Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственное регулирование как способ стимулирования положительных внешних эффектов в системе высшего образования

Работа №174589

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы56
Год сдачи2024
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты государственного регулирования системы высшего
образования 5
1.1 Положительные внешние эффекты в системе высшего образования 5
1.2 Способы стимулирования положительных внешних эффектов через
государственное регулирование 10
2 Анализ влияния государственного регулирования на положительные внешние эффекты в Российском государственном гидрометеорологическом университете. 15
2.1 Анализ взаимодействия университета с государством и бизнесом: договоры,
контракты, гранты 15
2.2 Роль университета в решении социально-экономических задач и обеспечении положительных внешних эффектов 22
3 Проблемы и перспективы развития государственного регулирования для стимулирования положительных внешних эффектов 27
3.1 Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования
Российского государственного гидрометеорологического университета для стимулирования положительных внешних эффектов 27
3.2 Предложения по повышению эффективности стимулирования
положительных внешних эффектов и решению социально-экономических проблем 36
Заключение 45
Список использованной литературы 49
Приложение 1


В современном мире государственное регулирование играет важную роль в становлении и развитии образовательных учреждений, способствуя совершенствованию их деятельности и созданию положительных внешних эффектов. Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) является одним из ведущих учебных заведений в области гидрометеорологии, климата и экологии, оказывающим значительное влияние на развитие этих отраслей в России.
Исследование влияния государственного регулирования на положительные внешние эффекты в РГГМУ является актуальной темой и включает в себя анализ применения государственных стандартов и нормативов в университете, их влияния на качество образовательного процесса, научных исследований и взаимодействия университета с внешними стейкхолдерами.
Результаты и выводы исследования могут быть использованы для оптимизации процессов управления и развития РГГМУ, а также для повышения эффективности государственного регулирования в сфере образования с целью достижения положительных внешних эффектов и повышения качества образования в России.
Объект исследования: Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ).
Тема исследования: Влияние государственного регулирования на положительные внешние эффекты в деятельности Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ).
Цель исследования: выявить влияние государственного регулирования на формирование положительных внешних эффектов в деятельности Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ).
Цели исследования:
1. Изучить законодательные акты, нормативные документы и политики, регулирующие деятельность РГГМУ.
2. Проанализировать применение государственных нормативных актов в университете и их влияние на образовательный процесс.
3. Оценить влияние государственных мер на научно-исследовательские и инновационные проекты университета.
4. Выявить изменения и положительные результаты под влиянием государственных мер.
5. Сформулировать рекомендации по оптимизации управления и развития РГГМУ с учетом результатов исследования.
Задачи исследования:
1. Документальный анализ: изучение законов, указов и постановлений, касающихся государственного регулирования и образования.
2. Сравнительный анализ показателей эффективности и качества РГГМУ до и после реализации государственных мер.
3. Анализ для выявления сильных и слабых сторон влияния государственного регулирования на университет.
Использование перечисленных методов позволяет провести комплексное исследование влияния государственного регулирования на РГГМУ, выявить значимые тенденции и эффекты, разработать практические рекомендации по оптимизации процессов управления и развития университета в соответствии с задачами образовательной политики России.
Научная новизна предлагаемого исследования заключается в том, что оно направлено на изучение конкретного случая влияния государственного регулирования на деятельность образовательного учреждения - Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ). Исследование вуза, специализирующегося в области гидрометеорологии и экологии, в контексте государственного влияния на образовательный процесс и научные исследования представляет интерес с практической точки зрения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Количество вузов и студентов в них распределено по федеральным округам России неравномерно. Около двух третей вузов и студентов сосредоточено в центральной части страны, наибольшая концентрация - в городах федерального значения.
Учитывая различия между федеральными округами и городами федерального значения России по площади, численности населения и уровню экономического развития, предлагается учитывать эти факторы при размещении образовательных учреждений высшего образования в регионах путем определения коэффициентов размещения.
