Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА В ПАТРОНАТНЫХ СЕМЬЯХ

Работа №17576

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы23 стр.
Год сдачи2011
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
670
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Приоритетной задачей модернизации системы отечественного образования является создание оптимальных условий для формирования профессионального самоопределения личности, способной плодотворно жить в современном обществе, позитивно самореализоваться в основных сферах жизнедеятельности.
В настоящее время особенно возрастает значимость профессионального самоопределения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуализируется задача подготовки воспитанника, умеющего ориентироваться в сложных ситуациях, способного принимать решения, обладающего развитым чувством ответственности за личностное самоопределение и самореализацию. При этом общей характерной
чертой, снижающей конкурентоспособность выпускника школы, является
отсутствие у него профессионального и, в значительной степени - социального опыта.
Для воспитанника детского дома, особенно сельского, системообразующим фактором личностного самоопределения является профессиональное самоопределение, понимаемое в педагогической науке как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде (Е.А. Климов). Этот длительный процесс согласования внутриличностных и социально¬профессиональных потребностей не завершается профессиональной подготовкой по избранной специальности, а происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.
Эффективность профессионального самоопределения личности зависит от характера педагогического сопровождения данного процесса, то есть создания оптимальных условий для самостоятельного, творческого решения такой
жизненно важной проблемы, как осознанный выбор будущей профессиональной деятельности. В этой связи формирование профессионального самоопределения детей в условиях взаимодействия патронатных семей и сотрудников детского дома должно рассматриваться в контексте личностного подхода, что предполагает последовательное отношение патронатных родителей, педагогов и психологов к учащемуся как самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. В данной ситуации важно, чтобы педагогическая поддержка процесса формирования самоопределения заключалась в оказании помощи воспитанников детских домов в познании себя как субъекта в различных видах деятельности, признании прав каждого школьника на собственные жизненные интересы, цели и ценности. В связи с этим необходимо определить систему организационно-педагогических условий для свободы выбора и творческой деятельности.
Различные аспекты проблемы профессионального самоопределения личности изучались учеными на протяжении всех этапов развития педагогической
науки. Так, психолого-педагогические основы развития личности освещены в трудах Б.Г.Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, И.Б. Котовой,
А.В. Петровского и др.
Проблемы выбора профессии школьниками отражены в исследованиях А.В. Батаршева, В.П. Бондарева, А.Е. Голомшток, Н.П. Капустина, Е.А. Климова, В.А. Полякова, Е.Н. Прощицкой, В.И. Ревякина, Н.Ф. Родичева, С.Н. Чистяковой и др.
Изучению профессионального самоопределения посвящены труды Е.М. Иванова, П.С. Лернера, Г.В. Резанкиной, Н.С. Пряжникова,
Е.Ю. Пряжниковой, В.И. Ревякина, Е.В. Титова, С.Н. Чистяковой и др.
Психологические вопросы жизненного и профессионального самоопределения школьников освещались в трудах ЕЛ. Авдуевской, ТА. Араканцевой, ВИ. Журавлева, Е.А. Климова, А.М. Кухарчук, ИВ. Михайлова, Н.С. Пряжникова, И.Н. Сухарева, Б.А. Федоришина, Д.И. Фельдштейна.
Различные аспекты социальной и социально-педагогической деятельности образовательного учреждения рассматриваются в работах Н.Е. Бекетовой,
В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, А.В. Мудрика, Л.Я.Олиференко и др.
Особенности психологического развития личности детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения раскрыты в исследованиях Н.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, В.Н: Ослон, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.Б. Холмогоровой
Развитие семьи как института воспитания и социализации ребенка анализируется в исследованиях Ю.Е. Алешиной, Б.И. Антонова,
С.В. Дармодехина, И.С. Даниленко, И.Д. Демаковой, А.Г. Ковалева, Т.А. Куликовой, М.С. Савиной, Б. Спока.
Общие вопросы воспитания детей в семье рассматриваются в трудах Ю.П. Азарова, Б.А. Аркина, Л.В. Байбородовой, И.В. Бестужева-Лады, И.В. Гребенникова, С.В. Ковалева, Т.А. Марковой, Н.А. Менчинской, М.И. Рожкова.
Вопросы психолого-педагогического консультирования семьи рассматриваются в работах Ю.Е. Алешиной, Е.М. Дубровской, Л.И. Уманского и др.
В то же время, как показывает проведенный теоретический анализ работ отечественных исследователей, значительное количество научных трудов, раскрывающих отдельные стороны проблемы, не обеспечивают целостного представления о сущности и условиях эффективного профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома в патронатных семьях.
