Введение.
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования привлечения иностранной рабочей силы в РФ 6
1.1. Международно-правовые основы правового статуса иностранного работника 6
1.2. Понятие и классификация иностранных работников в РФ 13
1.3. Правовое положение иностранных работников в РФ 28
Глава 2. Организация применения труда иностранных работников в РФ 34
2.1. Порядок и условия привлечения 34
2.2. Ответственность за нарушения законодательства о привлечении к труду иностранных работников 43
Глава 3. Реализация социально-экономических потребностей Красноярского края за счет трудовой деятельности иностранных граждан 57
Заключение 65
Список использованных источников 72
Современный мир стал ареной миграционных процессов. Миграция населения - перемещение населения, связанные с переменой места жительства. Миграция является одной из важнейших проблем, и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Трудовая миграция, как вид миграции, помогает людям найти работу в других странах и приносит дополнительный доход в государственный бюджет. Именно поэтому труд иностранных работников и миграция два параллельно идущих явления, требующих постоянного внимания и изучения.
Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Миграция- это перемещение населения, которую, в широком смысле можно понимать, как любое территориальное перемещение, а в узком смысле миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, то есть в буквальном смысле означает переселение. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и др.). На протяжении многих лет политические и экономические кризисы не позволяли увидеть эту сложнейшую проблему, выступающую теперь в качестве дестабилизирующего фактора в экономической и социально¬политических сферах. Ведь именно нелегальная миграция подпитывает «теневую экономику» и воспроизводит другие, сопутствующие негативные процессы в обществе. Учитывая, что нарастающий процесс международной миграции начался относительно недавно, а понимание этого явления далеко не полно, представляется крайне необходимым дать объективную оценку сложившейся ситуации в данной области.
Современное рассмотрение проблемы миграции актуально по следующим обстоятельствам.Общественные перемены последнего двадцатилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.
Для сегодняшней России весьма актуален вопрос воздействия миграции на развитие. Страна подошла к пониманию насущной необходимости реформ в миграционной политике, став практически одним из мировых лидеров по уровню миграции, и особенно нелегальной. На протяжении многих лет политические и экономические кризисы не позволяли увидеть эту сложнейшую проблему, выступающую теперь в качестве существенного дестабилизирующего фактора во всех сферах.
Целью исследования является анализ современных процессов в сфере трудовой деятельности иностранной рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов в РФ.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
• исследовать теоретические основы трудовой миграции;
• выявить текущие тенденции направлений миграционных потоков трудовых ресурсов в РФ;
• проанализировать и оценить ситуацию в области реализации миграционной политики России;
• проанализировать тенденции привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в Красноярском крае и выработать предложения по усовершенствованию механизмов управления.
Объект исследования - трудовая миграция как форма рынка труда.
Предмет исследования - механизмы управления трудовой миграции в РФ. Бакалаврская работа базируется на международных и российских нормативных правовых актах, статистической информации об объемах, структуре и характере трудовой миграции в России, экспертных оценках масштабов направлений трудовой миграции, многочисленных социологических исследованиях по проблемным вопросам труда иностранных граждан, материалах ГУМВД РФ и др.
Подводя итоги данной работы, стоит отметить еще раз, актуальность изучения регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан на территории РФ. Современный мир стал ареной глобальных миграционных процессов. Возможность трудоустроиться в иностранном государстве - одна из главных причин этому явлению. И сегодня, Российская Федерация является активным участником мировых миграционных процессов, выступая как принимающий центр притока трудовых мигрантов.
Стоит обозначить основные выводы, к которым пришли в ходе изучения темы. Прежде всего, возможность трудоустройства иностранных граждан в РФ обусловлена государственным устройством и политической системой государства. Посредством обширной нормативной базы закреплена возможность привлечения и беспрепятственного или, в ряде случаев, ограниченного использования иностранных трудовых ресурсов. Основными источниками являются: Конституция РФ, Федеральный закон №115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Трудовой кодекс, международные соглашения о взаимном сотрудничестве в трудовой сфере и др. Правовой статус иностранного гражданина в сфере труда не является однородным. Законодательством предусмотрены различные категории иностранных работников, в зависимости от типа въезда иностранцев, основанию осуществления работы, уровню квалификации, по объему прав. На основании такого дифференцированного подхода прослеживается определенная система приоритетов по привлечению различных категорий иностранных работников на российский рынок труда.
