ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ............................................................................ 19
1.1. Современное состояние проблемы социально-психологической адаптации...19
1.2. Направления исследования факторов социально-психологической
адаптации………………………………………………………………………………36
1.3. Основные концепции временнóй перспективы личности ................................. 51
1.4. Временнáя перспектива как базовый конструкт проблемы социальнопсихологической адаптации подростков .................................................................... 65
1.5. Выводы по 1-ой главе ............................................................................................ 83
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ........................................................................................................ 85
2.1. Методологические аспекты исследования .......................................................... 85
2.2. Характеристика процедуры и методов исследования........................................ 88
2.3. Методы обработки и интерпретации результатов исследования...................... 98
2.4. Выводы по 2-ой главе .......................................................................................... 102
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННщЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ .................................................................. 104
3.1. Связь социально-психологической адаптации и параметров временной
перспективы подростков ............................................................................................ 104
3.2. Особенности временной перспективы подростков с разным уровнем
социально-психологической адаптации ................................................................... 122
3.3. Структурно-психологический анализ взаимосвязи временнóй
перспективы и социально-психологической адаптации подростков..................... 128
3.4. Выводы по 3-ей главе ......................................................................................... 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................... 145
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................. 155
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ............................................................................ 19
1.1. Современное состояние проблемы социально-психологической адаптации...19
1.2. Направления исследования факторов социально-психологической
адаптации………………………………………………………………………………36
1.3. Основные концепции временнóй перспективы личности ................................. 51
1.4. Временнáя перспектива как базовый конструкт проблемы социальнопсихологической адаптации подростков .................................................................... 65
1.5. Выводы по 1-ой главе ............................................................................................ 83
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ........................................................................................................ 85
2.1. Методологические аспекты исследования .......................................................... 85
2.2. Характеристика процедуры и методов исследования........................................ 88
2.3. Методы обработки и интерпретации результатов исследования...................... 98
2.4. Выводы по 2-ой главе .......................................................................................... 102
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННщЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ .................................................................. 104
3.1. Связь социально-психологической адаптации и параметров временной
перспективы подростков ............................................................................................ 104
3.2. Особенности временной перспективы подростков с разным уровнем
социально-психологической адаптации ................................................................... 122
3.3. Структурно-психологический анализ взаимосвязи временнóй
перспективы и социально-психологической адаптации подростков..................... 128
3.4. Выводы по 3-ей главе ......................................................................................... 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................... 145
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................. 155
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................
Проблема социально-психологической адаптации является одной из фундаментальных для психологической науки и носит междисциплинарный характер. В
ходе длительного исследования проблемы социально-психологической адаптации
накоплен обширный теоретический и практический материал, раскрывающий
разнообразие механизмов, факторов, способствующих успешной адаптации. Несмотря на это, важным и малоизученным направлением исследования является
проблема факторной детерминации социально-психологической адаптации.
Исследование факторной детерминации социально-психологической адаптации имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Прежде всего,
высокая потребность в изучении данной проблематики является следствием социальной значимости социально-психологической адаптации в различных социальных сферах как для создания условий и обеспечения успешной социальнопсихологической адаптации в образовательных учреждениях, производственных
организациях, так и для профилактики трудностей адаптации, преодоления трудных жизненных ситуаций.
В теоретическом аспекте изучение проблемы социально-психологической
адаптации во многом определяет разработку целого ряда ключевых теоретических проблем социальной психологии. Социально-психологическая адаптация
занимает одно из центральных мест в социальной психологии. Исследователями
выделены основные критерии социально-психологической адаптации, ее этапы,
формы, механизмы, стратегии.
В рамках изучения проблемы факторной детерминации социальнопсихологической адаптации значительный вклад внесли исследования: К. А.
Абульхановой-Славской, П. К. Анохина, Л. И. Анцыферовой, Г. А. Балла, Б. Ф.
Березина, В. П. Казначеева, А. В. Карпова, Н. В. Клюевой, В. И. Медведева, А. А.
Налчаджяна, О. А. Овсяник, А. В. Петровского, А. А. Реана, А. А. Смирнова, Н.
П. Фетискина, Р. М. Шамионова и других.
По результатам многочисленных исследований факторов социальнопсихологической адаптации установлены взаимосвязи между социальнопсихологической адаптацией и психологическим состоянием (Т. В. Барлас, В. П.
Казначеев, Л. В. Куликов, Г. Г. Буторин), между социально-когнитивными структурами и адаптацией человека к социальным изменениям, между активностью
субъекта и процессом адаптации (К. А. Абульханова-Славская), между процессами социализации и социально-психологической адаптации (С. И. Розум). Доказано влияние отношения к трудным жизненным условиям на социальнопсихологическую адаптацию (Л. И. Анцыферова, Л. Г. Дикая, С. А. Шапкина),
адаптивных комплексов на процесс социально-психологической адаптации (А. А.
Налчаджян), существование связи между удовлетворенностью профессией и успешностью адаптации (А. А. Реан).
На фоне многочисленных исследований, посвященных поиску факторов успешной социально-психологической адаптации, остаются малоизученными вопросы по систематизации выделенных факторов, определения базового фактора,
соотношения факторов относительно социально-психологической адаптации.
Малоисследованной остается область изучения социально-психологической
адаптации, где в качестве детерминанты рассматривается фактор временнóй перспективы, который проявляется в умении выстраивать свое будущее относительно представлений о прошлом и настоящем. Значимость исследования в данном
направлении позволит дополнить анализ факторов с позиции не только каузальной атрибуции, но и телеологического подхода.
