Деятельность коммерческого банка по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (Санкт-Петербургский Университет Технологий Управления и Экономики)
Объект исследования - АО «Райффайзенбанк». Это универсальный банк, дочерний банк австрийской банковской группы Raiffeisen Bank International.
Проведен анализ финансовых показателей за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ 8
1.1. Сущность и понятие противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем 8
1.2. Модели организации деятельности коммерческих банков по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем 13
1.3. Обзор событий в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК» ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «Райффайзенбанк» 26
2.2. Практика организации деятельности АО «Райффайзенбанк» по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем 36
2.3. Информационно-программное обеспечение объекта исследования 45
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК» ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ 51
3.1. Меры, направленные на совершенствование деятельности АО «Райффайзенбанк» по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем 51
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Актуальностью работы является то, что на сегодняшний день денежно-кредитная сфера смело может быть отнесена к кровеносной системе экономики рыночного типа, так как с ее помощью обеспечивается перераспределение большей части финансовых ресурсов не только между отдельными субъектами хозяйствования, но и отраслями экономики, то есть в первую очередь она играет важную посредническую функцию. Но следует отметить, что такие характеристики банковской системы, как всепроникаемость и универсальность таят в себе множество угроз и вызовов, главными из которых является вероятность совершения операций по отмыванию доходов, которые в свою очередь были получены субъектами хозяйствования в результате осуществления незаконной деятельности.
Вопросы легализации доходов, полученных преступным путем и отмывания денег на сегодняшний день, сохраняет свою актуальность, так как представляет собой угрозу как внешнего, так и внутреннего характера для экономики страны. При этом она мешает эффективному экономическому развитию легального бизнеса и ведет к обострению ситуации в социальной среде. Все этом в основном обусловлено тем фактом, что отмывание денежных средств напрямую связано с такими явлениями как бегство капиталов, коррупция, сокрытие прибыли в офшорах и уклонение от уплаты налогов. При этом отмывание доходов является одним из наиболее важных факторов, формирующих неблагоприятный инвестиционный климат в отдельно взятой стране, что в свою очередь сдерживает приток иностранных инвестиций, призванных обеспечивать развитие экономики.
Наряду с этим, важной проблемой выступает и тот факт, что подобные средства чаще всего направляются на финансирование деятельности разного рода террористических организаций. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что теневая экономика представляет собой серьезную угрозу для безопасности страны в целом. Принятие Федерального закона от 7 августа 2007 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» позволило значительно повысить уровень выявляемости и раскрываемости фактов отмывания денежных средств и финансирования террористической деятельности, но все же полностью устранить данный феномен пока не представляется возможным.
Степень изученности вопроса. Вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступных путем и финансирования преступной деятельности на сегодняшний день посвящено множество работ. Среди авторов, работавших в данном направлении, можно назвать: Н.А. Шаталова, А.А. Наумова, Т.А. Соколова, А.В. Орлов, Н.В. Годес и др.
Однако в настоящее время мало разработок отражают ключевые тенденции развития механизма противодействия легализации доходов, полученных преступных путем и финансирования преступной деятельности в условиях повсеместной цифровизации общества и санкционного давления со стороны стран Запада и США.
Основываясь на вышеизложенной информации, можно сделать вывод о том, что данная тема является актуальной, прежде всего, потому, что ставит много вопросов, которые требуют поиска все новых и новых ответов, через которые и происходит совершенствование механизма противодействия легализации доходов, полученных преступных путем и финансирования преступной деятельности.
Целью работы является определение направлений совершенствования механизма противодействию коммерческого банка легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на примере АО «Райффайзенбанк».
Основными задачами, поставленными в работе, являются:
раскрыть сущность и понятие противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
изучить модели организации деятельности коммерческих банков по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
охарактеризовать аспекты правового и информационного обеспечения финансирования объекта исследования;
представить организационно-экономическую характеристику АО «Райффайзенбанк»;
изучить практику организации деятельности АО «Райффайзенбанк» по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
провести анализ информационно-программного обеспечения объекта исследования;
разработать меры, направленные на совершенствование деятельности АО «Райффайзенбанк» по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования – АО «Райффайзенбанк».
