Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №17954

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы28
Год сдачи2017
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
579
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность темы исследования. Проблема психологической готовности к деятельности является одной из фундаментальных в современной психологической науке. В исследованиях выделяется два основных подхода к определению содержания понятия «готовность к деятельности»: функциональный (Е. П. Ильин, О. М. Краснорядцева, Е. С. Кузьмин, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, Л. С. Нерсесян,
В. Н. Пушкин, Д. Н. Узнадзе, А. Э. Штейнмец, В. А. Ядов и др.) и личностный (Б. Г. Ананьев, М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зеер, Л. А. Кандыбович, А. В. Карпов,
А. К. Маркова, А. М. Павлова, Л. М. Попов, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.). Вместе с тем феномен психологической готовности к деятельности, в том числе профессиональной и служебной, остается предметом научных дискуссий.
Исследователи определяют особенности психологической готовности в соответствии с видом деятельности. Также отмечается, что высокий уровень психологической готовности к профессиональной деятельности обеспечивает эффективность процесса профессионального становления человека. Однако психологическая готовность, в зависимости от вида профессиональной деятельности, имеет свою специфику, которая остается недостаточно изученной. Некоторые аспекты формирования психологической готовности сотрудников уголовно¬исполнительной системы (далее - УИС) к служебной деятельности освещены в работах Б. Б. Казака, О. Г. Ковалева, И. В. Михалевой, А. В. Наприса,
B. М. Позднякова, В. А. Семенова, Д. В. Сочивко, А. Н. Сухова, А. И. Ушатикова и др. Также в исследованиях по вопросам психологической готовности к служебной деятельности указывается, что уровень психологической готовности сотрудников определяется степенью развития их профессионально важных качеств (Г. И. Аксенова, В. Г. Деев, И. В. Горлинский, A. M. Киселев, В. М. Литвишков,
C. А. Лузгин, С. Н. Пономарев, A. M. Столяренко, М. П. Стурова, Н. А. Тюгаева и др.). Вместе с тем остаются не решенными проблемы формирования и поддержания психологической готовности сотрудников УИС к служебной деятельности, в том числе и вопросы формирования их психологической готовности к служебной деятельности в период первоначального профессионального обучения.
Служебная деятельность в УИС характеризуется высокой динамичностью, эмоциональной напряженностью, интенсивностью, стрессогенностью, а иногда и повышенной опасностью для жизни сотрудников. Данные обстоятельства предъявляют высокие требования к личностным качествам сотрудников и, как следствие - к их профессионально важным качествам (далее - ПВК).
При поступлении на службу кандидаты проходят профессиональный кадровый и психологический отбор, задачей которого является определение их личностной предрасположенности к будущей профессиональной деятельности. Несмотря на организованный профессиональный отбор, отмечается высокая текучесть персонала данной категории, что связано как с неудовлетворенностью деятельностью, так и с несоответствием требованиям, предъявляемым к сотрудникам. Также существует ряд проблем психологического характера, препятствующих эффективному исполнению сотрудниками обязанностей по должности. Одна из причин возникающих проблем состоит в том, что не уделяется должного внимания психологическим аспектам профессиональной подготовки молодых сотрудников. В существующей системе первоначального обучения в учебных центрах Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) в основном решаются задачи получения сотрудниками необходимых профессиональных знаний, и не уделяется должного внимания психологической стороне процесса обучения. Отсутствие психологического сопровождения обучающихся и сокращение периода первоначального обучения до одного месяца обозначило ряд проблем, связанных с дальнейшей адаптацией сотрудников к служебной деятельности, а также с адекватным восприятием сотрудниками пенитенциарной среды и ее субъектов.
В связи с этим актуальным является проведение специального теоретического и эмпирического исследования, специфика которого определяется своеобразием системы первоначального обучения сотрудников подразделений режима и надзора учреждений УИС. Важная специфическая особенность первоначального обучения состоит в том, что за короткий промежуток времени (один месяц) необходимо решить задачу по повышению психологической готовности сотрудников к профессиональной деятельности в процессе их обучения.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Область диссертационного исследования соответствует требованиям паспорта научной специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»: п.