Изучение временнóй перспективы в контексте социально-психологической
адаптации является одним из новых, малоизученных направлений исследований,
но важным и перспективным. Своеобразие ситуации, сложившейся к настоящему
времени, заключается в том, что два этих понятия (социально-психологическая
адаптация и временнáя перспектива) интенсивно разрабатываются по отдельности, то есть независимо друг от друга. Специальные исследования, особенно эмпирические и экспериментальные, в которых изучалась бы их взаимосвязь, практически отсутствуют.6
Вместе с тем, логика их развития делает все более обоснованным предположение, согласно которому социально-психологическая адаптация и временнáя
перспектива тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Причем эта
связь может быть содержательной и многоплановой. Изучение данных научных
категорий во взаимосвязи обогащает научные знания как в области изучении
временнóй перспективы (расширяет ее возможности в регуляции поведения), так
и социально-психологической адаптации (объясняет ее детерминацию с позиции
телеологического подхода).
Необходимость совместной разработки проблематики временнóй перспективы и социально-психологической адаптации обусловлена еще и тем, что это позволяет использовать временнýю перспективу в качестве ресурса в реализации
условий для успешной социально-психологической адаптации.
Любая форма адаптивного поведения ориентирована на будущее. Понимание будущих целей, осознание закономерности между настоящими действиями и
ожидаемыми в будущем результатами является важным условием регуляции поведения. Это доказывают многочисленные исследования в рамках изучения
временнóй перспективы (К. А. Абульханова-Славская, Р. А. Ахмеров, Т. Н. Березина, А. К. Болотова, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Л. А. Регуш, М. С. Роговин,
Ж. Нюттен и другие).
Осознание своего будущего через планирование, построение временнóй
перспективы становится одним из базовых условий успешной социальнопсихологической адаптации. Представления о прошлом, настоящем и будущем,
образующих временнýю перспективу, будут обеспечивать потенциальную готовность к адаптации в новых социальных ситуациях.
Изучение временнóй перспективы в контексте социально-психологической
адаптации наиболее значимо на примере подросткового возраста. Подростковый
возраст является сензитивным периодом в формировании временнóй перспективы: в этом возрасте временнáя перспектива активно проявляется, оформляется и
служит одним их базовых регуляторов поведения.
Таким образом, очевидна необходимость в изучении такой важной в теоретическом и практическом отношении проблемы, как проблема специфики взаимосвязи временнóй перспективы и социально-психологической адаптации, а также выявления возможных детерминационных отношений между ними. Ее разработка может в очень существенной степени содействовать решению целого ряда
значимых в теоретическом отношении задач: углублению представлений о структуре временнóй перспективы, развитию теоретических взглядов относительно
системы факторов, детерминирующих социально-психологическую адаптацию.
Полученные результаты исследования взаимосвязи, взаимовлияния
временнóй перспективы и социально-психологической адаптации, определения
параметров, структурных особенностей временнóй перспективы подростков, детерминирующих социально-психологическую адаптацию, помогут выявить новые
условия для успешности социально-психологической адаптации.
Следовательно, целью данной работы является изучение структурных особенностей временнóй перспективы как базового фактора социально-психологической адаптации подростков.
Данная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1. Осуществить анализ современного состояния проблемы, рассмотреть основные концепции и направления исследования социально-психологической
адаптации и временнóй перспективы.
2. Раскрыть методологические и методические основы исследования, разработать общую процедуру исследования.
3. Провести отбор и разработать адекватные целям и задачам исследования
методики для изучения социально-психологической адаптации и временнóй перспективы подростков.
4. Организовать и провести эмпирическое изучение взаимосвязи социально-психологической адаптации и временнóй перспективы.
5. Определить специфику и различия временнóй перспективы подростков с
разным уровнем социально-психологической адаптации.
ходе длительного исследования проблемы социально-психологической адаптации
накоплен обширный теоретический и практический материал, раскрывающий
разнообразие механизмов, факторов, способствующих успешной адаптации. Несмотря на это, важным и малоизученным направлением исследования является
проблема факторной детерминации социально-психологической адаптации.
Исследование факторной детерминации социально-психологической адаптации имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Прежде всего,
высокая потребность в изучении данной проблематики является следствием социальной значимости социально-психологической адаптации в различных социальных сферах как для создания условий и обеспечения успешной социальнопсихологической адаптации в образовательных учреждениях, производственных
организациях, так и для профилактики трудностей адаптации, преодоления трудных жизненных ситуаций.
В теоретическом аспекте изучение проблемы социально-психологической
адаптации во многом определяет разработку целого ряда ключевых теоретических проблем социальной психологии. Социально-психологическая адаптация
занимает одно из центральных мест в социальной психологии. Исследователями
выделены основные критерии социально-психологической адаптации, ее этапы,
формы, механизмы, стратегии.
В рамках изучения проблемы факторной детерминации социальнопсихологической адаптации значительный вклад внесли исследования: К. А.
Абульхановой-Славской, П. К. Анохина, Л. И. Анцыферовой, Г. А. Балла, Б. Ф.
Березина, В. П. Казначеева, А. В. Карпова, Н. В. Клюевой, В. И. Медведева, А. А.
Налчаджяна, О. А. Овсяник, А. В. Петровского, А. А. Реана, А. А. Смирнова, Н.
П. Фетискина, Р. М. Шамионова и других.
По результатам многочисленных исследований факторов социальнопсихологической адаптации установлены взаимосвязи между социальнопсихологической адаптацией и психологическим состоянием (Т. В. Барлас, В. П.
Казначеев, Л. В. Куликов, Г. Г. Буторин), между социально-когнитивными структурами и адаптацией человека к социальным изменениям, между активностью
субъекта и процессом адаптации (К. А. Абульханова-Славская), между процессами социализации и социально-психологической адаптации (С. И. Розум). Доказано влияние отношения к трудным жизненным условиям на социальнопсихологическую адаптацию (Л. И. Анцыферова, Л. Г. Дикая, С. А. Шапкина),
адаптивных комплексов на процесс социально-психологической адаптации (А. А.
Налчаджян), существование связи между удовлетворенностью профессией и успешностью адаптации (А. А. Реан).
На фоне многочисленных исследований, посвященных поиску факторов успешной социально-психологической адаптации, остаются малоизученными вопросы по систематизации выделенных факторов, определения базового фактора,
соотношения факторов относительно социально-психологической адаптации.
