Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Статус беженцев и лиц, ищущих убежище, по европейскому праву

Работа №179186

Тип работы

Диссертация

Предмет

международное публичное право

Объем работы269
Год сдачи2019
Стоимость770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление Введение 4
Глава I. История правового регулирования статуса беженца и лица, ищущего убежище 12
§ 1. Становление системы международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, на универсальном уровне 12
§ 2. Система международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, согласно европейскому праву 40
§ 2.1 Система международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, в рамках Совета Европы 41
§ 2.2 Системы международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, в рамках ЕС 44
Глава II. Статус беженцев и лиц, ищущих убежище, в ЕС 78
§ 1. Общая европейская система убежища 78
§ 2. Правовой статус беженцев и лиц, ищущих убежище, в ЕС 91
§ 2.1. Директивы ЕС по вопросам убежища 93
§ 2.2 Дублинская система 145
§ 2.3. Проект третьего пакета актов ЕС по вопросам убежища 167
§ 3. Роль институтов и других органов ЕС в рамках Общей европейской системы убежища 198
Глава III. Роль ЕСПЧ и Суда ЕС в определении статуса беженцев и лиц, ищущих убежище, по европейскому праву 211
§1. Роль Суда ЕС в построении Общей европейской системы убежища в рамках ЕС 211
§2. Роль ЕСПЧ в защите прав беженцев и лиц, ищущих убежище 223
§ 3. Сравнительный анализ решений Суда ЕС и ЕСПЧ по вопросам
убежища 233
Заключение 240
Список литературы 251

Актуальность исследования
Миллионы людей ежегодно пересекают государственные границы в поисках нового места жительства, спасаясь от политических, национальных, расовых, религиозных и других форм преследования. Мировое сообщество предприняло определенные шаги для обеспечения международной защиты этих лиц, но имеющаяся на сегодняшний день система правовых норм охватывает далеко не все категории лиц, нуждающихся в обеспечении их прав. В настоящее время система международной защиты прав беженцев и лиц, ищущих убежище, является неоднородной по своей сути и регулируется универсальными международно-правовыми нормами, региональным и национальным правом. В настоящее время вопросы регулирования вынужденной миграции входят в повестку дня всех международных организаций. В 2016 г. в 28 государствах-членах ЕС и в четырех государствах - не членах ЕС (Норвегии, Лихтенштейне, Исландии и Швейцарии) было подано 1,3 миллиона ходатайств на предоставление международной защиты. Это на 7% меньше по сравнению с 2015 г., когда было подано около 1,4 млн ходатайств. Наибольшее число их было подано гражданами Сирии, Афганистана, Ирака, Пакистана и Нигерии. 32% заявителей были моложе 18 лет . В мировых масштабах, по данным УВКБ ООН, в 2016 г. число вынужденных мигрантов составило 65,6 млн человек, что на 300 тысяч больше, чем в 2015 г. Эти данные указывают на количество людей в мире, которые нуждаются в международной защите .
Как на универсальном, так и на региональном уровнях предпринимаются определенные шаги с целью улучшения эффективности защиты беженцев и лиц, ищущих убежище. ЕС и Совет Европы являются основными организциями в европейском регионе, в рамках которых развиваются системы международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище. В ЕС с 1999 г. осуществляется постепенное построение Общей европейской системы убежища, а в рамках Совета Европы регулирование данной сферы нашло отражение в прецедентном праве Европейского суда по правам человека. Так называемый миграционный кризис в Европе показал недостатки указанных систем защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, и дал новый импульс для развития данной сферы.
Степень научной разработанности
В отечественной литературе по международному и европейскому праву на сегодняшний день отсутствует комплексное исследование, посвященное статусу беженца и лица, ищущего убежище, по европейскому праву. Однако, несмотря на данное обстоятельство, указанная проблематика затрагивается в научных трудах, в которых рассматриваются вопросы универсального и регионального сотрудничества государств в сфере вынужденной миграции.
Так, среди работ российских юристов-международников, посвященных вопросам вынужденной миграции, внимания заслуживают исследованиях таких авторов, как А.Х. Абашидзе, Е.С. Алисиевич, Д.К. Бекяшев, Л.Н. Галенская, Н.Н. Зинченко, Д.В. Иванов, Е.В. Киселева, В.И. Потапов, Т.Я. Хабриева, А.Ю. Ястребова и др.
