Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования образного мышления младших школьников (на материале фразеологии)
1.1. Характеристика мышления и его классификация 7
1.2. Специфика русской фразеологии и ее роль в формировании образного мышления 12
Глава 2. Методические основы формирования образного мышления младших школьников (на материале фразеологии)
2.1. Анализ учебников по русскому языку с точки зрения
рассматриваемой проблемы 16
2.2. Из опыта работы учителей по изучению фразеологии.... 19
2.3. Экспериментально-методическая работа по формированию образного мышления младших школьников (на материале фразеологии) 26
Заключение 31
Библиографический список
Сложившаяся в России система образования большое внимание уделяет формированию рационально-логического мышления учащихся, нередко противопоставляя его мышлению образному и отводя последнему второстепенную роль в учебном процессе. Однако в свете новой концепции образования, актуализировавшей идеи гуманизации и гуманитаризации, провозгласившей приоритет культурных ценностей, главенство духовного формирования личности, огромное значение в структуре учебно-познавательной деятельности приобретает образное мышление, обеспечивающее целостность и контекстуальность восприятия объектов познания, обогащающее духовную сферу человека.
Формирование образного мышления как условие общего интеллектуального формирования личности, активизации эмоциональной восприимчивости и творческого воображения, приобщения детей к эстетическому опыту рассматривали такие ученые, как Н.Л, Коломинский, Р.Н. Немов, Н.Л. Тихомиров, Г.И. Шатковский. Установлено, что наиболее сензитивным в отношении формирования образного мышления и нравственно-эстетических представлений является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка.
Формирование образного мышления и речи выступают как взаимно обусловленные и характеризуют творческую личность, выступая основой ее формирования. Изучение формирования образного мышления школьников на уроках русского языка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Формирование мышления является одним из основных путей к углубленному познанию природы ребенка и закономерности его формирования.
Таким образом, имеет место противоречие между недостаточным уровнем сформированности образного мышления как составляющей творческой личности и отсутствием практико-ориентированных исследований по педагогической технологии формирования образного мышления и речи в учебном процессе общеобразовательной школы.
Все вышесказанное определило актуальность темы. Именно поэтому тема выпускной квалификационной работы «Формирование образного мышления младших школьников (на материале фразеологии)» является актуальной, важной и нуждающейся в глубоком и творческом изучении.
Проблема исследования - каковы педагогические условия формирования образного мышления младших школьников над фразеологизмами на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс образного мышления младших школьников.
Предмет исследования - содержание работы по формированию образного мышления младших школьников (на материале фразеологии).
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование образного мышления младших школьников (на материале фразеологии) будет протекать более эффективно, если:
1) осуществлять отбор фразеологических единиц с учетом детского опыта, необходимости фразеологизмов для общения, для восприятия и пони-мания текстов детской художественной литературы;
2) применять методы и приемы, позволяющие наглядно представить образное содержание фразеологических единиц;
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
- изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу;
- исследовать особенности образного мышления младших школьников;
- изучить опыт работы учителей начальной школы по проблеме исследования;
- провести опытно-экспериментальную работу по диагностике и формированию образного мышления на материале фразеологизмов.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы нами использовались следующие методы:
- изучение и анализ психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы;
- тестирование;
- анализ продуктов ученической деятельности;
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Белгорода, 3 класс.
Практическая значимость исследования заключается в определении и апробации педагогических условий формирования образного мышления младших школьников (на материале фразеологии).
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении определены методические параметры исследования: предмет, объект, гипотеза, цели и задачи исследования.
В первой главе даётся характеристика формирования мышления учащихся младшего школьного возраста, рассматриваются виды мышления; формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Рассмотрены особенности образного мышления школьников.
Описана специфика русской фразеологии и ее роль в формировании образного мышления младших школьников.
Во второй главе представлен опыт работы учителей, анализ учебников «Русский язык» М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой и др. (УМК «Перспективная начальная школа») и описывается опытно-экспериментальная работа по формированию образного мышления младших школьников (на материале фразеологии).
