Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МОДЕЛЕЙ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПАНДЕМИИ

Работа №179574

Тип работы

Диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы185
Год сдачи2020
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 13
1.1. Исследование факторов экономической неопределенности на
современном этапе и оценка их влияния на малый бизнес 13
1.2. Исследование зарубежного опыта антикризисного поведения малого
бизнеса 41
1.3. Сравнительный анализ методов диагностики предкризисного и
кризисного состояний малого бизнеса 58
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ 69
2.1. Развитие системного подхода к переключению бизнес-моделей малого
бизнеса в период пандемии 69
2.2. Матричный подход к диагностике состояния малого бизнеса с целью
обоснования потребности в антикризисном управлении 81
2.3. Сценарные технологии реализации антикризисного управления в
малом бизнесе в условиях последствий пандемии 98
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПАНДЕМИИ КАК ШОКОВОГО И ПОВТОРНО-ШОКОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАЛЫЙ БИЗНЕС 112
3.1. Улучшение делового климата и индикаторов государственных
программ как обеспечение антикризисности внешней среды малого бизнеса 112
3.2. Имплементация цифровых и когнитивных технологий в модели
антикризисного управления 125
3.3. Индивидуализация подходов к формированию системно -
динамического сценария обеспечения выживания и развития малого бизнеса 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 163
ПРИЛОЖЕНИЕ 189


Актуальность темы исследования
Малый бизнес является одним из важных сегментов развития экономики любого государства, однако именно он подвержен наиболее сильному воздействию со стороны факторов внешней среды под влиянием нестабильных экономических ситуаций текущего времени
(взаимозависимость всех секторов экономики, геополитические противоречия, рост цен на используемые материалы и ресурсы, необходимость технологических изменений в товаре или технологии производства, рыночная ценовая и неценовая конкуренция, потребность в текущем и долгосрочном финансировании и т.д.) и уязвим перед непрогнозируемыми событиями не только в экономике, но и практических во всех сферах жизнедеятельности, как это наиболее драматично проявилось в текущей ситуации распространения пандемии. Несмотря на глобальные усилия по борьбе с вирусом, он продолжает массово распространяться, что расширило его восприятие от медицинского кризиса до бизнес-кризиса.
Кризисы характерны для всех стадий развития организаций и могут активизироваться в сложных и неопределенных ситуациях, однако нарастание проблем, вплоть до преждевременного закрытия малого бизнеса, подтвердили отсутствие адекватных стратегий антикризисного управления, ведь, как правило, малые предприятия сильно зависят от своих покупателей, поставщиков, сотрудников в единой цепочке создания новой стоимости - поэтому в условиях временной приостановки бизнес-процессов, включая сбои в логистике, малый бизнес сталкивается со значительными локальными кризисами.
Влияние экономической неопределенности на малый бизнес более существенно, чем на корпоративный бизнес. Обоснованием этого утверждения служит тот факт, что деятельность малого бизнеса ориентирована на оперативное реагирование на рыночные факторы, что, с одной стороны, приводит к большей чувствительности к тенденциям рынка, но, с другой стороны, формирует долгосрочные угрозы бизнесу, не обладающему защитным потенциалом от быстрых изменений, приводящих к его гибели.
Одновременно с этим, малый бизнес вынужден также адаптироваться под условия развития цифровой среды бизнеса, осуществляя цифровую трансформацию, ведь успешные решения отдельных компаний позволили определить цифровые преобразования как ключевой тренд современности. Но эффекты реализации цифровых решений оказывают не только положительное влияние на развитие многих сторон деятельности общества, но могут и приводить к угрозам выживанию и развитию различных бизнесов, пытающихся монетизировать цифровые преимущества. Цифровые решения могут оказаться губительными для малых предприятий в силу воздействия новых, неучтенных факторов. Поэтому существенно важно установить влияние цифровых преобразований на условия ведения бизнеса, и дать оценку возможности возникновения кризисной ситуации в деятельности малых предприятий из-за трансформационных преобразований с учетом угроз внешней среды.