В работе подчеркивается, что помимо основных факторов, влияющих на размещение вузов в федеральных округах и городах федерального значения России, целесообразно учитывать дополнительные факторы, такие как наличие культурных и научных традиций, расположение федеральных органов власти.
Существующая организация управления услугами высшего образования несовместима с системой управления профессиональным образованием в нашей стране, в рамках которой большой объем полномочий передан с федерального на региональный уровень управления услугами профессионального образования в России. Учитывая этот факт, а также предложения по введению «распределительной работы» выпускников, обучающихся по контрольным цифрам приема, рекомендуется изменить существующую организацию управления услугами высшего образования в стране, наделив региональные министерства образования и науки функциями, связанными с распределением выпускников вузов, а также передав им часть функций государственных федеральных органов управления (планирование приема в вузы с государственной аккредитацией, утверждение кандидатов для поступления в высшие учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию).
Для целей мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования предлагается разделить их на две категории (по масштабу решаемых задач): образовательные организации высшего образования, относящиеся к категории «федеральные университеты» или «национальные исследовательские университеты», и все остальные образовательные организации высшего образования. Последние, в свою очередь, рекомендуется классифицировать, во-первых, по профилю деятельности на образовательные организации высшего образования широкого и специализированного профиля, во-вторых, по месту расположения на образовательные организации высшего образования в Москве и Санкт-Петербурге, образовательные организации высшего образования в европейской части и на Урале, образовательные организации высшего образования в Сибири и на Дальнем Востоке. Из двух видов работы (учебная работа и нагрузка «вторая половина дня») можно оценить только степень выполнения учебной нагрузки, которая предполагает чтение лекций, проведение практических занятий, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами, прием зачетов и экзаменов, проведение внутри аудиторных испытаний, консультаций и т.д., поскольку вузы самостоятельно устанавливают нормы времени для каждого вида нагрузки, основываясь на законодательно закрепленных примерных нормах. Объем нагрузки «второй половины дня», включающий учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-методическую и воспитательную работу, повышение квалификации, в российском законодательстве не установлен, и вузы, как правило, его не устанавливают. Это обстоятельство не позволяет определить уровень выполнения годовой нагрузки «второй половины дня» и, соответственно, общую годовую нагрузку каждого конкретного преподавателя. Чтобы устранить этот пробел, высшим учебным заведениям предлагается путем создания экспертных групп, состоящих из преподавателей и сотрудников, оценить виды работ.
Вузам предлагается через формирование экспертных групп из числа преподавателей и сотрудников оценивать виды «второй половины дня» в академические часы, исходя из продолжительности и уровня сложности их выполнения, устанавливать объем и примерную структуру таких нагрузок для каждой категории профессорско-преподавательского состава, а также планировать нагрузку «второй половины дня» для каждого преподавателя, исходя из задач, поставленных перед ним кафедрой и вузом в настоящее время и на перспективу. В дипломной работе предложена примерная структура рабочего времени для должностей профессорско-преподавательского состава университета широкого профиля, а также определены нормы времени на выполнение преподавателями основных видов работ во «второй половине дня».
В процессе анализа взаимодействия Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) с государством и предприятиями через контракты, договоры и гранты, а также оценки его роли в решении социально-экономических проблем и обеспечении положительных внешних эффектов можно сделать вывод, что университет имеет большое значение для образовательного, научного и экономического развития.
РГГМУ успешно взаимодействует с государственными учреждениями и бизнес-структурами, заключает контракты и соглашения, получает гранты на реализацию научных и образовательных проектов. Университет активно участвует в образовательных и научных программах, вносит вклад в подготовку квалифицированных специалистов, научные исследования и внедрение инновационных решений.
РГГМУ играет ключевую роль в решении социально-экономических проблем, включая предоставление качественного образования, развитие дисциплин, развитие партнерских отношений с государством и бизнесом, организацию мероприятий для широкой общественности. Университеты оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие, создавая новые рабочие места, улучшая качество жизни людей и способствуя устойчивому экономическому росту.