Предмет исследования – механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Теоретическо-информационной основой для подготовки настоящей работы выступили современные труды различных ученых в сфере анализа банковской деятельности, банковского дела, финансового права. Также для написания настоящей работы привлекалась периодическая литература, связанная с рассматриваемыми вопросами информация, опубликованная на официальных сайтах.
Нормативная основа исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Эмпирическая основа исследования – бухгалтерская отчетность АО «Райффайзенбанк», статистика Банка России.
Методы исследования. В ходе написания выпускной квалификационной работы были применены различные методы это: диалектический метод; метод анализа; метод синтеза; статистический метод; методы наблюдения и прогнозирования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования комплекса рекомендаций по повышению эффективности системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
По данным проведенного в работе анализа можно сделать следующие выводы.
Под легализацией следует понимать процесс совершения операций финансового плана и прочих сделок с денежными средствами и прочим имуществом, которые приобретены криминальным путем при совершении преступного деяния с целью придания данным средствам законного вида владения, распоряжения и пользования.
По сути, легализация представляет собой действия, которые направлены на сокрытие или попросту наличия доходов или же их нелегального источника.
Основные методы для выявления операций, операции, связанных с отмыванием доходов и финансированием террористической деятельности включают анализ данных, оценка рисков, анализ банковских транзакций, мониторинг, аудит документов. При использовании анализа данных важное значение приобретает сбор исчерпывающей информации о проводимых операциях, провести оценку основных их характеристики и выявить те из них, которые вызывают наибольшее подозрение. Оценка риска, связанного с отмыванием денег и финансированием терроризма в каждом отдельном секторе экономике имеется свои особенности. Клиентам банковских учреждений могут быть присвоены следующие степени риска: низкий; средний; высокий. При анализе банковских транзакций проводится определение и оценка источника поступления денежных средств, места проведения транзакции, а также может проводиться оценка возможной связи с другими потенциальными преступными разрядами. При аудите документов проводится оценка корректности документов, а также проверяется их соответствие требованиям нормативно-правовых актов, а также оценивается и реальная практика проведения подобных финансовых операций. С помощью эффективно организованного мониторинга появляется возможность получить полную информацию о возможных сомнительных финансовых операциях и разработать меры реагирования с целью их предотвращения. Для этого используются индикаторы легализации доходов, которые были получены преступным путем.
В качестве центрального звена национальной внутригосударственной системы по ПОДФТ можно назвать Росфинмониторинг, а также правоохранительные органы. Основным методом противодействия легализации доходов, которые получены преступным путем, выступает организация финансового мониторинга. Данный метод реализуется Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Важная роль в системе по противодействию отмывания денежных средств отводится Банку России, который выступает в качестве надзорного органа над банковскими учреждениями и прочими финансовыми организациями, которые призваны осуществлять операции с денежными средствами своих клиентов, а также их имуществом.
Для того чтобы противодействовать легализации доходов, полученных преступным путем, а также обеспечения эффективного контроля коммерческих банков Банком России деятельность организована по следующим направлениям:
обеспечение надзора в части соблюдения коммерческими банками законодательных норм в части противодействия легализации преступных доходов;
проведение мониторинга всей банковской системы на предмет выявления предпосылок к возможному отмыванию денежных средств.
Еще одним методом противодействия легализации преступных доходов можно считать организацию внутреннего контроля Банка России в части исполнения норм Федерального закона № 115.
