Проблемы непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации местного
самоуправления 7
1.1. Понятие и характеристика местного самоуправления в России 7
1.2. Формы непосредственного осуществления населением права на местное
самоуправление 15
1.3. Особенности организации местного самоуправления в Республике
Тыва 25
Глава 2. Анализ проблем непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление в муниципальном районе «Чаа-
Хольский кожуун Республики Тыва» 35
2.1. Характеристика органов местного самоуправления муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» 35
2.2. Проблемы реализации форм прямого волеизъявления местного самоуправления: на примере муниципального района «Чаа-Хольский кожуун
Республики Тыва» 46
2.3. Перспективы развития участия населения в осуществлении местного
самоуправления 56
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Глава 1. Теоретические основы организации местного
самоуправления 7
1.1. Понятие и характеристика местного самоуправления в России 7
1.2. Формы непосредственного осуществления населением права на местное
самоуправление 15
1.3. Особенности организации местного самоуправления в Республике
Тыва 25
Глава 2. Анализ проблем непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление в муниципальном районе «Чаа-
Хольский кожуун Республики Тыва» 35
2.1. Характеристика органов местного самоуправления муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» 35
2.2. Проблемы реализации форм прямого волеизъявления местного самоуправления: на примере муниципального района «Чаа-Хольский кожуун
Республики Тыва» 46
2.3. Перспективы развития участия населения в осуществлении местного
самоуправления 56
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Актуальность исследования. Местное самоуправление - это тот уровень организации публичной власти в государстве, на котором органично переплетаются управленческие и самоуправленческие механизмы по решению вопросов местного значения. В деятельности института местного самоуправления общественный и властный компоненты можно признать равнозначно важными. Причем, являясь по форме властным, по содержанию второй компонент, то есть местные органы власти, должны сохранять общественную природу, представляя интересы местного населения. Поэтому основной характеристикой, которой наделяется в муниципальных исследованиях местное самоуправление, является признак совпадения субъекта и объекта управления. Реальное, а не декларативное местное самоуправление в демократическом государстве невозможно без элементов гражданского общества.
Органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя. Обсуждение проблемы участия населения в осуществлении местного самоуправления представляется особо актуальным в связи с процессами реформирования власти и развитием гражданского общества.
Сегодня в Российской Федерации созданы законодательные основы для развития демократического правового федеративного государства с республиканской формой правления, непременным атрибутом которого должно стать местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, основанная на привлечении населения к решению вопросов местного значения.
Однако на пути практического осуществления демократического муниципального управления возникает целый ряд трудностей психологического, организационно-правового и финансового характера.
Проблема преодоления обозначенных трудностей вызывает
безусловный исследовательский интерес.
В связи с этим вопросы участия местного населения в местном самоуправлении являются актуальными в настоящее время.
Местное самоуправление в России закреплено в качестве основы конституционного строя, в 2003 году принят новый федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Объектом исследования является общественные отношения, связанные с непосредственным осуществлением населения местного самоуправления.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регламентирующие право населения на непосредственное осуществление местного самоуправления.
Целью исследования является изучение проблем непосредственного осуществления населением прав на местное самоуправление на примере муниципальноо района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации местного самоуправления;
- анализировать формы непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление;
- изучить историю и особенности органиации местного
самоуправления в Республике Тыва;
- дать характеристику органов местного самоуправления
муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва»;
- рассмотреть проблемы реализации форм прямого волеизъявления местного самоуправления на примере муниципального района «Чаа- Хольский кожуун Республики Тыва»;
- опеделить перспективы развития участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Гипотеза исследования - для решения проблем участия населения в местном самоуправлении необходима достаточная законодательная основа и контроль за ее реализацией.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что материалы представленные в исследовании могут быть полезны в изучении современных проблем участия граждан в местном самоуправлении.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературы; анализ нормативно-правовой
документации; изучение и обобщение отечественной практики; сравнение; стратегический анализ и синтез.
