Актуальность исследования. Исследование взаимосвязи креативности и
мотивации научно-исследовательской деятельности (НИД) - одна из ключевых фундаментальных проблем в психологии деятельности. Это определяет постановку теоретических проблем в науке. Значимость изучения структур креативности и структур мотивации напрямую зависит от НИД, что занимает ведущую позицию в исследовании НИД, влияя на процесс НИД и результат НИД.
Изучению мотивации НИД посвящены работы А.Г. Аллахвердян,
B. А. Мазилова, А.Б. Мигдал, Г.Ю. Мошкова, Я.А. Пономарева, И.Н. Семенова,
C. Ю. Степанова, Н.П. Фетискина, А.В. Юревича, М.Г. Ярошевского, В.А. Ядова. В современных исследованиях мотивации труда молодых ученых, представленных в работах Л.Г. Зубовой, А.Л. Мазалецкой, Т.В. Разиной, Л.В. Темновой, О.А. Шевченко, подчеркивается, что для успешной НИД крайне важным являются сохранение преемственности научных взглядов, развитие научных направлений.
В рамках данной работы сделана попытка рассмотреть НИД с точки зрения психологии труда согласно работам В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеер, А.В. Карпова, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Ю.П. Поварёнкова, В.Д. Шадрикова, D. Holland, D. Supper, F. Parsons. Они пишут о том, что процесс профессионализации целостен и непрерывен, начиная с определения будущей профессии и заканчивая с прекращением профессиональной деятельности. Проблемой мотивации занимались С.Ю. Степанова, Х. Хекхаузен, М. Чиксентмихайи, T.M. Amabile, W.C. Compton, H. Gardner и т.д. Так же рассматривались теоретические подходы к творческому процессу и креативности (В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, А.В. Карпов, М.М. Кашапов, А.Н. А. Кестлер, А.Н. Лук, В.А. Мазилов, А. Маслоу, В.И. Панов, Я.А. Пономарев, К. Роджерс, Е. Торранс, Б. Фелдман, М.А. Холодная, T.M. Amabile, W.C. Compton, T. Tardif, R. Sternberg и т.д.).
На данный момент в российском обществе крайне остро проявляется необходимость в сохранении научного потенциала молодых ученых. Согласно данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2002 г. и 2015 г. возобновился отток научных кадров. Молодое поколение ориентируется на современный статус и положение ученого в обществе, которые находят неудовлетворительными для их запросов и амбиций. Очевидным становится необходимость адекватного мотивирования научных кадров. При этом важным остается система внешней и внутренней мотивации субъектов НИД, учитывая специфику их научного направления.
Актуальность проблемы определения связи креативности и мотивации субъектов НИД на довузовском и вузовском этапах профессионализации связана с необходимостью психологического сопровождения научной активности и развития молодых, креативных и внутренне мотивированных молодых ученых, готовых не только принимать и усваивать знания более опытных специалистов, но и способных проводить самостоятельные научные исследования. В связи с этим, встает вопрос о необходимости выявления специфики мотивированных и креативных ученых разных научных направлений.
Таким образом, для успешной НИД крайне важным являются сохранение преемственности научных взглядов, развитие новых научных направлений и проведение актуальных исследований. В современной психологической науке не представлены диагностические инструменты для изучения научной мотивации как таковой.
Цель работы - исследование связи креативности и мотивации субъектов
научно-исследовательской деятельности на довузовском и вузовском этапах
профессионализации.
Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию креативности и мотивации НИД.
2. Выделить специфику связи креативности и мотивации личностей, ориентированных на НИД гуманитарного, технического и естественнонаучного направлений довузовского и вузовского этапов профессионализации.
3. Установить общие структуры мотивации личности, ориентированной на НИД на довузовском и вузовском этапах профессионализации.
4. Определить влияние характеристик креативности на мотивацию субъектов НИД довузовского и вузовского этапов профессионализации гуманитарного, технического и естественнонаучного направлений.
5. Провести сравнительный анализ влияния креативности на мотивацию научно-исследовательской деятельности разных видов направления на довузовском и вузовском этапах профессионализации.
6. Разработать авторскую методику диагностики мотивации НИД.
Объект исследования - научно-исследовательская деятельность.
Предмет исследования - связь креативности и мотивации субъектов
научно-исследовательской деятельности.
