СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Актуальность темы исследования. Проблема психологической готовности к деятельности является одной из фундаментальных в современной психологической науке. В исследованиях выделяется два основных подхода к определению содержания понятия «готовность к деятельности»: функциональный (Е. П. Ильин, О. М. Краснорядцева, Е. С. Кузьмин, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, Л. С. Нерсесян,
В. Н. Пушкин, Д. Н. Узнадзе, А. Э. Штейнмец, В. А. Ядов и др.) и личностный (Б. Г. Ананьев, М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зеер, Л. А. Кандыбович, А. В. Карпов,
А. К. Маркова, А. М. Павлова, Л. М. Попов, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.). Вместе с тем феномен психологической готовности к деятельности, в том числе профессиональной и служебной, остается предметом научных дискуссий.
Исследователи определяют особенности психологической готовности в соответствии с видом деятельности. Также отмечается, что высокий уровень психологической готовности к профессиональной деятельности обеспечивает эффективность процесса профессионального становления человека. Однако психологическая готовность, в зависимости от вида профессиональной деятельности, имеет свою специфику, которая остается недостаточно изученной. Некоторые аспекты формирования психологической готовности сотрудников уголовно¬исполнительной системы (далее - УИС) к служебной деятельности освещены в работах Б. Б. Казака, О. Г. Ковалева, И. В. Михалевой, А. В. Наприса,
B. М. Позднякова, В. А. Семенова, Д. В. Сочивко, А. Н. Сухова, А. И. Ушатикова и др. Также в исследованиях по вопросам психологической готовности к служебной деятельности указывается, что уровень психологической готовности сотрудников определяется степенью развития их профессионально важных качеств (Г. И. Аксенова, В. Г. Деев, И. В. Горлинский, A. M. Киселев, В. М. Литвишков,
C. А. Лузгин, С. Н. Пономарев, A. M. Столяренко, М. П. Стурова, Н. А. Тюгаева и др.). Вместе с тем остаются не решенными проблемы формирования и поддержания психологической готовности сотрудников УИС к служебной деятельности, в том числе и вопросы формирования их психологической готовности к служебной деятельности в период первоначального профессионального обучения.
Служебная деятельность в УИС характеризуется высокой динамичностью, эмоциональной напряженностью, интенсивностью, стрессогенностью, а иногда и повышенной опасностью для жизни сотрудников. Данные обстоятельства предъявляют высокие требования к личностным качествам сотрудников и, как следствие - к их профессионально важным качествам (далее - ПВК).
При поступлении на службу кандидаты проходят профессиональный кадровый и психологический отбор, задачей которого является определение их личностной предрасположенности к будущей профессиональной деятельности. Несмотря на организованный профессиональный отбор, отмечается высокая текучесть персонала данной категории, что связано как с неудовлетворенностью деятельностью, так и с несоответствием требованиям, предъявляемым к сотрудникам. Также существует ряд проблем психологического характера, препятствующих эффективному исполнению сотрудниками обязанностей по должности. Одна из причин возникающих проблем состоит в том, что не уделяется должного внимания психологическим аспектам профессиональной подготовки молодых сотрудников. В существующей системе первоначального обучения в учебных центрах Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) в основном решаются задачи получения сотрудниками необходимых профессиональных знаний, и не уделяется должного внимания психологической стороне процесса обучения. Отсутствие психологического сопровождения обучающихся и сокращение периода первоначального обучения до одного месяца обозначило ряд проблем, связанных с дальнейшей адаптацией сотрудников к служебной деятельности, а также с адекватным восприятием сотрудниками пенитенциарной среды и ее субъектов.
В связи с этим актуальным является проведение специального теоретического и эмпирического исследования, специфика которого определяется своеобразием системы первоначального обучения сотрудников подразделений режима и надзора учреждений УИС. Важная специфическая особенность первоначального обучения состоит в том, что за короткий промежуток времени (один месяц) необходимо решить задачу по повышению психологической готовности сотрудников к профессиональной деятельности в процессе их обучения.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Область диссертационного исследования соответствует требованиям паспорта научной специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»: п.
