Введение 3
1 Теоретические и методические основы управления запасами предприятия 5
1.1 Понятие запасов, их значение, классификация и необходимость
создания 5
1.2 Методы и модели управления запасами предприятия 16
2 Анализ и оценка управления запасами ООО «Курортоптторг» 23
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика исследуемого
объекта 23
2.2 Анализ системы управления запасами ООО «Курортоптторг» 35
3 Направления совершенствования системы управления запасами
ООО «Курортоптторг» 50
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию управления запасами
ООО «Курортоптторг» 50
3.2 Оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий 58
Заключение 63
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные условия хозяйствования в российской экономике предопределяют изменение всех факторов воспроизводственного процесса и влияют на принятие коммерческих решений. В связи с этим существует необходимость выявление путей повышения эффективности деятельности торговых организаций. Интеграция предприятий розничной торговли в рыночные условия хозяйствования требует преобразований в деятельности и совершенствования методов управления ее ресурсами.
Постоянные изменения, сопровождающие развитие сферы розничной торговли, вынуждают руководителей организаций изыскивать скрытые резервы, обеспечивающие динамичное функционирование. Одним из внутренних резервов является повышение эффективности управления товарными запасами.
Товарные запасы играют важную роль в экономике. Запасы являются необходимой материальной основой производственной и коммерческой деятельности предприятий розничной торговли, представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности материального воспроизводства. Затраты, связанные с запасами, являются одной из основных составляющих себестоимости продукции, что во многом определяет ее конкурентоспособность на рынке. Не случайно многие специалисты отмечают, что управление товарными запасами является одной из основных задач коммерческой деятельности предприятий розничной торговли.
В последние годы наметилась тенденция усиления конкурентной борьбы в сфере розничной торговли, сокращения нормы прибыли от торговых операций, снижения темпов развития розничного рынка. В сложившейся ситуации руководители многих торговых организаций начали искать скрытые резервы, позволяющие снижать финансовую нагрузку на ресурсы организации и увеличивать рентабельность торговой деятельности. Одним из таких резервов является эффективное управление товарным запасом.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является общество с ограниченной ответственностью «Курортоптторг». Предметом исследования является система управления запасами данного предприятия и пути его улучшения.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и оценка системы управления запасами ООО «Курортоптторг» и разработка предложений по ее совершенствованию.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы анализа и оценки системы управления запасами предприятия;
- дать общую организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- провести анализ и дать оценку системы управления запасами ООО «Курортоптторг» в исследуемом периоде;
- разработать и экономически обосновать предложения по совершенствованию системы управления запасами ООО «Курортоптторг».
В результате написания выпускной квалификационной работы получены следующие результаты.
Произведен анализ деятельности предприятия ООО «Курортоптторг». Общество с ограниченной ответственностью «Курортоптторг» основано в 2008 году, как предприятие розничной торговли. Своим главным назначением предприятие видит комплексный подход к снабжению торговых и строительных организаций отделочными материалами. Подробно рассмотрен ассортимент реализуемых товаров в магазине «Курортоптторг».
Рассмотрена организационно-управленческая структура ООО «Курортоптторг», которая создается с учетом следующих принципов: использование гибкого реагирования на изменения рынка, обеспечения оптимального уровня децентрализации управленческих решений, исключения дублирования службами выполнения одних и тех же функций, персонификация ответственности за организацию и выполнение возложенных функций.
Для детального анализа коммерческой деятельности ООО «Курортоптторг» проведено исследование внутренней и внешней среды предприятия. Анализ внутренней среды ООО «Курортоптторг» проведен методом SNW-анализа, который показал, что у предприятия имеется потенциал к развитию и совершенствованию, соотношение сильных и слабых сторон по своей значимости образовывают стабильную картину развития.
Анализ взаимодействия внешней и внутренней среды предприятия ООО «Курортоптторг» проведен с помощью SWOT-анализа, который позволил определить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы со стороны внешней среды.
Анализ основных экономических показателей предприятия ООО «Курортоптторг» показал, что предприятие является рентабельным и наблюдается рост товарооборота и прибыли за анализируемый период деятельности.
Проведенное исследование особенностей управления товарными запасами на предприятии ООО «Курортоптторг» выявило необходимость кардинального изменения системы управления товарными запасами с целью устранения выявленных недостатков. Для преодоления выявленных недостатков функционирования системы управления запасами необходимо принять решения о качественной перестройке системы пополнения запасов.
Разработка рекомендаций повышения эффективности управления товарными запасами на предприятии ООО «Курортоптторг» состоит из мероприятий по формированию модели пополнения запаса с ограничениями.
Первоначально определенны факторы, которые влияют на выбор модели пополнения запаса. С учетом выявленных факторов определена модель, суть которой заключается в следующем: многономенклатурная модель с независимыми поставками продукции, ограничением на площадь склада и расчетом затрат на хранение через стоимость аренды.
Используя новую модель пополнения запасов, произведен расчет размера заказа и товарооборачиваемости. Полученные результаты в сравнении с результатами анализа товарооборачиваемости, проведенного во второй главе исследования показали, что размеры заказов в среднем уменьшились на 30%, что позволит предприятию ООО «Курортоптторг» снизить затраты на закупку товара и относительно высвободить часть оборотных средств. Также расчеты показали, что среднее значение товарооборачиваемости имеет погрешность в 10% в сравнении с предыдущей в 30%.
