Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ

Работа №179307

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы174
Год сдачи2019
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА 14
1.1. Профессиональная языковая подготовка студентов-иностранцев как
педагогическая и лингвосоциокультурная проблема 14
1.2. Социокультурные аспекты адаптации студентов-иностранцев к условиям
профессиональной языковой подготовки в поликультурной среде российского вуза 29
1.3. Модель профессиональной языковой подготовки студентов -иностранцев
в поликультурной среде МГИМО МИД России 54
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 73
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА 76
2.1. Специфика профессиональной языковой подготовки студентов -
иностранцев в условиях поликультурной среды российского университета (на примере МГИМО) 76
2.2. Эффективная адаптация студентов -иностранцев к поликультурной среде
российского вуза как условие повышения качества профессиональной языковой подготовки 102
2.3. Реализация модели профессиональной языковой подготовки студентов-
иностранцев в поликультурной среде МГИМО 117
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
БИБЛИОГРАФИЯ 1
ПРИЛОЖЕНИЯ 1


Актуальность исследования.
Интернационализация современного высшего образования
актуализирует проблему социокультурной адаптации иностранных студентов к условиям высшего учебного заведения в незнакомой стране для успешной коммуникации в социально-бытовом и учебном профессиональном дискурсе. Актуальность проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов также обусловлена притоком в российские вузы молодежи из российских регионов, из стран ближнего и дальнего зарубежья, что способствует созданию полиэтнической и поликультурной среды во многих университетах.
В настоящее время все большую социальную значимость и востребованность приобретает подготовка специалистов в области международных отношений, что объясняется глобальными явлениями в политико-экономической сфере, усилением международного
взаимодействия, расширением межкультурной коммуникации. В вузах международного профиля особое внимание уделяется обучению студентов языку специальности, поскольку для будущих специалистов - международников иностранный язык является инструментом осуществления профессиональной деятельности. Вместе с тем, практика показывает, что часть студентов-иностранцев, в силу различных причин, не справляется с изучением двух и более иностранных языков. Ряд исследований указывает на то, что причиной является неспособность студентов-иностранцев преодолеть трудности лингво- и социокультурного характера. Поэтому актуальным представляется анализ этих особенностей и выявление организационно - педагогических условий, способствующих преодолению культурологических барьеров в процессе профессиональной языковой подготовки. Настоящее исследование выполнено на базе Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, являющегося полилингвальной и поликультурной образовательной организацией, в которой изучаются 53 языка.
Актуальность проблемы профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев в поликультурной среде вуза международного профиля обусловлена:
- углублением международных образовательных контактов между странами, возрастанием роли молодежи в духовном сближении народов и интеграции мирового сообщества;
- ростом числа молодых людей, желающих получить профессиональное образование в вузах России;
- стремлением отечественных вузов к увеличению числа иностранных студентов, обеспечивающих интернационализацию образования;
- внедрением в российские вузы лучших практик зарубежного образования, стимулирующих интернационализацию образования.
Наиболее эффективно процесс профессиональной подготовки студентов-иностранцев в условиях российского вуза осуществляется дидактическими и профессионально-ориентированными ресурсами поликультурной образовательной среды.
Степень разработанности проблемы.
Сегодня имеется достаточное количество работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных как изучению социокультурных особенностей языковой подготовки, так и обучению студентов -иностранцев. Так, полиэтнические и поликультурные факторы в организации профессионального образования отражены в работах российских и зарубежных ученых: А. Г. Асмолова, Б. Л. Вульфсона, Б. С. Гершунского, Ю. С. Давыдова, Н. Д. Никандрова, Дж. Брунера. Дж. Бэнкса, Х. Вессури, Д. Дэниела, Б. Колдуэлла, Т. Хюсена, Б. Эдвардс и других.
Проблемам формирования и развития поликультурной образовательной среды в стратегии развития комплекса дидактических и воспитательных задач посвящены работы А. Ю. Белогурова, В. П. Борисенкова, Е. В. Воевода, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюка, А. Н. Джуринского и других исследователей, рассматривающих образовательную среду вуза как ресурс личностного и профессионального развития.
К настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для изучения проблем формирования поликультурной и межъязыковой компетенции личности в условиях образовательной среды вуза. К ним правомерно отнести труды:
- по реализации пространственного и средового подходов (Д. Ф. Ильясов, В. И. Слободчиков, А. Бейтс, Дж. Паркер, Р. А. Эвермен и др.);
- о лингвосоциокультурном аспекте формирования языковой и коммуникативной компетенций студентов вуза (Ю. Н. Караулов, Л. Г. Веденина, М. В. Китайгородская, Е. И. Пассов, С. Г. Тер -Минасова и др.);
- о роли языковой подготовки как составляющей профессиональной подготовки в высшей школе (Л. П. Гадзаова, Е. Н. Малюга, И. А. Рапопорт, Е. В. Воевода, Е., Л. П. Костикова и др.).
Однако на текущий момент практически не выявлено исследований, в которых были бы проанализированы и системно представлены вопросы адаптации студентов к условиям поликультурного и профессионального учебного дискурса. Таким образом, мы сталкиваемся с противоречиями между:
- социальным заказом (ФГОС ВО, собственные образовательные стандарты ряда вузов, ожидания стран, направивших студентов на учебу) на эффективную профессиональную подготовку иностранных студентов и недостаточной разработанностью методики их адаптации к поликультурной среде университета;
- существующей практикой профессиональной языковой подготовки студентов российских вузов международного профиля и обучением иностранных студентов в условиях триязычия и поливариативного социокультурного пространства;
Противоречия определили проблему исследования: как повысить эффективность профессиональной языковой подготовки иностранных студентов в условиях образовательной среды российского вуза с учетом ее социокультурных особенностей. Проблема исследования определила выбор темы диссертационного исследования - «Социокультурные особенности профессиональной языковой подготовки студентов -иностранцев».
Диссертация соответствует следующим пунктам Паспорта специальности 13.00.08 - «Теория и методика профессионального
образования»:
- 1. Методология исследований по теории и методике профессионального образования (научные подходы к исследованию развития профессионального образования, связи теории и методики профессионального образования с областями педагогической науки и другими науками; взаимосвязь теории и методики профессионального образования с практикой; методы исследования профессионального образования).
- 4. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях.
- 11. Современные технологии профессионального образования.
- 13. Образовательная среда профессионального учебного заведения
- 18. Отбор и структурирование содержания профессионального образования.
- 35. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования.
- 36. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить модель профессиональной языковой подготовки иностранных студентов в условиях поликультурной среды российского университета на основе анализа социокультурных особенностей профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев.
Объект исследования — поликультурная среда российского вуза международного профиля.
Предмет исследования — профессиональная языковая подготовка студентов-иностранцев.
Гипотеза исследования. Эффективность профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев в условиях современного вуза может быть обеспечена, если:
- процесс обучения осуществляется в поликультурной образовательной
среде, ориентированной на формирование многомерного
социокультурного представления студентов об этническом и культурном разнообразии современного мира и необходимости межкультурного диалога;
- система профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев, основанная на компетентностном, средовом, культурологическом, аксиологическом подходах, направлена на совершенствование межкультурной коммуникации как основы формирования высокого уровня профессионализма в выбранной специальности;
- методическая система включает социокультурный, когнитивно - тезаурусный, мотивационно-прагматический, лингводидактический компоненты, в совокупности позволяющие решать задачи по профессионально-личностному развитию студентов-иностранцев;
- условия подготовки обеспечивают формирование необходимых
компетенций в профессиональной области и сфере межкультурного взаимодействия и поликультурной компетентности.
Цель, объект и предмет исследования определили его задачи:
1. Раскрыть сущность социокультурных особенностей языковой подготовки студентов-иностранцев в условиях российского вуза международного профиля.
2. Определить роль лингвосоциокультурных особенностей родной культуры студента-иностранца в процессе адаптации к обучению в России.
