Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КНИГИ (2015-2020 ГГ.)

Работа №179065

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

книжное дело

Объем работы138
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 4
Часть I. Практики и проблемы экспертной оценки современной отечественной книги (2015-2020 гг.) 7
Введение 7
Глава 1. Теоретические аспекты экспертной оценки 20
1.1. Цель экспертизы, подбор экспертов, экспертные методы 20
1.2. Практики экспертной оценки в разных областях деятельности 28
1.3. Экспертные оценки в издательском деле 34
Глава 2. Экспертные оценки в рамках литературных и книжных конкурсов и премий: практики и проблемы 40
2.1. Издательская составляющая в зарубежных и отечественных литературных
конкурсах и премиях 40
2.2. Книжные конкурсы и премии в России 56
Глава 3. Практики экспертной оценки в рамках Московской международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fictio№ (на примере присуждения «Приза книжного сообщества») 61
3.1. Анализ экспертной деятельности, проводимой в рамках Московской
международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fictio№ 61
3.2. Ежегодная премия ярмарки «Приз книжного сообщества»: экспертные
практики 64
3.3. Редакторский анализ, экспертная и читательская оценка издания как методы
оценки его качества 67
3.3.1. Редакторский анализ книг-лауреатов премий 67
3.3.2. Читательская оценка книг-лауреатов премий 72
Заключение 84
ПРИЛОЖЕНИЕ А 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 95
Список литературы 96
Часть II. Редактура романа Сильваны Де Мари «Последний орк» 101
Редакторское заключение на рукопись Сильваны Де Мари «Последний орк» 101
Часть III. Расчет себестоимости издания А. Олейникова «Евгений Онегин. Графический путеводитель» 102


Оценка на основе мнения экспертов для принятия решения или выбора - экспертная оценка - необходима практически в любом виде деятельности человека и проводится повсеместно, издательское дело не исключение. Здесь также применяются различные виды и практики экспертизы. Наибольший интерес для нас представляет экспертная оценка, реализуемая в рамках литературных и книжных конкурсов и присуждения премий, поскольку таким образом из огромного множества выявляются наиболее значимые книги, представляющие собой образцы в том или ином отношении (это зависит от целей конкурса или премии, например, эксперты могут делать акцент на жанре, направлении литературы, материальной конструкции книги, ее востребованности в книжных магазинах и др.).
В исследовании практик и проблем экспертной оценки современной отечественной книги, чему посвящена предлагаемая выпускная квалификационная работа, очень важна и такая ключевая категория как «успех», поскольку эксперты стремятся оценить не просто качество книги, их задача - выявить лучшую книгу, создатели которой заслуживают поощрения, а книга квалифицируется, таким образом, как успешный издательский проект. В связи с этим необходимо хотя бы коротко рассмотреть суть понятия «успех» и успешный книжный проект.
Успех до сих пор является предметом научных дискуссий. Прежде всего, это связано с многоаспектностью и многозначностью понятия, которое как правило, имеет три основных значения в толковых словарях. Например, по словарю С. И. Ожегова в первом значении успех - это удача в достижении чего-либо. Во втором - общественное признание. И в третьем - хорошие результаты в работе, учебе.
Понятие успеха является объектом изучения различных наук, таких как социология, философия, культурология, социальная психология, когнитивная лингвистика и т. д. Например, в философских трудах при рассмотрении понятия успех используются такие категории, как активность, воля, деятельность, личность. Активность - это «особое личностное свойство, связанное с жизненным путем, самоорганизацией и самоосуществлением» . Воля - это «начало, объединяющее в себе когнитивные и побудительные стороны» . Активность и воля являются предпосылками успешной деятельности. Деятельность при этом состоит из таких важных для достижения успеха элементов, как цель, мотив, способ и результат. На основе этого выделяется деятельностный подход, который определяет успех как максимальное совпадение цели и результата. Но он не учитывает отношение личности к результату. В то время как именно личность достигает поставленной цели и оценивает успешность собственной деятельности. Поэтому наравне с деятельностным существует так же личностный подход. Однако это неполный перечень категорий, которые так или иначе связаны с успехом. Например, исследователь Н. В. Розенберг выдвигает такие категории, как целеполагание, мотивация, умение предвидеть, способность идти на риск, адаптация к внешней среде, целостная оценка ситуации.
