ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ............................................................................ 19
1.1. Современное состояние проблемы социально-психологической адаптации...19
1.2. Направления исследования факторов социально-психологической
адаптации………………………………………………………………………………36
1.3. Основные концепции временнóй перспективы личности ................................. 51
1.4. Временнáя перспектива как базовый конструкт проблемы социальнопсихологической адаптации подростков .................................................................... 65
1.5. Выводы по 1-ой главе ............................................................................................ 83
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ........................................................................................................ 85
2.1. Методологические аспекты исследования .......................................................... 85
2.2. Характеристика процедуры и методов исследования........................................ 88
2.3. Методы обработки и интерпретации результатов исследования...................... 98
2.4. Выводы по 2-ой главе .......................................................................................... 102
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННщЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ .................................................................. 104
3.1. Связь социально-психологической адаптации и параметров временной
перспективы подростков ............................................................................................ 104
3.2. Особенности временной перспективы подростков с разным уровнем
социально-психологической адаптации ................................................................... 122
3.3. Структурно-психологический анализ взаимосвязи временнóй
перспективы и социально-психологической адаптации подростков..................... 128
3.4. Выводы по 3-ей главе ......................................................................................... 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................... 145
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................. 155
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................
Проблема социально-психологической адаптации является одной из фундаментальных для психологической науки и носит междисциплинарный характер. В
ходе длительного исследования проблемы социально-психологической адаптации
накоплен обширный теоретический и практический материал, раскрывающий
разнообразие механизмов, факторов, способствующих успешной адаптации. Несмотря на это, важным и малоизученным направлением исследования является
проблема факторной детерминации социально-психологической адаптации.
Исследование факторной детерминации социально-психологической адаптации имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Прежде всего,
высокая потребность в изучении данной проблематики является следствием социальной значимости социально-психологической адаптации в различных социальных сферах как для создания условий и обеспечения успешной социальнопсихологической адаптации в образовательных учреждениях, производственных
организациях, так и для профилактики трудностей адаптации, преодоления трудных жизненных ситуаций.
В теоретическом аспекте изучение проблемы социально-психологической
адаптации во многом определяет разработку целого ряда ключевых теоретических проблем социальной психологии. Социально-психологическая адаптация
занимает одно из центральных мест в социальной психологии. Исследователями
выделены основные критерии социально-психологической адаптации, ее этапы,
формы, механизмы, стратегии.
В рамках изучения проблемы факторной детерминации социальнопсихологической адаптации значительный вклад внесли исследования: К. А.
Абульхановой-Славской, П. К. Анохина, Л. И. Анцыферовой, Г. А. Балла, Б. Ф.
Березина, В. П. Казначеева, А. В. Карпова, Н. В. Клюевой, В. И. Медведева, А. А.
Налчаджяна, О. А. Овсяник, А. В. Петровского, А. А. Реана, А. А. Смирнова, Н.
П. Фетискина, Р. М. Шамионова и других.
По результатам многочисленных исследований факторов социальнопсихологической адаптации установлены взаимосвязи между социальнопсихологической адаптацией и психологическим состоянием (Т. В. Барлас, В. П.
Казначеев, Л. В. Куликов, Г. Г. Буторин), между социально-когнитивными структурами и адаптацией человека к социальным изменениям, между активностью
субъекта и процессом адаптации (К. А. Абульханова-Славская), между процессами социализации и социально-психологической адаптации (С. И. Розум). Доказано влияние отношения к трудным жизненным условиям на социальнопсихологическую адаптацию (Л. И. Анцыферова, Л. Г. Дикая, С. А. Шапкина),
адаптивных комплексов на процесс социально-психологической адаптации (А. А.
Налчаджян), существование связи между удовлетворенностью профессией и успешностью адаптации (А. А. Реан).
На фоне многочисленных исследований, посвященных поиску факторов успешной социально-психологической адаптации, остаются малоизученными вопросы по систематизации выделенных факторов, определения базового фактора,
соотношения факторов относительно социально-психологической адаптации.
Малоисследованной остается область изучения социально-психологической
адаптации, где в качестве детерминанты рассматривается фактор временнóй перспективы, который проявляется в умении выстраивать свое будущее относительно представлений о прошлом и настоящем. Значимость исследования в данном
направлении позволит дополнить анализ факторов с позиции не только каузальной атрибуции, но и телеологического подхода.
Изучение временнóй перспективы в контексте социально-психологической
адаптации является одним из новых, малоизученных направлений исследований,
но важным и перспективным. Своеобразие ситуации, сложившейся к настоящему
времени, заключается в том, что два этих понятия (социально-психологическая
адаптация и временнáя перспектива) интенсивно разрабатываются по отдельности, то есть независимо друг от друга. Специальные исследования, особенно эмпирические и экспериментальные, в которых изучалась бы их взаимосвязь, практически отсутствуют.6
Вместе с тем, логика их развития делает все более обоснованным предположение, согласно которому социально-психологическая адаптация и временнáя
перспектива тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Причем эта
связь может быть содержательной и многоплановой. Изучение данных научных
категорий во взаимосвязи обогащает научные знания как в области изучении
временнóй перспективы (расширяет ее возможности в регуляции поведения), так
и социально-психологической адаптации (объясняет ее детерминацию с позиции
телеологического подхода).
