Объект исследования - Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val (г. Москва).
Основной вид деятельности - торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах
Проведен анализ данных за 2022-2024 годы.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические основы кросс-культурного менеджмента в гостиничной сфере………6
1.1 Понятие и сущность кросс-культурного менеджмента……………… 6
1.2 Подходы к формированию кросс-культурного менеджмента в гостиничном предприятии…10
1.3 Особенности использования кросс-культурного менеджмента гостиничными предприятиями..................15
Выводы по главе 1……………………………………………… 19
Глава 2 Практические аспекты управления кросс-культурным менеджментом в Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val….………..20
2.1 Общая характеристика Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val… 20
2.2 Анализ кросс-культурных стратегий в управлении Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val27
2.3 Барьеры в кросс-культурном менеджменте Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val……33
Выводы по главе 2………………………………………………39
Глава 3. Рекомендации по развитию технологий кросс-культурного менеджмента Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val……40
3.1 Развитие кросс-культурных компетенций коллектива Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val…………………………………………….40
3.2 Эффективность предложенных мероприятий...44
Выводы по главе 3………………………… 50
Заключение…………………………………………………………………. 51
Список источников и литературы……………54
Приложения………………………………………………………………… 59
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что во второй половине ХХ века, под влиянием процессов глобализации и интернационализации стала формироваться новая дисциплина – кросс-менеджмент. Под ней понимается подход к управлению, подразумевающих формирование эффективного взаимодействия сотрудников из самых разных культурных сред. Тем самым цель кросс-менеджмента заключается в создании благоприятной среды, призванной учесть различия в традициях, нормах поведения, мышлении и стиле.
Важным направлением в развитии современных систем управления персонала организаций разного профиля, масштабов экономической деятельности и форм собственности выступает регулирование между сотрудниками кросс-культурных коммуникаций. Последние в себя включают как внешние, так и внутренние взаимодействия, которые отличны принадлежностью к разным этносам, социальным и культурным группам. Поэтому качество кросс-менеджмента в организациях признается в качестве одного из важных объектов современной теории и практики управления персоналом организаций. Подобное управление должно реализовываться на основе комплексного научного обоснования, внедрения современных управленческих механизмов и моделей на системной основе.
Современные условия хозяйствования характеризуются изменчивостью, вариативностью и ускорением технологического процесса. Поэтому успешность и эффективность любой организации определено ее способностью применять свои знания и их трансформировать в ценность посредством инновационной активности. В таких условиях формирование эффективных кросс-функциональных команд и использование их возможностей в условиях гостиничных предприятий позволяет получать дополнительные конкурентные преимущества, быть более гибкими в своей работе, иметь адаптивность и инновационную нацеленность.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении особенностей развития технологий кросс-культурного менеджмента в гостиничном предприятии.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе были сформированы следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность кросс-культурного менеджмента;
2) определить подходы к формированию кросс-культурного менеджмента в гостиничном предприятии;
3) выявить особенности использования кросс-культурного менеджмента гостиничными предприятиями;
4) провести анализ кросс-культурных стратегий в управлении на примере Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val;
5) исследовать барьеры в кросс-культурном менеджменте Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val;
6) разработать рекомендации по созданию эффективной системы управленческих кросс-культурных коммуникаций Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val;
7) оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является современное гостиничное предприятие, осуществляющее внедрение кросс-культурной модели управления персоналом.
Предметом исследования являются технологии кросс-культурного менеджмента в гостиничном предприятии.
Теоретическая основа исследования базируется на анализе научной литературы и научных статей в области общей теории менеджмента и коммуникаций, кросс-культурного менеджмента.
В процессе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. К теоретическим методам относятся метод причинно-следственного анализа, классификация используемых явлений. Эмпирические методы: наблюдение, описание, сравнение. Также использовались общенаучные методы, включающие анализ, синтез, дедукцию и индукцию. Совокупность используемых методов позволило комплексно изучить объект, рассмотреть развитие компонентов предмета исследования, достигнуть цели и выполнить поставленные задачи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе анализа научной и периодической литературы, дополненного логически эмпирическим исследованием, были определены особенности кросс-культурного менеджмента в гостиничном предприятии. Проведенный анализ позволил определить возможные направления создания эффективной системы управленческих кросс-культурных коммуникаций Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val.
