Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ О ДОБРЕ

Работа №25322

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
761
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы развития речи младших школьников на
основе работы с пословицами и поговорками о добре 9
1.1 Понятие «добро» в нравственно-этическом аспекте 9
1.2 Пословицы и поговорки как средство развития речи младших
школьников 12
2 Методическая работа над пословицами и поговорками в аспекте
развития речи младших школьников 20
2.1 Анализ учебников образовательных систем «Школа России» и
«Начальная школа XXI века» на предмет выявления содержания работы над пословицами и поговорками 20
2.2 Приемы работы над пословицами и поговорками в начальной
школе как средством развития речи младших школьников 24
2.3 Опытно-экспериментальная работа и ее результаты 32
Заключение 44
Список использованных источников 47



Развитие речи - важная задача обучению языку, поскольку речь является основой всякой умственной деятельности и средством коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения речью, также проявляются и в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Успехи учащихся в развитии связной речи обеспечивают и определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности (см. указание на это: [12, 17, 25 и др.]).
Пословицы и поговорки являются неотъемлемой частью жизни народа, представляют собой богатый дидактический материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей. Работа с паремиями развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и обогащает народной мудростью. Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью изучения пословиц и поговорок о добре в аспекте развития речи, интеллектуального и нравственного воспитания младших школьников, культуры поведения и вежливости.
Проблема исследования состоит в том, что работа по развитию речи младших школьников сопряжена с рядом трудностей. Сложность объясняется тем, что развитие речи ребёнка соотносится не с одним каким-либо разделом русского языка, а со всем курсом русского языка и литературным чтением.
Цель исследования - изучить и апробировать приёмы работы с паремиологическим дидактическим материалом как средством развития речи младших школьников.
Объект исследования - процесс развития речи младших школьников.
Предмет исследования - приемы работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе в аспекте развития речи младших школьников.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать пословицы и поговорки как средство развития речи младших школьников;
2) изучить сущность понятия «добро» в нравственно-этическом аспекте;
3) проанализировать учебники образовательных систем на предмет выявления содержания работы над пословицами и поговорками;
4) выявить основные приемы работы над пословицами и поговорками в начальной школе как средством развития речи младших школьников;
5) провести опытно-экспериментальное обучение во 2 классе в соответствии с гипотезой исследования.
Гипотеза исследования: если в работе над пословицами и поговорками тематической группы «добро» систематически и целенаправленно использовать такие приёмы, как: подбор пословиц, отражающих основную мысль какого- либо произведения; пересказ произведения или фрагмента, который раскрывал бы основную мысль какой-либо пословицы; придумывание ситуации, иллюстрирующей смысл пословицы; сочинение по пословице; объединение пословиц в группы на основании синонимичных отношений между ними; объединение одноструктурных пословиц с разными смыслами и объяснение смысловых различий; сочинение сказки, финал которой можно сформулировать словами пословицы; придумывание своих названий, основанных на интертекстах-пословицах, к прочитанным произведениям, то речь младших школьников значительно ими обогатится.
Методологической основой исследования явились научные труды выдающихся отечественных ученых: М.Р. Львова, О.М. Казарцевой, Т.Г. Рамзаевой, М.А. Рыбниковой, К. Берсеньевой, А.М. Новиковой.
Методы исследования: классификация, сопоставление, описательный метод, анализ письменных работ учащихся, сравнение и обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации материала по использованию пословиц и поговорок о добре в качестве средства развития речи младших школьников. Материал может быть использован учителями начальных классов при работе над основными разделами русского языка: орфографией, лексикой, морфологией, морфемикой, орфоэпией, синтаксисом, а также студентами в период прохождения педагогической практики в начальной школе.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска во 2 классе.
Апробация работы состоялась в форме очного и заочного участия в конференциях различного уровня и в виде публикации:
1) очное участие во внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, ЛПИ - филиал СФУ, 2017г.).
2) заочное участие в международной научно-практической конференции «Проблемы формирования единого научного пространства» (г. Волгоград, 5 мая 2017г.).
3) публикация статьи «Развитие речи у младших школьников на основе работы пословиц и поговорок» // Проблемы формирования единого научного пространства» (г. Волгоград, 5 мая 2017 г.).
Структура работы. Выпускное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который включает 40 источников, и двух приложений.
