Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Работа №17815

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы24
Год сдачи2014
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
589
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность. Длительное время было принято считать, что «неуставные отношения» - это явление, проявляющееся преимущественно среди солдат, проходящих службу в вооруженных силах. Были изучены основные проявления феномена, разработаны процедуры по профилактике «неуставных отношений» в вооруженных силах и т.д. Но «неуставные отношения» - это феномен, существенные черты которого присутствуют не только в армии, но и в следующих социальных организациях: образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее детские дома и дома- интернаты), общежитиях образовательных учреждений и организациях различных форм собственности. Устав названных социальных организаций предписывает ее членам правила поведения, с которыми участники знакомы через нормативные документы или через носителя указанных правил. Неэффективность уставных правил ведет к замене или дополнению их новыми правилами, основанными на «неуставных отношениях». Неуставные правила взаимодействия позволяют скорректировать недостатки в организационно-управленческой деятельности.
Отечественными и зарубежными учеными были описаны различные научные подходы к пониманию причин появления «неуставных отношений»: с точки зрения деятельностного подхода (В.М. Крук и С.И. Съедин), в связи с проблемой нарушения организационно-управленческой сферы в социальной организации (К.Л. Банников, Ж.Г. Сенокосов), с позиции функционирования компенсаторных механизмов развития личности (В.В. Иванов, Д.В. Клепиков), из- за экономической необеспеченности группы (С. Подольский), из-за закрытости общества (М.Ю. Кондратьев), по причине накопления психологического напряжения (O.Neuberger).
Актуальность темы обусловлена тем, что изученность феномена «неуставных отношений» в неармейских организациях находится на низком уровне, отсутствуют четкие представления о способах коррекции и профилактики проявлений феномена, существуют трудности в диагностике и выявлении специфических проявлений феномена в отдельных социальных организациях. Основное внимание работы направлено на изучение проявлений «неуставных отношений» в детских домах, общежитиях образовательных учреждений и организациях различных форм собственности. Выбор социальных организаций связан со спецификой учреждений. Становясь членом одного из названных учреждений, человек пребывает в нем достаточно длительное время, формируя круг значимых людей, приобретая навыки коммуникации, самоутверждаясь за счет достижения поставленных целей. Проявления «неуставных отношений» оказывают влияние не только на личность, но и на группу, в которой находятся люди. Поэтому пребывание в организации, где «неуставные отношения» превышают допустимые нормы, оказывает деструктивное воздействие на субъектов взаимодействия.
близкого окружения, что повышает субъективность полученной информации. Кроме того, указанные методы требуют достаточно длительного времени для сбора информации. Поэтому существует необходимость разработки и валидизации методик, выявляющих «неуставные отношения» в социальных организациях, которые позволят диагностировать феномен за более короткое время и снизить уровень субъективности при ответах опрашиваемых.
«Неуставные отношения» проявляются в группе во многих формах, имея некоторое сходство со смежными социально-психологическими феноменами: превышением полномочий и внутригрупповой дифференциацией. Но «неуставные отношения» не сводимы к смежным феноменам. Внутригрупповая дифференциация и превышение полномочий могут существовать параллельно с феноменом «неуставных отношений», а также входить в его состав. Поэтому существует необходимость рассмотреть взаимосвязи между названными феноменами.
При применении уже существующих рекомендаций и способов коррекции проявлений «неуставных отношений» возникают трудности, связанные с их адаптацией к конкретной социальной организации. Кроме того, рекомендации по коррекции «неуставных отношений» имеют ряд недостатков, например: узкая направленность разработанных программ (коллектив армии); неопределенность некоторых рекомендаций. Поэтому необходимо сформулировать практические рекомендации, позволяющие корректировать и осуществлять профилактику проявлений «неуставных отношений», которые будут преодолевать указанные барьеры.
Объект исследования - внутригрупповые отношения.
Предмет исследования - «неуставные отношения» как социально-психологический феномен внутригрупповых отношений.
Цель работы: изучить особенности проявлений «неуставных отношений» в неармейских организациях, их структуру и взаимодействие со смежными социально-психологическими феноменами.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить особенности функционирования «неуставных отношений» в социальных организациях и их детерминанты.
2. Разработать методики, выявляющие «неуставные отношения» и смежные социально-психологические феномены (внутригрупповую дифференциацию и превышение полномочий).