В заключении подводятся итоги, делаются выводы.
В Приложении представлены материалы констатирующего эксперимента, планы-конспекты уроков, дидактический материал.
Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.
Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий. В современной психологии принят
Распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как: генезис формирования; характер решаемых задач; степень развернутости; степень новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления и т.д. К разрешению задач мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Начальное обучение «подхватывает» и использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников.
Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний. При влиянии обучения у детей младшего школьного возраста формируется осознанное критическое мышление; активно формируется умение планировать свои действия; формируется такие логические мышления как сравнение, обобщение и объединение. Таким образом, под влиянием обучения мышления детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим.
Формирование образного мышления непременно отражается в формировании образной речи. Это взаимообусловленные процессы. Языковой единицей, обладающей высокой образностью, являются фразеологизмы, поэтому эксперимент по формированию образного мышления младшего школьника мы строили на использовании в речи ребенка фразеологизмов.
1. Артемов А.С. Курс лекций по психологии / А.С. Артемов. - М: Просвещение, 1995. - 450 с.
2. Алифиренко Н.Ф. Фразеология и паремиология, Учебное пособие / Н.Ф. Алифиренко. - М.: Флинта: Наука, 2009.
3. Ахманова О.С. Очерк по общей и русской лексикологии. - М.: Учпедгиз, 1957. - 298 с.
4. Баев П.И. Играем на уроках русского языка / П.И. Баев. - М.: Просвещение, 1999. - 173 с.
5. Баранов М.П. Методика изучения лексики и фразеологии в средней школе / М.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1988. - 322 с.
6. Блонский П.П. Память и мышление /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2007. - 196 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб: Питер, 2008.
8. Вальчук Е.В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе / Е.В. Вальчук. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.
9. Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины/ В.В. Виноградов// Лексикология и лексико-графия. - М.,1997. - 227 с.
10. Волина В.В. Веселая грамматика: Кн. для учителя / В.В.Волина.- М.: АО «Учеб. лит.». - 2015.-208 с.
11. Волина В.В. Фразеологический словарь: Популярное пособие для начальной школы / В.В. Волина. - М.: АСТ_ПРЕСС, 2007. - 120 с.
12. Вохмянина А.Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена / А.Е. Вохмянина. - Магнитогорск, 2005. - 264 с.
13. Гаврин С.Г. Изучение фразеологии языка в школе / С.Г. Гаврин. - М.: Просвещение., 2008. - 151 с.
14. Гальперин П.Я. Методы обучение и умственного развития ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.
15. Горбушина Л.А. Фразеологизмы в русском языке / Л.А. Горбу-шина // Начальная школа. - 1994. - №8. - С.55-57.
16. Дьяченко О.М. Формирование воображения дошкольников / О.М. Дьяченко. - М: Флинта, 2009. - 183 с.
17. Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов / В.П. Жуков. - М.: Просвещение, 1998. - 198 с.
15. Зак А.З. Занимательные задачи для формирования мышления / А.З. Зак // Начальная школа, 2015. - №5. - С. 55-58.
16. Зак А.З. Формирование умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. - М.: Владос, 2014. - 67 с.
17. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека/ А.А. Залевская. - Воронеж, 2009. - 154 с.
18. Кислиденко Л.А. Использование пословиц на уроках русского языка / Л.А. Кислиденко //Начальная школа. - 2007. - №7. - с.69-71.
19. Кожин А.Н. Образные сравнения и фразеологизмы // Русский язык в школе. - 1980. - №3.
18. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст.классов, 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2006. - 223 с.
20. Кругликова Л.Е. Структура лексического значения / Л.Е. Кругликова. - М.: Просвещение, 2008. - 287с.
21. Лагузова Е. Н. Фразеологическая работа в начальной школе / Е.Н. Лагузова // Начальная школа. - 2004, - №3. - С. 29-32.