Необходимость совместной разработки проблематики временнóй перспективы и социально-психологической адаптации обусловлена еще и тем, что это позволяет использовать временнýю перспективу в качестве ресурса в реализации
условий для успешной социально-психологической адаптации.
Любая форма адаптивного поведения ориентирована на будущее. Понимание будущих целей, осознание закономерности между настоящими действиями и
ожидаемыми в будущем результатами является важным условием регуляции поведения. Это доказывают многочисленные исследования в рамках изучения
временнóй перспективы (К. А. Абульханова-Славская, Р. А. Ахмеров, Т. Н. Березина, А. К. Болотова, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Л. А. Регуш, М. С. Роговин,
Ж. Нюттен и другие).
Осознание своего будущего через планирование, построение временнóй
перспективы становится одним из базовых условий успешной социальнопсихологической адаптации. Представления о прошлом, настоящем и будущем,
образующих временнýю перспективу, будут обеспечивать потенциальную готовность к адаптации в новых социальных ситуациях.
Изучение временнóй перспективы в контексте социально-психологической
адаптации наиболее значимо на примере подросткового возраста. Подростковый
возраст является сензитивным периодом в формировании временнóй перспективы: в этом возрасте временнáя перспектива активно проявляется, оформляется и
служит одним их базовых регуляторов поведения.
Таким образом, очевидна необходимость в изучении такой важной в теоретическом и практическом отношении проблемы, как проблема специфики взаимосвязи временнóй перспективы и социально-психологической адаптации, а также выявления возможных детерминационных отношений между ними. Ее разработка может в очень существенной степени содействовать решению целого ряда
значимых в теоретическом отношении задач: углублению представлений о структуре временнóй перспективы, развитию теоретических взглядов относительно
системы факторов, детерминирующих социально-психологическую адаптацию.
Полученные результаты исследования взаимосвязи, взаимовлияния
временнóй перспективы и социально-психологической адаптации, определения
параметров, структурных особенностей временнóй перспективы подростков, детерминирующих социально-психологическую адаптацию, помогут выявить новые
условия для успешности социально-психологической адаптации.
Следовательно, целью данной работы является изучение структурных особенностей временнóй перспективы как базового фактора социально-психологической адаптации подростков.
Данная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1. Осуществить анализ современного состояния проблемы, рассмотреть основные концепции и направления исследования социально-психологической
адаптации и временнóй перспективы.
2. Раскрыть методологические и методические основы исследования, разработать общую процедуру исследования.
3. Провести отбор и разработать адекватные целям и задачам исследования
методики для изучения социально-психологической адаптации и временнóй перспективы подростков.
4. Организовать и провести эмпирическое изучение взаимосвязи социально-психологической адаптации и временнóй перспективы.
5. Определить специфику и различия временнóй перспективы подростков с
разным уровнем социально-психологической адаптации.
Подводя итоги проведенного исследования можно утверждать, что на современном этапе развития социальной психологии изучение социальнопсихологической адаптации имеет ключевое значение. Одним из актуальных в
настоящее время направлений исследования является изучение проблемы детерминации социально-психологической адаптации.
Большинство исследований в области изучения факторов и закономерностей социально-психологической адаптации сосредоточены на объяснении причинной взаимосвязи между объектами изучения, тогда как вопрос целевой детерминации социально-психологической адаптации остается малоизученным. В процессе социально-психологической адаптации личность приспосабливается к новым условиям не только, опираясь на представления о причинах сложившейся ситуации, а стремится спрогнозировать последствия ситуации, на основании своих
планов на будущее, представлений о прошлом. Тем самым участие временного
фактора в процессе социально-психологической адаптации может являться базовым в объяснении закономерностей ее детерминации.
Изучение взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и
временнóй перспективой стало основным направлением исследования. Относительно теоретической значимости изучение данной проблемы раскрывает возможность использования временнóй перспективы в качестве базового фактора в
социально-психологической адаптации, что позволяет расширить представление о
роли факторов в детерминации социально-психологической адаптации. Практическая значимость реализуется в том, что при создании условий для успешности социально-психологической адаптации важно обратить внимание на степень сформированности временнóй перспективы.
Данная проблема характеризуется сочетанием высокой теоретической значимости и практической ценности с явно недостаточным уровнем ее разработанности. Это и определяет ее высокую актуальность. Организация и реализация исследования была направлена на решение основной цели исследования: изучить структурные особенности временнóй перспективы как базового фактора социально-психологической адаптации подростков. Исследование проходило в несколько этапов. В ходе первого этапа был проведен теоретический анализ научной литературы и установлено, что временнáя
перспектива является одним из важных факторов, регулирующих поведение, и
может способствовать успешной социально-психологической адаптации.
На втором этапе исследования для реализации поставленных задач, было
организовано эмпирическое исследование, разработаны план, теоретические и методологические принципы исследования, осуществлен подбор методик для определения показателей социально-психологической адаптации и временнóй перспективы, методов статистического анализа данных.
