Введение 3
1 Теоретико-правовые основы социальной защиты малоимущих граждан 5
1.1 История становления и развития социальной защиты малоимущих
граждан 5
1.2 Понятие, сущность и правовое регулирование социальной защиты
малоимущих граждан на современном этапе 14
2 Анализ эффективности механизма социальной защиты малоимущих жителей
г. Санкт-Петербурга 23
2.1 Система социальной защиты малоимущих жителей г. Санкт-Петербурга ... 23
2.2 Формы и виды социальной защиты малоимущих жителей г. Санкт-
Петербурга 31
3 Проблемы социальной защиты малоимущих жителей города и возможные пути их решения 40
3.1 Проблемные аспекты социальной защиты малоимущих жителей г. Санкт -
Петербурга 40
3.2 Рекомендации по оптимизации механизма социальной защиты малоимущих
жителей г. Санкт-Петербурга 48
Заключение 56
Список использованной литературы 60
Во все времена существовала и существует определенная часть населения, которая сталкивается с проблемами, связанными с самостоятельным обеспечением своего полноценного существования, и нуждается в поддержки со стороны государства. Из числа основных социальных проблем, выделяется проблема снижения уровня дохода населения, что в свою очередь, относит многих граждан в категорию малоимущих. В связи со сложным экономическим положением в стране, данная проблема имеет особый статус. В настоящее время эта проблема является наиболее значимой. В обществе прослеживается картина последовательного расслоения населения, критерием которого выступает уровень дохода и материального обеспечения.
Актуальность темы исследования. Повышение обеспеченности населения всегда являлась и является одной из главных целей любого общества, которое стремится к прогрессу. Государство должно создавать благоприятные условия для долгой, здоровой и благополучной жизни людей, тем самым заботясь о своих гражданах, а также обеспечивать экономический рост и социальную стабильность в обществе.
Президент Российской Федерации в Указе от 7 мая 2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» назвал одной из национальных целей развития Российской Федерации снижение в два раза уровня бедности в России. Пока в Российской Федерации наблюдается усиление расслоения населения по доходам и материальному обеспечению, высокие масштабы малообеспеченности. Малообеспеченность же, в свою очередь, ведет к бедности, маргинализации населения и другим социальным проблемам, нежелательным обществу и государству.
Актуальность данного исследования обусловлена особой важностью социальных вопросов, которые являются одними из наиболее значимых для общества и для государства, охватывающими большие группы населения государства, в связи с чем вопросы исследования и совершенствования системы оказания социальной помощи для малоимущих граждан являются в числе приоритетных. Независимо от типа политического режима, уровня развития государства каждый гражданин является объектом социальной государственной политики.
По результатам исследования были сформулированы следующие выводы.
Бедность всегда выступала одной из острейших социальноэкономических проблем. Ее негативные последствия в большей или меньшей
степени испытывали все страны мира. Особенно актуальным вопрос бедности
становится в период мировых кризисных явлений, дестабилизации мировой
экономики, ухудшения геополитической обстановки.
Для достижения цели работы были решен ряд поставленных задач.
Представлена характеристика основных используемых понятий
«малоимущие категории граждан» и «социальная защита граждан», основанная
на нормативно-правовых документах РФ о государственной политике по
социальной защите. Для этого был произведен анализ этих документов.
Были выявлены особенности социального обеспечения малоимущих
категорий граждан в нашей стране, рассматривались особенности социального
обеспечения на региональном уровне, их различия.
Осуществлен анализ государственной политики Российской Федерации
по социальной защите малоимущих категорий граждан на основе данных
Федеральной службы государственной статистики
Выявлен ряд проблем государственной политики Российской Федерации
по социальному обеспечению малоимущих категорий граждан.
Основным направлением работы, обозначенным в сформулированных в
работе рекомендациях, является создание полноценного механизма
реабилитации человека, попавшего в категорию малоимущих. Важно
избавиться от всего в системе социального обеспечения, что провоцирует в
человеке иждивенца. Для этого требуется и развитая система психологической
помощи, и упрощение трудовой миграции. Отдельным пунктом отмечена
помощь подросткам из малоимущих семей. Важен также контроль за
состоянием здоровья малоимущих, всяческая помощь в поддержании здорового
образа жизни.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от
05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 04.07.2020, от 04.10.2022) // СЗ
РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
3. Конвенция Международной Организации Труда № 102 «О
минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 28 июня 1952 г.) //
СПС «Консультант Плюс».
4. Европейская социальная хартия (пересмотренная): принята в г.
Страсбурге 03.05.1996 // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 4.
5. Рекомендация № 67 Международной организации труда «Об
обеспечении дохода» (Вместе с «Руководящими принципами») (Принята в г.
Филадельфии 12.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ) //
Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда.
1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 591 - 612.
6. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О
благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» //
Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. N 33. Ст. 3340.
7. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об
общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. №
21. Ст. 1930.
8. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 145.
9. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О
прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ. – 1997. – № 43. – Ст. 4904.
10. Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета
доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко
проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им
государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. –
2003. – № 14. – Ст. 1257.
11. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от
17.07.1999 № 178-ФЗ (последняя редакция)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/
12. Указ Президента РФ от 7 мая 2018г. № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года» // СПС «Консультант Плюс».
13. Байкин И. А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость»,
«социальная защищённость», «социальная незащищённость» / И. А. Байкин //
Вестник МГТУ Станкин. — 2018. — № 2. — С. 26–30.
14. Бачернихина М.В. Организация защиты прав и интересов детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей / М.В. Бачернихина, В.А.
Грунина // Право и государство: теория и практика. — 2021. — № 10 (202). —
С. 72-76.
15. Бистяйкина Д.А. Социальные проекты по поддержке молодых
семей: обзор практик / Д.А. Бистяйкина, Я.С. Сергачева // E-Scio : сетевое изд.
— 2022. — № 3 (66). — С. 27-32... 48