Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов

Работа №173284

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы39
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка исследования: 27 учеников 8 класса.
Есть приложение.

Введение 3
Глава 1. Характеристика умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов как части исторического мышления 6
1.1 Умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов как составляющие исторического мышления 6
1.2. Подходы к формированию умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов на уроках истории 11
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у обучающихся умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов 16
2.1. Выявление уровня умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов у обучающихся 16
2.2. Разработка урока с целью формирования у обучающихся умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов 21
Заключение 31
Библиографический список 33
Приложение 1 37


Актуальность темы исследования. В курсе основного общего образования сложно найти предмет, который бы также изобиловал терминами, датами, событиями, был бы настолько же объемным, как и история. Как следствие, крайне важно при преподавании истории создавать условия для систематизации и обобщения знаний в рамках изученного материала. При этом применяются разнообразные средства, приемы и методы.
Систематизация и обобщение знаний – это важнейшее направление учебного-воспитательного процесса. Систематизация и обобщение знаний предполагает, что будут полученные детьми знания структурированы и систематизированы, что у них сформируется единое понимание того какое место в общемировой истории занимает тот или иной факт.
Формирование умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов – это одно из направлений, которое важно развивать для того, чтобы дети были способны систематизировать получаемые ими знания, обобщать их.
Умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов рассматривается сегодня как часть исторического мышления. Историческое мышление формируется через события, факты и явления. Исторические факты, отражающие единичные события, которые происходили в истории однажды, в определенное время, в конкретном месте с участием определенного круга лиц. Эти факты неповторимы. Исторические явления, отражающие черты, характерны для определенного исторического периода, эпохи. Факты различаются по объему, сложности и значимости. Чтобы понять и усвоить сложные факты, необходимо раскрывать их при помощи более простых фактов. Исторические события и явления тесно связаны друг с другом. Изучение единичных фактов (событий) позволяет понять типичные факты (явления). В процессе обучения истории в общеобразовательной школе создаются три вида исторических представлений. [14]
Прим этом, подходы к формированию умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов на уроках истории сегодня не до конца обобщены что и делает настоящее исследование актуальным.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов на уроках истории в 8 классе».
Объект исследования: умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов.
Предмет исследования: формирование умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов на уроках истории в 8 классе.
Цель исследования состоит в изучении подходов к формированию умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов на уроках истории в 8 классе.
Задачи исследования:
1. Изучить умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов как составляющие исторического мышления.
2. Охарактеризовать подходы к формированию умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов на уроках истории
3. Выявить уровень умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов у обучающихся.
4. Разработать урок с целью формирования у обучающихся умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Педагогическое тестирование.
3. Математические методы анализа полученных данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, отметим, что умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов – это одна из составных частей исторического мышления. Историческое мышление – это, прежде всего знания исторических фактов, владение логическими приемами их осмысления. Вторая составляющая исторического мышления – это умение рассматривать различные исторические факты, события не как отдельные образования, а как связанные друг с другом. Это позволяет формировать у обучающихся понимание того, что все происходящее в мире исторически обусловлено. Третья важная составляющая истерического мышления – это способность формулировать свою позицию относительно того или иного исторического события, факта. Учащиеся, которые обладают высоким уровнем развития исторического мышления, умеют отличать подлинные сведения от вымышленных, различать подмену понятий, фальсификации, что также не является лишним умением в нашей сегодняшней реальности.
Формирование исторического мышления в целом и умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов в частности – это длительный процесс, который не получится реализовать без применения различных средств наглядности. Одним из таких видов может выступать историческая карта.
Мы провели констатирующий эксперимент и выявили уровень развития у школьников умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов. Было выявлено, что доля детей с низкими показателями составила 51,85%. Эти дети не владели фактологическим материалом, не могли выделить существенные признаки того или иного объекта, явления, не могли объединить объекты, явления в группы, не могли из отдельных фактов, событий сложить общую картину, не умели сравнивать различные объекты, явления, не видели причин и следствий изучаемого факт, события, явления, н умели прогнозировать возможные последствия того или иного события, явления в истории.
Мы предлагаем в качестве одного из средств формирования умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов исторические карты. Они помогают систематизировать знания, обобщить их, сравнить те или иные процессы, явления, то есть отвечают целям нашего исследования.