Третий этап был посвящен обработке, анализу, интерпретации результатов
и оформлению выводов исследования.
В ходе первого этапа исследования, как показал проведенный в работе анализ, две важнейшие психологические категории социально-психологическая
адаптация и временнáя перспектива разрабатываются практически вне связи друг
с другом. В особенности это относится к исследованиям эмпирического и экспериментального характера. Чаще всего, социально-психологическая адаптации и
временнáя перспектива изучаются независимо друг от друга, исследование относительно их взаимосвязи проводится впервые. Эти две важные области исследований до сих пор не взаимодействуют должным образом между собой – ни в теоретическим, ни особенно в эмпирическом и экспериментальном планах. Изучение
проблемы взаимосвязи временнóй перспективы и социально-психологической
адаптации наиболее показательно относительно подросткового возраста. Было
обнаружено, что подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования временнóй перспективы.
Установленные в ходе теоретического исследования взаимосвязи социально-психологической адаптации с различными внутренними и внешними факторами не позволяют определить среди них базовые для успешности социально-147
психологической адаптации. Проблема взаимосвязи социально-психологической
адаптации и временнóй перспективы требует дальнейшей теоретической, методической и эмпирической разработки в целях совершенствования условий, обеспечивающих успешную социально-психологическую адаптацию.
На втором этапе исследования был разработан комплекс методик, позволяющий определить основные показатели социально-психологической адаптации
и временнóй перспективы. В процессе выбора базовых принципов исследования
было установлено, что наиболее значимыми подходами в объяснение и анализе
взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и временнóй перспективой имеют принципы структурно-уровневого подхода, субъектнодеятельностного. Использование данных принципов позволяет в первом случае
рассмотреть детерминированность социально-психологической адаптации не
только относительно отдельных параметров временнóй перспективы, но и на
уровне ее структуры и подструктур; во втором – способность личности к активному выстраиванию временнóй перспективы позволяет создать условия для успешной социально-психологической адаптации. Выбор методов и методик исследования осуществлялся в соответствии с поставленными задачами исследования и
интерпретации результатов. Поскольку в исследовании изучалась не только аналитическая, но и структурная детерминации, то возникла необходимость обращения к особой группе методов структурно-психологического анализа (нахождения
матриц интеркорреляций, определения и анализа структургограмм, вычисления
системы структурных индексов, метода корреляционного отношения).
Реализация третьего (эмпирического) этапа исследования проходила в несколько циклов в связи с тем, что анализ данных осуществлялся на трех уровнях:
аналитическом, структурном, уровне подструктур.По итогам первого цикла исследования было обнаружено, что взаимосвязи
между временнóй перспективой и социально-психологической адаптацией носят
умеренный характер и не дают полного основания утверждать, что временнáя
перспектива базовый фактор адаптации.
В результате второго цикла исследования было установлено, что социальнопсихологическая адаптация детерминирована структурными особенностями
временнóй перспективы. Структурная организация временнóй перспективы подростков с разным уровнем социально-психологической адаптации имеет свою
специфику, которая проявляется в разном наборе элементов, весе, характере связи
между элементами. Установлены структурообразующие элементы структуры
временнóй перспективы, которые обеспечивают ее успешность и положительно
влияют на уровень социально-психологической адаптации (реалистичность, согласованность, конкретные временные периоды «1-2 года», «3-5 лет»).
В результате второго цикла эмпирического исследования была установлена
закономерность, согласно которой успешность социально-психологической адаптации определяется степенью структурной организации временнóй перспективы,
более высоким уровнем и качественно иной структурой. Это согласуется с общепринятым положением, что чем выше степень организованности системы, тем
выше эффективность ее функционирования. При этом степень организованности
структуры временнóй перспективы определяется преимущественно уровнем
дифференцированности ее элементов и гетерогенностью. Чем больше в структуре
значимых связей (как положительных, так и отрицательных) между отдельными
параметрами, тем выше потенциал в целом временнóй перспективы регуляции
поведения, в обеспечении успешности социально-психологической адаптации.
По итогам третьего цикла эмпирического исследования было установлено,
что временнáя перспектива имеет специфическое строение, может быть представлена двумя подструктурами: темпоральной (временнóй) и мотивационной. Каж-149
дая подструктура различается у подростков с разным уровнем социальнопсихологической адаптации. Бóльшее влияние на успешность социальнопсихологической адаптации имеет мотивационная подструктура при условии наличия взаимосвязи между мотивационными объектами прошлого, настоящего и
будущего.
Существующая взаимосвязь между временнóй перспективой и успешности
социально-психологической адаптации имеет форму зависимости типа «оптимума». Период длительности временнóй перспективы, который является оптимальным для успешной социально-психологической адаптации, имеет среднюю удаленность во времени (от 1 года до 5 лет), обладает четкими границами и определенностью содержания мотивационных объектов.
Результаты работы позволяют считать, что выдвинутые гипотезы подтверждены, задачи решены, цель исследования достигнута. Предметом дальнейших
исследований может стать изучение различных вариантов временнóй перспективы в зависимости от стратегий социально-психологической адаптации, ее форм,
видов. Такое исследование позволит изучить варианты выбора стратегий социально-психологической адаптации в зависимости от структурных особенностей
временнóй перспективы и регулировать процесс выбора стратегий для успешной
социально-психологической адаптации.
