Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка комплекса мероприятий по антикризисному управлению субъектов малого предпринимательства (на примере ООО «Тольятти на Запчасти»)

Работа №108724

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы134
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1Концептуальные вопросы разработки мероприятий по антикризисному
управлению для субъектов малого предпринимательства
1.1Концепция антикризисного управления в рамках управления субъектами
малого предпринимательства
1.2Методические аспекты антикризисного управления для субъектов
малого предпринимательства
1.3Этапы разработки комплекса мероприятий по антикризисному
управлению субъектов малого предпринимательства
2Анализ деятельности субъектов малого предпринимательства
2.1Организационно-экономическая характеристика ООО
«ТольяттиСнабЗапчасти», ООО «ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» и ООО «ПКЦ «СИТЕК»
2.2Анализ финансового состояния компаний
2.3Оценка эффективности управления ООО «ТольяттиСнабЗапчасти», ООО
«ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» и ООО «ПКЦ «СИТЕК»
3Разработка комплекса мероприятий по антикризисному управлению
субъектов малого предпринимательства
3.1Предлагаемая модель антикризисных мероприятий актуальных для
субъектов малого предпринимательства
3.2Экономическая оценка комплекса мероприятий по антикризисному
управлению субъектов малого предпринимательства
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А - Отчетность ООО «ТольяттиСнабЗапчасти», ООО «ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» и ООО «ПКЦ «СИТЕК»
Приложение Б - Структура и динамика имущества ООО «ТольяттиСнабЗапчасти»
Приложение В - Структура и динамика имущества ООО «ПКЦ «СИТЕК»

Особую актуальность тема исследования «Разработка комплекса мероприятий по антикризисному управлению субъектов малого предпринимательства» приобретает в настоящее время.
К перманентному экономическому кризису, проблемам санкций, сокращению производства отечественной техники и запасных частей добавились проблемы, связанные с падением объемов производства и продаж на предприятиях малого бизнеса из-за пандемии.
Для многих предприятий малого и среднего бизнеса на долгое время утеряны рынки сбыта продукции, работ, услуг. Разрывы кооперационных, производственных и сбытовых цепочек привели к потере поставщиков производственных ресурсов: сырья, материалов, комплектующих,
оборудования и пр.
Остро встала проблема импортозамещения по тем запасным частям, которые могут быть произведены по аналогии, требующая незапланированных затрат времени и средств на освоение производства импортозамещающей продукции, что для малого и среднего бизнеса в сложившихся экономических условиях практически невозможно. Вынужденная сложившимися обстоятельствами остановка деятельности многих малых и средних предприятий приводит к разрывам как предпринимательских сетей, так и локальных цепочек создания стоимости.
В последние годы малый бизнес был поставлен в тяжелейшие условия выживания, практически каждое российское предприятие в той или иной мере испытало влияние рисков, связанных с санкциями, падением спроса и пандемией.
Общеизвестно, что в условиях нестабильной экономики на первом место выходит адаптация и построение финансово устойчивой, инвестиционно - привлекательной и конкурентоспособной модели системы хозяйствования малого предприятия, что предъявляет высокие требования к антикризисному 3
управлению такими компаниями.
Основой выработки и принятия мер антикризисного характера для малого бизнеса является анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и постоянный мониторинг вероятности банкротства, поскольку для обоснования решений необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов.
В теории и практике антикризисного управления присутствует много методик, с помощью которых можно определить вероятность кризиса, однако некоторые модели, заимствованные из западной литературы не всегда приемлемы для малого бизнеса, другие излишне громоздки, имеют в составе набор показателей, которых малое предприятие априори не может иметь (например, акционерный капитал).
В результате расчеты по данным моделям, не адаптированные под нужды малого бизнеса, не дают реальной картины кризиса, а также не позволяют оценить причины нефинансового характера, т.е. те показатели и факторы, которые максимально быстро позволят сформулировать программу выхода из кризиса.
В сложившейся для российских малых предприятий экономической кризисной ситуации, логично сделать акцент на внутриэкономических и внутриорганизационных рисках, которые чаще всего приводят к кризисным ситуациям, для чего следует изучить проблему с практической и теоретической стороны.
