Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Право гражданина на участие в местном самоуправлении

Работа №105047

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Развитие прав граждан на участие в местном самоуправлении 9
1.1. Компетенции граждан в местном самоуправлении как форма общественного договора между населением и государством 9
1.2. Исторический путь становления местного самоуправления в России (20-е годы ХХ в - настоящее время) и развитие законодательства 19
1.3. Сравнительный анализ правовых гарантий на местное самоуправление в международном праве и опыта иностранных государств 30
Глава 2. Права и возможности граждан на участие в местном самоуправлении 42
2.1. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении в виде выборов и референдумов 42
2.2. Роль общественных сборов и сходов, а также публичные слушания и информирование населения в системе самоуправления 53
2.3. Основные аспекты общественно-территориального устройства местного самоуправления 64
2.4. Защита прав граждан на местное самоуправление 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 89

Местное самоуправление важный институт для любого современного демократического общества, а для современной России имеет особое значение и будет актуален еще долгое время. Как известно, процесс становления политической системы России на постсоветском пространстве был сопряжён с большими трудностями, а во многих сферах как общественной, так и политической жизни остаются не решёнными многие проблемы до сих пор, или решаются, но не так быстро, как хотелось бы обществу.
Активность граждан, их сознательное участие в местном самоуправлении - это, действительно, проблема, для решения которой необходимо выработать государственно-правовые средства, наладить взаимодействие со всеми структурами, задействованными в управлении, в том числе с государственными органами. Весьма характерной проблемой в современной России остается то, что, являясь основным источником власти, степень участия граждан в каком-либо управлении гораздо ниже, чем могла бы быть. Практически все управленческие функции исполняют соответствующие органы, пусть и выборные. Учитывая неразвитость гражданского общества, инертность граждан и многие недостатки в законодательстве, можно сказать, что общество в какой-то степени остается отстраненным от управления.
В настоящее время существует потребность в создании необходимых условий и гарантий для полноценного доступа граждан к управлению и реализации конституированных прав в этой сфере.
Развитие гражданского общества, уровень осознанного отношения граждан к политической обстановке, управленческий потенциал, ответственность за принимаемые решения - эти все процессы взаимосвязаны с местным самоуправлением, проникают друг в друга и способствуют становлению, эволюционированию, поддержанию необходимого уровня каждого задействованного элемента. Для изменения социальной и политической действительности, для построения крепкого гражданского общества лучше начинать с тех условий, которые непосредственно приближены к гражданам - т.е. с местного самоуправления. Местное самоуправление предоставляет каждому возможность участвовать в обеспечении территориальных общественных интересов, быть активным, проявлять свою гражданскую позицию. Считается, что именно органы местного самоуправления способны обеспечивать, по-настоящему демократический характер взаимодействия с органами государственной власти, проявляя свою активную гражданскую позицию.
Самоуправление несёт в себе достаточно высокий мобилизационный потенциал и позволяет населению непосредственно и оперативно решать актуальные вопросы на своем уровне. Польза местного управления в данном случае в том, что не только позволяет населению создать благоприятные условия жизни, но и реализовать свои конституционные права. Граждане могут участвовать в референдумах, выбирать представителей, формировать ОМС и т.д.
Суть реализации системы местного управления - в осуществлении децентрализации, рассредоточении государственно-властных полномочий с целью укрепления политико-правовой самостоятельности общественных организаций на территориях их жизнедеятельности. При высокой развитости такой системы управления государство освобождает себя от необходимости вмешиваться в те вопросы, которые местное сообщество может решить самостоятельно. Роль государства сводится к минимуму, но не полностью исключается из данного процесса. Реализация принципов местного самоуправления, предполагает, что государством предусмотрены гарантии, закрепленные в Конституции, рамочном законодательстве, нормативных актах, а также гарантии обращения за судебной защитой своих прав. Всё перечисленное полностью соответствует принципам международного права.
Однако, предшествующий советский период, не знал и не поддерживал многих принципов местного самоуправления, реализуемых на современном этапе, для государства и общество это новые явления, что и обуславливает трудности процесса. Основные трудности - это нечёткое разделение полномочий между государственным и местным управлением, финансовые трудности, низкий уровень участия населения в деле организации самоуправления на своей территории.
