ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки проблемы развития познавательных
универсальных учебных действий у младших школьников 6
1.1 Познавательные универсальные учебные действия как предмет
психолого - педагогического анализа 6
1.2 Особенности формирования познавательных универсальных учебных
действий у младших школьников 18
1.3 Изучение уровня сформированное познавательных универсальных
учебных действий у младших школьников 27
2 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников .... 33
2.1 Использование веб-квестов в учебно-воспитательном процессе
младшей школы 33
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы по развитию
познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 39
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Е 58-67
Актуальность исследования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (далее УУД), которые являются предпосылками к способностям саморазвития и самосовершенствования, умению учиться. Введение «Федерального государственного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО) второго поколения привело к изменению организационной и методической деятельности в начальной школе. Особое внимание в ФГОС НОО уделяется формированию у младших школьников универсальных учебных действий, достижению личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой они должны научиться действовать, чувствовать, принимать решения и т. д. .
Проблема развития познавательных УУД у младших школьников на сегодняшний день является актуальной для построения единой системы обучения детей с опорой на их самообразование, стремление к познанию нового и расширению кругозора.
Данной проблеме уделяли внимание такие выдающиеся педагоги как П. Я. Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. Подходы формирования УУД рассматривались А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. A. Карабановой.
Цель исследования: обоснование, разработка условий использования веб-квеста как средства развития познавательных УУД у младших школьников, а также проверка опытно-экспериментальным их результативности.
Объект исследования: процесс развития познавательных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: условия использования веб-квеста как средства развития познавательных УУД у младших школьников.
Гипотеза: развитие познавательных УУД у младших школьников будет более результативным, если в учебно-воспитательном процессе начальной школы будет использован веб-квест, предполагающий следующие условия:
- использование разноуровневых заданий возрастающей сложности;
- применение мультимедийных ресурсов, обеспечивающих выполнение заданий;
- организацию системы оперативной поддержки обучающихся при его проведении.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы развития познавательных УУД у младших школьников.
2. Выявить особенности развития познавательных УУД у младших школьников.
3. Изучить уровень сформированное™ познавательных УУД у младших школьников.
4. Разработать и обосновать условия использования веб-квеста для развития познавательных УУД у младших школьников.
5. Проверить опытно-экспериментальным путём результативность разработанного веб-квеста для развития познавательных УУД у младших школьников.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме развития познавательных УУД у младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент, опрос, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 10».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, позволило нам сделать следующие выводы:
Познавательные УУД - это действия, которые помогают самостоятельно или при помощи из вне организовать процесс получения субъективно-нового знания о мире, с целью развития познавательных умений у младшего
школьника.
В ходе исследования были выбраны следующие познавательные умения у младших школьников: умение осмысливать текст; умение сравнивать; умение мыслить по аналогии.
Для выявления уровня сформированное™ познавательных УУД у младших школьников использовалась методика ГИТ.
В практической части своей работы нами был разработан и использован веб-квест «Космическое путешествие» как средство развития познавательных УУД у младших школьников. Он предполагал следующие условия:
- использование разноуровневых заданий возрастающей сложности;
- применение мультимедийных ресурсов, обеспечивающих выполнение заданий;
- организацию системы оперативной поддержки обучающихся при его проведении.
Эффективность разработанного веб-квеста в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики сформированное™ познавательных УУД в экспериментальной группе.
В целом решение поставленных задач позволило достичь запланированную цель. Нам удалось обосновать и разработать условия использования веб-квеста как средства развития познавательных УУД у младших школьников, а также проверить опытно-экспериментальным путем его результативности.
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская - М.: Просвещение, 2010. - 208 с.
3. Бадмацыренова, В.В. Web-квест как инновационная форма организации проектной деятельности на уроках литературы: Методическая разработка. -Улан-Удэ: Изд-во типографии ГБОУ СПО «БРИЭТ», 2015. -60 с.
4. Борцовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В.Борцовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.
