ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста
1.1. Понятие, сущность эстетического воспитания младших
школьников
1.2. Особенности анализа художественного произведения на
уроках литературного чтения в начальной
школе
1.3. Методические условия эстетического воспитания школьников
на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста
Глава 2. Опытно-практическая работа по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста
2.1. Диагностика уровня эстетической воспитанности младших
школьников
2.2. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию
младших школьников на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста
Заключение
Библиографический список
Приложения
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста
1.1. Понятие, сущность эстетического воспитания младших
школьников
1.2. Особенности анализа художественного произведения на
уроках литературного чтения в начальной
школе
1.3. Методические условия эстетического воспитания школьников
на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста
Глава 2. Опытно-практическая работа по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста
2.1. Диагностика уровня эстетической воспитанности младших
школьников
2.2. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию
младших школьников на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста
Заключение
Библиографический список
Приложения
Актуальность темы. Проблема эстетического воспитания на уроках литературного чтения зародилась в начале ХХ века и была связана с возникновением метода литературно-художественного чтения, одним из основателей которого является А.Я. Острогорский. На сегодняшний день это проблема остаётся актуальной. Основой в системе эстетического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения считают искусство слова, задачей его является формирование эстетического вкуса учеников, активизацию интереса к литературе как искусству слова.
Особенно важным является социальный заказ общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, связанную с выработанными веками эстетическими идеалами народа. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Трагическое - учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с недостатками.
Помимо формирования эстетического отношения младших школьников к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. У всякой системы есть основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания младших школьников можно считать литературное чтение: художественные произведения и иллюстративные материалы.
Актуальность данной темы заключается в том, что эстетическое воспитание является важнейшей задачей начальной школы. Широкие возможности для эстетического воспитания младших школьников представляет содержание литературного обучения. Эти возможности заложены во всех без исключения учебных предметах, однако, на уроках литературного чтения эта задача является приоритетной. Эстетическое воспитание в процессе обучения на уроках литературного чтения обусловливается умелым применением всех средств и методов педагогического воздействия на школьников, а также правильным его осуществлением. Но важным, на наш взгляд, является работа с художественным текстом, как эффективным методом эстетического воспитания. В процессе анализа художественных произведений обращается внимание детей на красоту русской речи, прекрасные дела и поступки героев, на их горячую любовь и преданность Родине.
Таким образом, тема настоящего исследования является весьма актуальной.
Проблема исследования: каковы методические условия эстетического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: методические условия эстетического
воспитания младших школьников на уроках литературного чтения при в процессе анализа художественного текста.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста будет успешным, если:
- будет оказано комплексное воздействие при использовании репродукций картин и музыкальных отрывков;
- будет применяться комплексный анализ художественного произведения;
- будут проводиться уроки литературного чтения в условиях природы.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить понятие, сущность эстетического воспитания младших школьников;
2. Выявить особенности художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе;
3. Проанализировать методические условия эстетического воспитания школьников уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста;
4. Провести опытно-практическую работу по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя
образовательная школа №16» г. Белгорода.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, структура исследования.
В первой главе «Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста» рассмотрено понятие, сущность эстетического воспитания младших школьников, особенности художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе, методические условия эстетического воспитания школьников уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста.
Во второй главе «Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста» была проведена диагностика уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников, также были предложены рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста
В заключении обобщены результаты данного исследования.
Библиографический список содержит наименований источников.
Содержание работы изложено на страницах.
Особенно важным является социальный заказ общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, связанную с выработанными веками эстетическими идеалами народа. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Трагическое - учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с недостатками.
Помимо формирования эстетического отношения младших школьников к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. У всякой системы есть основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания младших школьников можно считать литературное чтение: художественные произведения и иллюстративные материалы.
Актуальность данной темы заключается в том, что эстетическое воспитание является важнейшей задачей начальной школы. Широкие возможности для эстетического воспитания младших школьников представляет содержание литературного обучения. Эти возможности заложены во всех без исключения учебных предметах, однако, на уроках литературного чтения эта задача является приоритетной. Эстетическое воспитание в процессе обучения на уроках литературного чтения обусловливается умелым применением всех средств и методов педагогического воздействия на школьников, а также правильным его осуществлением. Но важным, на наш взгляд, является работа с художественным текстом, как эффективным методом эстетического воспитания. В процессе анализа художественных произведений обращается внимание детей на красоту русской речи, прекрасные дела и поступки героев, на их горячую любовь и преданность Родине.
Таким образом, тема настоящего исследования является весьма актуальной.
Проблема исследования: каковы методические условия эстетического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: методические условия эстетического
воспитания младших школьников на уроках литературного чтения при в процессе анализа художественного текста.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста будет успешным, если:
- будет оказано комплексное воздействие при использовании репродукций картин и музыкальных отрывков;
- будет применяться комплексный анализ художественного произведения;
- будут проводиться уроки литературного чтения в условиях природы.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить понятие, сущность эстетического воспитания младших школьников;
2. Выявить особенности художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе;
3. Проанализировать методические условия эстетического воспитания школьников уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста;
4. Провести опытно-практическую работу по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя
образовательная школа №16» г. Белгорода.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, структура исследования.
В первой главе «Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста» рассмотрено понятие, сущность эстетического воспитания младших школьников, особенности художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе, методические условия эстетического воспитания школьников уроках литературного чтения в процессе анализа художественного текста.
Во второй главе «Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста» была проведена диагностика уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников, также были предложены рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста
В заключении обобщены результаты данного исследования.
Библиографический список содержит наименований источников.
Содержание работы изложено на страницах.
Подобные работы
- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Развитие патриотизма у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Теоретические основы формирования читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения (Волгодонский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - Развитие эстетического вкуса младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эмоционального восприятия художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Нравственно-эстетическое развитие личности на уроках литературного чтения (Томский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ
НАД ЖАНРОМ СКАЗКИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018





