Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты экспериментирования как средства развития познавательной активности школьников 3
1.1. Психолого-педагогическая характеристика познавательной активности дошкольника в научной литературе 3
1.2. Формы и методы развития познавательной активности у дошкольников 3
1.3. Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников 3
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности дошкольников с помощью экспериментирования 3
2.1. Выявление уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 3
2.2. Развитие познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании 3
2.3. Анализ полученных результатов на контрольном этапе 3
Заключение 3
Список литературы 3
Приложение 3
Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. В дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об окружающем мире, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Важно формировать базовые личностные качества ребенка, которые будут развиваться в дальнейшем.
Познавательный интерес можно охарактеризовать как стремление к всестороннему, глубокому изучению явлений и процессов, познанию их существенных свойств и взаимосвязей. Развивать познавательный интерес в определенных сферах в дошкольном возрасте крайне важно, так как именно эти направления в дальнейшем будут определять развитие личности ребенка, его характер, ценности, мировоззрения и другие важнейшие характеристики.
В этой связи задача формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших, тем более что дошкольник обладает всеми необходимыми для этого возможностями. В силу своего возраста дошкольник активен, любознателен, ему свойственна подражательность, впечатлительность, эмоциональность. [10, с. 12]
Данную проблему изучали педагоги прошлого: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, а также - современные ученые: Е.В.Гончарова С.Н. Николаева, И.В. Цветкова, А. М. Гаврилова, А. Ф. Говоркова, А. М. Федотова и др. Исследователи подчеркивали, что одним из условий формирования познавательного интереса детей является адекватный выбор средств и способов, а также соблюдение ряда педагогических требований.
На основании всего перечисленного возникает противоречие: с одной стороны, очевидна необходимость формирования познавательного интереса в дошкольном возрасте, так как это влияет на развитие ребенка и стимулирует дальнейшие интеллектуальные процессы, а с другой стороны, педагоги не всегда эффективно используют для этого возможности экспериментальной деятельности. Эффективные подбор всех этих компонентов процесса формирования познавательного интереса к природе и составляет проблему нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у старших дошкольников.
Предмет исследования: Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.
Цель работы: теоретически обосновать и практически исследовать апробировать эффективность условий организации и применения экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности дошкольника.
Гипотеза исследования: предположение о том, что организация экспериментальной деятельности старших дошкольников создаст возможность повышения уровня познавательной активности если:
- экспериментальная деятельность соответствует возрастным особенностям детей;
- проводится регулярно и систематически;
- к работе привлекаются родители;
- используются разнообразные методы, приемы и материалы.
Цель, объект и предмет исследования, определили постановку и решение следующих задач:
1. Охарактеризовать особенности познавательной активности и условия его развития в старшем дошкольном возрасте.
2. Раскрыть специфику организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Провести исследование уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
4. Обосновать педагогические условия использования экспериментирования в развитии познавательного интереса у старших дошкольников.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; проведение наблюдений, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; беседы с детьми. Для интерпретации результатов экспериментального исследования были использованы качественный и количественный анализ.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в практической работе воспитателями ДОО.
База исследования:
Структура работы: введение, две главы с параграфами, раскрывающие основные задачи работы, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса к природе, мы пришли к выводу, что понятия «интерес» и «познавательный интерес» являются комплексными и многосторонними. По мнению автора, наиболее полным определением, отражающим сущность понятия «интерес», является толкование Н. Г. Морозовой, в котором она описывает его следующим образом: «Интерес - это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать». Здесь мы видим характерные черты и самого понятия «познавательный интерес»: тесную взаимосвязь понятия «познавательный интерес» и знания, а также важность эмоциональной окраски.
Познавательный интерес не является определенным психическим процессом, как например мышление, память, восприятие. В его основе переплетаются и взаимодействуют в четком единстве волевые, интеллектуальные и эмоциональные процессы. Это и является основой столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов.
