ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический анализ феномена просоциального поведения и форм, в которых он реализуется 7
1.1. Сущность просоциального поведения в современных гуманитарных концепциях .. ..7
1.2. Формы просоциального поведения 13
Глава II. Факторы формирования просоциального поведения старшеклассников 15
2.1. Особенности развития подростка 15
2.2. Альтруизм как фактор формирования просоциального поведения 16
2.3. Установка на просоциальное поведение 20
2.4. Характеристики просоциальной личности 24
Глава III. Экспериментальное исследование особенностей просоциального поведения
старших школьников 29
3.1. Обоснование методического комплекса по исследованию просоциального поведения
старшеклассников 29
3.2. Особенности организации исследования 31
3.3 Обработка и интерпретация результатов исследования 36
3.3.1. Результаты исследования факторов просоциального поведения 36
3.3.2. Результаты эксперимента, направленного на формирование просоциальных
установок 45
Заключение 49
Список использованной литературы 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Актуальность изучения процессов, связанных с развитием просоциального поведения у старшеклассников представляется важной в связи с формированием в старшем подростковом и юношеском возрасте устойчивой системы ценностей, а также в связи с подготовкой молодого человека к взрослой жизни.Рассмотрение особенностей формированияпросоциального поведения должно базироваться на понимании специфики развития данных возрастных групп, а также в связи с выявлением психологических и социальных факторов, способствующих процессам развития просоциальныхустановок у молодежи. Пониманиеособенностей развития процессов формирования просоциального поведения молодого человека основывается на изучении места молодежи в структуре общества и определении их системы ценностей. Результаты всероссийского исследования, проведённого авторским коллективом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения “Государственный университет управления”, показывают, что молодёжь крайне сегментирована, причиной тому является разносторонность этой социальной группы по различным признакам [6]. Эти различия ведут к социальной разобщенности, в силу различия в системах ценностей, что в конечном итоге может привести к агрессивным настроениям, отчужденности, безразличию, цинизму и другим упадническим настроениям. В современной социальной психологии выделяют следующие направления прикладных исследований, связанные с формированием просоциального поведения молодежи:
1. Рассмотрение влияния на особенности поведения коммуникативного воздействия и общения с использованием технических средств (общение в Интернете и по телефону).
2. Изучение определенных феноменов общения - таких, как диалогическое и доверительное общение, затрудненное общение, слушание, манипуляции, конфликты и др.
3. Проводится исследовательская работа по созданию технологий эффективного общения в узкопрофессиональных сферах (сфере рекламы, работы с персоналом, связей с общественностью и т.д.) и в сфере повседневного общения. При этом особый интерес уделяется взаимодействию людей с представителями официальных и профессиональных структур [2].
В отечественной психологической науке начало исследованию просоциального поведения длительное время рассматривалось в рамках философских концепций. В.М.Бехтерев стал первым отечественным исследователем, детально изучавшим проблемы социального взаимодействия в своих исследованиях: рассматривал вопросы подражания и внушения, отмечал важность общения и совместной деятельности в процессе социализации 3
человека [7].Изучением понятия альтруизма занимались такие исследователи, как Ф.Г. Дорбжанский, Е.П. Ильин, А.Ф. Лазурский.
Научный интерес к изучению просоциального поведения возник у ученых относительно недавно, ранее вопросы, касающиеся понимания помогающего поведения человека, рассматривались в рамках изучения альтруизма, эмпатии, вопроса нравственности. Сам термин «просоциальное поведение» появился в литературе в середине XX века. Ученые сформировали два основных подхода к наполнению просоциального поведения: отождествление просоциального поведения и альтруизма с действиями, совершаемыми во благо другого человека [15], и подход, рассматривающий просоциальное поведение как действия, совершаемые в первую очередь ради своей выгоды [33].
В отечественной психологии тема исследования просоциального поведения остается малоизученной. В ретроспективе изучались такие вопросы как: анализ ценностной сферы подростков, склонных к агрессивному и просоциальному поведению [ 27], вопрос формирования просоциального поведения в форме социально-психологического тренинга [18],[22]. По мнению ученых, среди молодежной среды наблюдается склонностьк индивидуализму: ориентации на себя, на достижение индивидуального успеха, стремление молодых людей к выполнению работы самостоятельно, без поддержки других людей [28].Это приводит к явному противоречию между возрастающей жестокостью и отчужденностью, безразличием, цинизмом и агрессией в молодежной среде, все более частым проявлением аморального и антисоциального поведения и потребностью в развитии позитивных форм взаимодействия индивидов, направленных на кооперацию, поддержание друг друга, оказание помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации; между необходимостью изучения содержательно-динамических характеристик просоциального поведения, его социально-психологических детерминант и недостаточной изученностью данного феномена в психологической науке [11].
