Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ПЕРВОГО КУРСА

Работа №132395

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНЕТЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ 9
1.1. История изучения эмоционального интеллекта и его основные направления. 9
1.2. Методы измерения эмоционального интеллекта и их применение на практике. 21
1.3. Связь эмоционального интеллекта и адаптации. 28
1.4. Учебная деятельность как специфический вид трудовой. 34
1.5. Личностный адаптационный потенциал и его развитие у студентов вуза.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 46
2.1. Постановка проблемы исследования цель, задачи, гипотезы исследования. 46
2.2. Описание выборки и процедуры исследования. 48
2.3. Методы и методики исследования. 49
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 57
3.1. Корреляционный анализ исследуемых параметров. 57
3.2. Факторный анализ исследуемых параметров. 72
3.3. Соотнесение теории Д. Гоулмана с факторным анализом. 78
ВЫВОДЫ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 92


Актуальность исследования. В современной России произошли интенсивные изменения в системе высшего образования, которые требуют от субъектов образовательного процесса гибкого адаптационного потенциала. В первую очередь эта проблема касается студентов, которые обучаются на недавно появившейся ступени образовательной системы – магистратуре. Понятия «эмоционального интеллекта» и «адаптации» рассмотрены в психологической науке уже детально. Тем не менее, взаимосвязи между данными категориями, особенно в определенных сферах деятельности, недостаточно исследованы. В данной работе мы попытались определить взаимозависимость между параметрами эмоционального интеллекта и компонентами адаптации к процессу учебной деятельности студентов - магистрантов первого курса.
Одной из главных задач исследования было выявление корреляций между исследуемыми признаками ЭИ и социально-психологической адаптации у студентов магистратуры первого курса. При поступлении в высшее учебное заведение, студент так или иначе сталкивается с проблемой адаптации. Успешный процесс адаптации напрямую зависит от успешного обучения студента и его становления как будущего специалиста в профессиональной деятельности. Еще Б.Г. Ананьев говорил: «Общее и специальное образование для взрослых выполняет не только техническую и культурную функцию, но и помогает достигать высокого уровня жизнеспособности и жизнестойкости человека. Развивать интеллект и личность, постоянно самообразовываться — огромная сила, которая противостоит инволюционному процессу»[1, с. 32].
Одним из параметров, определяющих познавательный процесс социальных объектов и определения собственного отношения к окружающему миру, является эмоциональный интеллект, который способен создавать условия для успешной коммуникации и взаимодействия с социальной реальностью. В общих чертах, «эмоциональный интеллект - способность индивида эффективно общаться за счет понимания и управления своими эмоциями и эмоциями других людей, умение воспринимать эмоции окружающих людей и возможность влияния на них, а также умение рефлексировать эмоциональные состояния и контролировать интенсивность их проявления»[23, с. 33]. Опираясь на данное определение, можно выделить очевидные адаптивные функции эмоционального интеллекта, однако в современной психологической науке недостаточно эмпирических данных, доказывающих это предположение. Эмоциональный интеллект – способность человека контролировать и понимать эмоции, свои собственные, и чужие [23, с. 31]. К настоящему моменту существуют различные направления к пониманию сути и элементов эмоционального интеллекта ЭИ (J. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso; R. Bar-On; D. Goleman; Д.В. Люсин; И.Н. Андреева; И.И. Ветрова; Е.А. Сергиенко и др.). Однако не существует единого согласованного теоретического концепта об эмоциональном интеллекте, а также, ещё недостаточно изучены связи между ЭИ и социально-психологической адаптацией. В работе был проведен теоретический и методологический анализы данного психологического феномена, а также эмпирическое обоснование существования эмоционального интеллекта как одного из факторов успешной адаптации студентов первого курса магистратуры.
Цель исследования – определить роль эмоционального интеллекта как фактора успешной адаптации студентов магистратуры первого курса.
Далее были определены задачи исследования:
1) Проанализировать основные теоретические и практические подходы к пониманию феномена эмоционального интеллекта.
2) Изучить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса магистратуры с разным уровнем эмоционального интеллекта.