АО «Райффайзенбанк» работает в России с 1996 года и является одним из самых надежных российских банков, который создает финансовые решения для частных и корпоративных клиентов, резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
Следует констатировать, что банковская отрасль подотчетна правительству. Что и как они предлагают, услуги, определяются политикой и действующими государственными законами. Кроме того, банки зависят от экономических тенденций – темпы инфляции могут подорвать перспективы банковской деятельности, поскольку это влияет на стоимость валюты. Технологии помогают потребителям тратить и экономить деньги с помощью легкодоступных приложений и онлайн-сервисов. Для многих ежедневных транзакций пользователям больше не требуется посещать отделение банка. Это, в свою очередь, экономит бумагу и бензин, расходуемый на дорогу в банковские учреждения и обратно. Проведенный анализ показал, что, несмотря на множество ключевых факторов успеха и сильных сторон имеется и ряд слабых сторон, которые необходимо принимать в расчет при формировании конкурентной стратегии с целью нивелирования возникающих угроз и максимального использования возможностей. При реализации конкурентной стратегии банку необходимо сохранять курс на дальнейшую цифровую трансформацию и инновационное развитие с целью минимизации издержек, что приобретает особую актуальность в условиях санкционного давления стран Запада и США. Непосредственно 2022 год поставил перед отечественным банковским сектором ряд новых задач. В первую очередь, речь идет о его участии в структурной трансформации отечественной экономики, реализации политики импортозамещения, а также в процессах диверсификации связей внешнеэкономического плана.
На протяжении анализируемого трехлетнего периода можно констатировать рост активов АО «Райффайзенбанк». Абсолютный прирост активов на трехлетний период в АО «Райффайзенбанк» составил 448,9 млрд руб., то есть, если брать в среднем, то активы банковского учреждения ежегодно росли на 224,45млрд руб. В целом за трехлетний период активы АО «Райффайзенбанк» увеличилась на 28,2% в относительном выражении. На протяжении анализируемого трехлетнего периода отмечается рост стоимости капитала АО «Райффайзенбанк». За анализируемый период (2021-2023 гг.) прирост капитала АО «Райффайзенбанк» составил 259,5 млрд руб. или на 154,5%. Однако рост прослеживается и по обязательства банка. За анализируемый трехлетний период отмечается рост обязательств на 13,3%.
Процентные доходы АО «Райффайзенбанк» в целом за три года демонстрируют рост. В то же время более, чем в 2 раза сократились процентные расходы банка, что в свою очередь обеспечило рост чистого процентного дохода на 47,1 млрд руб. и по итогам 2023 года чистый процентный доход АО «Райффайзенбанк» составил 111,9 млрд руб. против 87 млрд руб. за 2021 год.
В АО «Райффайзенбанк» комиссионные доходы за три года выросли более, чем в 2 раза и в 2023 году достигли отметки в 77,3 млрд руб. против 30,4 млрд руб. Значительно меньшими темпами росли комиссионные расходы. Все это способствовало положительной тенденции роста комиссионного дохода АО «Райффайзенбанк» почти в 3 раза.
Данные анализа свидетельствуют о положительной тенденции роста прибыли отчетного года, которая в целом за три года продемонстрировала рост на 86,78 млрд руб. и достигла отметки в 125,4 млрд руб. за 2023 год. При этом вырос почти в 4 раза финансовый результат АО «Райффайзенбанк».
Положительным фактором в работе АО «Райффайзенбанк» можно считать рост показателей рентабельности банка. Рентабельность активов банка выросла за 3 года почти в 2 раза и составила по итогам 2023 года 5,98%. В то же время можно наблюдать и рост рентабельности собственного капитала. В 2021 году рентабельность собственного капитала составляла 22,51%, а к 2023 году рентабельность собственного капитала достигла отметки в 28,54%.
Следует констатировать, что на протяжении всего анализируемого периода показатели ликвидности сохраняли значение выше нормативного, что говорит о безопасном функционировании АО «Райффайзенбанк».
В ПАО «Райффайзенбанк» в настоящее время функционируют правила в части внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
Ключевые направления работы ПАО «Райффайзенбанк» в сфере внутреннего контроля представляют собой систему правил, лежащих в основе системы обеспечения безопасности кредитной организации.