В связи с этим существует объективная необходимость в формировании и совершенствования методов и механизмов антикризисного управления малым бизнесом, включая противодействие кризисным явлениям и оценку результативности их применения на разных стадиях развития организаций, включая объективную необходимость реализации цифровых решений в современном бизнесе, с учетом актуальности решения задач выживаемости в условиях преодоления экономических последствий пандемии.
Степень разработанности проблемы
Исследованию экономических кризисов, неопределенности и рисков и разработке методов противодействия посвящены множество работ отечественных и зарубежных авторов, среди которых: фундаментальные труды К. Маркса, Дж.А. Гобсона, Дж.М. Кейнса, Ф.А. Хайека, Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, Х. Мински, Дж. Акерлофа, Ф.Х. Найта, С.Ю. Глазьева, Г.Б. Клейнера, В.А, Мау. Я.И. Кузьминова, А.В. Бузгалина, Р.С. Гринберга, Е.М. Бухвальда и др., посвященные исследованию механизмов развития кризисов в мировой экономике.
Среди ученых, исследующих антикризисное управление в малом бизнесе, включая противодействие кризисам, решение задач недостатка финансирования, учет факторов институциональной среды, следует выделить: А.З. Бобылева, А.В. Лукьянова, О.А. Львова, Т. Беляева, А.А. Бжассо, О.А. Котлярова, О.Ю. Патласов, О.В. Сергиенко, Г. Широкова, Е. Гаффорова, С. Кругликов, А. Д'Амато, К. Бурлетидис, В. Вермоесен, А. Звикарамба, М. Делофф, Ю. Лаверен, Й. Триантафиллопулос, С. Морриш, Р. Джонс, Ф. Эггерс, С. Краус, С. Петцольд, В. Барбат, Ф. Понц, Р. Полл, Н. Капицинис, М. Коулинг, М. Корацца, С. Финари и Р. Гуццо, Р. Вестерлинд, Ш. Торстенсонн, М. Мейтуа, А. Диас, Е. Мануэль, Т. Моццаролл, Л. Лекмат, С. Коста, Л. Лауреано, Р. Лауреано, М. Лоулесс, П. Проенца, В. Симон-Мойя, Л. Ревельто-Табоада и Д. Рибейро-Сориано, Х. Ле Нгуен, С. Кок, С. Зубайр, Р. Кабир, К. Хуанг, Дж. Челлия, М. Коулинг, В. Лью и Н. Чанг, Дж. Варго, Ю. Севилья, Н. Ямори. Также следует заметить, что в англоязычной литературе используется понятие «кризисный менеджмент», и именно как изучение управления организацией, находящейся в кризисе разного типа, рассматривается в работах M. Альпаслан, Л. Дольц, Х. Этермаэ, С. Жакстиенс, М. Иборра, С. Сахин, С. Улубейли, А. Казаза, М. Макусова, Б. Мариц, В. Медакович, Р. Мейсте, K. Пирсон, А. Митрофф, В. Сафьон, В. Васичкова.
Развитие в иностранной литературе получили исследование по оценке влияния пандемии на малый бизнес (Н. Донту, Густавсон, Д. Гердеман, С. Зенкер, Дж. Карневейл, И. Хатак, Ф. Кок, Б. Ларсон, М. Рапаччини, Т. Риттер, К. Педерсен, П. Сассер, Т. Тайсон, А.Тарки, Х. Хи, Л. Харрис, Дж. Щет, Ф. Эггерс и др., среди российских ученых, исследующих вопросы состояния бизнеса в кризисный период и период панждемии (О. Агеева, В.В. Громов, Н.А, Жданкин, Н.С. Милоголов, А.Д. Левашенко, А.А. Коваль, С.П. Земцов, Ю.В. Царева, Г.Н. Франовская Г.Н., А.Ю. Долматович и др.), а также оценивающих последствия всеобщей цифровизации на развитие антикризисного управления (рассматривается в трудах Н.В. Алтуфьевой, Е.П. Кочеткова, А.Н. Ряховской, С.Е. Кован и др.).