Во введении мы определили актуальность исследования, проблему, цель, объект, предмет, задачи работы, сформулировали гипотезу, указали методологическую основу и методы исследования, структуру работы, ее практическую значимость и апробацию.
Во второй главе «Методическая работа над пословицей и поговоркой в аспекте развития речи младших школьников» мы проанализировали школьные учебники по русскому языку образовательной системы «Начальная школа XXI века», «Школа России»; описали приёмы работы над пословицами и поговорками, изложили ход и анализ опытно-экспериментального обучения.
В заключении содержатся основные выводы проделанной работы.
Список использованной литературы включает 40 источников.
В приложении включены работы учащихся констатирующего и контрольного этапов.
Общий объём работы составляет 50 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Изучив теоретические основы, под пословицами мы будем понимать краткое изречение, поучение, под поговорками - народную мудрость. Данные малые жанры являются дидактическим материалом на уроках развития речи.
2. При разграничении пословиц и поговорок, необходимо учитывать общие признаки и признаки дифференцирующие их.
К общим признакам пословиц и поговорок можно отнести: краткость (лаконичность), устойчивость (способность к воспроизведению), связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи) и принадлежность к искусству слова.
К различительным отличия по формальным признакам: склад и лад, точная рифма, пословица - изречение нередко в стихотворной форме, иногда состоит из двух частей - образного выражения явления и заключительного поучения, но может состоять из трёх и более частей, а иногда и из одной части, в пословицах используются различные средства выразительности, является законченным суждением.
Поговорка же, в отличие от пословицы, незаконченное выражение, не составляет цельного предложения, может быть частью пословицы, имеет незавершённость умозаключения, по своей сущности поговорка является поэтической формой слова: метафора, сравнение, эпитет, определение.
Различия по содержательному аспекту: пословица - изречение с назидательным смыслом, по поводу различных жизненных явлений, имеет обобщающий характер, заключает поучение.
Поговорка - общеизвестное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление, не содержит прямого поучительного смысла, иносказательное определение явления, имеет эмоционально-экспрессивную окраску.
Различия по сфере применения: у пословицы сфера применения более широкая, нежели у поговорки, так как первая имеет более обобщенный характер.
3. В качестве дидактического материала для развития речи младших школьников нами использовались пословицы и поговорки о добре, поскольку они устанавливают отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д.
Добру присуши: искренность, бескорыстность, сострадание, искоренение скупости, справедливость, бережливость, решимость.
Такой дидактический материал позволяет не только развивать речь школьников, но и способствует социализации личности ребенка.
4. На уроках развития речи необходима работа над смыслом пословиц и поговорок, ведь они являются хорошим материалом для обогащения речи. Дети учатся высказывать своё мнение, дискутировать. Большая работа ведётся над образностью паремий, над пониманием их прямого и переносного смысла.
5. Проанализировали учебно-методические комплексы образовательных систем Т.Г. Рамзаевой (Школа России) и С.В. Иванова (Школа XXI века). Выявили, каким образом паремиологический материал используется на уроках развития речи в начальных классах.
Рассмотренные материалы используются в качестве орфографического, морфологического и синтаксического дидактического материала. Также можно отметить и тот факт, что в рассмотренных программах нет специально отведённых уроков на тему «Пословицы и поговорки». Не во всех упражнениях, дидактическим материалом которых выступают пословицы, предлагается рассмотреть их смысл.
6. Анализ результатов констатирующего и контрольного срезов показал, что данные контрольного среза значительно выше.



1. Алефиренко, Н.Ф. Фразеология и паремиология / Н.Ф Алеференко, Н.Н. Семененко. - Москва : ФЛИНТА, 2012. - 344 с.
2. Берсеньева, К. Г. Русские пословицы и поговорки / К.Г. Берсеньева. - Москва : - Центрполиграф, 2010. - 300 с.
3. Библиотека методических материалов для учителя. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/.
4. Божок, А.Л. Фольклор как средство развития личности младшего школьника / А.Л. Божок // Вестник ТГУ. - 2011. - №12. - С.180 - 182.
5. Буслаев, И.Ф. Преподавание отечественного языка. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-heritage.ru/ras/view/publication/general.html?id.
6. Гвоздарев, Ю.А. Язык есть исповедь народа / Ю.А. Гвоздарев. - Москва : Просвещение, 2000. - 143 с.