Познавательные интересы детей – это динамическая, подвижная система, которая проходит в своем становлении следующие стадии: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Далее в ходе исследования было дано определение понятию «познавательный интерес к природе», проанализирована роль природы в жизни детей. Природа и объекты природного мира притягивают и завораживают ребенка. С одной стороны, природа – это естественная среда обитания людей, с другой стороны – это неиссякаемый источник нашей жизни и вдохновения, который заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.
Также были выявлены основные критерии исследования:
-эмоциональная реакция на объект (реагирует положительно, восторженно; не проявляет интереса; отрицательно реагирует);
-устойчивость интереса (как долго ребенок общается с объектом, наблюдает, как долго помнит об увиденном, возвращается ли к объекту снова);
-мыслительная активность (задает ли ребенок вопросы и характер этих вопросов (репродуктивные, проблемные));
-включается ли ребенок в деятельность, связанную с объектом;
- знания превышают требования программы, стремится рассказать об объекте;
-прикладывает ли волевые усилия, чтобы самостоятельно больше узнать об объекте, выйти за рамки увиденного;
- выбор детей и предпочтений.
Формирование познавательного интереса к природе будет более успешным, если среди множества условий мы определим следующие:
- создание в дошкольном учреждении экологической развивающей среды;
- взаимодействие детей с животными в естественных природных условиях и детском саду;
- использование способов стимулирования познавательного интереса к природе;
- организация взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Все задачи должны решаться педагогами и родителями в единстве, во временном постоянстве и с учетом индивидуальных особенностей детей. Многообразие и сложность решения этих задач требуют использования разнообразных способов и средств, при воспитании познавательного интереса к природе у дошкольников. Наиболее важными их них являются: наблюдение, игры (дидактические, подвижные и творческие), экспериментирование, трудовая деятельность, совместная деятельность с родителями, использование интегративно-проблемного обучения и многое другое.
Следующим этапом работы было проведение исследования для выявления уровня сформированности познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
В рамках констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
1. Проанализировать уровень сформированности познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень оснащенности детского сада объектами экологической развивающей среды и проанализировать ее возможности в развитии познавательного интереса.
3. Проанализировать содержание работы педагогов по использованию способов и средств ознакомления детей с природой с целью формирования познавательного интереса.
Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что познавательный интерес к природе у старших дошкольников сформирован не достаточно. Педагоги не используют весь арсенал способов и средств для формирования познавательного интереса, работа в этом направлении не продумана, а мероприятия носят единичный, а не всеохватывающий и комплексный характер. Достаточно скудной являются развивающая среда детского сада, проводится мало мероприятий с родителями и т.д.
Таким образом, учитывая важность формирования познавательного интереса к природе в старшем дошкольном возрасте и его влияние на всю оставшуюся жизнь детей, необходимо разработать и эффективно внедрить комплекс мер (способов и средств) по повышению уровня заинтересованности детей и окружающих их взрослых предметами, объектами и явлениями окружающего нас природного мира.
1. Актуальные вопросы интереса в обучении. / Под ред. Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2018. – 220с.
2. Бардин, К. В. Чтобы ребенок успешно учился. М.: Педагогика, 2018. – 245с.
3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2015. – 110с.
4. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду / – М: Мозаика Синтез., 2017. -67с
5. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Развитие познавательно-исследова-тельских умений у старших дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2012.
6. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 128с.
7. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., Просвещение, 2010. – 256с.
8. Выготский, Л. С. Избранные труды. Т. 5. – М.: Просвещение, 2011. – 520с.
9. Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности / – М: Мозаика Синтез., 2017. -212с.
10. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии // — М.: Сентябрь, 2012. — 112 с.: ил.
11. Газина О. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками. //Дошкольное воспитание - 2011. - №7. - с. 86-90.
12. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // -Волгоград: Учитель, 2011. -202 с. : ил.