Что же касается специалистов в области европейского права, то вопросы вынужденной миграции рассматриваются в работах следующих авторов: М.М. Бирюков, В.В, Войников, Р.Ш. Давлетгильдеев, Е.Н. Егорова, П.А. Калиниченко, Р.А. Касьянов, С.Ю. Кашкин, Ю.С. Кашкин, А.О. Четвериков, Е.А. Торкунова, Л.М. Энтин, М.Л. Энтин. Однако в трудах перечисленных авторов проблема вынужденной миграции не является основной, так как большинство из них посвящены изучению либо права ЕС, либо регулированию миграции в целом. Исключением из этого правила можно считать лишь публикации В.В. Войникова.
Считаем, что изучение вопросов вынужденной миграции в европейском праве является отдельной проблемой, которая, особенно в контексте настоящего миграционного кризиса и текущей миграционной ситуации в государствах-членах ЕС, требует отдельного исследования, основанного на трудах отечественных и зарубежных специалистов в области международного права, европейского права.
Объект диссертационного исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, которые складываются в области регулирования вынужденной миграции.
Предмет диссертационного исследования. Предметом исследования являются действующие системы защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, включая международно-правовые акты, как универсального, так и регионального европейского характера и контрольные органы по соблюдению данных актов.
Цель и основные задачи диссертационного исследования. Целью настоящей диссертационной работы является комплексный и всесторонний анализ действующих систем защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, в рамках ЕС и на основе ЕКПЧ. В соответствии с данной целью основными задачами исследования являются:
- рассмотрение истории формирования системы международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, на универсальном и региональном (европейском) уровнях;
- анализ построения в рамках ЕС Общей европейской системы убежища;
- определение особенностей систем международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, в рамках ЕС и на основе ЕКПЧ;
- определение роли Суда ЕС и Европейского суда по правам человека в формировании региональной системы защиты беженцев и лиц, ищущих убежище.
Теоретическая и методологическая основы исследования
Методологической основой работы является материалистическая диалектика, поддерживаемая использованием общенаучных методов. Оперирование логическим методом позволило вывести дефиниции понятий. Активно применялись методы анализа, синтеза, сравнения, моделирования, системного и функционального подхода. Также были использованы частнонаучные методы (социологический, статистический, формально¬юридический и др.).
Теоретической основой работы
Теоратическую основу настоящего исследования составляют труды ведущих российских и зарубежных исследователей в области международного и европейского права.
Отечественная международно-правовая доктрина, в том числе и работы вынужденной миграции, представлена в исследовании представлена трудами таких авторов как А.Х. Абашидзе, А.И. Абдуллин, Д.К. Бекяшев, П.Н. Бирюков А.Н. Вылегжанин, А.Г. Волеводз, Л.Н. Галенской, Н.Н. Зинченко, Д.В. Иванов, Ю.М. Колосов, , В.И. Потапов, К.Д. Сазон, А.М. Солнцев, С.В. Черниченко, Е.А. Шибаева, А.Ю. Ястребовой, и др.
Среди работ, посвященных отдельным проблемам европейского и интеграционного права, включая и общевропейскую систему убежища, отметим Е.С. Алисеевич, М.М. Бирюкова, Е.А. Торкунову, Р.Ш. Давлетгильдеева, Р.А. Касьянова, Л.М. Энтина, М.Л. Энтина, В.В. Войникова, А.О. Чертверикова, Е.Н. Егорову, П.А. Калиниченко, С.Ю. Кашкин, Ю.С. Кашкин и др.
В диссертационном исследовании использовалсь и зарубежные источники, в частности, работы Г.С. Гудвин-Гилл (G.S. Goodwin-Gill), Е. Гуильд (E. Guild), Даниэля Тима (D. Thym), К. Костелло (C. Costello), С. Лавенекс (S. Lavenex) Дж. МакАдам (J. McAdam), С. Пеерса (S. Peers), Ф. Траунера (F. Trauner), К. Хайльброннера (K. Hailbronner), и др.
Научная новизна исследования. Диссертационное исследование представляет собой комплексный научный анализ статуса беженцев и лиц, ищущих убежище, в соответствии с европейским правом, а также современных систем международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, формирующихся в рамках ЕС и на основе ЕКПЧ.
