ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Мифопоэтика как теоретическая категория 10
1.1. Сущность, свойства и функции мифа 10
1.2. Мифопоэтика: синтез мифа и литературы 14
ГЛАВА II. Мифопоэтические традиции в поэзии С.А. Есенина 23
2.1. Тема природы в поэзии С.А. Есенина
2.2. Образы животных в лирике С.А. Есенина
2.3 Пространство и время в поэзии С.А. Есенина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Сергей Александрович Есенин - выдающийся русский поэт, чье творчество актуально и в XXI веке. В автобиографии поэт указывал на то, что воспитывался он под влиянием русского народного творчества: бабушка рассказывала сказки, а он их потом переделывал, и стихи начал писать под влиянием частушек. С.А. Есенин был мастером создания поэтических образов, в которых природа и жизнь народа были гармонично соединены. Он умел передавать красоту и величие природы в своих стихотворениях, где она являлась главным героем. Его произведения пронизаны мечтой о неразрывном единстве с природой. С.А. Есенин создавал образы деревьев, которые символизировали жизнь и смерть, вселенную в целом. Он уподоблял человека дереву, описывая природу как свою часть. Многие исследователи творчества С.А. Есенина отмечают важность темы природы в его произведениях. Его стихи наполнены образами лесов, рек, неба, звезд, что создают неповторимую атмосферу стиха. Фольклор, слияние образов природы и человека делают его стихи актуальными и сегодня. Исследователи творчества С.А. Есенина отмечают, что его стихи отличает единение человека с природой, где природа является интегральной частью произведения, способствуя воссозданию духовного мира народа. Так, П.Ф. Юшин отмечал, что поэтическая структура загадки была понятна и близка поэту, связана с его образной системой. В творчестве Есенина насыщенность метафорами и параллели с фольклорным жанром были очевидными. С.А. Есенин замечал связи между сопоставляемыми предметами и явлениями, которые до него никто не видел. С.А. Есенин создавал образы, которые символизировали жизнь и смерть, вселенную в целом, на основе ощущения окружающего мира. В произведении «Ключи Марии» он писал: «Образ... есть, уподобление одного предмета другому или крещение воздуха именами близких нам предметов» [13]. Его образы были созданы на основе аналогии и сопоставления. Он использовал слова, которые отражали не только фактическое значение предмета, но и его эмоциональный окрас. Многие исследователи творчества С.А. Есенина, например, В. Харчевников, В.В. Коржан, указывают на значительное влияние древнерусской литературы на творчество Есенина, в частности таких произведений, как «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», а также евангельских текстов и апокрифов. Он использовал элементы образности и мифологии, характерные для русской культуры. Произведения С.А. Есенина насыщены метафорами и параллелями с тестами фольклора. Многие образы он создает на основе аналогии и сопоставления, используя слова, которые отражали не только фактическое значение предмета, но и его эмоциональную окраску.
В.В. Базанов отмечает, что С.А. Есенин - поэт, чье творчество выросло из крестьянской стихии, включая религиозную и церковную стихии, а также самые архаичные жанры народной поэзии [16].
А.Т. Марченко указывает еще на один источник влияния - древнерусскую живопись, отмечая связь между цветовой палитрой поэзии С.А. Есенина и народной живописью как лубочной, так и церковной. Его стихи часто содержат такие цвета, как желто- золотой, голубой, зеленый, красный, и «русский красный...алый» [46].
В начале своего творчества С.А. Есенин часто обращался к мифическим существам, в том числе к богородице, Иисусу и Николаю-чудотворцу. Его главной целью было понимание событий, происходящих в России и раскрытие тайн природы и жизни человека. Для этого он использовал народные верования и смешивал языческие и христианские мотивы, а также фольклор и церковные традиции. Как отмечает В.С. Мусатов, Есенин совмещал в своих произведениях языческое с христианским и фольклорное с церковным [49].
Некоторые литературоведы утверждают, что Есенин идеализировал образ Христа и выступал с религиозными исканиями «новой веры». Между тем, другие отмечают, что в период революции он выступал с богоборческими идеалами, как в произведениях «Инония» и «Пантократор» [14].