Данное обстоятельство подтверждается рядом противоречий между:
• общественной потребностью в создании условий профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома и несовершенством системы профориентационной работы детского дома;
• имеющимся потенциалом психолого-педагогических средств формирования профессионального самоопределения личности и недостаточной научно¬теоретической и практической разработанностью форм и методов его педагогического сопровождения в условиях патронатной семьи.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в научном обосновании организационно-педагогических условий формирования профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома в патронатных семьях. Обозначенная проблема определила выбор темы исследования «Формирование
профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома в патронатных семьях».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать модель профессионального самоопределения воспитанников сельского детского в патронатных семьях.
Объект исследования: процесс формирования профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома в патронатных семьях.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение воспитанников сельского детского дома в патронатных семьях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие
выводы:
1. Профессиональное самоопределение воспитанников сельского детского дома необходимо рассматривать в единстве с процессом их социальной адаптации как целенаправленную совместную деятельность воспитанников сельского детского дома, педагогов и патронатных родителей, целью которой является формирование осознанного выбора воспитанниками возможной профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
2. Сущность педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома в условиях патронатной семьи состоит в целенаправленной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи детям средствами образовательно-воспитательной системы детского дома и патронатной семьи, включая социум, обеспечение взаимодействия педагогов, специалистов и воспитанников в рамках функционирования специально созданной системы работы по профессиональному самоопределению.
3. Оптимальной совокупностью организационно-педагогических условий педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома в патронатной семье являются: наличие комплексной программы педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома в условиях патронатной семьи; использование в системе работы по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, методов социального взаимодействия; взаимодействие педагогического сопровождения с профориентационной работой в системе профессионального самоопределения.
4. Важнейшим средством повышения эффективности деятельности сельского детского дома по профессиональному самоопределению является разработанная совокупность организационно-педагогических условий профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома, включающая целевой, организационно-содержательный и технологический компоненты.
5. В качестве основного показателя эффективности профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома выступает готовность воспитанников к профессиональному самоопределению, определены критерии эффективности профессионального самоопределения воспитанников.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование доказывает, что проблема профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома имеет социально-педагогическую значимость. Дальнейшие исследования могут быть связаны с разработкой как теоретических основ, так и практических рекомендаций по профессиональному самоопределению воспитанников сельских детских домов разных школьных возрастов.



Шайдо, Т.Н Профессиональная и социальная адаптация детей в профессионально-замещающих семьях [Текст] / Т.Н. Шайдо // Профильная школа.
- 2010. - №1. - С. 18-24.
1. Шайдо, Т.Н. Профессиональная ориентация и профильная подготовка воспитанников сельского детского дома [Текст] / Т.Н. Шайдо // Образование и саморазвитие. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2011. - №1. - С. 84-95.
II. Монографии и учебные пособия
2. Шайдо, Т.Н. (в соавторстве) Гражданское образование в России и зарубежных странах: состояние и тенденции развития: Коллективная монография [Текст] /Под ред. М.П. Пальянова. - Томск: Томский ЦНТИ. - 2007. - 264 с.
3. Шайдо, Т.Н. (в соавторстве, 50%) Моя семья. Практическое пособие для
работников детских домов. Из опыта работы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к семейной жизни. [Текст] - Томск: ТОИПКРО. - 2008. - 56 с.
4. Шайдо, Т.Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома: учебное пособие [Текст] / Т.Н. Шайдо // - Томск: STT. - 2010. - 115 с.
5. Шайдо, Т.Н. (в соавторстве, 50%) Дети в замещающей семье. Воспитываем вместе: монография [Текст] / Т.Н. Шайдо, Н.С. Степанов. - Томск: STT, 2011. - 278 с.
III. Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалов научно-практических конференций
6. Шайдо, Т.Н. Развитие патронатного воспитания в детском доме [Текст] // Модернизация образования и повышение квалификации. Материалы международной научно-практической конференции. - Томск: ТОИПКРО, 2003. - Т.1. - С.107-111.
7. Шайдо, Т.Н. К вопросу проектирования воспитательной системы образовательного учреждения детей-сирот [Текст] // VII Сибирская школа молодого ученого: материалы Международной научно-практической конференции «Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров» / Под общ. ред. В.А. Дмитриенко. - Томск: STT, 2006. - С.79-80.
8. Шайдо, Т.Н. Организация социально-психологической помощи
замещающим семьям в Зырянском районе [Текст] // Приоритетные направления модернизации общего образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию ТОИПКРО. - Томск:
ТОИПКРО, 2006. - Т.1. - С.139-142.