Далее разработан алгоритм управления запасами, который учитывает все ограничения управления запасами, характерные для предприятия «Курортоптторг». В отличие от используемой схемы представленный алгоритм пополнения запасами позволяет делать корректировки при изменении условий внешней среды на этапе «проверка».
Разработанная модель пополнения запасов на предприятии «Курортоптторг», включающая одновременно несколько признаков при наличии ограничений, позволяющих избавиться от принятых в используемой
предприятием модели допущений, а также позволяет рассчитывать оптимальные размеры заказа партий товара для ситуаций ведения бизнеса, приближенных к реальным.
Эффективность разработанных мероприятий произведенно по двум направлениям: оценки уровня товарооборачиваемости и анализа изменения товарооборота. Составлена матрица совмещения результатов изменения товарооборота и уровня управления товарными запасами.
По итогам апробации предложенных мероприятий повышения эффективности управления товарными запасами на предприятии ООО «Курортоптторг» были достигнуты следующие результаты: размеры заказов в среднем уменьшились на 30%, что позволит предприятию «Курортоптторг» снизить затраты на закупку товара и относительно высвободить часть оборотных средств; среднее значение товарооборачиваемости имеет погрешность в 10% в сравнении с предыдущей в 30%;товарооборот увеличился на 19,52% с учетом индекса цен на реализуемые товары.
Результаты работы рекомендуется использовать для повышения эффективности управления товарными запасами на розничном предприятии ООО «Курортоптторг». Выполненная работа имеет практическую значимость и рекомендуется для апробации на розничном предприятии ООО «Курортоптторг».
1. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2019. - 256 с.
2. Александров, О.А. Экономический анализ: учеб, пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.: Инфра-М, 2021. - 336 с.
3. Аникин, Б. А. Логистика: учеб. / Под ред. Б.А. Аникина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 320 с.
4. Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 208 с.
5. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: учеб, пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 285 с.
6. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб, пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра- М, 2021.-272 с.
7. Брагин, Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учеб. / Л.А. Брагин -М.: ИНФРА-М, 2019. -630 с.
8. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб, пособие /Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М,
2018. -215 с.
9. Боголюбов, В.С. Экономика предприятия/ В.С. Боголюбов - М.: Академия, 2019. - 292 с.
10. Бондина, Н.Н. Управление запасами: учеб, пособие / Н.Н. Бондина - Пенза: Изд. ПензГАУ, 2019. - 347с.
11. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб, пособие / Е.Е. Вершигора - М.: ИНФРА-М, 2019. - 283 с.
12. Веснин, В.Р. Менеджмент: учеб, для вузов / В.Р. Веснин. - М.: Проспект,
2019. - 502 с.
13. Ветитнев, А.М. Маркетинг: учеб, пособие./ А.М. Ветитнев. - М.: Медицина, 2020. - 224 с.
14. Грызанов, Ю.П., Файницкий, А.И. Управление товарными запасами в торговле./ Ю.П. Грызанов, А.И. Файницкий — М.: Экономика, 2019. -215 с.
15. Екшикеев, Т.К. Развитие методологии управления затратами на принципах маркетинга взаимодействия / Т.К. Екшикеев. - М.: ИВЭСЭП, 2020. - 584 с.
16. Иванов, И.И. Экономический анализ деятельности предприятия: учеб. / И.Н. Иванов. - М.: Инфра-М, 2021. - 736 с.
17. Киреева, И.В. Экономический и финансовый анализ: учеб, пособие / Н.В. Киреева. - М.: Инфра-М, 2019. - 368 с.
18. Либерман, И. А. Комплексный экономический анализ: учеб, пособие / И.А. Либерман. — 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 205 с.
19. Магомедов, Ш. Ш. Управление товарным ассортиментом и запасами: учеб, для бакалавров/Ш.Ш. Магомедов — М.: Дашков и К, 2019. — 276 с.
20. Мацкевичюс, И.С. Управление затратами в АСУП: моногр. / И.С. Мацкевичюс, Г.Л. Кальчинскас. - М.: Финансы и статистика, 2021. - 224 с.
21. Невешкина, Е.В. Новые подходы к управлению затратами и ценообразованием / Е.В. Невешкина. - М.: Научная книга, 2022. - 726 с.
22. Русакова, Е.В. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия: учеб, пособие / Е.В. Русакова. - СПб.: Питер, 2018. - 208 с.
23. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учеб. / Г.В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2019. - 285 с.
24. Савкина, Р. В. Экономика предприятия : учеб, для бакалавров / Р. В. Савкина. — М.: Дашков и К, 2018. — 324 с
25. Хромых, Н.А. Экономический анализ оборотных активов предприятия / Н.А. Хромых. - М.: Русайнс, 2018. - 672 с.
26. Шадрина, Г.В. Экономический анализ: учеб, для бакалавров / Г.В. Шадрина. - Люберцы: Юрайт, 2О19.-515с.
27. Янковская, В. В. Экономический анализ в торговле: учеб. / В.В. Янковская. — М.: НИЦ Инфра-М, 2019. — 425 с.