В данной работе автор исследовал формирование системы международной защиты беженцев на универсальном уровне, предложив свою собственную квалификацию этапов развития данной системы на основе международно-правовых актов, принятых в том числе в рамках деятельности Лиги Наций и контрольных органов того периода. Кроме этого, диссертационное исследование содержит комплексный анализ процесса построения Общей европейской системы убежища, который осуществляется в рамках ЕС. Диссертантом также изучена система защиты прав беженцев и лиц, ищущих убежище, на основе ЕКПЧ, а также судебная практика двух судебных инстанций, таких как Суд ЕС и ЕСПЧ. Содержание диссертационного исследования включает также комплексный анализ действующих актов ЕС по вопросам убежища. Кроме того, диссертантом проанализированы проекты новых актов, предложенных ЕК, по реформированию существующей системы. Отсутствие специальной литературы на русском языке и комплексного анализа динамично изменяющихся систем международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище на региональном европейском уровне, указывает на инновационность данного исследования.
Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту. В соответствии с целями и основными задачами исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Обосновано, что система международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище на универсальном уровне, которая выступает основой для формирования региональных систем, в своем историческом развитии прошла три этапа: первый этап, переходный этап, современный этап. При этом каждый из них обладает своими особенностями, которые оказали и оказывают в настоящее время значительное влияние на формирование Общей европейской системы убежища.
2. Определено, что в рамках ЕС посредством построения Общей европейской системы убежища, которая сейчас находится на второй фазе своего развития, закреплен высокий уровень защиты беженцев и лиц, ищущих убежище. Однако в тоже время, что при этом доступ к данной системе ограничен применением концепции безопасной страны, договорами о реадмиссии, договоров о сотрудничестве с государствами происхождения и транзита беженцев и лиц, ищущих убежище.
3. Обосновано, что правовая основа Общей европейской системы убежища находится на стадии завершения процесса гармонизации и перехода к процессу унификации стандартов защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, на территории ЕС. Поступательный характер развития права ЕС, который проявляется в исследуемой сфере в целом, предполагает устранение недостатков по мере углубления интеграционных процессов и усиления роли наднациональной составляющей, что становится возможным, когда государства-члены решают перейти на более высокий уровень интеграции.
4. Аргументировано, что поскольку учредительные договоры и другие правовые акты ЕС содержат прямые отсылки на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., стандартам защиты, разработанным Европейского суда по правам человека на основе данной конвенции, отводится важная роль в развитии права ЕС по вопросам убежища.
5. Установлено, что после вступления в силу Лиссабонского договора, заключенного в 2007 г., в сфере защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, возросла роль Суда ЕС. Это в первую очередь связано с расширением юрисдикции Суда ЕС, хотя и с определенными ограничениями, в этой сфере. Вступление в силу Лиссабонского договора способствовало постепенному формированию Судом ЕС своего прецедентного права в сфере защиты беженцев и лиц, ищущих убежище. В настоящее время две судебные инстанции - Суд ЕС и ЕСПЧ - путем толкования и принятия решений развивают стандарты международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, на региональном европейском уровне.
Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования. Положения и выводы данного диссертационного исследования могут быть использованы при теоретическом изучении правовых аспектов регулирования вынужденной миграции и при проведении международно-правового анализа соотношения общепризнанных стандартов прав человека, в частности, прав беженцев и лиц, ищущих убежище. Положения и выводы настоящего исследования могут быть использованы при подготовке и заключении межведомственных международных договоров, в ходе совершенствования нормативно-правовой базы, путем заимствования положительного опыта и учета недостатков систем международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, затронутых данным исследованием.
Содержание диссертационного исследования может быть использовано при разработке и преподавании бакалаврских, магистерских и аспирантских учебных дисциплин, таких как «Европейское право», «Права человека», «Международно-правовое регулирование миграции» и т.д., а также при проведении курсов повышения квалификации практических работников соответствующих министерств и ведомств.
Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование выполнено на кафедре европейского права МГИМО (У) МИД России. Основные положения и выводы диссертации отражены в публикациях диссертанта, в трех научных статях в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований. Диссертантом планируются разработка и предложение для внедрения в учебный процесс авторского спецкурса в бакалавриате и магистратуре МГИМО (У) МИД России.
