АННОТАЦИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 6
1.1 Понятие и эволюция электронного правительства 6
1.2 Электронное правительство как фактор трансформации публичного
управления 16
1.3 Понятие гражданского участия и его формы в цифровую эпоху 21
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЛАТФОРМ ЭЛЕКТРОННОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА 26
2.1 Архитектура и функциональные возможности платформ электронного
правительства 26
2.2 Формы и уровни гражданского участия в рамках электронных платформ 42
2.3 Опыт граждан: кейсы, критика и восприятие участия на цифровых платформах 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 98
В эпоху стремительного развития цифровых технологий электронное правительство стало неотъемлемым элементом трансформации публичного управления и переосмысления механизмов взаимодействия государства и граждан. Использование информационно¬коммуникационных технологий (ИКТ) в государственном секторе позволило существенно повысить прозрачность, доступность и эффективность административных процессов, однако по мере развития цифровой среды возникает всё более насущный вопрос: в какой мере электронное правительство способно не только предоставлять услуги, но и расширять пространство для гражданского участия.
Актуальность темы обусловлена необходимостью теоретической и эмпирической переоценки роли электронного правительства в процессах демократизации и инклюзии. В условиях падения доверия к институтам власти, углубляющегося цифрового неравенства и роста политической апатии исследование механизмов электронного участия приобретает особую значимость. По данным ООН (2022), более 90% государств мира внедрили цифровые сервисы, однако лишь небольшая часть из них предоставляет полноценные каналы участия граждан в принятии решений. В российском контексте, несмотря на наличие крупных платформ, таких как «Госуслуги» и «Активный гражданин», проблемы институционализации и результативности цифрового участия остаются нерешёнными.
По данным Института развития интернета, только 27% пользователей «Госуслуг» хотя бы раз оставляли обратную связь или участвовали в общественных обсуждениях. Это свидетельствует о слабой институционализации электронного участия. Тем не менее, потенциал цифровых инструментов для демократизации управления признается ведущими исследовательскими школами — от Оксфорда до РАНХиГС. Именно поэтому изучение электронного правительства не как «витрины» государственных услуг, а как института политического участия, становится стратегически значимым для современной политологии.
Степень изученности. Тематика электронного правительства активно изучается в рамках политологии, публичного управления и социологии технологий. Среди зарубежных авторов, внесших вклад в теоретическое осмысление феномена, можно выделить: Джейн Фаунтейн — концепция виртуального государства; К. Андерсен и Р. Хикс — анализ моделей взаимодействия граждан с государством в цифровой среде; Д. Уэст — разграничение между административной эффективностью и демократизацией; В. Хомбург — идеи «сетевого» правительства; Х. З. Хенрикен, Д. Гарсон, С. Грегори, В. Нунес — исследование аспектов инклюзивности, приватности и прозрачности.
В российской академической среде наибольший вклад внесли: А. В. Чугунов — основатель отечественной школы электронного управления; Е. Г. Дьякова — исследование концептуальных основ и моделей ЭП; Л. А. Видясова, Я. Т. Банасиковска — оценка эффективности цифровых платформ; А. Д. Трахтенберг — политико-правовой анализ цифровой трансформации; И. И. Смотрицкая, С. И. Черных — правовой и историко¬институциональный подход; А. Ю. Краснопёров — развитие гражданской культуры в условиях цифровизации; Г. И. Гумерова — социоинженерные аспекты цифрового государства; Д. Р. Мухаметов — разработка моделей платформ цифрового участия; Е. А. Исаева, Т. А. Кулакова, А. В. Соколов, Р. В. Парма, А. В. Волкова — исследование политического и гражданского участия в цифровую эпоху.
Несмотря на значительное количество исследований, вопрос о соотношении технической архитектуры ЭП и реального гражданского участия остается недостаточно раскрытым. Особенно это касается сравнительного анализа онлайн-платформ и оценки их инклюзивного потенциала.
