ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Социальная ценность и функции массового спорта 6
1.2. Роль физической культуры в социально - экономическом развитии 8
1.3. Историография развития массовой физической культуры в Республике Тыва 12
1.4. Физическая культура как составная часть социально-экономического развития
Республики Тыва 20
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 26
2.1. Приоритеты государственной политики в сфере физической культуры в Республике
Тыва 26
2.2. Анализ исходного состояния и обоснование проблемы развития массовой физической
культуры и спорта в Республике Тыва 31
2.3. Целевая подпрограмма «Развитие массовой физической культуры и спорта высших
достижений в Республике Тыва на 2014-2020 годы» 37
2.4. Основные показатели эффективности массовой физической культуры по
оздоровлению нации в 2015 году 40
ВЫВОДЫ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Актуальность исследования. В современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья людей, формирования и распространения здорового образа жизни. Социально-экономические преобразования, научно-технический прогресс привели к признанию исключительной роли индивидуального и общественного здоровья в развитии общества в целом. В настоящее время в нашей стране, несмотря на позитивные тенденции последних лет, продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и состояние здоровья населения.
Мировая практика показывает, что физическая активность и массовый спорт обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, увеличения продолжительности жизни и трудоспособного возраста, а также являются действенным средством профилактики асоциальных проявлений. Однако, по данным официальной статистики, количество систематически занимающихся спортивно-оздоровительной деятельностью в России значительно ниже аналогичных показателей развитых западных стран. Важнейшими задачами в этой связи является восстановление лучших традиций физкультурно-спортивного движения прошлых лет и поиск новых эффективных механизмов развития массового спорта, вовлечения в физкультурно-оздоровительную деятельность представителей различных социально-демографических групп и слоев населения.
Массовый спорт представляет собой особый социальный институт, ориентированный на создание общедоступной и демократической системы занятий физкультурно-спортивной деятельностью для укрепления здоровья, активного и полноценного досуга, повышения качества жизни. Он включает в себя все те виды физической активности различных групп и слоев населения, которые направлены не на достижение высших спортивных результатов и получение материальных выгод, а на личностное развитие в соответствии с собственными потребностями и интересами, а также на решение социальных задач. При этом спортивная деятельность не становится доминирующей в индивидуальном образе жизни человека, а строится в решающей зависимости от той, которая занимает основное место в его жизни.
Ценностный потенциал массового спорта в современном российском обществе реализуется недостаточно полно и эффективно для обеспечения здорового образа жизни населения, создания надежного социально-экономического фундамента для осуществления дальнейших позитивных преобразований.
Неблагоприятную ситуацию в физкультурно-спортивной сфере можно преодолеть последовательными совместными усилиями властных структур различного уровня и
3
институтов гражданского общества на основе понимания роли физической культуры и массового спорта как условий долговременного развития человеческого потенциала.
Активизация массового физкультурно-спортивного движения в настоящее время признана одним из приоритетных направлений социальной и спортивной политики, что отражено в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Меры, направленные на реализацию данной Стратегии, привели к расширению сети спортивных объектов и культурных учреждений, к изменению отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности и спорту у части населения. Однако, как показывает мировая практика, качественные изменения могут произойти в случае трансформации спортивной политики государства с переориентацией на интересы большей части граждан.
Ни одна из стран не сумела добиться существенных успехов в увеличении численности участников физкультурно-оздоровительного движения, пока не была разработана эффективная политика, позволяющая сделать спорт достоянием масс.
Сегодня спортивное движение за рубежом развивается в результате органичного сочетания и соединения усилий государства, его правительственных организаций, общественных и частных структур, учреждений и институтов.
Этот позитивный опыт свидетельствует, насколько важна проблема разработки и реализации эффективной спортивной политики, расширения состава и обеспечения единства действий всех ее субъектов, привлечение наряду с государственными общественных, коммерческих структур, средств массовой информации для осуществления совместных целевых программ и практических действий по организации и развитию российского движения «Спорт для всех».