Значительный вклад в исследование проблемы разработки теоретических и методологических основ антикризисного управления внесли такие отечественные и зарубежные ученые как: Ю.В. Адаев, М.И. Баканов, И.Т. Балабанов, А.Н. Гаврилова, Э. Альтман, Р. Лис, Г. Спрингейт, Р. Таффлер, Д. Фулмер.
Использование трудов вышеперечисленных авторов позволит наиболее полно адаптировать методический инструментарий под нужды малого бизнеса РФ.
Цель магистерского исследования состоит в теоретическом исследовании методов антикризисного управления, практической оценке экономических показателей деятельности предприятий малого бизнеса, и разработка комплекса мероприятий по антикризисному управлению (на примере ООО «ТольяттиСнабЗапчасти»).
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
-рассмотреть концепцию антикризисного управления в рамках управления субъектами малого предпринимательства;
-исследовать методические аспекты антикризисного управления для субъектов малого предпринимательства;
-определить этапы разработки комплекса мероприятий по антикризисному управлению субъектов малого предпринимательства;
-представить организационно-экономическую характеристику ООО «ТольяттиСнабЗапчасти», ООО «ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» и ООО «ПКЦ «СИТЕК»;
-провести анализ финансового состояния исследуемых компаний;
-оценить эффективность управления ООО «ТольяттиСнабЗапчасти», ООО «ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» и ООО «ПКЦ «СИТЕК»;
-разработать комплекс мероприятий и предложить модель актуальную для субъектов малого предпринимательства;
-представить экономическую оценку комплекса мероприятий по антикризисному управлению субъектов малого предпринимательства.
Предметом исследования является область управленческой деятельности, связанная с антикризисным управлением в субъектах малого предпринимательства.
Объект исследования - ООО «ТольяттиСнабЗапчасти»,
ООО «ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» и ООО «ПКЦ «СИТЕК» г. Самара.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке антикризисной модели для субъектов малого
предпринимательства на основе базисных моделей оценки вероятности банкротства с учетом внутриэкономических и внутриорганизационных факторов риска.
Полученные научные результаты, содержащие научную новизну, которые представляются на защиту, включают в себя следующее:
-проведен анализ научной литературы по антикризисному управлению и финансовому менеджменту с целью уточнения определения понятия «антикризисное управление субъектами малого предпринимательства», результаты которого предполагают авторское видение термина, предлагается данную деятельность обозначить следующим образом: антикризисное управление в субъектах малого предпринимательства есть деятельность, направленная на предотвращение кризиса в деятельности малой фирмы, основанная на предварительной диагностике внешней и внутренней среды, с целью восстановить устойчивость бизнеса и повысить его конкурентные преимущества, с помощью специальных антикризисных процедур.;
-сделан вывод, что вопрос оценки масштабов кризисного состояния субъектов малого предпринимательства является актуальным для любого типа экономики, и особую значимость он приобретает на современном этапе - в условиях пандемии, сложной макроэкономической ситуации на финансовых рынках, ограничения притока инвестиционных капиталов, экономических санкций в отношении РФ, нестабильности национальной валюты и роста вероятности финансовых проблем для малых фирм. В таких условиях руководству необходимо иметь адекватное представление о вероятности банкротства, особенно если речь идет о субъектах малого предпринимательства, для чего сформулирована модель оценки;
-разработан авторский подход к проведению оценки кризисного состояния на базе модели оценки вероятности банкротства и сравнительного анализа ближайших конкурентов по качественным показателям, который отличает не только комплексность подхода, но и наличие такого этапа, как установка методов воздействия на факторы управления, а также включение этапа нивелирования последствий кризиса;
-предложены рекомендации по результатам сравнительного анализа и модели реагирования на кризисную ситуацию для трех субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность на рынке запасных частей к спецтехнике и автомобилям, разработан комплекс мер антикризисного реагирования для ключевого предприятия ООО «ТольяттиСнабЗапчасти».