13. Зенина, Т., Туркина, А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2018. N 7. С. 27-35.
14. Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2010. - №7. – с. 58-61.
15. Зебзеева, В.А. Эколого-субкультурные практики детей дошкольного возраста / В.А. Зебзеева // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 7. С. 3-7.
16. Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2017. - №7. – с. 3-9.
17. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольника с миром животных. – М.: Педагогика, 2018. – 220с.
18. Значение использования моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников // Серебрякова Т.Д. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - С. 113-115.
19. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2015. - №5. – с. 70-73.
20. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2017. - №3. – с. 10-12.
21. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. — М., 2017.
22. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. — М., 2014.
23. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2014.
24. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. для сред. и высш. пед. заведений. – М.: Академия, 2016. – 210с.
25. Кyликoвcкaя, И. Э. Дeтcкoe экcпepимeнтиpoвaниe / И.Э. Куликовская. М.: Пeд. oбщecтвo Poccии. 2013.79 с
26. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников. /Волгоград. Учитель, 2013, - 150с.
27. Морозова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М.: Просвещение, 2011. – 263с.
28. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду //. – Волгоград. Учитель, 2016. - 232с.
29. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада. М.: Новая шк., 2012. 160 с. В прил.: Экология в картинках / В. Танасийчук.
30. Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» // Дошкольное воспитание, 2014, № 9. – С. 51-53.
31. Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание, 2010, № 5. – С. 36.
32. Николаева, С. Н. О некоторых вопросах экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. С. 12-16.
33. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М.: Мозайка-Синтез, 2011.
34. Николаева, С. Н. Формирование начал экологического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2007. - №7. с. 10-17.
35. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.Н.Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
36. Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.
37. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : метод. рекомендации / под ред. Л. Н. Прохоровой). – М. : АРКТИ, 2018.
38. Пapшyкoвa, И.Л. Мaлeнькиe иccлeдoвaтeли в дeтcкoм caдy / И.Л. Паршукова. СПб.: Eвpoпeйcкий дoм. 2014. 72 с.
39. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. М.: Карапуз-Дидактика, 2015.
40. Рыжова Н.А. Экологический проект "Здравствуй, дерево" //Дошкольное воспитание. -№3. 2012. С.14-21.
41. Рогачев С. Концепция дошкольного воспитания / / Дошкольное воспитание, 2005, № 5. – С. 10.
42. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – М., 2010. – С. 110-155.
43. Рыжова Н.А. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, 2008, № 7. – С. 26-34.
44. Рыжова Н.А. «О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание, 2001, № 6.
45. Римашевская Л.С., Никонова Н.О., Ивченко Т.А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. -М.: Центр педагогического образования, 2010 – 198с.
46. Степанченко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход / Ю.В.Степанченко // Стандарты и мониторинг в образовании, 2013. – №3. – С. 12.
47. Ушинский, К. Д. Собр. соч. в 11 т.: М.-Л., 2011-2011гг., Т. 2.
48. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. – М.: Просвещение, 2014 – 576с.
49. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2010. № 7. С. 5-7.
50. Экологические беседы для старших дошкольников: [Метод. рекомендации] / коллектив авторов Пед. колледж № 2. Челябинск, 2010. 45 с.
51. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. – М.: Всемирный фонд дикой природы, 2010. –104с.
52. Экологическое образование школьников / под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. – М.,2011.
53. Яницкий, О.Н. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики / О.Н.Яницкий. – Москва: Наука, 2027. – 271 с.
54. Яковлев, М. А. Формирование познавательных интересов в дошкольном возрасте. – М.; Н. Новгород, 2012.- 107с.
55. http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/roditelam/roditelyam-ob-ekologicheskoy-subkult#ixzz2D3BZL745
56. http//www.ecosystema.ru
57. http//www.priroda.ru
58. http//www.science.ru
59. http//www.uchportal.ru
60. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 21.03.2018).