В РФ есть два вида документов, дающих право легально заниматься трудовой деятельностью иностранным гражданам: это патент и разрешение на работу. Государство стремится защитить российский рынок труда, и каждый год определяет квоты на привлечение иностранных работников. Разрешение на работу выдаются с учетом установленной для каждого субъекта РФ профессионально-квалифицикационной группы квот. Квота представляет собой максимальное количество иностранных граждан, которые могут работать по той или иной специальности в РФ. В последние годы наблюдается тенденция к снижению установленных квот. Так в 2015 году было установлено - 27 5856 квот, в 2017 уже 17 7043 квот. Причинами этого явления можно предположить являются: политический фактор; выделение групп за пределами квот и сложный механизм получения квоты и ориентирование на список профессий, которым отдается предпочтение при определении квот (наибольшая потребность во всех субъектах РФ в строительных специальностях, горнодобывающей промышленности, машинисты и водители, низкоквалифицированные рабочие). Еще одной причиной можно назвать упразднение ФМС как отдельного органа. В связи с сокращением, численность сотрудников работающих в ФМС сократили (в Красноярском крае на 30%), и как следствие в УВМ ГУ МВД не хватает кадров для обработки квот. Особым усложняющим моментом в заинтересованности получения квоты является ее механизм получения. Если организация хочет привлекать к труду иностранцев, она должна подать заявления на следующий год в начале текущего. При этом важным моментом является обоснование привлечения именно иностранной рабочей силы. Очевидно, что зачастую бывает сложно спрогнозировать ситуацию более чем за полгода вперед, следовательно, работодатели теряют интерес к квотам. Более того, чтобы трудоустроить иностранного гражданина, которому нужно получать визу, осложняется процесс подготовки и у самого работодателя, и как следствие повышается ответственность за неисполнение требований. Немаловажным является и финансовая сторона вопроса. Например, госпошлина на получение работодателем разрешения на привлечение иностранной рабочей силы составляет 10 000 руб. за каждого работника (ст. 333.28 НК РФ). Таким образом, сложная процедура квотирования и вытекающие последствия снижает интерес, как работников, так и работодателей к данному виду.
Более простой является процедура привлечения иностранных работников, которым виза не нужна. Для граждан в порядке безвизового въезда в роли «упрощенного разрешения на работу» стал выступать патент. Патент на работу - это разрешающий трудовую деятельность по найму на территории РФ документ, подтверждающий право иностранных граждан, которые прибывают в безвизовом порядке. В 2017 году патент требуется гражданам Абхазии, Азербайджана, Узбекистана, Молдова, Таджикистан, Украины.
Хотелось бы обратить внимание на коллизию в законе касаемо патента. Заключается она в следующем: орган, выдающий патент не проверяет подлинность сведений о профессии (специальности), а записывает эту информацию со слов иностранного гражданина. Таким образом, лицо, имеющее определенное образование или специальность никак не подтверждает эту информацию. Вместе с тем, согласно ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности не по профессии, указанной в патенте работодатель несет ответственность. Таким образом, если выдан патент и в нем указана профессия, компетентность в которой иностранный гражданин не сможет подтвердить перед потенциальным работодателем, его не примут на работу, и он будет вынужден работать уже по другой профессии не соответствующей в разрешающем документе, либо переоформлять патент с условием не более одного раза в год. Разумеется, проверки достоверности специальности нужно проводить по профессиям, которые требуют соответствующих специальных знаний и документального подтверждения (инженеры, переводчики, бухгалтера). Следовательно, если бы на первоначальном этапе - оформлении патента, выдающий орган проверял информацию об образовании иностранного гражданина, возможно, данная процедура снизила бы в последующем нарушение правил привлечения к работе и осуществлении трудовой деятельности иностранным гражданином.
Особой группой следует выделить высококвалифицированных специалистов. Для работодателей, привлекающих таких иностранных
граждан это способ привлечь к работе уникального специалиста, имеющего именно зарубежный опыт работы. Но одной заинтересованности мало.Законодатель установил большие преференции для такие работников: заработная плата в год от одного до двух миллионов рублей в зависимости от профиля; возможность упрощенного оформления документов для специалиста и его ближайших родственников и пр. Однако, как показывает статистика, процесс привлечения таких специалистов еще в самом начале и стойкого характера он не приобрел - зарубежные высококвалифицированные специалисты не находят российский рынок труда привлекательным. Как следствие, иностранных высококвалифицированных специалистов в РФ крайне мало. Это подтверждается и основными приоритетными сферами деятельности иностранных работников: сфера ЖКХ, строительство, горнодобывающая промышленность, лесное хозяйство.
