ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические и методические основы анализа и планирования оборота розничной торговли 6
1.1 Оборот розничной торговли: понятие, состав, виды и их классификация 6
1.2 Методика анализа оборота розничной торговли 12
1.3 Методика планирования оборота розничной торговли 21
где Пирпл - планируемый размер целевой прибыли от продаж торгового предприятия, тыс. руб.; УВппл -
планируемый уровень валовой прибыли, %; УИоПл - планируемый уровень издержек обращения, % 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Приложения
Количественная и качественная характеристика товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами товарного обращения, находит свое выражение в показателях оборота розничной торговли. Экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары, выражают экономическую сущность оборота розничной торговли: оборот розничной торговли характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быт ь товарами.
Оборот розничной торговли является основным, исходным показателем деятельности розничного торгового предприятия, от размера и структуры которого зависит размер всех экономических показателей работы предприятия (доходов, расходов, прибыли, рентабельности и т.д.). Поэтому анализ и планирование оборота розничной торговли занимает первостепенное значение в аналитической деятельности предприятия торговли. Этим и объясняется актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Целью данной работы является экономическое обоснование резервов роста оборота розничной торговли на основе его анализа и планирования.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность, состав и виды оборота розничной торговли;
- изучить методику анализа и планирования оборота розничной торговли;
- исследовать товарные ресурсы торгового предприятия как основу обеспечения оборота розничной торговли;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Электросила»;
- проанализировать динамику, общего объема и структуры оборота розничной торговли ООО «Электросила»;
- оценить влияние факторов на изменение оборота розничной торговли;
- провести анализ состояния товарных ресурсов торгового предприятия ООО «Электросила»;
- осуществить планирование общего оборота розничной торговли по общему объема, структуре и периодам года;
- экономически обосновать резервы роста оборота розничной торговли.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам: А.Н. Соломатина, А.М. Смирновой, Н.Н. Терещенко и др.; законодательство Российской Федерации и ее структур; публикации в периодической печати; результаты собственных исследований.
Методической основой написания работы является использование в процессе проводимых исследовании совокупности различных методов анализа: анализа и синтеза, группировки и сравнения и других, входящих в экономико-статистические методы, а также метода экспертной оценки и методов планирования: метода средних величин и метода выравнивания динамического ряда по скользящей средней, входящих в экономико-статистические методы, экономико-математического метода; метода получения целевой прибыли, а также методы экспертной оценки.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе является оборот розничной торговли. Объектом исследования служит конкретное предприятие торговли - ООО «Электросила».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 106 стр. Выпускная квалификационная работа иллюстрирована 8 рисунками; 27 таблицами; 11 приложениями. Список использованных источников включает в себя 25 источников.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была проведена оценка перспектив роста оборота розничной торговли ООО «Электросила». Проведенный анализ в свою очередь позволяет сделать ряд выводов:
- деятельность ООО «Электросила» в отчетном году можно признать успешной. Отмечается рост оборота розничной торговли, чистой прибыли и рентабельности конечной деятельности предприятия , что свидетельствует об эффективном использовании ресурсов предприятия;
- прирост оборота розничной торговли по сравнению с базисным годом наблюдался в течение всего анализируемого периода. В 2016 году по сравнению с базисным 2012 годом увеличение оборота розничной торговли составило 4302 тыс. руб.;
- в целом прирост оборота розничной торговли происходил равномерно, об этом свидетельствует коэффициент равномерности - 95,71%;
- коэффициент ритмичности развития оборота розничной торговли по кварталам в отчетном году составил 100%, то есть развитие оборота розничной торговли по кварталам анализируемого периода проходило ритмично. Это положительно характеризует деятельность предприятия в целом;
- рассчитанные индексы сезонности показывают, что сезонное снижение продаж приходится на первый квартал. Полученные показатели целесообразно использовать для внутриквартального планирования годового оборота торговли;
- рост оборота розничной торговли в отчетном периоде был достигнут преимущественно за счет роста цен, что отрицательно характеризует деятельность предприятия;
- негативное влияние на оборот розничной торговли по себестоимости оказало увеличение товарных запасов на конец, благодаря данному фактору было недополучено торговой выручки на сумму 1728 тыс. руб. соответственно;
- в динамике растет доля поставок от компаний - производителей (в отчетном году данная доля выросла почти на 3,26%), которые занимают значительный удельный вес в поставках товара (63,02 % в отчетном году);
- положительное влияние на изменение объема оборота розничной торговли оказало изменение товарных запасов на начало года. Увеличение поступления на 6828 тыс.руб. или 6,71% также способствовало увеличению оборота розничной торговли по себестоимости;
- в анализируемом периоде время товарного обращения замедлилось с 67,15 до 68,40 дней. Это отрицательный момент в работе предприятия, способствующий вовлечению в оборот финансовых средств.
Проведем планирование оборота розничной торговли на основе следующих методов: экономико-статистического метода, а именно по среднегодовым темпам роста и выравнивание динамического ряда по скользящей средней, экономико-математического метода, а также методом получения целевой прибыли и экспертным методом.
Планирование оборота розничной торговли вышеперечисленными методами показало, что минимальный объем оборота розничной торговли на планируемый год был рассчитан с помощью экономико-математического метода (156907,37 тыс. руб.), поэтому выполнение данного плана оборота розничной торговли не будет способствовать развитию предприятия. В связи с этим оптимальным является значение объема оборота розничной торговли, спланированное методом на основе среднегодовых темпов роста, так как этот метод учитывает динамику оборота за ряд прошлых лет и предполагаемые изменения в будущем году, а именно рост цен, также это значение является наиболее реальным в плане достижения его значения в будущем периоде.
