Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Северный текст отечественной детской литературы

Работа №173395

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
I. СЕВЕР КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ ТЕМА 6
1.1. Фольклорная основа литературы коренных народов Севера 6
1.2. Детская литература как предмет изучения в школах крайнего Севера. 10
Выводы 13
II. ОБРАЗ СЕВЕРА В ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 15
2.1. Эвенкийская детская литература 15
2.1.1. Обзор научной литературы по теме 15
2.1.2 Формы животного эпоса в эвенкийской сказочной литературе 19
2.1.3. Напевы в эвенкийских сказках и преданиях 41
2.1.4. Пути формирования демонологических образов 46
2.1.5. Взаимосвязь фольклора эвенков с фольклором соседних народов .... 55
2.2. Нганасанская детская литература: история и специфика 59
2.2.1. Обзор научной литературы 59
2.2.2. История становления нганасанской детской литературы 61
2.3. Долганская детская литература 65
2.3.1. Устройство мира, представленное в долганских сказках 65
2.3.2. Типология долганских сказок 70
Выводы 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 78


Синкретический характер устных традиций предполагает синтез знаний в области, лежащей на пересечении филологических, этнографических и искусствоведческих исследований.
В ходе изучений детской литературы народов Севера внимание следует уделять классификации и систематизации фольклорных явлений в контексте этнической культуры народов Севера, особенностей их этногенеза, этнической истории, материальной и духовной культуры, народных знаний, декоративно-прикладного искусства и музыкальной культуры.
Важной задачей является понимание фольклора таким, каким он видится самим его носителям, а также последующее сопоставление такого видения с общепринятыми научными представлениями.
Фольклористы неоднократно жаловались на трудность определения сказки, неуловимость тех категорий, которые с равным успехом обнаруживались бы в сказках волшебных, животных, бытовых. Это естественно ведет к заключению, что жанра сказки нет — понятие «сказка» покрывает группу жанров. Так, В.Я. Пропп замечал, что «в состав сказок входят различные по поэтической природе произведения. По своей структуре волшебные сказки — нечто совершенно иное, чем сказки кумулятивные или сказки о пошехонцах. Следовательно, сказка — понятие более широкое, чем жанр» [70, 37]. Того же мнения придерживалась Э.В. Померанцева,
называвшая сказочную прозу многожанровым родом, «в котором система жанров объединяется доминирующей эстетической функцией» [65, 75]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Детская отечественная литература народов Севера сохраняет очевидные связи с первобытным фольклором и в то же время начинает отступать от мифологии. Процесс превращения мифа в сказку здесь окончательно не завершился, и их границы размыты.
В фольклоре народов Севера наряду с мифами о творении можно обнаружить и такие рассказы, которые можно квалифицировать как архаические животные сказки. Говоря об архаических животных сказках, мы имеем в виду не возраст сюжетов, восходящих к древности (напротив, они могут быть относительно молоды), а «конституцию» этих сказок, не потерявших еще связи с мифологией.
Фольклор северных народов до сих пор остается малоизученной областью, в связи с чем возникает потребность понимания особенностей и специфики мифологической картины мира, характерной для малочисленных народов русского севера и представленной, в частности, в жанре фольклорной сказки. Как правило, именно сказочный фольклор в наибольшей степени наследует мифологическую традицию, прежде всего - традицию низшей мифологии. Сказочная литература является, таким образом, одним из богатейших материалов, репрезентирующих мифологическую картину мира. Несмотря на трудности, связанные с обнаружением и сохранением северного литературного наследия, усилиями многих исследователей последних лет удается сделать доступными многие этнические, литературные материалы. Сказочная литература долган - один из таких редких и интереснейших источников.



1. Антология фольклора народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока. Красноярск: Красноярское книжное издательство,1989.
2. Антошин К.Ф. (1987). Вечно живые истоки (О фольклоре и молодой советской литературе народов и народностей Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока). Красноярск: издательство Красноярского госуниверситета.
3. Арчакова О. Б. Мифологические представления эвенков: по
материалам народных сказок/ О. Б. Арчакова, Л. Л. Трифонова. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2006. - 283 с.
4. Балданов С.Ж. (2004). Сибирь - единое фольклорно литературное полиэтническое пространство. Якутск. С. 155—162.
5. Брзакова П., Воронов В. Горомомо-гороло. Давным-давно: эвенкийские сказки, легенды, сказания. - Красноярск: Сибирский промысел, 2000. - 157 с.
6. Варламова Г.И. Эпические и обрядовые жанры в эвенкийского фольклора. Новосибирск: Наука, 2002.
7. Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков : сказания и предания / запись текстов, пер. и коммент. Г. М. Василевич ; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Москва ; Ленинград : Наука, 1966. - 399 с.
8. Василевич Г. М. - крупнейший советский тунгусовед. Сборник статей к 70-летию со дня рождения. - Якутск, 1965. - 48 с.
9. Василевич Г. М. Начальная тунгусская книга. - М., 1931. - 128 с.
10. Володина, Т. В. Хантыйский фольклор: история изучения. Томск: Изд - тво Том. ун-та, 2002. - 258 с.
11. Воскобойников В. М. Детская литература вчера и сегодня. А завтра? // Вопросы литературы. 2012. №5. С. 76-88.
12. Воскобойников М. Г. О фольклоре эвенков Прибайкалья // Фольклор эвенков Прибайкалья / Записал и обработал М. Г. Воскобойников. - Улан-Удэ, Бурят. кн. изд-во, 1967. -С.3-21.
13. Воскобойников М.Г. Кто дал эвенкам солнце. Сказки, предания и устные рассказы эвенков. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство. 1973. 248 с.
14. Данилина Г.И. Миф и литература в прозе писателей Тюменского Севера / Г. И. Данилина. Литература Тюменского края. 1997. С. 121 - 163.
15. Данилина Г.И. Писатель и его край: онтологический конфликт как научная проблема / Г. И. Данилина, Н. Е. Эртер. Филологический дискурс. № 1. 200. С. 27 - 36...90

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