Следовательно, обобщая сказанное, можно сделать следующее итоговое заключение. Все установленные результаты свидетельствуют о том, что характер
детерминационного влияния временнóй перспективы на социальнопсихологическую адаптацию является комплексным и многоплановым, гетерогенным и диверсифицированным, но одновременно – очень значимым и закономерным. Этот наиболее общий результат дает и комплексное подтверждение основной гипотезы данного исследования, позволяя считать достигнутой его цель.
На основании полученных результатов были сформулированы основные
выводы, суть которых заключается в следующем.
1. Одной из главных проблем социально-психологической адаптации, является проблема ее детерминации. Она включает в себя два основных и нерешенных150
пока в необходимой степени вопроса: во-первых, – в обобщении, систематизации
и дифференциации факторов, ее детерминирующих и обеспечивающих успешность социально-психологической адаптации, во-вторых, – в выделении базовых
факторов, способствующих социально-психологической адаптации.
2. Несмотря на интенсивное развитие проблемы детерминации социальнопсихологической адаптации в последнее время, многие важные вопросы остаются
недостаточно исследованными. К ним относится, в частности проблема изучения
социально-психологической адаптации в аспекте ее детерминации фактором времени. Эти два направления исследования социально-психологической адаптации
и временнóй перспективы интенсивно разрабатываются по отдельности, а исследования (особенно эмпирические и экспериментальные), выполненные на их
«стыке», представлены явно недостаточно. Вместе с тем, в изучении проблемы
социально-психологической адаптации складываются предпосылки для дополнения традиционных исследований, базирующихся на принципах каузальной атрибуции, изучением социально-психологической адаптации с позиции телеологического подхода.
3. В связи с отмеченной взаимной направленностью развития указанных
проблем, возникает объективная необходимость исследования по установлению
взаимосвязей между социально-психологической адаптацией и временнóй перспективой, как на аналитическом, так и на структурном уровне и на уровне подструктур временной перспективы.
4. Наиболее общим итогом цикла эмпирических исследований, подтверждающим правомерность основной гипотезы данной работы, является обнаружение и доказательство существования взаимосвязи между социальнопсихологической адаптацией и временнóй перспективой, носящей комплексный и
закономерный характер. Существуют различия в группах подростков по уровню
социально-психологической адаптации. При высоком уровне адаптации выше
значения показателей «позитивные отношения», «автономия», «управление средой», «цели в жизни», «самопринятие», «психологическое благополучие. Более
низкие показатели по шкалам – «негативное прошлое», «недисциплинирован-151
ность», «отсутствие самоконтроля», «пассивность», «отсутствие самокритичности, «зависимость», «тревожность», «эмоциональность», «психическое напряжение».
5. Результаты исследования показали, что влияние показателей временнóй
перспективы на успешность социально-психологической адаптации имеет диверсифицированный характер. Установленные взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации и временнóй перспективой указывают на то,
что чем более подростки ориентированы на конкретные периоды «1-2 года», «3-5
лет», «прошлое» и имеют реалистичность временнóй перспективы, тем ниже у
них состояние психического напряжения, более позитивное отношение к актуальной ситуации, социальному окружению и лучше состояние психологического
благополучия в целом.
6. Чем выше показатель «будущее» по сравнению с другими факторами социально-психологической адаптации, тем выше ее успешность; при выраженности показателя «негативное прошлое», уровень социально-психологической адаптации снижается. Данная закономерность легла в основу типологии социальнопсихологической адаптации в зависимости от выраженности показателей
временнóй перспективы. На основании критериев социально-психологической
адаптации и показателей временнóй перспективы было выделено четыре варианта
социально-психологической адаптации. Успешность социально-психологической
адаптации выше при общем высоком уровне психологического благополучия индивида и ориентации на «будущее», а также реалистичности временнóй перспективы. Нереалистичность «будущего», ориентация на «негативное прошлое» снижают уровень социально-психологической адаптации.
7. Представленная типология социально-психологической адаптации открывает возможности для разработки путей оптимизации процесса социальнопсихологической адаптации, где в качестве базового фактора будет временнáя
перспектива. Для каждого из представленных вариантов социальнопсихологической адаптации необходимы свои условия. Для первого типа («успешный») – важно регулярно стимулировать, организовывать свои представления152
о будущем, тем самым создавая более длительную, детализированную, согласованную временнýю перспективу. Для второго типа («тревожный»)– переориентировать направленность временнóй перспективы на позитивные образы будущего.
Для третьего варианта («мечтающий») – важно обратить внимание на настоящее и
научиться согласовывать цели и возможности, мотивационные объекты разных
временных периодов. Представителям четверного варианта («разочарованный»)
выстраивать временнýю перспективу на основании положительного образа «прошлого».