Однако, несмотря на большое количество теоретических и практических исследований, проведенных российскими и зарубежными учеными, проблема разработки эффективных технологий и моделей антикризисного управления по-прежнему остается одной из самых существенных в силу появления факторов неопределенности нового качества и влияния на деятельность организаций, включая синтез технологических, геополитических, экономических, социальных и др. составляющих элементов внешней среды, что подтверждает актуальность работы и определяет ее цель и задачи.
В качестве теоретической базы данного исследования автор опирался на труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, антикризисного управления, планирования и прогнозирования, конкурентного анализа, диагностики состояния экономических систем, теории жизненного цикла организации.
В качестве методологической основы исследования использованы фундаментальные концепции, представленные в трудах классиков экономической теории и публикациях современных ученых по проблемам антикризисного управления. Разработка моделей и системно-динамических технологий антикризисного управления осуществляется с приоритетом системного, причинно-следственного, процессного сценарного подходов, формализации, методов статистического и экономического анализа, моделирования, экспертных оценок, методов диагностики банкротства, прогнозирования и др.
Информационная и статистическая база исследования. В работе использованы статистические и аналитические данные Росстат, Всемирного банка, Международного валютного фонда (обновляемый c учетом инициатив 193 стран раздел официального сайта, посвященный мерам государственной поддержки бизнеса), ОЭСР, РБК, Центра анализа и развития малого и среднего бизнеса Московского кредитного банка, Аналитического центра НАФИ, Росконгресса, PwC и др.
Цель диссертационного исследования - развитие методологического инструментария антикризисного управления организациями,
функционирующими в нестабильных экономических условиях внешней среды, на различных стадиях развития и на основе использования системно-динамических технологий.
Указанная цель диктует следующие задачи:
- систематизировать факторы экономической неопределенности в функционировании малого бизнеса и выявить роль антикризисного управления в повышении стабильности экономических результатов их деятельности;
- проанализировать зарубежный опыт антикризисного управления в повышении стабильности экономических результатов малого бизнеса;
- предложить системную концепцию антикризисного управления малым бизнесом в нестабильной экономической ситуации;
- разработать матричный подход к диагностике состояния малого бизнеса с целью обоснования потребности в антикризисном управлении;
- обосновать применение сценарных технологий реализации антикризисного управления в малом бизнесе в условиях последствий пандемии;
- разработать индикаторы оценки результативности государственных программ как обеспечение антикризисности внешней среды малого бизнеса;
- предложить параметры формирования системно-динамического сценария обеспечения выживания и развития малого бизнеса, включая внедрение цифровых решений в деятельности.
Объектом исследования являются организации различных форм собственности и видов экономической деятельности, функционирующие в условиях давления факторов экономической неопределенности.
Предметом исследования является организационно-управленческие и экономические отношения, возникающие при реализации процедур и моделей антикризисного управления и адаптации организаций к флуктуациям внешней среды.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии методологического инструментария антикризисного управления малым бизнесом, позволяющего интегрировать системный подход к процессам антикризисного управления малым бизнесом, включая
использование матричного подхода к диагностике состояния малого бизнеса с целью обоснования сценария антикризисного управления малым бизнесом в условиях последствий пандемии как шокового и повторно-шокового воздействия, а также необходимости реализации цифровых трансформаций .
Положения, выносимые на защиту:
- определены факторы-угрозы малому бизнесу в условиях последствия пандемии, выбор которых отличается комплексным видением внешней среды малого бизнеса, а не только учетом проявлений пандемического характера, позволяющим установить синергетические последствия динамики внешней экономической среды (включая собственно пандемические факторы, факторы государственного регулирования и поддержки, факторы нестабильности самого малого бизнеса, факторы внедрения новых бизнес моделей, факторы цифровой трансформации, факторы изменения моделей потребления и др.);
- установлено, что диагностика, особенно в рамках цифровой трансформации малого бизнеса, потенциально может давать ошибочные результаты из-за искажений в финансовой отчетности, прежде всего, в части затрат на привлечение и удержание одного клиента, что подтверждает вывод о недостаточности приемов финансовой диагностики для определения предкризисного состояния малого бизнеса и требует дополнения качественными индикаторами внешней среды;
- развито использование системного подхода в антикризисном управлении малым бизнесом, отличающееся введением в системную модель «переключателя бизнес-моделей» в кризисных сценариях, что обеспечивает единство рассмотрения малого предпринимательства в совокупности с внешней средой и принципиально отличает данный подход от положений классического антикризисного менеджмента, не учитывающего особенности небольших предприятий;
- адаптирован матричный подход, основанный на выделении кризисных свойств бизнес моделей малых предприятий (дивергентных; устойчивых; адаптивных; временно ограниченных; внешне поддерживаемые; истинное банкротство) и формировании четырех базовых сценариев путем построения сценарного креста в разрезе учета двух неопределенностей: 1) как долго продлится пандемия? 2) будут ли институционализированы изменения в моделях бизнеса и поведении государств?, что обеспечивает выбор действий предпринимателя в рамках антикризисного воздействия.
