ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ В ОБРАЗОВАНИИ 14
1.1. Роль и место системы управления государственной образовательной организацией в повышении качества образования и эффективности использования государственного имущества 14
1.2. Тенденции развития подходов к управлению результативностью
в целях гармонизации показателей качества и индикаторов финансово-хозяйственной деятельности
образовательной организации 34
1.3. Систематизация проблем деятельности современных
государственных образовательных организаций, являющихся получателями государственных субсидий, на основе декомпозиции
интегрального показателя 46
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 62
2.1. Развитие концепции выбора и обоснования направлений деятельности
образовательных учреждений, подлежащих критериальному мониторингу учредителем 62
2.2. Сравнительный анализ подходов к оценке результативности управления
финансово-хозяйственной деятельностью государственного образовательного учреждения и практики их применения 72
2.3. Метод идентификации и оценки качества финансовых потоков
для целей текущего управления результативностью образовательного учреждения 86
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ПАРТНЕРСКИХ МОДЕЛЕЙ 97
3.1. Развитие механизмов партнерской модели управления
результативностью деятельности вуза с учетом направлений государственной политики 97
3.2. Развитие системы ключевых показателей деятельности для целей
стратегического управления результативностью образовательной организации 115
3.3. Механизм мониторинга и контроля результативности
финансово-хозяйственной деятельности на основе проектного офиса образовательной организации 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 144
ПРИЛОЖЕНИЯ 168
Приложение 1 168
Приложение 2 174
Приложение 3 176
Приложение 4 179
Приложение 5 184
Приложение 6 188
Приложение 7 191
Приложение 8 194
Приложение 9 197
Приложение 10 200
Приложение 11 207
Актуальность исследования. Образовательные организации являются важной составляющей современного общества, обеспечивающей не только формирование культуры и знаний, но и базовые элементы развития человеческого потенциала. Развитие образования и науки признаются приоритетом общественного и экономического развития во всех странах. Именно поэтому отрасль образования воспринимается не как сфера социальных расходов, а как сфера инвестиций государства в развитие человеческого капитала. С переходом на нормативно-подушевой принцип бюджетное финансирование сферы высшего образования стало связано с целевыми количественными и качественными показателями деятельности вузов.
Данная тенденция сохраняется в России и сегодня в рамках финансового обеспечения сферы образования в соответствии с национальными целями развития, например, в рамках национальных проектов «Наука и университеты», «Образование» и национальной программы «Цифровая экономика». Важно отметить, что субсидии на образовательную и научную деятельность вузов способствуют решению задач социально-экономического развития страны, и это не только результат непосредственного оказания образовательных услуг и выполнения НИР и НИОКР, но и будущие результаты профессиональной деятельности выпускников, которые, реализуя свой накопленный человеческий капитал через интеллектуальные интервенции в экономику и через повышенную «зарплатную премию», увеличивают вклад в валовый внутренний продукт страны.
В современных условиях высокой конкуренции на рынке высшего образования субсидия из федерального бюджета на выполнение государственного задания является в большинстве случаев основным, но не единственным источником финансового обеспечения деятельности государственной образовательной (некоммерческой) организации, в то время как в коммерческих организациях доход обеспечивается в основном из внебюджетных источников. Поэтому способность некоммерческой организации привлекать дополнительные финансовые ресурсы является доказательством ее эффективности и востребованности и обеспечивает повышение ее финансовой устойчивости.
В рамках, установленных учредителем государственного вуза целевых показателей деятельности (показателей объема оказания образовательных услуг, а также иных значений индикаторов, определенных в национальном мониторинге эффективности), образовательные организации выстраивают собственные системы управления по результатам, декомпозируя отдельные показатели учредителя на уровень структурных подразделений, профессоров и преподавателей. В целях обеспечения ответственности и мотивации сотрудников и подразделений на достижение соответствующих показателей многими вузами, как государственными, так и негосударственными, вводится управление эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Это позволяет не только транслировать задачи верхнего уровня на уровень исполнения для формирования учредителем (государством, физическими или юридическими лицами) системы критериев качества образования и оказываемых услуг, но при построении обоснованной управленческой модели создает условия для обеспечения финансовой устойчивости, управленческой самостоятельности и предусмотренной законодательством об образовании академической автономии образовательных организаций. Финансовая устойчивость образовательной организации становится одним из важнейших результатов показателей ее эффективного управления.
Показатель финансовой устойчивости может являться интегральным критерием оценки не только качества финансового менеджмента (как составной части процесса управления), но и качества управления организацией. При этом достаточность финансирования и эффективность финансового управления будут являться долгосрочными показателями эффективности функционирования любой организации, и в частности образовательной.