Помимо анализа категорий, в философии выдвигают факторы успеха. К примеру, О. И. Якутина выделяет следующие: «совокупность различных материально-физических условий жизнедеятельности конкретного индивида; его психическое состояние и мотивированность, нацеленность на самореализацию; конкретно-исторические условия социальной среды, предоставляющие возможность раскрытия индивидуальных качеств и потенциалов личности» .
Также при рассмотрении понятия успех речь идет о его разграничении с понятием удача, поскольку, «несмотря на кажущуюся схожесть, эти понятия имеют принципиально отличное экзистенциальное содержание, обозначают <...> весьма несхожие жизненные ценности и цели, и, соответственно, различные типы жизнедеятельности» . «Успех - реализация призвания, поэтому он требует значительных усилий и приходит в соответствии со способностями и трудом человека. Удача - игра случая, она приходит сама по себе и не требует усилий. Стремление к успеху способствует становлению личностных качеств <...>, ориентация на удачу приводит к их деградации» .
В социологии формируются и анализируются факторы и критерии успеха и неудачи, проводятся различные опросы с целью анализа представления об успехе различных групп населения в определенный момент времени, прослеживается динамика изменений этих представлений.
В большинстве случаев респонденты отмечают в качестве успеха материальный достаток, удовлетворенность личной жизнью, профессиональные достижения. Слова, с которыми ассоциируется успех - достижение цели, победа, удача. Характеристики успешной личности - целеустремленность, уверенность в себе, профессионализм.
Помимо понятия успешная личность, дается понятие успешной деятельности. Под ней понимается благополучно завершенная, имеющая благоприятный исход деятельность, которая обошлась без ошибок и поражения. Неудача связывается с отсутствием желаемых результатов деятельности.
В психологии успех часто разделяют на «внешний» и «внутренний». Внешний определяется как одобрение действий личности окружающими, получение социального признания и популярности. Внутренний - достижение поставленных целей с точки зрения оценки личностью результатов своей деятельности.
Однако существуют определения, объединяющие внешний и внутренний успех в одно целое. Например, Е. М. Корж дает такую формулировку успеха: «достижение поставленных целей в жизни, имеющих значение для общества и группы, которые обеспечивают определенный уровень положения, положительного отношения со стороны окружающих и личное удовлетворение» . Но не все исследователи с этим согласны. Например, А. М. Рикель утверждает, что «достижение “внутреннего” успеха не всегда основывается на соответствии критериям внешне успешного результата и наоборот» , поскольку имеют различную природу.
Что касается соотнесенности понятий «успех» и «успешность», то здесь также нет единой точки зрения, поскольку некоторые ученые их разграничивают, а другие используют как синонимы. «Однако понятие успеха чаще всего используется, когда речь идет о каком-либо единичном акте, тогда как успешность чаще рассматривается как динамическая характеристика. Понятие успеха чаще соотносится с понятием результата какой-либо деятельности, а понятие успешности - с личностью и ее свойствами» .
В когнитивной лингвистике интересны работы, которые анализируют особенности разных лингвокультур. Например, есть работа , посвященная анализу русской и американской лингвокультур, в которой определяются схожие черты и отличительные особенности в понимании успеха у русских и американцев на языковых уровнях. «К универсальным признакам можно отнести: достижение материального успеха, известности, власти, признание заслуг и карьерного роста социумом, самореализация и внутреннее удовлетворение» . Отличия же состоят в том, что изначально в русской культуре успех связывался с врожденными способностями и удачей, тогда как в американской - с целенаправленным трудом человека и материальным достатком. Однако в настоящее время восприятие успеха в России находится под влиянием американских ценностей. Поэтому содержание этого понятия подвергается изменениям.
Также интересна работа, в которой сравнивается концепт успех в России в разное время. В ней говорится, что показатели успешности в период СССР и сейчас значительно отличаются. В советское время успешным считался человек, который работал во благо всей страны, а не ради собственной выгоды, обладал такими качествами как самоотверженность, дисциплинированность, трудолюбие, самоотдача и т. д. и реализовывал их в служении интересам общества.
После распада Советского Союза страна, будучи освобожденной от тотального контроля государства, переняла американскую модель успешности, для которой характерны материальное благополучие, самореализация, общественное признание индивидуальных достижений, и такие личностные качества как индивидуализм, амбициозность и т. д.
Из этого можно сделать вывод о том, что исторические, идеологические и культурные особенности серьезно влияют на понимание успеха в конкретном обществе.