Такое значительное количество проблем в данной области требует решений, причем комплексных, связанных с дальнейшим совершенствованием законодательства, обеспечением финансовой самостоятельности местного самоуправления, детальным разграничением полномочий между муниципальными органами, государственной властью федерального и субъектного уровня. Население также играет важную роль. Для привлечения граждан требуется повышение уровня их информированности о работе ОМС, включение их в местные организации, такие как ТОС, принимать меры по сближению местных властей и народа.
Не стоит также забывать, что многие проблемы могут быть связаны не только с несовершенством системы, но и с человеческим фактором, это и отсутствие должного уровня сознательности, инертность, безразличие, неумение и неспособность к самостоятельному урегулированию возникающих проблем, низкий уровень социально-политической активности. Некоторые нормы, например, могут искажаться в процессе правоприменения, отходить от своей изначальной конституционной сути.
Обобщая сказанное, подчеркнем необходимость создания современной системы местного самоуправления, соответствующей конституционным принципам. Научное осмысление проблемы, выработка обоснованных предложений по реформированию будут, несомненно, способствовать становлению системы местного самоуправления, а также мероприятий, способствующих всестороннему вовлечению, как государственных органов всех уровней и звеньев, так и граждан в обозначенную деятельность.
Степень разработанности проблемы. Рассматриваемая тема значительно проработана к настоящему времени по отдельным направлениям, а как целостная система она продолжает оставаться актуальной. Для определения степени разработанности темы были привлечены труды как по общей теории права, так и затрагивающие отдельные аспекты в отраслях.
Вопросами местного самоуправления занимались государствоведы, правоведы, историки, среди них такие исследователи, как Г.В. Атаманчук, Ю.М. Алпатов, Н.С. Бондарь, О.Ю. Гарькавченко, С.П. Дуреев, В.Б. Тасеев, Е.А. Янцен, А.А. Уваров. Важные исторические аспекты развития самоуправления в России исследованы в работах: П.А. Г одун, К.Н. Локшина, И.В. Юдахина.
В трудах: М.В. Бутыриной, И. Дроботенко, И.А. Крупорницкой, В.А. Переходова сравниваются российская и зарубежные модели самоуправления.
Вопросы судебной защиты местного управления детально рассматривают в своих работах: М.С. Шайхуллин, К.А. Ширшов, Е.С. Шугрина.
Об отдельных аспектах в рамках местного самоуправления есть достаточное количество работ, например, уделено внимание правам граждан на местное самоуправление: О.Н. Артюшиной, И.Н. Горячевым, Е.И. Левиным, И.В. Выдриным, А.А. Ларичевым. В работах В.Я. Виняр, А.Е. Любарева, Л.Т. Чихладзе рассмотрено функционирование органов местного управления, а также законодательное регулирование в данной области.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе реализации гражданами своих прав на самоуправление.
Рассматриваемым предметом являются права граждан на местное самоуправление, закреплённые в законах, правовых нормах, а также получившие реализацию в решениях высших судебных инстанций.
Цель исследования - анализ основных принципов прав граждан и ОМС на местное самоуправление, выявление основных гарантий на участие в местном самоуправлении, а также выявление потенциала реализации данных принципов и гарантий в современной России, выявление недостатков законодательства в рассматриваемой области, и предложение возможных путей их устранения.
Из поставленной цели исследования исходят следующие задачи:
1. Рассмотреть местное самоуправление как форму общественного договора между гражданами и государством;
2. Рассмотреть различные периоды формирования основных принципов местного самоуправления, выявить роль, тенденции, особенности и недостатки, повлиявшие на становление современной системы местного самоуправления;
3. Изучить нормативно-правовые акты, устанавливающие право граждан на местное самоуправление и регулирующие его реализацию;
4. Исследовать и сравнить правовые процедуры участия граждан в местном самоуправлении на опыте иностранных государств (прежде всего - европейских), а также возможности по реализации данного опыта в современной России;
5. Изучить прямые возможности граждан на участие в местном самоуправлении в виде местных выборов и референдумов, а также особенности их проведения на муниципальном уровне ;
6. Изучить деятельность общественных сборов и сходов, их роль в реализации принципа народовластия на уровне местного самоуправления;
7. Выявить возможности информирования и проведения публичных слушаний с целью привлечения населения к участию в решении проблем местного уровня;
8. Рассмотреть особенности работы территориально-общественного самоуправления, а также их возможности по привлечению населения к участию в местных делах;
9. Изучить возможности граждан и ОМС на защиту своих прав на местное самоуправление, а также возможности судов по защите прав в данной области.