3. Разработать и апробировать на примере МГИМО модель профессиональной языковой подготовки иностранных студентов в условиях поликультурной среды российского вуза международного профиля.
4. Обосновать и провести экспериментальную проверку
организационно-педагогических условий реализации модели
профессиональной языковой подготовки иностранных студентов в условиях поликультурной среды российского вуза.
В ходе исследования были использованы следующие исследовательские методы: теоретические — анализ психолого¬
педагогической и лингвокультурологической научной литературы по теме исследования, синтез, метод моделирования; эмпирические — анкетирование, наблюдение, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент; математитико-статистические — математическая обработка результатов анкетирования, представление результатов в табличном и графическом виде.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужил факультет Международных экономических отношений Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Всего в эксперименте за время его проведения (2015-2019 гг.) приняли участие 95 студентов-иностранцев.
Этапы исследования. Исследование, проводившееся с 2012 г. по 2019 г., включало три этапа.
На первом этапе, пропедевтическом (2012-2014 гг.), было определено предметное поле исследования, определена проблема исследования, его объект и предмет, сформулирована и утверждена тема исследования. Также была написана и апробирована первая часть «Учебного пособия к видеокурсу English Channel - Уровень А1» (в соавторстве с Е. Б. Максимовой).
На втором, системообразующем, этапе (2015-2016 гг.) была определена структура диссертации и разработан алгоритм дальнейшей работы; изучена литература по теме исследования; проведены констатирующий и формирующий эксперимент, проведена предварительная обработка и полученных результатов. На данном этапе промежуточные результаты были представлены на международных и всероссийских конференциях, опубликованы в реферируемых журналах из Перечня ВАК и сборниках материалов конференций; написана и апробирована вторая часть «Учебного пособия к видеокурсу English Channel - Уровень А2».
На третьем, обобщающем, этапе (2017-2019 гг.) были систематизированы и обобщены результаты, полученные в ходе констатирующего и формирующего эксперимента, проведена их статистическая обработка. Завершено научное оформление текста диссертации и его редактирование.
Научная новизна исследования определяется следующими
полученными результатами:
в концептуально-методологическом контексте:
- определены условия, факторы и принципы формирования и развития поликультурной образовательной среды современного вуза, под которой понимается система организации образовательного процесса, ориентированная на формирование многомерного социокультурного представления студентов-иностранцев об этническом разнообразии современного мира и необходимости межкультурного диалога, развитие поликультурной грамотности и толерантного отношения к представителям различных культур, способность к межкультурной коммуникации как основе формирования высокого уровня профессионализма в выбранной профессии;
- представлена совокупность положений, составивших теоретико¬
методологическую основу исследования проблемы проектирования вузовской поликультурной образовательной среды как ресурсной основы профессионально-личностного развития студентов-иностранцев;
в научно-методическом контексте:
- предложена модель профессиональной языковой подготовки студентов - иностранцев в условиях поликультурной образовательной среды вуза, которая строится на основе реализации компетентностного, средового, культурологического, аксиологического подходов;
- выделены и обоснованы социокультурный, когнитивно -тезаурусный, мотивационно-прагматический, лингводидактический компоненты профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев в поликультурной образовательной среде вуза, которые в своей совокупности позволяют решать задачи по профессионально-личностному развитию студентов-иностранцев, ориентированных на формирование необходимых компетенций в профессиональной области и сфере межкультурного взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующих полученных результатах:
- выявлены содержательные корреляты и детерминанты развития
поликультурной образовательной среды современного вуза;
- уточнены определения понятий «поликультурная среда вуза» и
«поликультурная компетентность студента-международника»;
- раскрыта специфика поликультурной образовательной системы вуза,
выявлены теоретико-методологических особенностей ее
функционирования в процессе организации профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев в контексте непрерывного образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что на базе МГИМО МИД России реализована методическая система профессиональной
