Актуальность исследования. В российской действительности сложный процесс
трансформации общественного развития и радикальных преобразований сопряжен с обширным кризисом многих сфер жизнедеятельности, что в первую очередь сказалось на самых
незащищенных членах общества - детях. Наличие детской беспризорности - один из ярких
показателей этого кризиса. Прямая зависимость между социально-экономическими показателями жизни общества и уровнем детской беспризорности достаточно очевидно проявляется в соответствующие исторические периоды времени: на рубеже ХVIII-ХIХ вв. (разложение
феодализма); на рубеже ХIХ-ХХ вв. (быстрый рост капитализма); в 20-е годы ХХ в. (революция, Гражданская война); в 40-е годы ХХ в. (Великая Отечественная война); на рубеже
ХХ-ХХI вв. (эпоха «перестройки», крушение СССР). В современной России беспризорных
детей и подростков так много, что они перестали не только удивлять, но и вызывать сочувствие у многих взрослых.
Сегодня в России около пяти миллионов беспризорных - больше, чем после революции
1917 года, больше чем после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (А.В. Гоголева). Глава МВД РФ Р. Нургалиев приводит несколько цифр. По самым приблизительным
подсчетам МВД, в России более 6 млн. несовершеннолетних находятся в социально неблагополучных условиях. Так, в 2005г. доставлено 619 тыс. несовершеннолетних беспризорников
в органы внутренних дел, среди которых - дети, едва достигшие 13 лет, большинство из них
нигде не учились и не работали. Около 300 тыс. детей, нуждающихся в помощи государства,
были изъяты с чердаков и из подвальных помещений, с территорий вокзалов и аэропортов и
из других общественных мест представителями органов внутренних дел. Только за 2005 год
пропали без вести более 30 тыс. детей. Выявлено 154 тыс. случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Жизнь современных беспризорных во многом напоминает существование их исторических предшественников - это лишения, стрессовые ситуации, враждебность и агрессивность
по отношению к обществу. Беспризорные дети являются потенциальными носителями правонарушений, проституции, насилия, суицида. Это благоприятная среда для сомнительных
манипуляций, использования детей в криминальных целях. В структуре подростковой преступности растет удельный вес преступлений, направленных против личности, характеризующихся особой жестокостью и садизмом.
В сложившейся ситуации эффективность мер зависит от разработки научнообоснованной системы по профилактике детской беспризорности и методов работы с данной категорией детей. При создании такой системы необходимо возрождение историкопедагогического наследия с его традициями и опытом воспитания, которые до сих пор остаются недостаточно востребованными. И.И. Бецкой, П.П. Блонский, А.Н. Граборов, А.Б. Залкинд, Н.К. Крупская, В.И. Куфаев, А.С. Макаренко, Н.И. Озерецкий, В.Ф. Одоевский, К.Д.
Ушинский и др. выявили причины, факторы, закономерности работы с беспризорными
детьми и создали систему по преодолению и профилактике беспризорности.
Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и диссертационных работ позволил выделить основные направления современных исследований беспризорности:
• Современные аспекты социальной дезадаптации, факторы и условия ее проявления,
диагностика, формы и методы профилактики и коррекции (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, В.Г.
Бочарова, Л.А. Грищенко, В.Н. Гуров, И.В. Дубровина, Т.Д. Марцинковская, Т.Д. Молодцова, В.Г. Степанов, Ю.Ю. Черво).
• Выявление причин отклоняющегося поведения, поиск путей и средств по его предупреждению (В.Г. Баженов, Ю.В. Гербеев, С.А. Завражин, М.В. Квитковский, Н.А. Коваль,
Э.Г. Костяшкин, Г.П. Медведев, О.Н. Меншина, И.А. Невский, А.И., Островский, Е.И. Петухов, В.А. Попов, З.Д. Раевская).
• Активизация коррекционно-реабилитационной работы в учреждениях интернатного
типа с дезадаптированными детьми и подростками (И.П. Башкатов, Ю.В. Гербеев, В.М. Литвишков, Н.И. Махиборода, И.А.Невский, В.И. Чередниченко).
Принципиальное значение для диссертанта имели исследования А.В. Гоголевой, Ю.А.
Клейберга, А.М. Нечаевой, Е.Г. Слуцкого, свидетельствующие о том, что в настоящее время
активизируется работа по рассматриваемой проблеме.
Диссертантом установлено, что, несмотря на всестороннее освещение исследуемой
проблемы, вопросы, относящиеся к изучению педагогической составляющей процесса социальной адаптации беспризорных детей, изучены недостаточно, что требует дополнительных
исследований в этой области социальной теории и практики. Трудности в организации педагогической деятельности с беспризорными детьми в приютах свидетельствуют о несовершенстве научно-методического обеспечения в работе по их социальной адаптации и порождают противоречие между потребностью адаптации беспризорных детей к жизни в приютах
и недостаточной разработанностью содержательно-технологических компонентов социально-педагогической деятельности.
Это неизбежно сопровождается поиском педагогических условий, способных повысить
эффективность процесса социальной адаптации беспризорных детей в условиях приюта. Учитывая актуальность, практическую значимость и недостаточную теоретическую
разработанность обозначенной проблемы была определена тема диссертационного исследования: «Педагогические условия социальной адаптации беспризорных детей в приюте».
