Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Работа №89978

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы56
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Исторический путь и современное состояние философского наследия стран Юго-Восточной Азии 10
1.1. Новейшая история стран Юго-Восточной Азии: феномен
колониальной травмы и завершающий этап становления национального самосознания 10
1.2. Система национальной философии Юго-Восточной Азии:
традиция и современность 12
Глава 2. Философские основания современной литературы и кинематографа стран Юго-Восточной Азии 19
2.1. Кинематограф стран Юго-Восточной Азии: идеи
традиционной философии в структуре сценария и визуальной эстетике 19
2.2. Современная мультипликация Китая и Японии: задачи и
результаты развития нового жанра 24
2.3. Литература Юго-Восточной Азии: становление формы
популярной новеллы 27
Глава 3. Культурный код национальной философии стран Юго­Восточной Азии в пространстве поп-культуры 34
3.1. Популярная музыкальная культура стран Юго-Восточной
Азии: новая волна 34
3.2. Традиция и модерн в тенденциях развития современной
моды Китая, Кореи и Японии 37
3.3. Трансформация восточноазиатского образа публичной
персоны и института ответственности лидеров мнений 41
Заключение 45
Библиографический список 47

Актуальность темы исследования. Одним из наиболее распространенных типов культуры, переживающей сегодня активный этап внутренней трансформации, является медиакультура - культура, тесно связанная с существованием внутри границ социальных сетей, интернет- сообществ, средств массовой информации и глобального коммерческого кинорынка. Основным отличием медиакультуры от массовой культуры является невозможность реализации первой из них в отрыве от онлайн медиаплощадок, её полная включенность и зависимость от взаимодействия с аудиторией через инструменты виртуальной коммуникации. К таким инструментам мы можем отнести социальные сети, форумы, сервисы потокового вещания, приложения и т.д.
Кроме того, в последнее десятилетие именно страны Юго-Восточной Азии - Южная Корея, Китай и Япония - получили статус флагманов внутри рассматриваемого медийного пространства, уверенно занимая лидирующие позиции в распространении и прямых продажах тех или иных медиапродуктов, опередив количественные показатели акторов рынка из Европы или США.
Многие из наиболее популярных произведений массового искусства Юго-Восточной Азии, реализуемые в пространстве медиакультуры, представляют собой уникальный сплав модерна и обращения к консервативной традиции. Рефлексия на тему конфуцианских максим, вплетенных в тело родной культуры, переосмысление даосских и буддийских доктрин, манифестирование исторической эстетики прошлого в самых необычных способах - все перечисленные особенности сегодня становятся все более и более явно фиксируемыми в медиакультуре Востока.
Таким образом, принимая во внимание указанное обстоятельство, особенно значимым для философского исследования является изучение стремительно развивающейся внутри медиакультуры тенденции к рефлексии по поводу собственной истории, религии, поэзии, изящных искусств, а также, главным образом, элементов традиционной философии.
Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день наиболее полным философским исследованием феномена массовой культуры и, соответственно, тесно связанной с ней медиакультуры мы обязаны Франкфуртской школе социальных исследований и Института социальных исследований. Среди наиболее видных представителей этой школы необходимо назвать Теодора Адорно, Макса Хоркхаймера, Вальтера Беньямина, Эриха Фромма и Герберта Маркузе.
Одной из центральных тем, интересующих представителей школы, являлась тема социальных противоречий и коллизий, проявления которой фиксируются философами во всех сферах общества. Массовая культура, по мнению исследователей, становится пространством, в котором болевые точки жизни постиндустриального общества фиксируются наиболее явно. Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер впервые в истории философии вводят понятие «индустрия культуры», исследуя скрытые процессы в теле массовой культуры [8]. Философы отмечают, что массовая культура, равно как и промышленный труд, создается при помощи коллективного специализированного усилия, в течение которого объект растворяется в пространстве между авторским замыслом и конечным результатом, что немыслимо для произведений культуры, известных в истории до этого. В работе «Диалектика просвещения» Адорно и Хоркхаймер высказываются об индустрии культуры негативно, утверждая, что потребление стандартизированного продукта уводит субъекта из поля культурного обогащения, что должно являться первичной задачей культуры вообще. Таким образом, массовое искусство становится как минимум только экономической стратегией, направленной на извлечение денежных масс из
развлекательного бизнеса, а как максимум предоставляет платформу для манипулирования в капиталистическом обществе. Индустрия культуры и массовое искусство, тесно переплетенные с феноменом рекламы, формируют у потребителя ложные потребности и взгляды, низводя личность зрителя до безликого актора экономических отношений эксплуатации. Позднее тему манипуляций и неврозов, формируемых культурной индустрией, разработает Герберт Маркузе в работе «Одномерный человек» [33]. Итоговым положением работы Маркузе, а также «системы» Адорно и Хоркхаймера, является высказывание необходимости совершения «Великого Отказа» - максимального отстранения от участия в капиталистических отношениях эксплуатации, осознанного построения вокруг себя стремления к высокой духовности. Совершить «Великий отказ» в понимании философа значит прекратить движение к различным формам отчуждения, наполняющим нашу повседневную жизнь, общение и труд. Индустрия культуры и продукты массового искусства также отчуждают творца от его творения, а слушателя от своего индивидуального опыта переживания встречи с произведением.