Помимо социогуманитарных определений успеха существуют также определения в области управленческой деятельности. Здесь фигурирует такое понятие, как «успех проекта», которое также не имеет однозначной трактовки, поскольку существует несколько подходов для его определения.
Традиционный подход рассматривает успех проекта как выполнение некоторого количества ограничений, которыми, как правило, являются время, стоимость и качество. В рамках такого подхода возможен только один результат - достижение или недостижение цели, т.е. несоответствие конечного значения одного из ограничений изначально установленному означает провал проекта. Однако, как отмечают, В. М. Ощепков и Н. В. Мальцева, практика показывает, что соблюдение перечисленных ограничений не всегда означает однозначный успех проекта.
Второй подход предполагает гибкую оценку результатов. Традиционные ограничения дополняются любыми другими, все они распределяются в зависимости от приоритетности достижения положительного результата, и каждый из них может меняться в процессе проектной работы. Особенностью данного подхода является то, что при оценке проекта анализируются его отдельные составляющие и, соответственно, по некоторым из ограничений проект может быть успешным, а по каким-то - нет.
Наряду с названными и неназванными подходами к определению понятий успех, успешность, успешная деятельность, успешный проект, важных для нашего исследования, разработаны модели успеха. Например, назовем модель Р. Коелманса, которая основана на традиционном понимании успеха, включает в себя такие ограничения, как время, бюджет, качество, полезность проекта для организации, команда проекта, удовлетворение клиентов, инструменты и методы управления проектом, влияние проекта на безопасность компании и окружающую среду. «Эта модель демонстрирует то, что успех проекта зависит от состояния внутренней и внешней среды организации. Следовательно, сильная сторона данной модели заключается в том, что она учитывает окружение организации и позволяет адаптироваться под ее условия при помощи использования методов управления, которые направлены на работников - главный ресурс организации» .
Помимо построения моделей, многие исследователи подробно рассматривают причины и ошибки провала проекта, факторы и стратегии достижения успеха, методы оценки успешности и т. д. Так, исследователи называют «6 ключевых факторов: поддержка топ-менеджмента, концентрация внимания на стратегическом и инновационном аспектах, долгосрочная поддержка проектов, вовлеченность команды в проект, учет рисков и корпоративная культура» .
Ю. С. Кряжева предлагает разложить ключевые факторы успеха (КФУ) на отдельные элементы (критические факторы): «цена товара, качество, удобство и простота потребления, дизайн, упаковка, гарантийное обслуживание и ремонт, сервисное обслуживание, обеспечение определенного (по численности и качеству) минимально допустимого круга клиентов» . В целом же Д. Г. Артемьев и Е. Н. Гребенщикова отмечают, что «не существует единого набора факторов и критериев, универсального для всех проектов» .
Наконец, необходимо определиться с понятием «издательский проект». В первую очередь отметим, что четкого общепринятого определения и этого понятия нет. Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Одни исследователи считают, что издательский проект - это разработка любой книги (Б. В. Ленский), разработка уникального издания - это уже инновационный издательский проект, имеющий такие особенности как универсальность применения, креативность концепции, интерактивность, расширение круга читателей, воспроизводимость, прибыльность (М. Е. Ганова, Т. Ю. Депцова). Другие считают, что проект - априори создание уникального продукта, так что выпуск любой книги не является издательским проектом.
В настоящей работе будет использован подход, согласно которому издательский проект - это выпуск любой книги, в том числе переиздания. Из этого можно сделать вывод о том, что инновационный издательский проект является более выгодной и успешной моделью реализации идеи в сфере традиционного книгоиздания, поскольку предполагает выпуск уникальной книги, выделяющейся среди других и имеющей шанс получить высокую оценку экспертов в ходе различных книжных конкурсов, в отличие от обычного книжного проекта, в рамках которого может разрабатываться совершенно заурядное издание, мало чем отличающееся от уже представленных на рынке.
Однако, что касается успеха издательского проекта, видов и практик его экспертной оценки с целью выявления наиболее успешного, достойного поощрения, в том числе материального вознаграждения (в ряде случае речь идет о довольно крупных суммах премий) то, как уже было отмечено ранее, комплексного исследования, посвященного этим проблемам, нет. Наша работа обращена именно к этим вопросам.