Основные положения диссертационного исследования были использованы автором при проведении лекций и семинарских занятий по указанным учебным курсам. Диссертантом подготовлены и представлены доклады, отражающие основное содержание диссертационного исследования, на отечественных и международных научно-практических конференциях и научных, учебных и методических семинарах.
Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, подразделяющихся на семь параграфов, заключения, списка использованной литературы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно прийти к следующим выводам.
(1) Предполагается, что система международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, на универсальном уровне, которая начала формироваться в 20-х гг. XX в. рамках Лиги Наций, прошла три этапа своего развития и продолжает развиваться по сей день. На первом этапе для решения вопросов, связанных с беженцами и оказанием им помощи, применялся категорийный или групповой подход, основанный на происхождении беженцев. Соглашения по вопросам беженцев в рамках Лиги Наций, которые были приняты в этот период, так и не приобрели универсального характера и единообразности в применении , не было разработано общее определение понятия «беженец», помощь, оказываемая данным лицам, была сильно политизированной. Однако именно в этот период была заложена основа для дальнейшего развития системы международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, на универсальном уровне, и была закреплена одна из основных гарантий для беженцев - принцип невысылки.
Второй, переходный, этап формирования системы международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, связан с последствиями Второй мировой войны. Именно в этот период возникло осознание того, что применяемый категорийный подход не отвечает исторически сложившимся обстоятельствам. Была создана ООН, которая с самого начала своей деятельности поставила задачу разработать новое определение понятия «беженец» и создать специализированное учреждение - контрольный орган ООН по вопросам беженцев. В результате была создана МОБ, мандат которой распространился на более широкий круг лиц, и в Уставе МОБ были закреплены общие критерии понятия «беженец». Но данная организация не сумела за период своей деятельности добиться признания у международного сообщества. А новое определение понятия «беженец», несмотря на свой прогрессивный характер, продолжало сохранять категорийный подход и было сильно политизированным.
Третий - современный - этап формирования международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, начался с принятия Конвенции 1951 г. и Устава УВКБ ООН. Основной характерной чертой современного этапа является закрепление индивидуального подхода в вопросах предоставления статуса беженца. Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г. стали обязательной международно-правовой базой для государств, подписавших и ратифицировавших данные акты. На сегодняшний день насчитывается 145 государств - участников Конвенции 1951 г. и 146 государств - участников Протокола 1967 года . УВКБ ООН как вспомогательное учреждение ООН выполняет роль контрольного органа универсального характера, деятельность которого осуществляется на основе Устава УВКБ ООН и резолюций ГА ООН и ЭКОСОС. Несмотря на прогрессивный характер этих документов, под критерии понятия «беженец» согласно Конвенции 1951 г. и Уставу УВКБ ООН подпадают не все группы лиц, нуждающиеся в международной защите. Впоследствии для заполнения этого пробела было принято большое количество актов «мягкого права» на универсальном уровне, тем самым расширялись границы международной защиты беженцев. Для обозначения совокупности международных отношений, связанных с оказанием помощи и защитой всех вышеуказанных лиц, наряду с другими терминами стали применять такое обозначение, как «система международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище», где под лицами, ищущими убежище, следует понимать лиц, которые претендуют на получение международной защиты, но в силу определенных обстоятельств еще не приобрели ее .
В исследовании также обращается внимание на Нью-Йоркскую декларацию о беженцах и мигрантах 2016 г., которая содержала план создания Всеобъемлющего соглашения в 2018 г. Результатом работы по реализации цели данной декларации стало принятие Всеобъемлющего пакта о миграции в декабре 2018 г., в рамках которого предполагается
объединение регулирования трудовой и вынужденной миграции. Но поставленные цели не были достигнуты, так как данный пакт не является международным договором и не обладает юридически обязательной силой, к тому же его отказались подписывать ряд государств, в том числе некоторые государства - члены ЕС . Если указанный документ впоследствии приобретет юридически обязательную силу, то можно будет говорить о начале нового этапа развития системы международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище.
(2) Система международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, состоит из международно-правовой базы, которая закрепляет правовой статус беженцев и лиц, ищущих убежище, а также из контрольных органов, которые способствуют продвижению и соблюдению положений, вытекающих из указанного статуса. В качестве контрольных органов могут выступать как специализированные учреждения, так и судебные органы.