Малоисследованной остается область изучения социально-психологической
адаптации, где в качестве детерминанты рассматривается фактор временнóй перспективы, который проявляется в умении выстраивать свое будущее относительно представлений о прошлом и настоящем. Значимость исследования в данном
направлении позволит дополнить анализ факторов с позиции не только каузальной атрибуции, но и телеологического подхода.
Изучение временнóй перспективы в контексте социально-психологической
адаптации является одним из новых, малоизученных направлений исследований,
но важным и перспективным. Своеобразие ситуации, сложившейся к настоящему
времени, заключается в том, что два этих понятия (социально-психологическая
адаптация и временнáя перспектива) интенсивно разрабатываются по отдельности, то есть независимо друг от друга. Специальные исследования, особенно эмпирические и экспериментальные, в которых изучалась бы их взаимосвязь, практически отсутствуют.6
Вместе с тем, логика их развития делает все более обоснованным предположение, согласно которому социально-психологическая адаптация и временнáя
перспектива тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Причем эта
связь может быть содержательной и многоплановой. Изучение данных научных
категорий во взаимосвязи обогащает научные знания как в области изучении
временнóй перспективы (расширяет ее возможности в регуляции поведения), так
и социально-психологической адаптации (объясняет ее детерминацию с позиции
телеологического подхода).
Необходимость совместной разработки проблематики временнóй перспективы и социально-психологической адаптации обусловлена еще и тем, что это позволяет использовать временнýю перспективу в качестве ресурса в реализации
условий для успешной социально-психологической адаптации.
Любая форма адаптивного поведения ориентирована на будущее. Понимание будущих целей, осознание закономерности между настоящими действиями и
ожидаемыми в будущем результатами является важным условием регуляции поведения. Это доказывают многочисленные исследования в рамках изучения
временнóй перспективы (К. А. Абульханова-Славская, Р. А. Ахмеров, Т. Н. Березина, А. К. Болотова, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Л. А. Регуш, М. С. Роговин,
Ж. Нюттен и другие).
Осознание своего будущего через планирование, построение временнóй
перспективы становится одним из базовых условий успешной социальнопсихологической адаптации. Представления о прошлом, настоящем и будущем,
образующих временнýю перспективу, будут обеспечивать потенциальную готовность к адаптации в новых социальных ситуациях.
Изучение временнóй перспективы в контексте социально-психологической
адаптации наиболее значимо на примере подросткового возраста. Подростковый
возраст является сензитивным периодом в формировании временнóй перспективы: в этом возрасте временнáя перспектива активно проявляется, оформляется и
служит одним их базовых регуляторов поведения.
Таким образом, очевидна необходимость в изучении такой важной в теоретическом и практическом отношении проблемы, как проблема специфики взаимосвязи временнóй перспективы и социально-психологической адаптации, а также выявления возможных детерминационных отношений между ними. Ее разработка может в очень существенной степени содействовать решению целого ряда
значимых в теоретическом отношении задач: углублению представлений о структуре временнóй перспективы, развитию теоретических взглядов относительно
системы факторов, детерминирующих социально-психологическую адаптацию.
Полученные результаты исследования взаимосвязи, взаимовлияния
временнóй перспективы и социально-психологической адаптации, определения
параметров, структурных особенностей временнóй перспективы подростков, детерминирующих социально-психологическую адаптацию, помогут выявить новые
условия для успешности социально-психологической адаптации.
Следовательно, целью данной работы является изучение структурных особенностей временнóй перспективы как базового фактора социально-психологической адаптации подростков.
Данная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1. Осуществить анализ современного состояния проблемы, рассмотреть основные концепции и направления исследования социально-психологической
адаптации и временнóй перспективы.
2. Раскрыть методологические и методические основы исследования, разработать общую процедуру исследования.
3. Провести отбор и разработать адекватные целям и задачам исследования
методики для изучения социально-психологической адаптации и временнóй перспективы подростков.
4. Организовать и провести эмпирическое изучение взаимосвязи социально-психологической адаптации и временнóй перспективы.
5. Определить специфику и различия временнóй перспективы подростков с
разным уровнем социально-психологической адаптации.
Подводя итоги проведенного исследования можно утверждать, что на современном этапе развития социальной психологии изучение социальнопсихологической адаптации имеет ключевое значение. Одним из актуальных в
настоящее время направлений исследования является изучение проблемы детерминации социально-психологической адаптации.
Большинство исследований в области изучения факторов и закономерностей социально-психологической адаптации сосредоточены на объяснении причинной взаимосвязи между объектами изучения, тогда как вопрос целевой детерминации социально-психологической адаптации остается малоизученным. В процессе социально-психологической адаптации личность приспосабливается к новым условиям не только, опираясь на представления о причинах сложившейся ситуации, а стремится спрогнозировать последствия ситуации, на основании своих
планов на будущее, представлений о прошлом. Тем самым участие временного
фактора в процессе социально-психологической адаптации может являться базовым в объяснении закономерностей ее детерминации.
Изучение взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и
временнóй перспективой стало основным направлением исследования. Относительно теоретической значимости изучение данной проблемы раскрывает возможность использования временнóй перспективы в качестве базового фактора в
социально-психологической адаптации, что позволяет расширить представление о
роли факторов в детерминации социально-психологической адаптации. Практическая значимость реализуется в том, что при создании условий для успешности социально-психологической адаптации важно обратить внимание на степень сформированности временнóй перспективы.
Данная проблема характеризуется сочетанием высокой теоретической значимости и практической ценности с явно недостаточным уровнем ее разработанности. Это и определяет ее высокую актуальность. Организация и реализация исследования была направлена на решение основной цели исследования: изучить структурные особенности временнóй перспективы как базового фактора социально-психологической адаптации подростков. Исследование проходило в несколько этапов. В ходе первого этапа был проведен теоретический анализ научной литературы и установлено, что временнáя
перспектива является одним из важных факторов, регулирующих поведение, и
может способствовать успешной социально-психологической адаптации.