15. «Психологические основы изучения, разработки методов, процедур оценки, аттестации, диагностики профессиональной компетентности и профессионально важных качеств специалистов, повышения их квалификации, в том числе разработка концепций соответствующих учебных центров на основе психологического моделирования деятельности специалистов по решению ими трудовых задач (включая деятельность с использованием компьютерных технологий); изучение этапов, стадий развития, формирования человека как субъекта труда на разных возрастных этапах (включая вопросы кризисов профессионального развития, в частности, и в возрасте «отставки», ухода от привычной активной трудовой деятельности)», п. 28. «Исследование духовных основ профессионализма в интересах формирования человека как субъекта труда, осуществление профессиональной психологической подготовки, формирование морально-психологической готовности персонала (личного состава) к деятельности в повседневных и экстремальных условиях; оценка, классификация и оптимизация приемов и методов психологического воздействия в руководстве людьми, изучение и оптимизация явлений мотивации в труде, разработка систем психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в разных профессиях и на разных стадиях развития профессионалов».
Степень разработанности темы исследования. В настоящее время накоплен значительный опыт исследования различных аспектов феномена психологической готовности к профессиональной деятельности. Исследования Б. Г. Ананьева,
М. И. Дьяченко, Е. П. Ильина, Е. С. Кузьмина, Н. Д. Левитова, В. Н. Мясищева, Л. С. Нерсесяна, Д. Н. Узнадзе и др. содержат фундаментальные основы изучения психологической готовности к деятельности.
В рамках концепции системогенеза профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков, А. В. Карпов, Ю. П. Поваренков, Н. В. Нижегородцева и др.) психологическая готовность к профессиональной деятельности находит свое отражение в уровне развития профессионально важных качествах. В других исследованиях психологическая готовность рассматривается как компонент психологической структуры профессиональной деятельности (Г. М. Зараковский,
A. В. Карпов, Е. А. Климов, А. К. Маркова, В. И. Медведев Г. В. Суходольский,
B. Д. Шадриков и др.).
Особое внимание проблеме психологической готовности сотрудников УИС к служебной деятельности уделено в исследованиях А. Н. Баламута, Б. Б. Казака,
А. М. Киселева, О. Г. Ковалева, И. В. Михалевой, А. В. Наприса, Е. В. Овчаровой, А. И. Папкина, В. М. Позднякова, Р. В. Пузыревского, А. М. Столяренко,
О. В. Стариковой, А. Н. Сухова, А. И. Ушатикова и др. Авторы в своих трудах определяют психологическую готовность как набор некоторых качеств субъекта деятельности и связывают ее с экстремальностью профессии. Однако в данных исследованиях не выявляется содержание психологической готовности сотрудников УИС к служебной деятельности.
Вместе с тем исследование проблем формирования психологической готовности к служебной деятельности сотрудников УИС в настоящее время остается актуальным. Особенно важным является выявление содержания и специфики психологической готовности к служебной деятельности сотрудников различных категорий, в том числе сотрудников подразделений режима и надзора.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является определение содержания и специфики психологической готовности к служебной деятельности сотрудников исправительных учреждений подразделений режима и надзора, а также условий ее формирования в процессе первоначального обучения. Цель, объект, предмет определили следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретико-методологические подходы к изучению феномена психологической готовности к служебной деятельности.
2. Определить специфику психологической готовности к служебной деятельности и условия ее формирования в процессе первоначального обучения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений.
3. В ходе психологического анализа служебной деятельности выявить систему ПВК сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений.
4. Провести эмпирическую проверку значимости выявленных ПВК сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений, определяющих их психологическую готовность к служебной деятельности.
5. Исходя из полученных эмпирических данных, разработать программу психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период их первоначального обучения.
6. Осуществить эмпирическую верификацию эффективности разработанной программы психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений.