Современное электронное правительство развивается преимущественно в направлении технической оптимизации и предоставления услуг, в то время как функция политической инклюзии граждан и поддержания устойчивого диалога с обществом остается вторичной. Отсутствие универсальных стандартов цифрового участия, слабая институционализация электронных консультаций, ограниченность правовых механизмов — всё это указывает на системную проблему: несоответствие между декларативной открытостью электронного правительства и реальными возможностями для гражданского участия.
Объект исследования: электронное правительство.
Предмет исследования: возможности гражданского участия посредством электронного правительства.
Цель исследования. Определить возможности гражданского участия посредством электронного правительства, а также оценить их эффективность с точки зрения достижения демократических и управленческих целей.
Задачи исследования:
1. Определить смысловые границы понятий «электронное правительство» и «гражданское участие».
2. Изучить структуру и правовые ограничения существующих онлайн-платформ электронного правительства.
3. Изучить кейсы гражданского участия посредством онлайн-платформ электронного правительства;
4. Дать оценку гражданскому участию посредством онлайн-платформ электронного правительства с точки зрения форм участия и достижения заявленных целей.
Методологическую основу работы составляют структурно-функциональный подход, а также методы сравнительного анализа, кейс-стади и контент-анализа. Эмпирическую базу составляют нормативные акты, порталы электронных сервисов, международные индексы (LOSI, EGDI), аналитические отчёты и интервью. Работа носит междисциплинарный характер, объединяя инструменты политологии, публичного управления и цифровых исследований.
Практическая значимость. Практическая значимость состоит в возможности применения результатов для оценки и совершенствования конкретных цифровых платформ, разработки методик анализа участия, а также формирования рекомендаций для органов власти, заинтересованных в расширении гражданского взаимодействия.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Выполненное исследование позволило всесторонне рассмотреть потенциал электронного правительства как инструмента гражданского участия и проанализировать его реальное функционирование в современной политико-административной практике. Актуальность темы исследования определялась противоречием между декларируемыми целями цифровых платформ и их фактической способностью влиять на процессы управления.
В ходе работы была реализована поставленная цель— определить возможности гражданского участия через инструменты электронного правительства. Для этого были поэтапно решены все поставленные во введении задачи:
• уточнены ключевые понятия «электронное правительство» и «гражданское участие», а также раскрыты концептуальные подходы к цифровым формам гражданского участия;
• проанализирована структура и правовые ограничения электронных платформ в России и за рубежом;
• проведён сравнительный анализ практик онлайн-участия граждан в разных странах на конкретных кейсах (Россия, Эстония, Великобритания, Сингапур);
• дана оценка результативности электронных инициатив и механизмов цифрового вовлечения, выявлены основные тенденции, проблемы и перспективы.
Теоретико-методологическая база работы позволила обосновать комплексный подход к анализу электронного правительства и гражданского участия, объединив структурно-функциональный, сравнительный и кейс-стади методы. Практическая часть выявила, что в России преобладают сервисно-информационные и консультативные функции платформ, а механизмы реального вовлечения граждан в принятие решений (партисипаторные) остаются ограниченными и зачастую символичными. Анализ зарубежных примеров показал, что только при наличии политической воли, чётких институциональных гарантий и устойчивой обратной связи возможно формирование по- настоящему результативных цифровых форм гражданского участия.
Сравнительная таблица ключевых показателей (см. приложение А) позволила структурно сопоставить опыт разных стран, выявить сильные и слабые стороны национальных платформ, а также определить основные направления для развития электронного участия в России.
В результате исследования получены аргументированные выводы:
• несмотря на широкое внедрение цифровых платформ, их вклад в демократизацию и развитие гражданского общества в России пока ограничен;
• основные барьеры включают доминирование сервисной логики, формализацию обратной связи, недостаточную институционализацию цифрового гражданского участия;
• зарубежные практики показывают возможность реального расширения гражданских полномочий при грамотной цифровой трансформации.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных выводов и рекомендаций для совершенствования отечественных цифровых платформ, повышения прозрачности и эффективности участия граждан в управлении.
