РОЛЬ СИМВОЛА МЕЧА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
|
В современной социокультурной ситуации, определяемой постоянно увеличивающимся объемом информационных потоков, проявляются проблемы, связанные с регулированием семиотических взаимодействий. Вместе с тем, в эпоху информационного общества надежды на избавление от проблем экологической безопасности, военной угрозы и отчуждение человека от интеллектуальных завоеваний не оправдались. Эти проблемы приобрели новое качество: проблемы безопасности стали проблемами информационной безопасности, военные действия сопровождаются семиотической агрессией, а обращение к культурному наследию требует нового качества в отношении к информационным ресурсам. Агрессивность семиотической среды обитания человека диктует новые правила, по которым человек должен уметь считывать преподносимую ему информацию, и новую степень ответственности за личный выбор образа жизни в условиях дифференциации культурных ролей.
Актуальность темы диссертационной работы определяется тем, что исследования роли символа в информационном обществе на сегодняшний день имеют немалую значимость. В контексте этой проблемы в диссертации исследуется роль и действие символа такого предмета, который утратил свои утилитарные качества в культуре - символ меча в современной культуре.
Принадлежность меча к культуре обусловлена его присутствием во всех культурных жанрах и в хранилищах культурной памяти. Утрата утилитарного значения меча не прекратила его присутствия в культурных формах, а определила его существование как символа. При этом символ меча актуализирован во многих молодежных субкультурах. Примером чему являются многочисленные общества реконструкторов истории, молодежные объединения (фэнтези, анимэ, ролевики etc.). Социологические исследования фиксируют системообразующее присутствие меча в семиотических выражениях маргинальных молодежных объединений.
Таким образом, меч, уйдя из действительности практической, тем не менее, живет в действительности достаточно большого числа людей как символ и артефакт. Его значение и роль на семиотическом уровне практически не меняется. Выяснению причины и необходимости такой неизменности присутствия символа меча посвящено диссертационное исследование, основная интенция которого выражена в вопросе: «что дает такой архаичный предмет человеку в современном информационном обществе и почему неизбывно его присутствие в культуре не только в качестве оружия».
Степень разработанности темы. Исследование проблемы воздействия и роли символов меча неизбежно опирается на большой пласт литературы. Достаточно внушительная часть источников посвящена истории оружия, его классификации и существования в культуре. Необходимо сразу оговориться, что зачастую мечи исследуются неразрывно от техники их использования - фехтования. В контексте нашего исследования важен аспект, связанный с теми требованиями, которые предъявляются к индивиду и сама практика владения
мечом - фехтование. Так как это не просто техника боя, но воспитание определенных необходимых личностных качеств.
Труды зарубежных (Р. Бертон, П. фон Винклер, В. Гехайн, Т. Лайбле, П. Коннолли, М.Д. Коэ, Э. Норт, Э. Окшотт, Т. Ричардсон, Д. Дж. Ла Рокка, К. Спринг, Ф. Уилкинсон, Э. Хадинг, В. Харрис, А. Хаттон и др.) и отечественных (Ю.Г. Гуревич, А.А. Маслов, С.В. Мишенев, А.Д. Мовшович, К.С. Носов, В.В. Тараторин, Д.А. Тышлер и др.) исследователей рассматривают, прежде всего, тактико-техническую эволюцию оружия как предмета, историю владения им (фехтования), практические особенности.
В историко-культурологическом ракурсе значение меча освещается большим количеством зарубежных (Г. Венделен, Ф. Кардини, Дж. Флори) и отечественных (Н.И. Басовская, В.А. Ведюшкин, А.В. Востриков, Я.А. Гордин и др) авторов.
В XIX веке, когда мечи уже были больше ярлыком и атрибутом, появилась наука - хоплология , которая является богатым полем для исследований вместе со смежными дисциплинами - психологией боевых действий, антропологией и военной историей. Предметность оружия изучена и продолжает исследоваться молодым научным направлением сегодня. Оружие и действия им представляют интерес для исследований и новых методик, теорий, открытий в этой области.
Перечисленные исследовательские направления охватывают всю историю холодного оружия и представляют различные классификации мечей, тактику и технические особенности производства, владения и обращения с ним. Таким образом меч как артефакт изучен подробно.
