Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эстетического вкуса младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №110873

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования условия и факторов формирования эстетического вкуса младших школьников 6
1.1. Обзор подходов к определению условий и факторов формирования
эстетического вкуса младших школьников 6
1.2. Методы и приемы развития эстетического вкуса младших школьников
на уроках литературного чтения 13
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию младших школьников эстетического вкуса на уроках литературного чтения 27
2.1. Исследование уровня развития эстетического вкуса младших
школьников на уроках литературного чтения 27
2.2. Разработка и внедрение приемов на развитие эстетического вкуса
младших школьников на уроках литературного чтения 35
2.3. Анализ результатов исследования процесса развития эстетического
вкуса младших школьников на уроках литературного чтения 41
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения

Вопросы эстетического воспитания, совершенствование человека волновали общество всегда и во все времена. Нормативно-правовой и документальной основой программы эстетического развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Они предусматривают воспитание и социализацию обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, культуре, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы). На уроках литературного чтения через слово необходимо приобщить ребенка к эстетическим идеалам, представить то или иное видение мира через призму национальной культуры.
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Я. А. Коменского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и других, в которых выявляется сущность основных понятий теории духовно - нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов духовно-нравственного воспитания.
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию школьников (А.А. Горонидзе, М.М. Гей, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и другие). Такие педагоги как Волчегорская Е.Ю., Героева Л.М., Гусейнова С.М., Казиева Г.Г., Кулагина И.Ю., Миронова Е.А., Непомнящая Н. И., Стрельцом Л.Е., Тамарченко Н.Д., Форсова В.В. и многие другие, исследуя эстетическое воспитание, рассматривают его в разных аспектах. Однако, решение задач формирования эстетического вкуса! на уроках литературного чтения требует дальнейшего исследования.
Актуальность рассматриваемой проблемы, недостаточная её разработанность и необходимость всестороннего теоретического осмысления и практического решения обусловили выбор темы исследования «Развитие эстетического вкуса младших школьников на уроках литературного чтения».
Цель: теоретически обосновать понятие «эстетический вкус» и провести ряд уроков, повышающих эффективность развития эстетического вкуса младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс развития эстетического вкуса! у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические приемы, обеспечивающие целенаправленное последовательное развитие эстетического вкуса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: развитие у младших школьников эстетического вкуса будет способствовать такая организация уроков литературного чтения при которой:
- учитываются индивидуальные интересы и творческие возможности учащихся начальной школы;
- расширяется читательский кругозор младших школьников;
- использование на уроках литературного чтения приемов развивающего обучения.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- изучить педагогические приемы развития эстетического вкуса младших школьников на уроках литературного чтения;
- внедрить педагогические приемы в опытно - экспериментальную работу по развитию эстетического вкуса младших школьников на уроках литературного чтения;
- обобщить и систематизировать результаты проделанной работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что аргументирована целесообразность использования разнообразных методов и приемов развития эстетического вкуса младших школьников на уроках литературного чтения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс мероприятий, направленный на развитие эстетического вкуса младших школьников, может быть использован учителями начальной школы в учебно-воспитательном процессе на уроках литературного чтения.
Ведущими методами исследования выступают анализ научной литературы по выбранной теме, анализ литературных произведений, входящих в программы по литературному чтению и педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 59 имени Георгия Константиновича Жукова» (МБУ «Школа №59»).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Определено, что эстетический вкус младшего школьника - это способность к адекватной оценке художественных произведений, которая развивается на основе умения анализировать выразительные средства различных видов искусства.
Анализ рабочих программ по литературному чтению показал, что, если педагог имеет цель сформировать у детей ценностное отношение к семье, следует обратиться к программам В.А. Лазаревой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климанова; Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Они в доступной форме позволят педагогу добиться поставленной цели. На уроках литературного чтения стоит использовать проблемный подход, разбирая конкретные семейные ситуации на основе сказок, рассказов и стихотворений и связывая их с абстрактными названиями ценностей, наполняя их конкретным содержанием. Так же необходимо формировать основные различения, связанные с ценностями, что поможет сделать ценности осознанными и дать школьникам основания для осознанного выбора на основе этих ценностей.
