Обоснование способов приобретения основных фондов предприятия энергетической инфраструктуры в условиях меняющегося законодательства (на примере ООО «МД»)
|
Введение 3
1 Аспекты деятельности электросетевых организаций 6
1.1 Сетевая инфраструктура рынков электроэнергетики в условиях
меняющего законодательства 6
1.2 Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к
территориальным сетевым организациям 25
1.3 Способы приобретения объектов электросетевого хозяйства 37
2 Характеристика объекта исследования ООО «МД» 52
2.1 Характеристика предприятия, как экономического субъекта хозяйствования 52
2.2 Оценка финансовой деятельности предприятия 61
2.3 Соответствие организации критериям отнесения к территориальным
сетевым организациям 72
3 Сравнительный анализ способов приобретения объектов электросетевого хозяйства на примере ООО «МД» 81
3.1 Аренда электросетевого оборудования 81
3.2 Договор лизинга энергооборудования 88
3.3 Купля-продажа электросетевого хозяйства 100
3.4 Сравнительный анализ, определение эффективности способов
приобретения объектов электросетевого хозяйства 111
Заключение 123
Список использованных источников 125
1 Аспекты деятельности электросетевых организаций 6
1.1 Сетевая инфраструктура рынков электроэнергетики в условиях
меняющего законодательства 6
1.2 Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к
территориальным сетевым организациям 25
1.3 Способы приобретения объектов электросетевого хозяйства 37
2 Характеристика объекта исследования ООО «МД» 52
2.1 Характеристика предприятия, как экономического субъекта хозяйствования 52
2.2 Оценка финансовой деятельности предприятия 61
2.3 Соответствие организации критериям отнесения к территориальным
сетевым организациям 72
3 Сравнительный анализ способов приобретения объектов электросетевого хозяйства на примере ООО «МД» 81
3.1 Аренда электросетевого оборудования 81
3.2 Договор лизинга энергооборудования 88
3.3 Купля-продажа электросетевого хозяйства 100
3.4 Сравнительный анализ, определение эффективности способов
приобретения объектов электросетевого хозяйства 111
Заключение 123
Список использованных источников 125
Как известно электроэнергетика является одной и ведущих частей энергетической отрасли, которая способна обеспечить электроэнергией всю хозяйственную часть страны. Это происходит на основе рационального производства и распределения электроэнергии. Кроме того, электроэнергетика имеет преимущество перед другими видами энергии, за счет легкости передачи на большие расстояния, способность ее распределяться между потребителями в соответствии с заявленной мощностью, и также способности преобразовываться в другие виды энергии, что занимает одно из важных мест в промышленности. Отличительной чертой электроэнергии является одновременность ее генерирования и потребления.
До того как стать одним и стратегических направлений развития страны энергетическая отрасль претерпела довольно непростые потрясения в постсоветское время. В то время оно являлось одним целым, которое было разделено в соответствии с видом деятельности структуры, а они в свое время были разделены на множественные структуры с целью создания конкурентной среды и привлечения в отрасль инвестиций. Однако, такое видоизменение не смогло оправдать намеченные цели и надежды, и за счет этого энергетическая отрасль ослабила свои цели и работу.
Поэтому чтобы избежать предыдущего опыта работы в энергетике, происходит консолидация электросетевых организаций их активов. В соответствии со «Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации» от 3 апреля 2013г. происходит ужесточение норм контроля по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (ТСО).
Стратегия направлена на необходимость принятия нужных мер по уменьшению количества территориальных сетевых организаций посредством создания экономических и законодательных условий, так как количество ТСО в России превысило 3500. В связи с этим соответствующим органам исполнительной власти было поручено подготовить необходимые нормативно-правовые акты.
В соответствии с Федеральным законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. к субъектам электроэнергетики относятся лица (организации), осуществляющие производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергосбережение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Так Министерство энергетики Российской Федерации разработало и приняло Постановление Правительства 28 февраля 2015 года № 184 «Об отнесении владельце объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям». По словам Александа Новак, министра энергетики РФ в связи с утвержденными критериями, планируется снизить количество территориальных сетевых организаций к 2017 году в два раза, к 2022 году еще два раза.
Действительно после принятия данного Постановления произошло уменьшение сетевых организаций.
Но этого было недостаточно, поэтому 17 октября 2016 г. вышло Постановление Правительства № 1056 «О внесений изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», которое ужесточило некоторые требования Постановления Правительства РФ № 184.
Так на начало 2017 года по сравнению с 2016 годом, произошло уменьшение территориальных сетевых организаций на 42 %.
Организации, которые не попали под разработанные требования правительством, теряют статус территориальной сетевой организации. При этом на балансе таких организации имеется электросетевое оборудование, которое необходимо реализовать либо наоборот, сделать так чтобы соответствовать заявленным критериям.
Целью дипломной работы является рассмотрение критериев отнесения объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об электроэнергетике». А также выявление наиболее приемлемых способов приобретения электросетевого хозяйства сетевой организации для соответствия установленным критериям.