Другой представитель Франкфуртской школы, Вальтер Беньямин, чьи идеи включены в методологическую базу настоящего исследования, сформулировал иной взгляд на массовое искусство, положивший начало ожесточенной и долгой полемики между ним и его бывшим учеником и другом, упомянутым ранее Теодором Адорно [9]. Беньямин полагал, что массовое искусство не нивелирует человеческой индивидуальности и не отчуждает своих зрителей друг от друга, а, напротив, «усиливает индивидуальность на новой основе». Центральным понятием в отношении опыта переживания массового искусства Беньямин полагал понятие катарсиса. В одновременном восприятии одних и тех же предметов искусства Беньямин видел возможность достижения массами чувства коллективного наслаждения, растворения одного слоя индивидуальности и одновременно обретение второго, качественно нового [16].
Таким образом, в отличие от Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно Вальтер Беньямин видел в новой культуре потенциал для развития человеческого сообщества, отказываясь принимать определение предметов нового искусства как однозначно маркирующих размыкание социальных отношений и духовную деградацию. Представляется возможным заключить, что история развития массовой культуры и коммерческого искусства на современном этапе в той или иной степени подтвердила правильность концепции Беньямина. Сегодня мы можем наблюдать появление все большего числа культурных феноменов, произведенных на стыке массового и элитарного, коммерческого и некоммерческого, китча и высокой архаичной эстетики. Массовые мероприятия, связанные с индустрией культуры и массовым искусством, к примеру, современный театр или музыкальный концерт, все более тяготеют к перформативности и иммерсивным техникам, направленным на персональное включение огромного числа зрителей в переживание общности контакта с духовным полем произведения.
Философские основания, рефлексию и обновление архаичного золотого стандарта в теле новой культуры, включение элементов элитарного в массовое и превращение его в созидательный, формирующий новое позитивное духовное поле феномен, исследуют ряд отечественных и европейских мыслителей. Необходимо отметить работы Ильмовой Ю.А. «Игра в античность» в пространстве современной массовой культуры» [25], Запеки О.А. и Шовикова В.С. «Дискурс античности в массовой культуре постмодерна и методы его интерпретации» [24], Анцыферовой О.Ю. «Античный код в университетском романе Донны Тартт «Тайная история» [10], Чиглинцева Е.А. «Античность в современной культуре: теория и практика рецепции» [56].
Тем не менее, если в отношении исследования использования мотивов и символов античной философии в медиакультуре Европы и США современная наука достигла заметных результатов, то аналогичные работы, избирающие объектом своего исследования продукты медиакультуры Азии,
отсутствуют. В настоящей работе предпринимается попытка начального обзора и анализа философских оснований наиболее заметных произведений медиакультуры Юго-Восточной Азии, получивших широкий общественный отклик и признание.
Объектом исследования являются продукты медиакультуры Юго­Восточной Азии, представленные литературными новеллами, кинематографическими произведениями малой и большой формы, а также музыкальными композициями.
Предметом исследования являются философские основания медиакультуры Юго-Восточной Азии, включающие в себя идеи традиционных философских систем.
Целью исследования является выявление философских оснований медиакультуры Юго-Восточной Азии.