Практическая значимость исследования состоит в интересе полученных результатов для специалистов в гостиничной индустрии, обеспечивающих использование кросс-культурных технологий менеджмента. Также результаты исследования могут использоваться для дальнейшей теоретической разработки вопросов кросс-культурного менеджмента в гостиничном предприятии.
Поставленные задачи и цели исследования определили логику изложения и структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На основании проведенного исследования представляется сформулировать следующие выводы.
Кросс-культурный менеджмент понимается как один из элементов системы управления персоналом в мультикультурной команде. Его цель заключается в эффективном управлении сотрудниками, которые связаны с разными культурами, а также работы с такими клиентами, что поможет уйти от межкультурных конфликтов и повысить эффективность деятельности организации.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ деятельности и функционирования Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val, категории 4*. Такое исследование показало, что Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val предоставляет комфортный отдых для таких категорий туристов, как семейные с детьми и деловые туристы. Номерной фонд насчитывает 147 номеров четырех категорий, оснащенные всем необходимым оборудованием. Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val представляется успешным гостиничным предприятием. Численный состав гостиничного персонала в 2024 году составил 159 человек.
Анализ организационной структуры отеля показал, что в 2024 году 84 сотрудник (52,8%) являются российскими гражданами, 75 человек (47,2%) являются гражданами других стран. Почти половина гостей Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val – 48,0% являются иностранными туристами (5 931 человек). Были определены такие сложности, как отсутствие у большей части персонала языковых знаний на должном уровне, документы, регламентирующие корпоративную политику отеля, имеются только на русском языке, а в совместных предприятиях, направленных на формирование благожелательной атмосферы в коллективе, не принимают участие все сотрудники. Это порождает проблемы в кросс-культурном менеджменте Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val, которые требуется также рассмотреть и проанализировать.
В Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val были выявлены случаи недоразумений с гостями – носителями другой культуры и национальностей. Причем их частота заставляет задуматься над тем, чтобы руководство чаще организовывала тренинги и лекции по тематике особенностей носителей конкретной науке, способствовало развитию языковых навыков, особенно контактной категории гостиничного персонала, развивала его кросс-культурные компетенции.
Следовательно, в условиях такой мультикультурной организации, как Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val, требуется введение новых технологий кросс-культурного менеджмента, что означает внедрение новых документов в практику управления персоналом, таких как:
1) дополнение к Положению о корпоративной культуре, где отдельно обозначаются обязанности гостиничного персонала уважительно и с пониманием относиться к другой культуре, не нарушать ее границы;
2) в должностной инструкции должно указываться, что сотрудник отеля осуществляет деятельность в условиях мультикультурной среды, что требует от него соответствующего поведения.
Для Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val была разработана программа по развитию кросс-культурных компетенций его коллектива. В этой связи были определены подразделения гостиничного предприятия, которые должны пройти такое обучение и направления обучения – внутри рабочего коллектива и во вне при взаимодействии с иностранными гостями. Такие компетенции помогут осуществлять более эффективно и продуктивно непосредственные обязанности в отеле, адаптироваться своевременно к новым реалиям, а также повышать имидж и репутацию самого гостиничного предприятия. Результатами такого обучения должны стать следующие: развитие у персонала Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val кросс-культурных компетенций; сокращение периода адаптации иностранного персонала в работе коллектива Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val.
Для определения эффективности были рассчитаны затраты Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val, которые в общем составят сумму 571 500 руб. Затраты на обучение кросс-культурным компетенциям персонала Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val составят 0,14% от выручки и 0,5% от чистой прибыли, полученных гостиничным предприятием в 2024 году. Тем самым данные затраты для отеля представляются как несущественные, но при этом они позволят сократить на 1 218 тыс. руб. убытки, полученные от недопонимания персонала с гостями отеля, а также уменьшить сроки адаптации нанимаемых и переводимых по сети отелей Hilton иностранных сотрудников.