8. Было установлено, что существуют различия по параметрам временнóй
перспективы у подростков с разным уровнем адаптации. У подростков с УА
временнáя перспектива более реалистична. У подростков с ТА больше мотивационных объектов, связанных с мечтами, желаниями, невыполнимыми планами. По
длительности временнáя перспектива подростков с УА имеет конкретные, четкие
границы временных периодов ближайшего будущего, 1-2 года, 3-5 лет, тогда как
у подростков с ТА преобладают временные периоды неопределенного будущего и
настоящего; у них нет согласованности между мотивационными объектами, которые, в основном, направлены на «общение» и «безопасность». Важно обратить
внимание, что у подростков с трудностями адаптации отсутствует согласованность между актуальными стремлениями и теми преставлениями, которые подростки соотносят со своим будущим. По содержанию и насыщенности периодов
временнóй перспективы выше показатели у подростков с УА.
9. Анализ результатов доказал наличие различий в показателях временнóй
перспективы и особенностях структурной организации временнóй перспективы
подростков двух групп. Показатели временнóй перспективы, которые обеспечивают ее сформированность, действенность, сбалансированность, выше у подростков, успешно адаптирующихся. Это дает основание утверждать, что временнáя
перспектива является необходимым условием эффективной социальнопсихологической адаптации.
10.Характер взаимосвязи параметров временнóй перспективы и социальнопсихологической адаптации является различным и проявляется не столько на ана-153
литическом, сколько на структурном уровне. В связи с вышеизложенным можно
сделать еще один важный в рамках данной работы вывод о том, что существует
значимая связь социально-психологической адаптации и временнóй перспективы
не только на уровне ее отдельных параметров, но и на структурном уровне.
11.Уровень социально-психологической адаптации детерминирован структурной организацией временнóй перспективы. Более высокий уровень социальнопсихологической адаптации имеют подростки с более высоким уровнем структурной организации временнóй перспективы, который обусловлен, преимущественно, мерой ее дифференцированности, гетерогенности. При этом структурная
организация временнóй перспективы у подростков с УА отличаются не только
более высокой степенью организованности элементов структуры, но и другой по
составу элементов структурой.
12.Временнáя перспектива может быть представлена двумя подструктурами: временнóй и мотивационной. Эти структуры различны у подростков с разным
уровнем социально-психологической адаптации. Основное различие заключается
как в длительности временных периодов, так и в содержательности и насыщенности мотивационной подструктуры.
13.На успешность социально-психологической адаптации бóльшее влияние
оказывает мотивационная подструктура. Ведущая роль в детерминации социально-психологической адаптации заключается в преемственности между мотивационными объектами прошлого, настоящего и будущего в структуре временнóй
перспективы. У хорошо адаптированных подростков выше уровень преемственности мотивационных объектов между временными периодами и выше уровень
иерархии потребностей, наполняющих мотивационную подструктуру временнóй
перспективы.
14.Сравнительный анализ параметров временнóй перспективы подростков
со «средним» уровнем социально-психологической адаптации показал, что при
схожести структурной организации временнóй перспективы с подростками с «высоким» уровнем, в мотивационной подструктуре временнóй перспективы преобладает ориентация на «безопасность». Возможно, данный показатель является тем154
фактором, который снижает общий уровень социально-психологической адаптации.
15. На основании полученных результатов можно выделить так называемый
«оптимум» или «средний» уровень временнóй перспективы, при котором при
равных других условиях будет обеспечен средний или высокий уровень социально-психологической адаптации.
Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К. А. АбульхановаСлавская. – М.: Мысль, 1991. – 179 с.
2. Абульханова, К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т.
Н. Березина. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
3. Адаптация личности в современном мире: межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – 110 с.
4. Албегова, И. Ф. Социальная адаптации: учебное пособие для студентов
специальности Социальная работа / И. Ф. Албегова. – Ярославль: ЯрГУ, 2006.
– 112 с.
5. Александровская, Э. М. Социально-психологические критерии адаптации
к школе / Э. М. Александровская. – М.: Медицина, 1988. – 153 с.
6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2001. – 288 с.
7. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева.– 5-е изд, испр.,
доп. – М.: АспектПресс, 2008. – 363с.
8. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К.
Анохин. – М.: Медицина, 1975. – 407 с.
9. Анцыферова, Л. И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – Т.15. – №1. – С. 3-19.
10. Арестова, О. Н. Операциональные аспекты временнóй перспективы личности / О. Н. Арестова // Вопросы психологии. – 2000. – №4. – С. 61-73.
11. Асеев, В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В. Г. Асеев //
Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. – Иркутск: Иркутский гос.пед.инстит-т, 1986. – 216 с.
12. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического
анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
13. Багратиони, К. А. Взаимосвязь социально-психологических характеристик
и жизненной перспективы личности (на примере молодых менеджеров): авто-156
реф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.05 / Банратиони Константин Амиранович.
– Москва, 2013. – 25 с.
14. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности /
Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 92-100.
15. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия,
2000. – 320 с.
16. Барабанщиков, В. А. Идея системности в психологии: пути развития / В.А.
Барабанщиков // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. – № 1. – С. 5-13.
17. Барабанщиков, В. А. Системный подход к исследованию психики / В. А.
Барабанщиков, Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. –№. 4.
– С. 27-38.
