ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАДИАЦИОННЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ 6
1.1. История радиационных и техногенных катастроф 6
1.2. Понятие социальной защиты пострадавших от радиационных и
1.3. Источники права, регулирующие отношения в сфере социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф
ГЛАВА 2. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН,
ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАДИАЦИОННЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ,
ПУТИ РЕШЕНИЯ
2.1. Условия и порядок назначения пенсий 21
2.2. Определение размера пенсионного обеспечения пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф
2.3. Иные способы социальной защиты пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф
2.4. Актуальные проблемы в области социального обеспечения граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, и пути их
решения 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
Актуальность темы исследования. С XX века продолжает развиваться радиационная и техногенная отрасль. Атомные станции привнесли множество полезных аспектов в государство и жизни обычных граждан, но помимо положительных сторон присутствуют и негативные последствия. В основе таких последствий лежит заражение обслуживающего персонала и проживающего рядом со станциями населения регионов. Также по историческим меркам за короткое время произошло множество техногенных и радиационных катастроф, которые привели к заражению территорий и населения. Граждане, пострадавшие в результате таких катастроф, являются социально незащищёнными группами. В связи с чем необходимо создание качественных методов социальной поддержки.
Степень научной разработанности предлагаемой темы достаточно высока. Теоретические аспекты были освещены в работах М.И. Балонова, Д.Н. Бахрах, М.И. Лепихова, Д.А. Никонова, В.Ш. Шайхатдинова.
Исследованию предмета, метода, системы, источников и принципов социальной поддержки граждан, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф, посвящены работы А.А. Буралкова, Н.В. Витрука, Ж.А. Горбачёва, А.М. Лушникова В.В. Рунова, Е.Е. Маучальской, Г.Х. Шафикова.
Цель исследования - охарактеризовать социальное обеспечение граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.
Достижение указанной цели предполагает необходимость постановки и решения следующих задач:
- исследовать понятие лица, пострадавшего от радиационных и техногенных катастроф;
- проанализировать систему социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф;
- изучить систему источников права, регулирующих вопросы социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф;
- исследовать систему пенсионного обеспечения лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф;
- рассмотреть правовые вопросы предоставления денежных выплат, услуг и натуральных предоставлений лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф...
Таким образом, техногенные и радиационные катастрофы требуют пристального внимания. Опыт прошлых лет наглядно демонстрирует, что необходимо способствовать созданию безопасных условий труда, привлекать к
работам в радиационной сфере только компетентных специалистов.
Необходимо содействовать МЧС и иным подобным организациям в более
эффективной работе.
Социальная защита граждан, пострадавших в результате техногенных и
радиационных катастроф, реализуется в рамках социального обеспечения и
иных форм социальной поддержки граждан.
Пенсионное обеспечение разделяется на страховую и государственную
пенсию. Граждане, пострадавшие в связи с техногенной или ядерной
катастрофами, способны получать сдвоенную пенсию.
На сегодняшний день существует ряд проблем в сфере социальной
поддержки граждан, пострадавших в связи с радиационными и техногенными
катастрофами. К таким проблемам можно отнести демографический вопрос,
заражённые регионы не имеют достаточного населения, большинство граждан
стремится покинуть прошлое место жительства. Отсутствует достаточное
количество реабилитационных мест, особенно в том случае, если возникнет
радиационная катастрофа. Происходит крайне редкая индексация пособий для
пострадавших категорий граждан.
Важное место в социальной поддержке граждан, пострадавших в связи с
техногенной и радиационной катастрофой – это миграционный вопрос. Переезд
граждан в иные регионы создаёт дисбаланс на рынке труда и в экономической
сфере. В связи с чем необходимо создание рациональной миграционной
политики...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законом РФ о
поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008
г. № 7 – ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2018 г. №11-ФКЗ) //
Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 31.
2. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации:
Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 2001. - № 30.
3. О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся
воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча:
Федеральный закон от 26 Декабря 1998 № 175-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 1998. – № 22.
4. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на ЧАЭС на граждан из подразделений особого риска:
Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-ФЗ //
Собрание законодательства Российской Федерации. – 1991. – № 14.
5. О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне:
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ // Собрание законодательства.
– 2002. – № 12.
6. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от
17 декабря 2001 № 173-ФЗ // Собрание законодательства. – 2001. – № 15.
7. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17
июля 1999 г. № 178-ФЗ // Собрание законодательства. – 1999. – № 21.
8. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» и «О преодоление
последствий радиационных аварий на период до 2015 года»: Федеральный
закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ // Собрание
законодательства. – 2004. – № 16.
9. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на ЧАЭС: Постановление Верховного Совета РФ от 27
декабря 1991 г. № 2123-ФЗ // Собрание законодательства. – 1991. – №11.
10. Балонов, М.И. Бюллетень Национального радиационноэпидемиологического регистра / М.И. Балонов // Радиация и риск. – 2015. – №
3. – С. 121-128.
11. Бахрах, Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах Б.В. Россинский,
Ю.Н Старилов. – М.: Норма, 2018. – 816 с.
12. Буралкова, А.А. Астрология о катастрофах в России и мире. Т.1.
Техногенные катастрофы нашего времени / А.А. Буралкова, В.М. Копылова. –
М.: КОНЕК-М, 2016. – 548 с.
13. Лепихов, М.И. Право и социальная защита населения в России
(социальное право)/ М.И. Лепихов. – М.: Былина, 2017. – 232 с.
14. Лушникова, М. В. Теория права социального обеспечения: прошлое и
настоящее: учеб. пособие / М. В. Лушникова, А. М. Лушников, Т.Ю.
Барышникова. – Ярославль: ЯрГУ, 2018. – 288 с.
15. Маврин, С.П. Трудовое право России: учебник / С.П. Маврин, М.В.
Филиппова, Е.Б. Хохлов. [и д.р.] – М.: Норма, 2015. – 626 с... 21