ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов с разным уровнем самореализации в
обучении 8
1.1. Теоретические подходы к изучению феномена готовности к
профессиональной деятельности студентов-психологов 8
1.2. Проблема самореализации личности в отечественной и зарубежной
психологии 14
1.3. Самореализация студентов-психологов в обучении как условие
обеспечения формирования их готовности к профессиональной деятельности 24
Глава 2. Эмпирическое исследование готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов с разным уровнем самореализации
личности 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ интерпретация полученных результатов 37
2.3. Динамика показателей готовности к профессиональной деятельности у
студентов-психологов с разным уровнем самореализации в обучении 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время, в эпоху многозадачности и многофункциональности в профессии, повышенного требования к специалистам и их квалификации, всё острее становится проблема готовности к профессиональной деятельности у современных студентов. Многие из них оказываются не готовы соответствовать предъявляемым требованиям или же вовсе отказываются от самореализации в профессии, получаемой в ВУЗе.
Стоит отметить тот факт, что вузовское образование должно обеспечивать условия для процесса самореализации личности студента в образовательной системе, а также способствовать росту ресурсов и возможностей обучаемого как субъекта вузовской подготовки. Обучение в вузе является сложным процессом саморазвития личности, постижения культуры и профессии, а также формирование готовности к профессиональной деятельности после окончания вуза.
Под готовностью к профессиональной деятельности, вслед за В.Ф. Жуковой, мы понимаем сложное многокомпонентное личностное образование, включающее в себя взаимодействие эмоционально-волевого, мотивационного, ориентировочно-мобилизационного, когнитивного,
операционно-деятельного, познавательно-оценивающего компонентов.
Изучением феномена готовности к профессиональной деятельности занимались такие исследователи, как В.Г. Асеев, М.Б. Бондаренко, Л.И. Божович, М.В. Демиденко, А.А. Дергач, К.М. Дурай-Новакова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, И.А. Калинина, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Л.М. Попов, О.В. Плешакова, И.М. Пучкова, П.Н. Устин, и др.
Самореализация личности является одной из личностных особенностей, которые взаимосвязаны с успешностью и благополучным «проживанием» себя в профессии и является важным этапом профессионального самоопределения молодых людей...
Студенческий возраст характеризуется, в первую очередь, развитием
сознания и самосознания, благодаря чему формируется целенаправленное
регулирование отношений молодых людей и девушек к окружающей среде и
к своей деятельности. Данный возраст отличается наибольшей
познавательной и социальной активностью, является наиболее
благоприятным для овладения сложными способами интеллектуальной
деятельности, а также развития необходимых в профессии специальных
личностных и функциональных качеств. Вместе с тем, современное
профессиональное образование в настоящее время всё больше нуждается в
проведении реорганизационных мероприятий, направленных не только на
формирование знаниевого компонента профессиональной подготовки, но
также на формирование необходимых личностных качеств, способствующих
эффективному становлению в профессии. Одним из таких качеств является
готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Особую
значимость готовность к профессиональной деятельности имеет в
профессиях, предъявляющих определённые требования к личности
специалиста, в частности, профессии практического психолога, где личность
психолога имеет первоочередное значение в эффективности его работы.
Под психологической готовностью понимается сознательное отношение
к ценности и смыслу профессиональной деятельности в контексте принятия
своей способности к ее выполнению при мобилизации мотивационно –
волевого состояния. Специфика деятельности психолога заключается в
наличии эмоционального настроя, знаний о содержании, особенностях и
технологиях работы, а также рефлексивных и эмпатических способностей,
коммуникативных умений. Самореализация личности является одной из
таких личностных особенностей, которые взаимосвязаны с успешностью и
благополучным «проживанием» себя в профессии...
1. Абульханова-Славская, К.А. Социальное мышление личности:
проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская //
Психологический журнал. – 1994. – №4. – С. 39-43.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль,
1991.
3. Амосова, Т.В. Основные подходы к определению понятия
готовности к профессиональной деятельности / Т.В. Амосова // Вестник
Коми Государственного педагогического института. – 2011. - №9. – С.65-69.
4. Адлер, А. Индивидуальная психология / А. Адлер. – СПб.: Питер,
2017. – 256 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности Текст.: Принципы
общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001.-416 с.
6. Белобрыкина, О.А. Этические аспекты деятельности
практического психолога / О.А. Белобрыкина // Материалы VIII
Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
«Наука и образование». – 2005. – Т.3. – Ч.4. – С.212-220.
7. Баилук, В.В. Человекознание. Самореализация личности: общие
законы успеха : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011.
8. Бакиева, Э.В. Формирование потребности в профессиональной
самореализации студентов: Анализ понятий, обеспечивающих
диссертационное исследование // Теория и практика общественного
развития. 2011. №6. С. 137-140.
9. Барышникова, Т. И. Педагогические условия развития
способности к самореализации у студентов вуза (На материале изучения
иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2002. 194 c.
10. Белоновская И.Д., Неволина В.В. Профессиональное
саморазвитие личности как проблема современного образования В сборнике:
Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции.
Оренбургский государственный университет. 2017. С. 2759-2765.
11. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. – М.:
Прогресс, 1986. – 254 с.
12. Бехтер А.Ю., Монахова С.Л. Профессиональное саморазвитие
студентов как условие формирования компетентного специалиста Научный
альманах. 2016. № 3-2 (17). С. 59-62.
13. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.
Божович. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. – 352 с.
14. Бозаджиев, В.Л. К вопросу о психологической готовности к
профессиональной деятельности / В.Л. Бозаджиев // Международный журнал
экспериментального образования. – 2010. - №7. – С.98-99.
15. Бондарькова А.М. Инновационное управление
профессиональным саморазвитием студентов Совершенствование
методологии познания в целях развития науки: сборник статей
Международной научно - практической конференции (25 марта 2017 г., г.
Пермь). В 3 ч. Ч.2/ - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. – 244 с., с. 92-96... 73