1. Алексушин Г.В., Вороная Ц.А. Особенности репутации гостиничных предприятий // Молодой ученый. – 2023. – № 21 (468). – С. 188-189.
2. Архипова О.В. Профессиональная подготовка персонала сферы гостеприимства к эффективной деятельности в рамках взаимодействия с иной национальной культурой // Общество. Среда. Развитие. – 2020. – С. 107-119.
3. Атоева М. Развитие кросс-культурных компетенций в сфере гостеприимства: ключевые навыки и эффективное обслуживание // Новости образования: исследование в XXI веке. – 2023. – № 14 (100)., Ч. 1. – С. 158-170.
4. Бай Т.В., Котлярова О.В. Теория и методология кросс-культурного менеджмента в рамках подготовки гостиничных предприятий к саммитам ШОС и БРИКС: монография. – М.: РАСАЙНС, 2023. – 76 с.
5. Белоцерковская Н.В., Миргалауов И.Р. Анализ конкурентоспособности гостиничного предприятия // Молодой ученый. – 2020. – № 2 (292). – С. 230-235.
6. Бобрышев А.Н., Павленко И.Г. Современные модели и методы управления взаимодействием с потребителями в гостиничном сервисе // Вестник ОрелГИЭТ. – 2022. – № 3 (61). – С. 4-9.
7. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Культурная коммуникация: в 2 ч. Часть 1: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 253 с. – ISBN 978-5-534-01744-1.
8. Бунина В.Г. Кросс-культурный менеджмент и межкультурная коммуникация [электронный ресурс]. – URL: https://mgimo.ru/files/120188/120188.pdf?ysclid=ma4zrpkdd0815363735 (дата обращения: 11.04.2025).
9. Бутенина Е.М., Иванкова Т.А. Практикум по межкультурной коммуникации: учебник и практикум. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 184 с.
10. Валина С.Б. Повышение уровня сервиса гостиничного предприятия через гибкую систему управления персоналом // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2020. – Т. 14. – № 2-1. – С. 71-79.
11. Волков Ю.Ф. Сущность и особенности гостиничных услуг // Terra Economicus. – 2020. – Т. 5. – № 2-3. – С. 63-68.
12. Голоусова Е.С. Кросс-культурный менеджмент = Cross-cultural management: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 76 с. – ISBN 978-5-7996-2189-6
13. Гутникова О.Н. Экспортный потенциал гостиничного бизнеса как элемента индустрии туризма // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – Т. 13. – № 3 (85). – С. 152-161.
14. Енова А.Ю. Проблемные точки экономической деятельности гостиничных предприятий // Вестник индустрии гостеприимства: международный научный сборник. Вып. 13. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. – С. 8-12.
15. Иванова А.Н. Показатели инновационного развития предприятий гостиничного бизнеса в России // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2020. – № 4 (114). – С. 86-92.
16. Ильин С.Р. Основные проблемы развития кросс-культурного менеджмента в России // Colloquium-journal. – 2019. – № 26 (50). – С. 173-175.
17. Каштанова Е.В., Ионцева М.Н., Воронин В.Н., Носова Д.А. Кросс-культурный менеджмент в сложившейся культуре коммуникаций // Вестник славянских культур. – 2022. – Т. 64. – С. 121-133.
18. Копылова Н.В., Ли В. Управление кросс-культурными конфликтами в транснациональных корпорациях на примере HUAWEI // Бизнес-обрзование в экономике знаний. – 2024. – № 1. – С. 91-96.
19. Крылова М.Б. Кросс-культурный менеджмент: от классики к современности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2023. – № 1 (139). – С. 129-133.
20. Марченко Е.В. Кросс-культурный менеджмент в современных условиях управления бизнесом // Вестник РМАТ. – № 1. – 2023. – С. 14-18.