В современной России тема данной исследовательской работы является востребованнойв соответствии со вторым приоритетным направлением в стратегии развития государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Целью этого пункта является: «Поддержка талантливой молодежи, молодежных стартапов и инициатив», что выражается в поддержке просоциального поведения в том числе, так как этот вид деятельности относится к категории инициативного и направлен на помощь другим людям, в том числе, и в продвижении их инициатив и помощи им в развитии этих инициатив. Также развитие просоциальной активности подходит под седьмое приоритетное направление развития государственной молодёжной политики: «Формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи» [ 1].
Актуальность изучения проблемы просоциального поведения, как инструмента развития личностных качеств Российской молодёжи, заключается в том, что в настоящее время для российского общества человеческий капитал его граждан становится одним из важнейших ресурсов развития общества в целом, а также ресурсом, позволяющим развивать личностные качества каждого человека. Интерес к данной проблеме и ее серьезное изучение объясняется тем, что просоциальное поведение оказывает серьёзное влияние на межличностные отношения и взаимоотношения индивида и социума в целом. Анализ изложенных обстоятельств позволил выявить противоречия между стратегически значимымразвитием у молодежи просоциальных качеств личности и форм проявления просоциальной активности и актуальными тенденциями в молодежной среде.
Проблема исследовательской работы связана с необходимостью совершенствования процесса формирования у старшеклассников стойкой положительной установки к просоциальной активности в различных социальных формах её проявления.
Объектом данной работы является процесс формирования установки на просоциальное поведение у старшеклассников.
Предметом работы являются психологические и социальные факторы просоциального поведения у старшеклассников.
Цель данной дипломной работы: изучить психологические и социальные факторы, предпосылки к развитию просоциального поведения у старшеклассников, а также специфику развития у старшеклассников просоциального поведения.
Задачиданной дипломной работы:
1. На основе теоретического анализа литературы выявить содержание понятия «просоциальное поведение» в современных социо-гуманитарных исследованиях.
2. Выявить формы просоциальной деятельности, систематизировать факторы, влияющие на развитие просоциальной деятельности, и изучить психологические и социальные особенности формирования просоциального поведения у старшеклассников.
3. Обосновать комплекс диагностирующих методик для изучения психологических и социальных особенностей просоциального поведения старших школьников.
4. Провести экспериментальное исследование психологических и социальных факторов просоциального поведения, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Сформулировать рекомендации по развитию просоциального поведения у старших школьников с учетом анализа психологических и социальных особенностей.
Гипотеза исследования:
- просоциальное поведение школьников и особенности связанных с ним установок обусловлены совокупностью социальных и психологических факторов, учет которых в программах по развитию личной и гражданской инициативности старшеклассников ведёт к повышению у них уровней альтруизма и проявлению просоциальных тенденций.
В даннойдипломной работе, в соответствии с целями и задачами исследования будут использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ научной литературы по исследуемой теме, обобщение научных материалов по теме исследования.
2. Метод анкетирования при исследовании группы испытуемых.
3. Метод тестирования при исследовании группы испытуемых с использованием тестов О.Ф. Потёмкиной и методики ДУМЭОЛП И.Г. Тимощука.
4. Феноменологический метод (интервью).
5. Методы статистического анализа результатов исследования (U - критерий Манна- Уитни и ф*-критерий Фишера).
Эмпирическую базу исследования составили школьники средних
общеобразовательных школ города Томска, а также старшеклассники, участвующие в программе Детско-юношеский парламент, реализующейся ДТДиМ города Томска в возрасте от 14 до 18 лет. Совокупная выборка 40 человек (7 юношей и 33 девушки).
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении понимания феномена просоциального поведения как многокомпонентного социально-психологического образования, обусловленного социальными и психологическими факторами.
Практическая значимость исследования обосновывается тем, что полученные выводы могут быть важны для объяснения причин формирования различных видов просоциального поведения и связанных с ним установок, а также для организации работы с молодежью и школьниками в различных учреждениях по развитию конструктивных форм просоциального поведения.
Содержание: Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются цели, задачи, выделяются предмет, объект исследования
В первой главе раскрывается тема исследования, исследуется специфика просоциального поведения,определяются формы просоциального поведения.
Во второй главе исследуются факторы, обусловливающие просоциальное поведение, исследуются методики формирования просоциальных установок.