(3) Подтверждается, что международные акты универсального характера в сфере вынужденной миграции являются основой для создания региональных систем защиты беженцев и лиц, ищущих убежище. На региональном европейском уровне регулирование правового статуса беженцев и лиц, ищущих убежище, формировалось в рамках нескольких организаций. Наиболее эффективным признается правовое регулирование исследуемой сферы на основе норм права ЕС и расширительного толкования ЕСПЧ положений ЕКПЧ, что в совокупности в научной литературе называется европейским правом.
(4) Подтверждается, что на основе прецедентного права, сформированного ЕСПЧ путем расширительного толкования ряда статей ЕКПЧ и протоколов к ней, была создана эффективная региональная система международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище. Система международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, продолжает развиваться по мере принятия новых постановлений ЕСПЧ, что является характерной особенностью прецедентного права.
(5) Устанавливается, что формирование системы защиты беженцев и лиц, ищущих убежище в рамках ЕС, можно разделить на три этапа. Первый этап представлял собой закрепление регулирования вынужденной миграции на уровне ЕС в рамках развития свободы передвижения лиц. Данному этапу характерно принятие актов в форме межправительственных договоров между государствами-членами, а также закрепление основных направлений развития данной сферы. Маастрихтским договором данная сфера была отнесена к третьей опоре. В рамках второго этапа указанная сфера была отнесена к первой опоре согласно Амстердамскому договору и рассматривалась как составная часть цели ЕС по построению ПСБП. На заседании Европейского совета в Тампере была поставлена цель построения Общей европейской системы убежища. К данному этапу относится коммунитаризация актов, принятых на первом этапе, путем принятия первого пакета актов ЕС по вопросам убежища (первая фаза построения Общей европейской системы убежища в рамках ЕС) и закрепления минимальных стандартов регулирования вынужденной миграции на уровне ЕС. Третий, современный этап начинается с принятия Лиссабонского договора и закрепления в ДФЕС цели по построению Общей европейской системы убежища, а также снятия ограничения разработки только минимальных стандартов, установленных Амстердамским договором. На этом этапе был принят второй пакет актов ЕС по вопросам убежища (вторая фаза построения Общей европейской системы убежища в рамках ЕС), созданы EASO, AMIF. Хартия ЕС об основных правах стала юридически обязательным документом. Роль институтов ЕС, в частности Суда ЕС, в вопросах убежища расширилась. Следующим этапом, возможно, будет принятие проектов новых актов ЕС по вопросам убежища (третья фаза построения Общей европейской системы убежища), которые находятся на стадии рассмотрения.
(6) Определяется, что построение Общей европейской системы убежища является одним из трех направлений ЕС в сфере регулирования миграции в целом (вынужденная миграция, законная миграция, борьба с незаконной миграцией). Построение Общей европейской системы убежища должно осуществляться в соответствии с Конвенцией 1951 г. и Протоколом 1967 г., при соблюдении основных прав человека, закрепленных на уровне первичного права ЕС. Данная система представляет собой комплекс мер организационно-правового и институционального характера, которые должны быть направлены на предоставление адекватной защиты на территории ЕС любому лицу, нуждающемуся в ней. Процесс ее построения находится на второй фазе, которая предполагает завершение процесса гармонизации законодательства государств - членов ЕС по вопросам убежища и начало процесса унификации норм, регулирующих данную сферу. В качестве конечной цели процесса построения Общей европейской системы убежища можно предположить создание «Европейского убежища» и передачу регулирования всех этапов предоставления убежища на наднациональный уровень. Программные документы, периодически принимаемые Европейским советом, устанавливают вектор развития Общей европейской системы убежища. На основе таких документов Советом ЕС и ЕП принимаются юридически обязательные акты ЕС по вопросам убежища, проекты которых разрабатываются ЕК.
(7) Определяется, что одной из особенностей Общей европейской системы убежища является состав участвующих в ней государств, которые образуют так называемый ЕС+.
(8) Определяется, что еще одной характерной особенностью Общей европейской системы убежища является внедрение собственной терминологии в вопросах регулирования вынужденной миграции в ЕС.