Для реализации программ в составе ПАО «Райффайзенбанк» сформировано подразделение финансового мониторинга, основной задачей которого выступает проведение регулярных проверок банковских операций. Ключевая роль в системе ПОД/ФТ ПАО «Райффайзенбанк» отводится системе идентификации клиентов. Также банком ведется работа в части отслеживания основных каналов получения доходов нелегального характера.
В случае возникновения у работников банка сомнений относительно проводимой финансовой операции сразу запускается программа управления рисками легализации и финансирования терроризма. Данная работы в ПАО «Райффайзенбанк» ведется в автоматическом режиме посредством применения программного обеспечения, разработанного непосредственно кредитной организацией.
Параллельно с этим ведется тщательный мониторинг службой внутреннего контроля ПАО «Райффайзенбанк». Данная двухуровневая система дает возможность банковскому учреждению активно реализовать систему ПОД/ФТ. В настоящее время в практике ПАО «Райффайзенбанк» по борьбе с отмыванием доходов сложились определенные модели легализации теневых доходов.
В качестве первой модели легализации доходов, которые получены в результате совершения правонарушения, можно назвать проведение структурирования. В качестве второй модели по легализации незаконных доходов выступает использование электронных форм легализации посредством расчетов, проведения сделок финансового характера, а также посредством заключения сделок по купле-продаже ценных бумаг. В качестве третьей модели легализации незаконных доходов можно назвать применение довольно разветвлённой сети компаний, которые носят фиктивный характер. Еще одной моделью легализации доходов является контрабанда наличных денежных средств. Также моделью легализации доходов, которые были получены преступным путем, выступает банковская система альтернативного плана.
В целом на протяжении всего анализируемого периода прослеживается рост транзакций ПАО «Райффайзенбанк», которые увеличились более, чем в 1,3 раза. В 2021 году число транзакций составляло 12,9 млрд. ед., а в 2023 году отмечается рост показателя до 17,1 млрд руб., что в основном обусловлено развитием цифровых сервисов банка и дистанционных каналов банковского обслуживания. На протяжении анализируемого периода отмечается снижение количества транзакций, которые были сочтены сотрудниками банка сомнительными и были направлены для дальнейшей работы в подразделение финансового мониторинга. Они снизились с 0,8 млрд. ед. до 0,78 млрд. ед. Но в процентном соотношении к транзакциям банка в целом наоборот прослеживается снижение с 6,24% до 4,56%. Число операций, данные по которым были направлены в Росфинмониторинг, в целом снизилось с 469 ед. до 445 ед.
В качестве основных направлений повышения эффективности банка в части противодействия легализации доходов и финансирования терроризма можно предложить следующие:
1. Проведение оптимизации системы по предоставлению банковской отчетности. В данном направлении оптимальным станет внедрение отображения информации по отчетности в автоматическом режиме непосредственно в Росфинмониторинге.
2. Формирование центров по компетентностной оценке и предотвращению угроз безопасности банков в части использования модели отмывания денег с использованием криптовалюты. Подобные центры лучше всего сформировать в каждом коммерческом банке. В данных центрах необходимо использовать передовые технологии и методы выявления сомнительных операций, к которым можно отнести машинное обучение, а также искусственный интеллект.
3. Формирование на уровне коммерческого банка системы «особого режима», которая будет использоваться в отношении определенных групп клиентов, которые на продолжение длительного периода времени попадали под подозрения работников банка в части отмывания денег или проведения операций сомнительного типа.
В то время как преступники становятся все умнее в своих методах, их можно держать в узде, следуя приведенным ниже рекомендациям:
1. Необходимо отслеживать транзакции.
2. Необходимо использовать инструменты для обогащения данных в режиме реального времени.
3. Машинное обучение.
Реализация на практике технологии блокчейн требует применения базы данных децентрализованного типа, посредством которой в автоматическом режиме реализуется большое число высокоэффективных транзакций, которые впоследствии записываются в базу данных в виде основных блоков, защищенных от изменений и подделок. Каждый блок отмечается своим временем исполнения и при нем имеется ссылка, которая устанавливает его взаимосвязи с предыдущим блоком. То есть, по сути, технологическое решение блокчейн представляет собой хранилище распределительного типа и содержит функцию связи «точка-точка», механизмы консенсуса и шифрование .