В. Н. Пушкин, Д. Н. Узнадзе, А. Э. Штейнмец, В. А. Ядов и др.) и личностный (Б. Г. Ананьев, М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зеер, Л. А. Кандыбович, А. В. Карпов,
А. К. Маркова, А. М. Павлова, Л. М. Попов, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.). Вместе с тем феномен психологической готовности к деятельности, в том числе профессиональной и служебной, остается предметом научных дискуссий.
Исследователи определяют особенности психологической готовности в соответствии с видом деятельности. Также отмечается, что высокий уровень психологической готовности к профессиональной деятельности обеспечивает эффективность процесса профессионального становления человека. Однако психологическая готовность, в зависимости от вида профессиональной деятельности, имеет свою специфику, которая остается недостаточно изученной. Некоторые аспекты формирования психологической готовности сотрудников уголовно¬исполнительной системы (далее - УИС) к служебной деятельности освещены в работах Б. Б. Казака, О. Г. Ковалева, И. В. Михалевой, А. В. Наприса,
B. М. Позднякова, В. А. Семенова, Д. В. Сочивко, А. Н. Сухова, А. И. Ушатикова и др. Также в исследованиях по вопросам психологической готовности к служебной деятельности указывается, что уровень психологической готовности сотрудников определяется степенью развития их профессионально важных качеств (Г. И. Аксенова, В. Г. Деев, И. В. Горлинский, A. M. Киселев, В. М. Литвишков,
C. А. Лузгин, С. Н. Пономарев, A. M. Столяренко, М. П. Стурова, Н. А. Тюгаева и др.). Вместе с тем остаются не решенными проблемы формирования и поддержания психологической готовности сотрудников УИС к служебной деятельности, в том числе и вопросы формирования их психологической готовности к служебной деятельности в период первоначального профессионального обучения.
Служебная деятельность в УИС характеризуется высокой динамичностью, эмоциональной напряженностью, интенсивностью, стрессогенностью, а иногда и повышенной опасностью для жизни сотрудников. Данные обстоятельства предъявляют высокие требования к личностным качествам сотрудников и, как следствие - к их профессионально важным качествам (далее - ПВК).
При поступлении на службу кандидаты проходят профессиональный кадровый и психологический отбор, задачей которого является определение их личностной предрасположенности к будущей профессиональной деятельности. Несмотря на организованный профессиональный отбор, отмечается высокая текучесть персонала данной категории, что связано как с неудовлетворенностью деятельностью, так и с несоответствием требованиям, предъявляемым к сотрудникам. Также существует ряд проблем психологического характера, препятствующих эффективному исполнению сотрудниками обязанностей по должности. Одна из причин возникающих проблем состоит в том, что не уделяется должного внимания психологическим аспектам профессиональной подготовки молодых сотрудников. В существующей системе первоначального обучения в учебных центрах Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) в основном решаются задачи получения сотрудниками необходимых профессиональных знаний, и не уделяется должного внимания психологической стороне процесса обучения. Отсутствие психологического сопровождения обучающихся и сокращение периода первоначального обучения до одного месяца обозначило ряд проблем, связанных с дальнейшей адаптацией сотрудников к служебной деятельности, а также с адекватным восприятием сотрудниками пенитенциарной среды и ее субъектов.
В связи с этим актуальным является проведение специального теоретического и эмпирического исследования, специфика которого определяется своеобразием системы первоначального обучения сотрудников подразделений режима и надзора учреждений УИС. Важная специфическая особенность первоначального обучения состоит в том, что за короткий промежуток времени (один месяц) необходимо решить задачу по повышению психологической готовности сотрудников к профессиональной деятельности в процессе их обучения.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Область диссертационного исследования соответствует требованиям паспорта научной специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»: п.