3) Выявить особенности развития адаптационного потенциала у обучающихся по различным специальностям и направлениям подготовки.
4) Выделить основные компоненты эмоционального интеллекта как фактора адаптации студентов магистратуры первого курса.
5) Разработать практические рекомендации по психологическому сопровождению учащихся в вузе.
Объект исследования – студенты магистратуры первого курса СПбГУ.
Предмет исследования – закономерности развития эмоционального интеллекта как адаптационного потенциала студентов в процессе обучения в магистратуре.
Гипотеза исследования:
Общей гипотезой является предположение о взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта у учащихся в магистратуре первого курса с успешностью их социально-психологической адаптации.
Частные гипотезы:
1. Студенты с высоким уровнем эмоционально интеллекта успешнее осуществляют процесс социально-психологической адаптации к учебной деятельности.
2. Успешность адаптации взаимосвязана с внутриличностным и межличностым эмоциональным интеллектом.
3. Адаптационный потенциал изменяется неравномерно, что обусловлено системой ценностей и психическими характеристиками.
Теоретико-методологической основой исследования является: теории эмоционального интеллекта и их концептуальные модели (С.П. Деревянко, И.А. Егоров, М. Зайднер, Д.В. Люсин, Дж. Мэттьюс, Е.Л. Носенко, Р.Д. Робертс, Е.А. Сергиенко, D.R. Caruso, D. Goleman, J.D. Mayer, R. Bar-On, P. Salovey); социально-психологический подход к исследованию адаптации личности в социуме (Г.М. Андреева, А.М. Богомолов, А.Г. Маклаков, С.Т. Посохова, В.Н. Мясищев, Т.В. Снегирева, Л.И. Уманский)
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы по тематике диссертации, количественные методы: психодиагностическое тестирование: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; «ЭмИн» Д.В. Люсина, Методика «EQ» Н. Холла, Методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ М.А. Манойловой; Опросник межличностных отношений «ОМО» В.Шутца, анкетирование. Методы математической статистики: были проведены корреляционный и факторный анализы. Для обработки данных использовали компьютерную программу «SPSS Statistics».
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная практическая программа социально-психологической адаптации студентов может быть использована на первых курсах второй ступени высшего образования – магистратуре. Данное исследование помогает в оптимизации и разработке систем адаптации студентов Университета.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Российская школа высшего образования постепенно интегрируется в условия Европейского пространства высшего образования. Магистратура - вторая ступень высшего образования в России набирает всё большую популярность, а в скором времени станет обыденностью. Магистратура может способствовать адаптации студента к будущей профессиональной деятельности, поэтому очень важно создать комфортные условия для обучения с целью стимулирования творческой, практической и научно-методической деятельности студентов. Целью нашей исследовательской работы являлась попытка определить роль эмоционального интеллекта как фактора социально-психологической адаптации студентов магистратуры первого курса, определить компоненты эмоционального интеллекта и их взаимосвязь с адаптивными способностями в рамках учебной деятельности студентов.
В первой теоретической главе мы попытались комплексно изучить феномен эмоционального интеллекта и адаптации, а также сделать акцент на том, что учебную деятельность можно рассматривать как вид трудовой деятельности. Рассмотрев различные теории и модели ЭИ, мы подробно описали методы измерения данного феномена в современной психологической науке. Кроме того, мы подробно рассмотрели понятие личностного адаптационного потенциала и природу его развития.
Вторая глава носит более инструментальный характер. Подробное описание выборки, этапы проведения исследования, цели, задачи и гипотезы исследовательской работы. Особенно важно было аргументировать выбор методик, которые были задействованы в исследовании. Далее следует описание методов, которые были использованы для качественного и количественного анализов.
В третей главе были представлены результаты исследования. Приведенные результаты корреляционного и факторного анализов позволяют сделать вывод, что наши гипотезы нашли свое подтверждение, эмоциональный интеллект – один из главных критериев успешной адаптации студентов магистратуры первого курса и к учебной деятельности в целом.