7. Даль, В. И. Пословицы и поговорки русского народа / В.И. Даль. - Москва: Эксмо, 2009. - 640.
8. Жуков, В.П. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П. Жуков. - Москва : Русский язык, 2000. - 656 с.
9. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: учеб.пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. - Москва : Просвещение, 2007. - 304 с.
10. Иванов, С.В Русский язык 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. - Москва : Вентана - Граф, 2015. - 176 с.
11. Иванов, С.В. Русский язык 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. - Москва : Вентана - Граф, 2014. - 186 с.
12. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - Москва : Флинта, Наука, 2003. - 496 с.
13. Каландарова, Н.Н. Уроки речевого творчества / Н.Н. Каландарова. - Москва : ВАКО, - 2011. - 160 с.
14. Королёва, Т.П. Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе / Т.П. Королёва // Начальная школа. - 2000. - №7. - С. 58 - 61.
15. Кравцов, Н.И. Русское народное творчество / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. - Москва: Высшая школа, 2000. - 286 с.
16. Кузнецов, С. А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. - Санкт - Петербург, Москва: Рипол - Норинт, 2010. - 1536 с.
17. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов - 3-е издание / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская - Москва : Просвещение, 2007. - 415 с.
18. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей / Львов М.Р. - Тула : Просвещение, 2003. - 176 с.
19. Мамышева, З.З. О познавательной и педагогической функциях пословиц и поговорок в процессе формирования личности младшего школьника / З.З. Мамышева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2007. - № 3. С 7 - 12.
20. Моршнева, Л.Т. Занимательные упражнения по русскому языку / Л.Т. Моршнева. - Саратов : Лицей, 2004. - 101 с.
21. Новикова, А.М. Русское народное поэтическое творчество / А.М. Новикова. - Москва : Высшая школа, 2005. - 36 с.
22. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений / С.И. Ожегов. - Москва : «АСТ», «Мир и Образование», 2017. - 1376 с.
23. Померанцева, Э.В. Русские пословицы и поговорки / Э.В. Померанцева. - Москва : Детская литература, 2001. - 206 с.
24. Потебня, А.А. Из лекций по теории словесности: Басня. Пословица. Поговорка / А.А. Потебня. - Москва : Просвещение, 2012. - 168 с.
25. Пранцова, Г. В. Методика речевого развития учащихся в процессе освоения фольклора / Г.В. Пранцова // Известия ПгПу им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. С 961-967.
26. Радченко, Е.А. Развитие речи у младших школьников на основе работы пословиц и поговорок / Е.А. Радченко // Проблемы формирования единого научного пространства. - Уфа : АЭТЕРНА, 2017. - № 242. С 58 - 60.
27. Разумов, А.А. Мудрое слово / А.А. Разумов. - Москва : Просвещение Детской Литературы, 2000. - 56 с.
28. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 1 класса, четырехлетней начальной школы / Т. Г. Рамзаева. - Москва : Дрофа, 2003. - 112 с.
29. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. - Москва : Дрофа, 2003. - 208 с.
30. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы / Т.Г. Рамзаева. - Москва : Дрофа, 2004. - 256 с.
31. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школе / Т.Г. Рамзаева. - Москва : Дрофа, 2000. - 256 с.
32. Русский язык 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. - Москва : Вентана - Граф, 2015. - 192 с.
33. Рыбникова, М.А. Русские пословицы и поговорки / М.А. Рыбникова. - Москва : АН СССР, 1961. - 232 с.
34. Сердюк, М.А. Язык фольклора и учет его особенностей при изучении произведений устного народного творчества в начальной школе / М.А. Сердюк. - Борисоглебск : БГПИ, 2004. - 20 с.
35. Тарабарина, Т.И. И учёба, и игра: русский язык / Т.И. Тарабарина. - Ярославль : Академия развития, - 2001. - 150 с.
36. Толоконникова, Д.Ю. Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения / Д.Ю. Толоконникова // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 39 - 41.
37. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. - Москва : Славянский Дом Книги, 2014. - 980 с.
38. Хлебцова, О.А. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах / А.А. Хлебцова. - Москва : МНЭПУ, 2004. - 209 с.
39. Черногрудова, Е.П. Возможности использования русских народных пословиц на уроках / Е.П. Черногрудова // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 29 - 32.
40. Электронная библиотека по русскому языку и литературному чтению. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.ns.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