ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ.... 7
1.1 Управление профессиональным развитием персонала в менеджменте организации 7
1.2 Обучение в системе управления развитием персоналом 19
1.3 Особенности профессионального развития в государственных и муниципальных организациях 30
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КГАУ «КРИТБИ» 40
2.1 Общая характеристика деятельности КГАУ «КРИТБИ» 40
2.2 Проблемы профессионального развития персонала в КГАУ «КРИТБИ» 56
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В КГАУ «КРИТБИ» 82
3.1 Рекомендации по совершенствованию профессионального развития персонала КГАУ «КРИТБИ» 82
3.2 Внедрение программы кадрового резерва в КГАУ «КРИТБИ» 84
3.3 Оптимизация программы обучения сотрудников КГАУ «КРИТБИ» . 92
Заключение 100
Список использованной литературы 103
Приложение 1 111
Профессиональное развитие персонала является важнейшим условием успешного менеджмента для любой организации. Современные концепции управления персоналом основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Приоритетность вопросов обучения и развития кадров обусловлена необходимостью максимальной направленности на конкретную, практическую подготовку и переподготовку работников. Важнейшим средством профессионального развития персонала является профессиональное обучение, представляющее собой процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.
Вопрос качественной подготовки специалистов, занятых в системе государственной службы, сегодня становится актуальным и поэтому резко возрастают требования к профессиональным учреждениям, готовящим госслужащих, ужесточаются методы подготовки. Эксперты В.В. Черепанов, В.П. Иванов, что государственный служащий - это профессия, которая требует от специалиста постоянного творческого подхода к выполняемым функциям, поэтому от профессионала, собирающегося служить государству, требует постоянного повышения теоретического уровня знаний на протяжении всей служебной деятельности, независимо от занимаемой государственной должности. Таким образом, профессиональная подготовка государственных служащих предполагает целую систему знаний [38].
Под профессиональным развитием кадров для государственных служащих В.И. Матирко имеет в виду процесс обучения сотрудника профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения им должностных функций и полномочий по должности государственной службы. По мнению экспертов - В.Р. Веснинаи Т. В. Зайцевой для того, чтобы государственные служащие четко осознавали, поставленные перед ними задачи, необходимо, чтобы наряду с теоретическими знаниями, они получали исчерпывающую информацию о задачах, функциях, правах и обязанностях, способах и средствах достижения высоких результатов, которых ждут от государственных служащих. Именно такая совокупность теоретических знаний и четкое осознание поставленных задач сделают государственного служащего высокопрофессиональным специалистом, владеющим профессиональными знаниями, всегда готовым к решению служебных задач [26].
Актуальной является проблема профессионального развития сотрудников государственного учреждения, впервые принятых на работу. Для КГАУ «КРИТБИ» значение этого вопроса возрастает из-за высокой специфичности задач учреждения. При таком подходе остро встает вопрос о профессиональной переподготовке и организации образовательного процесса внутри самого учреждения.
Объект исследования: Краевое государственное автономное учреждение «Красноярский краевой инновационно-технологический бизнес- инкубатор» (КГАУ «КРИТБИ»).
Предметом исследования выступает система профессионального развития персонала государственного учреждения на примере КГАУ «КРИТБИ».
Целью исследования является выявление методов и способов совершенствования системы профессионального развития персонала государственного учреждения.
Достижение этой цели требует постановки и решения следующих задач:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы исследования.
2. Определить структуру профессионального развития персонала, в частности особенности его структурных компонентов.
3. Исследовать механизмы профессионального развития персонала государственного учреждения КГАУ «КРИТБИ».
4. Разработать пути совершенствования системы профессионального развития персонала государственного учреждения.
5. Оценить эффективность предлагаемых мероприятий....
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день специалистов в области государственного управления инновациями не готовят в Красноярске. Готовят специалистов государственного и муниципального управления и отдельно специалистов по управлению инновациями. При таком подходе остро встает вопрос о профессиональной переподготовке и организации образовательного процесса внутри ключевого звена инновационного бизнеса в Красноярске - Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора.
Недостаточное внимание к профессиональному развитию персонала приводит снижению профессиональной компетентности персонала, что в свою очередь, влечет за собой ухудшение результативности и эффективности деятельности персонала и организации в целом. Взаимосвязь профессионального развития персонала с другими функциональными подсистемами систем управления персоналом организации представлена на слайде.
