Введение 3
Глава 1. Общие теоретические сведения по теме «Тепловые явления» 5
1.1. Тепловое движение. Температура 5
1.2. Внутренняя энергия 7
1.3. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучения 9
Глава 2. Методика преподавания «Тепловые явления» 16
2.1. Методический анализ литературы раздела: «Тепловые явления» 16
2.2. Урок изучения нового материала по теме «Количество теплоты. Удельная
теплоемкость тела» 18
2.3. Урок решение задач по теме «Количество теплоты. Удельная теплоемкость тела».22
3.4. Демонстрационный опыт: Теплопроводность для различных веществ 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Эта тема в физическом курсе играет огромную роль, поскольку она помогает изучать одну из фундаментальных теорий - молекулярно-кинетическую теорию (кинетическую молекулярную теорию). Ее исследование начинается в 7-м классе, продолжается в 8-м и 10-м классах, постепенно рассматривая и объясняя последние все более сложные процессы и явления, допускает междисциплинарные связи.
Актуальность исследования обусловлена тем, что и в настоящее время появляются все больше методик для изучения понятия «Тепловые явления» в школьном курсе физики, что позволяет повысить уровень систематизации и способствовать формированию у школьников устойчивых знаний. В том, что тепловые явления в школе являются одним из самых важных этапов в изучении физики, поскольку дальнейшее хорошее владение и понимание разделов физики с хорошим знанием тепловые явления в действительности не зная, что вещество состоит из молекул, невозможно дальше изучать с хорошим пониманием основ молекулярно-кинетической теории.
В современном обществе, требования к учащимся освоить различные компетенции, все больше растет. Одним из важных разделов при обучении физике, которая вызывает наибольший интерес, но и значительное количество трудностей является раздел "тепловые явления". Между тем методика изучения различных вопросов в этом разделе не разработать один из вопросов данного раздела - "тепловые явления" и предложить некоторые методические моменты, которые, в зависимости от принятой технологии учебного процесса, его целей и задач, могут быть использованы преподавателям физики как изучать раздел.
Разработка и поиск такого способа представления тем, которые доступны, и объясняет тему в рамках ее исследования в школьном курсе физики, позволяет сделать вывод об актуальности исследования и включает элемент новизны и практического значения.
Цель исследования- изучение особенностей «Тепловые явления» и разработать материал для обучения учеников для полного понимания данной молекулярно-кинетической теории.
Объектом исследования является организация учебного процесса в разделе «Тепловые эффекты» на разных этапах занятий физикой.
Работа была основана на гипотезах: использование методических и дидактических методов, элементов технологии повышает эффективность учебного процесса и позволяет глубже понять эту тему студентами. Основываясь на целях и сформулированных гипотезах, выполняйте следующие задачи:
1) выясните трудности, с которыми сталкиваются школьники в изучении тепловых явлений и, каким вопросам и концепциям следует уделять особое внимание.
2) Разработать уроки по теме «Тепловые явления» в школьном курсе физики.
3) Разработать лабораторную работу.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: методика обучения, психологическая и справочная литература по теме, знакомство с существующими разработками в области темы, преподавание классов по изучению времен - случай «тепловых явлений», В школьном курсе физики.
В данной дипломной работе была разработана методика изучения раздела «Тепловые явления». В ходе проведенного исследования был осуществлен теоретический анализ учебников и литературных источников по теме, который позволяет сделать следующие выводы.
«Тепловые явления» включает систему понятий, формирование которых имеет важное мировоззренческое значение. К ним относятся: тепловое движение, температура, внутренняя энергия, количество теплоты, (испарение и конденсация) их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений, превращения энергии в механических и тепловых процессах, тепловые двигатели.
Обилие понятий, которые нужно усвоить учащимся, требует тщательной разработки методики их формирования. Учитель при этом должен опираться на знания, полученные учащимися при изучении первоначальных сведений о строении вещества в VII классе, на понятия о работе и энергии. Это необходимо для объяснения сущности тепловых явлений и формирования основных понятий, таких, как тепловое движение, температура, внутренняя энергия, теплопередача, количество теплоты, удельная
теплоемкость вещества.
Для преодоления трудностей при изучении тем, связанных с формированием у школьников многих сложных и абстрактных понятий, надо идти по пути самого широкого использования демонстрационного и лабораторного физического эксперимента, решения задач и привлечения примеров из жизни, быта, природы и производства.
Был произведен анализ методической литературы по теме «Тепловые явления». Рассмотрен вопрос о состоянии учебного процесса по физике, изучены дидактические принципы, реализуемые при изучении раздела «Тепловые явления» в школьном курсе физики. Далее рассматривалась методика преподавания раздела «Тепловые явления» в школьном курсе физики, разработаны материалы по исследуемой теме.
В приложениях к дипломному проекту находятся план-конспекты уроков.
Изученные нами методы и формы организации занятий позволили собрать воедино разные приемы по преподаванию данного раздела.
Таким образом, в ходе проведенного исследования нами были решены все поставленные задачи.
1. ПёрышкинА.В.Физика. 8кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений.- 6-е изд., стереотипное .- М.: Дрофа, 2004.-192с.:ил.
2. Кульбицкий Д.И. Методика обучения физике в средней школе: Учебное пособие. - Минск, 2007.
3. Исаченкова Л.А, Лещинский Ю.Д.//Учебное пособие для 8 класса-Минск ”Народнаяосвета”, 2010.
4. Дынич В.И, Толкачева Е.А. Физика: Пособие для учителей. - Мн.: Парадокс, 1998.
5. Кириллова И.Г.Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся/Сост. И. Г. Кириллова. 2-еизд.,перераб. М.: Просвещение, 1986.-207с., ил.
6. Каменецкий И.А. Методика преподавания школьного курса физики (частные вопросы). Учебное пособие для учителей. - М.: Москва, 1980.
7. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Учебное пособие для учителей. - М.: ООО ИД «Белый Ветер».
8. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. - М., Просвещение, 1972.
9. Учебник Физика 7 класс Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов , 2012 .
10. «Физика 10 класс Г.Я. Мякишев (МФ и ТД)2010 М Дрофа,2010.