Общая гипотеза - существуют специфические связи креативности и мотивации субъектов НИД гуманитарного, технического и естественнонаучного направлений довузовского и вузовского этапов профессионализации.
Общая гипотеза конкретизируется в ряде частных гипотез:
1. Существуют как общие связи креативности и мотивации, свойственные субъектам НИД довузовского и вузовского этапов профессионализации, так и специфические для субъектов НИД гуманитарного, естественнонаучного и технического направлений.
2. Уровень организованности структур креативности и мотивации на вузовском этапе профессионализации субъектов гуманитарного, технического и естественнонаучного направлений будет выше, чем на довузовском.
3. Специфическое влияние креативности на мотивацию НИД обуславливается вербальными и невербальными характеристиками креативности субъектов гуманитарного, технического и естественнонаучного направлений довузовского и вузовского этапов профессионализации.
представления, сложившиеся в психологии о мотивации в целом и специфических видах мотивации (Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.Б. Мигдал, Г. Олпорт, Х. Хекхаузен, М.Г. Ярошевский и т.д.); основные теоретические подходы к личности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, и т.д.); подходы к классификации научных направлений (В.И. Вернадский, А.А. Ивин, Б.М. Кедров.); подходы к классификации субъектов научной деятельности (Э. Боно, М. Киртон, Г. Селье и т.д.); теоретические подходы к творческому процессу и креативности (В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, А.В. Карпов, М.М. Кашапов, А. Кестлер, А.Н. Лук, В.А. Мазилов, А. Маслоу, В.И. Панов, Я.А. Пономарев, К. Роджерс, Е. Торранс, Б. Фелдман, М.А. Холодная, T.M. Amabile, W.C. Compton, R. Sternberg, T. Tardif и т.д.); концепции становления профессионала (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поварёнков и т.д.); положения деятельностного подхода к профессиональному обучению (Н. Г. Алексеев, С.И. Архангельский, В.В. Давыдов, С.И. Змеев, Н.В. Клюева, И.Н. Семенов, Л.Ю. Субботина, В.Д. Шадриков, В.С. Швырев, И.С. Якиманская и др.).
В заключение обобщена вся совокупность полученных в исследовании результатов, а также сформулированы выводы, основные из которых состоят в следующем:
1. Установлено, что личность, склонная к научно-исследовательскому творчеству, способна на риск в постановке исследовательских задач, может отстоять свое мнение, замечает детали в изучаемом объекте, не забывая при этом о целостной картине, а также способна выйти за рамки очевидного. Человек, опираясь на мотивацию, заранее определяет свои дальнейшие интересы и направление своих действий. Мотивация научно-исследовательской деятельности - совокупность научных интересов, стремления к познанию и продуцированию принципиально нового научного знания, решению социальной проблемы и самореализации.
2. Выделена специфика структур креативности и мотивации личностей, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность гуманитарного, технического и естественнонаучного направлений довузовского и вузовского этапов профессионализации:
По совокупности полученных результатов можно заключить, что на довузовском и вузовском этапах профессионализации субъекты:
• Субъекты технического направления обладают ведущим показателем мотивации «Служение» (ориентация на труд для общества), а также связью показателей: мотивации «Творчество» и креативности «Риск», и характеризуются как личности, стремящиеся проявить себя в своих научных разработках. Они как исполнители предпочитают работать по выверенным схемам, не рискуя возможными результатами.
• Субъекты естественнонаучного направления имеют ведущие показатели мотивации «Профессиональный уровень», «Общение», «Комфорт» и «Предпринимательство» на довузовском этапе профессионализации и показатели мотивации «Творчество» и креативности «Разработанность» на вузовском этапе, что выражается в склонности вариативно работать в заданных рамках, низкой потребностью в профессиональном общении, ориентации на руководящие позиции в исследовании.
• Для субъектов гуманитарного направления на довузовском этапе профессионализации ведущим является показатель креативности «Сложность», готовность решать субъективно сложные задачи; на вузовском этапе - показатели мотивации «Социальная полезность» и «Карьера». Это характеризует осознание общественной значимости выполняемой работы и личную заинтересованность в карьерном росте.