языковой подготовки студентов-иностранцев в условиях поликультурной образовательной среды вуза, которая показала свою эффективность в решении комплекса педагогических задач. Разработанный автором учебно - методический комплект для студентов и преподавателей (учебные пособия к видеокурсу «English Channel» - уровни А1 и А2), Модель профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев в условиях вуза международного профиля и система учебных заданий стабильно используются в учебном процессе МГИМО -Университета по направлению подготовки «Международные экономические отношения» и могут быть использованы в процессе организации вузовского обучения студентов - иностранцев по различным направлениям подготовки гуманитарного профиля, при проектировании программ дополнительного
профессионального образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными теоретико-методологическими положениями; использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью объема выборки, адекватностью и воспроизводимостью полученных результатов; внедрением полученных результатов в учебный процесс университета, продолжительным периодом исследования и его связью с практикой; личным участием в апробации и внедрении в учебный процесс результатов исследования в качестве старшего преподавателя Кафедры английского языка № 2 МГИМО.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная языковая подготовка иностранных студентов, обучающихся в российских вузах международного профиля осуществляется в условиях поликультурной образовательной среды и представляет собой систему организации учебно -воспитательного процесса, ориентированную на формирование поликультурной компетентности - интегративного качества личности, позволяющего осознавать разнообразие культур, уметь сохранять собственную культурную идентичность, толерантно относиться к общим и
частным особенностям иных культур, контролировать свои эмоциональные реакции и выбирать поведенческие тактики в общении и взаимодействии с представителями иных культур и осуществлять эффективную межкультурную коммуникацию. Формирование поликультурной
компетентности происходит через: а) формирование многомерного социокультурного представления студентов -иностранцев об этническом и культурном разнообразии современного мира и необходимости межкультурного диалога; б) развитие поликультурной грамотности и толерантного отношения к представителям различных культур; в) совершенствование межкультурной коммуникации как основы формирования высокого уровня профессионализма в выбранной специальности.
2. Методическая система профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев в условиях поликультурной образовательной среды вуза строится на основе реализации компетентностного, средового, культурологического и аксиологического подходов с учетом принципов системности и последовательности, прикладной направленности обучения, сознательной активности, необходимости и достаточности, позволяющих решать задачи профессионально-личностного развития студентов- иностранцев и формирования навыков межкультурного взаимодействия в решении комплекса образовательных задач. Под методической системой профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев в условиях поликультурной образовательной среды вуза понимается комплекс взаимосвязанных организационно-педагогических методов, средств и технологий, позволяющих планировать и осуществлять профессиональную языковую подготовку, контролировать её результаты и находить способы повышения её эффективности.
3. Профессиональная языковая подготовка студентов-иностранцев в поликультурной образовательной среде вуза включает ряд компонентов - социокультурный, когнитивно-тезаурусный, мотивационно-прагматический, лингводидактический, которые в своей совокупности выступают основой проектирования и реализации методической системы. Повышению эффективности профессиональной языковой подготовки студентов - иностранцев в условиях вуза международного профиля способствует модель, основанная на реализации коммуникативного, личностно-ориентированного и социокультурного подходов, и включающая цель, подходы, принципы, факторы, уровни обучения, содержание и технологии, а также формируемые компетенции и результат обучения.
4. Основными качественными характеристиками профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев являются: а) языковая
поликультурная грамотность (богатство языка и культура речи); б) способность к межкультурной коммуникации (сформированность навыков межкультурного диалога); в) толерантное отношение к поликультурной действительности (понимание чужого менталитета, понимание иноязычной картины мира, признание как своей, так и иной культуры), методическая подготовленность преподавателя. Критериями оценки проявления качественных характеристик выступают: уровень поликультурной
грамотности; уровень владения навыками межкультурного диалога; уровень знания и повседневность проявления уважительного отношения к иным культурам, для преподавателя - владение методикой преподавания.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Интернационализация высшего образования, являясь одной из характерных особенностей XXI века, занимает важное место в развитии современных международных отношений: образование рассматривается как «мягкая сила», т.е. инструмент влияния.