Теоретической базой для исследования явились труды таких авторов, как Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н., эти авторы в своей книге «Муниципальное право Российской Федерации» описали историю развития муниципального права в РФ, проблем во всех стадиях развития. Я считаю, что знание вчерашних проблем муниципального управления поможет объяснить сегодняшних трудностей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе проводится исследование теоретических основ выдвинутой проблемы. В частности, рассматриваются понятие и характеристика местного самоуправления в России, формы непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление, закон осуществления решению населением решении права материально на местное муниципальном самоуправление, история и особенности организации местного самоуправления в Республике Тыва.
Вторая глава посвящена анализу непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление на примере муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва».
В частности, проводится организационная характеристика органов местного самоуправления муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва», форм прямого волеизъявления местного самоуправления, проблемы и перспективы.
В заключении сделаны основные выводы, сделанные по существу проведенного исследования, предложения по совершенствованию организации местного самоуправления.
Органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя. Обсуждение проблемы участия населения в осуществлении местного самоуправления представляется особо актуальным в связи с процессами реформирования власти и развитием гражданского общества.
Сегодня в Российской Федерации созданы законодательные основы для развития демократического правового федеративного государства с республиканской формой правления, непременным атрибутом которого должно стать местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, основанная на привлечении населения к решению вопросов местного значения.
Однако на пути практического осуществления демократического муниципального управления возникает целый ряд трудностей психологического, организационно-правового и финансового характера.
Проблема преодоления обозначенных трудностей вызывает
безусловный исследовательский интерес.
В связи с этим вопросы участия местного населения в местном самоуправлении являются актуальными в настоящее время.
Местное самоуправление в России закреплено в качестве основы конституционного строя, в 2003 году принят новый федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Объектом исследования является общественные отношения, связанные с непосредственным осуществлением населения местного самоуправления.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регламентирующие право населения на непосредственное осуществление местного самоуправления.
Целью исследования является изучение проблем непосредственного осуществления населением прав на местное самоуправление на примере муниципальноо района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации местного самоуправления;
- анализировать формы непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление;
- изучить историю и особенности органиации местного
самоуправления в Республике Тыва;
- дать характеристику органов местного самоуправления
муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва»;
- рассмотреть проблемы реализации форм прямого волеизъявления местного самоуправления на примере муниципального района «Чаа- Хольский кожуун Республики Тыва»;
- опеделить перспективы развития участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Гипотеза исследования - для решения проблем участия населения в местном самоуправлении необходима достаточная законодательная основа и контроль за ее реализацией.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что материалы представленные в исследовании могут быть полезны в изучении современных проблем участия граждан в местном самоуправлении.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературы; анализ нормативно-правовой
документации; изучение и обобщение отечественной практики; сравнение; стратегический анализ и синтез.
Теоретической базой для исследования явились труды таких авторов, как Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н., эти авторы в своей книге «Муниципальное право Российской Федерации» описали историю развития муниципального права в РФ, проблем во всех стадиях развития. Я считаю, что знание вчерашних проблем муниципального управления поможет объяснить сегодняшних трудностей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе проводится исследование теоретических основ выдвинутой проблемы. В частности, рассматриваются понятие и характеристика местного самоуправления в России, формы непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление, закон осуществления решению населением решении права материально на местное муниципальном самоуправление, история и особенности организации местного самоуправления в Республике Тыва.
Вторая глава посвящена анализу непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление на примере муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва».
В частности, проводится организационная характеристика органов местного самоуправления муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва», форм прямого волеизъявления местного самоуправления, проблемы и перспективы.
В заключении сделаны основные выводы, сделанные по существу проведенного исследования, предложения по совершенствованию организации местного самоуправления.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Мы выяснили, какие права имеют граждане Российской Федерации на осуществление местного самоуправления. Также мы познакомились с формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. К ним относится: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, другие формы.
Как видно, граждане имеют большие права и возможности для осуществления местного самоуправления. Парадокс заключается в том, что большая часть граждан даже и не подозревают о своих возможностях управления муниципальным районом, своими денежными потоками и возможностью улучшения жилищных условий.
Анализ проблем непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление в муниципальном районе «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» позволил сделать следующие выводы.
Местное самоуправление в муниципальном районе «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и подзаконными актами.
Согласно Уставу муниципального района «Чаа-Хольский кожуун
Республики Тыва», обладателем всех прав местного самоуправления в муниципальном районе является все население в лице постоянных жителей муниципального района, имеющих избирательные права, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Тыва. Население муниципального района обладает гарантированным и неотчуждаемым правом на местное самоуправление.