3. Установлены общие связи в мотивационных структурах личности, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность на довузовском и вузовском этапах профессионализации: «Внешняя положительная мотивация» и «Менеджмент», «Менеджмент» и «Карьера», что отражает стремление реализоваться в качестве руководителя, сопряженное с карьерным ростом и позитивной оценкой со стороны коллег и социума, которая подтверждает их профессиональную состоятельность и конкурентоспособность.
4. Определено влияние характеристик креативности на мотивацию субъектов научно-исследовательской деятельности.
По этапам профессионализации:
• На вузовском этапе уровень креативности оказывает влияние на показатели мотивации, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью: «Вызов» и «Предпринимательство» (на что направленно).
• На довузовском - уровень креативности влияет на специфику самого мотивирования: «Внутренняя мотивация» и «Внешняя положительная мотивация» (со стороны кого/чего возникает).
По научным направлениям:
• Для гуманитарного направления характерно влияние показателя креативности «Разработанность» на показатель мотивации «Вызов», способность к детальной проработке стратегии исследования определяет готовность (ориентацию) на сложные проекты.
• Для естественнонаучного направления свойственно влияние показателя креативности «Гибкость» на показатель мотивации «Служение», что характеризуется как понимание важности для разработки общественно значимых проектов учета не только своих собственных представлений о проблеме, но и возможности их корректировать.
• Для субъектов технического направления определено влияние показателей креативности «Любознательность» и «Оригинальность» на показатель мотивации «Стабильность работы», а также показателя креативности «Гибкость» на показатель мотивации «Служение». Зависимость занимаемой ученым должности от возможности продуцировать новые идей или усовершенствовать старые, но при этом сохранять интерес и стратегию изучения или разработки относительно одного предмета и не отвлекаться на второстепенные, также уметь подстраиваться под запрос общества. Гипотеза подтвердилась частично.
5. Уровень организованности структур креативности и мотивации на вузовском этапе профессионализации субъектов гуманитарного направления выше, чем на довузовском, а технического и естественнонаучного направлений - ниже. Таким образом, для технического и естественнонаучного направлений, чем ниже организованность структуры, тем четче представление о необходимых этапах в проводимом исследовании и разнообразней способы их реализации. Для гуманитарного - двойственное значение: с одной стороны, помогает сохранить идею исследования проекта, не отвлекаясь на второстепенные стороны, а, с другой - ограничивает творческие возможности. Гипотеза подтвердилась частично.
6. Разработана и апробирована авторская методика «Диагностика мотивации научно-исследовательской деятельности» («МНИД») (Ю.С. Медведева, Т.В. Огородова). Выделено семь шкал: Социальная полезность, Материальное благополучие, Комфорт, Профессиональный уровень, Карьера, Творчество, Общение.
7. Установлены специфические структуры научной мотивации каждого из научных направлений: субъекты технического направления имеют отрицательную связь между показателями «Стабильность работы» и «Творчество». Творчество подразумевает неизвестное, и узнать заранее успешность новой разработки сложно, причем школьникам тяжелее ее прогнозировать и видеть возможные выходы и компромиссы, чем студентам.
В мотивационных структурах как субъектов естественнонаучного, так и гуманитарного направлений была обнаружена одна общая связь: «Творчество» и «Комфорт». Творчество как процесс создания нечто нового и неповторимого заставляет человека менять свои взгляды и выходить за привычные рамки научного исследования, т.е. идти новым, неизведанным путем, результат которого заранее неизвестен. В данном случае субъекты НИД не склонны рисковать, а предпочитают стабильные, опробованные способы работы.
8. Между тремя выборками студентов разных научных направлений (естественнонаучного, технического и гуманитарного) были найдены значимые различия: «Внешняя положительная мотивация» более выражена у студентов гуманитарного и естественнонаучного направлений, чем у студентов технического направления, это объясняется значимостью и недостаточностью одобрения со стороны общества, материального поощрение и т.д. для первых двух групп, что, в свою очередь, стимулирует студентов на более продуктивную работу.
9. Определены значимые различия мотивации НИД довузовского и вузовского этапов профессионализации.Школьники и студенты технического и гуманитарного направлений имеют значимые различия по показателю «Социальная полезность», причем он более выражен в выборках школьников, т.е. они склонны идеализировать выбранный ими профессиональный научный путь, у них существует ощущение, что именно их направление самое важное и нужное для общества. Студенты, понимая значимость своего направления, видят как его преимущества, так и недостатки, а также невозможность существования и реализации проектов обособленно от разработок других научных направлений.