5. Веб-квест «Космическое путешествие» [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: https://demcenkomarina41.wixsite.com/mysite-1
6. Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л. С. Выготский. - М.: «Помощь», 2008. - 152 с.
7. Давыдов, В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2000. - 152с.
8. Даутова, О. Б. Изменение учебно-познавательной деятельности
школьника в современном образовании [Электронный ресурс] /
О. Б. Даутова. - Режим доступа: http://www.famous-scientists.ru/list/10060
9. Додж, Б. Технология веб-квест [Электронный ресурс] /Б. Додж //
Вопросы Интернет образования, 2017. №4. - Режим доступа:
http: //rcio .pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Artic. htm22
10. Елисеева, Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника / Д. С. Елисеева //
Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - 94 с.
11.3иганшина, С. В. Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования информационной грамотности учащихся [Электронный ресурс] / Педагогика // С. В. Зиганшина. - М.: 2016. - №2. - Режим доступа: http://m.znatock.com/docs/шdex-85246.html
12. Как создать веб-квест? [Электронный ресурс] / Я. С. Быховский //
Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99», 2012. - Режим доступа:
http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-617.
13. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспиров. - М.: «МарТ», 2010. - 448 с.
14. Колосова, М. В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. -2015. - № 2. - С. 69-75.
15. Конструктор сайтов Wix [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://ru.wix.com
16. Кузнецов, А. А. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» / А. А. Кузнецов, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров. - М., 2011. - № 17. - С. 21-23.
17. Лебединцев, В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой. - 2016. -№4. - С. 34-37.
18. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1999. - 186 с.
19. Лошкарева, Н. А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составной части целостного учебно-воспитательного процесса / Н. А. Лошкарева. - М., 2008. - 378 с.
20. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - C 59.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебное пос. / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2010. - 452 с.
22. Нечитайлова, Е.В. Веб-квесты как методика обучения на основе интернет -ресурсов//Проблемы современного образования. -2012. -№2. -С. 147-155.
23. Николаева, Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство
развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Н. В. Николаева // Вопросы Интернет образования. - Режим доступа:
http: //rcio .pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Artic. htm22
24. Николаева, Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся// Вопросы Интернет-образования, 2002. - № 7. - С. 34-37.
25. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Я. С. Быховский //
Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». -2012. - Режим доступа:
http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html423.
26.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. - М.: Высшая школа, 1993. - 944 с.
27. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6 -13.
28. Петерсон, Л. Г. Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников (образовательная технология "Ситуация") // Управление ДОУ. - 2013. - №2. - С. 25-32.
29. Петронюк, И. С. Психолого-педагогические подходы к проблеме учебного познания / И. С. Петронюк // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2. - С. 40-42.
30. Программа формирования универсальных учебных действий:
Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. -М.: Линка-Пресс, 2009. - 284 с.
31. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младшего подростка [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4647236/
32. Рындак, В. Г. Методологические основы образования: учебное пособие к спекурсу / B. Г. Рындак. - Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2000. -192 с.
33. Стандарты второго поколения: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / Под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - С. 24-31.
34. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2001. - 175 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 2357).
36. Хиленко, Т. П. Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников / Т. П. Хиленко // Начальная школа, 2013. - №3. - с. 87.
37.Черноусова, Ф. П. Педагогический совет в школе: опыт, поиски, проблемы: учебно-методическое пособие / Ф. П. Черноусова. -
М.: Педагогическое общество России, 2007. - 80 с.
38.Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс] /
Я. С. Быховский // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». - 2012. -Режим доступа: http: //www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4. php3 6.
39. Шевцова, О. Г. Веб-квест -один из наиболее эффективных способов
применения Интернета для внедрения ролевых игр в обучение [Электронный ресурс] / О. Г. Шевцова // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». - 2013. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2008/Moscow/III/2/III-2-7656.html37.
40. Шумаков, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е. В. Климанова. - М.: Просвещение, 2011. - 157 с.