В рамках данной проблематики, опираясь на вышеназванные подходы, мы разделяем успех издательского проекта, прежде всего, на внешний и внутренний. В первую очередь нас интересует внешний успех книги, под которым будет пониматься ее общественное признание, выраженное экспертами (профессионалами в книгоиздательской и смежных областях) и читателями (потребителями, на их мнение в ряде случаев ориентируются эксперты).
Необходимо сделать еще одно важное примечание: практически все исследователи признают, что успех и его выявление экспертами (а также редакторами и читателями) - во многом субъективны. Например, по мнению С. Макаренкова, «для успешности проекта, на мой взгляд, нужны 2-3 составляющие: это понимание того нового, чего нет на рынке, но есть ожидание покупателя. Должна быть определенная «фишка» проекта, в нашем случае это подбор коллекции. Затем - упаковка проекта, упаковка серии, упаковка идеи - она, на мой взгляд, является одной из основных» . Как будет показано ниже, в Положениях о некоторых конкурсах и премиях приведены от 10 до 20 критериев оценки книги, претендующей на награду и признание ее успешности.
Приведем еще одно мнение по поводу экспертной оценки книги и перевода ее в статус успешной, достойной поощрения - В. Мещеряков считает, что «важное слагаемое успеха - прежде всего, отношение к книге: гармоничное сочетание содержания, иллюстративного и дизайнерского оформления и востребованности этой книги на рынке, которая несет в себе какие-то ценности, необходимые для развития ребенка. Если конкретно, то это прежде всего работа с авторами, которые не пишут книгу в течение одного дня, работа с иллюстраторами, которые создают именно иллюстрации, а не просто обрисовывают текст, качественная работа редакции, с точки зрения сведения воедино этих компонентов, т.е. чтобы издательство было активным участником этого процесса, а не просто посредником между автором, иллюстратором и читателями» .
Итак, удовлетворение ожидания покупателя, оригинальность, дизайн, гармоничное сочетание содержания и оформления, востребованность книги на рынке, наличие ценностей в книге, интерес и профессионализм при подготовке издания - необходимые факторы достижения внешнего успеха, по мнению издателей-практиков, которые мы будем учитывать в нашей работе, и которые, конечно, базируются на опускаемых в данном исследовании факторах внутреннего успеха: высококвалифицированные и опытные специалисты, маркетинговое исследование (выявление интересов целевой аудитории, анализ представленных на рынке изданий, изучение стратегий конкурентов и т. д.).
Помимо отдельных критериев для внешнего и внутреннего успеха, можно выделить так называемые «точки пересечения», т. е. те критерии, которые влияют как на внутренний, так и на внешний успех издательского проекта. Основными из них, по нашему мнению, являются: новизна, актуальность и уникальность издания; упоминание о проекте в СМИ; воспроизводимость (использование основной идеи проекта в других аналогичных); качество издания (отсутствие различного рода ошибок, четко проработанная концепция, высокое полиграфическое исполнение и т. д.) и др.
С точки зрения общественного признания книги можно выделить следующие показатели: удовлетворение читательских потребностей потенциальных покупателей, популярность и известность, положительная репутация автора и / или издательства (или бренд автора / издательства), оригинальность (идеи, произведения, издания), удобство использования (соответствие технических характеристик виду издания), соответствие цены качеству издания и возможностям покупателей и др.
Эксперты же могут оценивать издание по таким параметрам, как соответствие представленного проекта основной цели конкурса / премии, предъявляемым требованиям; качество издания (допечатная и послепечатная обработка), оригинальность проекта, гармоничный союз содержания и оформления и др. О критериях редакторского анализа книги написаны многие книги, не будем называть их здесь.
Также мы видим необходимость разделить внешний успех издательского проекта на коммерческий и ограниченно-коммерческий или некоммерческий. Под первым понимается получение высокой прибыли за счет большого объема продаж (негласное признание проекта читателями, которые, что называется, «голосуют рублем»), под вторым - признание проекта экспертами, предполагающее денежное вознаграждение (конкурсы, премии), под третьим - не предполагающее денежную премию (например, положительная экспертная оценка проекта в СМИ).
