Экспериментирование, как средства развития познавательной активности школьников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экспериментирования как средства развития познавательной активности школьников 3
1.1. Психолого-педагогическая характеристика познавательной активности дошкольника в научной литературе 3
1.2. Формы и методы развития познавательной активности у дошкольников 3
1.3. Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников 3
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности дошкольников с помощью экспериментирования 3
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 3
2.2. Развитие познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании 3
2.3. Анализ полученных результатов на контрольном этапе 3
Заключение 3
Список литературы 3
Приложение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экспериментирования как средства развития познавательной активности школьников 3
1.1. Психолого-педагогическая характеристика познавательной активности дошкольника в научной литературе 3
1.2. Формы и методы развития познавательной активности у дошкольников 3
1.3. Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников 3
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности дошкольников с помощью экспериментирования 3
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 3
2.2. Развитие познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании 3
2.3. Анализ полученных результатов на контрольном этапе 3
Заключение 3
Список литературы 3
Приложение 3
Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. В дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об окружающем мире, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Важно формировать базовые личностные качества ребенка, которые будут развиваться в дальнейшем.
Познавательный интерес можно охарактеризовать как стремление к всестороннему, глубокому изучению явлений и процессов, познанию их существенных свойств и взаимосвязей. Развивать познавательный интерес в определенных сферах в дошкольном возрасте крайне важно, так как именно эти направления в дальнейшем будут определять развитие личности ребенка, его характер, ценности, мировоззрения и другие важнейшие характеристики.
В этой связи задача формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших, тем более что дошкольник обладает всеми необходимыми для этого возможностями. В силу своего возраста дошкольник активен, любознателен, ему свойственна подражательность, впечатлительность, эмоциональность. [10, с. 12]
Данную проблему изучали педагоги прошлого: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, а также - современные ученые: Е.В.Гончарова С.Н. Николаева, И.В. Цветкова, А. М. Гаврилова, А. Ф. Говоркова, А. М. Федотова и др. Исследователи подчеркивали, что одним из условий формирования познавательного интереса детей является адекватный выбор средств и способов, а также соблюдение ряда педагогических требований.
На основании всего перечисленного возникает противоречие: с одной стороны, очевидна необходимость формирования познавательного интереса в дошкольном возрасте, так как это влияет на развитие ребенка и стимулирует дальнейшие интеллектуальные процессы, а с другой стороны, педагоги не всегда эффективно используют для этого возможности экспериментальной деятельности. Эффективные подбор всех этих компонентов процесса формирования познавательного интереса к природе и составляет проблему нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у старших дошкольников.
Предмет исследования: Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.
Цель работы: теоретически обосновать и практически исследовать апробировать эффективность условий организации и применения экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности дошкольника.
Гипотеза исследования: предположение о том, что организация экспериментальной деятельности старших дошкольников создаст возможность повышения уровня познавательной активности если:
- экспериментальная деятельность соответствует возрастным особенностям детей;
- проводится регулярно и систематически;
- к работе привлекаются родители;
- используются разнообразные методы, приемы и материалы.
Цель, объект и предмет исследования, определили постановку и решение следующих задач:
1. Охарактеризовать особенности познавательной активности и условия его развития в старшем дошкольном возрасте.
2. Раскрыть специфику организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Провести исследование уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
4. Обосновать педагогические условия использования экспериментирования в развитии познавательного интереса у старших дошкольников.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; проведение наблюдений, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; беседы с детьми. Для интерпретации результатов экспериментального исследования были использованы качественный и количественный анализ.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в практической работе воспитателями ДОО.
База исследования:
Структура работы: введение, две главы с параграфами, раскрывающие основные задачи работы, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения.
Познавательный интерес можно охарактеризовать как стремление к всестороннему, глубокому изучению явлений и процессов, познанию их существенных свойств и взаимосвязей. Развивать познавательный интерес в определенных сферах в дошкольном возрасте крайне важно, так как именно эти направления в дальнейшем будут определять развитие личности ребенка, его характер, ценности, мировоззрения и другие важнейшие характеристики.
В этой связи задача формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших, тем более что дошкольник обладает всеми необходимыми для этого возможностями. В силу своего возраста дошкольник активен, любознателен, ему свойственна подражательность, впечатлительность, эмоциональность. [10, с. 12]
Данную проблему изучали педагоги прошлого: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, а также - современные ученые: Е.В.Гончарова С.Н. Николаева, И.В. Цветкова, А. М. Гаврилова, А. Ф. Говоркова, А. М. Федотова и др. Исследователи подчеркивали, что одним из условий формирования познавательного интереса детей является адекватный выбор средств и способов, а также соблюдение ряда педагогических требований.