15. «Психологические основы изучения, разработки методов, процедур оценки, аттестации, диагностики профессиональной компетентности и профессионально важных качеств специалистов, повышения их квалификации, в том числе разработка концепций соответствующих учебных центров на основе психологического моделирования деятельности специалистов по решению ими трудовых задач (включая деятельность с использованием компьютерных технологий); изучение этапов, стадий развития, формирования человека как субъекта труда на разных возрастных этапах (включая вопросы кризисов профессионального развития, в частности, и в возрасте «отставки», ухода от привычной активной трудовой деятельности)», п. 28. «Исследование духовных основ профессионализма в интересах формирования человека как субъекта труда, осуществление профессиональной психологической подготовки, формирование морально-психологической готовности персонала (личного состава) к деятельности в повседневных и экстремальных условиях; оценка, классификация и оптимизация приемов и методов психологического воздействия в руководстве людьми, изучение и оптимизация явлений мотивации в труде, разработка систем психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в разных профессиях и на разных стадиях развития профессионалов».
Степень разработанности темы исследования. В настоящее время накоплен значительный опыт исследования различных аспектов феномена психологической готовности к профессиональной деятельности. Исследования Б. Г. Ананьева,
М. И. Дьяченко, Е. П. Ильина, Е. С. Кузьмина, Н. Д. Левитова, В. Н. Мясищева, Л. С. Нерсесяна, Д. Н. Узнадзе и др. содержат фундаментальные основы изучения психологической готовности к деятельности.
В рамках концепции системогенеза профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков, А. В. Карпов, Ю. П. Поваренков, Н. В. Нижегородцева и др.) психологическая готовность к профессиональной деятельности находит свое отражение в уровне развития профессионально важных качествах. В других исследованиях психологическая готовность рассматривается как компонент психологической структуры профессиональной деятельности (Г. М. Зараковский,
A. В. Карпов, Е. А. Климов, А. К. Маркова, В. И. Медведев Г. В. Суходольский,
B. Д. Шадриков и др.).
Особое внимание проблеме психологической готовности сотрудников УИС к служебной деятельности уделено в исследованиях А. Н. Баламута, Б. Б. Казака,
А. М. Киселева, О. Г. Ковалева, И. В. Михалевой, А. В. Наприса, Е. В. Овчаровой, А. И. Папкина, В. М. Позднякова, Р. В. Пузыревского, А. М. Столяренко,
О. В. Стариковой, А. Н. Сухова, А. И. Ушатикова и др. Авторы в своих трудах определяют психологическую готовность как набор некоторых качеств субъекта деятельности и связывают ее с экстремальностью профессии. Однако в данных исследованиях не выявляется содержание психологической готовности сотрудников УИС к служебной деятельности.
Вместе с тем исследование проблем формирования психологической готовности к служебной деятельности сотрудников УИС в настоящее время остается актуальным. Особенно важным является выявление содержания и специфики психологической готовности к служебной деятельности сотрудников различных категорий, в том числе сотрудников подразделений режима и надзора.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является определение содержания и специфики психологической готовности к служебной деятельности сотрудников исправительных учреждений подразделений режима и надзора, а также условий ее формирования в процессе первоначального обучения. Цель, объект, предмет определили следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретико-методологические подходы к изучению феномена психологической готовности к служебной деятельности.
2. Определить специфику психологической готовности к служебной деятельности и условия ее формирования в процессе первоначального обучения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений.
3. В ходе психологического анализа служебной деятельности выявить систему ПВК сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений.
4. Провести эмпирическую проверку значимости выявленных ПВК сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений, определяющих их психологическую готовность к служебной деятельности.
5. Исходя из полученных эмпирических данных, разработать программу психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период их первоначального обучения.
6. Осуществить эмпирическую верификацию эффективности разработанной программы психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений.
В Заключении обобщена совокупность всех, полученных в исследовании результатов, а также сформулированы основные выводы:
1. Формирование психологической готовности сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период первоначального обучения имеет специфические особенности. Главная особенность первоначального обучения заключается в организационной структуре данного процесса, а именно в его краткосрочности (один месяц) и ведомственной принадлежности. В связи с этим формирование психологической готовности сотрудников подразделений режима и надзора учреждений УИС детерминировано в период первоначального обучения интенсификацией развития их ПВК.
Данный процесс подчиняется общим закономерностям системогенеза профессиональной деятельности. Вместе с тем условия первоначального обучения и специфика служебной деятельности сотрудников определяют ряд особенностей процесса формирования их психологической готовности. В первую очередь, психологическая готовность к служебной деятельности определяется системой ПВК, в процессе формирования которой на первый план выступают качества, детерминирующие эту готовность.