Цель исследования – разработать и экспериментально проверить комплексную модель
адаптации беспризорных детей в приюте, выявить и охарактеризовать педагогические условия ее эффективной реализации.
Объект исследования – процесс социальной адаптации беспризорных детей.
Предмет исследования – педагогические условия, обеспечивающие эффективность
процесса социальной адаптации беспризорных детей в условиях приютов.
Разработана и реализована на практике совокупность педагогических условий, включающих в себя: комплексную педагогическую модель социальной адаптации беспризорных
детей в условиях приюта, программу социальной адаптации, активное взаимодействие педагогов и воспитанников.
2. Комплексная педагогическая модель включает в себя: цель, принципы, основные направления деятельности, которые состоят из блоков: диагностического, развивающего, результативного и направлены на выявление и снижение степени социальной дезадаптации,
является основой для организации и осуществления диагностики, создания атмосферы эмоционального комфорта, совместной деятельности воспитателей, педагогов и психологов.20
3. Разработанная программа (входящая в состав развивающего блока) с методическим
обеспечением к ней стала основой методических рекомендаций для приютов.
4. Научно-методические результаты исследования включены в учебные программы
студентов Киселевского педагогического училища, Томского государственного педагогического университета и могут быть использованы в других учебных заведениях.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие сложной проблемы социальной адаптации беспризорных детей. В результате исследования диссертантом
выявлено, что данная проблема нуждается в дальнейшей разработке следующих направлений:
- организация деятельности в преодолении и предупреждении детской беспризорности
новых воспитательных институтов в системе современного детского движения;
- разработка адекватных методик исследования личности беспризорных детей и подростков на разных возрастных группах;
- разработка методической системы, ориентированной на установление контакта диалогового общения между специалистами приютов и воспитанниками;
- анализ опыта привлечения церкви к педагогическим аспектам социальной работы с
беспризорными детьми и подростками;
- роль самоуправления в педагогической коррекции социальной дезадаптации беспризорных детей и подростков;
- организация трудовой деятельности в процессе социальной адаптации и реабилитации
беспризорных детей.
Ящук А.В. К проблеме подготовки будущих педагогов к работе с дезадаптированными детьми // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Серия: Педагогика. 2006.- Выпуск №12(63).
- С.42-46.
2. Ящук А.В. Социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением: Калифорнийский опыт // Философия образования.- Новосибирск, 2006.- №3(17).- С.70-74.
3. Ящук А.В. Социальная дезадаптация у беспризорных детей в приюте // Высшее образование сегодня.- Москва, 2006 .- № 9.- С.60-62.
4. Ящук А.В. Детская беспризорность: теория и практика ее преодоления и предупреждения: Монография / Под ред. В.А. Дмитриенко. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004.- 192с.
5. Ящук А.В. Определение степени социальной дезадаптации беспризорных детей и
подростков // Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образова-21
ния: Материалы международной научно-практической конференции: В 2 т. Т. 1.- Томск: Издво ТГПУ, 2002. - С. 256-259.
6. Ящук А.В. Исследование беспризорности в России: создание условий для ее преодоления // Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования: Материалы Международной научно-практической конференции: В 2 т. Т. 1. - Томск: Изд-во
ТГПУ, 2002. - С. 175-178.
7. Ящук А.В. Создание условий для преодоления детской беспризорности в 20-е годы в
г. Томске // Молодежная политика как превенция отклоняющегося поведения: Труды Всероссийской научно-практической конференции. - Юрга: Изд-во ТПУ, 2003. - С. 52-55.
8. Ящук А.В. Социальная помощь семье и детям: превентивная практика в Калифорнии
// Молодежная политика как превенция отклоняющегося поведения: Труды Всероссийской
научно-практической конференции. - Юрга: Изд-во ТПУ, 2003.- С. 56-58.
9. Ящук А.В. Социальная поддержка, обучение и воспитание беспризорных детей: история и современность // Педагог. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - № 1 (16). - С. 107-111.
10. Ящук А.В. Социальная адаптация и реабилитация беспризорных детей и подростков: историко-педагогический аспект // Материалы III Всероссийской научной конференции
«Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности». - Томск: Изд-во
ТГПУ, 2004. - С. 109-114.
11. Ящук А.В. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция социальной дезадаптации беспризорных детей и подростков в условиях приюта // Материалы VIII Всероссийской (с международным участием) конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. - С. 194-199.
12. Ящук А.В. Социальная дезадаптация беспризорных детей и подростков как педагогическая проблема // Образование в Сибири. – Томск: Изд-во «Томский ЦНТИ», 2004. - № 1
(12). – С. 75-79.
13. Ящук А.В. Подготовка будущих педагогов к работе с социально дезадаптированными детьми // Педагог.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - № 2(19).- С.125-130.
14. Ящук А.В. Беспризорность - как социальное явление // Материалы IX Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование».- Томск:
Изд-во ТГПУ, 2005.- С.334-340.
15. Ящук А.В. Роль Томских учреждений для беспризорных детей в истории образования Сибири // Становление и развитие системы образования в регионах Западной Сибири:
общее и особенное: Материалы региональной научно-практической конференции. - ГорноАлтайск: Изд-во ГАГУ, 2006.- С.148-157