Профессиональная языковая подготовка иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, осуществляется в поликультурной образовательной среде в условиях триязычия и в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования Российской Федерации по соответствующим направлениям подготовки или образовательными стандартами высшего образования ряда университетов, получивших право на самостоятельную разработку стандартов. В настоящей работе были рассмотрены как общие вопросы профессиональной языковой подготовки иностранных студентов в вузах Российской Федерации, так и специфика обучения студентов в вузах международного профиля на примере Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России.
Рассматривая в качестве цели профессиональной языковой подготовки иностранных студентов-международников подготовку компетентного специалиста в области международных отношений, мы говорим о её функциональности, имея в виду, с одной стороны, профессиональную подготовку специалиста, владеющего несколькими иностранными языками и готового работать в поликультурной международной среде, а с другой стороны, необходимость приобщения будущих специалистов международного профиля к социокультурным ценностям стран изучаемых языков (в том числе - русского языка) в профессиональном и повседневно-бытовом дискурсе. В целом, подготовка студентов-иностранцев в российском вузе международного профиля рассматривается как подготовка будущих партнеров по международному сотрудничеству в области дипломатии и
регионоведения, мировой экономики международной журналистики и менеджмента, связей с общественностью и межкультурной коммуникации. Для достижения поставленной цели необходимо сформировать профессиональную компетентность с учетом того, что обучение осуществляется в поликультурной образовательной среде вуза в условиях триязычия.
Владение иностранным языком является одним из важнейших требований, предъявляемых к специалистам международного профиля, что актуализирует проблему повышения качества профессиональной языковой подготовки иностранных студентов в российских вузах по указанному направлению подготовки. Это способствует, в конечном счете, повышению профессионализма в политике и в международных отношениях в целом.
Разработанная автором Модель наглядно иллюстрирует систему поуровневой профессиональной языковой подготовки студентов- иностранцев, будущих международников, в поликультурной среде МГИМО МИД России.
Специфика поликультурной среды МГИМО характеризуется наличием множества этнолингвистических групп студентов, которые стремятся сохранить свою культурную идентичность, в том числе - языковую, общаясь в бытовых ситуациях на родном языке, при этом каждый студент университета в обязательном порядке изучает английский язык в качестве основного или второго иностранного языка; все студенты-иностранцы изучают русский язык. Адаптация иностранных студентов к поликультурной среде МГИМО происходит через обучение в межнациональных учебных группах, общение с представителями разных стран в академическом и повседневно-бытовом дискурсе. Основным условием успешной адаптации является овладение русским языком. Это способствует повышению эффективности обучения и оказывает существенное влияние на формирование личности студента.
Профессиональная языковая подготовка иностранных студентов - это сложный психолого-педагогический и лингвокультурный процесс,
предусматривающий формирование особой, полилингвальной
компетентности, основанной на лингвистической и лингвокультурной составляющих. В процессе профессиональной языковой подготовки студенты-иностранцы сталкиваются как с мотивирующими, так и с демотивирующими факторами.
Студентам, приехавшим на учебу в Россию, нелегко привыкать к непривычному климату, пище, одежде, условиям проживания, поведению окружающих, а главное - непониманию российского менталитета. Им приходится осваивать, с опорой на русский язык, еще один или два иностранных языка, при этом все языки, включая родной, часто относятся к разным языковым семьям и группам. Это часто приводит к трудностям адаптации в лингвокультурной среде. Так, в процессе обучения иностранные студенты сталкиваются с комплексом проблем, вызванных высокой интенсивностью и скоростью освоения языкового материала, рассчитанного на среднестатистического российского студента. В связи с этим, считаем необходимым рекомендовать преподавателям языковых кафедр изыскать возможность учитывать проблемы иностранных студентов при составлении календарных планов обучения иностранному языку.
Проблемы институционального характера касаются освоения формы общения с преподавателем, адаптации к новой для студента-иностранца инфраструктуре университета: непривычной организации учебного процесса и аттестации, выстраиванию индивидуальной образовательной траектории, а также различий требованиях к уровню знаний, необходимых для обучения в вузе на родине и в системе российского высшего образования.