На втором этапе исследования для реализации поставленных задач, было
организовано эмпирическое исследование, разработаны план, теоретические и методологические принципы исследования, осуществлен подбор методик для определения показателей социально-психологической адаптации и временнóй перспективы, методов статистического анализа данных.
Третий этап был посвящен обработке, анализу, интерпретации результатов
и оформлению выводов исследования.
В ходе первого этапа исследования, как показал проведенный в работе анализ, две важнейшие психологические категории социально-психологическая
адаптация и временнáя перспектива разрабатываются практически вне связи друг
с другом. В особенности это относится к исследованиям эмпирического и экспериментального характера. Чаще всего, социально-психологическая адаптации и
временнáя перспектива изучаются независимо друг от друга, исследование относительно их взаимосвязи проводится впервые. Эти две важные области исследований до сих пор не взаимодействуют должным образом между собой – ни в теоретическим, ни особенно в эмпирическом и экспериментальном планах. Изучение
проблемы взаимосвязи временнóй перспективы и социально-психологической
адаптации наиболее показательно относительно подросткового возраста. Было
обнаружено, что подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования временнóй перспективы.
Установленные в ходе теоретического исследования взаимосвязи социально-психологической адаптации с различными внутренними и внешними факторами не позволяют определить среди них базовые для успешности социально-147
психологической адаптации. Проблема взаимосвязи социально-психологической
адаптации и временнóй перспективы требует дальнейшей теоретической, методической и эмпирической разработки в целях совершенствования условий, обеспечивающих успешную социально-психологическую адаптацию.
На втором этапе исследования был разработан комплекс методик, позволяющий определить основные показатели социально-психологической адаптации
и временнóй перспективы. В процессе выбора базовых принципов исследования
было установлено, что наиболее значимыми подходами в объяснение и анализе
взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и временнóй перспективой имеют принципы структурно-уровневого подхода, субъектнодеятельностного. Использование данных принципов позволяет в первом случае
рассмотреть детерминированность социально-психологической адаптации не
только относительно отдельных параметров временнóй перспективы, но и на
уровне ее структуры и подструктур; во втором – способность личности к активному выстраиванию временнóй перспективы позволяет создать условия для успешной социально-психологической адаптации. Выбор методов и методик исследования осуществлялся в соответствии с поставленными задачами исследования и
интерпретации результатов. Поскольку в исследовании изучалась не только аналитическая, но и структурная детерминации, то возникла необходимость обращения к особой группе методов структурно-психологического анализа (нахождения
матриц интеркорреляций, определения и анализа структургограмм, вычисления
системы структурных индексов, метода корреляционного отношения).
Реализация третьего (эмпирического) этапа исследования проходила в несколько циклов в связи с тем, что анализ данных осуществлялся на трех уровнях:
аналитическом, структурном, уровне подструктур.По итогам первого цикла исследования было обнаружено, что взаимосвязи
между временнóй перспективой и социально-психологической адаптацией носят
умеренный характер и не дают полного основания утверждать, что временнáя
перспектива базовый фактор адаптации.
В результате второго цикла исследования было установлено, что социальнопсихологическая адаптация детерминирована структурными особенностями
временнóй перспективы. Структурная организация временнóй перспективы подростков с разным уровнем социально-психологической адаптации имеет свою
специфику, которая проявляется в разном наборе элементов, весе, характере связи
между элементами. Установлены структурообразующие элементы структуры
временнóй перспективы, которые обеспечивают ее успешность и положительно
влияют на уровень социально-психологической адаптации (реалистичность, согласованность, конкретные временные периоды «1-2 года», «3-5 лет»).
В результате второго цикла эмпирического исследования была установлена
закономерность, согласно которой успешность социально-психологической адаптации определяется степенью структурной организации временнóй перспективы,
более высоким уровнем и качественно иной структурой. Это согласуется с общепринятым положением, что чем выше степень организованности системы, тем
выше эффективность ее функционирования. При этом степень организованности
структуры временнóй перспективы определяется преимущественно уровнем
дифференцированности ее элементов и гетерогенностью. Чем больше в структуре
значимых связей (как положительных, так и отрицательных) между отдельными
параметрами, тем выше потенциал в целом временнóй перспективы регуляции
поведения, в обеспечении успешности социально-психологической адаптации.
По итогам третьего цикла эмпирического исследования было установлено,
что временнáя перспектива имеет специфическое строение, может быть представлена двумя подструктурами: темпоральной (временнóй) и мотивационной. Каж-149
дая подструктура различается у подростков с разным уровнем социальнопсихологической адаптации. Бóльшее влияние на успешность социальнопсихологической адаптации имеет мотивационная подструктура при условии наличия взаимосвязи между мотивационными объектами прошлого, настоящего и
будущего.
Существующая взаимосвязь между временнóй перспективой и успешности
социально-психологической адаптации имеет форму зависимости типа «оптимума». Период длительности временнóй перспективы, который является оптимальным для успешной социально-психологической адаптации, имеет среднюю удаленность во времени (от 1 года до 5 лет), обладает четкими границами и определенностью содержания мотивационных объектов.
Результаты работы позволяют считать, что выдвинутые гипотезы подтверждены, задачи решены, цель исследования достигнута. Предметом дальнейших
исследований может стать изучение различных вариантов временнóй перспективы в зависимости от стратегий социально-психологической адаптации, ее форм,
видов. Такое исследование позволит изучить варианты выбора стратегий социально-психологической адаптации в зависимости от структурных особенностей
временнóй перспективы и регулировать процесс выбора стратегий для успешной
социально-психологической адаптации.
Следовательно, обобщая сказанное, можно сделать следующее итоговое заключение. Все установленные результаты свидетельствуют о том, что характер
детерминационного влияния временнóй перспективы на социальнопсихологическую адаптацию является комплексным и многоплановым, гетерогенным и диверсифицированным, но одновременно – очень значимым и закономерным. Этот наиболее общий результат дает и комплексное подтверждение основной гипотезы данного исследования, позволяя считать достигнутой его цель.