В целом, поставленные цели и задачи исследования были выполнены полностью, а полученные результаты могут служить основой для дальнейших научных и прикладных разработок в сфере цифрового государственного управления. Вектор дальнейших исследований и практик целесообразно направить на развитие механизмов прямого и результативного цифрового гражданского участия, преодоление барьеров инклюзивности и формализма, а также интеграцию новых технологических и институциональных решений в практику публичного управления. Проблемами российского ЭП, ограничивающими его демократический потенциал, являются отсутствие обязательных и юридически закрепленных механизмов реагирования власти на инициативы граждан, недостаточная прозрачность процедур и слабая институциональная поддержка цифрового участия.
Пути решения выявленных проблем заключаются в следующем:
• законодательное закрепление обязательного рассмотрения и реализации инициатив, набравших установленный порог поддержки граждан.
• повышение прозрачности процедур принятия решений и обеспечения независимого мониторинга их реализации.
• совершенствование обратной связи с гражданами для повышения доверия к платформам ЭП и усиления реальной мотивации к участию.
Ожидаемым эффектом от предложенных мер является повышение эффективности гражданского участия через платформы ЭП, усиление доверия общества к государственным институтам и развитие подлинных механизмов электронной демократии. Результаты исследования могут быть использованы органами власти и разработчиками платформ ЭП для совершенствования цифровых инструментов взаимодействия с гражданами и укрепления демократических процессов.
1. Ведомости. Число пользователей «Госуслуг» в России превысило 109 миллионов
[Электронный ресурс]. - 2024. - URL:
https://www.vedomosti.rU/technology/news/2024/12/15/1 (дата обращения: 01.05.2025).
2. Габбер. Отзыв: Ag.mos.ru - сайт «Активный гражданин» - Испортился, не тот,
что раньше [Электронный ресурс] // Otzovik.com. - 2023. - URL:
https://otzovik.com/review_14747336.html (дата обращения: 01.06.2025).
3. Город идей - краудсорсинговая платформа [Электронный ресурс]. - URL: https://crowd.mos.ru (дата обращения: 01.05.2025).
4. Гулни. Отзыв: Госуслуги - Всё работает, пока не возникнут проблемы
[Электронный ресурс] // Otzovik.com. - 25.06.2015. - URL:
https://otzovik.com/review_2032818.html (дата обращения: 01.06.2025).
5. Исследование ООН / Электронное правительство [Электронный ресурс]. - [Б. м.],
2022. - URL: https://un.org/e-gov (дата обращения: 24.05.2024).
6. Массух А. Имитируем, значит существуем [Электронный ресурс] // LiveJournal. - 2015. - URL: https://massuh.livejournal.com/6344.html (дата обращения: 01.06.2025).
7. Москва 24. Более 8,8 млн человек пользуются порталом мэра Москвы
[Электронный ресурс]. - 02.11.2019. - URL:
https://www.m24.ru/news/tehnologii/02112019/95761 (дата обращения: 01.05.2025).
8. Москва 24. На портале mos.ru гражданам доступны более 340 электронных услуг
[Электронный ресурс]. - 09.02.2024. - URL:
https://www.m24.ru/news/tehnologii/09022024/664699 (дата обращения: 01.05.2025).
9. О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/199708 (дата обращения: 20.05.2024).
10. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201.. (дата обращения: 24.04.2025).
11. Официальный сайт Мэра Москвы. Востребованность сервисов mos.ru и мобильных приложений превышает 2 млн запросов в день [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12301050/ (дата обращения: 01.05.2025).
12. Официальный сайт Мэра Москвы. Портал mos.ru стал цифровым помощником москвичей [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mos.ru/news/item/46245073/ (дата обращения: 01.05.2025).
13. Портал открытых данных Правительства Москвы - data.mos.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://data.mos.ru (дата обращения: 01.05.2025).
14. Петиция против антипиратского закона набрала 100 тысяч голосов! [Электронный ресурс] // Habr. - 10.08.2013. - URL: https://habr.com/ru/articles/189686/ (дата обращения: 01.06.2025).
15. Петиции на РОИ, набравшие 35 тысяч подписей, будут поступать в Госдуму
[Электронный ресурс] // РосКомСвобода. - 25.01.2016. - URL:
https://roskomsvoboda.org/ru/post/petitsii-na-roi-nab/ (дата обращения: 01.06.2025).
..64