ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОЛОГИИ)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования образного мышления младших школьников (на материале фразеологии)
1.1. Характеристика мышления и его классификация 7
1.2. Специфика русской фразеологии и ее роль в формировании образного мышления 12
Глава 2. Методические основы формирования образного мышления младших школьников (на материале фразеологии)
2.1. Анализ учебников по русскому языку с точки зрения
рассматриваемой проблемы 16
2.2. Из опыта работы учителей по изучению фразеологии.... 19
2.3. Экспериментально-методическая работа по формированию образного мышления младших школьников (на материале фразеологии) 26
Заключение 31
Библиографический список
Глава 1. Теоретические основы формирования образного мышления младших школьников (на материале фразеологии)
1.1. Характеристика мышления и его классификация 7
1.2. Специфика русской фразеологии и ее роль в формировании образного мышления 12
Глава 2. Методические основы формирования образного мышления младших школьников (на материале фразеологии)
2.1. Анализ учебников по русскому языку с точки зрения
рассматриваемой проблемы 16
2.2. Из опыта работы учителей по изучению фразеологии.... 19
2.3. Экспериментально-методическая работа по формированию образного мышления младших школьников (на материале фразеологии) 26
Заключение 31
Библиографический список
Сложившаяся в России система образования большое внимание уделяет формированию рационально-логического мышления учащихся, нередко противопоставляя его мышлению образному и отводя последнему второстепенную роль в учебном процессе. Однако в свете новой концепции образования, актуализировавшей идеи гуманизации и гуманитаризации, провозгласившей приоритет культурных ценностей, главенство духовного формирования личности, огромное значение в структуре учебно-познавательной деятельности приобретает образное мышление, обеспечивающее целостность и контекстуальность восприятия объектов познания, обогащающее духовную сферу человека.
Формирование образного мышления как условие общего интеллектуального формирования личности, активизации эмоциональной восприимчивости и творческого воображения, приобщения детей к эстетическому опыту рассматривали такие ученые, как Н.Л, Коломинский, Р.Н. Немов, Н.Л. Тихомиров, Г.И. Шатковский. Установлено, что наиболее сензитивным в отношении формирования образного мышления и нравственно-эстетических представлений является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка.
Формирование образного мышления и речи выступают как взаимно обусловленные и характеризуют творческую личность, выступая основой ее формирования. Изучение формирования образного мышления школьников на уроках русского языка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Формирование мышления является одним из основных путей к углубленному познанию природы ребенка и закономерности его формирования.
Таким образом, имеет место противоречие между недостаточным уровнем сформированности образного мышления как составляющей творческой личности и отсутствием практико-ориентированных исследований по педагогической технологии формирования образного мышления и речи в учебном процессе общеобразовательной школы.
Все вышесказанное определило актуальность темы. Именно поэтому тема выпускной квалификационной работы «Формирование образного мышления младших школьников (на материале фразеологии)» является актуальной, важной и нуждающейся в глубоком и творческом изучении.
Проблема исследования - каковы педагогические условия формирования образного мышления младших школьников над фразеологизмами на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс образного мышления младших школьников.
Предмет исследования - содержание работы по формированию образного мышления младших школьников (на материале фразеологии).
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование образного мышления младших школьников (на материале фразеологии) будет протекать более эффективно, если:
1) осуществлять отбор фразеологических единиц с учетом детского опыта, необходимости фразеологизмов для общения, для восприятия и пони-мания текстов детской художественной литературы;
2) применять методы и приемы, позволяющие наглядно представить образное содержание фразеологических единиц;
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
- изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу;
- исследовать особенности образного мышления младших школьников;
- изучить опыт работы учителей начальной школы по проблеме исследования;
- провести опытно-экспериментальную работу по диагностике и формированию образного мышления на материале фразеологизмов.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы нами использовались следующие методы:
- изучение и анализ психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы;
- тестирование;
- анализ продуктов ученической деятельности;
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Белгорода, 3 класс.
Практическая значимость исследования заключается в определении и апробации педагогических условий формирования образного мышления младших школьников (на материале фразеологии).
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении определены методические параметры исследования: предмет, объект, гипотеза, цели и задачи исследования.
В первой главе даётся характеристика формирования мышления учащихся младшего школьного возраста, рассматриваются виды мышления; формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Рассмотрены особенности образного мышления школьников.
Описана специфика русской фразеологии и ее роль в формировании образного мышления младших школьников.
Во второй главе представлен опыт работы учителей, анализ учебников «Русский язык» М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой и др. (УМК «Перспективная начальная школа») и описывается опытно-экспериментальная работа по формированию образного мышления младших школьников (на материале фразеологии).
В заключении подводятся итоги, делаются выводы.
В Приложении представлены материалы констатирующего эксперимента, планы-конспекты уроков, дидактический материал.