Таким образом, РГГМУ выступает катализатором изменений в сфере образования, науки и бизнеса, способствует достижению положительных внешних эффектов для общества и принимает активное участие в решении актуальных социально-экономических проблем, что подтверждает его важное место в системе российского образования и науки.
Существующая в настоящее время система оплаты труда профессорско-преподавательского состава учебных заведений высшего образования (за исключением выплат компенсационного и стимулирующего характера) основана на дифференцированном подходе, в качестве критерия дифференциации она предусматривает квалификационный уровень профессиональных квалификационных групп (ПКГ), определяемый, в свою очередь, уровнем профессиональной подготовки и квалификации (должностью и наличием/отсутствием ученой степени и звания). Следовательно, чем больше уровень квалификации преподавателя, тем выше его заработная плата. Такой поход к материальной мотивации имеет основной недостаток, который заключается в том, что он стимулирует работников вузов только до того момента, пока они не займут определенную должность, при получении которой ставка заработной платы достигает своего максимума, и уровень их мотивации резко снижается.
В настоящее время в сфере образовательной деятельности система финансового стимулирования профессорско-преподавательского состава вузов, по нашему мнению, должна выстраиваться на базе разработки и осуществления эффективного контракта как формы трудовых отношений между работодателем (университетом) и его сотрудниками.


1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ // Электронная информационно- правовая система «Консультант Плюс».
3. О Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете : Федеральный закон Российской Федерации от 10. 11. 2009 № 259-ФЗ // Электронная информационно- правовая система «Консультант Плюс».
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов : Федеральный закон Российской Федерации от 10. 02. 2009 № 18-ФЗ // Электронная информационно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Об образовании : закон Российской Федерации от 10. 07. 1992, № 3266- 1 // Электронная информационно-правовая система «Консультант Плюс».
6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : Указ Президента Российской Федерации от 7. 05. 2012 № 599 // Электронная информационно-правовая система «Консультант Плюс».
7. О внесении изменения в перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 г. № 1332 : указ Президента Российской Федерации от 01. 07. 2009 № 732 1332 // Электронная информационно-правовая система «Консультант Плюс».
8. Аниськина, Н. Н. Цифровая трансформация университета: условия эффективности / Н. Н. Аниськина, А. А. Тихонов // Качество. Инновации. Образование. - 2022. - № 5. - С. 65-74.
9. Апенько, С. Н. Специфика реализации проектов трансформации в университетах и работа проектной команды / С. Н. Апенько, Г. З. Ефимова, М. Ю. Семёнов // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 4. - С. 42- 64.
10. Белаш, О. Ю. Комплекс исследований мнений заинтересованных сторон для обеспечения качества инженерных образовательных программ / О. Ю. Белаш, С. О. Шапошников // Качество. Инновации. Образование. - 2022. - № 6. - С. 73-86.
11. Васецкая, Н. О. Проблема оценки эффективности модернизации процесса принятия управленческих решений в организациях высшего образования / Н. О. Васецкая // Качество. Инновации. Образование. - 2022. - № 5.-С. 82-89.
12. Вклад высшего образования в культуру социального управления: монография / И.С. Вознесенский [и др.]. - М.: МАДИ, 2022. - 226 с.
13. Горно стаева, И. Н. Внедрение новых технологий в процесс обучения иностранным языкам в вузе / И. Н. Горностаева // Качество. Инновации. Образование. - 2022. - № 3. - С. 49-52.
14. Гречушкина, Н. В. Хакатон: определение, практика и перспективы применения в высшей школе / Н. В. Гречушкина, Е. А. Арефьева // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 4. - С. 83-105.
15. Данилаев, Д. П. Функционал преподавателя технического вуза: целевые ориентиры / Д. П. Данилаев, Н. Н. Маливанов // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 3. - С. 48-66.