Задачи исследования
1. Изучить современное состояние традиционных философских систем на территории государств Юго-Восточной Азии - число последователей на современном этапе, покровительство со стороны государственных структур и т.д. Проанализировать современный этап политических взаимоотношений стран Юго-Восточной Азии и стран запада, влияющий на выход и распространение массового искусства последних на иностранных рынках.
2. Исследовать кинематограф, мультипликацию, литературное и музыкальное творчество Юго-Восточной Азии. Выявить в форме и содержании указанных предметов массовой культуры присутствие элементов традиционной философии и искусства региона.
3. Проанализировать развитие современной моды Юго-Восточной Азии, опосредованно влияющей на институт публичного представительства. Выявить пути трансформации на символическом уровне языка моды различных философских идей традиционных школ.
Методология исследования. Методологическую основу
исследования составляют идеи, выводы и концепции, изложенные в трудах таких западных философов и культурологов как В. Беньямин, Р.Барт, С. Сонтаг, Р. Краусс и др. Применяется концепция В. Беньямина об образовываемом массовой культурой психоэмоциональном «поле» коллективного переживания, напрямую влияющего на рефлексию метафизических представлений отдельно взятого субъекта. Используется идея о моде как о знаковой системе, форме языка, разработанной в ряде исследований Ролана Барта. Кроме того, в настоящем исследовании были применены идеи культурологического анализа и критики массового искусства, сформулированные в трудах Сьюзен Сонтаг и Розалинды Краусс. Среди этих идей необходимо выделить отказ от генетического анализа предметов искусства, постструктуралистский подход и т.д.
Также при анализе поставленной проблемы применялись общелогические методы и формально-логические средства исследования, к которым относятся абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и др.
Указанный методологический набор позволяет в динамике исследовать процессы внутренней трансформации культуры избранного региона, выделить в этом процессе общее и особенное, а также структурировать имеющуюся информацию на основе различных критериев.
Положения, выносимые на защиту:
1. Традиционная для региона Юго-Восточной Азии устремленность к философской рефлексии, направленной внутрь, а не вовне субъекта, а также переживание комплекса колониальной травмы и её компенсация определяют повышенную степень внимания к обновлению, изучению и переосмыслению жителями рассматриваемого региона собственной национальной философии, искусства и культуры.
2. Популярные продукты медиакультуры Юго-Восточной Азии включают в себя множественные элементы рефлексии на тему национальной философской традиции, а также истории и форм изящного искусства. Этика, эстетика, а также метафизика буддизма, даосизма и конфуцианства прочно вписаны в форму и содержание продуктов медиакультуры.
3. Возвращение к истокам национальной философии является формой поиска молодым поколением жителей Юго-Восточной Азии собственной идентичности в условиях стремительно глобализирующегося мира.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня медиакультура стран Юго-Восточной Азии развивается по оригинальному пути, соединившему в равной мере как ряд актуальных элементов массового искусства, так и элитарную культурно-философскую традицию Востока. Синтез философии и популярной культуры помог последней обрести ряд дополнительных смыслов, не потеряв также и тех элементов, которые позволили ей достигнуть очевидного коммерческого успеха. Форма медиапродукта, распространяющегося в информационном пространстве исключительно быстро, включает в себя не только развлекательную часть контента, но и имманентное сообщение о необходимости внутренней рефлексии, которая должна быть произведена зрителями позднее. Основами для рефлексии становятся не теряющие актуальность идеи фундаментального философского наследия Востока.
Привлекательность оригинальных продуктов медиакультуры в настоящий момент вызывает интерес не только на национальных цифровых площадках Востока, но у западной аудитории. Так, зрители США и Европы взаимодействуют с привычной для нее формой массового искусства, наполненной, однако, сложным содержанием, не всегда доступным для моментального и лёгкого понимания.
Свое место в пространстве нового искусства нашли сюжеты, связанные с рефлексией на тему этики и эстетики даосизма, правильного образа жизни по конфуцианским или буддийским канонам, а также с переосмыслением привычных архетипических сюжетов мировой культуры - о поиске и достижении бессмертия, об идеальных стандартах управления государством, о борьбе и примирении человеческого и божественного начал. Кроме того, фокус внимания культуры вновь обратился к обновлению восприятия исторических хроник и эпосов, в своей структуре также обращающихся к элементам философии истории и рефлексии традиционных элементов религии - например, синтоизма.