10. Выявлены значимые различия между субъектами довузовского и вузовского этапов профессионализации технического направления: по показателям «Материальное благополучие» и «Карьера».Причем у студентов более выражен первый показатель, а у школьников - второй, т.е. для студентов важно быть материально обеспеченным, и они ищут пути, которыми этого можно достичь, и тем самым обрести стабильность и независимость, а школьники считают, что самое важное это продвижение по карьерной лестнице и при этом важен статус, а не блага, которые он может дать.
11. Установлены значимые различия между субъектами довузовского и вузовского этапов профессионализации естественнонаучного направления: по показателю «Общение», выраженного больше у студентов, т.е. способность получать информацию, обмениваться ею, выступать на конференциях представляется им как способ обозначить свою внутреннюю, личную позицию относительно научных проблем и проектов.
12. Определены значимые различия мотивации НИД довузовского и вузовского этапов профессионализации субъектов гуманитарного направления: по показателю «Творчество, который ярче выражен у студентов, что объясняется их стремлением применить свой потенциал в своей научной деятельности, найти новый подход, выделиться из общей массы, и заявить о себе как о перспективном молодом ученом. К ним приходит осознание того, что творчество возможно не только как хобби, но и как часть профессиональной научной деятельности, и от него зависит успешность дальнейшего профессионального пути.
13. Выявлены значимые различия относительно природы возникновения мотивации: для школьников гуманитарного и естественнонаучного направлений свойственно опираться на свой внутренний, личный интерес к предмету исследования («Внутренняя мотивация»), в то время как для технарей большее значение имеет «Внешняя отрицательная мотивация», т.е. боязнь санкций за допущенные ошибки. Это может быть объяснено тем, что для технического направления очень важно соблюдение алгоритмов при выполнении работы
14. У субъектов довузовской профессионализации технического и гуманитарного направлений креативность проявляется чаще в ситуациях, где они получают одобрение со стороны социума. Это может быть связано с тем, что для данного возрастного периода важно проявить себя, и оценка действий и поступков со стороны для школьников является показателем их успешности или неуспешности. Творить и создавать новое им хочется при наличии подтверждения правильности их творческих шагов, поэтому у них в структуре есть связи показателя «Креативность» с показателями «Внешняя положительная мотивация» и «Общение». Для субъектов вузовского этапа профессионализации технического и гуманитарного направлений креативность в исследовании не возможна при ограничениях и отрицательной оценке научной деятельности, т.е. ученый должен быть свободен в своих идеях и способах работы: «Внешняя отрицательная мотивация» и «Креативность».
Для субъектов этапа профессионализации естественнонаучного направления сложно обнаружить возможности применения креативности в естественнонаучной деятельности, в то время как на вузовском этапе они приобретают больший опыт в этом направлении и способны воспринимать перспективы, а также варианты дальнейших научных шагов, в связи с чем, связь «Креативность» - «Вызов» меняет свое значение с отрицательного на положительное при переходе на вузовский этап профессионализации.
1. Медведева, Ю.С. Креативность, как творческая характеристика личности, и мотивация научно-исследовательской деятельности субъектов / Текст / Ю.С. Медведева, Т.В. Огородова // Вестник ЯрГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 4 (26). - С. 117-121. - 0,4 п.л.
2. Медведева, Ю.С. Креативность и мотивация разных типов личностей начинающих ученых / Текст / Ю.С. Медведева // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 6. - Т. 3. - С. 308-315. - 0,8 п.л.
3. Медведева, Ю.С. Мотивационные структуры и метакогнитивные процессы субъектов научной деятельности на стадиях профессионализации / Текст
/ Ю.С. Медведева, О.А. Бахвалова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 10. - Т. 2. - С. 499-504. - 0,7 п.л.
4. Медведева, Ю.С. Акмеологические аспекты профессиональной идентичности / Текст / Ю.С. Медведева, О.А. Шляпникова // Вестник ЯрГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 1 (31). - С. 95-99. - 0,4 п.л.
Другие научные публикации:
Главы в монографиях:
5. Медведева, Ю.С. Акмеологические творческие и мотивационные предпосылки становления ученого / Текст / Ю.С. Медведева, Т.В. Огородова // Креативность как ключевая компетентность педагога: монография / под ред. М.М. Кашапова, Т.Г. Киселевой, Т.В. Огородовой. - Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. - 392 с. - С. 150-168. - 2,2 п.л.