21. Мехдиев Ш.З., Чистякова М.С. Кросс-культурность управления многонациональным персоналом в международной корпорации // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 9. – С. 88-99.
22. Мещерякова М.С. Влияние менталитета представителей разных народов на рынок гостиничных услуг России // Материалы VI Всероссийской научной конференции «Львовские чтения». – М.: ГУУ-ЦЭМИ РАН, 2018. – С. 176-180.
23. Миндубаева Н.Р. Особенности кросс-культурного менеджмента // Экономика и социум. – 2021. – № 4-2 (83). – С. 192-194.
24. Мясоедов С.П., Борисова Л.Г. Кросс-культурный менеджмент: учебник. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 314 с.
25. Ниязова Ф.М. Кросс-культурный менеджмент в гостиничном бизнесе: проблемы и перспективы развития // Современные научно-исследовательские решения в условиях технологических и цифровых новаций: Материалы XLI Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов н/Д, 2021. – С. 140-142.
26. Основы кросс-культурного менеджмента: учебное пособие / сост. Т.В. Каткова, Д.Х. Сабанчиева, А.С. Шебукова. – СПб.: Изд-во Ниц Арт, 2024. – 200 с. – ISBN 978-5-00231-105-7
27. Проблемы кросс-культурного менеджмента в контексте управления: национальные культуры и языковые различия: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Липецк, 18 мая 2024 г.) / под общ. ред. А.С. Шуруповой. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2024. – 428 с.
28. Раренко А.А. Кросс-культурный менеджмент: цели, задачи и перспективы исследования // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – 2023. – № 1. – С. 44-54.
29. Рожкова Л.В., Тугускина Г.Н., Сальникова О.В. Управление кросс-культурными коллективами в международном и национальном бизнесе // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2019. – № 1-2. – С. 82-94.
30. Романенко С.И. Оценка конкурентоспособности гостиничных предприятий с сетевой формой организации бизнеса // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2021. – Т. 8. – № 4. – С. 84-91.
31. Савельева А.А. Кросс-культурный менеджмент как составляющая системы стратегического управления [электронный ресурс]. – URL: https://donampa.ru/images/document/repablic_o/1/43.pdf (дата обращения: 11.04.2025).
32. Сандрина В.Е., Клейн Е.Д., Мусакин А.А. Иностранный менеджмент в международных гостиничных сетях: управление предприятием в условиях иной культуры // Проблемы современной экономики. – 2022. – № 1 (81). – С. 185-187.
33. Солнцева О.Г., Чудновский А.Д., Жукова М.А., Жуков В.А., Цунаева Ю.О. Формирование международных команд в гостиничном бизнесе на основе развития кросс-культурный коммуникативных компетенций // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2019. – Т. 8. – № 3. – С. 55-61.
34. Солнцева О.Г., Мещерякова М.С. Особенности менталитета персонала гостиничной индустрии России // Вестник университета. – 2017. – № 4. – С. 181-185.
35. Степанова С.А., Архипова О.В., Скобельцына А.С. Методы формирования эмоциональной и кросс-культурной компетентности персонала контактной зоны гостиничного предприятия // Сервис в России и за рубежом. – 2022. – Т. 16. – № 5 (102). – С. 166-176.
36. Филатов В.В., Новикова Ж.В., Першукова С.А., Никулин Я.В. Стратегическое проектирование комплексных сервисных услуг предприятий гостиничного бизнеса для достижения конкурентных преимуществ // Прикладные экономические исследования. – 2025. – № 2. – С. 205-216.
37. Фоменко Н.М., Григорян Л.К. Проблемы управления процессом формирования и развития кросс-культурных коллективов // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. – 6
38. Фоменко, Н. М. Проблемы управления процессом формирования и развития кросс-культурных коллективов [электронный ресурс]. – URL: https://esj.today/PDF/34FAVN623.pdf (дата обращения: 11.04.2025).
39. Официальный сайт Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val [электронный ресурс]. – URL: https://hhrv.ru/ (дата обращения: 24.04.2025).