(9) Подтверждается, что в настоящее время процесс построения Общей европейской системы убежища как составной части ПСБП относится к совместным компетенциям ЕС, что означает, что правовое регулирование в данной сфере осуществляется как на основе права ЕС, так и на основе национального законодательства государств-членов. Для разграничения компетенций необходимо соблюдение принципов пропорциональности и субсидиарности.
(10) В исследовании показано, что правовой основой определения статуса беженца и лиц, ищущих убежище, в ЕС являются 4 директивы (Квалификационная директива, Директива об условиях приема, Директива о процедурах, Директива о временной защите) и 2 регламента в рамках Дублинской системы (Регламент Дублин II и Регламент «Eurodac»). В вышеуказанных актах ЕС устанавливается предоставление таких форм международной защиты, как: статус беженца, дополнительная защита, временная защита, также в актах закреплена «гуманитарная оговорка», согласно которой государства-члены могут предоставлять международную защиту из гуманитарных соображений как акт суверенного права. Следует отметить, что закрепление дополнительной защиты в актах, обладающих юридически обязательной силой, является прогрессивным шагом в развитии системы международной защиты беженцев и лиц, ищущих убежище. Также следует обратить внимание, что Квалифицированная директива закрепляет понятие «международная защита» в более узком смысле, относя к ней такие формы защиты, как статус беженца и дополнительная защита. Директива о временной защите закрепляет возможность предоставления защиты на основе группового подхода, но она так ни разу и не была применена. Можно предположить возможную отмену данной директивы.
(11) Устанавливается, что акты ЕС по вопросам убежища наряду с обязательными положениями содержат положения рекомендательного характера. Положения рекомендательного характера можно разделить на несколько видов. Во-первых, это положения, предоставляющие возможность государствам-членам устанавливать более высокие стандарты защиты, чем те, которые закреплены в директивах. Во-вторых, это положения, позволяющие отступать от установленных стандартов. В настоящее время действует второй пакет актов ЕС по вопросам убежища, который расширяет круг регулируемых вопросов на уровне ЕС по сравнению с первым пакетом актов ЕС по вопросам убежища и является нормативно-правовой основой Общей европейской системы убежища.
(12) Обосновывается, что новый, третий пакет актов ЕС по реформированию Общей европейской системы убежища создаст возможность для определения вектора дальнейшего развития данной сферы, которое приведет к углублению интеграции и усилению наднациональной составляющей в указанной сфере.
(13) Оговаривается, что вся деятельность ЕС, в том числе и построение Общей европейской системы убежища, должна осуществляться с соблюдением основных прав человека. Основные права человека, как это закреплено в ст. 6.3 ДЕС, рассматриваются в качестве общих принципов ЕС. Применение актов ЕС по вопросам убежища должно осуществляться с соблюдением основных прав человека согласно Хартии ЕС об основных правах и положений ЕКПЧ.
(14) Определяется роль институтов и органов ЕС в построении Общей европейской системы убежища. В этом контексте отмечается, что Европейский совет как высший политический институт ЕС принимает программные документы, которые определяют дальнейшее развитие Общей европейской системы убежища. На основе данных программных документов созаконодатели принимают акты ЕС, проекты которых разрабатываются и предлагаются ЕК. ЕК осуществляет деятельность по реализации, имплементации и соблюдению норм права ЕС по вопросам убежища. Также в рамках дублинской системы ЕК обладает законодательными функциями. Кроме институтов в ЕС созданы специализированные органы и учреждения, которые осуществляют вспомогательную деятельность и содействуют институтам ЕС в вопросах построения Общей европейской системы убежища. В рамках Общей европейской системы убежища таким органом является EASO. Финансовая поддержка государствам-членам со стороны ЕС оказывается через фонды ЕС. Данные фонды финансируют проекты в рамках национальных программ, разработанных государствами-членами. В качестве такого фонда, оказывающего содействие построению Общей европейской системы убежища в ЕС, выступает AMIF. Следует также отметить, что по мере углубления интеграционных процессов роль институтов и органов ЕС в рамках построения Общей европейской системы убежища растет.
(15) Отмечается, что особую роль среди институтов ЕС играет Суд ЕС, который обладает монопольным правом на толкование права ЕС. Юрисдикция Суда ЕС на данную сферу распространилась относительно недавно, после вступления в силу Лиссабонского договора. Судебная защита в рамках Общей европейской системы убежища является ключевым условием исполнения актов ЕС по вопросам убежища. Позиция Суда ЕС и принимаемые им решения играют важную роль в развитии интеграционных процессов и права ЕС.