15. «Психологические основы изучения, разработки методов, процедур оценки, аттестации, диагностики профессиональной компетентности и профессионально важных качеств специалистов, повышения их квалификации, в том числе разработка концепций соответствующих учебных центров на основе психологического моделирования деятельности специалистов по решению ими трудовых задач (включая деятельность с использованием компьютерных технологий); изучение этапов, стадий развития, формирования человека как субъекта труда на разных возрастных этапах (включая вопросы кризисов профессионального развития, в частности, и в возрасте «отставки», ухода от привычной активной трудовой деятельности)», п. 28. «Исследование духовных основ профессионализма в интересах формирования человека как субъекта труда, осуществление профессиональной психологической подготовки, формирование морально-психологической готовности персонала (личного состава) к деятельности в повседневных и экстремальных условиях; оценка, классификация и оптимизация приемов и методов психологического воздействия в руководстве людьми, изучение и оптимизация явлений мотивации в труде, разработка систем психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в разных профессиях и на разных стадиях развития профессионалов».
Степень разработанности темы исследования. В настоящее время накоплен значительный опыт исследования различных аспектов феномена психологической готовности к профессиональной деятельности. Исследования Б. Г. Ананьева,
М. И. Дьяченко, Е. П. Ильина, Е. С. Кузьмина, Н. Д. Левитова, В. Н. Мясищева, Л. С. Нерсесяна, Д. Н. Узнадзе и др. содержат фундаментальные основы изучения психологической готовности к деятельности.
В рамках концепции системогенеза профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков, А. В. Карпов, Ю. П. Поваренков, Н. В. Нижегородцева и др.) психологическая готовность к профессиональной деятельности находит свое отражение в уровне развития профессионально важных качествах. В других исследованиях психологическая готовность рассматривается как компонент психологической структуры профессиональной деятельности (Г. М. Зараковский,
A. В. Карпов, Е. А. Климов, А. К. Маркова, В. И. Медведев Г. В. Суходольский,
B. Д. Шадриков и др.).
Особое внимание проблеме психологической готовности сотрудников УИС к служебной деятельности уделено в исследованиях А. Н. Баламута, Б. Б. Казака,
А. М. Киселева, О. Г. Ковалева, И. В. Михалевой, А. В. Наприса, Е. В. Овчаровой, А. И. Папкина, В. М. Позднякова, Р. В. Пузыревского, А. М. Столяренко,
О. В. Стариковой, А. Н. Сухова, А. И. Ушатикова и др. Авторы в своих трудах определяют психологическую готовность как набор некоторых качеств субъекта деятельности и связывают ее с экстремальностью профессии. Однако в данных исследованиях не выявляется содержание психологической готовности сотрудников УИС к служебной деятельности.
Вместе с тем исследование проблем формирования психологической готовности к служебной деятельности сотрудников УИС в настоящее время остается актуальным. Особенно важным является выявление содержания и специфики психологической готовности к служебной деятельности сотрудников различных категорий, в том числе сотрудников подразделений режима и надзора.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является определение содержания и специфики психологической готовности к служебной деятельности сотрудников исправительных учреждений подразделений режима и надзора, а также условий ее формирования в процессе первоначального обучения. Цель, объект, предмет определили следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретико-методологические подходы к изучению феномена психологической готовности к служебной деятельности.
2. Определить специфику психологической готовности к служебной деятельности и условия ее формирования в процессе первоначального обучения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений.
3. В ходе психологического анализа служебной деятельности выявить систему ПВК сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений.
4. Провести эмпирическую проверку значимости выявленных ПВК сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений, определяющих их психологическую готовность к служебной деятельности.
5. Исходя из полученных эмпирических данных, разработать программу психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период их первоначального обучения.
6. Осуществить эмпирическую верификацию эффективности разработанной программы психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Заключении обобщена совокупность всех, полученных в исследовании результатов, а также сформулированы основные выводы:
1. Формирование психологической готовности сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период первоначального обучения имеет специфические особенности. Главная особенность первоначального обучения заключается в организационной структуре данного процесса, а именно в его краткосрочности (один месяц) и ведомственной принадлежности. В связи с этим формирование психологической готовности сотрудников подразделений режима и надзора учреждений УИС детерминировано в период первоначального обучения интенсификацией развития их ПВК.
Данный процесс подчиняется общим закономерностям системогенеза профессиональной деятельности. Вместе с тем условия первоначального обучения и специфика служебной деятельности сотрудников определяют ряд особенностей процесса формирования их психологической готовности. В первую очередь, психологическая готовность к служебной деятельности определяется системой ПВК, в процессе формирования которой на первый план выступают качества, детерминирующие эту готовность.
3. Психологическая готовность сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений представляет собой устойчивое психологическое образование, формирующееся на основе системы ПВК, и обеспечивающее эффективную служебную деятельность в условиях повышенной эмоциональной напряженности.