3. Провести сравнительный анализ «неуставных отношений» со смежными социально-психологическими феноменами.
4. Выявить внутрисистемные связи феномена «неуставных отношений».
5. Рассмотреть возможные способы коррекции и профилактики «неуставных отношений» в изучаемых социальных организациях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Неуставные отношения» как система официально не декларируемых форм физического и психического насилия, обеспечивающая доминирующее положение старших по нерегламентированному статусу в группе над младшими, образует структуру, имеющую системные свойства и включенную в более широкую систему социально-психологических механизмов регуляции группы.
2. «Неустанные отношения» имеют различные появления; существуют общие черты «неуставных отношений», которые не зависят от специфики социальной организации: внутригрупповая поляризация, нерегламентированная внутригрупповая иерархия и социальная регуляция поведения в группе.
3. Смежные социально-психологические явления (внутригрупповая поляризация и превышение полномочий) не совпадают по своей структуре и содержанию с проявлениями «неуставных отношений». «Неуставные отношения» могут существовать как самостоятельный феномен параллельно с внутригрупповой дифференциацией и превышением полномочий, а также внутригрупповая дифференциация и превышение полномочий могут входить в состав «неуставных отношений».
4. Существует возможность измерения уровня выраженности «неуставных отношений» в общежитиях образовательных учреждений, детских домах, домах- интернатах, в организациях различных форм собственности с помощью специально разработанных методик. Выявлены факторы, влияющие на увеличении выраженности «неуставных отношений» в социальных организациях:
4.1. Уровень выраженности «неуставных отношений» в различных социальных организациях зависит от официального статуса учреждения, а также наличия одновременно функционирующих с «неуставными отношениями» смежных социально-психологических феноменов.
4.2. К эскалации «неуставных отношений» может привести усиление внутригрупповой поляризации группы.
5. Существуют частные проявления «неуставных отношений», которые характерны только для отдельных социальных организаций и связаны со спецификой изучаемой организации.
6. При отсутствии возможности полного устранения «неуставных отношений» на основе результатов исследования возможно разработать рекомендации по их коррекции и профилактике с использованием следующих мер: 1) возложение ответственности за взаимодействие в группе на субъектов «неуставных отношений»; 2) внесение изменений в организационно¬управленческую деятельность; 3) повышение мотивации у участников взаимодействия к личностному развитию.



1. Пелевина, А.А. Приемы коррекции и профилактики «неуставных отношений» в социальных структурах / А.А. Пелевина, Е.В. Конева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. - 2013. - Т. 6, № 2. - С. 50-54.
2. Пелевина, А.А. «Неуставные отношения» как социально¬психологический феномен / А.А. Пелевина, Е.В. Конева // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 2. - С. 82-85.
3. Пелевина, А.А. Особенности «неуставных отношений» в различных социальных организациях / А.А. Пелевина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. - 2014. - Т. 7, № 1. - С. 118¬122.
Статьи и материалы конференций
4. Пелевина, А.А. Взаемозв'язок феномену «нестатутних взаемин» із суміжними психологічними феноменами. Засоби діагностики явища / А.А. Пелевина, Е.В. Конева // Практична психологія та соціальна работа. - 2013. -
№ 11. - С. 68-77.
5. Пелевина, А.А. «Неуставные отношения» как социально-психологический феномен / А.А. Пелевина // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии. Традиции и перспективы. - Ярославль, 2011. - Ч. II. - С. 219-221.
6. Пелевина, А.А. Особенности диагностики «неуставных отношений» в социальных структурах / А.А. Пелевина, Е.В. Конева // Сборник научных статей молодых ученых, посвященный Всероссийской Молодежной научной психологической конференции «Много голосов - один мир». - Ярославль, 2012. - С. 134-136.
7. Пелевина, А.А. Методика выявления «неуставных отношений» в общежитиях образовательных учреждений / А.А. Пелевина // Материалы международной научно-практической конференции «Вопросы психологии, педагогики и образования: интеграция науки и практики». - М., 2013. - С. 148¬157.
8. Пелевина, А.А. Направления коррекции и профилактики «неуставных отношений» в детских домах / А.А. Пелевина // Материалы международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего». - М., 2013. - С.
490-492.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