(16) Устанавливается, что юрисдикция Суда ЕС ограничена рамками права ЕС и распространяется на национальное законодательство только в той мере, в которой та или иная сфера регулируется правом ЕС. Также юрисдикция суда не распространяется на общую внешнюю политику и политику безопасности ЕС, включая акты, принимаемые в данной сфере. Суд ЕС не является вышестоящей инстанцией по отношению к национальным судебным органам, где можно обжаловать принимаемые ими решения. Сотрудничество между ними осуществляется в рамках преюдициальной процедуры. Решения, принимаемые Судом ЕС, выступают в качестве источника права ЕС. ЕС постепенно создает свою систему защиты прав человека на основе Хартии ЕС об основных правах, что поддерживается позицией Суда ЕС .
(17) Подтверждается, что прецедентное право ЕСПЧ и разработанная им на основе положений ЕКПЧ система защиты основных прав человека сыграли важную роль в развитии данной сферы и в государствах - членах ЕС и что она стала основой для формирования в рамках ЕС собственной системы защиты прав человека. Система защиты прав человека, поддерживаемая и развиваемая ЕСПЧ, включает и защиту прав беженцев и лиц, ищущих убежище. ЕСПЧ путем расширительного толкования ряда статей ЕКПЧ и протоколов к ней создал и продолжает развивать свои стандарты защиты беженцев и лиц, ищущих убежище, сформировав своего рода систему защиты этих лиц.
(18) Установлено, что юрисдикции Суда ЕС и ЕСПЧ хотя и не напрямую, но могут пересекаться при рассмотрении норм права ЕС в том случае, когда они имплементированы в национальное законодательство государств-членов в форме законодательных актов государств-членов. При этом ЕСПЧ не может толковать акты ЕС напрямую. Также следует отметить, что юрисдикция Суда ЕС не распространяется на сферы, которые остаются в компетенции государств-членов и регулируются национальным законодательством, однако у ЕСПЧ нет таких ограничений в сфере применения. Еще одним различием двух судебных инстанций являются условия принятия дел к рассмотрению. Суд ЕС рассматривает дела по вопросам убежища в основном в рамках преюдициальной процедуры на основе запроса национальных судебных инстанций до принятия ими окончательного решения, а ЕСПЧ, напротив, принимает на рассмотрение дела после исчерпания всех внутригосударственных мер правовой защиты.
(19) Подтверждается, что и Суд ЕС, и ЕСПЧ продолжают играть свою важную роль в построении Общей европейской системы убежища. Поскольку построение Общей европейской системы убежища не завершено, практика Суда ЕС и ЕСПЧ обязательно будет учитываться в следующих фазах построения данной системы. А предполагаемая конкуренция между указанными судебными инстанциями носит временный характер, и по мере углубления интеграционных процессов в Европе она потеряет практическую значимость.
(20) Утверждается, что проекты третьего пакета актов, предложенных ЕК, позволяют определить вектор развития Общей европейской системы убежища. В рамках третьего пакета предполагается начать процесс унификации норм права ЕС по вопросам убежища путем усиления наднационального составляющего. Основной акцент делается на предотвращение вторичных перемещений, на реализацию принципа справедливого распределения бремени, а также на упрощение процедур и сокращение сроков.
(21) Наблюдается тенденция единения актов ЕС по вопросам убежища. В программных и других документах ЕС уже предлагалась идея создания Кодекса об убежище ЕС, объединяющего все акты ЕС по вопросам убежища.
(22) Выявлено, что в рамках построения Общей европейской системы убежища ЕС также развивает так называемые внешние измерения, под которыми следует понимать сотрудничество с третьими странами, заключение договоров о ремиссии, помощь в укреплении систем убежища в странах транзита и в странах происхождения и т. д.
(23) Утверждается, что основная критика политики ЕС в рамках второй фазы построения Общей европейской системы убежища касается вопросов создания «крепости Европы» путем применения концепции безопасных третьих стран, ограничения прав беженцев и лиц, ищущих убежище, и несправедливости системы распределения бремени между государствами-членами. Большинство этих недостатков характерны для того уровня интеграции в данной сфере, на котором она находится. Предполагается, что устранение таких недостатков напрямую связано с дальнейшим углублением интеграционных процессов и усилением роли наднациональных институтов.