Методологическая и информационная база исследования: основой теоретико-методологических разработок стали результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых и фундаментальные положения общенаучной методологии в области антикризисного управления, а также законодательство РФ о субъектах малого предпринимательства, в частности Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, и о банкротстве Федеральный закон №127 «О несостоятельности (банкротстве)» [65; 68]
При разработке основных положений исследования использовались следующие методы: диалектический метод познания, методы экспертных оценок, статистические, абстрактно-логические и экономико-математические методы изучения, обобщения и обработки информации, обусловленной конкретными исследовательскими задачами, а также сравнительный анализ.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в углублении теоретических основ оценки вероятности 7
банкротства субъектов малого предпринимательства, разработке и реализации практических рекомендаций и предложений по возможности использования достигнутых результатов для повышения мер антикризисного характера в исследуемой коммерческой организации.
Апробация и внедрение результатов исследований.
Основные положения диссертации были положительно оценены на научно-практических конференциях. Печатная продукция. Основные положения диссертационного исследования отражены в двух работах. Общий объем публикаций составляет 0,55 п. п.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование проблематики мероприятий по антикризисному управлению субъектов малого предпринимательства, проведенное в рамках магистерской работы на примере ООО «ТольяттиСнабЗапчасти», ООО «ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» и ООО «ПКЦ «СИТЕК», относящихся к СМП Самарской области позволило выявить ряд проблем, относящихся, как к теоретической базе управления кризисными ситуациями, так и обозначить практические аспекты, актуальные для фирм такого масштаба.
Несмотря на обширные и продуктивные экономические исследования, проводимые в последнее время в области антикризисного менеджмента, в российской управленческой практике устойчиво сохраняется представление о необходимости антикризисных мер лишь в чрезвычайных ситуациях, когда угроза банкротства стала явной, что значительно затрудняет оздоровление организации. В то же время эффективное управление организацией во многом определяется предупреждением развития кризисных процессов, необходимым элементом чего является своевременная и достоверная диагностика результатов ее деятельности. В рамках исследования предлагается данную деятельность обозначить следующим образом: антикризисное управление в субъектах малого предпринимательства есть деятельность, направленная на предотвращение кризиса в деятельности малой фирмы, основанная на предварительной диагностике внешней и внутренней среды, с целью восстановить устойчивость бизнеса и повысить его конкурентные преимущества, с помощью специальных антикризисных процедур.
Основной принцип противодействия кризисным ситуациям - правильное и логичное сокращение нерелевантных затрат и переформатирование их в правильное русло, в те сферы и бизнес-направления, в которых возможно хотя бы минимальное получение дохода. Условия обеспечения положительного денежного потока, даже в минимальных масштабах - есть курс на стабилизацию.
Полный и всесторонний анализ финансового состояния и вероятности банкротства ООО «ТольяттиСнабЗапчасти», ООО «ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» и ООО «ПКЦ «СИТЕК» позволил обозначить ряд проблем данных субъектов малого предпринимательства за период 2017 -2019 гг.:
1.ООО «ТольяттиСнабЗапчасти» испытывает высокую потребность в антикризисном управлении, так как кроме высокой вероятности банкротства компания при росте товарооборота имеет высокий уровень дебиторской задолженности (что отчасти связано с продажами запасных частей в кредит сельхозпроизводителям), низкий уровень рентабельности и затоваривание на складах.
2.ООО «ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» имеет низкую ликвидность активов,
выглядит финансово неустойчивым, зависимым и
неплатежеспособным предприятием. Обязательства предприятия не покрыты его собственными средствами, а их большая часть сформирована за счет заемных средств. Однако, предприятие имеет положительную динамику деловой активности, но низкие показатели эффективности управления. Потребность в антикризисном управлении должна касаться прежде всего повышения качества капитала, снижение зависимости от кредитов.
3.ООО «ПКЦ «СИТЕК» ликвидность поддерживает только за счет
труднореализуемых активов, что является неудовлетворительным показателем, предприятие абсолютно не платежеспособно, так как ни один коэффициент не соответствует норме. Предприятие балансирует на грани банкротства. Антикризисное управление востребовано,
но касается в основном финансового аспекта.
Для всех субъектов малого предпринимательства, исследованных в работе необходимость разработки мероприятий антикризисного управления, обосновывается также следующими факторами:
-снижением рентабельности
-снижением объемов прибыли
- снижением показателей эффективности управления.
Следовательно, для субъектов малого предпринимательства ООО «ТольяттиСнабЗапчасти», ООО «ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» и ООО «ПКЦ «СИТЕК» существуют особенности кризисного состояния, однако следствием является ухудшение финансового положения фирм, сокращение источников и резервов их развития.