На основании всего перечисленного возникает противоречие: с одной стороны, очевидна необходимость формирования познавательного интереса в дошкольном возрасте, так как это влияет на развитие ребенка и стимулирует дальнейшие интеллектуальные процессы, а с другой стороны, педагоги не всегда эффективно используют для этого возможности экспериментальной деятельности. Эффективные подбор всех этих компонентов процесса формирования познавательного интереса к природе и составляет проблему нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у старших дошкольников.
Предмет исследования: Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.
Цель работы: теоретически обосновать и практически исследовать апробировать эффективность условий организации и применения экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности дошкольника.
Гипотеза исследования: предположение о том, что организация экспериментальной деятельности старших дошкольников создаст возможность повышения уровня познавательной активности если:
- экспериментальная деятельность соответствует возрастным особенностям детей;
- проводится регулярно и систематически;
- к работе привлекаются родители;
- используются разнообразные методы, приемы и материалы.
Цель, объект и предмет исследования, определили постановку и решение следующих задач:
1. Охарактеризовать особенности познавательной активности и условия его развития в старшем дошкольном возрасте.
2. Раскрыть специфику организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Провести исследование уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
4. Обосновать педагогические условия использования экспериментирования в развитии познавательного интереса у старших дошкольников.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; проведение наблюдений, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; беседы с детьми. Для интерпретации результатов экспериментального исследования были использованы качественный и количественный анализ.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в практической работе воспитателями ДОО.
База исследования:
Структура работы: введение, две главы с параграфами, раскрывающие основные задачи работы, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса к природе, мы пришли к выводу, что понятия «интерес» и «познавательный интерес» являются комплексными и многосторонними. По мнению автора, наиболее полным определением, отражающим сущность понятия «интерес», является толкование Н. Г. Морозовой, в котором она описывает его следующим образом: «Интерес - это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать». Здесь мы видим характерные черты и самого понятия «познавательный интерес»: тесную взаимосвязь понятия «познавательный интерес» и знания, а также важность эмоциональной окраски.
Познавательный интерес не является определенным психическим процессом, как например мышление, память, восприятие. В его основе переплетаются и взаимодействуют в четком единстве волевые, интеллектуальные и эмоциональные процессы. Это и является основой столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов.
Познавательные интересы детей – это динамическая, подвижная система, которая проходит в своем становлении следующие стадии: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Далее в ходе исследования было дано определение понятию «познавательный интерес к природе», проанализирована роль природы в жизни детей. Природа и объекты природного мира притягивают и завораживают ребенка. С одной стороны, природа – это естественная среда обитания людей, с другой стороны – это неиссякаемый источник нашей жизни и вдохновения, который заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.
Также были выявлены основные критерии исследования:
-эмоциональная реакция на объект (реагирует положительно, восторженно; не проявляет интереса; отрицательно реагирует);
-устойчивость интереса (как долго ребенок общается с объектом, наблюдает, как долго помнит об увиденном, возвращается ли к объекту снова);
-мыслительная активность (задает ли ребенок вопросы и характер этих вопросов (репродуктивные, проблемные));
-включается ли ребенок в деятельность, связанную с объектом;
- знания превышают требования программы, стремится рассказать об объекте;
-прикладывает ли волевые усилия, чтобы самостоятельно больше узнать об объекте, выйти за рамки увиденного;
- выбор детей и предпочтений.
Формирование познавательного интереса к природе будет более успешным, если среди множества условий мы определим следующие:
- создание в дошкольном учреждении экологической развивающей среды;
- взаимодействие детей с животными в естественных природных условиях и детском саду;
- использование способов стимулирования познавательного интереса к природе;
- организация взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Все задачи должны решаться педагогами и родителями в единстве, во временном постоянстве и с учетом индивидуальных особенностей детей. Многообразие и сложность решения этих задач требуют использования разнообразных способов и средств, при воспитании познавательного интереса к природе у дошкольников. Наиболее важными их них являются: наблюдение, игры (дидактические, подвижные и творческие), экспериментирование, трудовая деятельность, совместная деятельность с родителями, использование интегративно-проблемного обучения и многое другое.