1. LoN Council Resolution on Russian Refugees, 26 February 1921 // (12 LoNTS. 19, III), 12.
2. Arrangement with respect to the issue of certificates of identity to
Russian Refugees, July 5, 1922, League of Nations, Treaty Series Vol. 13, №. 355, P. 238 [Электронный ресурс] URL:
http://www.refworld.org/docid/3dd8b4864.html (accessed date: 18 January 2018)
3. Plan for the issue of a certificate of identity to Armenian Refugees 31 May 1924. Submitted for the consideration of interested governments by Dr. Nansen, High Commissioner for Russian Refugees in execution of the Resolution of the Council of the League, adopted on September 28, 1923 League of Nations, Official Journal № 7-10, pp. 969-970.
4. Arrangement relating to the Issue of Identity Certificates to Russian
and Armenian Refugees, 12 May 1926, League of Nations, Treaty Series Vol. 89, №. 2004, P. 47. [Электронный ресурс] ULD:
http://www.refworld.org/pdfid/3dd8b5802.pdf (access date: 19 January 2018)
5. Arrangement Relating to the Legal Status of Russian and Armenian Refugees, 30 June 1928, League of Nations Treaty Series, Vol. 89, №. 2005, P. 53. [Электронный ресурс] URL: http://www.refworld.org/docid/3dd8cde56.html
(access date: 19 January 2018)
6. Arrangement Concerning the Extension to Other Categories of Certain Measures Taken in Favour of Russian and Armenian Refugees, 30 June 1928, League of Nations, Treaty Series, Vol. 89, №. 2006, P. 63. [Электронный ресурс] URL: http://www.refworld.org/docid/42cb8d0a4.html (access date: 19 January 2018)
7. Agreement concerning the Functions of the Representatives of the League of Nations, High Commissioner for Refugees. June 30, 1928. League of Nations, Treaty Series, Vol. 93, № 2126, P. 377. [Электронный ресурс] URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/LON/Volume%2093/v93.pdf (access date: 29 January 2018)
8. Convention relating to the International Status of Refugees., October
28 ,1933, League of Nations, Treaty Series, Vol. 159, №. 3663, P. 199.
[Электронный ресурс] URL:
https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/LON/Volume%20159/v159.pdf (access date: 29 January 2018)
9. Plan for the Issue of a Certificate of Identity to Refugees from the Saar, July 30, 1935. League of Nations, Official Journal, 1935, № 10-12, p. 1681— 1682.
10. Provisional Arrangement concerning the Status of Refugees coming
from Germany, and Annex July 4, 1936. League of Nations, Treaty Series, Vol. 171, № 3952, P. 75. [Электронный ресурс] URL:
https://treaties.un. org/doc/Publication/UNTS/LON/Volume%20171/v171.pdf (access date: 30 January 2018)
11. Convention concerning the Status of Refugees coming from Germany,
with Annex. February 10, 1938 League of Nations, Treaty Series, Vol. 192, № 4461, p. 59. [Электронный ресурс] URL:
https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/LON/Volume%20192/v192.pdf (access date: 30 January 2018)
12. Additional Protocol to the Provisional Arrangement and to the
Convention, signed at Geneva on July 4, 1936, and February 10, 1938, respectively, concerning the Status of Refugees coming from Germany September 14, 1939 League of Nations, Treaty Series, Vol. 198, № 4634, P. 141.
[Электронный ресурс] URL:
https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/LON/Volume%20198/v198.pdf (access date: 30 January 2018)
13. Резолюция ГА ООН A/RES/8 (I) от 12 февраля 1946 г.
[Электронный ресурс] URL: https://documents-dds- ny.un. org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/034/65/IMG/NR003465.pdf?OpenEleme nt (дата обращения: 06.02.2018)
14. Резолюции ГА ООН A/RES/62 (I) от 15 декабря 1946 г.
[Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/035/19/IMG/NR003519.pdf?OpenEleme nt (дата обращения: 06.02.2018)
15. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
Генеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс] URL: http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declhr.shtml (дата
обращения: 13.01.2018)
...234


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