3. Психологическая готовность сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений представляет собой устойчивое психологическое образование, формирующееся на основе системы ПВК, и обеспечивающее эффективную служебную деятельность в условиях повышенной эмоциональной напряженности.
4. Формирование психологической готовности к служебной деятельности у сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений обусловлено уровнем развития ПВК, объединенных в блоки: эмоционально-волевые качества, поведенческо-регулятивные качества, дисциплинированность, коммуникативные качества, познавательная активность, организаторские способности. Уровень развития ПВК определяет степень психологической готовности сотрудников к служебной деятельности.
5. Служебная деятельность сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений характеризуется высокой эмоциональной напряженностью. Способность сотрудников эффективно действовать в условиях повышенной эмоциональной напряженности определяется уровнем развития таких качеств как эмпатия, управление своими эмоциями, эмоциональный самоконтроль, распознавание эмоций других, нервно-психическая устойчивость, активность. В свою очередь способность сотрудников эффективно действовать в условиях повышенной эмоциональной напряженности является структурообразующим качеством для формирования их психологической готовности к служебной деятельности.
6. Различия в уровне психологической готовности сотрудников к служебной деятельности (высокий, средний, низкий) в большей степени определяются их способностью к эффективной деятельности в условиях повышенной эмоциональной напряженности. Ведущими и базовыми качествами в структурах ПВК сотрудников с разным уровнем готовности являются качества, на основе которых формируется способность к эффективной деятельности в условиях высокой эмоциональной напряженности.
7. Психологическая готовность сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений к служебной деятельности формируется на основе развития системы ПВК. Уровень развития ПВК и степень организованности структуры ПВК (когерентность, дивергентность, организованность структуры) определяют уровень сформированности психологической готовности сотрудников к служебной деятельности.
8. Необходимым условием формирования психологической готовности к служебной деятельности сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в процессе первоначального обучения является интенсификация развития их ПВК, являющихся показателем психологической готовности к служебной деятельности. Интенсификация развития ПВК в процессе первоначального обучения достигается путем организованного психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период их первоначального обучения.
9. Психологическое сопровождение сотрудников исправительных учреждений в период их первоначального обучения представляет собой целостное и непрерывное субъект-субъектное взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса, направленное формирование их психологической готовности к служебной деятельности посредством интенсификации развития их профессионально важных качеств, обусловленных спецификой служебной деятельности.
10. Программа психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период первоначального обучения в учебных центрах ФСИН России разработана на основе эмпирических данных, полученных в ходе исследования. Программа обеспечивает оптимальную организацию сопровождения, поскольку она имеет поэтапную реализацию (диагностический, развивающий и результативный этапы) процесса психологического сопровождения, и учитывает уровень сформированности психологической готовности сотрудников, прибывших на обучение.
11. Программа психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период первоначального обучения в учебных центрах ФСИН России прошла положительную апробацию в условиях формирующего эксперимента. Анализ показателей служебной деятельности у сотрудников, входивших в экспериментальную группу, показал, что в течение года не зарегистрировано случаев нарушений ими служебной дисциплины и увольнений на первом году службы, а у сотрудников, входивших в контрольную группу, возникали проблемы в адаптации, выразившиеся в случаях нарушения служебной дисциплины и увольнения на первом году службы.
1. Формирование психологической готовности сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период первоначального обучения имеет специфические особенности. Главная особенность первоначального обучения заключается в организационной структуре данного процесса, а именно в его краткосрочности (один месяц) и ведомственной принадлежности. В связи с этим формирование психологической готовности сотрудников подразделений режима и надзора учреждений УИС детерминировано в период первоначального обучения интенсификацией развития их ПВК.
Данный процесс подчиняется общим закономерностям системогенеза профессиональной деятельности. Вместе с тем условия первоначального обучения и специфика служебной деятельности сотрудников определяют ряд особенностей процесса формирования их психологической готовности. В первую очередь, психологическая готовность к служебной деятельности определяется системой ПВК, в процессе формирования которой на первый план выступают качества, детерминирующие эту готовность.