Возвращение к истокам национальной культуры нашло отражение и внутри системы моды, сделавшей возможными оммажи на ювелирное искусство древнейших эпох Азии и введение элементов национального костюма для повседневного использования. В целом современная мода Юго­Восточной Азии смогла стать как инструментом межкультурной коммуникации запада и востока, так и инструментом мягкой силы в руках граждан Японии, Кореи и Китая, постепенно преодолевающих негативный опыт собственной более или менее явной колониальной травмы.
Комплекс обозначенных изменений не только помогает Юго­Восточной Азии исподволь упрочить место своего региона в картине целого мира, но и возвращает молодому поколению жителей Кореи, Китая или Японии, возможно, утерянную ранее в силу сложных исторических обстоятельств связь между стремительно изменяющимся пространством настоящего и неизменным полем подлинно великих культурно-философских традиций востока.


1. Буддизм в Японии - М.: Наука, 1993. - 704 с.
2. Дао Дэ Цзин. Пер. Д.П. Кониси. М.: АСТ, 2019. - 160 с.
3. Дхаммапада / Перевод с пали, введение и комм. В.Н. Топорова. - М.: Изд-во восточной литературы, 1960. - 160 с.
4. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Институт Дальнего Востока. М.: Вост. лит., 2006 - 1134 с.
5. Ицзин. Книга Перемен. М.Азбука, 2019. - 576 с.
6. Нихон Рёики - Японские легенды о чудесах: Свитки 1-й, 2-й и 3-й. Перевод, предисловие и комментарии А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 1995. - 256 с.
7. Чжуан-цзы. Ле-цзы. М.: Мысль, 1995. - 439 с.
8. Адорно, Т., Хоркхаймер, М., Диалектика просвещения. / Адорно Т.,
Хоркхаймер М. - Философские фрагменты. М.: Медиум, Ювента, 1997. -
312 с.
9. Адорно, Т., Эстетическая теория. Философия искусства. / Адорно Т. - М.: Республика, 2001. - 312 с.
10. Анцыферова, О.Ю. Античный код в университетском романе Донны Тартт «Тайная история» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015. №2. С. 22-27.
11. Арутюнов, С.А., Светлов, Г.Е.. Старые и новые боги Японии. / Арутюнов С.А., Светлов Г.Е. - М., 1968. - 234 с.
12. Бир, Р. Тибетские буддийские символы. Справочник / Пер. с англ. Л. Бубенковой. - М: Ориенталия, 2013. - 336 с.
13. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. / Барт Р. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.
14. Барт, Р. Империя знаков. / Барт Р. - М.: Праксис, 2004. - 144 с.
15. Барт, Р. Мифологии. / Барт Р. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004.
• 320 с.
16. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. / Беньямин В. - М.: Медиум, 1996. - 240 с.
17. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. / Бодрийяр Ж.
• М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.
18. Бодрийяр, Ж. Система вещей. / Бодрийяр Ж. - М.: Рудомино, 2001. - 168 с.
19. Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. - М.: Высшая школа, 1983. - 368 с.
20. Васильев, Л.С. Дао и даосизм в Китае. / Васильев Л.С. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. - 289 с.
21. Виноградова, Н.А. Китай, Корея, Япония. Образ мира в искусстве. / Виноградова Н.А. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 288 с.
22. Вэнь Цзянь. Горобец, А. Даосизм в современном Китае. / Вэнь Цзянь, Горобец. А. - Благовещенск, 2002. - 97 с.
23. Ермакова, М.Е. Мир китайского буддизма. / Ермакова М.Е. - СПб.: Андреев и сыновья, 1994. - 240 с.
24. Запека, О.А., Шовиков В.С. Дискурс античности в массовой культуре постмодерна и методы его интерпретации // Вестник славянских культур, 2018. Т. 49. С. 122-135.
25. Ильмова, Ю.А. Игра в античность в пространстве современной массовой культуры // Ярославский педагогический вестник, 2015. С. 54-72
26. Ким Сын Ок. Сеул, зима 1964 года. / Ким Сын Ок - М.: Гиперион, 2013. -
320 с.
27. Кравцова, М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. - СПб: Лань, 1999.
• 416 с.
28. Кривцов, В. А. Эстетика даосизма. / Кривцов В.А. - М.: Фабула, 1993. - 243 с.