В третьей главе приводятся результаты эмпирического исследования и описывается технология развития просоциального поведения у старшеклассников.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. На основе анализа теоретического материала, изучающего просоциальное поведение и анализа современных гуманитарных концепций, описывающих просоциальное поведение, нами было установлено, что объяснение просоциальности человека варьируется в зависимости от концепций, взаимно дополняя друг друга. Так, просоциальное поведение можно описать как поведение человека, формирующееся вследствие влияния на человека различных социальных норм, развитости его личных характеристик, особо значимыми из них являются эмпатия и альтруистическая направленность личности, а также его непосредственного желания принести пользу своими действиями. Предпосылки к осуществлению просоциального поведения у человека заложены как на генетическом уровне (стремление защищать родственников, увеличивать шансы на продолжение рода), так и на личностном (стремление «поделиться» с другими людьми хорошим настроением, сделав что - то полезное). Однако исследователи сходятся во мнении, что для проявления просоциального поведения у человека, на него должны действовать определенные ситуационные факторы. Социобиологическая теория выдвигает такие факторы, как угроза жизни, угроза потомству, в то время как личностная теория определяет такие факторы, как настроение человека, факторы извне, влияющие на его самочувствие и эмоциональный фон.Дальнейший анализ феномена просоциального поведения и форм, в которых он реализуется,а также подходов к его определению и взглядов относительно механизмов его возникновения, позволили нам сделать выводы об основных характеристиках, присущих такой деятельности:
а) Ориентация на других людей. Просоциальным поведением можно считать поведение, в основе которого лежит цель, направленная на какой-либо внешний объект, которым может являтьсяотдельный индивид или социальная группа.
б) Ориентация на благо. Последствием действий просоциального характера должно быть улучшение каких-либо отдельных характеристик объекта, то есть получение объектом взаимодействия пользы. Например, стабилизация психологического состояния подростка, пережившего развод родителей. Результат просоциальной деятельности не должениметь деструктивный характер.
в) Наличие выбора у субъекта. Просоциальное поведение должно быть реализовано по собственной инициативе, без давления извне. Таким образом, мотивация человека к осуществлению помощи идёт из его убеждений и благих намерений.
г) Бескорыстность поступка. Просоциальный поступок характеризуется отсутствием внешней мотивации в виде вознаграждения как первоначальной, породившей желание осуществить поступок. Цель человека при осуществлении такой деятельности- помочь другому, а не получить вознаграждение.
2. Развитие просоциального поведения в старшем подростковом возрасте осложняется в связи с перестройкой системы ценностей в виду прохождениями ими подросткового кризиса. Устоявшиеся ценности подростков могут быть заменены совершенно другими, новыми для них ценностями и установками. В виду таких кардинальных изменений в системе ценностей, возникает необходимость сохранить имевшиеся просоциальные установки и продолжить их развитие. Нами были выявлены основные факторы, способствующие проявлению просоциального поведения. Этими факторами являются: отношение человека к социальным нормам (следование им, или противопоставление), уровень эмпатических способностей личности и вера в справедливость мироустройства. Эти факторы входят в просоциальную установку личности. Проведенный анализ методик формирования просоциального поведения показал, что в просоциальной установке фигурируют три компонента, требующие гармоничного развития. Этими компонентами являются: когнитивный, деятельностный и эмоциональный. Гармоничный подход к развитию этих компонентов ведёт к развитию просоциальной установки личности в целом, а так же таких качеств личности, как: эмпатия, альтруистическая направленность, коммуникативные навыки, мировоззрение.
Особо значимыми просоциальными характеристиками личности являются эмпатия и альтруизм. Данные характеристики являются динамичными и способны развиваться на протяжении жизни человека. В развитии данных компонентов помогают как практические формы обучения, так и теоретические. Из практических форм можно выделить: тренинговые занятия, направленные на кооперацию, работу с поведенческими установками, эмпатие; виды деятельности, способствующие проявлению эмпатии, такие как волонтерство, работа, связанная с решением социальных проблем, кооперационные виды деятельности. Примером теоретических форм могут служить: лекции, дискуссии просоциальной направленности; обсуждения актуальных социально значимых вопросов. В целом, развитие просоциальной деятельности носит деятельностный характер, однако также требуется тонкая работа с психологическими характеристиками человека.
3. Для исследования особенностей формирования просоциального поведения, нами были выбраны следующие методики: методика диагностики эмоциональной сферы О.Ф. Потёмкиной, методика диагностики ДУМЭОЛП И.Г. Тимощука, разработана анкета для изучения особенностей просоциальных установок старшеклассников. Применение данных
методик основывается на особенностях формирования просоциальных установок личности. Большую роль в проявлении просоциального поведения имеет уровень альтруистической направленности личности, для его измерения нами в данной работе использовалась методика Потёмкиной, исследование проводилось по шкалам альтруизма и эгоизма. Данная методика позволила нам в исследовании чётко определить направленность личности, её склонность к оказанию помощииз альтруистических побуждений.Для исследования общего уровня морально-этической ответственности личности и отдельных её показателей (например, моральная рефлексия, актуализирующаяся в сложных с точки зрения морали и этики ситуациях), нами применялась методика ДУМЭОЛП. Данная методика позволила нам выявить общий уровень морально-этической ответственности личности за совершенные ей поступки.
