Введение
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ФОБИИ И ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
К РЕБЕНКУ 14
1.1. Понятие социальной фобии и ее проявления 14
1.2. Понимание социальной фобии в различных направлениях психологии 19
1.3. Социальная фобия как личностные особенности 38
1.4. Семья как основной фактор формирования личности 49
1.5. Схема взаимосвязи социально психологических компонентов социальной
фобии 70
Выводы по первой главе 71
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО¬
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ФОБИИ 73
2.1. Организация исследования 73
2.2. Категориальный аппарат и диагностический инструментарий исследования _ 76
Выводы по второй главе 86
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ И ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ФОБИИ 87
3.1. Сравнительный анализ основной и контрольной группы 87
3.2. Взаимосвязь индивидуального развития, личностных особенностей и
проявлений социальной фобии 99
3.3. Особенности индивидуального развития, влияющие на личностные
характеристики при социальной фобии 112
3.4. Взаимосвязь самовосприятия и самоотношения с совладающим поведением и
эмоциональным интеллектом 118
3.5. Обсуждение результатов исследования 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
ЛИТЕРАТУРА 150
ПРИЛОЖЕНИЯ 169
Актуальность проблемы. В современной социальной психологии проблема социального взаимодействия признана одной из самых значимых.
Успешное социальное взаимодействие неотъемлемым компонентом социализации индивида. В то же время, социальное взаимодействие индивида может
быть затруднено по причине страха и избегания такого взаимодействия – социальной фобии. Распространённость социальной фобии в популяции варьирует
от 3 до 13%, она характерна для лиц из дисфункциональных семей. Проявление
социальной фобии приходится на подростковый и юношеский возраст, при
этом затрудняется формирование навыков самостоятельного социального взаимодействия, затрудняется сепарация от родителей и формируются предпосылки
для социальной изоляции в будущем.
В настоящее время в социальной психологии отсутствует единый концептуальный взгляд на факторы, способствующие возникновению социальной фобии. В научной литературе социальная фобия (СФ) рассматривается, в основном, в русле клинической психологии и когнитивного направления. Так определено место СФ среди тревожных и фобических расстройств – ряд авторов
(Д. МакНейл, А. Ленг, М. Штейн) рассматривают социальную фобию на стыке
клинической психологии и психологии личности. Отечественными исследователями С. А. Сагалаковой и Д. В. Труевцевом рассмотрены феномены когнитивных искажений при СФ. В рамках когнитивного-поведенческого направления так же рассмотрены негативные убеждения относительно социального взаимодействия (С. Тёрнер), паттерны избегающего поведения (Дж. Каган, Р. Лейбович), смещение фокуса внимания с внешних событий на внутреннюю искаженную интерпретацию (Д. М. Кларк и А. Уелс, Р. Хаймберг). Описано сниженное просоциальное поведение и дефицит социальных навыков
(К. А. Мелешко и Л. Е. Алден, В. Джонс) при СФ. Так же социальная фобия затрагивается в работах связанных с формированием привязанности
(М. Эйнсворт, Дж. Боулби, И. Вотерс, М. Босквет, Б. Игиланд).
В то же время влияние семьи и различных аспектов внутрисемейных взаимодействий на формирование социальной фобии практически не изучено. При
этом важность родительских фигур и их роль в формировании различных личностных качеств ребенка, в том числе определяющих особенности межличностных отношений, показана неоднократно (Л. C. Выготский, К. Роджерс,
К. Хорни, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, И. С. Кон, Б. Г. Джилматин, Д. Винникотт, Д. Б. Эльконин, А. Я. Варга, А. Г. Асмолов, Дж. Каган, А. Файер,
С. Кнеппи, К. Грюнер, П. Мюрис, Х. Меркельбач, С. Х. Спенс У. Бронфенбреннер, М. И. Лисина.)
Это позволяет предположить, что специфика отношения родителей к ребенку в детстве, в частности транслирование родителями определенного представления о ребенке, обуславливающего формирование его идентичности, создание психологического пространства развития, предпочитаемых способов
поведения в трудных ситуациях, распознавания эмоционального контекста и
соответствующего эмоционального реагирования может способствовать или
препятствовать формированию социальной фобии.
Концепция идентичности, ее социальные и личностные аспекты изложены в работах таких исследователей как Э. Эриксон, А. Раш, Р. Крачфил,
Н. Л. Иванова, М. Кляйн, Б. Р. Сленкер и М. Р. Лири, А. В. Мелева, П. В. Румянцева, К. Л. Тёрнер, К. С. Браун, Г. Тэджфел, С. Московичи, Г. М. Андреева,
М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, О. Кернберг, Е. П. Белинская, А. В. Микляева.