Решение проблемы для каждого субъекта должно быть индивидуальным, модели выхода из кризиса могут лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), тактического (снижение издержек, повышение производительности, повышение финансовой устойчивости) и управления основной деятельностью (расширение ассортимента, выход на новые рынки, совершенствование маркетинга и пр.)
В третьем разделе исследования сформированы как общие, так и специальные меры для предотвращения кризисной ситуации в СМП.
В качестве стандартных мер антикризисного управления, которые применимы для всех рассмотренных субъектов малого предпринимательства обозначены следующие:
1.Устранение неплатежеспособности. Достигается за счет сокращения внешних и внутренних обязательств, а также увеличения объема денежных ресурсов.
2.Восстановление финансовой устойчивости. Оно будет достигнуто в случае, когда уровень генерирования собственных финансовых ресурсов (положительного денежного потока) будет не меньше уровня потребления финансовых ресурсов (отрицательного денежного потока) в процессе развития.
3.Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Стратегическая финансовая стабилизация и экономический рост, направленные на увеличение рыночной стоимости СМП.
Разработана принципиальная схема антикризисного управления, а для стабилизации финансового состояния ООО «ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» и ООО «ПКЦ «СИТЕК» предложено сосредоточиться на следующих мероприятиях:
1.Изменение отношения к управлению производством.
2.Поиск возможностей кооперации с аналогичными производителями, и участвовать в совместных закупках сырья (металла) по более низким ценам.
3.Использование промышленного аутсорсинга, что позволит полностью использовать возможности оптимизации численности персонала, что для данных субъектов актуально.
4.Изменение ценовой политики и формирование продуманной политики работы с дебиторами (например, система скидок по предварительной оплате).
В принципе, вариант разработки данных мероприятий в отношении состояния ООО «ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» и ООО «ПКЦ «СИТЕК» в рамках антикризисного управления можно рассматривать как наиболее реальный ввиду солидной сырьевой и материально-технической базы предприятий, наличия квалифицированных специалистов и главное, желания высшего руководства и собственников вывести предприятия из кризиса.
При введении на состояния ООО «ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» и ООО «ПКЦ «СИТЕК» антикризисного управления, субъектам для продолжения производственной деятельности необходимо и зарезервировать средства на дальнейшее развитие в размере приблизительно 20% от прибыли.
План антикризисного управления должен базироваться на возможности ежеквартального выполнения ООО «ДЕЛКАМ-САМАРА-Д» и ООО «ПКЦ «СИТЕК» плана производства продукции на уровне, достигнутом в 2019 - 2020 гг., с учетом сокращения себестоимости продукции на 14 - 15%.
Кроме стандартных мер, направленных на реструктуризацию задолженности ООО «ТольяттиСнабЗапчасти» перед кредиторами и банками, оптимизацию затрат и расходов, предложено реформирование политики коммерческого кредитования сельхозпроизводителей, которые являются
основными дебиторами компании на сегодняшний день, что в свою очередь позволит оптимизировать денежные потоки. Но более важным антикризисным мероприятием на данный момент для ООО «ТольяттиСнабЗапчасти» можно считать активное стимулирование продаж, так как товаров и запасных частей на складе более чем достаточно, для фирмы важна оптимизация сбытовой политики, пересмотр ассортимента, избавление от запасных частей не пользующихся спросом, и самое главное создания полноценного отдела маркетинга, который будет отвечать за планирование ассортимента и прогнозирование продаж.
Кроме того, для ООО «ТольяттиСнабЗапчасти»:
-разработан комплекс необходимых направлений антикризисного управления;
-составлен календарный план мероприятий по антикризисному управлению;
-сформулированы основные предлагаемые мероприятия
антикризисного управления в области активизации и стимулировании продаж, включающие:
a)Создание полноценного отдела маркетинга через реорганизацию существующих отделов сбыта.
b)Разработать структуру подсистемы сбытовых операций и информационной поддержки.
c)Совершенствование ассортиментной политики (при помощи анализа ассортимента по современным методикам.
d)Совершенствование рекламной деятельности в рамках сбытовой политики.
