ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ
Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы проектирования предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации для развития игрового опыта детей 11
1.1. Развитие игрового опыта детей как психолого-педагогическая
проблема 11
1.2. Роль предметно-пространственной среды в развитии игрового
опыта детей дошкольного возраста 20
1.3. Педагогические условия проектирования предметно¬
пространственной среды в дошкольной образовательной организации для развития игрового опыта детей 26
Глава 2.Экспериментальная работа по проектированию предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации для развития игрового опыта детей 41
2.1. Анализ уровня развития игрового опыта детей дошкольного
возраста 41
2.2. Проектирование предметно-пространственной среды в
дошкольной образовательной организации для развития игрового опыта детей 60
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Приложение 90
Сегодняшний взгляд на образование характеризуется созданием условий для обеспечения интеграции личности в любые социальные структуры. Это, в свою очередь, предполагает ранее развитие функции социализации личности. Наиболее успешно ранняя социализация ребенка проходит в дошкольной образовательной организации, именно там создаются все необходимые для этого условия.
В образовательном процессе дошкольной организации игра занимает центральное место, так как является ведущих видом детской деятельности, которая сама по себе развивает ребенка, обучает его различным действиям с предметами, способам и средствам взаимодействия. Исходя из особой важности игровой деятельности для дошкольника, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в своих обязательных требованиях к организации дошкольного образования, указывает на принцип реализации основной образовательной программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего, в форме игры.
Первая попытка систематического изучения игры и ее влияния на развитие ребенка, была предпринята в конце XIX века немецким ученым К. Гроссом. Вплоть до XIX века игра рассматривалась как всякая деятельность взрослого и ребенка, которая не преследует в качестве целиполучение результатов, а направлена на получение удовольствия.
В отечественной педагогике и психологии теорию игры, в разное время развивали и разрабатывали Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддъяков, Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.П. Усова, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин и другие.
Однако в настоящее время в отечественной психологии и педагогике нет единой системы оценки уровня развития игрового опыта дошкольников. Имеющиеся методики оценивают одну определенную область наблюдения или часть определенных навыков. Отсутствие единой комплексной системы оценки уровня игрового опыта детей, затрудняет возможность его развития...
В Профессиональном стандарте педагога отмечается, что воспитатель
должен принимать участие в создании безопасной и психологически
комфортной образовательной среды образовательной организации. Исходя из
того, что ведущим видом детской деятельности является игры, среда должна
быть игровой. Игра – основное занятие дошкольника. Игра содержит в себе все
тенденции развития, она и есть источник развития. Игра создает зону
ближайшего развития ребенка, за ней стоят изменения потребностей и
изменения сознания общего характера. Игровая деятельность ребенка возможна
лишь на основе его игрового опыта, который является основанием для
личностного развития ребенка. В своем исследовании анализируя, психологопедагогическую литературу, мы раскрыли сущность понятия «игровой опыт» и
его уровни развития, дали определение понятиям «предметно-пространственная
среда», «проектирование предметно-пространственной среды».
Для того, чтобы объективно оценить роль ситуацию с уровнем развития
игрового опыта у детей дошкольного возраста сегодня, нами был подобран
диагностический инструментарий. В результате диагностических исследований
мы определили, что уровень развития игрового опыта детей невысок, у детей 5-
6 лет, он находится на уровне 4-5 летнего ребенка.
В стенах дошкольной организации задача воспитателя, создать такую
игровую среду, в которой бы игра зачиналась, разворачивалась, состоялась и
повторялась вновь. Предметному компоненту образовательной среды здесь
отводится ведущая роль. В сегодняшнем контексте дошкольного образования
игровая среда – это предметно-пространственная среда дошкольной
образовательной организации. Мы рассмотрели педагогические условия
проектирования предметно-пространственной среды в дошкольной организации
для развития игрового опыта детей, нами были изучены требования
современной системы дошкольного образования и научного обоснования к
проектированию предметно-пространственной среды дошкольной
образовательной организации...
1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника [Текст] /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В.
Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
2. Большая энциклопедия: Словарь общедоступных сведений по всем отраслям
знания./Под. Ред. С.Н. Южакова. В 20-ти томах. – СПб.: Изд-во
«Просвещение», 1240 с.
3. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из
опыта работы [Текст] / М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
4. Вербенец А.М. Использование информационно-коммуникационных
технологий в развитии старших дошкольников : проблемы, направления,
условия [Текст] /А.М. Вербенец // Инновационные процессы в дошкольном
образовании: сб. науч.ст.по материалам Междунар. науч.-практ. конф.,
Санкт-Петербург, 3-5 октября 2012г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,
2012.- С.117-125.
5. Висангириева Е.Д. Проектирование социокультурной предметнопространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного
образовательного учреждения[Текст]: дис. канд. пед. наук. –Ростов н/Д.,
2003.- 223с.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст]
/Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 1966. - С. 62-76.
7. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание; - М., 2008.
8. Глушкова Г. Предметная среда действительно развивающая? [Текст] / Г.
Глушкова, С. Мусенко // Дошкольное воспитание.- 2008.- №2.-С. 107-112.
9. Горвиц Ю.М. Эргономическое проектирование компьютерно-игрового
комплекса для дошкольников[Текст]: дис. канд. психол. наук. – М., 1994.-
168с.
10.Деркунская В.А., Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр
детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие [Текст] / Деркунская В.А.,
Харчевникова А.Н. – М.: Центр педагогического образования, 2015.-144с.
11.Диагностика игровых умений дошкольника: учебно-методическое пособие
[Текст] / Сост. Т.А. Криволесова - Николаевск-на-Амуре: Изд-во НнАПК
КМНС филиала КГБОУ СПО ХПК , 2013. – 40с.
12.Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. -
Великий Новгород[Текст]: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000 - 88 с.
13.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:
Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А. Г.
Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. - 464с.
14.Доронова Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении
детей от 2 до 7 лет [Текст] / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2002.
– N 2. – С. 49-55.
15.Епанчинцева Н.Д. «Развивающая среда в дошкольном образовательном
учреждении: структура, содержание, технология организации [Текст]:
учебное пособие.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 72с... 67