18. Безюлева, Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография / Г. В. Безюлева. – М.:
НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 320 с.
19. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А.
Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
20. Березин, Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 289 с.
21. Березина, Т. Н. Пространственно-временные особенности внутреннего
мира личности: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01 / Березина Татьяна
Николаевна. – М., 2003. – 48 с.
22. Богачкина, Н. А. Актуальные проблемы адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в среднем педагогическом образовательном учреждении: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Богачкина. – Саратов, 2000.–
197 с.
23. Богомолов, А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А. М. Богомолов // Психологическая наука и образование. –
2008. – №1. – С. 67-73.
24. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.
Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.157
25. Болотова, А. К. Временнáя динамика Я-концепции в подростковом возрасте / А. К. Болотова, В. А. Штроо // Мир психологии. – 2002. – № 2. – С. 106 –
110.
26. Болотова, А. К. Время и личность. Временные измерения феноменов личности / А. К. Болотова, В.Д. Бекренев // Психология. – 2007. – №3. – C. 61-78.
27. Болотова, А. К. Психология организации времени / А.К. Болотова. – М.:
Аспект-пресс, 2006. – 254 с.
28. Бороздина, Л. В. Возрастные изменения временнóй трансспективы субъекта / Л. В. Бороздина, И. А. Спиридонова // Психологический журнал. – 1998. –
Т. 19. – № 3. – С. 34-47.
29. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский / отв. ред.
В. В. Знаков. – М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. – 272 с.
30. Бучкин, А. В. Критерии социально-педагогической адаптации студентов
среднего профессионального образования / А. В. Бучкин // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. – С. 42-48.
31. Бюлер, Ш. Что такое пубертатный период / Ш. Бюлер // Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. – М., 1997. – С. 9.
32. Вилюнас, В. К. Психология развития мотивации / В. К. Вилюнас. – СПб.:
Речь. – 458 с.
33. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – СПб.:
Питер, 2009. – 336 с.
34. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2000. – 1008 с.
35. Георгиевский, А. Б. Эволюция адаптаций (историко-методологическое исследование) / А. Б. Георгиевский. – Л.: Наука, 1989. – 189 с.
36. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е. И. Головаха. – Киев, 1988. – 144 с.
37. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А.
Кроник. – М.: Смысл, 2008. – 267 с.158
38. Голубев, В. В. Мотивационные ожидания личности в ближайшей и отдаленной перспективе / В. В. Голубев // Социальная психология – XXI век. –
Ярославль, 1999. – С.134.
39. Горбатов, С. В. Концепция собственного будущего как фактор регуляции
своего социального поведения / С. В. Горбатов, Б. Д. Лыськов // Вестн. С.-
Петербургского. ун-та. Сер.6. – 1992. – №1. – С. 70-72.
40. Горностай, П. П. Творчество как форма освоения и переживания времени
личности / П. П. Горностай // Психология личности и время жизни человека. –
Черновцы: ЧГУ, 1991. – С. 24-32.
41. Григоровская, Н. Ю. Типологические особенности времени личности / Н.
Ю. Григоровская // Психология личности. Новые исследования. – М.: ИП РАН,
1998. – С. 222-239.
42. Григорьева, М. В. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации в психологии / М. В. Григорьева // Проблемы социальной психологии
личности. – 2008. – №8. – С.124-127.
43. Гришанов, Л. К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Л. К. Гришанов, В. Д. Цуркан // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. – Кишинев, 1990. – С. 29-
41.
44. Гриценко, В. В. Социально-психологическая адаптация детей русских переселенцев в российском обществе / В. В. Гриценко, Н. Е. Шустова // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – N 3. – С. 17-25.
45. Динамическая психология: избранные труды / К. Левин. – Издательство:
М.: Смысл, 2001. – 572 с.
46. Дружинин, В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциональной психологии / В. Н. Дружинин. – М.:ПЭР СЭ, 2005. – 135 с.
47. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учебное пособие / В. Н.
Дружинин. – СПб.: Питер, 2000. – 318 с.159
48. Дубовицкая, Т. Д. Методика исследования адаптированности студентов в
вузе / Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова // Психологическая наука и образование. – 2010. – №2. – С.42-46.
49. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина. –
М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
50. Дубровина, И. В. Психологическая служба образования // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 2. – C. 83–93.
51. Елизаров, С. Г. Социально-психологические механизмы становления и
коррекции ценностных ориентаций подростка / С. Г. Елизаров // Психологопедагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков. Тезисы международной конференции. – Воронеж, 1993. – С. 93 – 94.
52. Елизаров, С. Г. Особенности структуры ценностных ориентаций старшеклассников / С. Г. Елизаров, В. М. Тарасова // Социально-психологические
проблемы ментальности: материалы III международной научной конференции.
– Смоленск, 1998. – С. 114 – 118.
53. Елизаров, С. Г. Проектирование психологической помощи подросткам и
юношам в личностном развитии / А. С. Чернышев, Н. Н. Гребеньков, С. Г. Елизаров и др. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. – 162 с.