На основании полученных результатов были сформулированы основные
выводы, суть которых заключается в следующем.
1. Одной из главных проблем социально-психологической адаптации, является проблема ее детерминации. Она включает в себя два основных и нерешенных150
пока в необходимой степени вопроса: во-первых, – в обобщении, систематизации
и дифференциации факторов, ее детерминирующих и обеспечивающих успешность социально-психологической адаптации, во-вторых, – в выделении базовых
факторов, способствующих социально-психологической адаптации.
2. Несмотря на интенсивное развитие проблемы детерминации социальнопсихологической адаптации в последнее время, многие важные вопросы остаются
недостаточно исследованными. К ним относится, в частности проблема изучения
социально-психологической адаптации в аспекте ее детерминации фактором времени. Эти два направления исследования социально-психологической адаптации
и временнóй перспективы интенсивно разрабатываются по отдельности, а исследования (особенно эмпирические и экспериментальные), выполненные на их
«стыке», представлены явно недостаточно. Вместе с тем, в изучении проблемы
социально-психологической адаптации складываются предпосылки для дополнения традиционных исследований, базирующихся на принципах каузальной атрибуции, изучением социально-психологической адаптации с позиции телеологического подхода.
3. В связи с отмеченной взаимной направленностью развития указанных
проблем, возникает объективная необходимость исследования по установлению
взаимосвязей между социально-психологической адаптацией и временнóй перспективой, как на аналитическом, так и на структурном уровне и на уровне подструктур временной перспективы.
4. Наиболее общим итогом цикла эмпирических исследований, подтверждающим правомерность основной гипотезы данной работы, является обнаружение и доказательство существования взаимосвязи между социальнопсихологической адаптацией и временнóй перспективой, носящей комплексный и
закономерный характер. Существуют различия в группах подростков по уровню
социально-психологической адаптации. При высоком уровне адаптации выше
значения показателей «позитивные отношения», «автономия», «управление средой», «цели в жизни», «самопринятие», «психологическое благополучие. Более
низкие показатели по шкалам – «негативное прошлое», «недисциплинирован-151
ность», «отсутствие самоконтроля», «пассивность», «отсутствие самокритичности, «зависимость», «тревожность», «эмоциональность», «психическое напряжение».
5. Результаты исследования показали, что влияние показателей временнóй
перспективы на успешность социально-психологической адаптации имеет диверсифицированный характер. Установленные взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации и временнóй перспективой указывают на то,
что чем более подростки ориентированы на конкретные периоды «1-2 года», «3-5
лет», «прошлое» и имеют реалистичность временнóй перспективы, тем ниже у
них состояние психического напряжения, более позитивное отношение к актуальной ситуации, социальному окружению и лучше состояние психологического
благополучия в целом.
6. Чем выше показатель «будущее» по сравнению с другими факторами социально-психологической адаптации, тем выше ее успешность; при выраженности показателя «негативное прошлое», уровень социально-психологической адаптации снижается. Данная закономерность легла в основу типологии социальнопсихологической адаптации в зависимости от выраженности показателей
временнóй перспективы. На основании критериев социально-психологической
адаптации и показателей временнóй перспективы было выделено четыре варианта
социально-психологической адаптации. Успешность социально-психологической
адаптации выше при общем высоком уровне психологического благополучия индивида и ориентации на «будущее», а также реалистичности временнóй перспективы. Нереалистичность «будущего», ориентация на «негативное прошлое» снижают уровень социально-психологической адаптации.
7. Представленная типология социально-психологической адаптации открывает возможности для разработки путей оптимизации процесса социальнопсихологической адаптации, где в качестве базового фактора будет временнáя
перспектива. Для каждого из представленных вариантов социальнопсихологической адаптации необходимы свои условия. Для первого типа («успешный») – важно регулярно стимулировать, организовывать свои представления152
о будущем, тем самым создавая более длительную, детализированную, согласованную временнýю перспективу. Для второго типа («тревожный»)– переориентировать направленность временнóй перспективы на позитивные образы будущего.
Для третьего варианта («мечтающий») – важно обратить внимание на настоящее и
научиться согласовывать цели и возможности, мотивационные объекты разных
временных периодов. Представителям четверного варианта («разочарованный»)
выстраивать временнýю перспективу на основании положительного образа «прошлого».
8. Было установлено, что существуют различия по параметрам временнóй
перспективы у подростков с разным уровнем адаптации. У подростков с УА
временнáя перспектива более реалистична. У подростков с ТА больше мотивационных объектов, связанных с мечтами, желаниями, невыполнимыми планами. По
длительности временнáя перспектива подростков с УА имеет конкретные, четкие
границы временных периодов ближайшего будущего, 1-2 года, 3-5 лет, тогда как
у подростков с ТА преобладают временные периоды неопределенного будущего и
настоящего; у них нет согласованности между мотивационными объектами, которые, в основном, направлены на «общение» и «безопасность». Важно обратить
внимание, что у подростков с трудностями адаптации отсутствует согласованность между актуальными стремлениями и теми преставлениями, которые подростки соотносят со своим будущим. По содержанию и насыщенности периодов
временнóй перспективы выше показатели у подростков с УА.
9. Анализ результатов доказал наличие различий в показателях временнóй
перспективы и особенностях структурной организации временнóй перспективы
подростков двух групп. Показатели временнóй перспективы, которые обеспечивают ее сформированность, действенность, сбалансированность, выше у подростков, успешно адаптирующихся. Это дает основание утверждать, что временнáя
перспектива является необходимым условием эффективной социальнопсихологической адаптации.