16. Дождиков, А. В. Образовательная миграция абитуриентов между регионами Российской Федерации как источник данных для планирования развития системы высшего образования / А. В. Дождиков, Е. В. Корнилова // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 3. - С. 67-83.
17. Заякина, Р А. Положение университета в инфраструктуре, поддерживающей технологическое предпринимательство / Р А. Заякина // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 4. - С. 65-82.
18. Звонарев, Д. Ю. Разработка модели администрирования процессов сопровождения образовательной деятельности в современном университете / Д. Ю. Звонарев, А. В. Симонян, Л. П. Кузнецова // Качество. Инновации. Образование. - 2022. - № 6. - С. 95-103.
19. Зиневич, О. В. Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития / О. В. Зиневич, Е. А. Мелёхина // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 3. - С. 84-102.
20. Ивахненко, Е. Н. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? / Е. Н. Ивахненко, В. С. Никольский // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 4. - С. 9-22.
21. Клеменцова, Н. Н. Формирование общекультурной компетентности студентов на основе текстоцентрического подхода / Н. Н. Клеменцова // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 4. - С. 106-123.
22. Комплексная система оценки качества деятельности образовательной организации: механизмы и инструменты / В. П. Монахова, П. А. Карепин, Е. И. Одинцова, А. М. Ерикова // Качество. Инновации. Образование. - 2022. -№ 3. - С. 3-13.
23. Курбатова, М. В. Эффективный контракт в высшем образовании: замыслы и результаты / М. В. Курбатова, И. В. Донова // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 4. - С. 23-41.
24. Малафеевский, Т. А. Выявление актуальных исследовательских проблем экономики и менеджмента качества на основе контент-анализа научных публикаций / Т. А. Малафеевский, В. П. Семенов // Качество. Инновации. Образование. - 2022. - № 5. - С. 14-25.
25. Модель синергетического эффекта в системе управления реализацией Национального проекта «Образование» в регионах РФ / А. В. Аверченков, Е. Э. Аверченкова, Д. А. Аверченков, С. А. Шептунов // Качество. Инновации. Образование. - 2022. - № 6. - С. 87-94.
26. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности / И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева [и др.] // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 4. - С. 137-155.
27. Осьмук, Л. А. Социальное самочувствие преподавателей высшей школы: социальный контекст и критерии измерения / Л. А. Осьмук, В. А. Яблонская // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 5. - С. 112-124.
28. Пеша, А. В. Сравнительный анализ развития предпринимательских компетенций студентов вузов / А. В. Пеша, М. Н. Шавровская, Т. А. Лапина // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 3. - С. 134-152.
29. Повышение доступности и качества высшего образования: Опыт и передовые практики: монография / [О. А. Денисова и др.]; под редакцией О. А. Денисовой. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2022. 178 с.
30. Приоритетные направления развития высшего образования в Российской Федерации: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2023. - 347 с.
31. Пугач, В. Ф. Ещё раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции / В. Ф. Пугач // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 3. - С. 118-133.
32. Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов урфо: опыт качественного исследования / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, В. С. Каташинских, Е. В. Кеммет // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, №5.-С. 71-88.
33. Росина, Н. Л. Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации / Н. Л. Росина, М. А. Росина // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 5. - С. 138-142.
34. Тургель, И. Д Университетские города России: ожидания vs реальность / И. Д. Тургель, К. Д. Бугров, А. Д. Ойхер // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 5. - С. 89-111.
35. Хуан, В. Управление системными связями в научно-образовательных организациях в период пандемии / В. Хаун, Т. В. Карлова, А. Ю. Бекмешов // Качество. Инновации. Образование. - 2022. - № 3. -С. 101-106.
36. Цветкова, И. В. Влияют ли образовательные парадигмы на мотивацию студентов к изучению истории? / И. В. Цветкова // Высшее образование в России. - 2023. - Том 32, № 5. - С. 149-166.
37. ФГБОУ ВО «Рггму» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rshu.ru/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