- обоснована индивидуализация сценариев антикризисного управления, включающая учет неоднородности бизнеса (в том числе и качества управления), выделяющая три типа малых предприятий: а) с низкой долговой нагрузкой и сохранением спроса; б) бизнеса со стабильным спросом, но трудностями обслуживания накопленных долгов; в) бизнеса с сокращением спроса и позволяющая скорректировать противоречивость государственного и рыночного подходов к регулированию кризисов.
Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методических подходов к антикризисному управлению малым бизнесом в условиях преодоления последствий шокового воздействия непрогнозируемых ситуаций, включая пандемию.
Практическая значимость работы определена применением разработанных подходов к антикризисному управлению малым бизнесом с целью повышению его адаптации и выживаемости в период пандемии и в период преодоления ее последствий. Полученные самостоятельные научные результаты обобщают, конкретизируют и дополняют положения антикризисного управления в части разработки технологий и моделей антикризисного управления, направленных на вывод предприятия малого бизнеса из кризисной ситуации или поддержание устойчивого состояния в условиях проявлений экономической неопределенности. Предложенные методические положения и рекомендации по антикризисному управлению малым бизнесом могут служить эффективным инструментарием для подготовки и реализации обоснованных управленческих решений, а также использоваться в качестве методических рекомендаций отраслевыми министерствами и объединениями предпринимателей. Материалы диссертации могут быть использованы при преподавании таких дисциплин, как «Менеджмент», «Антикризисный менеджмент», «Управление малым бизнесом», «Управление рисками и др.
Апробация результатов исследования Основополагающие выводы автора объединены в докладах на международных научно-практических конференциях: «Управление инновационными и
инвестиционными процессами и изменениями в условиях
цифровой экономики» (Санкт-Петербургский государственный
экономически университет, 2020 г.), «Цифровая экономика: создание
информационного общества, формирование и усиление роли России на мировой арене» (Институт проблем рынка РАН, 2020 г.).
По теме диссертационного исследования опубликованы научные работы общим объемом 5,6 печатных листов, в том числе 2 статьи (главы в научных монографиях) в изданиях, индексированных в базах данных Scopus/Web of Science, и 4 статьи в ведущих рецензируемых научных журналах из перечня ВАК. Структура диссертационной работы сформирована в соответствии с поставленными задачами.
Диссертация включает: введение, три главы основной части, заключение, список использованных источников, приложение. Основной текст диссертационной работы изложен на 185 страницах, включает в себя 8 таблиц и 24 рисунка. Список использованных источников содержит 235 наименований.
Список публикаций автора
Статьи в журналах и других изданиях, индексированных в международных базах данных:
Tikhonova М., Sarkisyan Zh. Managing for the Future: Crisis Management under Post-Industrial Modernization (Chapter 3). In: Post-Industrial Society: The Choice between Innovation and Tradition. Palgrave Macmillan, 2021. DOI: 10.1007/978-3-030-59739-9_3.
Tikhonova М., Sarkisyan Zh. Individualization of Approaches in Scenarios of Survival and Development for Companies in the Digital Environment (Chapter 8). In: Technology and Business Strategy: Digital Uncertainty and Digital Solutions. Palgrave Macmillan, 2021. DOI: 10.1007/978-3-030-63973-0_8.