Методологическая основа исследования. При проведении данного исследования в качестве основных были применены историко-правовой, сравнительный, системный, формально-юридический методы.
В работе рассматриваются: Конституция РФ, федеральные законы, акты международного права, а также решения Конституционного Суда РФ.
Научная новизна работы состоит в том, что предпринята попытка рассмотреть системы местного самоуправления с позиции общественного договора между гражданами и государством. Также в данной работе рассматривался процесс развития местного самоуправления в историческом контексте. Из этого были сделаны выводы об особенностях данного института в России в различные исторические периоды, и влияние каждого из них на сложившуюся современную систему местного самоуправления.
Результаты и выводы, полученные в ходе проведенной работы, могут использоваться в дальнейших исследованиях по проблемам местного самоуправления.
Апробация. Некоторые материалы данной работы были представлены на форуме (26 апреля 2019 г. на Ежегодном межвузовском форуме “Мой взгляд на право”, тема “Традиционные подходы и новые концепции государственного и правового развития”) и на Всероссийской научно-практической конференции “Правонарушение - основание юридической ответственности: традиционные подходы и новые концепции”, прошедшем 14-15 марта 2019 г. Все мероприятия были организованы Институтом права Тольяттинского государственного университета.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассматривая актуальные вопросы самоуправления в России, можно сделать вывод, что в целом проблемы в данной области носит комплексный характер. Недостатки в законодательстве, низкий уровень участия граждан в местных делах, нечёткость разграничения полномочий между различными уровнями власти являются проблемами, характерными не только для местного самоуправления. Тем не менее, общие для всего государства проблемы могут серьёзно отразиться и на локальном уровне.
Все вышеперечисленные недостатки не появились сразу, они накапливались в течение, пусть и не долгого, но значимого исторического периода, когда Россия ещё находилась в начале пути по приведению собственных норм права по образцу общепринятых мировых, ну, или, по крайней мере, европейских стандартов права. Этому также способствовал долгий период существования СССР, когда декларируемые права граждан по факту не исполнялись. Являясь федераций, в СССР должны были существовать все возможности для создания развитой системы самоуправления, например, на основе местной системы советов, но по факту, процесс создания развитого самоуправления был законсервирован на долгие десятилетия, когда все федеративные принципы были свёрнуты в пользу жёсткой централизации и принципов унитарности. Также был забыт опыт предыдущего исторического периода - Российской Империи, что было связано с идеологическими причинами, т.е., когда были созданы благоприятные условия для развития института самоуправления.
То есть, как мы видим, проблемы самоуправления в России возникли не на современном этапе, а имеют долгий исторический процесс. Как было сказано раннее, переложить проблемы местного управления на нормотворцев и представителей ОМС, поскольку в новых условиях их работы попросту не было примеров, в которых они могли бы выстраивать свою деятельность.
Попытки формирования современной системы местного управления происходят в России всего несколько десятилетий, что является достаточно небольшим сроком в историческом контексте: ещё не прошло достаточно времени, чтобы полностью устранить все недостатки или привести российскую модель местного управления по образцу других стран.
Несмотря на некоторые негативные моменты, прогресс на современном этапе имеется, например, в Конституции теперь закреплены основные принципы местного управления, положения Конституции отразились в законах, которые теперь детально рассматривают различные аспекты самоуправления, спорные же вопросы в данной области разрешаются на высших инстанциях, например, Конституционным судом. Можно сказать, что нынешние законы являются более проработанными, чем те, которые появлялись в самом начале формирования системы самоуправления в России, что является положительным моментом. Однако многие моменты по- прежнему остаются нерешёнными или остаются чисто декларативными.