Формирование образного мышления как условие общего интеллектуального формирования личности, активизации эмоциональной восприимчивости и творческого воображения, приобщения детей к эстетическому опыту рассматривали такие ученые, как Н.Л, Коломинский, Р.Н. Немов, Н.Л. Тихомиров, Г.И. Шатковский. Установлено, что наиболее сензитивным в отношении формирования образного мышления и нравственно-эстетических представлений является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка.
Формирование образного мышления и речи выступают как взаимно обусловленные и характеризуют творческую личность, выступая основой ее формирования. Изучение формирования образного мышления школьников на уроках русского языка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Формирование мышления является одним из основных путей к углубленному познанию природы ребенка и закономерности его формирования.
Таким образом, имеет место противоречие между недостаточным уровнем сформированности образного мышления как составляющей творческой личности и отсутствием практико-ориентированных исследований по педагогической технологии формирования образного мышления и речи в учебном процессе общеобразовательной школы.
Все вышесказанное определило актуальность темы. Именно поэтому тема выпускной квалификационной работы «Формирование образного мышления младших школьников (на материале фразеологии)» является актуальной, важной и нуждающейся в глубоком и творческом изучении.
Проблема исследования - каковы педагогические условия формирования образного мышления младших школьников над фразеологизмами на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс образного мышления младших школьников.
Предмет исследования - содержание работы по формированию образного мышления младших школьников (на материале фразеологии).
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование образного мышления младших школьников (на материале фразеологии) будет протекать более эффективно, если:
1) осуществлять отбор фразеологических единиц с учетом детского опыта, необходимости фразеологизмов для общения, для восприятия и пони-мания текстов детской художественной литературы;
2) применять методы и приемы, позволяющие наглядно представить образное содержание фразеологических единиц;
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
- изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу;
- исследовать особенности образного мышления младших школьников;
- изучить опыт работы учителей начальной школы по проблеме исследования;
- провести опытно-экспериментальную работу по диагностике и формированию образного мышления на материале фразеологизмов.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы нами использовались следующие методы:
- изучение и анализ психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы;
- тестирование;
- анализ продуктов ученической деятельности;
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Белгорода, 3 класс.
Практическая значимость исследования заключается в определении и апробации педагогических условий формирования образного мышления младших школьников (на материале фразеологии).
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении определены методические параметры исследования: предмет, объект, гипотеза, цели и задачи исследования.
В первой главе даётся характеристика формирования мышления учащихся младшего школьного возраста, рассматриваются виды мышления; формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Рассмотрены особенности образного мышления школьников.
Описана специфика русской фразеологии и ее роль в формировании образного мышления младших школьников.
Во второй главе представлен опыт работы учителей, анализ учебников «Русский язык» М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой и др. (УМК «Перспективная начальная школа») и описывается опытно-экспериментальная работа по формированию образного мышления младших школьников (на материале фразеологии).
В заключении подводятся итоги, делаются выводы.
В Приложении представлены материалы констатирующего эксперимента, планы-конспекты уроков, дидактический материал.
Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.
Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий. В современной психологии принят
Распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как: генезис формирования; характер решаемых задач; степень развернутости; степень новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления и т.д. К разрешению задач мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Начальное обучение «подхватывает» и использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников.
Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний. При влиянии обучения у детей младшего школьного возраста формируется осознанное критическое мышление; активно формируется умение планировать свои действия; формируется такие логические мышления как сравнение, обобщение и объединение. Таким образом, под влиянием обучения мышления детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим.
Формирование образного мышления непременно отражается в формировании образной речи. Это взаимообусловленные процессы. Языковой единицей, обладающей высокой образностью, являются фразеологизмы, поэтому эксперимент по формированию образного мышления младшего школьника мы строили на использовании в речи ребенка фразеологизмов.
Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий. В современной психологии принят
Распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как: генезис формирования; характер решаемых задач; степень развернутости; степень новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления и т.д. К разрешению задач мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Начальное обучение «подхватывает» и использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников.
Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний. При влиянии обучения у детей младшего школьного возраста формируется осознанное критическое мышление; активно формируется умение планировать свои действия; формируется такие логические мышления как сравнение, обобщение и объединение. Таким образом, под влиянием обучения мышления детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим.
Формирование образного мышления непременно отражается в формировании образной речи. Это взаимообусловленные процессы. Языковой единицей, обладающей высокой образностью, являются фразеологизмы, поэтому эксперимент по формированию образного мышления младшего школьника мы строили на использовании в речи ребенка фразеологизмов.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ-ОПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКОНА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
(НА МАТЕРИАЛЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ О ДОБРЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО КОММЕНТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК А.С. ПУШКИНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Процесс совершенствования умений младших школьников понимать фразеологические обороты и употреблять их в речи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Комплекс разноуровневых заданий к сюжетным картинкам в процессе работы над развитием связной речи младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018



