Китая и, наконец, насколько эти приоритеты будут совпадать. Учитывая возрастающую роль России и Китая в современном мире, можно с уверенностью сказать, что проблемы, рассмотренные в данной работе, будут актуальны и дискуссионны еще длительное время.
Большой Договор», Большие перспективы. Статья заместителя Министра
иностранных дел Российской Федерации А. П. Лосюкова в журнале “Международная жизнь”, август 2001 г. [Электронный ресурс]: Информационные материалы Министерства иностранных дел Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., 2000. - URL:
http://www.mid.ru/bl.nsf/e869c76bb4ab2b0e4325699d0056bfa3/f91078c760aff21443256ad4004 dfd2d? (дата обращения: 15.03.2016).
2. Выступление Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина на заседании Совета Безопасности ООН. 31 января 1992 г. [Электронный ресурс]: Отдел новостей и СМИ. Радио Организации Объединенных Наций. - Электрон. дан. - URL: http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/60837/?app=2&lang=ru (дата обращения: 09.01.2016).
3. Декларация о создании Шанхайской Организации Сотрудничества [Электронный ресурс]: Инфо-ШОС: центральный интернет-портал Шанхайской организации сотрудничества. - Электрон. дан. - URL: http://infoshos.ru/ru/?id=37 (дата обращения: 05.04.2016).
4. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года // Российская газета. - 2001. - № 2746. - С. 4-7.
5. Душанбинская декларация глав государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан // Дипломатический вестник. - 2000, август. - С. 18-19.
6. Заявление Глав Правительств Шанхайской Организации Сотрудничества от
14.09.2001 [Электронный ресурс]: Инфо-ШОС: центральный интернет-портал
Шанхайской организации сотрудничества.- Электрон. дан. - URL:
http://infoshos.ru/ru/?id=85 (дата обращения: 05.04.2016).
7. Интервью Б.Н. Ельцина в связи с официальным визитом в КНР // Независимая газета. - 18 декабря 1992 г. - С. 2-3.
8. Интервью В.В. Путина китайской газете «Жэньминь Жибао», китайскому
информационному агентству «Синьхуа» и телекомпании РТР. 16 июля 2000 года [Электронный ресурс]: Официальный сетевой ресурс Президента РФ. - Электрон. дан. - М., 2000. - URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24168 (дата обращения:
03.03.2016).
9. Интервью Президента РФ В.В. Путина центральному телевидению Китайской Народной Республики, агентству "Синьхуа" и газете "Жэньминь Жибао", 13 июня 2001 г. [Электронный ресурс]: Информационные материалы Министерства иностранных дел Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., 2001. - URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns- rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985f43256a6a0051bcd4! (дата обращения: 20.03.2016).
10. Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла РФ в КНР И.Рогачева РИА
“Новости”. 11 июля 2001 г. [Электронный ресурс]: Информационные материалы Министерства иностранных дел РФ. - Электрон. дан. - М., 2001. - URL:
http://www.mid.ru/bdomp/nsrasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985f 43256a87004ab824! (дата обращения: 24.03.2016).
11. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 12.07.2008) [Электронный ресурс]: Официальный сетевой ресурс Президента Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., 2000. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 28.12.2015).
12. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300) [Электронный ресурс]: Официальный сетевой ресурс Совета Безопасности Российской Федерации. - Электрон. да. - М., 2004. - URL: http://www.scrf,gov.ru/documents/ 1.html (дата обращения:
21.12.2015).
13. Московское совместное заявление глав государств России и Китая. 16 июля 2001 г. [Электронный ресурс]: Информационные материалы Министерства иностранных дел Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., 2001. - URL:http://www.mid.ru/bdomp/ns- rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/dfa1b975f720aaaa43256aa30060d7eb"! (дата обращения: 22.03.2016).
14. Организация Объединенных наций. Официальные отчеты. A/48/PV.6.
[Электронный ресурс]: Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Отчеты о пленарных заседаниях. - Электрон. дан. - URL:
http://www.un.org/ru/ga/documents/pvsr.asp (дата обращения: 03.02.2016).
15. Организация Объединенных наций. Официальные отчеты. A/49/PV. 11.
[Электронный ресурс]: Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Отчеты о пленарных заседаниях. - Электрон. дан. - URL:
http://www.un.org/ru/ga/documents/pvsr.asp (дата обращения: 23.01.2016).
...110