Анализ актуальности и разработанности темы исследования позволяет прийти к заключению, что имеется противоречие между существующей объективной потребностью в более полной реализации общекультурных и специфических функций массового спорта в современном российском обществе, повышении значимости его гуманистического потенциала и отсутствием объективных и субъективных условий массовой реализация этой потребности на практике.
Объект исследования - массовая физическая культура как социальный институт.
Предмет исследования - социальные факторы, влияющие на воспроизводство и развитие массовой физической культуры в Республике Тыва.
Гипотеза исследования предполагалось, что современное состояние института массовой физической культуры в Республике Тыва требует принятия мер, направленных на его расширенное воспроизводство и качественное усовершенствование, что повлияет на социально-экономическое развитие республики.
Цель исследования - изучить состояние и развитие массовой физической культуры как фактора социально-экономического развития в Республики Тыва.
Задачи исследования:
1. выявить особенности современного спорта в целом и массового спорта в частности как объекта социологического исследования;
2. оценить состояние массовой физической культуры в Республике Тыва;
Научная новизна. Систематизированы социальные факторы, детерминирующие
развитие массовой физической культуры в современном российском обществе; а также конкретизированы потенциальные возможности их воздействия на количественные и качественные показатели массового спортивного движения в Республики Тыва.
Теоретическая значимость. Представленные в работе материалы и результаты социологических исследований дают возможность составить целостное представление о содержательных основах, структурном составе и специфике функционирования института массового спорта в исторической ретроспективе и в современный период его существования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться в преподавании таких учебных курсов, как социология спорта, социология здоровья в практической деятельности специалистов в области управления спортом, преподавателей, тренеров при разработке планов, программ развития массовой физкультурно-оздоровительной деятельности.
1. Современный спорт является сложно структурированным социальным институтом, отдельные составляющие которого обладают разным ценностным потенциалом и социальной значимостью для общества. Занятия оздоровительными видами физической активности, характерные для массового спорта, ориентированы на общечеловеческие, гуманистические ценности, гармоническое развитие личности; на достижение необходимого уровня физического и духовного развития, здоровья и общей дееспособности, на совершенствование человеческого потенциала.
2. Ценностный потенциал массового спорта реализуется в современном российском обществе недостаточно полно и эффективно, что находит выражение в невысокой доле лиц, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом, ненадлежащем уровне развития спортивной инфраструктуры, существенными проблемами в кадровом, информационном и научно-методическом обеспечении.
3. Современный путь модернизации и развития массового спорта, предполагает, с одной стороны, сохранение и восстановление лучших традиций отечественного массового спортивного движения, и поиск новых эффективных способов вовлечения в физкультурно-оздоровительную активность всех слоев населения с учетом зарубежного опыта организации этой работы в рамках спортивного движения многих стран.
4. Институт массового спорта является частью отрасли физической культуры и спорта, включенной в социальную сферу, на развитие которой оказывает воздействие совокупность объективных и субъективных факторов. Объективные факторы можно подразделить на общие (общесоциальные), которые относятся к факторам внешней среды по отношению к отрасли физической культуры и спорта (политико-правовой, социально¬культурный, экономический и международный факторы); и специфические, которые непосредственно обеспечивают развитие отрасли физической культуры и спорта, в том числе и института массового спорта, и относятся к факторам внутренней среды (инфраструктура, кадры, финансирование, система управления и т.д.) Под субъективными факторами понимаются традиции и стереотипы, характеризующие отношение людей к физкультурно¬оздоровительной деятельности, мотивация к занятиям, обусловленная сложившейся системой ценностей.
5. Объективные и субъективные факторы, от которых зависит функционирование и развитие массового спорта, являются взаимосвязанными, образуя систему детерминации, где объективные факторы следует считать той базой, которая предопределяет социально-типические формы, способы и направления деятельности людей в определенный социально-исторический период, в том числе и физкультурно-оздоровительную деятельность.
6. В современных рыночных условиях отрасль физической культуры и спорта представляет собой сложное образование, в структуре которого выделяются государственный, общественный и коммерческий секторы, каждый из которых играет определенную роль в развитии института массового спорта.