Тема психологического пространства и психологических границ представлена в работах зарубежных и отечественных авторов: К. Левин, Дж. Болдуин, Ф. Перлз, П. Гудман, С. К. Нартова-Бочавер, Д. Зинкер, Э. Дюркгейм,
В. И. Слободчиков, И. Шторк, Т. С. Павлова, А. Б. Холмогорова.
Концепция совладающего поведения в социальных ситуациях подробно
рассмотрена в работах следующих авторов: С. Фолкман, Р. С. Лазарус,К. А. Мелешко, Л. Е. Алден, Д. Н. Узнадзе, Г. В. Залевский, А. Бандура,
А. Г. Шмелев, Л. Мэрфи, И. М. Никольская, P. M. Грановская, А. В. Щербаков,
Е. В. Куфтяк.
Эмоциональный интеллект и его использование в ситуациях социального
взаимодействия представлены в работах авторов: В. Х. Джонс Д. В. Люсин Н.
М. Щелованова, Н. Л. Фигурина, П. Лафренье, М. Диаз-Кастела, В. В. Хэйл К.
Лоренц И. Н. Андреева Д. Д. Гуастелло Я. Рейковски, Г. Кочанска Дж. Циаррочи.
Таким образом, с одной стороны, существует феномен социальной фобии,
описанный преимущественно в парадигме клинической и когнитивноповеденческой психологии, с другой стороны очевиден социальнопсихологический контекст этого феномена и на данный момент он недостаточно исследован. Все вышесказанное определяет актуальность, теоретическую и
практическую значимость выбранной нами темы исследования.
Цель исследования: выявить особенности отношения родителей к ребенку в детском и подростковом возрасте как фактора формирования и развития
социальной фобии. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
− Проанализировать теоретические и эмпирические подходы к изучению
феномена социальной фобии.
− Изучить теоретические взгляды различных исследователей на личностные механизмы, опосредующие влияние отношения родителей к детям на формирование социальной фобии.
− Разработать диагностический комплекс методик, позволяющих выявить
механизм влияния родительского отношения к ребенку на формирование у ребенка социальной фобии.
− Произвести интерпретацию полученных эмпирических данных о взаимосвязях социальной фобии, особенностями взаимодействия родителей и ребенка. Выявить особенности влияния родительского отношения к ребенку на
развитие (формирование) социальной фобии.
Объектом исследования является социальная фобия.
Предметом исследования являются отношения родителей к ребенку как
фактор формирования социальной фобии.
Общая гипотеза эмпирического исследования состоит в том, что существует взаимосвязь между дисфункциональным отношением родителей к ребенку и проявлениями социальной фобии.
Общая гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:
− мы предполагаем, что отношение отца и матери к ребенку отличается и
в разной степени может влиять на формирование социальной фобии. Пути влияния каждого из родителей различаются.
− мы предполагаем, что путями влияния могут быть как непосредственные эмоциональные проявления во взаимоотношениях с ребенком, так и создание родителями микросоциальной среды в которой происходит развитие ребенка.
В первой главе работы были проанализированы основные отечественные
и зарубежные подходы к изучению проблемы социальной фобии в психологии,
а также понимание феноменов социальной фобии с точки зрения различных
направлений психологической науки. Наибольшее количество публикаций, связанных с социальной фобией, в настоящее время относятся к когнитивноповеденческому направлению. Однако особенностью исследований в данном
направлении является недостаточное внимание к вопросу о влиянии межличностных отношений на возникновение и развитие социальной фобии, что затрудняет понимание этих разработок в социально-психологическом направлении психологии.
В теоретической части работы с позиций социальной психологии были
проанализированы вероятные психологические особенности личности, которые
могут быть тесно связаны с социальной фобией. Это – особенности, обеспечивающие успешную социализацию и устойчивую адаптацию. К ним относятся
целостная идентичность (позитивная «Я-концепция»), развитые способности к
совладающему поведению, развитый эмоциональный интеллект. В процессе обзора литературы было обнаружено, что проявления социальной фобии имеют
предположительную взаимосвязь с детско-родительскими отношениями, и это
позволяет рассматривать социальную фобию как следствие дисфункциональных отношений в семье. Была предложена схема взаимосвязи условий развития, навыков и способностей в социальном взаимодействии, идентичности индивида с СФ, а также проявлений социальной фобии в социальнопсихологическом подходе.
Эмпирическое исследование показало, что отношение родителей оказывает влияние на проявления социальной фобии, а также на характерные для СФ
особенности: суверенность психологического пространства, формирование
идентичности, формирование копинг-стратегий и эмоционального интеллекта. Следует отметить низкую выраженность половых различий у мужской и женской выборок респондентов с СФ. Обнаруженные особенности идентичности
при социальной фобии имеют сочетание фрагментации с негативным восприятием себя, что позволяет рассматривать такую идентичность как «диффузную».
