Введение 3
1 Теоретические и методические аспекты управления конкурентоспособностью
предприятия санаторно-курортной сферы 6
1.1 Понятие, сущность, методы исследования конкурентоспособности
предприятия 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
санаторно-курортной сферы, и методы их оценки 13
2 Анализ и оценка конкурентоспособности ФГАУ «Санаторий ФССП России
«Зеленая долина» 21
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика исследуемого
предприятия 21
2.2 Анализ показателей конкурентоспособности ФГАУ «Санаторий ФССП
России «Зеленая долина» 31
3 Направления повышения конкурентоспособности ФГАУ «Санаторий ФССП
России «Зеленая долина» 47
3.1 Предложения по повышению конкурентоспособности ФГАУ
«Санаторий ФССП России «Зеленая долина» 47
3.2 Оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий 54
Заключение 58
Список литературы 60
В современных условиях резких колебаний экономической ситуации, вопросы обеспечения высокого уровня конкурентоспособности в целях формирования устойчивой экономической системы приобретают первостепенное значение. Важность и актуальность этого вопроса в санаторно- курортной сфере обусловлена рядом причин.
Во-первых, проблема обеспечения устойчивого функционирования субъектов рынка санаторно-оздоровительных услуг трудно прогнозируема, а опасность нестабильности существует всегда, тем более что она обусловлена природно-климатическими и макроэкономическими факторами, трудно поддающимися регулированию со стороны организации.
Во-вторых, проведение оценки уровня устойчивости и конкурентоспособности деятельности необходимо не только на уровне самой санаторно-курортной организации, но и в системе краевого развития.
В-третьих, модернизация системы санаторно-курортного обслуживания в России идет крайне медленно и сложно. Эти проблемы являются основными источниками неустойчивости многих санаторно-курортных организаций.
В такой ситуации назрела острая необходимость внедрения современных инструментов оценки конкурентного положения санаторно-курортной организации на рынке, своих возможностей с целью актуализации внимания на собственных недостатках и разработке механизмов повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса в целом.
Важную роль в этом процессе играет государство, которое ради достижения социально значимых целей, создает и использует специальную систему правил и мер, гарантирующих конкурентоспособное развитие санаторно-курортных организаций. Деятельность такого рода является ключевым моментом государственного регулирования санаторно-курортной сферы и нуждается в основательном научно-методическом обеспечении.
Отсутствие в настоящее время обоснованных и апробированных методик и практических инструментов повышения конкурентоспособности организаций и предоставляемых ими услуг не позволяет санаторно-курортному комплексу разрабатывать эффективные рыночные стратегии, ориентированные, с одной стороны, на оптимальный уровень загрузки и рентабельности, а с другой - на решение социальных задач в стране.
Все это свидетельствует об актуальности комплексного рассмотрения организационно-экономических проблем повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций в условиях формирования устойчивой экономической системы на курортах края.
Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время усиливается конкуренция в санаторно-курортной отрасли. Сейчас, в жестких рыночных условиях, конкурентоспособность санаторно-курортной организации - это ее возможность приносить нормальную прибыль и даже просто существовать. Поэтому чтобы выжить и развиваться, фирме необходимо анализировать сложившееся положение на рынке и внутри организации, а по результатам анализа - своевременно разрабатывать мероприятия по повышению конкурентоспособности и проводить их в жизнь.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина». Предметом исследования является управление конкурентоспособностью данного предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка и экономическое обоснование направлений повышения конкурентоспособности ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина».
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия санаторно-курортной сферы;
- дать общую организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- провести анализ показателей конкурентоспособности ФГАУ «Санаторий
ФССП России «Зеленая долина»;
...
В заключении сформулируем следующие выводы:
1. Предпринимательская деятельность в санаторно-курортной сфере связана с производством и продажей комплекса санаторно-оздоровительных услуг. Конкурентное преимущество санаторно-курортной организации - это те отдельные характеристики или свойства санаторных услуг, которые создают для него определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
2. ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» - это современный, динамично развивающий санаторно-курортный комплекс на 776 мест, где ежегодно поправляют свое здоровье более 20 тысяч человек.
3. ФГКУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» в 2019-2021 гг. по результатам хозяйственно-финансовой деятельности получило положительные результаты. Санаторий отличается устойчивым финансовым положением. Он обусловлен высокими темпами роста доходов и отсутствием больших кредитов и займов.
4. По итогам SWOT-анализа санатория можно сформулировать две главные проблемы предприятия. Это рост издержек и недостаточно эффективная организация оказания медицинских услуг.
5. В санатории «Зеленая долина» требуется совершенствовать процессы оказания медицинских услуг посредством проведения реинжиниринга бизнес-процессов. Необходимы следующие мероприятия:
а) выявление проблем, связанных с исполнением процессов, коммуникациями, взаимодействием функциональных подразделений. Для этого необходимо определить два - три приоритетных процесса оказания медуслуг, эффективность которых не устраивает. Необходимо четко определить границы указанных процессов и все влияющие на них сопутствующие и вспомогательные процессы;
б) определение и утверждение состава отдельных рабочих команд, ответственных за выполнение работ в рамках тех или иных бизнес-процессов. Для организации их работы назначить ответственных сотрудников (менеджеров) за выполнение работ в рамках бизнес-процессов;
в) проведение полного цикла реинжиниринга: моделирования, создания системы информационного обеспечения, создания системы показателей процесса и изменения процессов;
г) оценка экономической эффективности комплекса медицинских услуг до и после проведения реинжиниринга.
6. Реинжиниринг бизнес-процессов оказания медицинских услуг в санатории «Зеленая долина» поможет обеспечить следующие результаты:
оперативный мониторинг лечебного процесса в учреждении;
повышение качества и объемов оказываемых медуслуг за счет чёткой организации лечения;
увязку лечения с его финансовой стороной;
своевременные и выверенные управленческие решения;
снижение издержек и поиск новых источников повышения прибыли;
эффективную ассортиментную и ценовую политику;
достоверную своевременную медицинскую и статотчетность; объективную оценку работы предприятия.
7. Величину экономического эффекта внедряемых мероприятий автор определил самостоятельно, используя финансовую отчетность компании за 2019-2021 гг. Дополнительный эффект составит 13751,0 тыс. руб. Между тем, расходы на проведение мероприятий реинжиниринга бизнес-процессов составят 4435 тыс. руб. на один год.
8. Разработанные автором в рамках данной работы мероприятия, могут быть внедрены в санатории «Зеленая долина». Результаты расчетов экономической эффективности предложенных нами рекомендаций показали, что предприятие получит в первый год реализации проекта по оптимизации бизнес-процессов оказания медицинских услуг как минимум 7452,8 тыс. руб. высвобожденных средств для дальнейшего развития.
1. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2018. - 256 с.
2. Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 208 с.
3. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: учеб, пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 285 с.
4. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: учеб. / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017.- 365 с.
5. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб, пособие /Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА- М, 2018.-215 с.
6. Боголюбов, В.С. Экономика туризма./ В.С. Боголюбов - М.: Академия, 2019.-292 с.
7. Быков, А.Т., Карпова, Г.А. и др. Курортно-туристский комплекс как объект управления / Под ред. Г.А.Карповой. - СПб.: СПбГУЭФ, 2017. - 246 с.
8. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб, пособие / Е.Е. Вершигора - М.: ИНФРА-М, 2019. - 283 с.
9. Веснин, В.Р. Менеджмент: учеб, для вузов / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2019.- 502 с.
10. Ветитнев, А.М. Маркетинг санаторно-курортных услуг: учеб, пособие./ А.М. Ветитнев. - М.: Медицина, 2020. - 224 с.
11. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учеб, для вузов / И.Н. Герчикова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 511 с.
12. Глухов, В.В. Менеджмент: учеб, для вузов / В. В. Глухов. - СПб.: Питер, 2019.-600 с.
13. Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации/ А.С. Головачев. - М.: Высшая школа, 2018. - 320 с.
14. Дафт, Р.Л. Менеджмент: учеб, пособие. - СПб.: Питер, 2019. - 864 с.
15. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия/ А.Н. Жилкина. - М.: Инфра-М, 2019. - 332 с.
... всего 33 источников