Большинство стихотворений Есенина посвящено природе. Исследователи приходят к выводу, что автор боготворит природу, которая для него является «храмом». Так, литературовед М.Н. Эпштейн считает, что мотив обожествления природы у Есенина распадается на ряд частных мотивов, таких как «святость в природе», «бог в природе», «Христос в природе» и «природа-храм» [80].
Творчество С.А. Есенина насыщено элементами, которые свидетельствуют об уважении и любви к русской культуре и ее традициям. Его поэзия была вдохновлена как религиозными, так и языческими идеями, а также народными верованиями и традициями. Его стихи пронизаны народными образами и символами, такими как богатыри, бабы-яги, лесные духи и прочие персонажи из русского фольклора. Он использовал язык народных песен и пословиц, создавая свой уникальный стиль.
В творчестве С.А. Есенина можно найти мотивы преклонения перед матерью-природой, которые органично вплетаются в его лирику вместе с образом лирического героя - пастуха и инока. Обожествление природы в поэзии С.А. Есенина связано с его романтически-пантеистическими устремлениями, корни которых уходят в мифологические воззрения русского народа на природу. В стихах С.А. Есенина можно встретить строки, воспевающие красоту алых зорь и простых придорожных цветов, которые вызывают у поэта чувство благоговения и восхищения. С.А. Есенин, как и русский народ, причудливо и вполне естественно сочетал христианство и язычество, что и нашло отражение в его поэзии. События 1917 года стали резким переломом в творчестве С.А. Есенина, который увидел в них возможность духовного обновления и переоценки ценностей жизни. В это время в его творчестве значительное место начинают занимать библейские образы, такие как Иисус, Саломея и Ирод. Они стали символами силы и страдания, жертвы которых были неизбежны в поисках новой жизни.
Эржебет Калган в статье «На переломе» отмечает, что С.А. Есенин называл себя последним поэтом деревни, но его поэзия раскрывает огромный мир, в котором содержится вся Россия. Деревня в его поэзии - это не только место, где живут крестьяне, но и символическое пространство, где совершаются важные события и происходят перемены. В стихотворениях Есенина можно увидеть, как он описывает природу, животных, людей и их взаимодействие, создавая образы, которые являются отражением всей России [25].
Я. Хелемский сравнивает поэта с В. Маяковским и находит у них общие черты, указывая на использование обоими поэтами социальных мотивов и образов простых людей [77]. Однако, Г. Красухин опровергает предположение о том, что С.А. Есенин подражал Маяковскому, отмечая, что это была всего лишь «мода на богохульство», которой отдали дань и Маяковский и Есенин [30].
Из этого следует, что каждый исследователь творчества Есенина открывает в его стихотворениях что-то интересное и важное для себя. Однако, на сегодняшний день отсутствуют комплексные работы, где была бы определена целостная картина мира поэта, его мифологическая основа и система. Вот почему предпринимаемая попытка систематизации мифопоэтических традиций в художественной модели мира С.А. Есенина является важной и актуальной. Актуальность и научная новизна исследования заключаются в том, что данная работа позволяет раскрыть новые аспекты мифопоэтических традиций в творчестве С.А. Есенина, которые ранее не были изучены, что способствует более широкому осмыслению художественной модели мира в поэзии С.А. Есенина и его роли в истории русской поэзии. Новизна данной работы заключается в комплексном анализе и исследовании мифологических мотивов и символов, использованных С.А. Есениным, а также в определении влияния мифопоэтических традиций на его творчество и мировоззрение.
Объектом исследования является поэзия С.А. Есенина
Предмет исследования - мифопоэтические традиции в поэзии С.А. Есенина.
Материалом исследования послужили стихотворения, вошедшие в состав книги «Стихотворения и поэмы»(1990) и собрания сочинения в 3-х томах(1970)
Цель исследования - раскрыть особенности мифопоэтических традиций в поэзии С.А. Есенина, выявить их роль в создании авторской мифологии и установить их основные художественные функции в контексте литературно-творческих связей с поэтами-классиками и современниками.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• Изучить мифопоэтические традиции, которые использовались в русской литературе, в том числе у поэтов- классиков и современников Есенина.