Признание экспертами проекта может привести к коммерческому успеху, но, по мнению А. В. Штолера, «закономерность “литературная премия произведения - рост продаж издания” работает в отношении, во-первых, уже известных авторов, во-вторых, изданий, выпущенных крупнейшими издательствами, выстроившими эффективную систему дистрибуции» ), другими словами, сам по себе коммерческий успех проекта мало зависит или даже совсем не зависит от экспертного мнения. Аналитики прослеживают и обратную связь: коммерческий успех, как правило, не влияет на ограниченно-коммерческий или некоммерческий успех проекта, потому что коммерчески успешные книжные проекты в нашей стране в большинстве случаев представляют легкое чтиво на один раз, имеющее больше развлекательные, чем просветительские функции (за примерами далеко ходить не придется - вспомним книги Д. Донцовой, М. Марининой и др., который год занимающие лидирующие позиции в рейтингах продаж). Очень редко качественная современная литература имеет коммерческий и некоммерческий успех одновременно.
В этой работе нас больше интересует сама процедура экспертной оценки книги, ее виды и практики, соответствие экспертных выводов и решений оценкам редактора и читателя.
В целом, мы приступаем к исследованию, исходя из понимания того, что внешнее признание и успех продукта в издательском деле имеет многоаспектный и сложный характер. Наш общий аспект изучения мы постарались обозначить выше. Если конкретизировать его, то проблема, затронутая в этом исследовании, заключается в том, что книга проходит несколько этапов оценки - редактором (при отборе произведений для печати), экспертом (когда становится номинантом премии / конкурса) и читателем (который выбирает лучшую для себя книгу по тем или иным параметрам). При этом, оценивая один объект, все перечисленные субъекты имеют разные инструменты оценивания и делают разные выводы по результатам своей оценочной деятельности, вследствие чего размывается понятие внешнего признания книги со всеми вытекающими отсюда в разные области (от культуры до маркетинга) последствиями.
Степень изученности проблемы. В ходе исследования нами были рассмотрены научные работы по нескольким направлениям.
Проблема успеха в издательском деле - как уже указывалось выше, комплексного исследования проблемы нет, но имеются научные статьи, в которых частично затронуты интересующие нас вопросы. Например, в статье А. В. Штолера «Российские литературные премии: издательский ракурс» говорится о влиянии экспертного признания (назначение литературной премии) на коммерческий успех издания: «закономерность “литературная премия произведения - рост продаж издания” работает в отношении уже известных авторов и изданий, выпущенных крупнейшими издательствами, выстроившими эффективную систему дистрибуции» . В статье И. Н. Тартаковской «Феномен бестселлеров и массовая культура. обзор исследований по социологии чтения» упоминается о коммерческом и ограниченно-коммерческом успехе. Утверждается, что высокая оценка, полученная книгой от литературных критиков, может продвинуть ее к некоторому коммерческому успеху. Статья И. И. Ординарцева напрямую посвящена факторам успеха в издательском деле - «Ключевые факторы успеха издательской деятельности в России» . В ней успех рассматривается с управленческой точки зрения, прослеживается формирование ключевых факторов успеха, к которым отнесены четкое следование запросам потребителей, скорость вывода на рынок новой продукции и интеграция участников отрасли.
По экспертным оценкам существует множество работ - от научных до учебных. Из последних назовем - учебник «Экспертные оценки» А. И. Орлова, где подробно изложена теория и практика экспертных оценок - определение понятия, виды, методы, организация работы экспертной комиссии и др., а также учебник Б. Г. Литвака «Экспертный оценки и принятие решений» . в котором подробно освещена теория экспертизы (определение, подбор экспертов, методы экспертной оценки, принятие решения и др.). Нами были использован еще один учебник Б. Г. Литвака «Разработка управленческого решения» , раздел 6 «Многокритериальный выбор и оценочные системы» (многокритериальные оценки, шкалы, количественные и качественные экспертные оценки), а также статья Т. Г. Гавриленко «Экспертиза в рамках проведения региональных профессиональных конкурсов» (дано определение понятия «экспертиза», описаны этапы проведения, роль эксперта и др.), З. А. Мендубаева «Экспертиза учебной книги» (представлена структура экспертизы - цель, объект, предмет и др., классификация критериев экспертизы и др.).