29. Курбанов, С. О. История Кореи с древности до начала XXI в. 3-е изд., испр. / Курбанов С.О. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. - 745 с.
30. Ли цзи // Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 томах. Т. 2. / Вступ. ст., пер. с кит. И. С. Лисевич, В. Г. Буров и Р. В. Вяткин. - М., 1973, С. 99-140.
31. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. / Лиотар Ж.-Ф. - М.: Издательство «Институт экспериментальной социологии», 1998. - 161 с.
32. Лукьянов, А.Е. Лао-цзы. Философия раннего даосизма. / Лукьянов А.Е. - М.: Изд-во УДН, 1991. - 164 с.
33. Маркузе, Г. Одномерный человек. / Маркузе Г. - М.: Рефл-бук, 1994. - 368 с.
34. Малявин, В.В. Сумерки Дао. / Малявин В.В. - М.: АСТ, 2019. - 560 с.
35. Малявин, В.В. Китайская цивилизация. / Малявин В.В. - М.: «Издательство Астрель», «Дизайн. Информация. Картография», 2000. - 414 с.
36. Малявин, В.В. Буддизм и китайская традиция // Этика и ритуал в традиционном Китае. - М., Наука, 1998. - С. 256-273
37. Мисима, Ю. Золотой храм. / Мисима Ю. - М.: Иностранка, 2020. - 832 с.
38. Мисима, Ю. Исповедь маски. / Мисима Ю. - М.: Азбука, 2021. - 256 с.
39. Мисима Ю. Солнце и сталь. / Мисима Ю. - М.: Азбука, 2021. - 288 с.
40. Мисима Ю. Море изобилия. Тетралогия. Романы. / Мисима Ю. - М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2021. - 1088 с.
41. Мисима Ю. Патриотизм. / Мисима Ю. - Спб.: Северо-запад, 1993. - 478 с.
42. Мусаси, М. Искусство самурая. Книга Пяти колец. / Мусаси М. - М.: Азбука, 2021. - 160 с.
43. Пак, М.Н. Очерки ранней истории Кореи. / Пак М.Н. - М., 1975. - 245 с.
44. Рут, Б. Хризантема и меч: модели японской культуры. / Рут Б. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 256 с.
45. Сталкер, Н. Япония. История и культура: от самураев до манги. / Сталкер Н. - М.: Альпина нон-фикшн, 2020. - 592 с.
46. Сунь-цзы. Искусство войны. / Сунь-цзы - АСТ, 2019. - 160 с.
47. Сэнсом, Дж. Б. Япония. Краткая история культуры. / Сэнсом, Дж. Б. М.: Евразия, 1999. - 574 с.
48. Торчинов, Е.А. Введение в буддизм: лекции / Е.А. Торчинов. - СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. - 352 с.
49. Торчинов, Е.А. Даосизм. «Дао Дэ цзин». / Е.А. Торчинов СПб: «Азбука- классика»; «Петербургское Востоковедение», 2004. - 256 с.
50. Торчинов, Е.А. Даосские практики и исследования в переводах Е.А. Торчинова. / Торчинов Е.А. СПб: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2007. - 255 с.
51. Торчинов Е.А.. Философия китайского буддизма. / Торчинов Е.А. СПб.: «Азбука-классика», 2001. - 256 с.
52. Тунсю, М. Магистр дьявольского культа. Том 1. / Тунсю М. - ООО
«Издательский дом «Истари комикс», 2020. - 440 с.
53. Тэймс, Р. Япония: История страны. / Тэймс Р. - М.: Эксмо, 2009. - 416 с.
54. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. В. П. Визгина и Н.С. Автономовой. / Фуко М. - М.: Прогресс, 1977. - 488 с.
55. Фэнь Ю-лань. Краткая история китайской философии. / Фэнь Ю-лань - СПб: Евразия, 1998. - 376 с.
56. Чиглинцев, Е.А. Античность в современной культуре: теория и практика рецепции // Проблемы истории, филологии, культуры, 2012. С. 12-19
57. Эвола, Ю. Даосизм. / Эвола Ю. - М.: Издательство книжного магазина «Циолковский», 2020. - 160 с.
58. Ямамото, Ц. Хагакурэ. / Ямамото Ц.М.: Эксмо, 2017. - 448 с.
59. Янгутов, Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. / Янгутов Л.Е. - Новосибирск: Наука, 1995. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