Суверенность психологического пространства в детском и подростковом
возрасте характеризуются значительными прямыми нарушениями со стороны
родителей, а также косвенным нарушением, вследствие включения ребенка в
конфликт взрослых.
Характерный для социальной фобии копинг, сочетающий избегание, дистанцирование и принятие ответственности, а также редкое использование
конфронтации, предполагает склонность к реагированию избыточной виной и
стыдом, и пассивную агрессию. У лиц с социальной фобией имеется склонность к направлению собственной агрессии на себя, что часто выражается в
навязчивой самокритике.
Эмоциональный интеллект при социальной фобии, в целом, значительно
снижен, в особенности это относится к управлению собственными эмоциями и
способности влиять на эмоциональное состояние других людей. В меньшей
степени снижена способность к распознаванию собственных эмоций и эмоционального стояния других.
Предложенная нами схема взаимосвязи социально психологических компонентов социальной фобии получила эмпирическое подтверждение. Схема отражает влияние отношений родителей к ребенку и условий развития на проявления социальной фобии и формирование его личностных особенностей. Совокупность особенности идентичности, копинг-стратегий и эмоционального интеллекта образуют самоподдерживающуюся систему, которая препятствует
адаптивному поведению. Она позволяет сфокусироваться на работе с особенностями восприятия себя, снижении избыточной самокритики и агрессии к себе,
развитию конструктивных копинг-стратегий и эмоционального интеллекта, а
также формированию коммуникативных навыков. Таким образом, можно значительно повысить эффективность оказания психологической помощи при СФ,
как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Проведенное исследование подтвердило основные гипотезы, выдвинутые
в данной работе. Важно отметить, что полученные результаты не учитывали
социальный статус родительских семей и респондентов. Однако в процессе
опроса сложилось впечатление, что часть семейных историй можно охарактеризовать как «материальный достаток ниже среднего, один из родителей имеет
алкогольную или химическую зависимость». Другой своеобразный полюс –
«социальная успешность родителей, сложности в эмоциональных отношениях
внутри семьи», что может предполагать несколько разные модели социальной
фобии.
Данная тема требует дальнейшего изучения применительно к внешне
благополучным семьям, которые не попадают в фокус психологической помощи за исключением явной социальной дезадаптации подростка, однако в последующем, во взрослом возрасте, у детей из таких семей обнаруживают значительные проявления СФ и фоновую тревогу.
На основе анализа полученных в ходе исследования результатов можно
сформулировать следующие выводы:
1. При социальной фобии характерным родительским отношением к ребенку является сниженный позитивный интерес (редкие положительные эмоциональные контакты, редкое принятие личности ребенка, отсутствие доверия
и диалога) и повышенная враждебность (агрессивность, чрезмерная строгость и
критика, унижение, неадекватные требования). Такое характерное отношение
значимых других затрудняет формирование положительного восприятия себя у
ребенка.
2. Значимыми для СФ особенностями отношения к ребенку со стороны
отца является сочетание враждебности и непоследовательности, и сочетание
директивности и враждебности со стороны матери. Можно утверждать, что такие сочетания затрудняют формирование устойчивой привязанности что оказывает негативное влияние на характер межличностных отношений в будущем.
3. При социальной фобии формируется «диффузная» идентичность, характеризующаяся сниженным общем количеством позитивных оценок себя, отрицательным отношением к своим физическим данным, неопределённым отношением к собственной половой принадлежности, описанием себя через абстрактные характеристики, склонностью к крайне негативному эмоциональному отношению к себе. Такое восприятие себя затрудняет установление устойчивых межличностных отношений и ограничивает притязания в социальном
взаимодействии что выражается в характерном для СФ переживанием «упущенных возможности».
4. При социальной фобии наблюдаются искажения социальных компонентов идентичности, что выражается в редком упоминании об успешных
навыках коммуникации, редком позитивном восприятие собственной роли в
семье, редком упоминании об увлечениях и интересах, редком удовлетворении
учебно-профессиональной позицией. Такие особенности СФ прежде всего затрудняют интеграцию в групповые процессы ввиду сложности нахождения
конструктивной роли в группе для такого индивида. Чаще всего индивид с такими особенностями оказывается в роли «изгоя» в группе.
5. У индивидов с СФ в детском и подростковом возрасте присутствует
систематическое и достаточно сильное нарушение суверенности психологического пространства, которое затрудняет формирование позитивных представлений о себе и восприятия окружающего мира как достаточно безопасного.