По результатам планирования оборота розничной торговли на следующий период можно сказать, что наибольший объем продаж придется на 2 квартал - 12678,66 тыс. руб., наименьший на 1 квартал - 10211,34 тыс. руб.
Наибольший удельный вес в структуре оборота розничной торговли ООО «Электросила» в планируемом периоде займет товарная группа «перфораторы» - 10,0% или 15818,73 тыс. руб. Наименьший удельный вес займет товарная группа «насосы» и «генераторы» - 2,5% или 3954,7 тыс. руб.
Для дальнейшего роста оборота розничной торговли руководству фирмы можно было бы предложить:
1) расширение ассортимента электроинструментов за счет введения в ассортимент триммеров. Для определения возможного объема продаж по каждому наименованию, на предприятии было проведена в течение 30 дней пробная реализация указанных наименований продукции
Резерв роста оборота розничной торговли за год составит 7420 тыс. руб.
2) Мероприятием по увеличению оборота розничной торговли является также внедрение системы ценовых скидок (дисконтных карт).
Кроме стимулирования за счет скидок, они выполняют еще одну важную функцию - внедрение в сознание покупателя торговой марки. Дисконтные карты предлагается вручать всем покупателям, совершившим покупку от 10 тыс. руб., размер скидки составляет 5%.
Прирост оборота розничной торговли составит 994 (тыс. руб.). Сумма прибыли от продаж станет равна 82,94 (тыс. руб.).
Предложенные рекомендации приведут к росту оборота розничной торговли на 5,32% по сравнению с планируемым годом и на 11,65% по сравнению с отчетным годом.
Валовая прибыль увеличится соответственно на 4,60% и 10,88%. В связи с тем что издержки обращения ООО «Электросила» будут расти более медленными темпами по сравнению с валовой прибылью, прибыль от продаж возрастет на 1715,25 тыс. руб. по сравнению с планируемым годом и составит 11475,41 тыс. руб. Рентабельность продаж вырастет на 0,72% по сравнению с отчетным годом.
Таким образом, внедрение предложенных мероприятий по расширению ассортимента и проведению рекламной компании приведет к увеличению оборота розничной торговли на 8164 тыс. руб. или 5,16% по сравнению с плановым годом.
1. Конституция Российской Федерации» [Электронный ресурс]:
принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6- ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691- 32 с. Режим доступа: http: //www. consultant.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1
[Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ ред. от
30.11.2011. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. 4.1 [Электронный
ресурс]: федер. закон N 146-ФЗ от 31.07.1998 ред. от 28.12.2016// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации. В 6ч. 4.3 [Электронный ресурс]: федер. закон N 197-ФЗ от 30.12.2001 ред. от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5(М) «Основные сведения о деятельности организации» [Электронный ресурс]: приказ Федеральной службы гос. статистики Российской Федерации от 26 октября 2015 г. №498// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru..
6. Анализ и планирование товарооборота и товарных запасов розничного торгового предприятия: практикум / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т; сост. Н. Н. Терещенко, О. Н. Емельянова. - Красноярск, 2006. - 115 с.
7. Арзуманова, Т. И. Экономика организации: учебник для бакалавров / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. - М.: Дашков и К, 2015. - 240 с.
8. Арзуманова, Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: учебник / Т.И.Арзуманова, М.Ш. Мочабели. -2-е изд.щерераб. и доп. - М: Дашков и К, 2009- 276 с.
9. Баженов, Ю.К. Экономика торгового предприятия: учебник для ву¬зов/ Ю.К. Баженов - Москва: Экономика, 2014. - 238 с.
10. Бондарь, Н.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / Н.Н. Бондарь. - Кемерово : МАУП, 2012. - 432 с.
11. Иванов, Г.Г. Управление торговой организацией: учебник / Г.Г. Иванов, И.С. Лебедева, Т.В. Панкина. - Москва: Инфра-М, 2013. - 368 с.
12. Иванов, Г.Г. Экономика торгового предприятия: учебник / Г.Г. Иванов. -Москва: Академия, 2010 - 320 с.
13. Ерохина, Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. - Москва: КНОРУС, 2009.-304с.
14. Лысенко, Ю.В. Экономика предприятия торговли и общественного питания: учеб. пособие / Ю.В. Лысенко, М.В. Лысенко - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 416 с.
15. Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / С.М. Пястолов. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия,2011. - 384 с.
16. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): учебник / К.А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 1012 с.
17. Смирнова А.М. Оборот розничной торговли и товарные ресурсы торгового предприятия: сущность, методика анализа и оценка эффективности использования: конспект лекций/А.М. Смирнова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2007. - 44с.
18. Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: учеб. пособие для вузов./ В.А.Чернов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- 68 с.
19. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник / под ред. А. Н. Соломатина. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 560 с.
20. Экономика отрасли: торговля и общественное питания: учеб. пособие/ Е.А. Карпенко [ и др.] - Москва: Альфа-М, 2008. - 224с.
21. Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 608 с.
22. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник / Л.И. Ерохина [и др.]. Москва : КНОРУС, 2012. - 298 с.
23. Экономика предприятия торговли и общественного питания: учеб. пособие / под ред. Т И. Николаевой, Н. Р. Егоровой. РУС, 2008.-400с.