Объектом исследования является территориальная сетевая организация города Красноярска - ООО «МД», основным видом деятельности которой является передача электрической энергии потребителям и технологическое присоединение к электрическим сетям.
Предметом исследования являются критерии и их влияние на деятельность электросетевых организаций.
Для достижения поставленной цели в дипломе были решены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты нормативно-правовой базы в отношении территориальных сетевых организаций;
- изучены и рассмотрены критерии об отнесении к территориальным сетевым организациям;
- рассмотрены способы приобретения электросетевого имущества сетевых организаций в энергетике, в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям.;
- проведен сравнительный анализ приобретения энергетического хозяйства на примере территориальной сетевой организации Красноярского края ООО «МД».
До того как стать одним и стратегических направлений развития страны энергетическая отрасль претерпела довольно непростые потрясения в постсоветское время. В то время оно являлось одним целым, которое было разделено в соответствии с видом деятельности структуры, а они в свое время были разделены на множественные структуры с целью создания конкурентной среды и привлечения в отрасль инвестиций. Однако, такое видоизменение не смогло оправдать намеченные цели и надежды, и за счет этого энергетическая отрасль ослабила свои цели и работу.
Поэтому чтобы избежать предыдущего опыта работы в энергетике, происходит консолидация электросетевых организаций их активов. В соответствии со «Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации» от 3 апреля 2013г. происходит ужесточение норм контроля по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (ТСО).
Стратегия направлена на необходимость принятия нужных мер по уменьшению количества территориальных сетевых организаций посредством создания экономических и законодательных условий, так как количество ТСО в России превысило 3500. В связи с этим соответствующим органам исполнительной власти было поручено подготовить необходимые нормативно-правовые акты.
В соответствии с Федеральным законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. к субъектам электроэнергетики относятся лица (организации), осуществляющие производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергосбережение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Так Министерство энергетики Российской Федерации разработало и приняло Постановление Правительства 28 февраля 2015 года № 184 «Об отнесении владельце объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям». По словам Александа Новак, министра энергетики РФ в связи с утвержденными критериями, планируется снизить количество территориальных сетевых организаций к 2017 году в два раза, к 2022 году еще два раза.
Действительно после принятия данного Постановления произошло уменьшение сетевых организаций.
Но этого было недостаточно, поэтому 17 октября 2016 г. вышло Постановление Правительства № 1056 «О внесений изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», которое ужесточило некоторые требования Постановления Правительства РФ № 184.
Так на начало 2017 года по сравнению с 2016 годом, произошло уменьшение территориальных сетевых организаций на 42 %.
Организации, которые не попали под разработанные требования правительством, теряют статус территориальной сетевой организации. При этом на балансе таких организации имеется электросетевое оборудование, которое необходимо реализовать либо наоборот, сделать так чтобы соответствовать заявленным критериям.
Целью дипломной работы является рассмотрение критериев отнесения объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об электроэнергетике». А также выявление наиболее приемлемых способов приобретения электросетевого хозяйства сетевой организации для соответствия установленным критериям.
Объектом исследования является территориальная сетевая организация города Красноярска - ООО «МД», основным видом деятельности которой является передача электрической энергии потребителям и технологическое присоединение к электрическим сетям.
Предметом исследования являются критерии и их влияние на деятельность электросетевых организаций.
Для достижения поставленной цели в дипломе были решены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты нормативно-правовой базы в отношении территориальных сетевых организаций;
- изучены и рассмотрены критерии об отнесении к территориальным сетевым организациям;
- рассмотрены способы приобретения электросетевого имущества сетевых организаций в энергетике, в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям.;
- проведен сравнительный анализ приобретения энергетического хозяйства на примере территориальной сетевой организации Красноярского края ООО «МД».
В рамках работы были рассмотрены влияния принятых критериев на деятельность территориальных сетевых организаций, в соответствии с вступлением в 2015 г. постановления Правительства № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».
Необходимость сокращения данных организаций вызвано их большим количеством, которые задействованы в передачи электрической энергии, что приводит к росту тарифа на электроэнергию потребителям. В том числе были такие ТСО, которые не следят за своим сетевым хозяйством, за счет того, что деятельность по передаче электрической энергии не является основным бизнесом.
Это и есть одни из основных причин принятия изменений в структуре электросетевых организаций, чтобы укрупнить и исключить с рынка услуг по передаче электрической энергии неквалифицированных участников.
Предприятия, не попавшие под критерии отнесения к ТСО не получают тариф на передачу электрической энергии, вследствие чего пропадает источник, за счет которого осуществлялось финансирование ремонтных работ электросетевого оборудования и его текущая эксплуатация. Таким образом, собственники вынуждены либо реализовать имеющееся энергооборудования с баланса организации или же приобрести недостающее оборудования, чтобы подходить под разработанные критерии Правительством.
На примере ООО «МД» одной из 56 территориальных сетевых организаций Красноярского края рассчитали и проанализировали наиболее распространенных и доступных способов приобретения, а именно такие как аренда, лизинг, кредит электросетевого оборудования: ТП 10/0,4 кВ.