Литературным конкурсам и премиям посвящены работы Б. В. Дубина («Литературная премия как социальный институт» ), Л. В. Зиминой («Институт литературных конкурсов / премий в России» ), М. А. Черняк («Литературная премия как диагноз актуальной словесности» ), М. П. Абашевой («Литературная премия как инструмент. Заметки инсайдера» ), Т. А. Ветровой («Литературные премии как феномен социокультурной жизни России» ), Е. В. Абдуллаева («Большой букеровский бестселлер. Нелитературный взгляд на три литературные премии» ). Исследователи анализируют литературные премии и конкурсы, проводимые в России, механизмы использования результатов премий и конкурсов издательствами для продвижения и др. Назовем также магистерскую диссертацию 2019 г. А. А. Аксеновой «Литературные премии и книжный рынок: особенности взаимодействия (2015-2017 гг.)» , где дается определение литературной премии, классификация и изменение экспертной оценки в рамках премий, осмысливается влияние премий на книжный рынок и наоборот. Информация по конкретным премиям была взята из интернет-источников, в основном, из официальных сайтов литературных и книжных конкурсов и премий.
Объект исследования: экспертная оценка книги.
Предмет исследования: практики и проблемы экспертной оценки книги.
Новизна ВКР определяется следующими факторами:
• обращением к мало исследованной, но весьма актуальной проблеме;
• впервые проведенным анализом экспертной деятельности в рамках присуждения премии «Приз книжного сообщества»;
• редакторским анализом книг-лауреатов рассмотренных в работе премий.
Актуальность исследования обусловлена интересом общества и науки к обозначенной проблеме, а также выбором материала исследования: «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Приз книжного сообщества» - одни из самых значимых российских премий, оказывающих влияние на современный литературный процесс и книгоиздание, направленные на утверждение значимости экспертной оценки.
Цель работы: рассмотреть практики экспертной оценки современной книги и выявить ее проблемы (на материале книг-лауреатов премий «Национальный бестселлер», «Приз книжного сообщества» и «Большая книга»).
Задачи ВКР формулируются так:
• изучить теоретические основы экспертной оценки, ее связи с понятием успеха, успешного издательского проекта;
• рассмотреть практики экспертных оценок в разных областях, на этом фоне - в издательском деле;
• проанализировать практики экспертной оценки, реализуемые при присуждении литературных и книжных премий;
• выявить специфику экспертной деятельности в рамках книжной ярмарки;
• провести редакторский анализ книг-лауреатов премий и соотнести его результаты с читательской и экспертной оценками.
Методы исследования: анализ, обобщение, сравнение, интервью, анкетирование, редакторский анализ.
Материалом послужили пакеты документов, сопровождающие организацию и проведение конкурсов и присуждение премий, а также следующие книги-лауреаты литературных и книжных премий:
1. «Национальный бестселлер», 2015 - Сергей Носов «Фигурные скобки»
(издательство «Лимбус-Пресс»).
2. «Национальный бестселлер», 2016 - Леонид Юзефович «Зимняя дорога»
(издательство «АСТ»).
3. «Приз книжного сообщества» (номинация «Выбор литературных критиков и журналистов»), 2017 - «Бич 1917. События года в сатире современников» издательство «БОСЛЕН».
4. «Приз книжного сообщества» (номинация «Выбор литературных критиков и журналистов»), 2018 - Александр Ливергант «Вирджиния Вулф: “моменты бытия”» (издательство «АСТ», редакция Елены Шубиной).
5. «Большая книга», сезон 2018-2019 - Олег Лекманов, Михаил Свердлов и Илья Симановский «Венедикт Ерофеев: посторонний» (издательство «АСТ»).
6. «Большая книга», сезон 2019-2020 - Александр Иличевский «Чертеж Ньютона» (издательство «АСТ»).
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней рассмотрены виды, методы, организация экспертной оценки, способы подбора экспертов и принятия ими решения в области издательского дела. Также эта работа может стать отправной точкой для других исследований обозначенной проблемы.
Практическая значимость ВКР связана с тем, что в ней выявлены проблемы экспертизы современной книги, соотнесены редакторская, экспертная и читательская оценки, что может быть полезно издателям и экспертам литературных и книжных премий и конкурсов.
Хронологические рамки исследования: современный период (2015-2020).
Структура работы: Введение, 3 главы и Заключение.
В первой главе представлена общая теория экспертной оценки: 1.1. - цель
экспертизы, подбор экспертов, экспертные методы, далее рассмотрены экспертные практики в области образования и науки (1.2.), а также в издательском деле (1.3.).
Вторая глава посвящена экспертным оценкам в рамках литературных и издательских конкурсов и премий. В ней проанализированы издательская составляющая в зарубежных и отечественных литературных конкурсах и премиях (2.1.) и отечественные книжные конкурсы и премии (2.2.).