4. Формирование психологической готовности к служебной деятельности у сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений обусловлено уровнем развития ПВК, объединенных в блоки: эмоционально-волевые качества, поведенческо-регулятивные качества, дисциплинированность, коммуникативные качества, познавательная активность, организаторские способности. Уровень развития ПВК определяет степень психологической готовности сотрудников к служебной деятельности.
5. Служебная деятельность сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений характеризуется высокой эмоциональной напряженностью. Способность сотрудников эффективно действовать в условиях повышенной эмоциональной напряженности определяется уровнем развития таких качеств как эмпатия, управление своими эмоциями, эмоциональный самоконтроль, распознавание эмоций других, нервно-психическая устойчивость, активность. В свою очередь способность сотрудников эффективно действовать в условиях повышенной эмоциональной напряженности является структурообразующим качеством для формирования их психологической готовности к служебной деятельности.
6. Различия в уровне психологической готовности сотрудников к служебной деятельности (высокий, средний, низкий) в большей степени определяются их способностью к эффективной деятельности в условиях повышенной эмоциональной напряженности. Ведущими и базовыми качествами в структурах ПВК сотрудников с разным уровнем готовности являются качества, на основе которых формируется способность к эффективной деятельности в условиях высокой эмоциональной напряженности.
7. Психологическая готовность сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений к служебной деятельности формируется на основе развития системы ПВК. Уровень развития ПВК и степень организованности структуры ПВК (когерентность, дивергентность, организованность структуры) определяют уровень сформированности психологической готовности сотрудников к служебной деятельности.
8. Необходимым условием формирования психологической готовности к служебной деятельности сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в процессе первоначального обучения является интенсификация развития их ПВК, являющихся показателем психологической готовности к служебной деятельности. Интенсификация развития ПВК в процессе первоначального обучения достигается путем организованного психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период их первоначального обучения.
9. Психологическое сопровождение сотрудников исправительных учреждений в период их первоначального обучения представляет собой целостное и непрерывное субъект-субъектное взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса, направленное формирование их психологической готовности к служебной деятельности посредством интенсификации развития их профессионально важных качеств, обусловленных спецификой служебной деятельности.
10. Программа психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период первоначального обучения в учебных центрах ФСИН России разработана на основе эмпирических данных, полученных в ходе исследования. Программа обеспечивает оптимальную организацию сопровождения, поскольку она имеет поэтапную реализацию (диагностический, развивающий и результативный этапы) процесса психологического сопровождения, и учитывает уровень сформированности психологической готовности сотрудников, прибывших на обучение.
11. Программа психологического сопровождения сотрудников подразделений режима и надзора исправительных учреждений в период первоначального обучения в учебных центрах ФСИН России прошла положительную апробацию в условиях формирующего эксперимента. Анализ показателей служебной деятельности у сотрудников, входивших в экспериментальную группу, показал, что в течение года не зарегистрировано случаев нарушений ими служебной дисциплины и увольнений на первом году службы, а у сотрудников, входивших в контрольную группу, возникали проблемы в адаптации, выразившиеся в случаях нарушения служебной дисциплины и увольнения на первом году службы.



1. Полякова, Я. Н. Исследование профессионально важных личностных особенностей сотрудников уголовно-исполнительной системы в рамках теории ведущих тенденций / Я. Н. Полякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013.- № 7/2. - с. 149 - 152.
2. Полякова, Я. Н. Профессионально важные качества сотрудников уголовно-исполнительной системы в экспертных оценках и представлениях сотрудников / Я. Н. Полякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.- 2014.- № 4. - с. 275 - 278.
3. Полякова, Я. Н. Психолого-педагогическое сопровождение слушателей первоначального обучения учебных центров Федеральной службы исполнения наказаний как условие формирования профессионально важных качеств / Я. Н. Полякова // Прикладная юридическая психология.-2014.-№3.- с. 87 - 98.
4. Полякова, Я. Н. Мотивационная структура личности оперативных сотрудников уголовно-исполнительной системы в период вхождения в должность / А. В. Поляков, Я. Н. Полякова // Научно-образовательный журнал «Вестник Владимирского юридического института». - 2016. - № 2 (39). - с. 31 - 35.
5. Полякова, Я. Н. Специфика психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности /
Я. Н. Полякова, А. В. Новиков, Д. Н. Слабкая // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 4. - № 7. - с. 90 - 96.