Также хочется отметить, несмотря на довольно четкий комплекс правил привлечения к работе и ужесточение ответственности, не снижается количество привлекаемых к административной ответственности работодателей за нарушение порядка привлечения иностранного работника. Так, самым распространенным нарушением является - привлечение иностранного работника без разрешительного документа. В этом случае, привлекаться к ответственности должен и иностранный работник за осуществление трудовой деятельности без трудового патента либо разрешения на работу, что в свою порождает незаконную трудовую
миграцию. На практике мы сталкиваемся с латентностью: об этом свидетельствует несоразмерность количества привлеченных к административной ответственности иностранных граждан, нарушающих режим пребывания, количеству привлеченных к ответственности работодателей, предоставивших им работу. В этом прослеживается недостаток работы УВМ ГУ МВД, который крайне важно преодолеть.
Следует обратить внимание на важную организационную проблему. Упразднение ФМС России как самостоятельного органа внесло дисбаланс в работе с миграционными вопросами. Отсутствие главного единого органа, отвечающего за процессы миграции ослабляет контроль. Передача функций и полномочий ФМС Главному Управлению по вопросам миграции МВД РФ снизило эффективность в выявлении нарушений и соблюдении порядка, что приводит к несогласованности действий и отсутствию координации, а, следовательно, увеличиваются сроки предоставления государственных услуг. Немаловажным является и тот фактор, что снижение выявления незаконно находящихся иностранных граждан и осуществляющих трудовую деятельность, сказывается на криминогенной обстановке в стране. Это Возможно, как раз для эффективной борьбы с нелегальными работниками объединение ФМС и МВД даст положительный результат. Имеющиеся проблемы целесообразно решать путем усовершенствования регламента деятельности и создание четких правил координации между подразделениями; установления ответственность за нарушение сроков предоставления услуг.
Применительно к ситуации в Красноярском крае, можно отметить следующее. Красноярский край является крупнейшим промышленным регионом России. В крае всегда есть потребность в рабочих местах, особенно для малоквалифицированных работников. Наибольшая потребность в крае в отраслях: строительство, социальные услуги, рабочие специальности.Основной отраслью трудоустройства иностранных граждан в Красноярском является строительная сфера по рабочим специальностям. Лидирующей целью приезда иностранных граждан является работа по найму. Таким образом, проанализировав виды деятельности, в которых нуждаются красноярские работодатели, очевидно, что это рабочие. Анализируя текущую миграционную ситуацию с осуществлением трудовой деятельности на территории Красноярского края иностранными гражданами, можно отметить, что потребность на привлечение иностранных граждан увеличивается.
Красноярский край заинтересован и в привлечении высококвалифицированных кадров и имеет дефицит в них. Краю не хватает специалистов в инженерной технологии, в инвестиционном инновационном проектировании. Тем не менее, край старается преодолеть проблему нехватки подобных кадров. С 2017 по 2024 годы в крае будет реализован проект «Кадры для передовых технологий». Главным результатом данного проекта должно стать следующее: на территории края будет осуществляться подготовка высококвалифицированных специалистов для обеспечения наукоемких производств и внедрения передовых технологий на территории Красноярского края. Можно предположить, если данный проект будет успешно реализован, это станет мощной базой обеспечения трудовых потребностей края, не привлекая иностранных граждан. Успешность проводимой политики края смогут перенять другие субъекты РФ и как следствие государство сможет достигнуть желаемого результата - минимизировать трудоустройство иностранных граждан на территории РФ.
Улучшению кадровой политики и эффективному использованию своих трудовых ресурсов может поспособствовать заключение соглашений между Министерством труда Красноярского края и работодателями, направленных на осуществление комплекса мер по замещению иностранных работников российскими гражданами. Подобный опыт успешно действует в других субъектах РФ. Благодаря таким мерам начинает эффективнее работать государственная политика, направленная на снижение привлечения труда иностранных граждан за счет трудоустройства российских. Также ограничить привлечение иностранных работников может высшее должностное лицо субъекта РФ. Так, на основании ст. 13.13 ФЗ 115-ФЗ по предложению губернатора Красноярского края возможно прекращение выдачи патентов по определенной деятельности. Все эти меры в совокупности должны помочь с решением проблемных трудовых вопросов.