По Уставу, участвуя в осуществлении местного самоуправления в муниципальном районе, граждане, составляющие его население, вправе в установленном порядке: решать вопросы, отнесенные к ведению муниципального района, путем голосования на референдумах, собраниях (сходах) или конференциях граждан; избирать и быть избранными делегатами на конференции граждан, в выборные органы местного самоуправления; состоять на муниципальной службе; получать официальную информацию о положении дел в муниципальном районе и о деятельности органов местного самоуправления; обращаться в органы местного самоуправления и к их должностным лицам с заявлениями, в том числе содержащими требования об оказании помощи и защиты; осуществлять народную правотворческую инициативу; публично выражать свое мнение по вопросам местного самоуправления, в том числе на митингах, демонстрациях, в средствах массовой информации и иных, допускаемых законом, формах; пользоваться услугами муниципальных предприятий и учреждений, а также муниципальным имуществом, предназначенным для общественных целей; защищать, в том числе в судебном порядке, права на участие в местном самоуправлении; осуществлять иные права, связанные с местным самоуправлением, предусмотренные федеральными законами и законами Республики Тыва, правовыми актами органов местного самоуправления.
Социологический опрос выявил следующее реальное состояние участия населения муниципального района в местном самоуправлении: 93% населения по их собственной оценке не могут влиять на происходящее в своем районе; 87% - в своем поселке; 95% - на происходящее в стране.
Исследование особенностей организации местного самоуправления в показывает, что в зависимости от таких факторов как географическое положение субъекта, его экономическое состояние, численность населения и других факторов, организация местного самоуправления в каждом субъекте Российской Федерации может существенно отличатся, примером того является Республика Тыва. В связи с этим федеральному законодателю необходимо дать больше самостоятельности субъектам Российской Федерации в осуществлении правового регулирования местного самоуправления с учетом особенностей того или иного региона.
Таким образом, можно сказать, что есть большие проблемы в развитии институтов публичной демократии на местах.
Установлено, что, удовлетворяя требование федерального
законодательства местные власти муниципального района «Чаа-Хольский
кожуун Республики Тыва»инициируют публичные слушания - по проекту устава, проекту местного бюджета, проектам планов и программ развития муниципального образования и др.
Данный механизм выражения общественного мнения оказывается в большинстве случаев не совсем легитимным ввиду скромного количества горожан, участвующих в слушаниях, т.е. население само не изъявляет желание участвовать в общественной жизни.
Еще одна проблема - это неэффективность публичных слушаний, поскольку система учета и реализации выраженных на слушаниях предложений общественности не доработана. Но необходимо отметить, что муниципальный опыт все-таки рождает прецеденты проявления гражданской активности, когда вопросы, выносимые на слушания, напрямую касаются жизни граждан, что подтверждается реальными ситуациями.
Еще одна существенная проблема - это традиционная гражданская пассивность, абсентеизм.
В рамках реформы избирательного законодательства данную проблему можно решить путем отмены порога явки избирателей на выборах, в том числе в органы местного самоуправления, что сказывается на легитимности таких выборов.
Повышение эффективности местного самоуправления, формирование позитивного образа и достижение высокой оценки деятельности органов местного самоуправления являются взаимосвязанными задачами. Решение этих задач невозможно исключительно за счет усиления государственного контроля и регламентации сферы оказания публичных услуг. Поскольку местное самоуправление предполагает совпадение субъекта и объекта управления, т.е. участие местного населения в решении всех касающихся их вопросов, то оценка его эффективности, прежде всего, зависит от степени участия граждан в решении задач местного значения.
Как видно, граждане имеют большие права и возможности для осуществления местного самоуправления. Парадокс заключается в том, что большая часть граждан даже и не подозревают о своих возможностях управления муниципальным районом, своими денежными потоками и возможностью улучшения жилищных условий.
Анализ проблем непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление в муниципальном районе «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» позволил сделать следующие выводы.
Местное самоуправление в муниципальном районе «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и подзаконными актами.
Согласно Уставу муниципального района «Чаа-Хольский кожуун
Республики Тыва», обладателем всех прав местного самоуправления в муниципальном районе является все население в лице постоянных жителей муниципального района, имеющих избирательные права, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Тыва. Население муниципального района обладает гарантированным и неотчуждаемым правом на местное самоуправление.