6. Определено, что суверенность психологического пространства в целом
и отдельные его характеристики находятся под отрицательным влиянием враждебности отца директивности матери. Это позволяет утверждать, что влияние
отношения родителей на формирование и развитие СФ так же носит опосредованный характер через формирование окружающего психологического пространства ребенка.
Андреева, И. Н. Биологические и социальные предпосылки развития
эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева: сборник статей «Когнитивная
психология» / Под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. – Минск: БГПУ,
2006. – С. 7 – 11.
2. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта /
И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57 – 65.
3. Бандура, А. Теория социального научения: научное издание / А. Бандура. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 512 с.
4. Бек, Дж. С. Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. –
М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. – 400 с.
5. Бек, А. Когнитивная терапия депрессии: золотой фонд психотерапии /
А. Бек, А. Раш, Б. Шо. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.
6. Биик, Дж. Тренинг преодоления социофобии: руководство по самопомощи / Дж. Биик. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 2003 с.
7. Биик, Дж. Социальная фобия: путь преодоления: научное издание /
Дж. Биик. – М.: 2003.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко. СПб.; М., 2003. – 672 с.
9. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей: руководство. Серия: Психологические технологии / Дж. Боулби. – М.: Академический
проект, 2004. – 232 с.
10. Бреслав, Г.М. Эмоциональные процессы: учебное пособие. /
Г. М. Бреслав. – Рига: ЛГУ им. П. Стучки, 1984. – 370 с.
11. Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: практикум по психодиагностике /
Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
12. Вильсон, Дж. Т. Поведенческая терапия / Дж. Т. Вильсон // Журнал
практической психологии и психоанализа. – 2000. – №3. – С. 10–30.151
13. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери: лекции / Д. В. Винникотт. – М.: Класс, 1998. – 80 с.
14. Возрастные особенности психического развития детей: сборник науч.
трудов АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии / Отв. ред. И. А. Дубровина,
М. И. Лисина. – М.: Изд. АПН СССР, 1982. – 164 с.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: учебник /
Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
16. Выготский, Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций
в зарубежной психологии в начале ХХ века / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1968. – № 2. – С.157–159.
17. Гаранян, Н. Г. Теоретические модели и эмпирические исследования
враждебности при депрессивных и тревожных расстройствах. [Электронный
ресурс] / Н. Г. Гаранян // Медицинская психология в России: электрон. научный журнал – 2011. – URL: http:// medpsy.ru
18. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект: практическое руководство
для родителей / Д. Гоулман – М.: АСТ, 2009. – 478 с.
19. Гребенникова, Э. А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: автореф. дис. .... канд. психол. наук: 19.00.05 /
Э. А. Гребенникова. – М.: Рос. акад. гос. службы при президенте РФ.‚ 1995. – 25
с.
20. Гущина, Т. В., Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Гущина
Татьяна Владимировна. – Кострома: КГУ, 2005. – 228 с.
21. Дауд, Т. Е. Когнитивная гипнотерапия: научное издание / Т. Е. Дауд –
СПб.: Питер, 2003. – 224 с.
22. Денисова, З. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка: научное издание / З. В. Денисова. – Л.: Наука, 1978. – 144 с.
23. Дорфман, Л. Я. Индивидуальный эмоциональный стиль / Л.
Я. Дорфман. // Вопросы психологии. – 1989. – № 5. – С. 88–95.152
24. Ефременко, Д. В. Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины ХХ века: сборник статей /
Д. В. Ефременко. – М.: Институт научной информации по общественным
наукам РАН, 2010. – 322 с.
25. Жедунова, Л. Г Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное издание / Л. Г. Жедунова, И. А. Можаровская, Е. Н. Юрасова /
под общ. ред. Н. Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
26. Залевский, Г. В. Теория субъекта и фиксированные формы поведения /
Г. В. Залевский. // Психологический журнал. – 2003 – №3. – С. 32–36.
27. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок: научное издание /Ф. Зимбардо,
Ш. Рэдл; пер. с англ. Е. Долинской. – М.: АCT Астрель, 2005. – 294 с.
28. Иванова, Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности:
дис. … докт. психол. наук: 19.00.05 / Иванова Наталья Львовна. – Ярославль:
ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2003. – 339 с.
29. Изард, К. Э. Психология эмоций: учебник / К. Э. Изард. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
30. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: учебное пособие /
Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М.: Издательский центр Академия, 2004. –
288 с.
31. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е. П. Ильин –
СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
32. Капрара, Дж. Психология личности: научное издание / Дж. Капрара,
Д. Сервон. – СПб.: Питер, 2003. – 288 с.
33. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики,
2005. – 320 с.
34. Карвасарский, Б. Д. Групповая психотерапия: значение и перспективы
использования в комплексном лечении больных неврозами: хрестоматия /
Б. Д. Карвасарский. – СПб.: Питер, 2000