10.Характер взаимосвязи параметров временнóй перспективы и социальнопсихологической адаптации является различным и проявляется не столько на ана-153
литическом, сколько на структурном уровне. В связи с вышеизложенным можно
сделать еще один важный в рамках данной работы вывод о том, что существует
значимая связь социально-психологической адаптации и временнóй перспективы
не только на уровне ее отдельных параметров, но и на структурном уровне.
11.Уровень социально-психологической адаптации детерминирован структурной организацией временнóй перспективы. Более высокий уровень социальнопсихологической адаптации имеют подростки с более высоким уровнем структурной организации временнóй перспективы, который обусловлен, преимущественно, мерой ее дифференцированности, гетерогенности. При этом структурная
организация временнóй перспективы у подростков с УА отличаются не только
более высокой степенью организованности элементов структуры, но и другой по
составу элементов структурой.
12.Временнáя перспектива может быть представлена двумя подструктурами: временнóй и мотивационной. Эти структуры различны у подростков с разным
уровнем социально-психологической адаптации. Основное различие заключается
как в длительности временных периодов, так и в содержательности и насыщенности мотивационной подструктуры.
13.На успешность социально-психологической адаптации бóльшее влияние
оказывает мотивационная подструктура. Ведущая роль в детерминации социально-психологической адаптации заключается в преемственности между мотивационными объектами прошлого, настоящего и будущего в структуре временнóй
перспективы. У хорошо адаптированных подростков выше уровень преемственности мотивационных объектов между временными периодами и выше уровень
иерархии потребностей, наполняющих мотивационную подструктуру временнóй
перспективы.
14.Сравнительный анализ параметров временнóй перспективы подростков
со «средним» уровнем социально-психологической адаптации показал, что при
схожести структурной организации временнóй перспективы с подростками с «высоким» уровнем, в мотивационной подструктуре временнóй перспективы преобладает ориентация на «безопасность». Возможно, данный показатель является тем154
фактором, который снижает общий уровень социально-психологической адаптации.
15. На основании полученных результатов можно выделить так называемый
«оптимум» или «средний» уровень временнóй перспективы, при котором при
равных других условиях будет обеспечен средний или высокий уровень социально-психологической адаптации.
настоящее время направлений исследования является изучение проблемы детерминации социально-психологической адаптации.
Большинство исследований в области изучения факторов и закономерностей социально-психологической адаптации сосредоточены на объяснении причинной взаимосвязи между объектами изучения, тогда как вопрос целевой детерминации социально-психологической адаптации остается малоизученным. В процессе социально-психологической адаптации личность приспосабливается к новым условиям не только, опираясь на представления о причинах сложившейся ситуации, а стремится спрогнозировать последствия ситуации, на основании своих
планов на будущее, представлений о прошлом. Тем самым участие временного
фактора в процессе социально-психологической адаптации может являться базовым в объяснении закономерностей ее детерминации.
Изучение взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и
временнóй перспективой стало основным направлением исследования. Относительно теоретической значимости изучение данной проблемы раскрывает возможность использования временнóй перспективы в качестве базового фактора в
социально-психологической адаптации, что позволяет расширить представление о
роли факторов в детерминации социально-психологической адаптации. Практическая значимость реализуется в том, что при создании условий для успешности социально-психологической адаптации важно обратить внимание на степень сформированности временнóй перспективы.
Данная проблема характеризуется сочетанием высокой теоретической значимости и практической ценности с явно недостаточным уровнем ее разработанности. Это и определяет ее высокую актуальность. Организация и реализация исследования была направлена на решение основной цели исследования: изучить структурные особенности временнóй перспективы как базового фактора социально-психологической адаптации подростков. Исследование проходило в несколько этапов. В ходе первого этапа был проведен теоретический анализ научной литературы и установлено, что временнáя
перспектива является одним из важных факторов, регулирующих поведение, и
может способствовать успешной социально-психологической адаптации.
На втором этапе исследования для реализации поставленных задач, было
организовано эмпирическое исследование, разработаны план, теоретические и методологические принципы исследования, осуществлен подбор методик для определения показателей социально-психологической адаптации и временнóй перспективы, методов статистического анализа данных.
Третий этап был посвящен обработке, анализу, интерпретации результатов
и оформлению выводов исследования.
В ходе первого этапа исследования, как показал проведенный в работе анализ, две важнейшие психологические категории социально-психологическая
адаптация и временнáя перспектива разрабатываются практически вне связи друг
с другом. В особенности это относится к исследованиям эмпирического и экспериментального характера. Чаще всего, социально-психологическая адаптации и
временнáя перспектива изучаются независимо друг от друга, исследование относительно их взаимосвязи проводится впервые. Эти две важные области исследований до сих пор не взаимодействуют должным образом между собой – ни в теоретическим, ни особенно в эмпирическом и экспериментальном планах. Изучение
проблемы взаимосвязи временнóй перспективы и социально-психологической
адаптации наиболее показательно относительно подросткового возраста. Было
обнаружено, что подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования временнóй перспективы.
Установленные в ходе теоретического исследования взаимосвязи социально-психологической адаптации с различными внутренними и внешними факторами не позволяют определить среди них базовые для успешности социально-147
психологической адаптации. Проблема взаимосвязи социально-психологической
адаптации и временнóй перспективы требует дальнейшей теоретической, методической и эмпирической разработки в целях совершенствования условий, обеспечивающих успешную социально-психологическую адаптацию.
На втором этапе исследования был разработан комплекс методик, позволяющий определить основные показатели социально-психологической адаптации
и временнóй перспективы. В процессе выбора базовых принципов исследования
было установлено, что наиболее значимыми подходами в объяснение и анализе
взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и временнóй перспективой имеют принципы структурно-уровневого подхода, субъектнодеятельностного. Использование данных принципов позволяет в первом случае
рассмотреть детерминированность социально-психологической адаптации не
только относительно отдельных параметров временнóй перспективы, но и на
уровне ее структуры и подструктур; во втором – способность личности к активному выстраиванию временнóй перспективы позволяет создать условия для успешной социально-психологической адаптации. Выбор методов и методик исследования осуществлялся в соответствии с поставленными задачами исследования и
интерпретации результатов. Поскольку в исследовании изучалась не только аналитическая, но и структурная детерминации, то возникла необходимость обращения к особой группе методов структурно-психологического анализа (нахождения
матриц интеркорреляций, определения и анализа структургограмм, вычисления
системы структурных индексов, метода корреляционного отношения).