4. Проведённые нами исследования показали, что участие подростков в программах по развитию гражданской позиции,способствуют проявлению ими просоциального поведения, даже при отсутствии в их обучении форм обучения, направленных на развитие деятельностного аспекта их установок. Однако, просоциальные установки подростков, обучающихся по такой технологии, оказываются не гармонично развиты, диагностируется уровень развития деятельностного и эмоционального компонента, схожий с уровнями, диагностируемыми у старшеклассников, не участвующих в таких образовательных программах. Данные результаты подтверждаются данными, полученными нами при проведении интервью: школьники, участвующие в деятельности ДЮП, редко оказывают помощь другим. Таким образом, необходимость развития просоциальных установок гармоничным образом, подтверждается в связи с результатами эмпирического исследования.
Применение методов гармоничного развития просоциальной установки у
старшеклассников, было апробировано нами в форме проведения серии тренинговых и лекционных занятий. Согласно полученным результатам после диагностических мероприятий, предложенная технология оказала влияние на развитие просоциальных установок у школьников. Реализация занятий в виде тренингов в совокупности с усвоением теоретического материала, а также упор на рефлексию своей деятельности у старшеклассников, помог развить их просоциальные установки на трёх уровнях: эмоциональном, когнитивном, деятельностном. На эмоциональном уровне участники развили в себе склонность к альтруизму Дэмп=2,3, при p<0,05), на когнитивном уровне участники получили знания и навыкиэффективной коммуникации и активного слушания.Деятельностный аспект их установки также претерпел изменения: в связи с полученными знаниями, участники после проведения серии занятий, показали большую склонность к оказанию помощи, в частности, психологический вид помощи (ф*эмп=2,566, при 51
p<0,03). Апробированная технология поспособствовала проявлению альтруистических склонностей старшеклассников, развитию их склонностей к оказанию помощи, дала знания и навыки эмоциональной и активной коммуникации, оказала влияние на предпочитаемые формы проявления помощи старшеклассников.
5. Исходя из полученных результатов, можем сформировать рекомендации по развитию просоциального поведения у старшеклассников. Первоочередной задачей при развитии просоциального поведения у старшеклассников является диагностирование особенностей развития их просоциальных установок. Компоненты просоциальных установок должны развиваться равномерно. Если в развитии просоциальной установки старшеклассника присутствует дисбаланс, необходимо заняться гармоничным развитием всех компонентов установки. В просоциальной установке субъекта присутствует три компонента: когнитивный, деятельностный, эмоциональный. Для развития когнитивного компонента рекомендуется проводить тренинговые занятия и лекционные.Тематика таких занятий: развитие коммуникационных способностей, получение знаний об особенностях коммуникации, методы оказания помощи, значимость помогающего поведения для общества. В силу особенностей возраста, занятия должны иметь серьёзный характер и их значимость для старшеклассника должны быть обоснованы. Для развития деятельностного компонента просоциальной установки рекомендуется организовывать формы деятельности старшеклассников, способствующие проявлению ими помощи, формированию альтруистических установок, активной коммуникации, примером таких форм деятельности может являться волонтёрство. На данном этапе эффективно использование кейсов - ситуационных задач. Формирование эмоционального компонента просоциальной установки может осуществляться параллельно с формированием других компонентов, так как при осуществлении волонтёрской деятельности, старшеклассник может развить помимо деятельностного компонента также и эмоциональный. Для развития эмоционального компонента, рекомендуется проводить тренинги, способствующие проявлению эмпатии, осуществлять лекционные занятия.
1. Стратегия развития молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: 1999. - 374 с.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб: прайм-
ЕВРОЗНАК, 2001. - 510 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.- 1995. - 349 с.
6. Бегичева О.Л., Гришаева С.А., Поляков М.Б., Тимохович А.Н., Чуев С.В.
Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет
управления - М.:Издательский дом ГУУ, 2017. - 131 с.
7. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. - Пг.: Колос, 1921. - 436 с.
8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест., 1998. - 551 с.
9. Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора. Соч., Т.3, - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1939. - 841 с.
10. Джус К.Я. Характеристика альтруистического поведения личности. // Вестн. Кем.гос. ун-та. - 2005. - № 2. - С. 73-75.
11. Журавлев А. Л. Современные тенденции развития социальной психологии в России // Знание. Понимание. Умение. - 2011.- №4.- С. 20-28.
12. Иващенко Г.М. Восстановление социального статуса безнадзорных детей / Под ред. Г. М. Иващенко. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - 128 с.
13. Иванов П.А. Методика формирования установки на просоциальное поведение у младших подростков. // Вестн. Московск. городск. пед. ун-та. Серия: Педагогика и психология. - 2015. - № 1. - С. 107-117.
14. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб.: Изд.: Питер, 2009. - 576 с.
15. Ильин. Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. - СПб.: Изд.: Питер, 2013. - 510 с.
...50