Статьи в журналах, входящих в перечень ВАК:
Тихонова М.А. Антикризисный выбор малого бизнеса / М.А. Тихонова // Сегодня и завтра российской экономики. - 2020. - № 99-100. - 0,7 п.л.
Тихонова М.А. Использование матричного подхода в антикризисном управлении малым бизнесом в период пандемии / М.А. Тихонова // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. - 2020. - № 4. - 0,7 п.л.
Тихонова М.А. Антикризисные сценарные технологии управления малым бизнесом в период пандемии / Ж.М. Саркисян, М.А. Тихонова // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. - 2020. - № 5. - 0,6 п.л.
Тихонова М.А. Влияние факторов экономической неопределенности на функционирование малого бизнеса / Ж.М. Саркисян, М.А. Тихонова // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. - 2020. - № 6. - 1,2 п.л.
Статьи в иных изданиях:
Тихонова М.А., Саркисян Ж.М. Антикризисные сценарии адаптации бизнеса к условиям цифровой экономики / Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях
цифровой экономики: Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции «Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях
цифровой экономики», г. Санкт-Петербург, 27-28.10.2020 г. СПб.: СПбГЭУ, 2020.
Тихонова М.А., Саркисян Ж.М. Реактивный поход к антикризисному управлению компаниями на этапе цифровой трансформации / Цифровая экономика: создание информационного общества, формирование и усиление роли России на мировой арене: Сборник материалов МНПК. М.: ИПР РАН, 2020.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный мир переживает кризис огромных масштабов, к которому он не был готов, и, даже по прошествии почти года, нет предложений эффективных стратегий восстановления (преодоления) локальных, отдельных кризисов, вызванных пандемией, что подтверждает вывод о том, что следует рассматривать именно неопределенность, а не риски при исследовании кризисного поведения малого бизнеса.
Доля МСП наиболее высока как раз в тех отраслях экономики, которые в целом столкнулись с более серьезными экономическими проблемами в текущих условиях (фактически, это примерно 40% от общего количества рабочих мест в государствах ОЭСР, причем в среднем 75% из них относятся на долю малых и средних предприятий) - это автомобилестроение, строительство, оптовая и розничная торговля, авиаперевозки, гостиничный бизнес, общественное питание, недвижимость и потребительские услуги. При этом пандемия позволила существенно изменить бизнес-процессы в малом бизнесе. Так, произошел рост электронной электронной коммерции - с января по апрель 2020 года объем этого рынка увеличился на 27% (для сравнения, рост за весь 2019 год составил 16%).
Особенностью современной ситуации стало то, что государства и местные органы власти (и, конечно, системы здравоохранения) столкнулись с пандемическим кризисом недостаточно подготовленными, зачастую не имея ресурсов и времени на подготовку. Трудно найти учреждения или организации, которые не пострадали бы во время пандемии. В целом предложенный в России антикризисный пакет, как и в других странах мира, включал разнообразные меры налогового стимулирования, финансовые меры поддержки, меры по снижению административной нагрузки, государственные закупки. В целом, как показал анализ публикаций, финансовая составляющая деятельности малых предприятий в момент кризиса показывает, что они в большей степени зависят от финансирования, чем от собственной эффективности деятельности, что позволяет сделать вывод о том, что государственные программы поддержки малого бизнеса, обеспечивающие занятость его работников становятся наиболее существенным элементом кризисного менеджмента.
При этом, как следует из классического определения кризиса, для большинства малых предприятий, пандемический кризис как ограничил многие возможности для малого бизнеса, так и создал (и создает новые). Наиболее сложной проблемой оказались цепочки поставок. Как правило, малые предприятия сильно зависят от своих покупателей, поставщиков, сотрудников в единой цепочке создания новой стоимости. Изменения в любом месте цепочки создания стоимости практически мгновенно влияют с небольшими вариациями почти на каждого участника.
Анализ примеров взаимосвязанности показателей внешней среды и угроз малому бизнесу демонстрирует, что для адаптации моделей антикризисного поведения необходимо формировать целостное видение ситуации, а не отдельные частные решения. В целом, для преодоления неопределенности нет возможности сделать единственный оптимальный выбор, и многовариантность стратегий с возможностью наименее затратного переключения становится необходимостью - это и обосновывает актуальность настоящего исследования.