Другие публикации:
6. Полякова, Я. Н. Психолого-педагогические аспекты развития профессионально значимых качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы: монография / Я. Н. Полякова, Т. А. Симакова, В. В. Фомин. - Рязань: Академия ФСИН России, 2015. - 160 с.
7. Полякова, Я. Н. Психолого-педагогическое сопровождение слушателей первоначального обучения учебных центров ФСИН России: учеб.-метод. пособие / Я. Н. Полякова, Г. И. Аксенова, А. В. Поляков. - Краснодар: Изд. дом «Юг», 2014. - 118 с.
8. Полякова, Я. Н. Формирование профессионально важных качеств антикоррупционной направленности у сотрудников уголовно-исполнительной системы в период прохождения первоначальной подготовки в учебных центрах ФСИН России / Я. Н. Полякова / Актуальные проблемы противодействия коррупции: монография / Под ред. Ю.И. Миронова - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. - с. 158 - 168.
9. Полякова, Я. Н. Формирование профессионально важных качеств сотрудников УИС в условиях учебных центров ФСИН России / Г. И. Аксенова, Я. Н. Полякова / Законодательное и методическое обеспечение образовательного процесса в России: монография / Под ред. Ю. И. Миронова, Г. Г. Егорова. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2014. - с. 223 - 233.
10. Полякова, Я. Н. Модель психолого-педагогического сопровождения слушателей учебных центров ФСИН России / Я. Н. Полякова //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии : сб. материалов 5 - й Междунар. науч.-практ. конф. (Махачкала, 21 сент. 2014 г.). - Махачкала: ООО «Апробация», 2014. с. 53 - 60.
11. Полякова, Я. Н. Психологические возможности использования пословиц, поговорок и афоризмов в процессе первоначального обучения слушателей учебных центров ФСИН России / Я. Н. Полякова // Актуальные исследования гуманитарных, естественных, общественных наук: материалы IV Всерос. с междунар. участием науч.-практ. (заоч.) конф. (Новосибирск, нояб. 2014 г.). - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. - с. 108 - 115.
12. Полякова, Я. Н. Психологическое сопровождение слушателей учебных центров ФСИН России как фактор активизации развития профессионально важных качеств / Я. Н. Полякова // Тамбовская научная психологическая школа: итоги 20- летия ТГУ имени Г. Р. Державина: материалы VII Международного семинара молодых ученых и аспирантов 17 апреля 2015 г.; Мин-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т имени Г. Р. Державина.- Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука- Общество», 2015. - с. 150 - 157.
13. Полякова, Я. Н. Психологическое сопровождение слушателей, проходящих первоначальное обучение в учебных центрах ФСИН России, как фактор активизации развития их личностного потенциала / Я. Н. Полякова // Ведомости УИС, 2015. - № 10. - с. 15 - 18.
14. Полякова, Я. Н. Актуальные вопросы психологического сопровождения сотрудников УИС / Я. Н. Полякова // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер. Всеросс. научно-практ. конф., Томск 14-15 апреля 2016 г. / Под общ. ред. Заслуженного юриста РФ, д.ю.н., проф. В.А.Уткина. Выпуск 4;
Томский ИПКР ФСИН России. - Томск: Изд-во ООО «Офсет ЦЕНТР», 2016. - с. 271 - 220.
15. Полякова, Я. Н. Психологические условия активизации развития
профессионально важных качеств слушателей первоначального обучения учебных центров ФСИН России / Я. Н. Полякова // II Международный пенитенцарный форум «Преступление, наказание, исправление» (К 60-летию принятия Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (Рязань, 25-27 нояб. 2015 г.): в 8 т. Т. 5: Материалы Международной научно-практической конференции
«Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в УИС интеграция теории и практики». - Рязань: Академия ФСИН России, 2015. - с. 266 - 269.
16. Полякова, Я. Н. Психологическое сопровождение сотрудников УИС как фактор развития их профессионально важных качеств / Я. Н. Полякова // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции (16-17 июня 2016 г.) / под общ. ред. А. А. Вотинова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. - с. 482- 484.
17. Полякова, Я. Н. Особенности психологического анализа деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы / Я. Н. Полякова, С. В. Кулакова // Новая наука: Проблемы и перспективы. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2016. - № 7 - 2 (91). - с. 117 -120.
18. Полякова, Я. Н. Формирование профессионально важных качеств сотрудников подразделений безопасности исправительных учреждений УИС / Я. Н. Полякова // Альманах научных трудов ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России. Выпуск 1: сборник докладов научно-практических мероприятий. - Киров: ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2016. - с. 205 - 208.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