Не меньшую трудность представляет недостаточная сформированность навыков учебной деятельности студентов: учебно-интеллектуальных;
учебно-информационных; учебно-коммуникативных, учебно¬
организационных. Этим, в частности, объясняется трудность формирования компетенций, обозначенных в ФГОС ВО / ОС ВО МГИМО, которые, как известно, формируются на основе знаний, умений и навыков.
Профессиональная языковая подготовка предполагает формирование поликультурной компетентности, включающей лингвистическую,
социально-психологическую и лингвосоциокультурную составляющие, которые позволяют эффективно осуществлять повседневно-бытовую и профессиональную коммуникацию, готовить студентов к осуществлению в будущем профессиональной деятельности, в том числе, к межкультурной коммуникации в профессиональном и обыденно-бытовом дискурсе. В связи с этим отмечается важность работы в парах и групповой работы на уроках иностранного языка, потому что именно в таком формате происходит формирование коммуникативной компетенции. Однако, рассматривая процесс обучения, нельзя говорить о межкультурной коммуникации как об общении с живым носителем языковой и национальной культуры. В условиях специально организованного обучения, преподаватель иностранного языка является обычно единственным коммуникативным партнером обучаемых.
Проведение констатирующего и формирующего эксперимента, с использованием авторского учебного пособия лингвострановедческой направленности, показало, что целенаправленное внедрение
социокультурной составляющей в профессиональной языковой подготовке иностранных студентов с опорой на обозначенные в Модели подходы и принципы способствует преодолению демотивирующих факторов и способствует формированию поликультурной компетентности.
В заключение можно констатировать, что заявленная гипотеза подтверждена, цель достигнута, задачи решены.



1. Абдуллаев Ш. Поэзия и Фергана // Ташкент: Знамя. 1998. № 1. С. 127 - 135.
2. Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Поликультурное образование и этнопсихология. М.: Грааль, 2002. - 187 с.
3. Аракелян О.В. Поликультурное образование: сущность и содержание. - М.: ИД Грааль, 2001. - 81 с.
4. Арбузова И. И. Языковая интерференция и ее учет в преподавании темы «Русские пространственные предлоги» в иностранной аудитории // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 1. С. 143-150.
5. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских
вузах. М.: Центр социологических исследований, 2014. - 228 стр. URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2014/full.pdf (дата обращения:
03.06.2019).
6. Артеменко О. И. Современный мультикультурализм: роль русского языка в укреплении российской гражданской идентичности / Евразийский юридический журнал. 2014. № 4 (71). С. 193-196.
7. Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001. № 11-12. С. 32-35.
8. Ахметова М. Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. Новосибирск: Наука, 2005. - 180 с.
9. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1. С. 31-39.
10. Барышников Н. В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранный язык в школе. №2. 2002. С. 28-32.
11. Бахтикиреева У. М. К вопросу о роли языка в национальных конфликтах // Языковая политика и языковые конфликты в современном мире: Международная конференция (Москва, 16-19 сентября 2014): Доклады и сообщения / Отв. ред. А. Н. Биткеева, В. Ю. Михальченко; Институт языкознания РАН, Научно-исследовательский центр по национально-языковым отношениям. М.: ТЕЗАУРУС - Языки Народов Мира, 2014. - С. 241-245.
12. Белова Т. Урок граждановедения: личность и антиличность // Народное образование. 2002. № 2. С. 42-47.
13. Белогуров А. Ю. Методология профессионального образования в контексте социокультурных и педагогических инноваций // Психолого - педагогические аспекты работы преподавателя вуза : межкафедральн. сб. науч. статей : вып. 1 / отв. ред. Е. В. Воевода. М.: МГИМО- Университет, 2015. - С. 17-26.
14. Белогуров А. Ю. Приоритеты воспитания в процессе подготовки современного специалиста // Педагогическое образование и наука. 2009. № 5. С. 20-25.
15. Белогуров А. Ю., Скворцов Е. А. Проектирование образовательной среды учреждения: поиск методологических оснований // Среднее специальное образование. 2018. № 2. С. 8-10.
...221


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