В рамках исследования для ООО «ТольяттиСнабЗапчасти» разработаны: структурная схема отдела маркетинга, оганизационная модель отдела маркетинга; штатное расписание создаваемого отдела. Внесены изменения в ассортимент и откорректирована структура товарооборота, с учетом результатов полученных, при использовании метода классической 108
матрицы BCG, составлен годовой план рекламных мероприятий ООО фирма «Т ольяттиСнабЗапчасти».
В результате внедрения плана антикризисного управления - показатели эффективности ООО «ТольяттиСнабЗапчасти» на плановый, 2021 г. улучшаться: каждый инвестированный рубль принесет 1,9 р. чистой прибыли, среднегодовая рентабельность проекта составит 15,83%, оптимизировав структуру ассортимента ООО «ТольяттиСнабЗапчасти» может получить дополнительные 1046 т. р. ежемесячно, что позволит увеличить общий объем продаж до 47112 т. р. в год.
Приведенные расчеты доказывают, что предлагаемые мероприятия плана антикризисного управления за счет устранения «узких» мест в управлении сбытом, расширения рекламной кампании и изменения ассортиментной составляющей эффективно скажутся на результатах деятельности ООО «ТольяттиСнабЗапчасти», что позволит не только увеличить объемы продаж, но и существенно увеличить прибыль, следовательно, данные мероприятия можно считать антикризисными, так как они направлены на предупреждение кризиса.
Таким образом, предложенные мероприятия позволят сформировать качественно новый подход к антикризисному управлению - коррекции ассортиментной составляющей, который просто необходим в современных условиях жесткой конкуренции на рынке сбыта
ООО «ТольяттиСнабЗапчасти».


1.Абдукаримов И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур / И. Т. Абдукаримов. М.: НИЦ Инфра-М, 2018. 215 с.
2.Абдурахманов Д. В. Методы анализа и управления финансовым состоянием и результатами производственной деятельности предприятия / Д. В. Абурахманов // Транспортное дело России. 2017. № 6. С. 88-92.
3.Адамов Н.А. Финансовое управление бизнес-процессами при угрозе банкротства / Н.А. Адамов, Е.О. Мельцас. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2017. - 114 с.
4.Адаменко Ю. А. Оценка финансового состояния предприятия на основе анализа финансовых коэффициентов / Ю. А. Адаменко // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2018. № 23. С. 142-146.
5.Аскеров П.Ф. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации: Учеб. пос. / П.Ф.Аскеров, И.А.Цветков и др.; Под общ. ред. П.Ф. Аскерова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 176 с.
6.Афанасенко А. Н. Приемы и методы анализа финансового состояния предприятия / А. Н. Афанасенко // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2018. № 4. С. 204-210.
7.Афанасьева, А.Н., Ефимова, Н.Ф. Применение моделей оценки степени банкротства предприятий / А.Н. Афанасьева, Н.Ф. Ефимова // Синергия Наук. 2017. № 8. С. 129-139.
8.Афонина Е. А., Попова О. В. Управление финансовым ликвидностью и платежеспособностью / Е. А. Афонина, О. В. Попова // В сборнике: Управление экономическим развитием регионов: анализ тенденций и перспективы развития материалы 14-ой региональной научнопрактической конференции молодых ученых. 2019. С. 69-71.
9.Базылева Ю. В. Методы анализа финансового состояния предприятия / Ю. В. Базылева // Ученые записки Международного банковского института. 2017. № 10. С. 67-75.
10.Бакаев М. И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности / М. И. Бакаев, А. Д. Шеремет. М. : Финансы и статистика, 2017. 312 с.
11.Барткова Н.Н., Сааков А.С. Нормативно-правовые основы выявления признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства организации // Бухгалтер и закон. - 2018. - № 4. - С. 87.
12.Бекренева В.А. Финансовая устойчивость организации. Проблемы анализа и диагностики: научное издание. - М.: ИТК «Дашков и Ко «,
2017.- 198с.
13.Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансовохозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учеб. Пособие. - М.:ИНФРА-М,
2017.- 215 с.
14.Беркстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности / Л. А. Беркстайн. - М.: Инфра-М, 2018. - 437 с.
15.Бехтина, О.Е. Современные проблемы прогнозирования банкротства предприятий / О.Е. Бехтина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 1. С. 75-81...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