22. Лекант П.А. Современный русский литературный язык / П.А. Лекант. - М.: Высшая школа, 2010. - 257 с.
23. Лобчук Е.И. Усвоение фразеологизмов на уроках русского языка / Е.И. Лобчук // Начальная школа. - 2009. - №2. - С.65-66.
24. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2015. - 431 с.
25. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2015. - 240 с.
26. Любимова Т.Н. В стране фразеология / Т.Н. Любимова // Русский язык в школе, 2009. - №2. - С. 54-57.
27. Маслова В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 208с.
28. Методика формирования речи на уроках русского языка: Кн.для учителя / Е.Н. Богусловская, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Просвещение», 2015. - 240 с.
29. Младший школьник: формирование познавательных способностей: Пособие для учителя / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 279 с.
30. Немов Р.С. Психология в 3 кн.- Кн.2. Психология образования /Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2013. - 496с.
31. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 192с.
32. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -4-е изд. дополненное. - М.: Азбуковник, 2016. - 344 с.
33. Попов Р.Н. Фразеологизмы современного русского языка с архаичными значениями и формами слов. Учебное пособие для филологических специальностей пед. институтов. - М.: Высшая школа, 1976. - 200 с.
33. Преемственность и перспективность в обучении русского языка / Сост. А.Н. Матвеева. - М.: Просвещение, 1992. - 128 с.
34. Русский язык, 3 класс: Методические рекомендации для учащихся (система 1-4) / Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. - М., 2018. - 222 с.
35. Русский язык, 3 класс: Методические рекомендации для учителей (система 1-4) / Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. - М., 2018.
35. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлетней нач. шк. - 4-е изд., стереотипы / Под ред. М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой - М.: Дрофа, 2018. - 112 с.
36. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлетней нач. шк. - 4-е изд., стереотипы / Под ред. М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой. - М.: Дрофа, 2018. - 208 с.
37. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлетней нач. шк. - 9-е изд., стереотипы / Под ред. М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой. - М.: Дрофа, 2018. - 256 с.
38. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлетней нач. шк. - 5-е изд., стереотипы / Под ред. М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой. - М.: Дрофа, 2018. - 250 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - Спб.: Питер, 2012.-720с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 т. Т.1 / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2004. - 705 с.
41. Сединкина В.Ф., Матущак Н.Г. Языковые возможности пословиц и поговорок / В.Ф. Сединкина, Н.Г. Матущак // Начальная школа. - 2002. -№12. - С.70.
42. Смирницкий А.И. К вопросу о слове (проблемы отдельности слова) // Вопросы теории и истории языка / Редкол.: Г.Ф. Александров и др. - М., 1952, 112с.
42. Ставская Г.М. Работа с фразеологизмами в системе формирования речи и общего формирования / Г.М. Ставская // Начальная школа. - 2010. - №12. - С. 30-35.
43. Сысоев С.В. Лексико-фразеологический анализ текста как средство речевого формирования младших школьников / С.В. Сысоев. - Рязань, 1999. - 172 с.
44. Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, 3-е изд. / О.К. Тихомиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 270с.
45. Федосеева О.И. Формирование гибкости мышления младших школьников / О.И.Федосеева // Начальная школа, 2014. - №2. - С. 69-73.
46. Фразеологический словарь русского языка. /Под ред. А.И. Молоткова. - М., 2011 - 749 с.
47. Чумаслова Т.П. Пословицы и поговорки на уроке русского языка / Т.П. Чумаслова // Начальная школа. 2000. - №5. - С. 66-69.
48. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка, 3-е изд. испр. и доп. / Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2015. - 192с.
49. Шевлякова Е.Д. Работа по фразеологии в начальном обучении русскому языку / Е.Д. Шевлякова. - Л., 1999. - 373с.
50. Шмелев Д.Н. Избранные труды по русскому языку, М., 2002.
50. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 1. - М.: Просвещение, 1990. - 212 с.
51. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. / Под ред. И.С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989, 223 с.