Для ограничения полномочий большинство блокчейн-сетей формируют собственную базу данных, где ряд децентрализованных агентов совместно сохраняют информацию. При этом реализация в системе учета и проведения транзакций банки технологии блокчейн базируется на принципе деценрализации хранения данных, с целью исключения контроля базы данных системой извне.
Реализация в ПАО «Райффайзенбанк» данного технологического решения позволит повысить прозрачность цепочки поставок и транзакций, а переход к электронному документообороту будет способствовать снижению расходов в цепочках поставок, повысить эффективность документооборота. Технология защиты блокчейна от мошенничества была принята во внимание с момента возникновения кибербезопасности. Невероятная технология обладает блестящим потенциалом для защиты конфиденциальных данных от вредоносных действий. При этом прослеживается цепочки поставок и всех транзакций позволит совершенствовать механизм ПОД/ФТ.
При инвестиционных расходах в размере 14 513 тыс. руб. за счет прироста дохода удастся получить при горизонте расчета в пять лет дополнительный доход в сумме13 556 тыс. руб.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 12 июня 2024 г. № 133-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. – № 25. – Ст. 2954.
2. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ): Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 12 июня 2024 г. № 134-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. – № 1 (часть I). – Ст. 1.
3. Указ Президента РФ от 18 ноября 2015 г. № 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» (в ред. от 5 декабря 2022 г. № 877) // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. № 47 ст. 6576.
4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 19 декабря 2023 г. № 602-ФЗ) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. – № 27. – ст. 357.
5. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 29 мая 2024 г. № 122-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. – № 33 (Часть I). – Ст. 3418.
6. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 23 апреля 2024 г. № 97-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. – № 2.8 – Ст. 2790.
7. Федеральный закон от 04 ноября 2022 года № 413-ФЗ «О ратификации Договора государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 7 ноября 2022 г. – № 45. – Ст. 7658.
8. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2022 г. № 1092 «О внесении изменений в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27 июня 2022 г. – № 26. – Ст. 4477.
9. Положение Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России от 16 декабря 2015 г. – № 115.
10. Абаканова В.А. Современное состояние противодействия легализации преступных доходов / В.А. Абаканова // Новеллы права, образования, экономики и управления 2023. Материалы IX Международной научно-практической конференции. – Гатчина, 2024. – С. 139-142.
11. Аблитаров Э.Р. Технологии распределенного реестра в противодействии финансовым мошенничествам Российской Федерации / Э.Р. Аблитаров, Э.Э. Шамилева // Менеджмент и финансы производственных систем. Сборник научно-практических статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. – Волгоград, 2024. – С. 18-21.
12. Бастрыкин А.И. Расследование легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма: практика Следственного комитета России / А.И. Бастрыкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. – 2021. – Т. 12. – № 3. – С. 493–501.
13. Батюкова В.Е. Особенности взаимодействия органов финансового мониторинга с правоохранительными органами в отношении отмывания преступных доходов на примере Кыргызской Республики / В.Е. Батюкова, Н.А. Асылюаев // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2021. – Т. 17. – № 6. – С. 29–37.
14. Богатых Т.В. Роль кредитных организаций в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем / Т.В. Богатых // Научное сообщество студентов. междисциплинарные исследования. Сборник статей по материалам CXXX студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2021. – С. 333-339.
15. Брагина Т.Ю. Коррупция и отмывание денег как социальное и правовое явление / Т.Ю. Брагина, С.М. Чештанова // Юриспруденция в теории и на практике: вопросы совершенствования правовой грамотности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2022. – С. 6-8.
16. Воронин И.А. Феномен нелегальных финансовых потоков и его место в отмывание денег в мировой практике / И.А. Воронин // Финансовая экономика. – 2022. – № 1. – С. 28-32.