Рассмотрим ключевую проблему абсолютного большинства организаций - проблема неэффективного управления развитием персоналом. Именно сейчас наступает время, когда необходимо уделять более пристальное внимание планомерной подготовке персонала.
Во второй главе дипломной работы мы провели исследование Красноярского государственного автономного учреждения «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор». На сегодняшний день это один из центральных элементов инновационной инфраструктуры по поддержке стартапов в регионе.
Мы проанализировали кадровый состав КГАУ «КРИТБИ». Согласно штатному расписанию в КГАУ «КРИТБИ» работает 41 человек, из них 22 мужчины и 19 женщин. Средний возраст сотрудников КГАУ «КРИТБИ» - 31 год. Согласно штатному расписанию в КГАУ «КРИТБИ» 8 отделов.
Функции кадровой службы возложены на главного специалиста отдела финансов и бухгалтерии. Также в КГАУ «КРИТБИ» созданы документы, оформляющие отношения с работниками и содержащие информацию о них.
Проведя анализ работы по профессиональному развитию персонала в КГАУ «КРИТБИ» по подсистемам можно сделать вывод о том, что общей закрепленной в организации программы профессионального развития нет.
Выполненное в работе исследование позволило определить направления, в которых КГАУ «КРИТБИ» может планировать профессиональное развитие персонала для выполнения задач реализации стратегии инновационного развития региона.
В третьей главе мы рекомендовали внести корректировки в программу обучения, перенося акцент с развития имеющихся компетенций на развитие недостающих, таких как «Инновационный менеджмент», «Теория решения изобретательских задач».
Далее скорректировать направления стажировок, так необходимо в большей степени направлять персонал на стажировки в наукограды, кластеры, обособленные муниципальные территории. Больше направлять персонал на федеральные выставки и форумы на тему инновационного развития.
Внедрить систему формирования кадрового резерва и закрепления сотрудников КРИТБИ на занимаемых должностях.
В направлении формирования кадрового резерва считаем необходимым:
- Разработать положение о кадровом резерве КГАУ «КРИТБИ»
- Выявить перспективных сотрудников, которые войдут в кадровый резерв руководителей отделов и подразделений КГАУ «КРИТБИ»...
1) Аксенова, Е.А. Управление персоналом: Учеб.для вузов / Е.А.Аксенова, Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремин и др.; Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2 изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2011 г. - 214с.
2) Артамонов В.С, Организация работы с кадрами ГПС: Учебное пособие. / Артамонов В.С., Моторин В.Б., Ткачев П.А - СП6.: СП6У МВД России, 2011. - 117с.
3) Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений / Т.Ю. Базаров. - 4-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 224с.
4) Букович У., Уильяме Р; Управление знаниями: руководство к действию: Пёр. с англ. -М.: ИНФРА-М, 2012. 504 с.
5) Булавин В., Полтинина О., Касаткина А. Корпоративное бизнес- обучение как обязательный элемент системного подхода к развитию компании//Корпоративные университеты. — 2014. № 2
6) Бухаров А.В. Стратегия развития Корпоративного института ОАО «Газпром» // Кадры газовой промышленности. № 4. — 2013: — С.11-15.
7) Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала (пособие по кадровой работе). / Веснин В.Р. - М.: «Юрист», 2012; - 230с.
8) Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. СПб.: Изд-во «Лань», 2012. — 880 с.
9) Виноградова С. Мастер-класс для менеджера по обучению // Управление персоналом. 2014. №15. С.23-24.
10) Винслав Ю. Утверждая научные принципы управления интегрированными корпорациями //Российский экономический журнал.-2011.-№ 10;
11) Винслав Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России//Российский экономический журнал. 2010. №11-12;
12) Волгин Н. А., Экономические функции института государственной службы и механизм их реализации в рыночных условиях. / Волгин Н. А., Марголин А. М., Половинкин П. Д. - М., изд-во РАГС, 2012 г. - 129с.
13) Галаева Е. В. Управление творческим потенциалом предприятий и организаций. Автореф. . канд. экон. наук.-М.: 2009.
14) Галаева Е.В. Направления и механизмы профессионально-квалификационного роста работников; на предприятии//Общество и экономика. 2011. № 7-8;
15) Гвозденко Е.Г. Опыт выработки критериев оценки персонала психологом предприятия // Психология сегодня. Материалы VII Региональной научно-практической конференции 21-22 апреля 2010 г. — Екатеринбург: РГППУ, 2010....(87)