Результаты, которые мы получили в процессе исследования могут быть использованы как в научной сфере психологии, так и в практической. Практическим итогом нашего исследования стала разработка рекомендаций для успешной социально-психологической адаптации студентов.



Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972. 32 с.
2) Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57 – 65.
3) Андреева, И.Н. Развитие эмоциональной компетентности в процессе подготовки психологов / И.Н. Андреева // Минск, 21 – 23 июня 2007 г. – Минск: БГПУ, 2007. – С. 65 – 70.
4) Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 67–73.
5) Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл; Издат. центр «Академия», 2004. – 544 с.
6) Власова, О.I. Псiхологiясоцiальнiхздiбностей: структура, дiнамiка, чин- никирозвитку: моногр. / О.I. Власова. – Київ: Видавничо-полiграф. центр «Кiiвськийунiверситет», 2005. – 308 с.
7) Гладких, А.Г. Эмоциональный интеллект молодых людей, уровень их адаптивности и степень социализации / А.Г. Гладких // Психология XXI века: тез. междунар. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов, Санкт- Петербург, 20 – 22 апр. 2006 г.; под ред. Б.В. Чеснокова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2006. – С. 362 – 364.
8) Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. / Исаева А.П. – Психология:лучшее, АСТ, 2010 – 473 с.
9) Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 301 с.
10) Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / ДаниэлГоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2008. 478 с.
11) Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах // Психологический журнал. 2008 №2.
12) Деревянко С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов / С.П. Деревянко // Инновационные образовательные технологии. – 2007. – №1.
13) Деревянко, С. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности. // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол. гос. ун-т. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. - Ч. 1. - С. 108-112.
14) Добряк С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: Автореф. дис.канд. психол. наук. СПб., 2004.
15) Ильин Е.И. Эмоции и чувства. – Спб Питер, 2001. – С. 633-634.
16) Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб., 2000.
17) Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Автореферат дис. канд. психол. наук. – М., 1980. – 24 с.
18) Кулганов В. А., Шенберг Л. С., Короткова И. А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005» / Под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипицыной. СПб., 2005.
19) Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. – Белгород, 2002. – 200 с.
20) Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // В кн.: Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Отв. ред.: Д. В. Люсин, Д. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264-278.
21) Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.
22) Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29–36.
23) Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22. 2001. №1.
24) Манойлова, М.А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта МЭИ / М.А. Манойлова // Сеть творческих учителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities. (дата обращения: 11.10.2016)
25) Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина / Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова – СПб., 2001. С.127-129, 138-141.
26) Мороденко Е.В. Социально-психологические критерии социальной адаптации личности в переходные (кризисные) периоды (поступление в вуз, окончание вуза, первичное трудоустройство): Автореферат – Ярославль, 2011. – 23 с.
27) Началджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. – Ереван: ЭПО, 1988. – 262 с.
28) Носенко, Е.Л. Емоцiйнийiнтелект: концептуалиiзацiя феномену, основнiфункцii: моногр. / Е.Л. Носенко, Н.В. Коврига. – Київ: Вища школа, 2003. – 126 с.
29) Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с франц. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
30) Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: монография. СПб., 2001.
31) РеанА.А. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СПбГУ. – Сер 6. – 1995. – Вып. 3. – № 20. – С. 74–79.
32) Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюз, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3-24
33) Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. Методическое руководство. Ярославль, 1992.
34) Урманцев Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация)// «Вопросы философии». — 1998. — № 12.
35) Ушаков, Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы / Д.В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2009. – С. 11 – 30.
36) Финкевич Л.В. Психодиагностика/ Репозиторий БГПУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/73-diagnosis-of-interpersonal/1080-test-questionnaire-firo-b (дата обращения: 2.11.2016)
37) Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. – 5-е изд., М.: Русский язык – Медиа, 2002. – 624 с.
38) Шкуратов, В.А. Историческая психология / В.А. Шкуратов. – М.: Смысл, 1997. – 505 с.
39) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
40) Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание / П.М. Якобсон. – М.: Знание, 1976. – 64 с.