Статьи и тезисы:
6. Медведева, Ю.С. Исследование мотивации научно-исследовательской деятельности на начальном этапе научной деятельности / Текст / Ю.С. Медведева, Т.В. Огородова // Сборник научных трудов V ВР НПК «Системогенез учебной и профессиональной деятельности». - Ярославль, 2011. - С. 201-204. - 0,4 п.л.
7. Медведева, Ю.С. Развитие ученого на ранних этапах прихода в науку через внутреннюю мотивацию. Развитие ученого на ранних этапах прихода в науку через внутреннюю мотивацию / Текст / Ю.С. Медведева, Т.В. Огородова // Материалы Междунар. молод. науч. форума «ЛОМОНОСОВ-2012» / отв. ред. А.И. Андреев [и др.] [Электронный ресурс. - М.: МАКС Пресс, 2012. - 0,2 п.л.
8. Медведева, Ю.С. Взаимосвязь мотивации и креативности как основа научно-исследовательской деятельности учащихся / Текст / Ю.С. Медведева, М.М. Кашапов, Т.В. Огородова // Психология - наука будущего. Материалы V междунар. конф. молод. ученых / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенкова, К.Б. Зуев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 746 с. - С. 255 - 257. - 0,2 п.л.
9. Медведева, Ю.С. Взаимосвязи креативности и мотивов научной деятельности на ранних этапах профессионального становления ученого / Текст / Ю.С. Медведева, Т.В. Огородова // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Междунар. конф., посв. 80-летию А.В. Брушлинского. Т. 3 / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М. Изд-во: «Институт психологии РАН», 2013. - 600 с. -С. 271-274. - 0,4 п.л.
10. Медведева, Ю.С. Связь креативности и мотивации научно-исследовательской деятельности субъектов / Текст / Ю.С. Медведева, Т.В. Огородова // Материалы Междунар. молодеж. науч. форума «ЛОМОНОСОВ- 2013» / отв. ред. А.И. Андреев [и др.]. [Электронный ресурс]. - М.: МАКС Пресс, 2013. - 0,2 п.л.
11. Medvedeva, Y.S. Inner motivation as the driving power of sciences / Text /
Y.S. Medvedeva, T.V. Ogorodova // Science drive - 2012: Student's Scientific Work / Ch. Ed. NN Kasatkina. - Yaroslavl: P.G. Demidov Yaroslavl State University, 2013. English language. - P. 103-104. - 0,3 п.л.
13 . Медведева, Ю.С. Мотивация научной деятельности школьников как будущее современной науки / Текст / Ю.С. Медведева // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: материалы IV междунар. заоч. науч.-практ. конф.; 4-5 августа, 2014 г. - North Charleston, USA. - Т. 2. - 292 с. - С. 114-117. - 0,4 п.л.
14. Медведева, Ю.С. Креативность и мотивация студентов гуманитарного, естественнонаучного и технического профилей / Текст / Ю.С. Медведева, М.М. Кашапов // Материалы Х юбилейной международной научно-практической конференции «Современное образование: роль психологии/ Психологический институт РАО. М.: СПб: Нестор-История, 2014. - 616 с. - С. 330-335. - 0,6 п.л.
15. Медведева, Ю.С. Молодой учёный на школьном и студенческом этапах становления / Текст / Ю.С. Медведева, М.М. Кашапов // Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества / отв. ред. М.В. Наянова. - Самара: ООО «Офорт», 2014. - С. 174-182. - 0,9 п.л.
16. Медведева, Ю.С. Гуманитарное и техническое направления науки: становление ученого / Текст / Ю.С. Медведева // Материалы Междунар. молодеж. науч. форума «ЛОМОНОСОВ-2014» / отв. ред. А.И. Андреев [и др.]. [Электронный ресурс]. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 0,2 п.л.
17. Медведева, Ю.С. Мотивация ученого на довузовском и вузовском этапах профессионализации: сходства и различия / Текст / Ю.С. Медведева // Материалы Междунар. молодеж. науч. форума «ЛОМОНОСОВ-2015» / отв. ред. А.И. Андреев [и др.] [Электронный ресурс]. - М.: МАКС Пресс, 2015. - 0,2 п.л.