54. Живаев, Н. Г. Социально-психологические закономерности взаимосвязи
адаптации студентов с образом вуза: автореф. дис. …канд. психол. наук:
19.00.05 / Н. Г. Живаев. – Ярославль, 2008. – 27 с.
55. Жмыриков, А. Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: автореф. дис.
…канд. психол. наук. / А. Н. Жмыриков. – Л., 1989. – 15с.
56. Зимбардо, Ф. Психология временнóй перспективы / Ф. Зимбардо. – СПб:
Факультет психологии СПбГУ, 2008. – 91 с.
57. Зинченко, В. П. Человек в пространстве времен / В. П. Зинченко // Развитие личности. – 2002. – № 3. – С. 23-50.160
58. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. В.
Благонадежина. – М.: Педагогика, 1972. – 352 с.
59. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. –
512 с.
60. Казанская, В. Г. Подросток: социальная адаптация / В. Г. Казанская. –
СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
61. Казначеев, В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. – Новосибирск: Наука, 1980. – 192 с.
62. Карпинский, К. В. Психология жизненного пути личности / К. В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.
63. Карпов, А. В. Психология профессиональной адаптации: монография / А.
В. Карпов, В. Е. Орел, В. Я. Тернопол. – Ярославль: Институт «Открытое общество», РПО, 2003. – 161 с.
64. Карпов, А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики /
А. В. Карпов. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 504 с.
65. Карпов, А. В. Психология рефлексии: монография / А. В. Карпов, И. М.
Скитяева. – М.: Институт психологии РАН, Москва, Ярославль, 2002. – 304 с.
66. Карпова, Е. В. Измерение субъективного времени в случаях психологической патологии: дис. …канд. психол. наук: 19. 00. 04 / Е. В. Карпова. – Ярославль. – 1987. – 216 с.
67. Карпова, Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в
учебной деятельности: монография / Е. В. Карпова. – Ярославль: Издательство
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – 570 с.
68. Карпова, Е. В. Сформированность временных представлений как показатель развития познавательных процессов / Е. В. Карпова // Познавательные
процессы: теория, эксперимент, практика. – Ярославль, ЯрГУ, 1990. – С. 36-43.
69. Карпова, Е. В. Социально-психологическая адаптация первоклассников /
Е. В. Карпова // Пед. Вестник ЯГПУ. – 1996. – №2. – С. 15-17.161
70. Карпова, Е. В. К разработке понятия «мотивационная перспектива» / Е. В.
Карпова // «Психология и практика». – Т.4, вып.1. – Ярославль: ЯрГУ, 1998. –
С. 75-76.
71. Карпова, Е. В. Понятие адаптации: терминологическая специфика в психолого-педагогических исследованиях / Е. В. Карпова // Матер. межд. конф.
«Чтения К.Д. Ушинского». – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. – С. 81-
84.
72. Карпова, Е. В. Временнáя перспектива как базовый конструкт проблемы
социально-психологической адаптации личности / Е. В. Карпова, С. Л. Свешникова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №4. – С. 195-201.
73. Кашапов, А. С. Структура социально-психологической адаптированности
студентов: дис. …канд. психол. наук: 19.00.05 / А. С. Кашапов. – Ярославль,
2002. – 208 с.
74. Квасова, О. Г. К современному состоянию проблемы временнóй перспективы личности / О. Г. Квасова // Историческая и социально-образовательная
мысль. – 2012. – № 5. – С. 137-141.
75. Квасова, О. Г. Трансформация временнóй перспективы: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / О. Г. Квасова. – М., 2013. – 216с.
76. Клюева, Н. В. Адаптация школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе при условии интеграции / Н. В. Клюева // Практический психолог и логопед: научно-методический журнал. – 2014. – №1 (5). – С. 71-72.
77. Клюева, Н. В. Влияние представлений о будущем на жизненную удовлетворенность пожилых людей / Н. В. Клюева // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. –
2014. –№ 3. – С. 53-58.
78. Клюева, Н. В. Образ будущего как детерминанта настоящего в юношеском
возрасте / Н. В. Клюева, Г. С. Солдаткина // Ярославский психологический
вестник, 2008. – № 23.– С. 61.
79. Клюева, Н. В. Особенности отношения ко времени представителей старшего зрелого возраста / Н. В. Клюева, Т. Ю. Кутукова // Вестник Ярославского162
государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2018. – № 2 – С. 83–87.
80. Ковалев, В. И. Особенности личностной организации времени жизни / В.
И. Ковалев // Гуманистические проблемы психологической теории., 1995. – С.
56 – 64.
81. Ковалев, В. И. Об индивидуальном жизненном хронотопе человека / В. И.
Ковалёв // Психология личности и время жизни человека., 1991. – С. 8-14.
82. Ковдра, А. С. Временнáя перспектива как предиспозиция психологической
безопасности личности: автореф. дис. ... канд. наук: 19.00.01 / А. С. Ковдра. –
Сочи, 2012. – 28 с.
83. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение,
1989. – 255 с.
84. Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Е. Ю. Коржова. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006 – 384 с.
85. Корнилова, Т. В. Введение в психологический эксперимент / Т. В. Корнилова. – М.: Издательство МГУ Издательство ЧеРо, 2001. – 256 с.