Таким образом, общая ситуация на рынке труда, и в частности, трудовой деятельности иностранных граждан на территории Красноярского края является довольно стабильной, но улучшается недостаточно высокими темпами. Для того чтобы обеспечить край трудовыми ресурсами, снижая привлечение иностранных работников, нужен действующий механизм развития социальных и экономических преимуществ. Элементами данного механизма должны стать: активная государственная и региональная политика, стимулирующая работодателей брать на работу российских граждан; поддержание высокого уровня доходов населения края; динамичное развитие рынка труда и оптимальное использование иностранной рабочей силы. Данный механизм должен работать не только в конкретно взятом субъекте РФ, но и во всем государстве. Масштабность трудовой миграции требует системных мер ее решения. Хочется еще раз подчеркнуть, что для результативного и достаточно гибкого управления трудовыми отношениями с участием иностранных граждан нужна скоординированная система государственных органов с кругом полномочий, необходимых для совершенствования и успешной реализации целей государственной политики на снижение привлечения иностранных работников. Необходимо усовершенствовать правовое регулирование трудовой миграции.
Активизировать соглашения между работодателями и органами государственной власти, направленные на стимулирование привлечения российских работников. Содействовать соотечественникам в трудоустройстве на территории РФ. Выполнение этих и других задач позволит упорядочить миграционные процессы в государстве и обеспечить защиту национальных трудовых ресурсов.
Решение вышеуказанных проблем - ключ к эффективному регулированию трудовой миграции и его положительному влиянию на социально-экономическое развитие России.
1. Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.constitution.ru
2. Международный пакт о гражданских и политических правах // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 2008. С.103.
3. Конвенция МОТ «О трудящихся мигрантах» 1949 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://moscow.iom.int/russian/Legislation/ILO97_ru.pdf
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Федеративной Республики Германии о занятости лиц, работающих по найму с целью повышения их профессиональных и языковых знаний (Соглашение о занятости гостевых работников) [электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //law.edu.ru/centers/labourlaw/norm/norm.asp?normID=1162608
5. Соглашение между РФ и Польшей о правовой помощи [электронный ресурс] - Федеральные арбитражные суды РФ. - Режим доступа: http: //www. arbitr.ru
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях Российской Федерации [электронный ресурс] - Официальный сайт Правительства РФ. - Режим доступа:
http: //www. pravo. gov. ru
7. Об оказании медицинской помощи трудящимся государств- членов и членам семей. Приложение 30 к Договору о Евразийском экономическом союзе [электронный ресурс] - Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» [электронный ресурс]-Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75118/
9. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. 4.2
[электронный ресурс] : федер. закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ ред. от 13.04.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 25.07.2002 N 115- ФЗ (последняя редакция). // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (последняя редакция) //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
12. Об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (последняя редакция) //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
13. Об утверждении Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность [Электронный
ресурс]: Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 N 813 (ред. от
28.04.2016) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. Об ускоренной и упрощенной выдаче разрешений на временное
проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, приглашений на въезд в российскую федерацию, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к трудовой деятельности юридическими лицами или физическими лицами, заключившими
гражданско-правовые договоры на строительство объектов инфраструктуры, необходимых для проведения в 2018 году в российской федерации чемпионата мира по футболу [Электронный ресурс]: Постановление
Правительства от 18 июля 2015 г. N 735 . - Режим доступа: https://rg.ru/2015/07/22/razreshenie-site-dok.html
15. Об утверждении Правил подготовки предложений по
определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от
12.09.2013 N 800 (ред. от 06.09.2016) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
16. Приказ Минтруда России от 13.12.2016 N 728н (ред. от 29.03.2017) «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденных на 2017 год квот на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/48562.html
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 декабря 2016 г. № 728н. Приложение №1 «О распределении по субъектам
Российской Федерации утвержденных Правительством Российской Федерации на 2017 год квот на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» [электронный ресурс]- Режим доступа: https://rg.ru
18. Приказ ФМС от 30 ноября 2012 г. № 390 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» [электронный ресурс] : // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
19. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 13 июля 2015 г. N 446н «Перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства -
квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» [электронный ресурс] - Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
20. Приказ Минтруда России №18 от 12 января 2017 г. «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, на 2017 год» // Режим доступа: http: //www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/553/
21. Приказ ФМС России от 28.06.2010 N 147 (ред. от 12.03.2015) «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ» [электронный ресурс] : Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
22. Письмо МИД России от 27.04.2012 N 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию» [электронный ресурс]:// Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/48562.html
23. Письмо МИД России от 27.09.2006 N 32253/19 «О перечне стран и режимах въезда их граждан на территорию Российской Федерации» [электронный ресурс] - Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63756/.
Специальная литература
24. Богданов В. «Криминальная миграция» // Российская газета. - 2009. - №4916. - 78 с.
25. Гупта П. Турки-месхетинцы в Краснодарском крае.
Исследования. / под. Ред. М.В. Савва. Краснодар. - М.: 2007. - 65 с.