Проведенное исследование позволило выделить совокупность неопределенностей, влияющих на малый бизнес в текущей пандемии (доступность ресурсов (включая антиглобалистические настроения и действия); краткосрочные потребности и сроки (включая неопределенность завершения пандемии или установления новой реальности); накопленный опыт (или его отсутствие при формировании новой реальности); модели конкуренции (включая доминирование технологических лидеров); связь и цифровизация (качество связи и переход цифровой среде), а также группы факторов, создающих эти неопределенности для малого бизнеса:
- пандемические факторы;
- факторы шокового изменения цен на нефть;
- адресное государственное регулирование и поддержка;
- цифровая трансформация, включая экосистемное поглощение;
- изменение моделей потребления товаров и услуг, создаваемых малым бизнесом.
Антикризисное управление, с учетом исследования представлений о нем российских и зарубежных исследователей и их понимании кризисного менеджмента, рассматривается в работе как стратегический процесс, меняющий деятельность малого бизнеса на основе диагностики потенциальных проблем и учитывающий особенности институционального окружения до кризиса, во время кризиса и по завершении кризиса.
Важным выводом исследования является то, что кризис подразумевает двойное понимание: это может быть глобальный кризис, который затрагивает все стороны экономического развития, и это может быть частный локальный кризис, который касается конкретной организации. Если для крупных компаний эти разных значения могут рассматриваться самостоятельно, то для малого бизнеса достаточно часто совпадают: общий кризис и локальный кризис, и далее мы рассматриваем те проявления общего кризиса, который создал (или может создать) проблемы для малого бизнеса.
Учитывая анализ факторов, влияющих на малый бизнес, определение антикризисного управления для малого бизнеса должно быть дополнено указанием на внешнюю среду, так как малый бизнес, не имеет возможности сформировать собственный антикризисный потенциал, потенциал устойчивости и во многом зависит от окружающей среды.
Опрос 156 малых предприятий, проведенный в исследовании, показал, что сектор малых предприятий не оказался однородным по восприятию кризиса, и имеются малые предприятия, которые прекратили свою деятельность, имеются малые предприятия, нашедшие различные способы стратегического удержания устойчивости, и имеются малые предприятии в рамках кризиса, начавшие радикальную трансформацию своей деятельности.
В диссертации доказано, что управление малым бизнесом в период кризиса возможно только на основе диагностики потенциальных проблем. Чем точнее будет диагностика, тем выше шансы того, что предприниматель от фиксации убытков сможет перейти к активным действиям. Оценка финансового состояния компании, основанная на сложившихся пропорциях бухгалтерского баланса, не может отразить все особенности роста компании. В этом случае целесообразно использовать гибридную модель, или дополнять диагностику нефинансовыми факторами. Опираясь на это вывод, утверждаем, что гибридная модель будет востребована на стадии кризиса, когда требуется более оперативное принятие решения. Нет необходимости использовать гибридную модель в докризисном состоянии, так как в силу противоречивости она может заставить отказаться от предпринимательской стратегии и тем самым ухудшить будущие результаты. На стадии восстановления гибридная модель будет также показывать худшие результаты, так ее базис будет включать «плохие периоды», и. следовательно, она может нивелировать прогресс.
В диссертации обосновано использование системного подхода к процессам переключения бизнес-моделей в малом бизнесе, поскольку ранее этот подход не был востребована до пандемии. В связи с этим сделан вывод, что изучение стратегических сдвигов, произведенных малым бизнесов в различных сегментах экономики является новым важным этапом развития системного подхода. В контексте текущих изменений в экономике апробация идеи замены частичной ликвидации активов или полной ликвидации организации переключением на новую бизнес-модель несет огромный потенциал в будущем. Именно отказ от физической ресурсной стратегии позволяет изменить бизнес-модели в условиях кризиса, чтобы преодолеть трудности, пусть и временные, а также осуществить траекторию входа в процессы цифровизации как глобального тренда развития современного бизнеса.