• Провести анализ поэтического наследия Сергея Есенина и выделить в нем мифологические мотивы и символы, которые используются для создания авторской мифологии.
• Выявить основные художественные функции мифологических мотивов и символов в поэзии Есенина, их значение для создания образов, сюжетов, метафор и символических образов.
• Определить роль мифопоэтических традиций в творчестве Есенина, их влияние на его мировоззрение и философию.
• Сравнить использование мифологических мотивов и символов в творчестве Есенина с их использованием другими поэтами, для выявления особенностей их применения в его творчестве.
• Определить место Есенина в истории русской поэзии и его вклад в развитие мифопоэтических традиций в русской литературе.
Методологическая основа исследования. В данной работе используются следующие методы: историко-культурный, историко-литературный, сравнительно-типологический, структурно-поэтический, системный, метод описательной поэтики.
Теоретическая значимость. Данное исследование позволяет раскрыть особенности развития мифопоэтических традиций в русской поэзии и в творчестве Есенина, определить роль поэта в истории русской поэзии и его вклад в развитие мифопоэтических традиций. Кроме того, исследование помогает лучше понять мировоззрение и философию поэта, его отношение к мифологическим традициям, а также выявить особенности функционирования мифологических мотивов и символов в творчестве Есенина и других поэтов. Все эти аспекты работы имеют важное значение для лучшего понимания русской поэзии, ее культурного наследия и современного мирового литературного процесса.
Практическая значимость. Материалы данной работы могут быть использованы в различных областях. Они могут быть полезны для специалистов в области литературоведения и филологии, которые могут использовать их для дальнейшего изучения темы. Результаты исследования могут быть применены преподавателями литературы в своей практической работе при изучении мифопоэтических традиций в русской поэзии и творчества Есенина. Исследование также может быть полезно для широкой аудитории, интересующейся русской культурой и литературой, способствуя лучшему пониманию сущности мифопоэтических традиций и их значения для русской культуры, а также творчества Есенина. Результаты исследования могут быть использованы для создания учебных пособий по русской литературе, которые будут полезны для школьников, студентов и всех, кто интересуется этой темой.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка литературы, включающего 82 источника.
Мифология - это одно из самых древних и уникальных культурных явлений, которое привлекает внимание ученых в разных областях исследования. Различные подходы к изучению мифологии, включая антропологический, психологический и философский, позволяют рассмотреть мифы как культурное, эстетическое и философское явление. Мифология помогает нам лучше понимать культурные различия и сходства между разными обществами и культурами, а также открывает новые возможности для исследования мифологии как культурного, эстетического и философского явления.
Мифы - это не просто истории или легенды, они передают знания и опыт между поколениями и играют роль нейтрализатора между основными культурными противопоставлениями. Мифы помогают формировать культурную идентичность и служат источником вдохновения для создания новых образов и символов, которые отражают современную культуру и помогают лучше понимать наш мир.
Современные исследования мифологии обращают внимание на то, как мифы влияют на нашу психологическую жизнь и поведение. Например, мифы могут быть использованы для создания образов и идей, которые общество воспринимает как нормы поведения. Мифы также играют важную роль в создании национальных и культурных идентичностей и формировании социальных норм и ценностей.
Творчество С.А. Есенина является примером использования мифологических элементов в литературе и искусстве. Есенин использовал образы деревьев и животных, чтобы символизировать неразрывную связь человека с природой. Например, он наделяет животных человеческими качествами, что создает уникальные образы и символизирует определенные человеческие черты. Использование образов животных и деревьев в творчестве С.А. Есенина является не просто описанием природы, а символическим отражением жизни, человеческих качеств и смыслов.
Изучение мифологии и ее использование в литературе и искусстве имеют важное значение для понимания мира и самих себя. Мифы передают знания и опыт, создают новые образы и символы, помогают формировать культурную идентичность и отражают современную культуру. Они могут служить источником вдохновения для создания новых идей и образов. Творчество С.А. Есенина демонстрирует, как мифологические элементы могут быть использованы в литературе и искусстве для создания гармоничного и взаимопроникающего мира, где природа и человек являются неразрывными частями друг друга. Изучение мифологии и ее использование в творчестве помогают лучше понимать культурные и исторические особенности разных народов и обществ, что способствует укреплению межкультурного диалога и взаимопонимания.