Чтобы выполнить поставленные задачи дипломной работы, итогом которой является выбор наиболее приемлемого способа приобретения электросетевого хозяйства, был проведен SWOT-анализ аренды, финансовый лизинг и кредитного договора на приобретение данного оборудования. Договора представлены и рассчитаны по среднерыночным показателям.
Лизинг энергетического оборудования обладает неоспоримыми достоинствами по сравнению с арендой и кредитом. Основные преимущества заключаются в легкости оформления, низкие процентные ставки в отличие от кредитных, срок договора может быть до 10 лет. Такие факторы немаловажно играют роль в деятельности среднего бизнеса.
Кроме качественного анализа, был проведен количественный анализ, основанный на общей стоимости заключенных договоров. Анализ показал, что арендная плата будет намного меньше по сравнению с лизинговыми и кредитными платежами. Но самый весомый минус в данном способе приобретения - это то, что объект договора не является и не перейдет на баланс предприятия. А это значит, что по окончанию срока аренды предприятия может лишиться статуса ТСО, если за этот период не было приобретено ни одного имущества, которое могло бы помочь организации не лишиться статуса ТСО.
Поэтому основное сравнение происходило между приобретением имущества в лизинг и получением его в кредит.
Отличие кредита от лизинга в том, что кредитование предполагает привлечение денежных средств посредством банка, а лизинг - передача лизинговой компанией недвижимого имущества во временное пользование с правом последующего выкупа по остаточной стоимости.
Рассчитанные среднерыночные стоимости договоров показали, что итоговая стоимость лизинга составляет 7249891 руб., в то время как по кредиту эта сумма равна 8120520,83 руб. Разница ощутима на сумму 8702629,83 руб.
В заключении хотелось бы отметить, что для каждой организации выбор конкретной сделки, ее условий будут индивидуальны и поэтому нельзя сказать определенно какой способ приобретения подходит всем сетевых организациям. В данной дипломной работе, лизинг - выгоднее и эффективнее.
Необходимость сокращения данных организаций вызвано их большим количеством, которые задействованы в передачи электрической энергии, что приводит к росту тарифа на электроэнергию потребителям. В том числе были такие ТСО, которые не следят за своим сетевым хозяйством, за счет того, что деятельность по передаче электрической энергии не является основным бизнесом.
Это и есть одни из основных причин принятия изменений в структуре электросетевых организаций, чтобы укрупнить и исключить с рынка услуг по передаче электрической энергии неквалифицированных участников.
Предприятия, не попавшие под критерии отнесения к ТСО не получают тариф на передачу электрической энергии, вследствие чего пропадает источник, за счет которого осуществлялось финансирование ремонтных работ электросетевого оборудования и его текущая эксплуатация. Таким образом, собственники вынуждены либо реализовать имеющееся энергооборудования с баланса организации или же приобрести недостающее оборудования, чтобы подходить под разработанные критерии Правительством.
На примере ООО «МД» одной из 56 территориальных сетевых организаций Красноярского края рассчитали и проанализировали наиболее распространенных и доступных способов приобретения, а именно такие как аренда, лизинг, кредит электросетевого оборудования: ТП 10/0,4 кВ.
Чтобы выполнить поставленные задачи дипломной работы, итогом которой является выбор наиболее приемлемого способа приобретения электросетевого хозяйства, был проведен SWOT-анализ аренды, финансовый лизинг и кредитного договора на приобретение данного оборудования. Договора представлены и рассчитаны по среднерыночным показателям.
Лизинг энергетического оборудования обладает неоспоримыми достоинствами по сравнению с арендой и кредитом. Основные преимущества заключаются в легкости оформления, низкие процентные ставки в отличие от кредитных, срок договора может быть до 10 лет. Такие факторы немаловажно играют роль в деятельности среднего бизнеса.
Кроме качественного анализа, был проведен количественный анализ, основанный на общей стоимости заключенных договоров. Анализ показал, что арендная плата будет намного меньше по сравнению с лизинговыми и кредитными платежами. Но самый весомый минус в данном способе приобретения - это то, что объект договора не является и не перейдет на баланс предприятия. А это значит, что по окончанию срока аренды предприятия может лишиться статуса ТСО, если за этот период не было приобретено ни одного имущества, которое могло бы помочь организации не лишиться статуса ТСО.
Поэтому основное сравнение происходило между приобретением имущества в лизинг и получением его в кредит.
Отличие кредита от лизинга в том, что кредитование предполагает привлечение денежных средств посредством банка, а лизинг - передача лизинговой компанией недвижимого имущества во временное пользование с правом последующего выкупа по остаточной стоимости.
Рассчитанные среднерыночные стоимости договоров показали, что итоговая стоимость лизинга составляет 7249891 руб., в то время как по кредиту эта сумма равна 8120520,83 руб. Разница ощутима на сумму 8702629,83 руб.
В заключении хотелось бы отметить, что для каждой организации выбор конкретной сделки, ее условий будут индивидуальны и поэтому нельзя сказать определенно какой способ приобретения подходит всем сетевых организациям. В данной дипломной работе, лизинг - выгоднее и эффективнее.