Реализация третьего (эмпирического) этапа исследования проходила в несколько циклов в связи с тем, что анализ данных осуществлялся на трех уровнях:
аналитическом, структурном, уровне подструктур.По итогам первого цикла исследования было обнаружено, что взаимосвязи
между временнóй перспективой и социально-психологической адаптацией носят
умеренный характер и не дают полного основания утверждать, что временнáя
перспектива базовый фактор адаптации.
В результате второго цикла исследования было установлено, что социальнопсихологическая адаптация детерминирована структурными особенностями
временнóй перспективы. Структурная организация временнóй перспективы подростков с разным уровнем социально-психологической адаптации имеет свою
специфику, которая проявляется в разном наборе элементов, весе, характере связи
между элементами. Установлены структурообразующие элементы структуры
временнóй перспективы, которые обеспечивают ее успешность и положительно
влияют на уровень социально-психологической адаптации (реалистичность, согласованность, конкретные временные периоды «1-2 года», «3-5 лет»).
В результате второго цикла эмпирического исследования была установлена
закономерность, согласно которой успешность социально-психологической адаптации определяется степенью структурной организации временнóй перспективы,
более высоким уровнем и качественно иной структурой. Это согласуется с общепринятым положением, что чем выше степень организованности системы, тем
выше эффективность ее функционирования. При этом степень организованности
структуры временнóй перспективы определяется преимущественно уровнем
дифференцированности ее элементов и гетерогенностью. Чем больше в структуре
значимых связей (как положительных, так и отрицательных) между отдельными
параметрами, тем выше потенциал в целом временнóй перспективы регуляции
поведения, в обеспечении успешности социально-психологической адаптации.
По итогам третьего цикла эмпирического исследования было установлено,
что временнáя перспектива имеет специфическое строение, может быть представлена двумя подструктурами: темпоральной (временнóй) и мотивационной. Каж-149
дая подструктура различается у подростков с разным уровнем социальнопсихологической адаптации. Бóльшее влияние на успешность социальнопсихологической адаптации имеет мотивационная подструктура при условии наличия взаимосвязи между мотивационными объектами прошлого, настоящего и
будущего.
Существующая взаимосвязь между временнóй перспективой и успешности
социально-психологической адаптации имеет форму зависимости типа «оптимума». Период длительности временнóй перспективы, который является оптимальным для успешной социально-психологической адаптации, имеет среднюю удаленность во времени (от 1 года до 5 лет), обладает четкими границами и определенностью содержания мотивационных объектов.
Результаты работы позволяют считать, что выдвинутые гипотезы подтверждены, задачи решены, цель исследования достигнута. Предметом дальнейших
исследований может стать изучение различных вариантов временнóй перспективы в зависимости от стратегий социально-психологической адаптации, ее форм,
видов. Такое исследование позволит изучить варианты выбора стратегий социально-психологической адаптации в зависимости от структурных особенностей
временнóй перспективы и регулировать процесс выбора стратегий для успешной
социально-психологической адаптации.
Следовательно, обобщая сказанное, можно сделать следующее итоговое заключение. Все установленные результаты свидетельствуют о том, что характер
детерминационного влияния временнóй перспективы на социальнопсихологическую адаптацию является комплексным и многоплановым, гетерогенным и диверсифицированным, но одновременно – очень значимым и закономерным. Этот наиболее общий результат дает и комплексное подтверждение основной гипотезы данного исследования, позволяя считать достигнутой его цель.
На основании полученных результатов были сформулированы основные
выводы, суть которых заключается в следующем.
1. Одной из главных проблем социально-психологической адаптации, является проблема ее детерминации. Она включает в себя два основных и нерешенных150
пока в необходимой степени вопроса: во-первых, – в обобщении, систематизации
и дифференциации факторов, ее детерминирующих и обеспечивающих успешность социально-психологической адаптации, во-вторых, – в выделении базовых
факторов, способствующих социально-психологической адаптации.
2. Несмотря на интенсивное развитие проблемы детерминации социальнопсихологической адаптации в последнее время, многие важные вопросы остаются
недостаточно исследованными. К ним относится, в частности проблема изучения
социально-психологической адаптации в аспекте ее детерминации фактором времени. Эти два направления исследования социально-психологической адаптации
и временнóй перспективы интенсивно разрабатываются по отдельности, а исследования (особенно эмпирические и экспериментальные), выполненные на их
«стыке», представлены явно недостаточно. Вместе с тем, в изучении проблемы
социально-психологической адаптации складываются предпосылки для дополнения традиционных исследований, базирующихся на принципах каузальной атрибуции, изучением социально-психологической адаптации с позиции телеологического подхода.
3. В связи с отмеченной взаимной направленностью развития указанных
проблем, возникает объективная необходимость исследования по установлению
взаимосвязей между социально-психологической адаптацией и временнóй перспективой, как на аналитическом, так и на структурном уровне и на уровне подструктур временной перспективы.
4. Наиболее общим итогом цикла эмпирических исследований, подтверждающим правомерность основной гипотезы данной работы, является обнаружение и доказательство существования взаимосвязи между социальнопсихологической адаптацией и временнóй перспективой, носящей комплексный и
закономерный характер. Существуют различия в группах подростков по уровню
социально-психологической адаптации. При высоком уровне адаптации выше
значения показателей «позитивные отношения», «автономия», «управление средой», «цели в жизни», «самопринятие», «психологическое благополучие. Более
низкие показатели по шкалам – «негативное прошлое», «недисциплинирован-151
ность», «отсутствие самоконтроля», «пассивность», «отсутствие самокритичности, «зависимость», «тревожность», «эмоциональность», «психическое напряжение».