26. Дроздик М.В. Использование рабского труда в Российской Федерации. [электронный ресурс] - Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68890
27. Каландаров Т.С. Памирские мигранты-исмаилиты в России / Т.С. Каландаров // Исследования по прикладной и неотложной этнологии ИЭА РАН. - М. - 2005. - 110 с.
28. Пальников М.С. Иммиграция в Россию из постсоветских республик. Часть 1. [электронный ресурс]: Режим
доступа: http://www.perspectivy.info/srez/val/immigracija_v_rossiju_iz_postsovet skih_respublik_chast_pervaja_2009-07-16.htm.
29. Рощин Б.Е. О возникновении отраслевой системы российского трудового права / Рощин Б.Е.//Труд и социальные отношения. - М., 2010. - № 12. - 89 с.
30. Садовникова Е.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации.- М.: Юрайт. 2011. - 428 с.
31. Трудовое право: Учебник. / под ред. К.К. Гасанова.- М.: 2012. -655 с.
32. Хабриева Т.Я. Миграционное право: теория и практика. - М., 2008. -711 с.
33. Хелтон А. Правовые аспекты предотвращения вынужденной
миграции // Миграция в постсоветском пространстве: политическая
стабильность и международное сотрудничество.-М.: Валент, 1998. - 51 с.
34. Шарапова В.М. Учет и порядок реализации социальных гарантий / В.М. Шарапова // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - №24. -166 с.
Судебная практика
35. Определение Сызранского районного суда по делу №5-28/2017 от 29 марта 2017.[электронный ресурс]: Режим доступа: http://sudact.ru
36. Решение от 14 января 2016 г. N 7-71/2016 Ленинградский областной суд [электронный ресурс] : Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
37. Постановление ФАС Московского округа от 04.05.2009 по делу №КА-А41/3515-09
http: //www.conventions .ru/fas_mo/24786/
38. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.01.2010 по делу №А32-32000/2009-4/648 [электронный ресурс]: Режим доступа:
http://alexeyborisov.ru/case/as_sev_kav/8236/
39. Постановление ФАС Центрального округа по делу от 13.05.2009 №А23-297/09А [электронный ресурс]: Режим доступа: http://sudact.ru
Интернет ресурсы
40. Выступление Собянина С.С. [электронный ресурс]: Режим доступа: http: www.echo.msk.ru/
41. Иностранцы в России: незаконный труд и незаконное наказание
[электронный ресурс] -Режим доступа:
http: //econ.krskstate.ru/socialparters/progbaltrud
42. О дефиците квалифицированных инженерных кадров в Красноярском крае [электронный ресурс] - Режим
дocтyпa:http://kras.mk.ra/artides/2017/05/18/v-krasnoyarske-obsudili-problemu- deficita-kvalificirovannykh-inzhenernykh-kadrov.html
43. О массовых профессиях [электронный ресурс]: Режим доступа: http://izvestia.ru/news/685985
44. О предоставлении заявок работодателей. Официальный сайт Минэкономразвития Красноярского края. [электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.econ.krskstate.ru/socialparters/mvktrud
45. О нарушении миграционного порядка [электронный ресурс]: Режим дocтyпa:http://47news.m/artides/98109/
46. О поступлениях в бюджет [электронный ресурс] - Режим доступа: http: //migrant.ferghana.ru/tag/patent
47. О предоставлении заявок работодателей. Официальный сайт Минэкономразвития Красноярского края. [электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.econ.krskstate.ru/socialparters/mvktrud
48. Об упразднении ФМС. Официальный сайт ГУМВД РФ [электронный ресурс] : Режим доступа: https://гyвм.мвд.pф/
49. Основные показатели рынка труда в Красноярском крае. Официальный сайт государственной службы занятости [электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.krasczn.ru/labour-market
50. О центре социальной адаптации для мигрантов [электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.gornovosti.ru/tema/krai-to-krai/v-
krasnoyarske-otkrylsya-tsentr-sotsialnoy-adaptatsii-i-integratsii- migrantov80759.htm
51. О центре языковой адаптации мигрантов [электронный ресурс] -
Режим доступа: http://www.sibup.ru/tsentr-sotsiokulturnoj-i-yazykovoj-adaptatsii-migrantov
52. Сведения о миграционной ситуации в Красноярском крае за
2016- 2017. Официальный сайт ГУМВД РФ по Красноярскому краю [электронный ресурс] - Режим доступа: https://24.мвд.pф
53. Сводка основных показателей миграционной ситуации за 2016 г. Официальный сайт ГУМВД РФ [электронный ресурс] : Режим доступа: https://мвд .рф/Delj atelnost/statistics/migracionnaya/item/9266550/