1. Афанасьев А. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1982.
2. Афанасьев А. Народ - художник : Миф. Фольклор. Литература./ Сост. А. Налепина. М., 1986.
3. Агбунов М.В. Античные мифы и легенды: Мифологический словарь. М.: МИКИС 1994. - 368 с.
4. Богуславская З. «Почему я не пишу мемуаров»: Встреча 4-я. В.
Аксенов // Культура. - 2001. - Окт. (№ 40). - 12.
5. Большая литературная энциклопедия. /Красовский В.Е. и др. - М.: 2004. - 845 с.
6. Веселовский А.Н. Миф и символ // Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. 1979. - Вып. 19. - 199 с.
7. Вольская Н.С. Семиотика древнегреческого мифа // Вопросы философии. 1972. № 4. - 126.
8. Гаврилова Ю.Ю., Гиршман М.М. Миф автор художественная целостность: Аспекты взаимосвязи // Филологические науки, 1993. №3. -41 с.
9. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 218 с.
10. Гольдин Л. В поисках жанра /Л. Гольдин // Книжное обозрение. - 1990. - № 7.
11. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. Новосибирск, 1988. - 176 с.
12. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. I полугодие. - М.: ВАКО, 2004. - 384 с.
13. Есенин С. А. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1970.
14. Есенин С.А. «Стихотворения и поэмы». [Сост., подгот. текста, Ю. А. Андреев, И.В. Абашидзе, А.Н. Болдырев, Р.Г. ГАмзатов, Н.С. Гилевич, М.А. Дудин, А.В. Западов, Д.С. Лихачев, А.М. Малдонис,
А.А. Михайлов, Б.И. Олейник, А.И. Павловский]. - Изд-во «Советский писатель», Л.: 1990. - 463 с.
15. Есенин и современность: Сб. М., 1975.
16. Есенин и русская поэзия / Под ред. В.Г. Базанова. Л., 1967.
17. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т. / Сост. А. Козловский. 1986.
18. Ефимова Н. Василий Аксенов в американской литературной критике /Н. Ефимова // Вопросы литературы. - 1995. - № 4.
19. Журавлев В. Лирический роман С. Есенина //Литература в
школе. 1995 г., № 5.
20. Жизнь Есенина / Сост. С. Кошечкина. М., 1988.
21. Зорин А. Несказанное, синее, нежное...// Литература. (Первое сентября.) 1998., № 3.
22. История русской советской поэзии 1917-1941. /Отв. Ред. В.В. Бузник. Л., 1983.
23. История русской советской литературы в 4-х томах. Том 1 / Под ред. А.Г. Дементьева. М., 1967.
24. «.И тебе я в песне отзовусь»: сб. статей о С.Есенине / сост.
В.В. Шахов.1986.
25. Калган Э. На переломе. // Литература. (Первое сентября) 1998, № 3.
26. Карасев Л.В. Мифология смеха // Вопросы философии. 1991. № 7. -86.
27. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. - 236 с.
28. Козубовская Г.П. Проблема мифологизма в русской поэзии конца XIX начала ХХ веков. Самара Барнаул, 1995. - 159 с.
29. Коржан Е. Есенин и народная поэзия. Л., 1969.
30. Красухин Г. Легенда и реальность.// Литература. (Первое сентября) 1998, № 3.
31. Кремнева А.В. Основные тенденции исследования функционирования мифа в художественном тексте // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Барнаул, 1999. - 318 с.
32. Круглый год. Русский земледельческий календарь. / сост. А.Ф. Некрылова. М.,1989.
33. Крылов В.Н. Мифопоэтика в литературно-критических статьях русских символистов / Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003.- 180 с.
34. Кузнецов С.А. Обретение стиля: Доэмигрантская проза Аксенова// «Знамя». 1995. - № 8.
35. Лазутин С. Поэтика русского фольклора: Учеб. пособ. Для филфак. ун-тов и пед. ин-тов. М.,1989.
36. Леви-Стросс К. Структура мифа // Вопросы философии, 1970, № 7.