Необходимость разработки мер по повышению эффективности функционирования государственных образовательных организаций, качества оказываемых ими услуг и, как следствие, конкурентоспособности отечественного образования и реализации государственной политики в сфере образования (включая реализацию государственной программы «Развитие образования», принятой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”, национальных проектов “Образование”, “Наука и университеты”, национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”» и т. д.), недостаточность теоретической проработки подходов к управлению доходами и затратами применительно к образовательной деятельности, отсутствие специальных инструментов выявления, анализа и снижения потерь от неэффективной деятельности образовательных организаций для экономики и общества определяют актуальность выбранной темы исследования и дают возможность сформировать практические механизмы, способные обеспечить управление результативностью образовательных организаций на основе развития моделей управления ими, в том числе их финансирования, мониторинга их деятельности с использованием специально спроектированных критериев, подкритериев и показателей деятельности.
Степень разработанности темы исследования
Общие проблемы управления организациями рассматривались в трудах как зарубежных (И. Адизес, Ч. Барнард, П. Друкер, Т. Питерс, Г. Минцберг, Дж. Рёскин, Г. Саймон, Р. Уотерман), так и отечественных исследователей (М. В. Артемьева, О. С. Виханский, В. В. Глущенко, П. А. Кохно, В. П. Кузнецов, Л. И. Лукичева, В. А. Микрюков). Проблематика управления образовательными организациями, и вузами в частности, анализировалась в работах следующих ученых и исследователей: С.А. Беляков, Л. Вессман, А. О. Грудзинский,
A. А. Егоров, И. Н. Емельянова, К. Каллио, Т.Л. Клячко, Э. М. Коротков, О. О. Мартыненко, Д. В. Попов, С. Д. Резник, Е. А. Савеленок, А. А. Салтан,
B. П. Симонов, Р. Г. Стронгин, П. И. Третьяков, Т. Фумасоли, Э. А. Ханушек, Т. В. Черникова, Е. Г. Чернова, Т. И. Шамова, Л. А. Шипилина. Изучение данных работ позволяет выделить следующие подходы к управлению университетом как:
1) социально-экономической системой;
2) развивающейся системой в сфере образования и науки;
3) объектом предпринимательской деятельности.
Последний из перечисленных подходов сегодня является важнейшей тенденцией в управлении современным университетом. По мнению Б. Кларка, на деятельность университетов влияют три фактора: государство, рынок и академическая олигархия. Основной инструмент этого влияния, наряду с регуляторной деятельностью учредителя, выступает финансовая модель управления вузом . Таким образом, управление университетом напрямую связано с возможностями финансового обеспечения его деятельности, в частности с доступом к бюджетному финансированию основной образовательной и научной деятельности, к средствам населения и компаний через оказание платных образовательных услуг и выполнение научных работ, а также к грантам научных фондов и бюджетам иных институтов развития, организаций, выделяемых на проведение исследований, консультаций и экспертиз и др.
Анализ актуальных отечественных и зарубежных научных работ в области управления деятельностью вузов показывает недостаточное раскрытие факторов влияния на их эффективность и результативность, а научно-методическое обеспечение процесса управления требует дальнейшего совершенствования в связи с развитием концепции управления по результатам (performance-based management) и проектного подхода к управлению.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка концептуальных и методических подходов к формированию и оценке показателей результативности деятельности государственных образовательных организаций высшего образования на основе партнерских моделей.
Для достижения обозначенной цели в исследовании были поставлены и решены актуальные задачи:
- выявить тенденции развития системы государственного управления в сферах науки и высшего образования;
- определить связь показателей результативности образовательных организаций высшего образования с показателями их финансово-хозяйственной деятельности и финансового менеджмента;
- определить подходы к идентификации интегрального показателя финансовой устойчивости как критерия оценки результативности деятельности университета;
- разработать и предложить оптимальную структуру источников
финансового обеспечения образовательной организации для повышения качества управления ее результативностью;
- разработать методические положения критериальной оценки управления результативностью деятельности государственной образовательной организации;
- определить подходы к формированию партнерских моделей и
разработать их набор в целях управления результативностью
деятельности вуза с участием всех партнеров, так или иначе сотрудничающих с вузом и / или заинтересованных в его развитии (далее - заинтересованных сторон) с учетом нормативного регулирования, а также государственной политики в сфере высшего образования и науки;
- сформировать практические рекомендации по согласованию ключевых
показателей управления результативностью деятельности образовательной организации и индикаторов мониторинга и контроля ее деятельности учредителем.
Объектом исследования являются государственные образовательные организации высшего образования Российской Федерации.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления деятельностью и результативностью государственной образовательной организации высшего образования.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой исследования являются фундаментальные концепции и положения отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, теории систем и системного анализа, функционирования и управления деятельностью образовательных организаций высшего образования, экономики и управления финансово-хозяйственной деятельностью университетов, управления вузами как социально-экономическими системами , финансового управления некоммерческими организациями, экономического анализа, стратегического управления и планирования.
