Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у младших школьников на уроках «Окружающего мира» 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика логического
мышления младших школьников 9
1.2. Возрастные особенности логического мышления младших
школьников 16
1.3. Педагогические условия развития логического мышления у
младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 21
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию логического мышления у младших школьников на уроках «Окружающего мира» 31
2.1. Изучение уровня сформированности логического мышления
учащихся начальных классов на констатирующем этапе 31
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию
логического мышления у младших школьников на уроках «Окружающего мира» 40
2.3. Анализ эффективности педагогических условий развития
логического мышления младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 46
Заключение 56
Библиографический список 58
На современном этапе развития общества наша страна находится в сложной ситуации, переживает трудные времена. Общество стоит на пороге новой идеологии, нового строя и новой политики. Меняется жизнь: претерпевают изменения ее социальная и нравственная сферы. В связи с этим возникает много проблем, какая должна быть экономика, политика, как обеспечить достойный уровень жизни всех граждан государства. Общество не может стоять на месте, оно развивается, и для прогресса нужны люди свободные, высокообразованные, творческие, обладающие высоким уровнем развития логического мышления (Козина, 2012; Давыдов, 2015; Гальперин, 2009).
Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Логическое мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, системного отражения. Благодаря развитию индивидуальных качеств мышления, человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов и взаимосвязей объективной действительности (Плешаков, 2009).
Развивая своё логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект - это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне (Гамезо, 2010; Григорьева, 2014; Давыдов, 2015)...
Развитие логического мышления младших школьников является необходимой составляющей современного процесса обучения в начальной школе, а метод моделирования позволяет более подробно и понятно донести до учащихся все особенности природных процессов и явлений. Логическое мышление представляет собой мыслительный процесс, в результате которого происходит использование человеком некоторых логических понятий и конструкций для получения однозначно правильного и обоснованного вывода из имеющихся для этого предпосылок.
Одним из методов развития логического мышления у обучающихся является метод моделирования как один из основных методов изучения и изменения окружающего мира, способствующий повышению интереса у младших школьников, развитию умений сравнивать, выделять главное, анализировать, обобщать, абстрагировать.
Развитие логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: использование заданий по выявлению причинно-следственных связей природных процессов и явлений; включение в урок демонстраций моделей природных процессов и явлений, их анализ и обсуждение; использование заданий на моделирование схем и алгоритмов по характеристике природных процессов и явлений и пр.
В рамках нашего исследования была проведена экспериментальная работа направленная на развитие логического мышления младших школьников. На констатирующем этапе мы выяснили что, уровень развития логического мышления младших школьников довольно низок. На формирующем этапе был разработан и реализован комплекс заданий по развитию логического мышления у учащихся на уроках «Окружающего мира» посредством моделирования природных процессов и явлений, с соблюдением педагогических условий заложенных в гипотезе. Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность данного комплекса заданий.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс заданий является эффективным в процессе развития уровня логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира. Цель и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания окружающего мира в начальной школе / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: Академия, 2012. - 564 с.
2. Акимова, М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - Обнинск, 2003. - 164 с.
3. Алексеев, А.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / А.Г. Алексеев // Исследовательская работа школьников. - 2012. - № 1. - С. 89-95.
4. Барышева, Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками / Ю.А. Барышева // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 36-40.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Новая книга, 2004. - 174 с.
6. Гамезо, М.В. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо. - М.: Альфа, 2010. - 146
11. Карпенко, К.А. Опыт организации учебно-исследовательской
деятельности / К.А. Карпенко // Исследовательская работа школьников. - 2012. - С. 9-12.
12. Клопотова, Е.Е. Возможности развития познавательной активности школьников в нормативной ситуации / Е.Е. Клопотова. - М.: Академия, 2011. - 231 с.
13. Коваль, Н.М. Когда урок на природе становится исследованием природы урока / Н.М. Коваль // Первое сентября. - 2011. - № 11. - С. 98-99.
14. Козина, Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» / Е.Ф. Козина. -М.: Академия, 2007. - 342 с.
15. Конькова, Н.Л. Развитие логического мышления у младших школьников / Н.Л. Конькова. - М.: Педагогика, 2012. - 126 с...58