9.
9. Шайдо, Т.Н. (в соавторстве, 50%) Зарубежный опыт подготовки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к вступлению во взрослую жизнь [Текст] // Российские модели образования и их интеграция в образовательное пространство: прошлое и настоящее: Труды IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - ЮТИ ТПУ, Юрга: Изд. ТПУ, 2006. - С.351-355.
10. Шайдо, Т.Н. Организация помощи опекунским семьям в районе специалистами детского дома [Текст] // Пути решения проблемы сиротства в России: Всероссийская конференция: Сборник тезисов. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006. - С. 356-361.
11. Шайдо, Т.Н. Патронатное воспитание как одна из наиболее эффективных форм социализации воспитанников интернатных учреждений // Современное образование: проблемы, опыт, решения: Материалы Межрегиональной заочной научно-практической конференции. - Томск: ТОИПКРО, 2006. - Т.2. - С. 188-193.
12. Шайдо, Т.Н.(в соавторстве, 30%) Зарубежные подходы к подготовке учителей по гражданскому образованию [Текст] // Традиции и инновации в развитии правового и гражданского образования школьников: Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции. - Томск: Томский ЦНТИ, 2007. - С. 44-48.
13. Шайдо, Т.Н. (в соавторстве, 50%) Психолого-педагогическое сопровождение патронатной семьи как необходимое условие нормальной адаптации ребенка в патронатной семье [Текст] // Повышение квалификации работников образования в условиях инновационного развития региона: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Томск: ТОИПКРО, 2007. - Т.1. - С. 205-209.
14. Шайдо, Т.Н. Социализация воспитанников в замещающей семье [Текст] // Повышение квалификации работников образования в условиях инновационного развития региона: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Томск: ТОИПКРО, 2007. - Т.1. - C. 215-224.
15. Шайдо, Т.Н. (в соавторстве, 50%) Проблемы воспитания детей-сирот [Текст] // Пути эффективного сотрудничества учреждений среднего профессионального образования и социальных партнеров по подготовке конкурентоспособного специалиста: Сборник тезисов региональной научно-практической конференции / Под ред. М.П. Пальянова, А.Н. Ростовцева. - Томск: STT, 2007. - C. 224-228.
16. Шайдо, Т.Н. Практика сопровождения замещающих семей в Зырянском районе Томской области [Текст] // Сборник докладов I Международного форума социальных работников Сибири и Дальнего Востока: Современная семья и социальные службы: мосты сотрудничества и взаимодействия. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. - C. 97-100.
17. Шайдо, Т.Н. Поддержка выпускников детского дома в первый год самостоятельной жизни [Текст] // Проблемы модернизации образования: опыт, состояние, перспективы: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Томск: ТОИПКРО, 2008. - Т.2. - С. 153-156.
18. Шайдо, Т.Н. Адаптация, социализация и развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях семьи [Текст] // Проблемы модернизации образования: опыт, состояние, перспективы: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Томск: ТОИПКРО, 2008. - Т.2. - С. 156 -160.
19. Шайдо, Т.Н. Сопровождение замещающих семей [Текст] // Социальная работа. - М.: ООО «Делайт», 2008. - №5. - С. 42-44.
20. Шайдо, Т.Н. Педагогические основы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в патронатной семье [Текст] // Сибирский учитель. - Новосибирск: Издательство НИКиПРО, 2008. - №4 (58) - С. 37-43.
21. Шайдо, Т.Н. Об опыте работы ОГОУ «Зырянский детский дом» по внедрению и развитию инновационных услуг в сфере профилактики социального сиротства [Текст] // Реализация государственной семейной политики в сфере профилактики социального сиротства: опыт Томской области: Сборник статей и нормативно-правовых документов. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. - С. 126-131.
22. Шайдо, Т.Н. Внедрение в практику работы детского дома новых социальных технологий [Текст] // Приемная семья. - М.: Московская типография №6, 2009. - №2. - С. 28-31.
23. Шайдо, Т.Н. Услуги по сопровождению замещающих семей. Сопровождение замещающих семей на основе опыта работы организаций Томской области [Текст] // Региональная модель профилактики социального сиротства. Опыт Томской области: Сборник статей и нормативно-правовых документов. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. - C. 148-161.
24. Шайдо, Т.Н. Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома и в профессионально замещающих семьях [Текст] //Теория и практика современного образования: Сборник научных статей. Вып.7. /Под редакцией А.Д. Копытова, Т.Б. Черепановой. - Томск: Томский ЦНТИ, 2010. - C.119-122.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