...
Итак, основным критерием результативности деятельности вуза, как было отмечено выше, является интегральный показатель финансовой устойчивости, характеризующий не только финансовое состояние образовательной организации, включая особенности финансового обеспечения (определенный баланс бюджетного финансирования и ПДД), но и показатели качества образования и научной деятельности, признанные обществом и реальным сектором экономики, бизнесом и государственным сектором, как основными партнерами университета.
Именно взаимодействие с указанными ключевыми заинтересованными сторонами на уровне региона и страны является основанием для применения предложенных в работе концептуальных подходов к управлению университетом: 1) как социально-экономической системой; 2) как развивающейся системой в сфере образования и науки; 3) как объектом предпринимательской деятельности.
Симбиоз указанных подходов позволил разработать 12 партнерских моделей, основанных на взаимодействии с основными субъектами социально-экономической системы деятельности, в том числе с местными сообществами, некоммерческими организациями на федеральном, региональном и местном уровнях, органами госуправления, бизнесом и иными организациями науки и образования. Применение всех трех предложенных подходов как единого целого создало условия для доказательства важности управления университетом как развивающейся системой в сфере образования и науки, направленного на расширение доступа населения к образовательным услугам, создание условий для инновационной деятельности, реализации университетом функции информационного интегратора, способствующего развитию человеческого потенциала и интеллектуального уровня общества. Вместе с тем именно интегральный показатель финансовой устойчивости является отражением предпринимательских компетенций менеджмента и коллектива вуза, и нашим диссертационным исследованием доказано, что управление университетом как объектом предпринимательской деятельности приводит к повышению конкурентоспособности вуза на рынках разного уровня (региональном, отраслевом, национальном или международном).
Разработанные в рамках исследования ключевые показатели результативности нашли отражение в комплексном определении интегрального (обобщающего) показателя результативности. Сложность указанного отражения корреляции ключевых показателей результативности финансовой устойчивости была связана с разнообразием и большой дифференциацией значений предложенных показателей. Вместе с тем на основе предложенных подходов каждым университетом в соответствии со стратегией и планами его развития может быть спроектирована и разработана детализированная методика обработки и усреднения показателей, а также формирования интегрального показателя. Предложенная в настоящей работе схема мониторинга может стать базой для дальнейшей тонкой настройки системы. Оба этих обстоятельства говорят о возможности применения результатов исследования на практике.
В рамках работы достигнута цель исследования, заключающаяся в разработке концептуальных и методических подходов к формированию и оценке показателей результативности деятельности государственных образовательных организаций высшего образования на основе партнерских моделей.
Достижение обозначенной цели стало возможным при решении основных задач исследования:
- выявлены и описаны тенденции развития системы государственного управления в сферах науки и высшего образования;
- определены ключевые показатели результативности образовательных организаций высшего образования и сформированы модели управления ими, выявлена взаимосвязь моделей управления вузами с показателями финансового обеспечения их деятельности и особенностей их финансового менеджмента;
- идентифицирован интегральный показатель финансовой устойчивости как обобщающий критерий оценки результативности деятельности университета;
- разработаны методические подходы и механизмы, позволяющие:
• определить оптимальную структуру источников финансового
обеспечения образовательной организации для эффективного управления ее результативностью;
• разработать показатели критериальной оценки управления результативностью государственного образовательной организации;
• разработать механизм формирования партнерских моделей
управления результативностью деятельности вуза с участием всех перечисленных заинтересованных сторон и разработать партнерские модели;
- сформированы практические рекомендации по согласованию ключевых показателей управления результативностью деятельности образовательной организации и индикаторов мониторинга и контроля ее деятельности учредителем.
В рамках исследования был подробно изучен опыт работы государственных образовательных организаций высшего образования и управления ими, как и управления системой высшего образования Российской Федерации в целом, как объектами указанного исследования. Особое внимание было обращено на организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления деятельностью государственной образовательной организации высшего образования, что является залогом и основой ее результативности.
На основе данных системы государственного статистического наблюдения, ведомственной отчетности и информации с портала Минобрнауки России, аналитических данных российских и зарубежных образовательных и научных организаций, а также международных экспертных организаций был выполнен ретроспективный анализ состояния системы высшего образования в России с 2000 года, также как и анализ качества управления деятельностью образовательных организаций высшего образования с 2014 года, поскольку именно с 2014 года ведется системный мониторинг эффективности деятельности вузов и мониторинг качества их финансового менеджмента.
В рамках работы развиты концептуальные и методологические положения менеджмента в сфере образования. Научная новизна исследования была обеспечена, основываясь на совершенствовании методов управления по результатам, с учетом комплексных количественных и качественных измерений эффективности достижения плановых показателей деятельности, в том числе показателей финансовой устойчивости.