3. Психологическая готовность сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений представляет собой устойчивое психологическое образование, формирующееся на основе системы ПВК, и обеспечивающее эффективную служебную деятельность в условиях повышенной эмоциональной напряженности.
4. Формирование психологической готовности к служебной деятельности у сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений обусловлено уровнем развития ПВК, объединенных в блоки: эмоционально-волевые качества, поведенческо-регулятивные качества, дисциплинированность, коммуникативные качества, познавательная активность, организаторские способности. Уровень развития ПВК определяет степень психологической готовности сотрудников к служебной деятельности.
5. Служебная деятельность сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений характеризуется высокой эмоциональной напряженностью. Способность сотрудников эффективно действовать в условиях повышенной эмоциональной напряженности определяется уровнем развития таких качеств как эмпатия, управление своими эмоциями, эмоциональный самоконтроль, распознавание эмоций других, нервно-психическая устойчивость, активность. В свою очередь способность сотрудников эффективно действовать в условиях повышенной эмоциональной напряженности является структурообразующим качеством для формирования их психологической готовности к служебной деятельности.
6. Различия в уровне психологической готовности сотрудников к служебной деятельности (высокий, средний, низкий) в большей степени определяются их способностью к эффективной деятельности в условиях повышенной эмоциональной напряженности. Ведущими и базовыми качествами в структурах ПВК сотрудников с разным уровнем готовности являются качества, на основе которых формируется способность к эффективной деятельности в условиях высокой эмоциональной напряженности.
7. Психологическая готовность сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений к служебной деятельности формируется на основе развития системы ПВК. Уровень развития ПВК и степень организованности структуры ПВК (когерентность, дивергентность, организованность структуры) определяют уровень сформированности психологической готовности сотрудников к служебной деятельности.
8. Необходимым условием формирования психологической готовности к служебной деятельности сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в процессе первоначального обучения является интенсификация развития их ПВК, являющихся показателем психологической готовности к служебной деятельности. Интенсификация развития ПВК в процессе первоначального обучения достигается путем организованного психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период их первоначального обучения.
9. Психологическое сопровождение сотрудников исправительных учреждений в период их первоначального обучения представляет собой целостное и непрерывное субъект-субъектное взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса, направленное формирование их психологической готовности к служебной деятельности посредством интенсификации развития их профессионально важных качеств, обусловленных спецификой служебной деятельности.
10. Программа психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период первоначального обучения в учебных центрах ФСИН России разработана на основе эмпирических данных, полученных в ходе исследования. Программа обеспечивает оптимальную организацию сопровождения, поскольку она имеет поэтапную реализацию (диагностический, развивающий и результативный этапы) процесса психологического сопровождения, и учитывает уровень сформированности психологической готовности сотрудников, прибывших на обучение.
11. Программа психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период первоначального обучения в учебных центрах ФСИН России прошла положительную апробацию в условиях формирующего эксперимента. Анализ показателей служебной деятельности у сотрудников, входивших в экспериментальную группу, показал, что в течение года не зарегистрировано случаев нарушений ими служебной дисциплины и увольнений на первом году службы, а у сотрудников, входивших в контрольную группу, возникали проблемы в адаптации, выразившиеся в случаях нарушения служебной дисциплины и увольнения на первом году службы.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция нервно-психического напряжения сотрудников органов внутренних дел, имеющих опыт профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Особенности самоотношения сотрудников УФСИН
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование служебно - прикладной физической подготовки женщин-сотрудниц на примере МУ МВД России «Красноярское»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РФ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция стрессоустойчивости сотрудников правоохранительных органов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2022 - Теоретико-методологические основы психокоррекционной работы в ФСИН и УМВД
Курсовые работы, . Язык работы: Русский. Цена: 999 р. Год сдачи: 2012 - ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2016 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
СОТРУДНИКОВ МЧС
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