1. Альянова, Н.И. Учебные исследования и проекты как способ формирования функциональной грамотности учащихся / Н.И. Альянова // Педагогический поиск. 2022. – №6. – С.1-4
2. Бабенко Т.А. Сравнительный анализ на уроках истории как одно из главных средств формирования проблемного метода обучения истории и формирования творческого мышления / Т.А. Бабенко // Наука, образование и культура, 2015. – № 2 (2). – С. 36-40.
3. Баранова Е.С. Метод формирования целостного исторического мышления школьников в условиях нелинейного процесса обучения / Е.С. Баранова // Обучение и воспитание: методики и практика 2016 - 2017 учебного года. Сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 71-76.
4. Гапеева С.А. Типология познавательных картографических заданий / С.А. Гапеева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/tipologiya-poznavatelnyh-kartograficheskih-zadanij5816020.html (дата обращения: 14.12.2024).
5. Герко М.Д. Факторы развития исторического мышления молодежи в академической среде и за ее пределами / М.Д. Герко // Россия – историко-культурные константы и перспективы развития детства. Сборник научных трудов XXX Международной конференции, 2024. – С. 212-215.
6. Данилова И.Ю. Проблемные задачи как метод формирования исторического мышления в процессе преподавания курс «История» / И.Ю. Данилова, А.Н. Ильин // Теория и практика современного профессионального образования, 2015. – № 1. – С. 78-83.
7. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – Москва : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.
8. Жужгова Н.В. Формирование исторического мышления в условиях современного образования / Н.В. Жужгова // Пермский педагогический журнал, 2011. – № 2. – С. 91-95.
9. Журавлева О.Н. История России. Поурочное планирование. / класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / О.Н. Журавлева. – Москва : Просвещение, 2020. – 191 с.
10. Иградиев С.С. Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления / С.С. Иградиев // Молодой ученый, 2022. – № 25 (420). – С. 306-311.
11. История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Просвещение, 2021. – 128 с.
12. История России. 8 класс: рабочая тетрадь: учебное пособие / И.А. Артасов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Л.А. Соколова. – 8-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2022. – 111 с.
13. Кузнецова Е.Л. Опыт изучения проблемы формирования исторического мышления у старшеклассников в учебно-исследовательской лаборатории «Stori-Я» / Е.Л. Кузнецова, А.В. Тутолмин // Современные проблемы науки и образования, 2021. – № 3. – С. 34-39.
14. Куприянова Д.В. Формирование исторического мышления на уроках истории / Д.В. Куприянова // Молодой ученый, 2016. – № 27 (131). – С. 689-690.
15. Куприянова Д.В. Формирование исторического мышления на уроках истории / Д.В. Куприянова // Молодой ученый, 2016. – № 27 (31). – С. 689-690.
16. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей / И.Я. Лернер. – Москва : Просвещение, 1982. – 191 с.
17. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 583 с.
18. Мальцев М.Д. О разграничении понятий «мышление» и «интеллект» / М.Д. Мальцев // Вопросы педагогики, 2024. – № 5-2. – С. 36-40.
19. Махмудова Х.Р. Формирование исторического мышления на уроках истории / Х.Р. Махмудова // Мировая наука, 2020. – № 3 (36). – С. 350-353.
20. Немов Р.С. Общая психология. Введение в психологию: учебник и практикум для вузов / Р.С. Немов. – 6-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 727 с.
21. Пакина, Т.А. Развитие функциональной грамотности и формирование понятия «функциональная грамотность» в России / Т.А. Пакина // Вестник педагогических науки. 2022. №5. С.201-206
22. Панченко Т.В. Развитие исторического мышления обучающихся в исследовательском проекте / Т.В. Панченко, М.Н. Мартынюк, М.С. Мосолов // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – № 71-3. – С. 150-153.
23. Попов Н.М. Исторические карты как средство активизации сознания обучающегося на уроках истории / Н.М. Попов // Наука и образование, 2021. – Т.4. – №3. – С. 24-32.
24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 14.12.2024).
25. Решетникова С.Н. Историческая карта – один из важнейших компонентов формирования исторического мышления обучающихся / С.Н. Решетникова // Наука и образование: новое время, 2015. – № 1 (6). – С. 268-273.
26. Скопова В.А. Работа с историческими картами: знаниевый компонент и проблема визуализации материала / В.А. Скопова // Современный ученый, 2017. – №4. – С. 44-47
27. Терехова Т.А. Алгоритмическое мышление: образовательные причины развития и место в классификации видов мышления / Т.А. Терехова, Л.К. Портнова, Ю.Ф. Тюлюпов // BAIKAL RESEARCH JOURNAL, 2023. –Т. 14. – № 4. – С. 1553-1568.
28. Федеральная рабочая программа среднего общего образования «История» (базовый уровень) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/29_ФРП_История_10-11-классы_база.pdf (дата обращения: 14.12.2024).
29. Черникова Т.В. История России. Конец XVII-VIII век. 8 класс: учебник / Т.В. Черникова, С.В. Агафонов. – 3-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – 303 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