В третьей главе речь идет о практиках экспертной оценки в рамках Московской международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fictio№, рассмотренных на примере присуждения «Приза книжного сообщества». В частности, дается анализ экспертной деятельности, проводимой в рамках ярмарки (3.1.), осмысливаются экспертные практики, проводимые в рамках ежегодной премии ярмарки «Приз книжного сообщества» (3.2.) и представляется опыт сопоставления редакторского анализа, экспертной и читательской оценки издания как методов оценки его качества и успешности (3.3).
В Заключении делаются выводы и намечаются перспективы работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, можно сказать, что поставленные нами задачи исследования были последовательно выполнены, а его цель - рассмотреть практики экспертной оценки современной книги и выявить проблемы (на материале книг-лауреатов премий «Национальный бестселлер», «Приз книжного сообщества» и «Большая книга») - достигнута.
В ходе работы мы подтвердили свое представление о внешнем признании книги как многогранном явлении экономического, социального, издательского, культурного и культурологического явления. На протяжении всей работы мы решали мало исследованную, но очень актуальную проблему размытости понятия успешный издательский проект, внешнее признание которого выражается в разного рода поощрениях. Неопределенность его интерпретации возникает вследствие несовпадения (как правило) оценок редакторов, экспертов и читателей, соответственно, это оборачивается не оправдавшимися ожиданиями издателей (книга-лауреат не продается), читателей (книга-лауреат не находит своего читателя, не нравится большей части читательской аудитории и не покупается), авторов (авторитет экспертной оценки книги профессионалами падает, ему предпочитают прямую коммуникацию с непрофессиональными читателями, т. е. с массовой читательской аудиторий), критиков (которые не обращают внимания на книги-лауреаты, пишут о непрофессиональных подходах экспертов к своей работе) и т. д. Одним словом, внешнее признание книги, награждение ее престижной премией, вопреки общим ожиданиям, далеко не всегда равняется успеху издательского проекта, последние два понятия, кстати, тоже весьма расплывчаты в их многочисленных интерпретациях.
В первой, теоретической главе работы мы систематизировали имеющиеся исследовательские представления о цели экспертизы, о техниках подбора экспертов, о сути экспертных методов.
Основная часть ВКР была посвящена аналитической работе. В результате проведенного анализа экспертной деятельности в рамках присуждения различных литературных (почти всегда имеющих, как выяснилось, издательскую составляющую) и собственно книжных премий, в т. ч. присуждаемых в ходе крупнейшей Московской международной книжной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№, в результате сопоставления итогов этого анализа с впервые проведенным нами редакторским анализом книг-лауреатов и их читательской оценкой мы выявили практики экспертных оценок в издательском деле, определили их специфику, по сравнению с экспертизами в других
областях (научной, образовательной), а также их результативность в определении успешного издательского проекта.
Кроме того, нами были выявлены следующие проблемы экспертной оценки современной отечественной книги. Прежде всего, экспертами редко принимается во внимание сама природа книги как объекта духовной и материальной культуры, который в силу этого с трудом поддается оценке, особенно количественной, к которой обращаются эксперты во имя объективности (некоторые показатели невозможно измерить цифрами). Чаще всего, как показал анализ, книгу не рассматривают как целостность, оценивая ее либо с точки зрения содержания (собственно публикуемое произведение), либо в аспекте художественно-технического оформления или даже его отдельных элементов (например, оцениваются только иллюстрации).
Важнейшей проблемой, которая сегодня начинает актуализироваться уже публично в различного рода дискуссиях, круглых столах и т. д., является отсутствие специальной подготовки к деятельности профессионального книжного эксперта. Как правило, в группы экспертов, отбираемых организаторами конкурса или премии, входят профессионалы из разных областей, большая часть экспертной комиссии может, по своей профессии, вообще никак не соотноситься с издательским делом, книжной культурой, культурой чтения, литературой. Эксперты проводят свою оценку, опираясь на критерии, порой весьма далекие от их профессиональных компетенций. Да и разработчикам алгоритма оценки издания, ее критериев нередко не хватает профессиональной компетентности. Практически в каждом конкретном случае оргкомитетом конкурса разрабатывается своя оценочная система. Это, с одной стороны, дает свободу и гибкость экспертизе, но с другой - может обернуться потерей важнейших экспертных критериев и даже принципиального подхода к оценке книги как целостности.