17. Гаврюшенко А.П. Цифровая оффшоризация глобальной экономики: проблемы анализа и противодействия / А.П. Гаврюшенко // Проблемы российской экономики на современном этапе. – 2021. – С. 29-35.
18. Гаврюшенко А.П. Международное взаимодействие в сфере противодействия теневым цифровым финансовым потокам / А.П. Гаврюшенко // Научное обозрение: теория и практика. – 2020. – Т. 10. – № 5. – С. 764-775.
19. Гашенко И.В. Обеспечение налоговой безопасности государства в сфере противодействия современным вызовам и угрозам / И.В. Гашенко, Ю.С. Зима, И. В. Оробинская // Учет и статистика. – 2022. – № 2(66). – С. 71-80.
20. Годес Н.В. Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) как фактор национальной экономической безопасности / Н.В. Годес // Актуальные проблемы экономической безопасности государства и бизнеса: условия новой реальности. материалы II Международной научно-практической конференции. Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ». – Новосибирск, 2023. – С. 140-145.
21. Главчева М.А. Легализация преступных доходов и ее роль в отечественном и международном уголовном праве / М.А. Главчева, А.М. Васильев // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 96-5. – С. 70-72.
22. Захарченко Е.С. К вопросу о необходимости активизации государственного регулирования системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансировании терроризма в условиях перехода к цифровой экономике / Е.С. Захарченко // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях. – 2020. – С. 143-149.
23. Игошина Е.Е. Современные методы предупреждения и борьбы с легализацией преступных доходов / Е.Е. Игошина // Наука, общество, образование в условиях цифровизации и глобальных изменений. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 18-20. – ISBN 978-5-00173-452-9.
24. Кравченко П.М. Финансирование терроризма и его взаимосвязь с отмыванием денег / П.М. Кравченко // Интернаука. – 2023. – № 12-3 (282). – С. 38-40.
25. Криштопов С.В. Противодействие финансированию экстремизма посредством передачи цифровой валюты, цифровых финансовых активов и цифровых прав / С.В. Криштопов // Военное право. – 2021. – № 2. – С. 267-272.
26. Курышева Н.С. Использование цифровых финансовых технологий как фактор в расследовании преступлений / Н.С. Курышева // Вызовы времени и ведущие мировые научные центры: сборник статей Международной научно-практической конференции (02 февраля 2022 г., г. Иркутск) / В 2 ч. Ч. 1. – 2022. – С. 163.
27. Лапина С.Б. Совершенствование способов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в условиях развития рынка цифровых финансовых активов / С.Б. Лапина, В.П. Куцык // Современные проблемы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта. – 2021. – С. 102-107.
28. Лучинкин Е. А. Отмывание денег как вид преступного обогащения / Е. А. Лучинкин // Мир и Россия в условиях новой реальности. материалы ХXI Всероссийской очной студенческой научно-практической конференции: в 6-ти т.. – Воронеж, 2024. – С. 438-442.
29. Набиев Р.А. Финансовая сущность отмывания денег / Р.А. Набиев, Н. Ю. Танбщева, ЭТ. Исакова // Менеджмент и финансы производственных систем. Сборник научно-практических статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Ответственные редакторы И.А. Езангина, И.А. Чеховская. Редколлегия: С.П. Сазонов [и др.]. – Курск, 2023. – С. 145-148.
30. Наумова А.А. Специфика схем легализации доходов, полученных преступным путём / А.А. Наумова // Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем. сборник статей по материалам LVII-LVIII международной научно-практической конференции. – Москва, 2022. – С. 33-37.
31. Нугуманов А.Р. Отмывание денег: оценка состояния и мер противодействия / А.Р. Нугуманов // Современная наука. – 2022. – № 1. – С. 44-46. – ISSN 2079-4401.
32. Орлов А.В. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путём / А.В. Орлов // Уголовная политика в сфере противодействия служебно-экономической преступности: сборник статей международной научно-практической конференции. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2019. – С. 191-197.
33. Подмаркова И.П. Пути противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма / И.П. Подмаркова, Б.А. Гатамов // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. – Донецк, 2022. – С. 167-170.