Системная модель, оперирующая с бизнес-моделями как новыми элементами системы и учитывающая возможность переключения именно между ними, а не ресурсами, может служить инструментом поддержки принятия решений для менеджеров и предпринимателей, имеющих дело с текущим кризисом и как средство объяснения кризисной динамики. Использование такого решения, ориентированного на бизнес модели - обеспечивает новые возможности матричного и сценарного анализа.
В диссертации предложено адаптировать матричный подход к выделению состояний кризиса для малого бизнеса по свойствам их бизнес- моделей: дивергентные к кризису; устойчивые к кризисным явлениям; адаптивные; временно ограниченные; внешне поддерживаемые; истинное банкротство. В качестве методического решения предложено построение сценарного креста в разрезе учета двух неопределенностей: 1) как долго продлится пандемия? (быстро, в пределах ожидаемого выхода или весьма продолжительно с сезонными вспышками), 2) будут ли институционализированы изменения в моделях бизнеса и поведении государств? (все вернется к прежним условиям или многие изменения станут привычным образом жизни). Разработаны 4 (и пятый дополнительный) сценария возможного представления пандемического кризиса , включая выбор действий предпринимателя в рамках антикризисного управления малым бизнесом. Такой набор сценариев является понятным инструментом для малого бизнеса, позволяющим найти выход из кризиса и успешно вести взаимодействие.
Формирование сценариев и соответствующих стратегий имеет целью обновить бизнес в долгосрочной перспективе после кризиса при сохранении контроля за текущей ситуацией, учитывая требования быстрого
реагирования. В целом, практическую ценность будет иметь те сценарии, которые соответствуют потенциалу стратегий, наложенных на результаты диагностике в принятия управленческих решений в антикризисном управлении малым бизнесом и представленных в разработанных сценариях.
Необходимость проведения быстрой цифровой трансформации быстро (в течение нескольких недель или даже дней) стала первостепенной задачей во время пандемии из-за разрушительных изменений в контакте с потребителями. Поэтому до начала трансформации следует точно диагностировать проблемы, которым подвержен конкретный малый бизнес и оценить вопрос о применимости цифровых технологий - справится ли цифровая трансформация с установленными проблемами. Анализ
внедренных проектов цифровизации показывает, что цифровые решения в настоящее время неразрывно связаны с когнитивными инструментами, с приемами когнитивного менеджмента - поэтому когнитивные аспекты обязательно должны быть учтены в технологиях антикризисного управления.
Цифровая трансформация содержит угрозу усиления кризисных факторов при преобразовании бизнес-моделей, что более присуще давно функционирующему бизнесу. Но, разрушительное влияние кризиса требует использования цифровых возможностей для выживания, меняя подход к внедрению цифровых инноваций. Переход к цифровым технологиям является сложной задачей для малых предприятий, которые не были отнесены к категории в течении пандемии.
В диссертации разработана стандартизированная процедура принятия решения о цифровизации, а также определены задачи, которые необходимо решить малому бизнесу при выборе сценария цифровизации как минимально необходимой последовательности действий, каждый элемент которой необходим для реализации цифрового перехода. Представленный перечень задач, требует применения технологий управления проектами, и для малого предприятия интервал времени не должен превышать 30 дней, а при наличии доступных платформ не более 2 недель. Для преодоления кризисных проблем рекомендовано использовать три сценария:
- сценарий быстрого перехода к цифровой бизнес модели;
- цифровая организация продаж (без реформирования основной бизнес модели);
- цифровые партнеры для выхода на рынок (аутсорсинговый подход).
Для целей оценки угроз в диссертации предлагается рассматривать три типа компаний: 1) индустриальные, 2) трансформируемые и 3) вновь созданные, с учетом их чувствительности к использованию цифровых решений. Это может стать как возможностью их развития, так и существенной проблемой на очередном этапе жизненного цикла предприятия малого бизнеса, что отражается в 8 разработанных сценариях. Следовательно, необходимо обеспечивать готовность компании к кризису на уровне стратегических решений. Для цифровой среды кризисное управление пока не позволит предотвратить кризис, но компании могут им воспользоваться более эффективно с минимальными потерями.