86. Кроник, А. А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и
психотерапии в психологии жизненного пути / А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров. –
2-е изд., испр., доп. – М.: Смысл, 2008. – 294 с.
87. Кроник, А. А. Мотивационная недостаточность как критерий деформации
картины жизненного пути / А. А. Кроник, Р. А Ахмеров / Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Тематический сборник научных работ. – М.: ИП АН СССР, 1988. – С.136-140.
88. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения: монография / Т. Л.
Крюкова. – Кострома: Авантитул, 2004. – 344 с.
89. Кряжева, И. К. Социально-психологические факторы адаптированности
личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / И. К. Кряжева. – М.,
1980. – 24 с.
90. Кузнецов, П. С. Концепция социальной адаптации / П. С. Кузнецов. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. – 268 с.163
91. Кузьмина, В. М. Особенности социально-психологической адаптации студентов в вузе: автореф. дис. ... кандид. психол. наук: 19.00.05 / В. М. Кузьмина.
– Курск, 2006. – 23 с.
92. Лагерев, В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом
вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками / В. В. Лагерев. – М.: НИИВО, 1991. – 48 с.
93. Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография / С. А. Ларионова. – Белгород,
Белгородский гос. универ-т, 2002. – 200 с.
94. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. – СПб.: «Сенсор»,
2000. – 368 с.
95. Ледовская, Т. В. Индивидуально-типологические особенности студентов
вуза с разными показателями успешности учебной деятельности: дис. ... канд.
психол. наук: 19.00.07 / Т. В. Ледовская. – Ярославль, 2010. – 207 с.
96. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.:
Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
97. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – 2-е изд. – М.: Смысл, 2006. – 18 с.
98. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – 512 с.
99. Лепешинский, H. H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / H. H. Лепешинский // Психологический журнал. – 2007.
– №3(15). – С. 24-27.
100. Лукьянов, О. В. Готовность быть: введение в транстемпоральную психологию / О. В. Лукьянов. – М.: Смысл, 2009. – 228 с.
101. Мазилов, В. А. Теория и метод в психологии / В. А. Мазилов. – Ярославль:
МАПН, 1998. – 356 с.
102. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал; его мобилизация
и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №1. – С. 12.164
103. Медведев, В. И. Компоненты адаптационного процесса / В. И. Медведев. –
Л.: Наука, 1984. – 109 с.
104. Медведев, В. И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации / В. И. Медведев // Физиология человека. –
1998. – Т.24. – № 4. – С. 7-13.
105. Меерсон, Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З.. Меерсон. – М.:
Наука, 1981. – 278 с.
106. Мельникова, Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации
личности: учебное пособие / Н. Н. Мельникова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,
2004. – 57 с.
107. Методы исследования психологических структур и их динамики. Выпуск
4 / Т. Н. Савченко, Г. М. Головина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,
2007. – 192 с.
108. Милослава, Н. А. Адаптация как социально-психологическое явление / Н.
А. Милославова // Соц. психология и философия. – Л.: ЛГУ, 1973. – С. 17-
109. Мирзаянова, Л. Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической
деятельности (кризисы, способы упреждения и смягчения) / Л. Ф. Мирзаянова.
– Минск: Беларуская навука, 2003. – 271 с.
110. Митина, О. В. Опросник по временнóй перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI):
результаты психометрического анализа русскоязычной версии / О. В. Митина,
А. Сырцова // Вестник московского университета. Психология. Серия 14. –
2008. – № 4. – С.67-89.
111. Мотков, О. И. Природа личности: сущность, структура и развитие / О. И.
Мотков. – М.: Академия, 2002. – 117 с.
112. Назаров, В. И. Социальная перцепция в управлении: теории и практика /
В. И. Назаров. – Иваново: Изд-во ИвГУ, 2006. – 242 с.
113. Налчаджан, А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии /
А. А. Налчаджян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.
114. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования /
А. Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.165
115. Наследов, А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с.
116. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. –
М.: Смысл, 2004. – 608 с.
117. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. / Л. Ф. Обухова. – М.: Изд-во
Юрайт; МГППУ, 2011. – 460 с.
118. Общая психология / А. В. Карпов. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
119. Овсяник, О. А. Социально-психологическая адаптация женщин второго
периода взрослости: дис. …д-ра. психол. наук: 19.00.05 / Ольга Александровна
Овсяник. – М., 2013. – 348 с.
120. Овсяник, О. А. Адаптация женщин второго периода взрослости / О. А. Овсяник // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 11. – С.
341-345.
121. Овсяник, О. А. Социально-психологическая адаптация взрослых женщин /
О. А. Овсяник– Saarbruchen: LAP LAMBERT Akademic Pablishing, 2012. – 288
с.
122. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. –
М.: Академия, 2008. – 448 с.
123. Овчарова, Р. В. Развитие нравственной сферы личности подростка: монография / Р. В. Овчарова, Э. Р. Гизатулина. – Курган: Изд-во Курганского гос.
ун-та, 2011. – 147 с.
124. Овчарова, Р. В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков / Р. В. Овчарова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. – 376 с.
125. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и выражений
/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.