5. Результаты исследования показали, что влияние показателей временнóй
перспективы на успешность социально-психологической адаптации имеет диверсифицированный характер. Установленные взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации и временнóй перспективой указывают на то,
что чем более подростки ориентированы на конкретные периоды «1-2 года», «3-5
лет», «прошлое» и имеют реалистичность временнóй перспективы, тем ниже у
них состояние психического напряжения, более позитивное отношение к актуальной ситуации, социальному окружению и лучше состояние психологического
благополучия в целом.
6. Чем выше показатель «будущее» по сравнению с другими факторами социально-психологической адаптации, тем выше ее успешность; при выраженности показателя «негативное прошлое», уровень социально-психологической адаптации снижается. Данная закономерность легла в основу типологии социальнопсихологической адаптации в зависимости от выраженности показателей
временнóй перспективы. На основании критериев социально-психологической
адаптации и показателей временнóй перспективы было выделено четыре варианта
социально-психологической адаптации. Успешность социально-психологической
адаптации выше при общем высоком уровне психологического благополучия индивида и ориентации на «будущее», а также реалистичности временнóй перспективы. Нереалистичность «будущего», ориентация на «негативное прошлое» снижают уровень социально-психологической адаптации.
7. Представленная типология социально-психологической адаптации открывает возможности для разработки путей оптимизации процесса социальнопсихологической адаптации, где в качестве базового фактора будет временнáя
перспектива. Для каждого из представленных вариантов социальнопсихологической адаптации необходимы свои условия. Для первого типа («успешный») – важно регулярно стимулировать, организовывать свои представления152
о будущем, тем самым создавая более длительную, детализированную, согласованную временнýю перспективу. Для второго типа («тревожный»)– переориентировать направленность временнóй перспективы на позитивные образы будущего.
Для третьего варианта («мечтающий») – важно обратить внимание на настоящее и
научиться согласовывать цели и возможности, мотивационные объекты разных
временных периодов. Представителям четверного варианта («разочарованный»)
выстраивать временнýю перспективу на основании положительного образа «прошлого».
8. Было установлено, что существуют различия по параметрам временнóй
перспективы у подростков с разным уровнем адаптации. У подростков с УА
временнáя перспектива более реалистична. У подростков с ТА больше мотивационных объектов, связанных с мечтами, желаниями, невыполнимыми планами. По
длительности временнáя перспектива подростков с УА имеет конкретные, четкие
границы временных периодов ближайшего будущего, 1-2 года, 3-5 лет, тогда как
у подростков с ТА преобладают временные периоды неопределенного будущего и
настоящего; у них нет согласованности между мотивационными объектами, которые, в основном, направлены на «общение» и «безопасность». Важно обратить
внимание, что у подростков с трудностями адаптации отсутствует согласованность между актуальными стремлениями и теми преставлениями, которые подростки соотносят со своим будущим. По содержанию и насыщенности периодов
временнóй перспективы выше показатели у подростков с УА.
9. Анализ результатов доказал наличие различий в показателях временнóй
перспективы и особенностях структурной организации временнóй перспективы
подростков двух групп. Показатели временнóй перспективы, которые обеспечивают ее сформированность, действенность, сбалансированность, выше у подростков, успешно адаптирующихся. Это дает основание утверждать, что временнáя
перспектива является необходимым условием эффективной социальнопсихологической адаптации.
10.Характер взаимосвязи параметров временнóй перспективы и социальнопсихологической адаптации является различным и проявляется не столько на ана-153
литическом, сколько на структурном уровне. В связи с вышеизложенным можно
сделать еще один важный в рамках данной работы вывод о том, что существует
значимая связь социально-психологической адаптации и временнóй перспективы
не только на уровне ее отдельных параметров, но и на структурном уровне.
11.Уровень социально-психологической адаптации детерминирован структурной организацией временнóй перспективы. Более высокий уровень социальнопсихологической адаптации имеют подростки с более высоким уровнем структурной организации временнóй перспективы, который обусловлен, преимущественно, мерой ее дифференцированности, гетерогенности. При этом структурная
организация временнóй перспективы у подростков с УА отличаются не только
более высокой степенью организованности элементов структуры, но и другой по
составу элементов структурой.
12.Временнáя перспектива может быть представлена двумя подструктурами: временнóй и мотивационной. Эти структуры различны у подростков с разным
уровнем социально-психологической адаптации. Основное различие заключается
как в длительности временных периодов, так и в содержательности и насыщенности мотивационной подструктуры.
13.На успешность социально-психологической адаптации бóльшее влияние
оказывает мотивационная подструктура. Ведущая роль в детерминации социально-психологической адаптации заключается в преемственности между мотивационными объектами прошлого, настоящего и будущего в структуре временнóй
перспективы. У хорошо адаптированных подростков выше уровень преемственности мотивационных объектов между временными периодами и выше уровень
иерархии потребностей, наполняющих мотивационную подструктуру временнóй
перспективы.
14.Сравнительный анализ параметров временнóй перспективы подростков
со «средним» уровнем социально-психологической адаптации показал, что при
схожести структурной организации временнóй перспективы с подростками с «высоким» уровнем, в мотивационной подструктуре временнóй перспективы преобладает ориентация на «безопасность». Возможно, данный показатель является тем154
фактором, который снижает общий уровень социально-психологической адаптации.
15. На основании полученных результатов можно выделить так называемый
«оптимум» или «средний» уровень временнóй перспективы, при котором при
равных других условиях будет обеспечен средний или высокий уровень социально-психологической адаптации.
Подобные работы
- ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2017 - Жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации студентов первого курса
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Нарушения временной перспективы как фактор высокой личностной тревожности студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ПЕРВОГО КУРСА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТИВНОСТИ И НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 15-17 ЛЕТ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ БОС-ТРЕНИНГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