В целом, подтвержден вывод о том, что согласно принятому в исследовании системно-динамическому подходу, как минимум существует три группы аргументов, обосновывающих отход от наработанных методов кризисного управления в пользу индивидуализации сценариев: неоднородность бизнеса, недостоверность финансовой диагностики бизнеса выбравшего цифровой выход из кризиса, а также противоречивость государственного и рыночного регулирования кризисов. Антикризисное управление должно отказаться от универсальных моделей и более широко внедрять индивидуализацию, иначе это приведет к двум типам проблем: либо недостоверной оценке чувствительности к различным угрозам; либо недостоверной оценке конкурентов в цифровой среде. Задача постоянного мониторинга угроз деятельности малого бизнеса есть основное условие их выживания и обеспечения будущего, в том числе и цифрового прогресса.



1. Акерлоф Дж., Шиллер Р. Spiritus Animalis: или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма. М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010. 273 с
2. Алтуфьева Н.В. Влияние цифровизации на развитие малых предприятий // Инновации в менеджменте, 2020, №23, с. 4-9.
3. Антикризисное управление: теория и практика / Под ред. А.Н. Ряховской, С.Е. Кована. М.: КНОРУС, 2018. 378 с.
4. Баринова В.А., Земцов С. П., Царева Ю. В. Улучшение делового климата для МСП как ответ на текущий кризис и пандемию коронавируса // Экономическое развитие России, 2020, том 27, № 7, с. 54-65.
5. Баринова В., Завьялов Д., Земцов С., Мисихина С., Симачев Ю., Федюнина А. Малое и среднее предпринимательство: кризисная динамика и меры поддержки. В кн.: Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России / Под науч. редакцией: В. Мау, Г. Идрисов, Я. Кузьминов и др. М.: 2020. 744 с. - с. 311-336.
6. Бжассо А.А., Котлярова О.А. Диагностика риска банкротства как основа экономической безопасности предприятия в современных условиях //Экономика и бизнес. Теория и практика, 2020, том 2-1(60), с. 153-156. DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10108.
7. Бобылева А.З., Львова О.А. Финансово-экономический инструментарий выявления признаков объективного банкротства // Актуальные проблемы экономики и права, 2020, том 14, № 1, с. 22-39.
8. Брылина И.В. Когнитивные технологии и их роль в реализации идеи «нового горизонта» // Идеи и Идеалы, 2018, № 4(38), том 2, с. 181-192.
9. Бутенко Д.В., Бутенко Л.Н. Когнитивная концептуальная модель финансово-экономической устойчивости предприятия // Программные продукты и системы, 2015, №3 (111), с. 157-160.
10. Бухвальд Е.М. Переживет ли малый бизнес россии шок 2020 года? // Экономика, предпринимательство и право, 2020, том 10, №5, с. 1319-1336. DOI: 10.18334/epp.10.5.110134.
11. Бухвальд Е.М., Виленский А.В., Лылова О.В. Поиск новизны в
приоритетном национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы 2024 г.» // Вестник Владимирского Государственного Университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки, 2019, №1(19), с. 109-120.
12. Водопьянова Д.В., Уродовских В.Н. Аналитический обзор методов прогнозирования вероятности банкротства предприятий // Концепт, 2015, №11, ART 15386.
13. Габитова Ф.Г., Хватова Т.Ю. Цифровой двойник как основа инновационного развития малых и средних предприятий автомобильной промышленности на примере Германии и России // Бизнес. Образование. Право, 2020, август № 3 (52), с. 132-138.
14. Громов В.В., Милоголов Н.С. Рекомендации по дополнению мер поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии в части снижения налоговой нагрузки на труд (по уплате страховых взносов) // Экономические развитие России 2020, том 27, №5, с. 83-89.
15. Демидова Е.О. сценарии развития бизнеса против неопределенности среды разработка стратегических сценариев развития для формирования бизнес-стратегий // Российское предпринимательство, 2011, №3, с. 39 - 43.
...235


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