7. Развитие института массового спорта подразумевает совершенствование механизма влияния объективных социальных факторов на спортивную жизнь общества, а также формирование нового типа мировоззрения, основанного на приоритете ценностей здоровья, здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительной деятельности, формирование общественных норм поведения, обеспечивающих самовоспроизводство спортивного стиля жизни.
1. Антипов А.Ф. Профессиональный спорт и закон / А.Ф. Антипов, Н.В. Уловистова // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. -С. 19-21.
2. Актуальные вопросы истории, социологии, управления и экономики физической культуры и туризма // Сборник научных работ. - Малаховка, МГАФК, 1999. - 86 с.
3. Аристова J1.B. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта / JI.B. Аристова // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 5. - С. 2-8.
4. Воронин С.Э. Организационно-правовые формы I физкультурных организаций в современных условиях / С.Э. Воронин, С.С. Филиппов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 14-16.
5. Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Часть I / П.А. Виноградов. - Челябинск. : УрГАФК, 2000. - 289 с.
6. Виноградов П.А. Физическая культура и спорт на телеэкране / П.А. Виноградов // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1. - С. 46-48.
7. Воронин С.Э. Правовой статус Олимпийского комитета России (общий, специальный, индивидуальный) / С.Э. Воронин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. — С. 24-25.
8. Галкин В.В. Экономика физической культуры и спорта / В.В. Галкин,
9. В.И. Сысоев. - Воронеж. : Издательство Московской Академии экономики и права, 2000. - 182 с.
10. Горшков В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях : учебное пособие / В.Е. Горшков, В.А. Какузин,
11. А.В. Починкин. - Малаховка. : МОГИФК, 2003. - 68 с.
12. Гуськов С.И. Спортивный маркетинг / С.И. Гуськов. - Киев. : Олимпийская литература, 2000. - 296 с.
13. Гостев Р.Г. Физическая культура и спорт в России: состояние и перспективы // Физическая культура и спорт в Российской Федерации / Р.Г. Гостев, С.И. Гуськов. - М. : Импульс-Принт, 2000. - 438 с.
14. Гуськов С.И. Государство и спорт / С.И. Гуськов. - М. : 1996. - 176 с.
15. Гуськов С.И. Профессиональный спорт и российская действительность //Физическая культура и спорт в Российской Федерации / С.И. Гуськов.
16. М. : Импульс-Принт, 2000. - 285 с.
17. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты / П.Ф. Драккер / перевод с англ. - М. : Технологическая школа бизнеса, 1999. - 191 с.
18. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Ростов-на-Дону. : Феникс, 2002. - 384 с.
19. Жолдак В.И. Основы менеджмента спорта / В.И. Жолдак, В.Н. Зуев. - Тюмень. : Вектор Бук, 2003. - 419 с.
20. Жолдак В.И. Основы менеджмента : учебное пособие / В.И. Жолдак. - Малаховка. : 2000. - 238 с.
21. Зубарев Ю.Н. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта : учебное пособие / Ю.Н. Зубарев, А.А. Сучилин. - Волгоград. : Сфера, 1995.-267 с.
22. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 432 с.
23. Исаев А.А. Спортивная политика России / А.А. Исаев. - М. : Советский спорт, 2002. - 512 с.
24. Камалетдинов В.Г. Физкультурно-спортивное движение: управление, пути совершенствования / В.Г. Камалетдинов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 19-21.
25. Краснов В.М. Новое в организации и управлении развитием физической культуры и спорта в Чувашской Республике / В.М. Краснов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 10. - С. 57-60.
26. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью «физической культуры и спорта» в России в рыночных условиях /В.В. Кузин // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 6. - С. 56-58.
27. Кузин В.В. Возможности финансирования спорта за счет игорного бизнеса / В.В. Кузин, М.И. Золотарев, М.Е. Кутепов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 2-6.
28. Менеджмент в спорте : краткий словарь-справочник / сост. М.И. Золотов [и др.]. - М. : Союз менеджеров, 1999. - 112 с.
29. Молодежь и спорт в Республике Татарстан : информационнометодологический сборник / редколл. : И.И. Гильмутдинов. - Казань. : РЦИМ, 2003,- 152 с.