34. Понаморенко В.Е. Актуальные аспекты правового регулирования цифровых активов в странах ЕАЭС/ЕАГ в свете финансовой безопасности региона / В.Е. Понаморенко // Развитие российской экономики и ее финансовая безопасность в условиях современных вызовов и угроз. – 2020. – С. 41-48.
35. Попова Е.В. Меры государственного противодействия легализации доходов, полученных преступным путем / Е.В. Попова // Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия. Сборник статей по материалам LXXII международной научно-практической конференции. – Москва, 2023. – С. 32-36.
36. Прасолов В.И. Влияние цифровой трансформации на процессы выявления легализации доходов, полученных преступным путем / В.И. Просолов, С. С. Фешина // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2020. – Т. 10. – № 8-1. – С. 130-145.
37. Ребергер А. И. Понятие и сущность отмывания денег и финансирования терроризма в банковском секторе / А. И. Ребергер // Научные открытия 2024. Сборник материалов LV-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. В 3-х томах. – Москва, 2024. – С. 95-97.
38. Соколова Т.А. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: учебное пособие / Т.А. Соколова, О.Л. Островская; под ред. д-ра экон. наук, проф. М.А. Осипова. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. – 99 с.
39. Субхангулов Р.Р. Классификация форм и методов отмывания денег в современной экономике / Р.Р. Субхангулов // Научные достижения 2022: гуманитарные и социальные науки. Сборник материалов XI международной очно-заочной научно-практической конференции. – Москва, 2022. – С. 66-67.
40. Сурнина К.С. Цифровизация экономики России: возникающие проблемы системы противодействия незаконным финансовым операциям / К.С. Сурнина, Н.С. Подкаминная // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики. – 2019. – С. 309–310.
41. Сушкова А.И. Отмывание денег и финансирование терроризма как угрозы экономической безопасности в условиях цифровизации экономики / А. И. Сушкова // Актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму на современном этапе. Сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск, 2024. – С. 303-306.
42. Урусова Л.Х. Отмывание денег как мировая проблема при финансировании терроризма / Л.Х. Урусова, Н.А. Ковтун // Юристъ-Правоведъ. – 2022. – № 2 (101). – С. 142-149.
43. Федосенко М. Ю. Особенности и перспективы реализации банковских систем противодействия мошенничеству на технологии блокчейн / М. Ю. Федосенко // Экономика и качество систем связи. – 2024. – № 1 (31). – С. 107-113.
44. Фильков О.Г. К вопросу о нормативном регулировании противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в текущей внешнеполитической обстановке / О.Г. Фильков // Правовой альманах. – 2023. – № 2 (24). – С. 42-57.
45. Цэрэнсурэн Л. Сравнительный анализ признаков преступления отмывания денег / Л. Цэрэнсурэн // Аграрное и земельное право. – 2022. – № 9(213). – С. 89-93.
46. Чебыкина Ю.Н. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем: теоретико-исторический аспект / Ю.Н. Чебыкина // Наука, общество, образование в условиях цифровизации и глобальных изменений. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза: Издательство: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза), 2022. – С. 92-94.
47. Шаталова Н.А. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем в Российской Федерации / НА. Шаталова // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. сборник статей по материалам CCXXXI международной научно-практической конференции. – Москва, 2021. – С. 48-52.
48. Шараев П.С. Противодействие отмыванию (легализации) денежных средств в условиях цифровой трансформации (финансово-правовой аспект) / П.С. Шараев // Юридический вестник Самарского университета. – 2022. – Т. 8. – № 3. – С. 94-100.
49. Ястребов О.А. Влияние искусственного интеллекта на административно-правовой режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма: вопросы права / О.А. Ястребов, М.А. Аксенова // Правовая политика и правовая жизнь. – 2022. – № 3. – С. 84-109.
50. Официальный сайт АО «Райффайзенбанк» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: raiffeisen.ru (дата обращения: 05.12.2024).