Способы решения подобных проблем, по нашему мнению, просты и сложны одновременно. Очевидный способ здесь - в полной мере придерживаться принципов самоуправления, закреплённых в Конституции. Для современного состояние России характерно низкое восприятие норм права, причём для обеих сторон - как для граждан, так и самих властей, причём властей разных уровней. Такое положение выливается в низкую гражданскую активность, недоверие к властям, отмежевание властей от народа и т.д. В рамках местного управления такой правовой нигилизм сказывается также серьёзно. По-прежнему существует положение, согласно которому главы некоторых самоуправляющихся территорий выдвигаются из депутатов представительного органа, что нарушает право населения на прямые и непосредственные выборы. По нашему мнению, не до конца проработан вопрос целесообразности применения на местных выборах пропорциональной системы; проблемным остаётся вопрос разграничения полномочий между местными, государственными, и властями субъектов; также сложно решить проблему финансовой самостоятельности местного самоуправления.
По нашему видению, требуется неукоснительное соблюдение основного закона страны без двоякого толкования его положений, при этом обеспечив местное управление всеми условиями для его полноценного функционирования. Также требуется разумный баланс между государственными и местными органами власти без перекоса в одну из сторон, но со строгим соблюдением Конституции.
Уделяя большое внимание в работе именно праву граждан на местное управление, мы также можем сделать выводы, что граждане имеют достаточно широкие возможности на самоуправление, а также и правовые гарантии. Препятствием к полноценному участию населения в местном управлении по-прежнему является нереализованный потенциал граждан и не всегда высокая заинтересованность в результатах своей деятельности. При решении этих проблем также может помочь совершенствование законодательства, которое бы расширяла права граждан, например, при поддержке правопорядка, при участии в политической жизни муниципалитета и т.д. Требуется также более совершенная система информирования о решениях ОМС.
Рассматривая роль государства в данных отношениях, предполагается, что оно будет рассматривать самоуправление, как общемировую практику, которая не претендует на умаление роли государства в жизни, а на самобытный и необходимый для граждан демократический институт. Учитывая реалии современной России, в которой проживает большое количество различных этносов со своими традициями, каждый из них имеет право на самореализацию в рамках государства, чего можно достичь путём развитого самоуправления.
Также распространённой практикой в рассматриваемой области должно стать частое обращение в суда различных субъектов по поводу своих прав на местное управление. Суды в данном случае являются важнейшей инстанцией, способной решить противоречия в возникающих делах о местном самоуправлении.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №29.
2. Европейская хартия местного самоуправления (ETS № 122) (Принята в г. Страсбурге 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 36. Ст. 4466.
3. Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ (последняя редакция) “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” // Собрании законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 7. ст. 776.
4. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018). “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19. ст. 2060.
5. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 27.12.2018) “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24. ст. 2253.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40. ст. 3822.
7. Федеральный Закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) (утратил силу) “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35. ст. 3506.
8. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2019). “О противодействии коррупции” // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I). ст. 6228.
9. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 55-ФЗ (утратил силу) “О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 г. N 14. ст. 1653.
10. Федеральный закон от 19.09.1997 г. № 124-ФЗ (утратил силу) “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” // Собрании законодательства Российской Федерации от 22 сентября 1997 г. N 38. ст. 4339.
11. Федеральный закон от 26.10.1996 г. № 138-Ф3 (с изм. и доп. от 04.06.2014) “Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” // Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 49. ст. 5497.
12. Федеральный закон от 27.05.2014 г. № 136-ФЗ (с изм. и доп. от 03.02.2015) “О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"” // Собрании законодательства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 22. ст. 2770.
13. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ (с изм. и доп. от 31.12.2017) “Об участии граждан в охране общественного порядка” // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 14. ст. 1536.
14. Указ Президента РФ от 15.10.1999 г. № 1370: Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. № 42. ст. 5011.
15. Указ Президента РФ от 26.10.1993 г. № 1760 (ред. от 22.12.1993) “О реформе местного самоуправления в Российской Федерации” // Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1993 г. N 44. ст. 4188.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