Следующим этапом работы было проведение исследования для выявления уровня сформированности познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
В рамках констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
1. Проанализировать уровень сформированности познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень оснащенности детского сада объектами экологической развивающей среды и проанализировать ее возможности в развитии познавательного интереса.
3. Проанализировать содержание работы педагогов по использованию способов и средств ознакомления детей с природой с целью формирования познавательного интереса.
Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что познавательный интерес к природе у старших дошкольников сформирован не достаточно. Педагоги не используют весь арсенал способов и средств для формирования познавательного интереса, работа в этом направлении не продумана, а мероприятия носят единичный, а не всеохватывающий и комплексный характер. Достаточно скудной являются развивающая среда детского сада, проводится мало мероприятий с родителями и т.д.
Таким образом, учитывая важность формирования познавательного интереса к природе в старшем дошкольном возрасте и его влияние на всю оставшуюся жизнь детей, необходимо разработать и эффективно внедрить комплекс мер (способов и средств) по повышению уровня заинтересованности детей и окружающих их взрослых предметами, объектами и явлениями окружающего нас природного мира.
Познавательный интерес не является определенным психическим процессом, как например мышление, память, восприятие. В его основе переплетаются и взаимодействуют в четком единстве волевые, интеллектуальные и эмоциональные процессы. Это и является основой столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов.
Познавательные интересы детей – это динамическая, подвижная система, которая проходит в своем становлении следующие стадии: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Далее в ходе исследования было дано определение понятию «познавательный интерес к природе», проанализирована роль природы в жизни детей. Природа и объекты природного мира притягивают и завораживают ребенка. С одной стороны, природа – это естественная среда обитания людей, с другой стороны – это неиссякаемый источник нашей жизни и вдохновения, который заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.
Также были выявлены основные критерии исследования:
-эмоциональная реакция на объект (реагирует положительно, восторженно; не проявляет интереса; отрицательно реагирует);
-устойчивость интереса (как долго ребенок общается с объектом, наблюдает, как долго помнит об увиденном, возвращается ли к объекту снова);
-мыслительная активность (задает ли ребенок вопросы и характер этих вопросов (репродуктивные, проблемные));
-включается ли ребенок в деятельность, связанную с объектом;
- знания превышают требования программы, стремится рассказать об объекте;
-прикладывает ли волевые усилия, чтобы самостоятельно больше узнать об объекте, выйти за рамки увиденного;
- выбор детей и предпочтений.
Формирование познавательного интереса к природе будет более успешным, если среди множества условий мы определим следующие:
- создание в дошкольном учреждении экологической развивающей среды;
- взаимодействие детей с животными в естественных природных условиях и детском саду;
- использование способов стимулирования познавательного интереса к природе;
- организация взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Все задачи должны решаться педагогами и родителями в единстве, во временном постоянстве и с учетом индивидуальных особенностей детей. Многообразие и сложность решения этих задач требуют использования разнообразных способов и средств, при воспитании познавательного интереса к природе у дошкольников. Наиболее важными их них являются: наблюдение, игры (дидактические, подвижные и творческие), экспериментирование, трудовая деятельность, совместная деятельность с родителями, использование интегративно-проблемного обучения и многое другое.
Следующим этапом работы было проведение исследования для выявления уровня сформированности познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
В рамках констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
1. Проанализировать уровень сформированности познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень оснащенности детского сада объектами экологической развивающей среды и проанализировать ее возможности в развитии познавательного интереса.
3. Проанализировать содержание работы педагогов по использованию способов и средств ознакомления детей с природой с целью формирования познавательного интереса.
Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что познавательный интерес к природе у старших дошкольников сформирован не достаточно. Педагоги не используют весь арсенал способов и средств для формирования познавательного интереса, работа в этом направлении не продумана, а мероприятия носят единичный, а не всеохватывающий и комплексный характер. Достаточно скудной являются развивающая среда детского сада, проводится мало мероприятий с родителями и т.д.
Таким образом, учитывая важность формирования познавательного интереса к природе в старшем дошкольном возрасте и его влияние на всю оставшуюся жизнь детей, необходимо разработать и эффективно внедрить комплекс мер (способов и средств) по повышению уровня заинтересованности детей и окружающих их взрослых предметами, объектами и явлениями окружающего нас природного мира.
Подобные работы
- ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Детское экспериментирование как средство развития познавательной
активности детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательной активности школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6860 р. Год сдачи: 2021 - Экспериментирование как средство формировании познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ
ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