37. Леви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика // Природа. 1978. № 1.
38. Литература. Конспекты уроков по программе А.Г. Кутузова. 5-11 классы / сост. Г.П. Маслова. - М.: Дрофа, 2009. - 222 с.
39. Лифшиц М.А. Мифология древняя и современная. М., 1989. - 312 с.
40. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 479 с.
41. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. - 959 с.
42. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М.: Знание, 1991. - 450 с.
43. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат,
1991. - 525 с.
44. Лотман Ю.М., Успенский Б. Миф - имя - культура / Лотман Ю. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПб, 2000. - 537 с.
45. Маковский М.М. Язык. Миф. Культура: Символы жизни и жизнь символов. М.: 1996. - 329 с.
46. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.
47. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 352 с.
48. Миф фольклор литература. Л., 1978 Зурабова К.А., Сухачевский В.В. Мифы и предания. М., 1993. - 277 с.
49. Мусатов М. Поэтический мир С.Есенина //Литература в школе. 1995. №6.
50. Народный месяцеслов // Русский дом / Сост. А. Халин. Н.Новгород, 1993.
51. Наумов Е. С. Есенин. Жизнь и творчество. М.-Л., 1965.
52. Неклюдов С.Ю. Статья Структура и функция мифа //www.ruthenia.ru
53. Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 314 с.
54. Никитин М.Ф. Миф в структуре сознания // Актуальные проблемы стилистики декодирования, теории интертекстуальности, семантики слова и высказывания. СПб., 1998. - 142 с.
55. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - М.: 2003. - 944 с.
56. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 622 с.
57. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М., 1978.
58. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
59. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
60. Пятигорский А.М. Мифологические размышления. М.: 1996. - 312 с.
61. Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособ. для филфак. пед. ин-тов. / Под ред. Проф. Н.И. Кравцова. М., 1974.
62. Русский дом. /Сост. А.А. Халин, Н.С. Сунин. Н.Новгород, 1993.
63. Русская литература XX века: Справ. матер.: Кн. для учащихся ст. кл. / Сост. Л.А.Смирнова. М., 1995.
64. Сергей Есенин. Проблемы творчества: Сб. ст. /Сост. П.Ф. Юшин. М., 1978.
65. С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т./ Сост. А.А. Козловский. 1986.
66. Соколов А. История русской литературы конца 19-начала20 века: Учебник для филолог. спец. ун-тов. М.,1999.
67. Тавризян Г.М. Наука и миф в морфологии культуры О. Шпенглера // Вопросы философии. 1984. № 8.
68. Телегин С. А.Н. Афанасьев: Мифологический взгляд на природу и человека. //Литература в школе . 1997., № 3.
69. Телегин С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. -М., 1994. - 115 с.
70. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т./ под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 512 с.
71. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т./ под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т. 2: Бройтман
С.Н. Историческая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -368 с.
72. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 240 с.
73. Угринович Д.М. Сущность первобытной мифологии и тенденции
ее эволюции // ВФ. № 3, 1987.
74. Философия. Мифология. Культура. / Авт. Вст. Ст. А. А. Тахо- Годи. М.: Политиздат, 1991. - 524 с.
75. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. -605 с.
76. Хализев В.Е. Мифология XIX-XX вв. и литература. - М.: 1997. - 345 с.
77. Хелемский Я. Две судьбы. Литература. ( Первое сентября. ) 2001., № 1.
78. Шохина Т. Поиски жанра / Т. Шохина // Крестьянка. - 2004. - № 3.
79. Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде. - М.: Изд-во МГУ, 1994, - 144 с.
80. Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии. М.. 1990.
81. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
82. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. - М., Прогресс, 1993. - 329 с.
83. Юшин П. Поэзия Сергея Есенина. ( 1910 1923 г.г. ) М., 1966.
84. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: Модели пространства, времени и восприятия. М., 1994.
85. Яницкий, Л.С. Архаические структуры в лирической поэзии ХХ века: монография / Л.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 136 с.
86. Яффе, А. Символы в изобразительном искусстве / А. Яффе // Человек и его символы / Под ред. С.Н. Сиренко. - М.: Серебряные
нити, 1997. -С. 229-268.