Важным практическим достижением в исследовании является разработка методики оценки финансовой устойчивости как интегрального критерия результативности образовательной организации и инструментария мониторинга результативности деятельности университетов на основе указанных ключевых показателей результативности. Широкая апробация разработанных подходов и методик проводилась автором в Минобрнауки России, а также в рамках разработки Стратегии развития страны в 2018-2024 году (далее - Стратегия), в которой автор исследования был одним из разработчиков разделов «Человеческий капитал» и «Имплементация стратегии» в рамках своей работы в качестве руководителя проектного направления в фонде «Центр стратегических разработок» (ЦСР). Отдельные положения, раскрытые в настоящем исследовании, были апробированы в рамках подготовки соответствующих разделов Стратегии совместо со специалистами и экспертами Минобрнауки России, Минфина России, Минэкономразвития России и иных федеральных органов исполнительной власти.
Разработанные в рамках исследования подходы к управлению результативностью в системе высшего образования, основанной на партнерстве с различными заинтересованными сторонами и предпринимательской активности вуза, позволили сформировать рекомендации в отношении отдельных аспектов управления, в частности инфраструктурного и кадрового обеспечения.
В ходе работы было выявлено, что партнерские модели способствуют решению сложных управленческих задач путем активного вовлечения партнеров в эффективное использование вузовской инфраструктуры. Это особенно актуально с учетом проблем обременения избыточной инфраструктурой в сложившихся имущественных комплексах вузов. Указанные проблемы могут быть существенно редуцированы посредством эффективного управления имуществом в рамках партнерских моделей и достижения высоких показателей финансовой устойчивости вуза. Однако, в условиях стоящей перед многими вузами и научными организациями проблемы обременения инфраструктурой, тема управления имущественным комплексом системы высшего образования и науки требует отдельного исследования, особенно с учетом активного внедрения информационных технологий в образовательный процесс и процессы научных исследований и экспериментальных разработок.
Важным выводом проведенного исследования стало то, что партнерские модели позволяют эффективно решать вопросы взаимодействия с основным персоналом вуза и вовлечения ППС и научных сотрудников в решение задач стратегического управления университетом. Зачастую администрации вуза приходится решать дилемму как одновременно быть социально ответственным учреждением и эффективным университетом предпринимательского типа. Выполнение требований о минимальном гарантированном пороге базовой части заработной платы может вступать в противоречие с задачей построения эффективной системы мотивации сотрудников на достижение высоких показателей результативности. Соблюдение требований регулятора относительно достижения целевых соотношений числа студентов на одного преподавателя в совокупности с требованиями минимального уровня гарантированной базовой части заработной платы, с одной стороны, и выполнение достаточно жестких норм трудового законодательства, защищающего права работника, - с другой, заставляет администрации вузов искать сбалансированные управленческие решения. Несмотря на доказанную эффективность применения разработанных партнерских моделей для достижения указанного баланса с учетом диверсификации источников финансирования вуза и роста показателя финансовой устойчивости, тема эффективного управления результативностью на основе создания партнерств в рамках коллектива вуза может стать отдельной темой для исследования партнерских моделей в высшем образовании и науке....
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь / ВНИИС. М. : ИПК Издательство стандартов, 2001.
2. Государственная программа «Развитие образования». Постановление Правительства РФ № 1642 от 26.23.2017, № 23 от 22.01.2019.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. № 146-ФЗ от 31.07.1998.
4. Об автономных учреждениях. Федеральный закон Российской Федерации № 174-ФЗ от 03.11.2006.
5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012.
6. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Приказ Минфина России № 33н от 25.03.2011.
7. Об утверждении методики формирования государственного задания на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования на очередной финансовый год и плановый период. Приказ Минобрнауки России № 581от 17.05.2016.
8. Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на
оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного
(муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением. Приказ Минобрнауки России № 1040 от 22.09.2015.
9. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Распоряжение Правительства Российской Федерации № 722-р от 30.04.2014.
10. Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки российской федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Приказ Минобрнауки России № 2 от 11.01.2016.
11. Об утверждении Порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и об использовании закрепленного за ними государственного имущества. Приказ Минобрнауки России № 904 от 27.07.2016.
12. Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Приказ Минобрнауки России № 717 от 16.06.2016.
13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Федеральный закон № 83- ФЗ от 08.05.2010 (с последующими изменениями).
14. О значениях базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования и науки, молодежной политики, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан и значений отраслевых корректирующих коэффициентов к ним. Приказ Минобрнауки России № 884 от 20.07.2016.
15. О некоммерческих организациях. Федеральный закон Российской
Федерации № 7-ФЗ от 12.01.1996.
...236