По Уставу, участвуя в осуществлении местного самоуправления в муниципальном районе, граждане, составляющие его население, вправе в установленном порядке: решать вопросы, отнесенные к ведению муниципального района, путем голосования на референдумах, собраниях (сходах) или конференциях граждан; избирать и быть избранными делегатами на конференции граждан, в выборные органы местного самоуправления; состоять на муниципальной службе; получать официальную информацию о положении дел в муниципальном районе и о деятельности органов местного самоуправления; обращаться в органы местного самоуправления и к их должностным лицам с заявлениями, в том числе содержащими требования об оказании помощи и защиты; осуществлять народную правотворческую инициативу; публично выражать свое мнение по вопросам местного самоуправления, в том числе на митингах, демонстрациях, в средствах массовой информации и иных, допускаемых законом, формах; пользоваться услугами муниципальных предприятий и учреждений, а также муниципальным имуществом, предназначенным для общественных целей; защищать, в том числе в судебном порядке, права на участие в местном самоуправлении; осуществлять иные права, связанные с местным самоуправлением, предусмотренные федеральными законами и законами Республики Тыва, правовыми актами органов местного самоуправления.
Социологический опрос выявил следующее реальное состояние участия населения муниципального района в местном самоуправлении: 93% населения по их собственной оценке не могут влиять на происходящее в своем районе; 87% - в своем поселке; 95% - на происходящее в стране.
Исследование особенностей организации местного самоуправления в показывает, что в зависимости от таких факторов как географическое положение субъекта, его экономическое состояние, численность населения и других факторов, организация местного самоуправления в каждом субъекте Российской Федерации может существенно отличатся, примером того является Республика Тыва. В связи с этим федеральному законодателю необходимо дать больше самостоятельности субъектам Российской Федерации в осуществлении правового регулирования местного самоуправления с учетом особенностей того или иного региона.
Таким образом, можно сказать, что есть большие проблемы в развитии институтов публичной демократии на местах.
Установлено, что, удовлетворяя требование федерального
законодательства местные власти муниципального района «Чаа-Хольский
кожуун Республики Тыва»инициируют публичные слушания - по проекту устава, проекту местного бюджета, проектам планов и программ развития муниципального образования и др.
Данный механизм выражения общественного мнения оказывается в большинстве случаев не совсем легитимным ввиду скромного количества горожан, участвующих в слушаниях, т.е. население само не изъявляет желание участвовать в общественной жизни.
Еще одна проблема - это неэффективность публичных слушаний, поскольку система учета и реализации выраженных на слушаниях предложений общественности не доработана. Но необходимо отметить, что муниципальный опыт все-таки рождает прецеденты проявления гражданской активности, когда вопросы, выносимые на слушания, напрямую касаются жизни граждан, что подтверждается реальными ситуациями.
Еще одна существенная проблема - это традиционная гражданская пассивность, абсентеизм.
В рамках реформы избирательного законодательства данную проблему можно решить путем отмены порога явки избирателей на выборах, в том числе в органы местного самоуправления, что сказывается на легитимности таких выборов.
Повышение эффективности местного самоуправления, формирование позитивного образа и достижение высокой оценки деятельности органов местного самоуправления являются взаимосвязанными задачами. Решение этих задач невозможно исключительно за счет усиления государственного контроля и регламентации сферы оказания публичных услуг. Поскольку местное самоуправление предполагает совпадение субъекта и объекта управления, т.е. участие местного населения в решении всех касающихся их вопросов, то оценка его эффективности, прежде всего, зависит от степени участия граждан в решении задач местного значения.
Подобные работы
- Общая характеристика форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Алтайский филиал))
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Взаимодействие органов местного самоуправления и населения: состояние и перспективы развития (Государственная и муниципальная служба)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - Работа органов местного самоуправления с населением (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Право гражданина на участие в местном самоуправлении
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав местного самоуправления
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы местного самоуправления
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование системы муниципального самоуправления
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2023 - Актуальные проблемы правового регулирования деятельности
представительного органа местного самоуправления
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовые проблемы установления и взимания местных налогов и сборов (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002