Актуальность темы диссертационной работы определяется тем, что исследования роли символа в информационном обществе на сегодняшний день имеют немалую значимость. В контексте этой проблемы в диссертации исследуется роль и действие символа такого предмета, который утратил свои утилитарные качества в культуре - символ меча в современной культуре.
Принадлежность меча к культуре обусловлена его присутствием во всех культурных жанрах и в хранилищах культурной памяти. Утрата утилитарного значения меча не прекратила его присутствия в культурных формах, а определила его существование как символа. При этом символ меча актуализирован во многих молодежных субкультурах. Примером чему являются многочисленные общества реконструкторов истории, молодежные объединения (фэнтези, анимэ, ролевики etc.). Социологические исследования фиксируют системообразующее присутствие меча в семиотических выражениях маргинальных молодежных объединений.
Таким образом, меч, уйдя из действительности практической, тем не менее, живет в действительности достаточно большого числа людей как символ и артефакт. Его значение и роль на семиотическом уровне практически не меняется. Выяснению причины и необходимости такой неизменности присутствия символа меча посвящено диссертационное исследование, основная интенция которого выражена в вопросе: «что дает такой архаичный предмет человеку в современном информационном обществе и почему неизбывно его присутствие в культуре не только в качестве оружия».
Степень разработанности темы. Исследование проблемы воздействия и роли символов меча неизбежно опирается на большой пласт литературы. Достаточно внушительная часть источников посвящена истории оружия, его классификации и существования в культуре. Необходимо сразу оговориться, что зачастую мечи исследуются неразрывно от техники их использования - фехтования. В контексте нашего исследования важен аспект, связанный с теми требованиями, которые предъявляются к индивиду и сама практика владения
мечом - фехтование. Так как это не просто техника боя, но воспитание определенных необходимых личностных качеств.
Труды зарубежных (Р. Бертон, П. фон Винклер, В. Гехайн, Т. Лайбле, П. Коннолли, М.Д. Коэ, Э. Норт, Э. Окшотт, Т. Ричардсон, Д. Дж. Ла Рокка, К. Спринг, Ф. Уилкинсон, Э. Хадинг, В. Харрис, А. Хаттон и др.) и отечественных (Ю.Г. Гуревич, А.А. Маслов, С.В. Мишенев, А.Д. Мовшович, К.С. Носов, В.В. Тараторин, Д.А. Тышлер и др.) исследователей рассматривают, прежде всего, тактико-техническую эволюцию оружия как предмета, историю владения им (фехтования), практические особенности.
В историко-культурологическом ракурсе значение меча освещается большим количеством зарубежных (Г. Венделен, Ф. Кардини, Дж. Флори) и отечественных (Н.И. Басовская, В.А. Ведюшкин, А.В. Востриков, Я.А. Гордин и др) авторов.
В XIX веке, когда мечи уже были больше ярлыком и атрибутом, появилась наука - хоплология , которая является богатым полем для исследований вместе со смежными дисциплинами - психологией боевых действий, антропологией и военной историей. Предметность оружия изучена и продолжает исследоваться молодым научным направлением сегодня. Оружие и действия им представляют интерес для исследований и новых методик, теорий, открытий в этой области.
Перечисленные исследовательские направления охватывают всю историю холодного оружия и представляют различные классификации мечей, тактику и технические особенности производства, владения и обращения с ним. Таким образом меч как артефакт изучен подробно.
В Заключении диссертации подводятся итоги, формулируются основные выводы работы, указываются перспективы дальнейших исследований, связанные с выяснением информационных механизмов символизации властных отношений, вызывающих в современной культуре эффект «дегустации ценностей».
Подобные работы
- ГЕНДЕРНАЯ МЕТАФОРА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - СИМВОЛИКА ОРУЖИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
КИТАЯ И ЯПОНИИ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - СИМВОЛИЗМ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ А.Н. МЕЩЕРЯКОВА
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ ФЭНТЕЗИ (НА ПРИМЕРЕ САГИ ДЖОРДЖА Р.Р. МАРТИНА «ПЕСНЬ ЛЬДА И ПЛАМЕНИ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ
АЗИИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - СИМВОЛИКА ОРУЖИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
КИТАЯ И ЯПОНИИ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗ САМУРАЯ В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И ЯПОНСКОГО ЯЗЫКОВ)
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Значение благотворительности в татарской культуре
второй половины XVIII - начале XIX вв.
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017