Экспертизу книжных изданий не обходит стороной и общие проблемы экспертной деятельности. Одна из них - объективность оценки, соотносящаяся с названной выше проблемой подбора экспертов, которые должны уметь абстрагироваться от собственных предпочтений, не иметь интереса к результатам конкурса или премии, иметь достаточный опыт и знания, для того, чтобы грамотно и мотивированно оценить книгу по всем предложенным критериям и пр.
Вместе с этим, следует отметить и проблемность и сложность самой процедуры экспертной оценки в целом.
Наконец, назовем еще один проблемный аспект изучаемого явления. Представители различных областей культуры и искусства, в т. ч. литературы и книгоиздания, все чаще ставят более глубинный вопрос, связанный с рождением в современном обществе так 85
называемой «новой этики», с другими социокультурными изменениями, которые коснулись не только России, но и всего мира - вопрос связан с объективно происходящим лишением монопольного права на оценку объектов культуры экспертной иерархией и зарождающейся демократизацией принятия решений в искусстве.
К перечисленным проблемам экспертной оценки книги, которые носят характер обобщений проведенного исследования, можно добавить еще несколько выводов:
• современная система экспертной оценки книги имеет некоторые несовершенства и нуждается в доработке, вследствие чего результаты некоторых премий подвергаются критике и оспариваются читателями;
• если эксперты признали книгу успешной, выделив ее среди других номинантов на премию, то это не означает, что она будет также успешна среди читателей, т. е. экспертная и читательская оценки могут не совпадать в силу разных причин;
• читатели могут по-разному относиться к проведению литературных премий (положительно, как к ориентиру, на который можно опираться при выборе книги для чтения; нейтрально, в большей мере отдавая предпочтение книгам, которые отвечают собственным вкусам и интересам конкретного читателя, а порой негативно, с недоверием воспринимая результаты экспертной оценки), а также к книгам, высоко оцененным экспертами (они могут обсуждаться широким кругом читателей, их могут покупать и рекомендовать друзьям, а могут даже не заметить среди огромного многообразия других книг).
Перспективами исследования можно считать обращение к другим аспектам проблемы, например, к установлению соотношения: получение премии - увеличение объема продаж, получение книгой статуса «бестселлер», т. е. изучение экономической стороны вопроса. Плодотворным может быть изучение соотношения внутренней (оценки со стороны создателей книжного проекта) и внешней успешности книги (читатели и специалисты в области издательского дела и смежных областях).



1. Ключников С. Ю. Философия успеха: гносеологический анализ. Автореф. дисс... канд. филос. наук. - М. : 2003.
2. Якутина О. И. Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие. Автореф. дисс... д-р. филос. наук. - Краснодар. : 2011.
3. Голубев С. В. Проблема «успеха» и «удачи» в социальной философии // Философия и общество. 2004. №1.
4. Рикель А. М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. №1. С. 41-48.
5. Гончарова Е. Н. Концепт успех/зиссеззв русской и американской лингвокультурах: историко-этимологический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2016. №2. С. 49-52. (177).
6. Ощепков В. М., Мальцева Н. В. Оценка успеха и провала проекта как способ повышения эффективности деятельности современной организации // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2017. №1.
7. Артемьев Д. Г., Гребенщикова Е. Н. Критерии успеха проектов по разработке нового продукта на разных стадиях их жизненного цикла // ARS ADMINISTRANDI. 2015. №4. С. 47.
8. Кряжева Ю. С. Механизм формирования ключевых факторов успеха // Студенческая наука XXI века. 2016. № 4 (11). С. 190-193.
9. Традиционная книга: успешные издательские стратегии // Книжная
индустрия: [сайт]. - 2012. - URL: https://bookind.ru/events/697/ (дата
обращения: 25.05.20).
10. Штолер А. В. Российские литературные премии: издательский ракурс // Lingua mobilis. 2011. №7 (33).
11. Тартаковская И. Н. Феномен бестселлеров и массовая культура. обзор исследований по социологии чтения // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 176-181.
12. Ординарцев И. И. Ключевые факторы успеха издательской деятельности в России // Управленческое консультирование. 2013. № 8 (56).
Экспертная оценка
13. Орлов А. И. Организационно-экономическое моделирование : учебник : в 3 ч. / А. И. Орлов. - Ч. 2 : Экспертные оценки. - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана. - 2011. - 486 с.
14. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М. : Патент, 1996. - 271 с.
15. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения : учебник. - 3-е изд., испр. - М. : Дело, 2002. - 392 с.
...59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