Таким образом, получает подтверждение гипотеза исследования, согласно которой решающую роль в развитии эстетического вкуса младших школьников играет максимальная опора на читательскую активность учащихся, а также эмоциональную атмосферу обучения, положительный эмоциональный настрой и благоприятный психологический климат.
Учитель должен учитывать особенности развития эстетического вкуса школьников и использовать интересные формы работы, различные методические приемы, которые ставили бы учащихся перед необходимостью поиска путем самостоятельного решения учебных задач.
Наблюдения показали, что использование нетрадиционных, творческих форм работы и соответствующих методов и приемов не только делает уроки более интересными, но и стимулирует развитие эстетического вкуса учащихся и их познавательной активности.
Основная роль в развитии эстетического вкуса на уроке литературного чтения принадлежит учителю. Важно его отношение к педагогическому труду, детям и преподаваемому предмету как к любимому делу.
Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении развития эстетического вкуса младших школьников, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем. Считаем в дальнейшем целесообразным разработать и использовать в воспитательной деятельности школы программу, включающую цикл мероприятий, направленных на развитие эстетического вкуса младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основные черты формирования личности.
Результаты проведенного эксперимента подтвердили, что эстетический вкус развивается, если проводится целенаправленная и систематичная работа по развитию эстетического вкуса на уроке литературного чтения.



1. Абишева А.К. Как прекрасен этот мир, посмотри. Эстетическое воспитание в младших классах // Начальная школа. 2016. №3. С. 22 - 26.
2. Абрамова Г.В. Возрастная психология. - М.: Академия, 2017. С. 327.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение 1985.
4. Акутина С.П. Теория эстетического воспитания школьников: // Учеб. пособие по спец. курсу для пед. ин-тов. М.: Просвещение - 2016. - №94. С. 9-14.
5. Буров А.И. Эстетика: Проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. С. 176.
6. Васинцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Просвещение, 1998. С. 210.
7. Волчегорская Е.Ю. Аксеологическая стратегия личностно ориентированного эстетического воспитания младших школьников // Философия образования 2014. № 3. С. 128-138.
8. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 213.
9. Газман Л.Я. Беседы об искусстве // - М.: Знание. 2017- с. 162.
10. Героева Л.М. Творчество Эммы Мошковской в контексте интегрирования эстетического воспитания младших школьников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2 (44) С.54-58.
11. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников. - М.:
Педагогика. 2017 - с. 126
12. Дружинин В.Н. Интерес к чтению Как его пробудить // Начальная школа. - 2006. - №6. С. 44 - 46.
13. Запорожец А.В. Актуальные проблемы эстетического воспитания детей // 2017. С. 10-11.
14. Зелевская Н. А. Чтение и развитие младших школьников / Н.А. Зелевская // Образование. - 2004. - № 6. С. 16-24.
15. Казиева Г.Г. Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 29. С. 67-71.
16. Котит. Ю. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. - Просвещение. 2016. С. 64.
17. Коханова В.А., Жигалова М.П., Колышева Е.Ю., Михайлова Н.С. Технологии и методики обучения литературе: учебное пособие / Под ред. В.А. Кохановой. - М.: Наука, 2016. С. 248.
18. Крылова О.Н.Чтение. Работа с текстом: 4 класс / О.Н. Крылова. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. С. 109.
19. Кошельнюк Г.А., Фридман С. О. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО // ФГОУ ВПО ЧГУ им. И.Н. Ульянова; ХГПУ им Г.С. Сковороды; Актюбинский РГУ им. К. Жубанова; Центр научного сотрудничества «Интерактивплюс». Чебоксары, 2014. С. 88- 90.
20. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2016. С. 29.
21. Короткова Н.В. Уроки литературного чтения // Начальная школа. - 2004. - №11. С. 76-80.
22. Круговых Н.В. Через уроки чтения - к воспитанию и развитию // Начальная школа. - 2000. - №6. С. 44-46.
23. Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата М., 2015. С. 291.
24. Лазарева В.А. Литературное чтение. Программа для четырёхлетней начальной школы. Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова. - Издательский дом «ОНИКС 21 век». - М. 2002
25. Лесгафт П.Ф. Развитие эстетического опыта и основ исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа До и после. - 2017. - №5. - С.37 - 40.
26. Литературное чтение. 1-4 класс. УМК. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.- Баласс.- М. 2014
27. Литературное чтение 1-4 класс. УМК. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. - Просвещение. - М. 2014.
28. Литературное чтение 1-4 класс. УМК. Лазарева В.А. - ИД Федорова - М. 2015.
29. Лукьянов В.Г. «Эстетическое воспитание детей» - М.: Знание, 2018. - С. 432.
30. Малинин В.А. Об эстетическом воспитании школьников // Начальная школа. - 2017. - №9. - С. 48 - 51.
31. Маранцман Е.К. Психологические особенности обучения младших школьников восприятию текста / Герценовские чтения. Начальное образование. Том 2. Выпуск 1. Инновации в начальном образовании: проблемы, поиски, решения. - СПб.: Издательство ВВМ, 2016. С. 80-85.
32. Миронова Е.А. Развитие эстетического вкуса у младших школьников // Начальная школа. 2016. - №8. С. 74-75.
33. Сухомлинский В.А. О воспитании. // Составитель и автор вступительных очерков С. Соловейчик. - М.: Издательство политической литературы, 2015. - С. 271.
34. Некрылова А.Ф., Голович В.Н. Уроки воспитания. - М.: Академия, 2016. С. 137.
35. Непомнящая Н. И. Эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагогика, 2017. - С. 104.
36. Николина В.В. Дети, молодежь и духовность. Ценности и цели. - Н. Н., научно-методический сборник «Воспитание. Ценности и цели» / В.В Николина. Н.Н., 2004.
37. Толстых В.И., Эренгросс Б.А. Эстетическое воспитание: Учебн. для проф.-техн. училищ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. Шк., 2016. - С. 224.
38. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Азбука словесного искусства: Концепция и программа литературного образования в начальных классах школ гуманитарного типа: Пособие для учителей и студентов педагогических учебных заведений. 2001.
39. Петракова Т.И. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. - М.: «Издательство Скрипторий», 2017. - С. 168.
40. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2017. С. 191.
41. Программа для общеобразовательных учреждений «Родное слово» 1-4 классы. - Грехнева Г.М., КореповаК.Е. - М. Дрофа. 2017.
42. Светловская Н.Н., Пичеол, Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н.Н. Светловская Т.С. Пичеол. - М.: Аркти, 2017. С. 54.
43. Сметанникова Н.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая. [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения. - Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm
44. Смирнов С.А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2014, С. 512.
45. Соболева О.В. К проблеме диагностики эстетической воспитанности ребенка. // Начальная школа До и после. - 2005. - №1. - С.8 - 11.
46. Уткин В.Е. Эстетика для школьников. - М.: Материк - Альфа, 2010 - С. 128.
47. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Под ред. Н.А. Кушаева. - М.: Просвещение, 2017. - С. 236.
48. Форсова В.В. Об эстетическом воспитании школьников // Начальная школа. - 2003. - №9. - С. 48-51.
49. Харчев А.Г. Эстетика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Владос, 2017. - С. 249.
50. Чуракова Н.А. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / [Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л., Каган М.С. и др.]. - М.: Просвещение, 2017. - С. 303.
51. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура/Отв. Ред. Б.Ю. Сорочкин. - М.: КомКнига, 2016. С. 131-164.
52. Чуносова Л. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению: материал мастер-класса // Школьная библиотека. 2016. № 4. С. 12-16.
53. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся // Начальная школа + до и после. 2013. №8. С. 82 - 85.
54. Цукерман Г.А. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики. / Под ред. М.Д.Таборидзе. - М.: Педагогика, 2017. - С. 104.
55. Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство воспитания. Автореферат. 2017. - С. 97.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