30. О мерах по совершенствованию работы со спортсменами - членами сборных команд
Республики Татарстан и подготовке их к всероссийским и международным соревнованиям : постановление КМ РТ от 16.04.2004 № 187.
31. О физкультуре и спорте в РФ : федеральный закон РФ от 29.04.1999 № 80 - ФЗ (с изменениями от 10.01.2003).
32. Рожков П.А. Новые аспекты и подходы в развитии физической культуры и спорта в России/ П.А. Рожков // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. - М. : Импульс-Принт, 2000. - 313 с.
33. Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни : материалы Всероссийской Научно-практической Конференции 7-8 октября 2004, Наб. Челны : в 2 т. Том 1 / под общей ред. М.М. Бариева.
34. Казань. : РЦИМ, 2004. - 186 с.
35. Полякова И.С. Проблемы управления в сфере физической культуры и спорта / И.С. Полякова // Материалы VI круглого стола. - Малаховка. : 2000.- 140 с.
36. Починкин А.В. Коммерческий спорт в Российской Федерации: тенденции развития и взгляд в будущее / А.В. Починкин // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. - М. : Импульс-Принт, 2000.-157 с.
37. Путалова И.Б. Правовые основы физической культуры и спорта / И.Б. Путалова. - Омск. : СибГАФК, 2000. - 324 с.
38. Саблин Д. Физкультура и спорт - мощный фактор профилактики пагубных явлений социальной среы / Д. Саблин // Пульс Ивантеевки. -2003,- №2. - С. 45-50.
39. Современные проблемы и концепции развития физической культурыи спорта / под ред. В.И. Жолдак. - Челябинск. : 2004. - 269 с.
40. Социальная политика : учебник / под ред. Н.А. Волгина. - М. : Экзамен, 2002. - 736 с.
41. Социальный менеджмент : учебное пособие / под ред. докт. экон. наук , проф. Ильенковой С.Д. - М. : Компания Спутник +, 2001. - 87 с.
42. Система муниципального управления : учебник для вузов / под ред.
43. В.Б. Зотова. - СПб. : Лидер, 2005. - 493 с.
44. Справочник работника физической культуры, спорта и туризма : нормативно-методические документы / под ред. Е.И. Кудрявцева. - М. : Физкультура и спорт, 2002. - 589 с.
45. Степанова О.Н. Маркетология спорта: инструментарий социолога : учебное пособие / О.Н. Степанова. - М. : Советский спорт, 2003. - 72 с.
46. Тукманов А. Проведение соревнований и продажа прав на их телетрансляцию / А. Тукманов // Материалы X Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции. - М. : Советский спорт, 2001. - 346 с.
47. Федеральный Закон № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
48. Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. - М. : Советский спорт, 2005. - 80 с.
49. Филиппов С.С. Муниципальная система физкультуры школьников: организационно-педагогические условия формирования : монография / С.С. Степанов. - М. : Советский спорт, 2004. - 184 с.
50. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований : учебно-методическое пособие / под общей ред. Е.В. Тишина. - М. : РИЦ «Муниципальная власть», 2001. - 259 с.
51. Федеральный Закон № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
52. Управление физической культурой и спортом : учебник для институтов физической культуры / под ред. И.И. Переверзина. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 288 с.
53. Экономико-правовые аспекты физической культуры и спорта. - М. : Национальный юридический центр, 2000. - 169 с.
54. Приложение № 2 к докладу «О развитии массового спорта и физического воспитания населения» Данные федерального статистического наблюдения по форме № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» fizvosp.ru>assets/media/4d/ca/1458.pdf
55. Постановление Правительства Республики Тыва от 01.11.2013 № 638 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие физической культуры и спорта до 2020 года" http://allregionz.ru/index.php?id=197942
56. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 г.
57. http://www.sportspravka.com/mam.mhtml?Part=356&PubID=4981.
58. Соколов А.С. О муниципальной спортивной политике [Электронный ресурс] / А.С. Соколов. - Режим доступа: http : // www.infosport.ru.
59. Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие физической культуры и спорта до 2020 года» (с изменениями на: 24.04.2015) http://docs.cntd.ru/document/424074855