41) Ваr-Оn, R. Development of the Ваr-Оn EQ-I: А measure of Emotional Intelligence / R. Ваr-Оn. – Paper presented at 105th Annual Convention of American Psychological Association, Chicago, 1997.
42) Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 363–388.
43) Bukley, M. Skills of emotional competence: developmental implications / M. Bukley, C. Saarny // J.D. Mayer, J. Ciarrochi. Emotional intelligence in everyday life. J.D. Mayer, J. Ciarrochi (ed.), 2006. – P. 51 – 76.
44) Dawda, R. Assessing emotional intelligence: Reliability and validity of the Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i) in university students / R. Dawda, S.D. Hart // Journal of Personality and Individual Differences. – 2000. – 28. – P. 797 – 812.
45) Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, Inc., 1995.
46) Lopes P.N., Salovey P., Strauss R. Emotional intelligence, personality, and the perceived quality of social relationships // Personality and Individual Differences.2003. 35. P. 641–658.
47) MacCann C., Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. Psychological assessment of emotional intelligence: A review of self-report and performance-based testing // International Journal of Organizational Assessment. 2003. 11. P. 247–274.
48) Matthews G., Zeidner M. Emotional intelligence, adaptation to stressful encounters, and health outcomes // R. Bar-On, J.D.A. Parker (eds.). Handbook of emotional intelligence. New York: Jossey-Bass, 2000. P. 459–489.
49) Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. Emotional intelligence: Science and myth. Cambridge, MA: MIT Press, 2003
50) Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. 27. P. 267–298.
51) Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Modeling and measuring emotional intelligence with the MSCEIT V2.0 // Emotion. 2003. 3. P. 97–105.
52) Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R. Models of emotional intelligence. In R. J. Sternberg (Ed.). // Handbook of Intelligence. – Cambridge, England: Cambridge University Press, 2000. Pp. 396-420;
53) Mayer, J.D. Emotional intelligence and the construction and regulation of feelings / J.D. Mayer, P. Salovey // Preventive Psychology, 1995. – 4. – P. 197 – 208.
54) Mayer, J.D. Emotional intelligence: Theory, Findings, and Implications / J.D. Mayer, P. Salovey, D. Caruso // Psychological Inquiry. – 2004. – Vol. 15, № 3. – P. 197 – 215.
55) Mayer, J.D. Human abilities: Emotional Intelligence / J.D. Mayer, R.D. Roberts, S.G. Barsade // Annual Review of Psychology, 2008. – 59:507 – 36.
56) Mayer, J.D. The intelligence of emotional intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey // Intelligence. N.Y. – 1993. – P. 433 – 442.
57) Paulhus D.L., Lysy D.C., Yik M.S.M. Self-report measures of intelligence: Are they useful proxies as IQ tests? // Journal of Personality. 1998. 66. P. 525–554.
58) Saarni, C. Development of emotional competence / C. Saarni. – N.Y.: Guilford Press, 1999.
59) Sala F. Emotional Competence Inventory: Technical manual. Hay Group, McClelland Center for Research and Innovation. Retrieved March, 31, 2003, from: http://www.eiconsortium.org/research/ECI_Tech_Manual.pdf (дата обращения: 12.02.2017)
60) Salovey, P. Some final thoughts about personality and intelligence / P. Salovey, J.D. Mayer // Personality and Intelligence / Eds. by R.J. Stenberg, P. Ruzgis. – Cambrige, UK: Cambrige University Press, 1994. – P. 303 – 318.
61) Schutte N.S., Malouff J.M., Bobik C., Coston T.D., Greeson C., Jedlicka C., Rhodes E., Wendorf G. Emotional intelligence and interpersonal relations // Journal of Social Psychology. 2001. 141. P. 523–536.
62) Zeidner M., Matthews G., Roberts R.D., McCann C. Development of emotional intelligence: Towards a multi-level investment model // Human Development. 2003. 46. P. 69–96
63) Zeidner M., Roberts R.D., Matthews G. Can emotional intelligence be schooled? A criticalreview // Educational Psychologist.2002. 37. P. 215–231.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